Авраам ибн Эзра
Авраам ибн Эзра ראב"עраввин | |
---|---|
![]() Иллюстрация Ибн Эзры (в центре), использующего астролябию . | |
Рожденный | в. 1089 - 1092 |
Умер | в. 1164 - 1167 |
Известный | написание комментариев, грамматист |
Дети | Исаак бен Эзра |
Авраам бен Меир ибн Эзра ( ивр .: Рабби Авраам бен Меир бен Эзра ʾAḇrāhām бен Меир ʾībən ʾĒzrāʾ , часто сокращается как ראב"ע ; арабский : إبراهيم المجيد ابن عزرا Ибрагим аль-Маджид ибн Эзра ; также известный как Абенезра или просто Ибн Эзра , 1089/1092 – 27 января 1164/23 января 1167) [1] [2] был одним из самых выдающихся еврейских комментаторов Библии и философов средневековья . Он родился в Туделе , Таифе Сарагосы (современная Наварра ).
Биография [ править ]
Часть серии о |
Еврейская философия |
---|
![]() |
Авраам ибн Эзра родился в Туделе, одной из старейших и важнейших еврейских общин Наварры . В то время город находился под властью эмиров мусульманской Тайфы Сарагосы. Однако, когда позже он переехал в Кордову , он заявил, что это место его рождения. [2] В конечном итоге большинство ученых сходятся во мнении, что местом его рождения была Тудела.
Из внешних источников о семье ибн Эзры мало что известно; однако он писал о браке с женой, у которой родилось пятеро детей. Хотя считается, что четверо умерли рано, последний из них, Исаак, стал влиятельным поэтом и позже принял ислам в 1140 году. Обращение его сына глубоко обеспокоило ибн Эзру, что побудило его написать множество стихотворений, отражающих это событие для годы спустя. [3]
Ибн Эзра был близким другом Иуды Халеви , который был примерно на 14 лет старше. Когда ибн Эзра в молодости переехал в Кордову, Халеви последовал за ним. Эта тенденция продолжилась, когда эти двое начали свою жизнь как странники в 1137 году. Халеви умер в 1141 году, но Ибн Эзра продолжал путешествовать в течение трех десятилетий, достигнув Багдада . Во время своих путешествий он начал сочинять светские стихи, описывая земли, по которым он путешествовал, а также начал писать глубоко рациональные комментарии к Торе, которыми его больше всего запомнили. [2]
Судя по всему, он не был родственником современного учёного Моисея ибн Эзры . [4]
Работает [ править ]

В Испании Ибн Эзра уже завоевал репутацию выдающегося поэта и мыслителя. [5] Однако, помимо его стихов, подавляющее большинство его работ было написано после 1140 года. Написанные на иврите , в отличие от использования иудео-арабского языка более ранними мыслителями , эти работы охватывали грамматику иврита, библейскую экзегезу и научную теорию. работы арабских ученых, которых он изучал в Испании.
Начав многие свои сочинения в Италии, Ибн Эзра также много работал над переводом работ грамматика и библейского экзегета Иуды бен Давида Хайюджа с их оригинального иудео-арабского языка на иврит. [6] Эти переводы, опубликованные еще в 1140 году, стали одними из первых изложений грамматики иврита, написанных на иврите. [2]
Во время публикации переводов Ибн Эзра также начал публиковать свои собственные библейские комментарии. Используя многие методы, изложенные Хайюджем, Ибн Эзра опубликовал свой первый библейский комментарий — комментарий к Кохелету в 1140 году. [6] Он продолжал публиковать такие комментарии в основном к произведениям Ктувима и Невиима на протяжении всего своего путешествия, хотя ему удалось опубликовать краткий комментарий ко всему Пятикнижию , когда он жил в Лукке в 1145 году. Этот короткий комментарий будет разделен на более длинные части, начиная с в 1155 году с публикацией его расширенного комментария к Бытию . [6]
Помимо своих комментариев к Торе, Ибн Эзра также опубликовал множество научных работ на иврите. При этом он продолжит свою миссию по распространению знаний, которые он получил в Испании, среди евреев во всех районах, которые он посетил и где жил. Это особенно заметно в работах, которые он опубликовал, живя во Франции. Здесь многие из опубликованных работ можно рассматривать как относящиеся к астрологии и использованию астролябии .
религии на библейскую критику и философию Влияние
В своем комментарии Ибн Эзра придерживался буквального смысла текстов, избегая раввинистических аллегорий и каббалистических интерпретаций. [7] Он осуществлял независимую критику, которая, по мнению некоторых авторов, демонстрирует заметную тенденцию к рационализму . [8] Кроме того, он резко критиковал тех, кто смешивал упрощенное и логическое объяснение с Мидрашем , утверждая, что такие интерпретации никогда не были предназначены для замены простого понимания. [9]
называют Ибн Эзру Действительно, сторонники высшей библейской критики Торы одним из первых ее пионеров. Барух Спиноза , делая вывод, что Моисей не был автором Торы и что Тора и другие протоканонические книги были написаны или отредактированы кем-то другим, цитирует комментарий Ибн Эзры к Второзаконию. [10] В своем комментарии Ибн Эзра обращается к Второзаконию 1:1 и обеспокоен аномальной природой ссылки на Моисея как находящегося «за Иорданом», как если бы автор ориентировался на землю Ханаанскую (к западу от Иордана). Река), хотя Моисей и дети Израиля еще не перешли Иордан в тот момент библейского повествования. [11] Связывая это несоответствие с другими положениями Торы, Ибн Эзра заявил:
«Если вы сможете уловить тайну следующих проблемных отрывков: 1) Последние двенадцать стихов этой книги [т. е. Второзаконие 34:1–12, описывающих смерть Моисея], 2) «Моше написал [эту песню на том же самом день и научил ему сынов Израилевых]» [Второзаконие 31:22] 3) «В то время Хананеи жили на земле» [Бытие 12:6] 4) «... на горе; Бог, Он явится» [Бытие 22:14]; 5) «вот, ложе его [Ога, царя Башанского] — железное ложе [не в Равве Аммонитян?]» — вы поймете истину ." [11]
Спиноза пришел к выводу, что ссылка Ибн Эзры на «истину» и другие подобные ссылки, разбросанные по комментариям Ибн Эзры в отношении, казалось бы, анахроничных стихов, [12] как «явное указание на то, что не Моисей написал Пятикнижие, а кто-то другой, живший намного позже него, и что Моисей написал другую книгу». [10] Таким образом, Спиноза и более поздние ученые смогли расширить некоторые ссылки Ибн Эзры, чтобы предоставить более убедительные доказательства немозаичного авторства. [13]
Ортодоксальные писатели, с другой стороны, заявили, что комментарий Ибн Эзры можно интерпретировать как соответствующий еврейской традиции, утверждающей, что Тора была продиктована Моисею Богом. [14]
Ибн Эзра также является одним из первых ученых, которые, как известно, опубликовали текст о разделении Книги Исайи как минимум на две отдельные части. В своем комментарии к Исайе он заметил, что главы 1–39 относятся к другому историческому периоду (вторая половина VIII века до н. э.), чем главы 40–66 (позже, чем последняя треть VI века до н. э.). Такое разделение книги на Первую Исайю и Второзаконную Исайю сегодня принято всеми, кроме самых консервативных евреев и христиан. [15]
Комментарии Ибн Эзры, и особенно некоторые из более длинных экскурсов, содержат многочисленные вклады в философию религии . В частности, одну работу, принадлежащую этой провинции, «Йесод Мора» («Основание трепета») о разделении и причинах библейских заповедей, он написал в 1158 году для своего лондонского друга, Джозефа бен Якоба. В его философской мысли неоплатонические преобладают идеи; и астрология также имела место в его взгляде на мир. Он также написал различные работы на математические и астрономические темы. [5] [16]
Библиография [ править ]
Библейские комментарии [ править ]
- Сефер ха-Яшар («Книга Прямых») Полный комментарий к Торе, законченный незадолго до его смерти.
Грамматика иврита [ править ]
- Сефер Мознаим «Книга весов» (1140 г.), в основном объяснение терминов, используемых в грамматике иврита; еще в 1148 году он был включен Иудой Хадасси в его «Эшколь ха-Кофер » без упоминания Ибн Эзры.
- Сефер ха-Йесод , или Йесод Дикдук «Книга основ языка» (1143 г.)
- Сефер Хагана аль Р. Саадия Гаон (1143 г.) защита Саадья Гаона от критики Адонима .
- Цахут (1145 г.), о лингвистической правильности, его лучшая грамматическая работа, которая также содержит краткий обзор современной еврейской метрики.
- Сефер Сафах Берура «Книга очищенного языка» (1146 г.) .
меньшего размера – частично грамматические, частично экзегетические . Работы
- Сефат Йетер , в защиту Саадия Гаона против Дунаша бен Лабрата , чью критику Саадиа ибн Эзры привез с собой из Египта.
- Сефер ха-Шем («Книга Имени») , труд об именах Бога .
- Йесод Миспар , небольшая монография о цифрах.
- Иггерет Шаббат (1158 г.), ответ на Шаббат
Религиозная философия [ править ]
- Йесод Мора Весод Хатора (1158 г.), о разделении и причинах библейских заповедей.
Математика [ править ]
- Сефер ха-Эхад , об особенностях чисел 1–9.
- Сефер ха-Миспар или Йесод Миспар , арифметика.
- Лучот , астрономические таблицы.
- Сефер ха-Иббур в календаре.
- Кели ха-Нехошет , на астролябии .
- Шалош Шеэлот , ответ на три хронологических вопроса Давида бен Иосифа Нарбони .
Астрология [ править ]
Ибн Эзра написал свою первую книгу по астрологии в Италии, перед переездом во Францию:
- Мишпетай ха-Мазелот («Суждения знаков зодиака»), об общих принципах астрологии.
В семи книгах, написанных в Безье в 1147–1148 годах, Ибн Эзра составил систематическое изложение астрологии, начиная с введения и книги по общим принципам, а затем пяти книг по отдельным ветвям предмета. Презентация, судя по всему, планировалась как единое целое, с перекрестными ссылками повсюду, включая ссылки на последующие книги в будущем времени. Каждая из книг известна в двух вариантах, поэтому похоже, что в какой-то момент Ибн Эзра также создал переработанное издание серии. [17]
- Решит Хохма («Начало мудрости»), введение в астрологию, возможно, пересмотр его более ранней книги.
- Сефер ха-Теамим («Книга причин»), обзор арабской астрологии, дающий пояснения к материалу предыдущей книги.
- Сефер ха-Моладот («Книга рождений») по астрологии, основанной на времени и месте рождения.
- Сефер ха-Меорот («Книга светил» или «Книга огней») по медицинской астрологии.
- Сефер ха-Шелот («Книга допросов») по вопросам об отдельных событиях.
- Сефер ха-Мивхарим («Книга выборов», также известная как «Критические дни»), в оптимальные дни для определенных действий.
- Сефер ха-Олам («Книга мира») о судьбах стран и войнах и других более масштабных вопросах.
- Перевод двух произведений астролога Машаллы ибн Асари : «Шеэлот» и «Кадрут».
Поэзия [ править ]
Есть великое множество других стихов Ибн Эзры, некоторые из них религиозные, некоторые светские – о дружбе, вине, дидактические или сатирические. Как и его друг Иегуда Халеви , он использовал арабскую поэтическую форму Мувашшаха .
Наследие [ править ]
Кратер Абенезра на Луне был назван в честь Ибн Эзры.
Роберта Браунинга Стихотворение « Раввин бен Эзра », начинающееся со слов «Старейте вместе со мной / Лучшее еще впереди», основано на размышлениях о жизни и творчестве Ибн Эзры, которые появились в сборнике стихов Браунинга 1864 года Dramatis Personæ . [18]
Похороны [ править ]
Согласно еврейской традиции, Авраам ибн Эзра был похоронен в Кабуле рядом с Иудой Халеви . [19]
См. также [ править ]
- Раввинистическая литература
- Список раввинов
- Еврейские взгляды на астрологию
- Еврейские комментарии к Библии
- Каббалистическая астрология
- Астрология в иудаизме
- Еврейская астрономия
- Исламская астрология
- Абенезра (кратер)
Ссылки [ править ]
- ^ Энциклопедия иудаики , страницы 1163–1164.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Еврейская энциклопедия ( онлайн ); Биографический словарь Чемберса дает даты 1092/93 – 1167 гг.
- ^ «ИБН ЭЗРА, ИСААК (АБУ САД) — JewishEncyclepedia.com» . www.jewishencyclepedia.com . Проверено 22 мая 2019 г.
- ^ Мордехай З. Коэн, Правило Пешата: еврейские конструкции простого смысла Священного Писания и их христианский и мусульманский контекст, 900-1270 , стр. 209
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б свободном доступе : Бахер, Уильям (1911). « Абенезра ». В Чисхолме, Хью (ред.). энциклопедия Британская Том. 1 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 42. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Села, Шломо; Фрейденталь, Гад (2006). «Научные сочинения Авраама ибн Эзры: хронологический список». Алеф . 6 (6): 13–55. дои : 10.1353/але.2006.0006 . ISSN 1565-1525 . JSTOR 40385893 . S2CID 170244695 .
- ^ Авигейл Рок, Лекция № 13: Р. Авраам ибн Эзра, Часть I
- ^ см. введение к Ям Шел Шломо раввина Шломо Лурии.
- ^ ясный язык . Учреждение раввина Кука. п. 15-16.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Богословско-политический трактат: Часть 2: Глава VIII. Об авторстве Пятикнижия и других исторических книг Ветхого Завета» . www.sacred-texts.com .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джей Ф. Шахтер, Комментарий Авраама ибн Эзры к Пятикнижию: Том 5, Второзаконие (Издательство KTAV, 2003 г.)
- ^ Например, Спиноза понял комментарий Ибн Эзры к Бытию 12:6 («И Хананеи были тогда в земле»), в котором Ибн Эзра эзотерически заявил, что «здесь кроется какая-то тайна, и пусть тот, кто ее понимает, хранит молчание», как доказательство того, что Ибн Эзра признал, что по крайней мере некоторые библейские отрывки были вставлены намного позже времен Моисея.
- ^ См., например, «Кто написал Библию» и «Библия с раскрытыми источниками» Ричарда Эллиота Фридмана.
- ^ « Хананеи были тогда в земле»: Ибн Эзра, редакционные вставки после мозаики и изгнание хананеев из земли - текст и текстура» . text.rcarabbis.org .
- ^ «Исайя и Второ-Исайя» (PDF) .
- ^ Джей Джей О'Коннор; ЭФ Робертсон. «Авраам бен Меир ибн Эзра» .
- ^ Шломо Села (2000), «Энциклопедические аспекты научного корпуса Ибн Эзры», в книге Стивена Харви (редактор), Средневековые еврейские энциклопедии науки и философии: материалы конференции Университета Бар-Илан , Спрингер. ISBN 0-7923-6242-X . См. стр. 158 и далее.
- ^ Роберт Браунинг (1864/1969), Dramatis Personae , переиздание, Лондон: Коллинз
- ^ Леви-Наум, Иегуда (1986). «Могилы отцов и праведников». Сефер Сохар ле-Хасифат гинзеи тейман (на иврите). Холон, Израиль: Мифал Хашифат гинзе Теман. п. 252. OCLC 15417732 .
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «ИБН ЭЗРА, АВРААМ БЕН МЕИР (АБЕН ЭЗРА)» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Карми, Т. (редактор), Книга стихов на иврите «Пингвин» , Penguin Classics, 2006, Лондон. ISBN 978-0-14-042467-6
- Шарлап, Люба. 2001. Другой взгляд на вклад раввина Авраама ибн-Эзры в средневековую грамматику иврита. Ивритоведение 42:67-80.
- Эпштейн, Мейра, «Раввин Авраам ибн Эзра» - статья Мейры Эпштейн, подробно описывающая все дошедшие до нас астрологические работы ибн Эзры.
- Глик, Томас Ф.; Ливси, Стивен Джон; и Уоллис, Вера, средневековая наука, технология и медицина: энциклопедия , Routledge, 2005. ISBN 0-415-96930-1 . См. стр. 247–250.
- Гудман, Мордехай С. (переводчик), Субботнее послание раввина Авраама ибн Эзры ('iggeret hashabbat). Издательство Ктав, Инк., Нью-Джерси (2009). ISBN 978-1-60280-111-0
- Хальбронн, Жак, Еврейский мир и астрология , Эд Арше, Милан, 1985 г.
- Хальбронн, Жак, Книга астрологических основ, которой предшествует «Начало познания знаков» , преф. Г. Вайда, Париж, изд. Ретц, 1977 г.
- Холден, Джеймс Х., История гороскопической астрологии , Американская федерация астрологов , 2006. ISBN 0-86690-463-8 . См. стр. 132–135.
- Еврейская виртуальная библиотека, Авраам ибн Эзра
- Йоханссон, Надя, Религия и наука в «Сефер ха-Олам» Авраама ибн Эзры (включая английский перевод текста на иврите)
- Лангерманн, Цви, « Авраам ибн Эзра », Стэнфордская философская энциклопедия , 2006. По состоянию на 21 июня 2011 г.
- Левин, Элизабета, Различные времена в произведениях Авраама ибн Эзры и их отражение в современной мысли // KronoScope , Brill Academic Publishers, 18, выпуск 2, 2018, стр. 154-170. DOI: 10.1163/15685241-12341414
- Левин, Итан. Ред., Комментарий Авраама ибн Эзры к Пятикнижию , Ватиканская рукопись Vat. Эбр. 38. Иерусалим: Макор, 1974.
- Санчес-Рубио Гарсия, Фернандо (2016). Второй комментарий Авраама ибн Эзры к книге «Песни Песней». Критическое издание, перевод, примечания и вводное исследование. Докторская диссертация (УКМ)
- Села, Шломо, «Основные составляющие и общая характеристика научного корпуса Авраама ибн Эзры» , в журнале «Арабские науки и философия» , (2001), 11:1:91–149 Cambridge University Press
- Села, Шломо, Авраам ибн Эзра и расцвет средневековой ивритской науки , Брилл, 2003. ISBN 90-04-12973-1
- Сигель, Элиэзер, комментарий раввина Авраама ибн Эзры к Торе
- skyscript.co.uk, 120 афоризмов для астрологов Авраама ибн Эзры
- skyscript.co.uk, Skyscript: Жизнь и творчество Авраама ибн Эзры
- Смитуис, Рената, «Астрологические труды Авраама ибн Эзры на иврите и латыни: новые открытия и исчерпывающий список», в Алеф (Алеф: Исторические исследования в науке и иудаизме), 2006, № 6, страницы 239-338
- Вакс, Дэвид. «Поэт, раввин и песня: Авраам ибн Эзра и Песнь песней». Вино, женщины и песни: еврейская и арабская литература в средневековой Иберии . Ред. Мишель М. Гамильтон, Сара Дж. Портной и Дэвид А. Вакс. Ньюарк, Делавэр: Испаноязычные монографии Хуана де ла Куэсты , 2004. 47–58.
- Уолфиш, Барри, «Два комментария Авраама ибн Эзры к книге Эстер» , The Jewish Quarterly Review , New Series, Vol. 79, № 4 (апрель 1989 г.), стр. 323–343, University of Pennsylvania Press.
Внешние ссылки [ править ]
- Запись в Энциклопедии иудаики (2007 г.) «Ибн Эзра, Авраам Бен Меир» с обширной библиографией Уриэля Симона и Рафаэля Хоспе.
- Рудавский, Тамар М. (2007). «Ибн Эзра: Авраам ибн Эзра» . В Томасе Хоккей; и др. (ред.). Биографическая энциклопедия астрономов . Нью-Йорк: Спрингер. стр. 553–5. ISBN 978-0-387-31022-0 .
- Леви, Мартин (2008) [1970–80]. «Ибн Эзра, Авраам Бен Меир» . Полный словарь научной биографии . Энциклопедия.com .
- Рот, Норман. Ибн Эзра: Основные моменты его жизни .
- Комментарии к Торе в Сефарии
- Стихи на иврите в проекте Бен-Иегуда
![]() |
- 1080-е рождения
- 1167 смертей
- Люди из Туделы, Наварра
- Комментаторы Библии
- Еврейские поэты
- Раввины XII века в Аль-Андалусе
- Средневековые гебраисты
- Средневековые еврейские астрологи
- Астрологи из Аль-Андалуса
- Средневековые наваррские евреи
- Философы иудаизма
- Сефардские раввины
- Грамматики иврита
- Еврейские астрономы
- Еврейские литургические поэты
- Средневековые еврейские философы