Список тосафистов
Раввинские эпохи |
---|
Тосафисты — раввины Франции Германии , , жившие с , Богемии и Австрии XII до середины XV веков, в период Ришоним . Тосафисты составили критические и пояснительные глоссы (вопросы, примечания, толкования, постановления и источники) по Талмуду , которые в совокупности называются Тосафот («дополнения»). Тосафот важен для практического применения еврейского закона , поскольку закон зависит от того, как понимается и интерпретируется Талмуд.
Алфавитный список тосафистов
[ редактировать ]Не все из многочисленных тосафистов известны по именам. Ниже приводится их алфавитный список; однако многие из них известны только по цитатам.
Цитируется в отредактированном Тосафот Моэд Катану 14b, 19a, 20b, 21a и т. д.
Также известен как Авигдор бен Илия ха-Коэн. Процветал в середине 13 века и ранний талмудизм Австрии; его тосафот упоминается в отредактированном тосафоте к Кетувот 63б.
французский талмудист; жил в Орлеане и, возможно, в Лондоне в 12 веке. Один из старейших тосафистов, его интерпретации Талмуда несколько раз цитируются в Тосафот. Он упоминается как отец трех дочерей. Он был тестем Иуды бен Исаака Мессер Леона , а значит, современником рабейну Тама из Рамеру , главы тосафистской школы в середине XII века.
Ашер бен Джехиэль (RoSH)
[ редактировать ]Проживал в Кёльне , а затем в Толедо, Испания . Его тосафот назывался Тосефот харош. [ д ] или Тосефей Тосафот, появлявшийся в различных эпохах и произведениях. Многие из них были вставлены Бецалелем Ашкенази в «Шитах Мекубецет» ; те, что посвящены Йебамоту и Кетуботу, появились отдельно в Ливорно в 1776 году; в Соту , частично в Праге , 1725 г., частично в Якоба Файтуси » «Маре ха-Офанним (1810 г.); Мегиле « и Шевуот в Элайджи Боргеля » Мигданот Натан (1785); и Кидушину в Маасе Рокем (Пиза, 1806 г.). Его тосафот Нидде включен в Виленского Рома издание Талмуда .
Он родился в Вормсе, жил в Регенсбурге.
Автор тосафота Баба Каммы, выдержки из которого можно найти в « Безалеля Ашкенази Шитах Мекубецет » .
Расцвет пришелся на конец 12 века; его тосафот упоминается Авраамом бен Давидом (РАБаД) в его «Темим Деим» и в отредактированном тосафоте к Бава Меция 11б и Швуот 28а. Его тосафот Недариму упоминает Джозеф Колон («Респонса», № 52); » Исайи ди Трани Старшего те, что посвящены Мегилле, в « Ха-Макрии (№ 31, стр. 19d); те Аваде Заре в «Мордехае» (№ 1364).
Элиэзер бен Джоэль ха-Леви (Равья)
[ редактировать ]Процветал в начале 13 века в Германии; автор тосафотов к нескольким трактатам, [1] и Сеферу Раавье .
Элиэзер бен Натан (Рааван)
[ редактировать ]Написал о гонениях 1096 года .
Элиезер бен Самуил из Меца (Ре'ЕМ)
[ редактировать ]видел те, что относятся к Хуллину Автор тосафотов к нескольким трактатам, из которых Азулай .
Французский тосафист начала XIII века, тосафот которого упоминается в «Шибболей ха-Лекет» .
Французский тосафист конца 13 века.
Его тосафот упоминается в « Аггахот Маймунийот », Кинним, № 20.
Французский тосафист XII века, современник и спорщик Рабейну Тама .
Рабейну Хаим бен Хананель Ха-Коэн (12 век) был учеником и коллегой рабейну Тама.
Р"Я
[ редактировать ]РИ (вероятно, Р. Исаак, но не путать с Исааком бен Самуилом , который чаще всего встречается как РИ). Его тосафот, в котором цитируется более старый РИ, упоминается Самсоном бен Садоком . [2]
Брат Самсона бен Авраама из Санса . Преемник своего учителя Исаака бен Самуэля на посту главы школы Дампьера, в результате чего он также известен как раввин Исаак хаБахур («раввин Исаак Младший») или RIBA (аббревиатура раввина Исаака бен Авраама).
Самый ранний известный тосафист, ученик Раши .
Ученик Рабейну Тама и один из первых тосафистов («баале тосафот ешаним»). Он был автором комментария к Кетуботу, цитируемого Ор Заруа . [3] Его очень часто цитируют в отредактированном тосафот (Йевамот 5б; Бава Камма 72а и др.).
французский тосафист; жил в Сансе , вероятно, во второй половине 13 века. [4]
Исаак бен Меир ( Ривам ) из Рамерупта
[ редактировать ]Внук Раши и брат РаШБаМ и Рабейну Тама; умер раньше отца, оставив четверых детей. [5] Хотя он умер молодым, Исаак написал тосафот, упомянутый Элиезером бен Джоэлем ха-Леви : [6] к нескольким трактатам Талмуда. Сам Исаак часто цитируется в отредактированном тосафот (Шабат 138а; Ктувот 29б и др. пассим).
Исаак бен Мордехай Регенсбургский (RIBaM)
[ редактировать ]Процветал в 12 веке; ученик Исаака бен Ашера ха-Леви . Он переписывался с Джейкобом Тэмом и был однокурсником Моисея б. Иоиль и Ефрем б. Исаак. Его тосафот цитирует Элиэзер бен Джоэль ХаЛеви. [7] и Меир Ротенбургский . [8] Его часто цитируют также в редактируемом «Тосафот». [9]
Его тосафот упоминается в Шите Мекубецет , Кетубот 43а. Он может быть идентичен Исааку б. Рувим, который прокомментировал Раши Бава Камме 32д.
Исаак бен Самуэль ха-Закен (Ри-ха-Закен)
[ редактировать ]Французский тосафист и комментатор Библии, процветавший в XII веке.
Исайя из Трани (RID)
[ редактировать ]Итальянский тосафист первой половины 13 века. Большая часть его тосафота была опубликована под названием «Тосефот Р. Йешаягу» (Лемберг, 1861–1869); и многие из них были вставлены Бетцалелем Ашкенази в «Шитах Мекубецет» .
Жил в середине 13 века; упоминается как автор тосафота в «Мордехае» [10] и «Аггахот Мордехай» (к Шабату 14). Выдержки из тосафота израильских студентов были воспроизведены Безалилем Ашкенази (lc).
Предположительно современник Меира Ротенбургского и, возможно, идентичен Иуде ха-Коэну, родственнику Меира. В выдержках из своего тосафота Баба Камме, вставленных в «Шитах Мекубецет» , он цитирует (среди многих других авторитетных источников) своего еще живого учителя, Коэна, которого Цунц [11] Предполагается, что он идентичен Авигдору Коэну из Вены . От Шиты Мекубецета до Баба Меции видно, что Дж. Коэн написал тосафот к одному и тому же трактату.
Жил в 13 веке; ученик Исаака бен Авраама, автор «Шиты» [12] Его самого цитируют в отредактированном тосафот (Берачот 12а; Назир 53а и др.).
Джоэл бен Исаак ха-Леви (Джабез)
[ редактировать ]Процветал в Шпейере около 1130 г.; ученик Калонима б. Исаак Старший. [13] Он был автором тосафота. [14] и решений (« песаким »). [15] Его цитируют также в отредактированном тосафот (Кинним 23а ).
Якоб бен Меир (Якоб Там, Рабейну Там )
[ редактировать ]Ведущий тосафист, живший в 12 веке. Внук Раши.
Французский тосафист XIII века. Защищал иудаизм в Парижском диспуте . Сообщается, что он переехал в Акко, Израиль , примерно в 1258 году, примерно за десять лет до своей смерти.
Иосиф (или Йосеф)
[ редактировать ]Процветала, по словам Цунца, [16] около 1150 г. Цунц отождествляет этого Иосифа с учеником Рашбама, чьи толкования цитируются в отредактированном тосафот (К Кет. 70а), и думает, что он может быть тождествен Иосифу Орлеанскому, часто цитируемому в отредактированном тосафот (Шаббат 12а и пассим). . Если это так, то его необходимо идентифицировать, по словам Анри Гросса , [17] с Иосифом бен Исааком Бехором Шором . Вайс, однако, предполагает, что этим Иосифом мог быть либо Джозеф Бонфилс , учитель рабейну Тама , либо Иосиф б. Исаак Труа, один из Раши учеников . Таким образом, представляется, что в любом случае тосафиста, упомянутого в « Сефер ха-Яшар », следует отличать от упомянутого в «Тосафот Кетувот 70а», поскольку последний был учеником Рашбама.
Джозеф Порат
[ редактировать ]Многие фрагменты его тосафота к Шабату включены в отредактированный тосафот.
Иуда бен Исаак Мессер Леон (Иуда бен Исаак Парижский)
[ редактировать ]XII-XIII вв.; французский тосафист, родившийся в Париже. Он основал важную школу тосафистов, в которой обучались, среди прочих, Йехиэль Парижский (преемник сэра Леона), Исаак бен Моисей из Вены (автор «Ор Заруа»), Самуэль бен Соломон из Фалеза и Моисей бен Якоб из Куси .
Иуда бен Натан (РИВаН)
[ редактировать ]Зять и ученик Раши и во многом его продолжатель. Именно Иуда завершил комментарий Раши к Маккоту (с 19б до конца) и написал комментарий к Назиру, ошибочно приписываемый Раши. Кроме того, он написал независимые комментарии к Эрувину, Шабату, Йебамоту. [18] и Песахим. [19] Наконец, в рукописи Хальберштама № 323 содержится фрагмент комментария Иуды к Недариму. Обычно считается, что Иуда б. Натан написал тосафот к нескольким трактатам Талмуда, и как тосафист он упоминается в «Аггахот Мордехай» (Синедрион, № 696). Его часто цитируют в редакционном журнале «Тосафот».
Французский раввин XI века.
Леви
[ редактировать ]Его тосафот цитируется в «Мордехае» (Бава Меция 4, конец).
Меир бен Барух из Ротенбурга (МаХаРаМ)
[ редактировать ]Ведущий тосафист Германии 13 века. Похищен христианами и умер в тюрьме.
Меир бен Самуэль из Рамерупта
[ редактировать ]Зять Раши. Его тосафот упоминается его сыном Якобом Тамом (« Сефер ха-Яшар », № 252) и часто в отредактированном тосафот.
Французский тосафист, начало 13 века. Автор Сефер Мицвот Гадол .
Итальянский тосафист XIII века, тосафот которого использовал составитель «Хаггахот Маймунийет». Сам Моисей использовал тосафот Иуды бен Исаака Мессер Леона , хотя сомнительно, был ли он учеником Иуды.
Французский тосафист, начало 13 века.
Тосафист XIII века из Богемии.
Перец бен Илия из Корбейля
[ редактировать ]Французский тосафист, 13 век.
ХаРебби Р' Менахем
[ редактировать ]Упоминается в Баба Кама 2б св «умилта», а также в Хагахот Маймонийот к хамеце законам Рамбама о и маце , глава 6, примечание 9.
Франция, конец 12-начало 13 века. Известен под аббревиатурой «Раш», а в Тосафоте как «Рашба».
Процветал в 13 и 14 веках; автор « Сефер Керитут ». В этой работе [20] Самсон ссылается на свои толкования Эрувина и Аводы Зары; похоже, он написал толкования и к другим талмудическим трактатам.
Расцвет пришелся на XII и XIII века.
Автор тосафотов к нескольким трактатам; те, что были отправлены Соте, входят в число отредактированных тосафот.
Самуэль бен Меир (РаШБаМ)
[ редактировать ]Внук Раши и автор тосафета Альфаси; под его руководством его ученики подготовили тосафот к нескольким трактатам («Сефер ха-Яшар», стр. 85г).
Самуэль б. Натронай (РаШБат)
[ редактировать ]немецкий талмудист конца XII века; автор тосафота к Аводе Заре. [21]
Французский тосафист, XII-XIII вв.
Симха Шпейерский (Симха бен Самуэль Шпейерский)
[ редактировать ]Процветал в 13 веке; его тосафот упоминается Меиром Ротенбургским . [22]
Французский раввин XI века, внук Раши
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сравните Хейманн Джозеф Майкл , « Ор хахайим », № 427.
- ^ Ташбец §336
- ^ см . Иуда Минц , Респонса, № 10.
- ^ Исидор Зингер и Исаак Бройде (1904). «Исаак Бен Иуда Ха-Леви» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Том. 6. Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс. п. 624.
- ^ Джейкоб Там , « Сефер ха-Яшар », № 616, с. 72б, Вена, 1811 г.
- ^ Ави хаЭзри , § 417
- ^ ЖК § 420
- ^ «Семахот», § 73; «Хаггахот Маймунийот», Абелот, стр. 294а
- ^ Кетувот 55а; Бава Камма 22б и пассим
- ^ Мордехай, Авода Зара , 1244, 1279, 1295, 1356 гг.
- ^ "ЗГ" с. 42
- ^ «Мордехай», Синедрион , 928 г.
- ^ Элиэзер бен Натан , « Эвен хаЭзер », с. 13в, Прага, 1610 г.
- ^ "Хаггахот Маймунийот", Кинним, 16 лет.
- ^ « Мордехай бен Гилель », Хуллин , 1183 г.
- ^ "ЗГ" с. 33
- ^ Галлия Иудаика , с. 34
- ↑ Элиэзер бен Джоэль ха-Леви , « Ави ха-Эзри », §§ 183, 385, 397, 408.
- ^ « СеМаГ », запрет №79.
- ^ Сефер Керитут , 1:7 § 1; 5:3 §§ 120, 148
- ^ См. « Керем Хемед », vii. 50
- ^ Меир Ротенбургский, Респонса, 4:154
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Записка Тосафот профессора Элиэзера Сегала
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Джозеф Джейкобс и М. Селигсон (1901–1906). «Тосафот» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.