Мешуллам бен Калонимус
Мешуллам бен Калонимус | |
---|---|
Рожденный | 950 |
Умер | 1010 |
Дети | Калоним бен Мешуллам (сын) |
Родитель |
|
Раввин Мешуллам бен Калонимус [1] ( Иврит : משולם בן קָלוֹנִימוּס, также известный как Рабейну Мешуллам, Мешуллам Великий, Мешуллам Римлянин, а также пишется с дефектом на иврите : מְשֻׁלָּם ; ~950 – ~1010), родился в Лукке , Италия, или Майнц , Германия. Он был посеком (лицом, принимающим галахические решения) гаонского периода , комментатором Мишны и пайтаном ( литургическим поэтом). [2]
Биография
[ редактировать ]О его жизни мало что известно. Имена «Калоним» и «Мешуллам» неоднократно встречаются в родословной семьи Калонимус (и даже с эпитетом «Великий»). [3] Большинство ученых признают, что раввин Мешуллам Данан был сыном Калонимуса бен Моисея . Предполагается, что Моисей бен Калонимус был из семьи, эмигрировавшей из Лукки в Майнц примерно между 900–926 годами нашей эры. Поэтому вполне возможно, что раввин Калонимус и его сын Калонимус процветали в Майнце и были одними из первых мудрецов немецкого еврейства.
Существуют также разногласия относительно года его рождения и года смерти. Леопольд Цунц датирует свою смерть ранее 976 годом нашей эры. [4] но сегодня принято считать, что он скончался между 1000 и 1010 годами нашей эры.
Согласно письму раввина Самуэля бен Данана: [5] из второго поколения изгнанников из Испании, когда рабейну Мешулламу было четырнадцать лет, его забрали у отца купцы, которые увезли его с собой в Вавилонию. [6] Там он был продан экзиларху и главе иешивы в Вавилонии. Первоначально за кухню отвечал Рабейну Мешуллам, и он тайно исправлял записи главы ешивы на основе того, что тот узнал от своего отца. Двое студентов остались в тайне, чтобы выяснить личность корректора, и когда они узнали, что это был Рабейну Мешуллам, они посадили его с собой в ешиву. В какой-то момент ему предложили замуж и дочь Эксиларха, но рабейну Мешуллам отказался жениться без разрешения отца. Согласно письму, рабейну Мешуллам вернулся в Майнц, женился там на своей родственнице и родил сына по имени Тодрос. А раввин Тодрос был главой ешивы в Майнце после смерти его отца.
Его сын, раввин Калонимус бен Мешуллам, известен благодаря агаде о раввине Амноне из Майнца, который получил молитву во сне, и ее автор придал ей силу.
Он предшествовал ранним галахическим деятелям, некоторые из которых жили в его время, например: рабейну Гершом Меор Ха-Гола, литургический поэт раввин Шимон бен Ицхак (из семьи «Абин», которая была связана брачными узами с семьей «Калонимус») . Его цитирует Раши [7] и Тосефот, [8] и считался одним из величайших мудрецов Ашкеназа своего времени.

Его работы
[ редактировать ]Несколько остатков его работ были найдены, в основном в Каирской Генизе. Они включают в себя несколько направлений: галахические постановления в формате вопросов и ответов ( шеэлот у-тешувот ), пиютим (литургическая поэзия) и комментарий к Пиркей Авот (Этике отцов). Его знаменитое письмо евреям Константинополя посвящено противостоянию караимам. Он доказал из Библии, что человек, выходя из дома в субботу , может зажечь свет в субботу вечером. [9]
Ответы
[ редактировать ]Рабейну Мешуллам был хорошо известен во многих общинах, и к нему обращались с вопросами со всего Ашкеназа. Его ответы затрагивают все сферы жизни, но выделяются две темы: коммерческие и финансовые законы (например, обсуждение «мааруфот» - клиентуры) и общественный порядок (например, спор между еврейской общиной Арля, Франция, и новообращенными, присоединяющимися к общине). ). Это отражает пробуждение еврейской общинной жизни в Ашкеназе в начале второго тысячелетия нашей эры.
В своих ответах он часто опирался на таннаимов и геонимов своего поколения. Он передавал вопросы раввину Шерире Гаону и его сыну раввину Хай Гаону. Большинство его ответов было написано на иврите, а некоторые — на арамейском.
Некоторые из его ответов можно найти в ранней книге «Бшар аль-Габей Гачалим».
Пьютим
[ редактировать ]Сохранилось двенадцать его пиютимов, в том числе «Эмих Нахамти», читаемая утром Йом Кипура в ашкеназском обряде (одна часть — это пийют «Аль Исраэль Эмунато»), и два порядка поклонения «Амитц Коах» и «Эсохах Нифлаотеха». " [2] Он составил обширную серию Агады для Песаха, начиная с «Афик Ранен» на основе Шир Хаширима. Это было принято в обряде ашкенази и некоторых французских общинах на второй день Песаха. Он также написал два зулата о рабстве королевств. Кроме того, ему приписывают несколько селихот (покаянных стихотворений), хотя это сомнительно. Его пиютим принадлежат итало-ашкеназской школе, находящейся под влиянием традиции пиюта Земли Израиля. [10]
Комментарий к Авот
[ редактировать ]До нас дошли лишь небольшие фрагменты его комментария к «Пиркей Авот». Из этого можно сделать вывод, что комментарий охватывал весь трактат. Это показывает его большое знание Священного Писания. [11]
Смерть
[ редактировать ]Раввин Мешулам умер в Майнце и похоронен на Старом еврейском кладбище. Его надгробие, датированное XI веком, пришедшее на смену более раннему утраченному камню, сейчас находится на Мемориальном кладбище. [12]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ see Rashi Zevachim 45b s.v. "hachi garsinan"
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Мешуллам бен Калонимус | Encyclepedia.com» . www.энциклопедия.com . Проверено 31 марта 2024 г.
- ^ См. Тосефот, Менахот 109b, св "батчелия".
- ^ «КАЛОНИМ — JewishEncyclepedia.com» . jewishencyclepedia.com . Проверено 31 марта 2024 г.
- ^ «Отцер Ганзим — Толедано, Яаков Моше бен Иегуда, 1879–1960 (стр. 13 из 238)» . www.hebrewbooks.org . Проверено 31 марта 2024 г.
- ^ «Рабби Мешулам бен Калонимус» . Проверено 31 марта 2024 г.
- ^ Rashi, Zevachim 45b, s.v. " hachi garsinan "
- ^ Тосефот, Гиттин 54б, св " Амар Абайе "
- ^ Семаг 66, Сефер Хасидим 1147, цитируется в Еврейской энциклопедии.
- ^ «Рабби Мешуллам бар Клоним» . www.nli.org.il (на иврите) . Проверено 31 марта 2024 г.
- ^ бен Йехиэль Римский, Натан. Сефер Хаарух (на иврите). Обещать.
- ^ «Старое еврейское кладбище / Мемориальное кладбище; Надгробие Мешуллама бен Калонимуса - памятники Шума в Шпейере, Вормсе и Майнце» . Google Искусство и культура . Проверено 31 марта 2024 г.