Исаак бен Абба Мари
Исаак бен Абба Мари (ок. 1122 – ок. 1193) был провансальским раввином , родом из Марселя . Его часто называют просто «Баал ха-Иттур» в честь его великого произведения « Иттур Соферим » .
Биография
[ редактировать ]Отец Исаака, крупный раввинский авторитет, написавший комментарии к Талмуду. [1] и ответ, [2] был его учителем. В своем «Иттуре» Исаак часто упоминает в качестве еще одного своего учителя своего дядю, который, согласно рукописной записи, [3] был учеником Исаака Альфаси . Исаак вел дружескую переписку с рабейну Тамом , с которым имел обыкновение советоваться по сомнительным вопросам, хотя и не так, как ученик советуется с учителем. Авраам бен Натан из Люнеля и Авраам бен Исаак из Нарбонны были его родственниками, а зять последнего, Раавад , часто консультировался с ним по научным вопросам.
Сефер все еще
[ редактировать ]Свою литературную деятельность Исаак начал в семнадцатилетнем возрасте, когда по предложению отца написал «Шехит у Терефот» — правила забоя животных и употребления в пищу их плоти. Примерно в то же время он написал небольшой труд по заповедям, касающимся цицит , по просьбе Шешета Бенвениста «ха-Наси» из Барселоны. Оба произведения составляют часть юридического кодекса «Иттур», или «Иттур Соферим», который занимал Исаака около двадцати трех лет (с 1170 по 1193 год). До нового времени была известна лишь первая часть этого произведения (Венеция, 1608 г.); весь кодекс был впервые опубликован Шенблюмом (Лемберг, 1860 г.) и включал в себя «Асерет ха-Диброт» Исаака, что на самом деле является лишь специальным названием части Иттура .
Иттур содержит почти полный свод законов, состоящий из трех частей, и разделен следующим образом:
- Часть 1: судебная практика, включая законы о браке и разводе;
- Часть 2: законы шхиты и дозволенного мяса, обрезания , цицит , тфилин , брачных церемоний;
- Часть 3: «Асерет ха-Диброт», охватывающая законы следующих десяти субъектов: (1) Суккот (2) лулав ; (3) халлель ; (4) шофар ; (5) Йом Кипур ; (6) Мегилла; (7) Ханука ; (8) запрет хамеца на Песах ; (9) маца и марор ; (10) общие законы для праздников.
Книга принадлежит к классическим произведениям раввинской литературы во Франции. Исаак демонстрирует в этой работе такое знание двух Талмудов, каким не обладал почти ни один другой человек его времени. В работах о геонимах, среди которых много респонсов и трактатов, которые сегодня неизвестны, он демонстрирует такое же знакомство, как и с произведениями северных французских талмудистов. В то же время он действует независимо в своей критике, не обращая внимания на возраст и репутацию прежних авторитетов, и не щадит даже геонимов и Исаака Альфаси , хотя он очень восхищался ими.
Влияние
[ редактировать ]В то время как испанские и немецкие талмудисты вплоть до «Тура » часто упоминали « Иттур » , а такие авторитеты, как Рашба , Рош , Мордехай и некоторые другие, ссылаются на этот труд, после появления и широкого распространения «Тура» он вскоре разделил судьбу многих других кодексов (как, например, Авраама бен Исаака «Эшкол» ) и вышел из употребления Джозеф Каро был первым, кто после длительного перерыва воспользовался Итуром . [4] но даже он, по-видимому, не имел перед собой всей работы. [5]
В конце семнадцатого века Иаков б. Исраэль Сасон написал комментарий к части Иттура под названием «Бней Яаков» (Константинополь, 1704 г.). В восемнадцатом веке комментарии к этому произведению написали следующие авторы: Элиэзер б. Иаков («Нахум»; не опубликовано); Авраам Гирон («Тиккун Соферим уМикра Соферим» (Константинополь, 1756 г., с текстом); Якоб б. Авраам де Ботон приводит фрагменты своего комментария к Иттуру в своем сборнике респонса «Эдут бе-Яаков» (Салоники, 1720 г.); в то время как аналогичная работа Соломона аль-Гази была утеряна при жизни ее автора, Самуэль Шенблюм опубликовал издание Иттура, аннотированное им самим. Меир Иона б. [6]
Другие работы
[ редактировать ]Исаак также сделал заметки на полях к «Галахот» Альфаси под названием «Меа Шеарим», которые впервые появились в виленском издании «Альфаси» (1881–1897). От его комментария к Кетуботу, который он цитирует, не сохранилось никаких следов. [7]
Ссылки
[ редактировать ]- Шломо Перейра, Биографические заметки «Хадрат Мелех» .
- ^ Иттур , я. 17, изд. Варшава, участок «Киньян»
- ^ lcp 49, раздел «Шемат Баалим».
- ^ см. Нойбауэр. «Кот. Бодл. Евр. ПСС». № 2356
- ^ за его «Бейт Йосеф»; см. введение
- ↑ Сравните «Бейт Йосеф», Орах Хаим, 671 г.
- ^ с текстом; части ii. и III, Вильно, 1874 г.; часть I., в двух частях, Варшава, 1883 и 1885 гг.
- ^ Итур 1:15, раздел «Земан»
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «ИСААК Б. АББА МАРИ» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.