Рашбам
Рашбам | |
---|---|
Рожденный | в. 1085 |
Умер | в. 1158 |
Эра | Средневековая философия |
Область | Еврейская философия |
Самуэль бен Меир ( Труа , ок. 1085 – ок. 1158), после его смерти известный как «Рашбам» , еврейская аббревиатура от RA bbi SH muel B en Meir , был ведущим французским тосафистом и внуком Шломо Ицхаки ». Раши». [ 1 ]
Биография
[ редактировать ]Он родился в окрестностях Труа , примерно в 1085 году во Франции в семье своего отца Меира бен Шмуэля и матери Йохевед, дочери Раши . Он был старшим братом грамматика Соломона, а также тосафистов Исаака бен Меира («Ривам») и Якоба бен Меира («Рабейну Там»), а также коллегой раввина Йозефа Кара .
Как и его дед по материнской линии, Рашбам был комментатором Библии и талмудистом . Он учился у Раши и у Исаака бен Ашера ха-Леви («Рива»). Он был учителем своего брата Рабейну Тама , и его метод интерпретации отличался от метода его деда. [ 2 ]
Рашбам зарабатывал на жизнь тем, что пас скот и выращивал виноград, следуя своей семейной традиции. Известный своим благочестием, он защищал еврейские убеждения в публичных спорах, организованных церковными лидерами, чтобы продемонстрировать неполноценность иудаизма, и его комментарий содержит несколько прямых ссылок на такие споры с духовенством, особенно относительно неправильного перевода библейских терминов, что приводит к недоразумениям. . [ 3 ]
Подробностей жизни Рашбама известно немного. Говорят, он был настолько скромен, что всегда ходил с опущенными глазами. Мардохей бен Гилель рассказывает, что он был настолько рассеян, что однажды во время путешествия чуть не забрался в повозку, нагруженную скотом. [ 4 ] Также известно, что около 1150 года он преподавал в Руане (ивр. רדום — Родом, столица Нормандского герцогства Плантагенетов) в ешиве, останки которой были обнаружены в 1976 году. Там он, вероятно, встретил великого испанского учёного Авраама ибн Эзру , который остался в Руане между 1150 и 1158 годами.
Примерно в 1160 году синод состоялся в Труа в рамках Такканот Шум . Этот синод возглавляли Рашбам, его брат Рабейну Там и Элиэзер бен Натан (Рааван). более 250 раввинов из общин со всей Франции На мероприятии также присутствовали . На Синоде был принят ряд общинных декретов, касающихся как еврейско- языческих отношений, так и вопросов, касающихся внутренней жизни еврейской общины. [ 5 ]
Учения
[ редактировать ]Комментарий Торы
[ редактировать ]Его комментарий к Торе известен своим упором на простой смысл ( пешат ) текста. Иногда он оспаривает интерпретацию своего деда и указывает, что его дед был согласен с его подходом. [ 6 ] Он принял естественный (в отличие от гомилетического и традиционного) метод. [ 2 ] Такой подход часто приводил его к высказыванию взглядов, которые были несколько противоречивыми. Таким образом, Рашбам (в Бытие 1:5) утверждал, что день начался на рассвете, а не с предыдущего заката (как предполагалось в более позднем еврейском обычае). Другой известной интерпретацией была точка зрения Рашбама о том, что столь спорная фраза в Бытие 49:10 должна быть переведена как «доколе он не придет в Силом» и относится к разделению Иудейского царства после . смерти Соломона [ 2 ]
Рашбам объясняет свою цель в библейской экзегезе следующим образом: «Те, кто любит чистый разум, должны всегда помнить, что мудрецы сказали, что библейский отрывок не должен быть лишен своего первоначального значения [в Бытии 37:2]. По их мнению, постоянное изучение Талмуда является одним из самых похвальных занятий, комментаторы из-за такого изучения не смогли истолковать отдельные стихи в соответствии с их очевидным смыслом, даже мой дедушка. Соломон был приверженцем этой школы; и я поспорил с ним по этому поводу, в котором он признался, что пересмотрел бы свои комментарии, если бы у него было на это время».
Некоторые ученые считают, что причина, по которой его комментарий к Бытию отсутствовал в течение длительного времени и не был полностью восстановлен до конца 1800-х годов, заключалась в противоречивых замечаниях относительно того, когда начинается день. Даже сегодня не все версии Микраот Гедолот включают полный Рашбам. [ 7 ]
Талмудические произведения
[ редактировать ]Сохранились части его комментариев к Талмуду, например, трактат Бава Батра (большие части трактата, где нет комментариев Раши), а также последняя глава трактата Песахим . Заметки Рашбама о Библии отличаются краткостью. Он написал две версии своего комментария к частям Бавлийского (Вавилонского) Талмуда: длинную и короткую версию. Обычно публиковалась только его длинная версия, хотя более короткая версия иногда публиковалась частично.
Талмудические произведения Рашбама включают следующие комментарии:
- О трактате Баба Батра (iii. 29а до конца).
- О Песахиме (х. 99б до конца).
- Об Аводе Зара, из которой лишь несколько отрывков цитируются в «Темим Деим», изд. Венеция, iii. 19б, 20б, 28в.
- О Нидде, как следует из «Ор Заруа» (берлинский «Журнал», т. 100а).
- Дополнения к Альфаси (Ахаба, изд. Амстердам, т. 136б).
- Дополнения к комментарию Раши [ 8 ]
- «Тешувот» у Р. Элиезера б. Натан «Эбен ха-Эзер», изд. Прага, 143б-146в, и в «Пардес» изд. Константинополь, л. 4а («Журнал» Берлинера, 1876, стр. 60; «Ор Заруа», i. 79b; «Мордекай» на Кет. VIII. 300, л. 108b, в «Хаггахот Маймунийет», «Ишот», III.) .
- На Пиркей Авот [ 9 ] Его дополнения к «Пиркей Авот» встречаются также в «Мигдаль Оз» Шем Това бен Авраама ибн Гаона .
- Выводы комментариев к Талмуду остались незавершенными Раши.
Другие мнения о Рашбаме, которых нет в дошедших до нас сочинениях, обычно цитируются тосафотами во всем Талмуде.
Похожие книги и статьи
[ редактировать ]- Джафет, Сара; Солтерс, Роберт Б. (1985). Комментарий рабби Самуила бен Меира, Рашбам, на Кохелет . Иерусалим: Магнес Пресс, Еврейский университет. ISBN 965-223-517-2 . OCLC 12685924 .
- Локшин, Мартин И. (1989). Комментарий раввина Самуэля бен Меира к Бытию: аннотированный перевод . Льюистон, Нью-Йорк, США: E. Mellen Press. ISBN 0-88946-256-9 . OCLC 19740503 .
- Локшин, Мартин И. (2001). Комментарий Рашбама к Исходу: аннотированный перевод . Атланта, Джорджия: Scholars Press. ISBN 1-930675-11-9 . OCLC 634886463 .
- Голб, Норман (1998). Евреи в средневековой Нормандии: социальная и интеллектуальная история . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-58032-3 . OCLC 36461619 .
- Визель, Эран (2016). « Боязнь влияния»: подход Рашбама к комментарию Раши к Торе» . Обзор AJS . 40 (2). Проект Муза: 279–303. дои : 10.1017/s0364009416000428 . ISSN 0364-0094 . S2CID 164824867 .
Рашбам написал комментарий к Бава Батре и Песахиму в Талмуде Бавли.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Комментарий Р. Самуэля бен Меира, Рашбам, к изд. Кохелет. Сара Джафет , Роберт Б. Солтерс — 1985 «Эта книга, предназначенная для изучающих еврейскую Библию и средневековую экзегезу, представляет небольшую часть работы Р. Самуэля бен Меира (Рашбама), внука Раши и одного из ведущих деятели экзегетической школы Раши на севере...»
- ^ Перейти обратно: а б с Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
- ^ Нист, Теодор А. (24 марта 1997 г.). Не убий (Отчет). Форт Бельвуар, Вирджиния: Центр технической информации Министерства обороны.
- ^ Мордехай, Эрувин, конец
- ^ «Синоды» . www.jewishvirtuallibrary.org . Проверено 17 августа 2022 г.
- ^ См. комментарий к Бытие 37:2 – https://www.sefaria.org/Rashbam_on_Genesis.37.2.1.
- ^ Фридман, Херши Х. (2021). «Изучать или подвергать цензуре: нетрадиционный, новаторский библейский комментарий Рашбама» : 1–2. дои : 10.13140/RG.2.2.14638.13127 .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Зунц, "ЗГ" с. 32
- ^ Зунц, "ZG", стр. 124 и далее.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «САМУЭЛ Б. МЕИР (РаШБаМ)» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.