Исраэль Бруна
Раввин Исраэль из Бруны (ישראל ברונא; 1480–1400) был моравско - немецким раввином и посеком (решителем еврейского закона ). Он также известен как Махари Бруна , что на иврите означает «Наш Учитель, Раввин Исраэль Бруна». Раввин Бруна наиболее известен как один из главных авторитетов ашкенази, которого цитирует Моисей Иссерлес в « Шулхан Арух» .
Биография
[ редактировать ]Раввин Бруна родился в Брно в Чешском королевстве , хотя часто анахронично его называют «родившимся в Германии ». [1] Он учился у ведущих ашкеназских раввинов своего времени: Якоба Вейля и Исраэля Иссерлина , которые рукоположили его и отзывались о нем очень высоко. «Он был блестящим учеником, посвятившим себя всем телом и душой изучению Талмуда » . Затем он был избран раввином Бруны. После изгнания евреев из этого города (1454 г.) он поселился в Ратисбоне , Бавария , где открыл ешиву .
Его дальнейшая жизнь описывается как «полная событий и хлопот».
- Его положение в Ратисбоне вызвало некоторые споры, расколовшие сообщество. Раввин Аншель Сигал, который уже управлял там ешивой , считал, что раввину Бруне следовало открыть свою ешиву в другом месте. Среди последователей раввина Аншеля были такие, кто рисовал слово «еретик» на сиденье раввина Бруны в синагоге , а когда он проповедовал, они устраивали забастовку. Однако раввин Бруна смиренно переносил нападки и оскорбления, и после смерти раввина Сигала его приняла вся община.
- В 1474 году, после спора между Фридрихом III, императором Священной Римской империи , и герцогом Людвигом Ландсбергским по поводу налога, взимаемого с еврейской общины, Бруна был заключен в тюрьму императором, чтобы заставить его использовать свою власть в пользу императора; он был освобожден после тринадцати дней заключения.
- Позже раввину Бруне угрожали казнью на основании обвинения в кровавом навете , выдвинутого обращенным в христианство Гансом Ваголом. Община обратилась к Фридриху III, а также к королю Богемии Ладиславу , оба из которых объявили раввина Бруну невиновным.
Работает
[ редактировать ]Раввин Бруна был одним из величайших Талмуда авторитетов своего времени: раввины и ученые из разных городов и стран присылали ему свои вопросы по всем вопросам, касающимся еврейского закона. Эти респонсы , Тешувот Махари Бруна , — его самая известная работа. Важно отметить, что они послужили источником Галахи для Моисея Иссерлеса « Хамапах » — толкования Шулхан Аруха, описывающего различия между ашкенази и сефардов практикой . См. Также Историю Респонсы: пятнадцатый век.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Тейх, Шмуэль. (1982). Ришоним: биографические очерки выдающихся ранних раввинских мудрецов и лидеров десятого-пятнадцатого веков . Голдворм, Херш. (1-е изд.). Бруклин, Нью-Йорк: Публикации Месоры. ISBN 0-89906-452-3 . OCLC 8742174 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Исраэль Бруна Бен Хайим , jewishencyclepedia.com
- Раввин Исраэль Брунна , chabad.org
- Махари Бруна , chaburas.org