Бахья бен Ашер
Раввинские эпохи |
---|

Бахья бин Ашер ибн Халава ( בחיי בן אשר אבן חלואה , 1255–1340) — раввин и исследователь иудаизма , наиболее известный как комментатор еврейской Библии . Он - один из двух ученых, которых сейчас называют Рабейну Бехайе , а второй - философ Бахья ибн Пакуда .
Биография
[ редактировать ]Бахья был учеником раввина Шломо ибн Адерета ( Рашба ). В отличие от последнего, Бахья не публиковал комментарии к Талмуду; однако еврейские ученые считают его одним из самых выдающихся экзегетов Испании библейских . Он «с рвением исполнял» обязанности даршана (на иврите «истолкователь») в своем родном городе Сарагосе , разделяя эту должность с несколькими другими. Он похоронен в Кадариме , Израиль, в нескольких минутах ходьбы от пророка Аввакума .
Работает
[ редактировать ]Основная работа Бахья — его комментарий к Торе (пяти книгам Моисея), но он известен и другими, особенно «Кад ха-Кема» .
Комментарий Торы
[ редактировать ]Комментарий к Торе - "מדרש רבינו בחיי על התורה" - пользовался большой популярностью, о чем свидетельствуют многочисленные опубликованные к нему суперкомментарии (не менее десяти насчитывает Бернштейн ( Monatsschrift xviii. 194-196)).Благодаря большому пространству, отведенному каббале, работа имела особую ценность и для каббалистов.
Считалось, что его форма «черпает особое очарование»: каждому парашаху , или еженедельному уроку, предшествует введение, подготавливающее читателя к обсуждению фундаментальных идей; и это введение имеет девиз в виде какого-то стиха, выбранного из Книги Мишлей (Притчей) . Более того, часто задаваемые вопросы вынуждают читателя принять участие в мыслительных процессах автора; тем самым устраняется и опасность монотонности.
При подготовке своего комментария он «тщательно исследовал» труды бывших толкователей Библии , используя все методы, применявшиеся ими в своих интерпретациях; хотя раввин Бахья также пользовался нееврейскими источниками. В своем толковании Библии Бахья взял за образец раввина Моисея бен Нахмана ( Нахманида ) или Рамбана , учителя раввина Шломо ибн Адерета, который был первым крупным комментатором, широко использовавшим Каббалу как средство интерпретации Торы. Он перечисляет следующие четыре метода, каждый из которых, по его мнению, необходим экзегету: [ нужна ссылка ]
- Пешат , «простой» смысл текста сам по себе.
- Мидраш . или агадическая экзегеза
- Логический анализ и философская экзегеза. Его цель — продемонстрировать, что философские истины уже воплощены в Библии, которая, как творение Бога, превосходит всю мудрость человека. Поэтому он признает результаты философской мысли лишь постольку, поскольку они не противоречат еврейской традиции.
- Метод Каббалы , названный им «путем света», по которому должна идти ищущая истину душа. Именно с помощью этого метода, считает Бахья, можно раскрыть глубокие тайны, сокрытые в Библии. Вообще говоря, рабби Бахья не раскрывает никаких своих каббалистических источников, кроме общих ссылок на Сефер ха-Бахир и труды Нахманида . Он упоминает Зоар только дважды.
Комментарий был впервые напечатан в Неаполе в 1492 году; Более поздние издания комментария появились в Пезаро в 1507, 1514 и 1517 годах; Константинополь, 1517 г.; Римини, 1524 г.; Венеция, 1544, 1546, 1559, 1566 и позже.
Другие работы
[ редактировать ]Следующим наиболее известным произведением Бахьи является его «Кад ха-Кема» (כד הקמח, «Мучная банка»; Константинополь , 1515 г.). Он состоит из шестидесяти глав, расположенных в алфавитном порядке, содержащих беседы и рассуждения о требованиях религии и морали, а также как еврейские ритуальные практики. «Кад ха-Кема» — это произведение мусара (этики) и философии: Его считают этическим произведением, поскольку его цель — способствовать нравственной жизни; это философский труд, в котором Рабейну Бахья пытается придать своим этическим учениям философский аспект.В этой работе Бахья обсуждает следующие темы: вера и вера в Бога; божественные атрибуты и природа провидения; обязанность любить Бога и ходить пред Богом в простоте и смирении сердца; страх Божий; еврейская молитва ; доброжелательность и любовь к человечеству; мир; отправление правосудия и святость присяги; обязанность уважать собственность и честь ближнего; еврейские праздники и галаха («еврейский закон»).
Еще одно произведение Бахьи - «Шулхан Шел Арба» («Стол четырех»). Он состоит из четырех глав, первые три из которых содержат религиозные правила поведения в отношении различных трапез , а четвертая глава посвящена пиру праведников в мире грядущем .Он также часто публиковался, и первое мантуйское издание 1514 года было ошибочно приписано Нахманиду.
Рабби Бахье мог написать произведение под названием «Хошен ха-Мишпат» ( «Нагрудник суда» ). Ссылка на эту работу сделана им только один раз, и неизвестно, была ли эта работа написана на самом деле или нет.
Работы ему ошибочно приписаны
[ редактировать ]Ряд работ, автор которых просто «Бахья» или авторы которых неизвестны, приписываются раввину Бахье бен Ашеру. Многие современные авторитеты в области работ раввина Бахии показали, что многие из этих приписываний являются ложными. [ нужна ссылка ]
- Ха-Эмуна ве-ха-Биттахон (Корец, 1785 г.)
- Маарехет ха-Элохут (Мантуя, 1558 г.)
- Маамар ха-Сехель (Кремона, 1557 г.)
Одна книга, якобы написанная Бахьей и отредактированная М. Хомбургом под названием «Соба Семахот» («Полнота радости») как комментарий к Книге Иова , на самом деле представляет собой компиляцию, составленную более поздним редактором из двух реальных книг Бахье. произведения Кад ха-Кема (Константинополь, 1515 г.) и Шулхан шел Арба (Мантуя, 1514 г.).
Ссылки
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ] В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «БАХЬЯ (БЕХАЙ) БЕН АШЕР БЕН ХАЛАВА» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.