Мой Моисей
Моше бен Хасдай Таку ( иврит : раввин Моше бен Хасдай Таку ) ( 1250-1290 гг. н.э. ) [1] был тосафистом 13-го века из Тахова , Богемия . [2] Несмотря на свою, казалось бы, мистическую ориентацию, раввин Таку известен как противник эзотерической теологии хасидеев Ашкеназа (особенно Калонимидов , [3] т.е. последователи раввина Йехуды ха-Хасида ) и философская ориентация раввинских рационалистов, таких как Саадия Гаон , Маймонид , Авраам ибн Эзра и др. Он считал, что обе тенденции представляют собой отклонения от традиционного иудаизма, который, как он понимал, поддерживает перспективу как библейского повествования , так и Агадаты мудрецов буквальную . [4] Его сопротивление всем богословским спекуляциям принесло ему, по мнению Гершона Шолема , титул одного из двух поистине реакционных еврейских писателей Средневековья (вторым был Йозеф Ашкенази ). [5]
Спорные взгляды
[ редактировать ]Таку часто называют противоречащим Третьему принципу веры Маймонида, поскольку он настаивает на том, что Бог может проявляться телесно, а утверждать обратное является еретическим . Для Таку такое отрицание было бы посягательством на всемогущество Бога. [6] и что, соответственно, все антропоморфические намеки на Бога в Танахе следует понимать буквально. Однако Джозеф Дан , израильский исследователь еврейского мистицизма , не согласен с этой широко распространенной точкой зрения на позицию Таку и поддерживает более тонкую интерпретацию:
«Таку настаивает на буквальном принятии описаний пророками их видений, а также антропоморфических упоминаний Бога в талмудически-мидрашской литературе. Он не делает этого из-за своей веры в буквальную правдивость этих описаний; он только настаивает на том, что они представляют собой максимум того, что можно сказать о сущности и внешности Бога, и что любое дальнейшее исследование не может привести к обоснованным выводам. Бог решил открыть нам в Священных Писаниях все, что в них есть: человек должен довольствоваться этим и не спрашивать. еще вопросы. Дело не в том, что раввин Моисей Таку верил в антропоморфного Бога, скорее всего, он этого не делал». [7]
Сочинения
[ редактировать ]Кетав Тамим ( иврит : כתב תמים ) — это основной текст, из которого мы знаем мысли рабби Таку. Он был составлен около 1220 г. [8] и носит во многом полемический характер. Это служит одновременно атакой на богословов того времени, которые поддерживали небуквальное понимание Агады, и средством попытки продемонстрировать обоснованность телесного подхода, цитируя подтверждающие тексты из Танаха и Талмуда . Таку утверждает, что в еврейской истории произошли три богословские катастрофы, каждая из которых породила свою собственную школу ереси — христианство , возглавляемое Иисусом ; Караизм , возглавляемый Ананом; и мнения, высказанные Саадией в его работе «Эмунот ве-Деот» и его комментарии к «Сефер Йезира» . [9] Хотя неизвестно, что вся работа дошла до наших дней, несколько основных разделов сохранились и были впервые опубликованы в 1860 году в Вене . [10]
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ История евреев Генриха Греца, Беллы Лёви, Филиппа Блоха. Опубликовано Еврейским издательским обществом Америки, 1902. Стр., 624.
- ^ Имя «Таку» является вариантом Тахау, Богемия - сегодня Тахов, Чешская Республика : Истоки Каббалы Гершом Герхард Шолем, Рафаэль Иегуда Цви Вербловски, Аллан Аркуш Перевод Аллана Аркуша Опубликовано Princeton University Press, 1990. Стр. 34 и 202.
- ^ Исследования еврейских рукописей. Джозеф Дэн, Клаус Херрманн, Йоханна Хорнвег, Мануэла Петцольдт. Соавтор Джозеф Дэн. Опубликовано Мором Зибеком, 1999. Стр. 2.
- ^ Кетав Тамим, стр. 69: « Это мнение меньшинства гаонимов и караимов [ о том, что у Бога нет тела] взято из Калам движения мусульманского … Вы должны знать, что все, что мусульмане говорили по этому поводу, является все взято из слов греков и арамейцев . – Перевод раввина Дэвида Седли, [Агада в еврейской мысли] http://hashkafacircle.com/shiurim/category/reshimu/ : Изменение парадигмы. Стр. 27.
- ^ Гершон Шолем, «Едиот Хадашот аль Раббо Йоспе Ашкенази», Тарби , 28, 1959 (59).
- ^ Кетав Тамим, изд. Кирхгайм, с. 82: « Они издают указ Творцу, каким Ему должно быть. Поступая так, они деградируют. » – Перевод Марка Б. Шапиро на стр. 39 книги «Пределы ортодоксального богословия: переоценка тринадцати принципов Маймонида», опубликованной Библиотекой еврейской цивилизации Литтмана, 2004 г.
- ^ «Ашкеназский хасидизм и полемика Маймонида» в Maimonidean Studies vol. 3, стр. 42-43 доступно по адресу [1]
- ^ Исследования еврейских рукописей. Джозеф Дэн, Клаус Херрманн, Йоханна Хорнвег, Мануэла Петцольдт. Соавтор Джозеф Дэн. Опубликовано Мором Зибеком, 1999. Стр. 3
- ↑ Джозеф Дэн предположил, что Таку, возможно, думал, что работы, приписываемые Саадиа, были псевдоэпиграфическими, что спасло его от обвинения в ереси. См. изд. Дж. Дэна, Ктав Тамим , Введение 8.
- ^ Кирххайм впервые опубликовал разделы книги в « Осар Нехмад », III (1860), стр. 54–99 [2] . (Видеть Трахтенберг, Джошуа (2004) [первоначально опубликовано в 1939 году]. Еврейская магия и суеверия . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета . п. 321. ИСБН 9780812218626 . ) Факсимиле рукописи было изготовлено Центром Динур в 1984 году.