Меир бен Барух Халеви
Раввин Меир бен Барух Ха-Леви из Вены (умер в 1406 г.), также известный как Махарам Сал или Махарам Фульда , был ашкеназским раввином, одним из самых важных в Центральной Европе в период после тосафистов . В свое время он участвовал в дебатах по поводу рукоположения французских раввинов, и некоторые приписывают ему основание современной ашкеназской семичи .
Биография
[ редактировать ]О его жизни мало что известно. Он родился в Фульде , [1] и поэтому его иногда называют «Махарам Фульда». Его отец, очевидно, был убит во время преследований евреев во время Черной смерти . Он служил раввином Эрфурта , а затем Франкфурта . [1] В 1383 году он переехал в Нюрнберг , но через два года вернулся во Франкфурт. [1] В последующие годы он на некоторое время был заключен в тюрьму по ложному обвинению. В 1392 году он был освобожден и переехал в Вену , где служил рош-ешивой. [2] Говорили, что он привез в Вену «все источники религии и обычаев» Рейнской области. [3] и этот шаг символизировал перенос центра ашкеназской культуры Торы из Ашкеназа в Австрию для будущих поколений. [4] Последняя известная официальная запись, в которой он упоминается, датируется 1406 годом, а поскольку позже его жена упоминается как вдова, он, по-видимому, тогда и умер. [5]
Исаак бен Шешет (Риваш), несмотря на его спор с Меиром по поводу рукоположения, уважал Меира и описывал его как «великого орла, великого с крыльями, полного Торы, обладающего мудростью». [6]
Лишь немногие из галахических положений Меира сохранились в письменной форме. Однако о его статусе среди раввинов-ашкенази свидетельствует его появление во многих списках Меморбуха вместе с такими фигурами, как рабейну Гершом , Раши , рабейну Там и Меир из Ротенбурга . [7]
Спор о рукоположении во Франции
[ редактировать ]При жизни он сыграл важную роль в споре о рукоположении во Франции. Раввин Матиция Тревес был известен как «глава французских раввинов» и после своей смерти завещал этот титул своему сыну Йоханану Тревесу. Однако другой ученик Маттии, Йешая бен Абба Мари, служивший раввином в Савойе, оспорил это утверждение. Йешая обратился к Меиру бен Баруху Халеви, который вручил ему семиха- документ, устанавливавший, что Йешая имел исключительное право назначать раввинов во всем королевстве Франции. Йоханан, однако, обратился к Исааку бен Шешету , который утверждал, что полномочия Меира издавать такие указы были ограничены Ашкеназом. В результате дебаты привлекли раввинов по всей Европе. [8] [9]
На основании этого эпизода многие современные ученые пришли к выводу, что Меир основал институт ашкеназской семихи («морейну» семиха), то есть явное предоставление титула «Морейну» раввином своему ученику в качестве предварительного условия для службы ученика в раввинская роль. Этот титул впервые упоминается во французском споре о рукоположении, что позволяет предположить, что он был основан Меиром, и это было общепринятое мнение ученых в прошлом. [10] Совсем недавно другие ученые отвергли этот аргумент, отметив, что оппоненты Йешая (Йоханан и Исаак бен Шешет), похоже, рассматривают семиху как ранее существовавший институт, утверждая, что спорное нововведение Меира заключалось в том, что требование рукоположения Меира должно применяться на международном уровне, а не только внутри страны. кружки учеников Меира. [11] [1]
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Меир бен Барух Ха-Леви
- ^ Шломо Спитцер, «Мехарм Халеви из Вены и его постановления», стр. 11-12.
- ↑ Исраэль Иссерляйн , Терумат Хадешен, Песаким Ухтавим, 63 года.
- ^ Шломо Спитцер, «Изучение Торы в иешивах Австрии в XIV-XV веках», Труды 10-го Всемирного конгресса иудаистов (579), Раздел 2, Том 1, стр. 137.
- ^ Шломо Спитцер, «Махрам ХаЛеви из Вены и его постановления», м.
- ↑ Шут хаРиваш, 271.
- ^ например, о сообществе Вермейза, напечатано Адольфом Елинеком, Контес Вермейза и Кехал Вена, Вена, 1980, стр. 8,
- ^ Йосеф Хекер, «Йоханан Тревиш и его семья в Италии и ешива в Падуе в начале пятнадцатого века», Сион 8 [4] (573), стр. 471-472.
- ^ Мордехай Брейер, «Хиротония Ашкенази», Сионская нога [1-2] (5578), стр. 16-18.
- ^ Цви Биньямин Ауэрбах, Завет Авраама (Frankfurt Demain, 1880), введение, стр. 6, Дор Дор и Доршио, Часть 5, Книга двадцать вторая, Глава шестнадцатая, стр. 165.
- ^ Мордехай Брейер, «Хиротония Ашкенази», Сионская нога [1-2] (5578), стр. 16-18.