Jump to content

Мой Моисей

Моше бен Хасдай Таку ( иврит : раввин Моше бен Хасдай Таку ) ( 1250-1290 гг. н.э. ) [1] был тосафистом 13-го века из Тахова , Богемия . [2] Несмотря на свою, казалось бы, мистическую ориентацию, раввин Таку известен как противник эзотерической теологии хасидеев Ашкеназа (особенно Калонимидов , [3] т.е. последователи раввина Йехуды ха-Хасида ) и философская ориентация раввинских рационалистов, таких как Саадия Гаон , Маймонид , Авраам ибн Эзра и др. Он считал, что обе тенденции представляют собой отклонения от традиционного иудаизма, который, как он понимал, поддерживает перспективу как библейского повествования , так и Агадаты мудрецов буквальную . [4] Его сопротивление всем богословским спекуляциям принесло ему, по мнению Гершона Шолема , титул одного из двух поистине реакционных еврейских писателей Средневековья (вторым был Йозеф Ашкенази ). [5]

Спорные взгляды

[ редактировать ]

Таку часто называют противоречащим Третьему принципу веры Маймонида, поскольку он настаивает на том, что Бог может проявляться телесно, а утверждать обратное является еретическим . Для Таку такое отрицание было бы посягательством на всемогущество Бога. [6] и что, соответственно, все антропоморфические намеки на Бога в Танахе следует понимать буквально. Однако Джозеф Дан , израильский исследователь еврейского мистицизма , не согласен с этой широко распространенной точкой зрения на позицию Таку и поддерживает более тонкую интерпретацию:

«Таку настаивает на буквальном принятии описаний пророками их видений, а также антропоморфических упоминаний Бога в талмудически-мидрашской литературе. Он не делает этого из-за своей веры в буквальную правдивость этих описаний; он только настаивает на том, что они представляют собой максимум того, что можно сказать о сущности и внешности Бога, и что любое дальнейшее исследование не может привести к обоснованным выводам. Бог решил открыть нам в Священных Писаниях все, что в них есть: человек должен довольствоваться этим и не спрашивать. еще вопросы. Дело не в том, что раввин Моисей Таку верил в антропоморфного Бога, скорее всего, он этого не делал». [7]

Сочинения

[ редактировать ]

Кетав Тамим ( иврит : כתב תמים ) — это основной текст, из которого мы знаем мысли рабби Таку. Он был составлен около 1220 г. [8] и носит во многом полемический характер. Это служит одновременно атакой на богословов того времени, которые поддерживали небуквальное понимание Агады, и средством попытки продемонстрировать обоснованность телесного подхода, цитируя подтверждающие тексты из Танаха и Талмуда . Таку утверждает, что в еврейской истории произошли три богословские катастрофы, каждая из которых породила свою собственную школу ереси — христианство , возглавляемое Иисусом ; Караизм , возглавляемый Ананом; и мнения, высказанные Саадией в его работе «Эмунот ве-Деот» и его комментарии к «Сефер Йезира» . [9] Хотя неизвестно, что вся работа дошла до наших дней, несколько основных разделов сохранились и были впервые опубликованы в 1860 году в Вене . [10]

Примечания и ссылки

[ редактировать ]
  1. ^ История евреев Генриха Греца, Беллы Лёви, Филиппа Блоха. Опубликовано Еврейским издательским обществом Америки, 1902. Стр., 624.
  2. ^ Имя «Таку» является вариантом Тахау, Богемия - сегодня Тахов, Чешская Республика : Истоки Каббалы Гершом Герхард Шолем, Рафаэль Иегуда Цви Вербловски, Аллан Аркуш Перевод Аллана Аркуша Опубликовано Princeton University Press, 1990. Стр. 34 и 202.
  3. ^ Исследования еврейских рукописей. Джозеф Дэн, Клаус Херрманн, Йоханна Хорнвег, Мануэла Петцольдт. Соавтор Джозеф Дэн. Опубликовано Мором Зибеком, 1999. Стр. 2.
  4. ^ Кетав Тамим, стр. 69: « Это мнение меньшинства гаонимов и караимов [ о том, что у Бога нет тела] взято из Калам движения мусульманского … Вы должны знать, что все, что мусульмане говорили по этому поводу, является все взято из слов греков и арамейцев . – Перевод раввина Дэвида Седли, [Агада в еврейской мысли] http://hashkafacircle.com/shiurim/category/reshimu/ : Изменение парадигмы. Стр. 27.
  5. ^ Гершон Шолем, «Едиот Хадашот аль Раббо Йоспе Ашкенази», Тарби , 28, 1959 (59).
  6. ^ Кетав Тамим, изд. Кирхгайм, с. 82: « Они издают указ Творцу, каким Ему должно быть. Поступая так, они деградируют. » – Перевод Марка Б. Шапиро на стр. 39 книги «Пределы ортодоксального богословия: переоценка тринадцати принципов Маймонида», опубликованной Библиотекой еврейской цивилизации Литтмана, 2004 г.
  7. ^ «Ашкеназский хасидизм и полемика Маймонида» в Maimonidean Studies vol. 3, стр. 42-43 доступно по адресу [1]
  8. ^ Исследования еврейских рукописей. Джозеф Дэн, Клаус Херрманн, Йоханна Хорнвег, Мануэла Петцольдт. Соавтор Джозеф Дэн. Опубликовано Мором Зибеком, 1999. Стр. 3
  9. Джозеф Дэн предположил, что Таку, возможно, думал, что работы, приписываемые Саадиа, были псевдоэпиграфическими, что спасло его от обвинения в ереси. См. изд. Дж. Дэна, Ктав Тамим , Введение 8.
  10. ^ Кирххайм впервые опубликовал разделы книги в « Осар Нехмад », III (1860), стр. 54–99 [2] . (Видеть Трахтенберг, Джошуа (2004) [первоначально опубликовано в 1939 году]. Еврейская магия и суеверия . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета . п. 321. ИСБН  9780812218626 . ) Факсимиле рукописи было изготовлено Центром Динур в 1984 году.

См. также

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9d38ff1eb1f9064049cf6d44e7529b03__1702380360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9d/03/9d38ff1eb1f9064049cf6d44e7529b03.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Moses Taku - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)