Диван
Часть серии о |
Каббала |
---|
![]() |
Эйн Соф , или Эйн Соф ( / eɪ n s ɒ f / , иврит : אֵין סוֹף ʓn sōf ; означает «бесконечный», букв. « (Нет) конца » ) в Каббале понимается как Бог до любого самопроявления в создании любого духовного царства , вероятно, полученный из термина Соломона ибн Габироля ( ок. 1021 – ок. 1070), «Бесконечный» ( ше-эн ло тикла ). Эйн Соф можно перевести как «бесконечный», «(нет) конца» или «бесконечность » . [1] Впервые его использовал Азриэль ( ок. 1160 – ок. 1238), который, разделяя неоплатоническую веру в то, что у Бога не может быть желания, мысли, слова или действия, подчеркивал этим отрицание любого атрибута. Из Эйн Соф ничего (« Эйн ») невозможно постичь («Соф»-ограничение). Это источник Ор Эйн Соф , «Бесконечного Света» парадоксального божественного самопознания, аннулированного внутри Эйн Соф до творения. В лурианской Каббале первый акт творения, Цимцум оттуда происходит , «уход» Бога для создания «пустого пространства». В хасидском иудаизме Цимцум является лишь иллюзорным сокрытием Ор Эйн Соф, порождающим монистический панентеизм . Следовательно, хасидизм сосредотачивается на божественной сущности Ацмус чем Эйн Соф, которая ограничена бесконечностью, и отражена в сущности ( этзем ) Торы , укорененной выше внутри Божества , и душе. [ нужна ссылка ]
Объяснение [ править ]
Зоар : объясняет термин «Эйн Соф» следующим образом
Прежде чем Он придал миру какую-либо форму, прежде чем Он создал какую-либо форму, Он был один, без формы и не похожий ни на что другое. Кто же тогда сможет постичь, каким Он был до Творения? Поэтому запрещено придавать Ему какую-либо форму или подобие, или даже называть Его священным именем, или указывать на Него одной буквой или одной точкой... Но после того, как Он создал форму Небесного Человека , Он использовал Его как колесницу, на которую можно спуститься, и Он желает, чтобы Его называли по Своему образу, то есть священному имени «ЯХВЕ». [2]
Другими словами, «Эйн Соф» означает «безымянное существо». В другом отрывке Зоар сводит этот термин к « Эйн » (несуществующий), потому что Бог настолько превосходит человеческое понимание, что практически не существует. [3]
Помимо «Сефер Йецира» и « Зоара» , другие известные объяснения связи между Эйн Соф и всеми другими реальностями и уровнями реальности были сформулированы еврейскими мыслителями -мистиками Средневековья , такими как Исаак Слепой и Азриэль . [4] Иуда Хайят в своем комментарии Минхат Йехуда к Маарекет Элахут дает следующее объяснение термина «Эйн Соф»:
Никакое имя Бога, встречающееся в Библии, не может быть применено к Божеству до Его самопроявления в Творении, потому что буквы этих имен были созданы только после эманации. . . . Более того, имя подразумевает ограничение своего носителя; а это невозможно в связи с «Эйн Соф».
Десять сфирот [ править ]
По мнению Гершома Шолема , Эйн Соф является эманатором десяти сфирот . Сфирот — это энергетические эманации каббалистического Древа Жизни . [4] Эйн Соф, Атик Йомин (« Ветхий днями »), излучает сфирот в космическое чрево Айн таким образом, что в результате создается созданная вселенная. Три буквы, составляющие слово «Айн» (אי״ן), обозначают первые три чисто интеллектуальные сфирот, которые предшествуют любой эмоции или действию. [5] Порядок передачи можно описать так: [ нужна ссылка ]
- 000. Айин (Ничего; нет )
- 00. Эйн Соф (Безграничность; нет конца )
- 0. Ор Ан Соф (Бесконечный Свет; бесконечный свет
- -. Цимцум (Сокращение; снижение )
- 1. Кетер (Корона; כתרкорона
- 2. Хокма (Мудрость; חכמהмудрость
- 3. Бина (Понимание; בינהБина
- 4. Хесед или Гедула (любящая доброта или милосердие; חסדдоброта
- 5. Гвура или Дин (Сила или Суд; גבורהхрабрость
- 6. Тиферет (Красота или Сострадание; слава )
- 7. Нецах (Триумф или Выносливость; נצחнавсегда
- 8. Ход (Величие или Великолепие; הודХод
- 9. Йесод (Основание; יסודфундамент
- 10. Малкут (Царство; מלכותкоролевство
Десяти сфирот предшествовал этап сокрытия, называемый цимцум , который «даёт пространство» творениям для восприятия себя как существования, отдельного от своего создателя. Сфирот демонстрируют отражение в наборах триад между более возвышенными состояниями бытия (или «небытия», когда «инаковость» еще не существует) и более низкими, более приземленными уровнями существования:
- Айн, Эйн Соф, Ор Эйн Соф
- Кетер, Хокма, Бина
- Хесед, Гвура, Тиферет
- Нецах, Ход, Йесод
Обеспокоенные тем, что неправильное толкование может привести к идолопоклоннической вере в двойственность или множественность Бога, каббалисты часто подчеркивают, что сфирот связаны с Эйн Соф и что без Эйн Соф сфирот не существуют. Однако здесь имеется кажущееся противоречие, поскольку в Каббале сфирот иногда называют божественными сами по себе, несмотря на утверждение, что они являются лишь средствами проявления Бога. Моисей бен Якоб Кордоверо , давший первую полную систематизацию Каббалы в XVI веке, разрешил противоречие, объяснив, что сфирот состоят из светов, заключенных в сосуды. Подробно, тогда как сосуды являются дифференцированными средствами творения, свет — это недифференцированный свет Эйн Соф. Это похоже на то, как вода, налитая в сосуды разной формы, принимает форму сосудов или как свет, струящийся сквозь разное по цвету стекло, проявляется в разных цветах. Несмотря на изменение внешнего вида, вода и свет исходят из одного источника и практически не изменились; сосуды просто служат для фильтрации и сокрытия света, чтобы раскрыть различные аспекты творца и позволить творениям извлечь выгоду из его света. Это объяснение было принято и расширено в более поздних работах по Каббале и Хасидская философия . [6] [7]
Ацмус [ править ]
Хасидский иудаизм XVIII века усвоил эзотерические, трансцендентные эманации Каббалы в имманентное психологическое восприятие и соответствие. [8] Термин в хасидской философии, обозначающий божественный источник, - Ацмус («сущность»). В то время как Эйн Соф Каббалы может быть только бесконечным, Ацмус, укорененный выше в Божестве, находится за пределами конечной/бесконечной двойственности. Как Эцем, он одновременно превосходит все уровни и пронизывает все уровни. Это отражено в парадоксальном акосмическом монизме хасидского панентеизма и касается сущности Торы и души. В хасидской мысли Каббала соответствует Миру Ацилус , и сефире Хокма трансцендентному уровню души Хая; Хасидская философия соответствует Миру Адама Кадмона , сфире Кетер и сущности души Йехиды. [9] Баал Шем Тов учил, что единственным отражением Ацмуса является искренность души в выполнении еврейских обрядов и молитв. Следовательно, хасидизм придал новый акцент простому народу, а также молитве и действию по сравнению с традиционно выдающимся изучением Торы , поскольку Ацмус больше всего отражается на самых низких уровнях, а цель творения - создать «место обитания» для Бога на самых низких уровнях. сферы. В ответ Хаим Воложин , главный богослов-теоретик Миснагдим , выступил против хасидского панентеизма и вновь сделал упор на изучение Талмуда. [10]
Другие мнения [ править ]
Саббатейское движение верило в неортодоксальную доктрину Лурианской Каббалы, которой учил Натан из Газы , в которой сам Эйн Соф был источником зла и мира клиппот . Согласно этому верованию, цимцум и последующее повторное излучение имели место только для творческих аспектов божества, известных как «мыслящий свет» ( или ше-йеш бо махшава ). Высшие божественные аспекты, не имевшие желания творения, «безмысленный свет» ( или ше-ейн бо махшава ), остались внутри вакуума ( техиру ) и стали материальным субстратом для творения мысленного света. Однако луч творческого света мог проникнуть только в верхнюю половину Техиру , в то время как нижняя половина, известная как «Великая Бездна», оставалась во власти несформированного безмысленного света, который в ответ создал мир клиппот для разрушения. создание продуманного света. [11] Саббатианцы верили, что Мессия , Саббатай Цви , был пойманной в ловушку или демонической душой, чей побег из Бездны приведет к очищению клиппота и самой Бездны, проникающей и формируемой творческим светом, таким образом примиряя полярности Бога. [11] : 86–87 [12]
На современном иврите [ править ]
В современном иврите , как говорят в современном Израиле, «ein sof» (часто сокращается до «einsof» – אינסוף) обычно используется как просто слово, обозначающее « бесконечность », без ссылки на Бога и вышеупомянутые сложные каббалистические коннотации. [13]
См. также [ править ]
- Апейрон
- Айн и Йеш
- Божественная простота
- Различие сущности-энергии
- Бог в иудаизме
- Эй, раввин
- Панентеизм
- Уцзи (философия)
Ссылки [ править ]
- ^ онлайн-словарь морфикса
- ↑ Зоар , часть II., раздел «Бо», 42б.
- ^ Зоар, там же. часть III. 288б
- ^ Jump up to: а б Шолем, Гершом (1974). Каббала . Еврейское издательское общество. стр. 88 и далее.
- ^ Шошан Содот , 1б
- ^ Таня , гл. 2, примечание автора.
- ^ Hemshech Samech Vov , pp. 3-4, 6.
- ^ Обзор хасидизма с сайта Inside.org.
- ^ О сущности хасидизма , публикации Kehot, Нью-Йорк.
- ^ Тора ради Торы в произведениях Хаима Воложина и его современников , Норман Ламм, Университет Йешивы
- ^ Jump up to: а б Шолем, Гершом (1991). О мистическом облике Божества . п. 84–86.
- ^ Шолем, Гершом (1973). Саббатай Цеви: мистический Мессия, 1626-1676 гг . п. 302–308.
- ^ Например, термин einsof (אינסוף) в этом значении используется Институтом Дэвидсона, научно-популярным отделом Института науки Вейцмана , в онлайн-статье на иврите о происхождении символа бесконечности [1]
Библиография [ править ]
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Эн Соф» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
- Почетная награда (1895). Развитие учения об эманации в Каббале 13 века. век . Франкфурт-на-Майне. п. 26.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Франк (1889). Каббала . Париж. п. 136.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Гинзбург, Кристиан Дэвид (1865). Каббала . Лондон. п. 105.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Джоэл (1849 г.). Религиозная философия Зоара . Лейпциг.
- Карппе (1901). Исследование происхождения и природы Зоара . Париж. п. 344 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Майер (1888). Каббала . Филадельфия. стр. 251 и след.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Шолем, Гершом (1974). Каббала . Еврейское издательское общество.