Элайджа Мизрахи
![]() | Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( Август 2011 г. ) |
Раввинские эпохи |
---|
Илия Мизрахи ( иврит : אליהו מזרחי ) (ок. 1455–1525 или 1526) был талмудистом и посеком , знатоком Галахи и математиком. Он наиболее известен своим «Сефер ха-Мизрачи» , суперкомментарием к Раши комментарию к Торе . Он также известен как Реем ( רא״ם ), еврейская аббревиатура от «раввин Илия Мизрахи», совпадающая с библейским названием животного реэм , которое иногда переводится как «единорог».
Мизрахи родился в Константинополе ; он был евреем-романиотом , а это означает, что его семья была местной грекоязычной, а не выходцами из испанского изгнания. Он учился у Илии ха-Леви и Иуды Минца из Падуи. В молодости он проявил себя как талмудист, но также изучал светские науки, особенно математику и астрономию ; Говорят, что он был первым, кто разработал метод извлечения кубического корня . Он также знал византийский греческий и арабский языки .
Мизрахи сменил Моисея Капсали (после его смерти около 1495 г.) на посту Хахама Баши, «Великого раввина» Османской империи ; он занимал эту должность до конца своей жизни. Как Хахам Баши он был известен своим мягким отношением к караимам , отношением, унаследованным от его учителя Илии ха-Леви; он даже считал, что разрешено преподавать им Талмуд .
Работает
[ редактировать ]Сефер ха-Мизрачи — это суперкомментарий к Раши комментарию к Торе . Он сам по себе считается одним из наиболее важных комментариев к Торе . Впервые он был опубликован в Венеции в 1527 году после смерти Мизрахи его сыном Израилем. Сам Мизрахи считал комментарий к Раши важнейшим из своих произведений (Респонса, № 5, 78). Раши В работе показаны источники Талмуда и Мидраша , а также разъяснены все неясные отрывки. Частично оно было написано для того, чтобы защитить Раши от критики со стороны более поздних комментаторов, особенно Нахманида . Компендиум Якоба Маркарии был опубликован под названием «Кицур Мизрахи» ( Тренто , 1561 г.), а позже сборник Исаака га-Коэна из Острога под названием «Маттенат Ани» ( Прага , 1604–1609 гг.). К Мизрахи было написано несколько комментариев, в том числе «Йериот Шломо» ( Соломона Лурии Махаршала), суперкомментарий к «Сефер ха-Мизрачи» Барзиллая бен Баруха Джабеза и критика работы Самуэля Эдельса (Махарши).
Другие произведения Торы Мизрахи включают:
- Тосефет Семаг , хидуш по Сефер Мицвот Гадол («Семаг») Моисея бен Якова из Куси .
- Сборник респонсов — Тешувот Реем ; см. Историю респонса в иудаизме: Пятнадцатый век .
Мизрахи также является автором работ по математике и естественным наукам:
- Сефер ха-Миспар по арифметике и комментарий к , » Птолемея « Альмагесту важному тексту по астрономии . ( Мелехет ха-Миспар ; аналогичное произведение, приписываемое Мизрахи, которое дополнительно содержит главу, посвященную шахматам ).
- Комментарий к Евклида » «Началам , фундаментальному математическому тексту.
Ссылки
[ редактировать ] В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Илия бен Авраам (Реем), Мизрахи» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.