Илия Парижский
Илия Парижский | |
---|---|
Эра | Средневековый |
Дети | Раввин Меир |
Родитель |
|
Раввин Илия из Парижа (12 век. Также называется раввин Элиягу ха-Царфати). [1] и Рабейну ХаТишби [2] На иврите : אליהו מפריז ) был одним из первых Баалей Тосафот во Франции. Он жил в Париже и преподавал там Тору во времена рабейну Тама и Рашбама . [3]
Современники и студенты
[ редактировать ]Отцом рабби Элиягу был рабби Йеуда, а его сыном — рабби Меир.
Эфраим Урбах писал, что в Париже раввин Элияху был коллегой раввина Йом Тов бар Йехуды из Парижа, сына Иуды бен Натана , и, возможно, они оба вместе служили в парижском Бетдине . [4] Ближе к концу своей жизни рабейну Хаим Коэн, ученик рабейну Тама, жил в Париже, и раввин Элияху спрашивал его о мнении рабейну Тама.
Среди его учеников были раввин Моисей бен Авраам из Понтуаза и, вероятно, также Исаак бен Авраам из Дампьера , который позже стал одним из величайших мудрецов следующего поколения.
Рабби Элияху был известен своим благочестием и каббалистическими знаниями. В анонимном трактате описывается, как он вызвал дух внезапно умершего молодого человека, чтобы его отец мог сказать ему свои последние слова. [5]
Элиэзер бен Натан называл рабби Элияху «Мой товарищ и мой близкий друг» (Псалмы 55:14). [6] А рабби Мешуллам из Милана писал о нем: «Двор Храма никогда не запирается ни для одного человека в Израиле, который был бы равен ему в смирении или страхе перед грехом» (на основании Эдуйот 5:6). [7]
Постановления
[ редактировать ]Раввин Элияху постановил, что если у него нет денег, муж должен наниматься на работу, чтобы содержать свою жену. [8]
Он привязывал Цицит к своей простыне. [9]
Легенда, приведенная в Седер ха-Дорот. [10] описывает инцидент, когда Илия давал урок группе тосафистов, и они упомянули спор между раввином Элияху и рабейну Тамом. [11] о том, нужно ли завязывать узел тфилин каждый день или нет. Они попросили покойного раввина Элияху спуститься и вынести свое решение, но он не смог, потому что приносил жертвы на Небесах. Вместо этого пришел Моисей и сказал, что закон соответствует мнению раввина Элиягу и гласит, что тфилин необходимо завязывать заново каждый день.
Работает
[ редактировать ]Его толкования и ответы приводятся в «Тосафоте» ко многим трактатам, а также в «Махзоре Витри» Симхи бен Самуила из Витри , «Сефер ха-Итур » Исаака бен Абба Мари , «Сефер Йерейм» Элиезера бен Самуила , «Сефер ха-Рокеах» Элеазара Вормского , «Сефер ха-Манхиг». Авраам бен Натан , Сефер ха-Рааван Элиэзер бен Натан , Сефер Раавья Элиэзер бен Джоэль ха-Леви , Респонса Меира Ротенбургского и в Мордехае . [4]
В дополнение к своим галахическим постановлениям и ответам раввин Элияху также составил «Пийютим» . [4] в том числе два на Шавуот : «Омец Йом ха-Биккурим» и «Беров ам Азузеха». [12]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Тосефот на Соте (Талмуд) 17b, Тосефот Р'И на Берахот 7а
- ^ Махзор Витри Симан 504
- ^ Респонса Махаршала Симана 29
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Урбах, Эфраим Элимелех (2020). Тосафисты: их история, сочинения и методы (на иврите) (9-е изд.). Институт Бялика. п. 124.
- ^ Шур, Йехиэль Ю. (27 августа 2014 г.), «Когда могилу обыскали, костей умершего не было обнаружено»: телесные ревенанты в средневековом Ашкеназе» , Когда могилу обыскали, костей умершего не было обнаружено. Найдено: Телесные ревенанты в средневековом Ашкеназе , Де Грюйтер, стр. 171–186, doi : 10.1515/9783110339185.171/html?lang=en , ISBN 978-3-11-033918-5 , получено 1 апреля 2024 г.
- ^ Рааван Симан 861
- ^ Сефер ха-Яшар, ответ 51.
- ^ Тосафот (Кетувот 63а., св. бе-омер )
- ^ См. Агахот Маймуниет до Цицит 3 7-8.
- ^ Седер Хадорос 4930
- ^ см. Тосафот в Менахот 35б св мишаат , где рабби Элияху говорит, что тфилин необходимо завязывать каждый день, а рабейну Там говорит, что их нужно затягивать только при наматывании на руку и голову каждый день.
- ^ «ЭЛИЯ БЕН ИУДА ПАРИЖСКИЙ - JewishEncyclepedia.com» . www.jewishencyclepedia.com . Проверено 1 апреля 2024 г.