Соломон
Соломон שְׁלֹמֹהШломо | |
---|---|
Царь Израиля | |
Царствование | в. 970–931 гг. До н.э. (предположительно) |
Предшественник | Дэйвид |
Преемник | Ровоам |
Похороны | Иерусалим |
Супруг | Наама дочь фараона 700 жен царского происхождения и 300 наложниц. [1] [2] |
Проблема | 3 записанных ребенка: |
Дом | Дом Давида |
Отец | Дэйвид |
Мать | Вирсавия |
Соломон ( / ˈ s ɒ l ə mə n / ) , [а] также называемый Джедидией , [б] был монархом древнего Израиля , сыном и преемником царя Давида , согласно еврейской Библии или Ветхому Завету . [4] [5] Он описан как предпоследний правитель объединенного Израиля и Иудеи . Предполагаемые даты правления Соломона — с 970 по 931 год до нашей эры. Согласно Библии, после его смерти его сын и преемник Ровоам начал жесткую политику по отношению к северным племенам, что в конечном итоге привело к расколу израильтян на Израильское царство на севере и Иудейское царство на юге. После раскола библейское повествование изображает его потомков по отцовской линии, правящих единолично Иудой. [6]
В Библии говорится, что Соломон построил Первый Храм в Иерусалиме . [5] посвящение храма Яхве , или Богу . [7] Соломон изображается богатым, мудрым и могущественным и одним из 48 еврейских пророков . [8] Он также является предметом многих более поздних упоминаний и легенд, особенно в Завете Соломона (часть библейских апокрифов первого века ).
Историчность Соломона горячо обсуждается. Нынешний консенсус допускает существование исторического Соломона, но считает его правление царем Израиля и Иудеи в десятом веке до нашей эры неопределенным, а библейское описание очевидной щедрости его империи - скорее всего, анахроническим преувеличением. [9] [10] [11]
В Новом Завете он изображается учителем мудрости, превосходящим Иисуса из Назарета. [12] и как облаченный в славу, но превосходимый «лилиями полевыми ». [13] В Коране он считается главным исламским пророком . В основном в небиблейских кругах Соломон также стал известен как маг и экзорцист: его имя упоминалось в многочисленных амулетах и печатях-медальонах, датируемых эллинистическим периодом . [14]
Библейский рассказ
[ редактировать ]Жизнь Соломона преимущественно описана во 2 Царств , 1 Царств и 2 Паралипоменон . Два его имени традиционно означают « мирный » и « друг Бога », оба считаются «предсказывающими характер его правления». [15] В учебнике 2023 года описаны три варианта этимологии имени Соломона: «компенсация или замена», «правитель мира» или на основе обожествленной вечерней звезды Шалима . [16]
Хронология
[ редактировать ]Обычные даты правления Соломона взяты из библейской хронологии и относятся примерно к 970–931 годам до нашей эры . [17] Что касается династии Давида , к которой принадлежит царь Соломон, то ее хронологию можно сверить с датируемыми вавилонскими и ассирийскими записями в нескольких местах, и эти соответствия позволили археологам датировать ее царей в современной системе. [18] [ сомнительно – обсудить ] Согласно наиболее широко используемой хронологии, основанной на хронологии ветхозаветного профессора Эдвина Р. Тиле , смерть Соломона и разделение его царства должны были произойти осенью 931 года до нашей эры. [19]
Детство
[ редактировать ]Соломон родился в Иерусалиме , [20] второй ребенок Давида и его жены Вирсавии (вдовы Урии Хеттеянина ). Первый ребенок (в этом рассказе не названный), сын, зачатый в прелюбодеянии при жизни Урии, умер через семь дней после рождения. В Священном Писании предполагается, что это был суд Божий. У Соломона было три родных брата, рожденных от Вирсавии: Нафан , Шаммуа и Шовав. [21] помимо шести известных старших сводных братьев, рожденных от такого же количества матерей. [22]
Библейское повествование показывает, что Соломон служил мирной жертвой между Богом и Давидом из-за прелюбодейных отношений Давида с Вирсавией. Стремясь скрыть этот грех, Давид отправил мужа Вирсавии, Урию Хеттеянина , в бой, причем конкретно на передовую, где Давид приказал командующему Иоаву прекратить поддержку Урии, чтобы убить его в бою врагом. После своей смерти Давид наконец смог жениться на Вирсавии. В наказание умер первый ребенок, зачатый во время супружеской измены. [23] Соломон родился после прощения Давида. Именно по этой причине было выбрано его имя, означающее мир. Некоторые историки утверждают, что Пророк Натан воспитал Соломона, поскольку его отец был занят управлением царством. [24] Это также можно объяснить представлением о том, что пророк имел большое влияние на Давида, потому что знал о его прелюбодеянии , которое считалось тяжким преступлением согласно Моисееву закону . [25]
Преемственность и управление
[ редактировать ]Согласно Первой книге Царств , когда Давид был стар, «он не мог согреться». [26] «И искали красивую молодую женщину по всей территории Израиля, и нашли Ависагу Сунамитянку , и привели ее к царю. король не знал ее». [26]
Пока Давид находился в таком состоянии, придворные фракции маневрировали за власть. Адония Давида , наследник , действовал так, чтобы объявить себя царем, но его перехитрили Вирсавия и библейский пророк Нафан, которые убедили Давида провозгласить Соломона царем в соответствии с его предыдущим обещанием (не записанным где-либо еще в библейском повествовании). [27] несмотря на то, что Соломон моложе своих братьев.
Соломон, по указанию Давида, начал свое правление с обширной чистки, включая, среди прочего, главного полководца своего отца Иоава , и еще больше укрепил свое положение, назначая друзей во всей администрации, в том числе на религиозные должности, а также на гражданские и военные должности. . [28] Говорят, что Соломон взошел на престол, когда ему было всего около пятнадцати лет. [29]
Соломон значительно расширил свою военную мощь, особенно конницу и колесницы. Он основал множество колоний, некоторые из которых одновременно служили торговыми факториями и военными форпостами.
Торговые отношения были в центре внимания его администрации. В частности, он продолжил очень выгодные отношения своего отца с финикийским царем Хирамом I Тира (см. «богатство» ниже); они отправляли совместные экспедиции в земли Фарсис и Офир , чтобы заниматься торговлей предметами роскоши, ввозя золото, серебро, сандал, жемчуг, слоновую кость, обезьян и павлинов. Соломон считается самым богатым из израильских царей, упомянутых в Библии.
Мудрость
[ редактировать ]Соломон был библейским царем, наиболее известным своей мудростью. В 3 Царств он принес жертву Богу, и позже Бог явился ему во сне: [30] спрашивая, чего Соломон хотел от Бога. Соломон просил мудрости, чтобы лучше управлять и направлять свой народ. Довольный, Бог лично ответил на молитву Соломона, пообещав ему великую мудрость, поскольку он не просил корыстных наград, таких как долгая жизнь или смерть своих врагов.
Возможно, самая известная история его мудрости – это «Суд Соломона» ; каждая из двух женщин претендует на звание матери одного и того же ребенка. Соломон легко разрешил спор, приказав разрезать ребенка пополам и разделить между ними. Одна женщина сразу же отказалась от своих претензий, доказав, что она скорее отдаст ребенка, чем увидит, как его убивают. Соломон объявил женщину, проявившую сострадание, истинной матерью, имеющей право на всего ребенка. [31]
Соломон традиционно считается автором нескольких библейских книг, включая Притчи , Экклезиаст и Песнь Песней . Ему традиционно приписывают авторство « Премудрости Соломона» , которая включена в Священные Писания Восточной Православной и Католической церкви, но считается апокрифом в протестантских традициях. [32]
Богатство
[ редактировать ]Согласно еврейской Библии, древнее Израильское царство достигло своего наивысшего великолепия и богатства во время 40-летнего правления Соломона. Согласно 3 Царств 10:14 , за один год Соломон собрал дань в размере 666 талантов (18 125 килограммов) золота. Соломон описывается как окружавший себя всей роскошью и величием восточного монарха, и его правление процветало. Он заключил союз с Хирамом I , царем Тира , который во многом очень помогал ему в его многочисленных начинаниях.
Строительные проекты
[ редактировать ]За несколько лет до своей смерти Давид занимался сбором материалов для строительства храма в Иерусалиме как постоянного жилища Яхве и Ковчега Завета . Описано, что Соломон взялся за строительство храма с помощью архитектора, которого также звали Хирам , и других материалов, присланных царем Хирамом из Тира.
После завершения строительства храма Соломон описывается в библейском повествовании как воздвигший множество других важных зданий в Иерусалиме . В течение 13 лет он занимался строительством царского дворца на Офеле (холмистый мыс в центре Иерусалима). В этот комплекс вошли постройки, называемые:
- Дом (или зал) Ливанского леса [33]
- Колонный зал или крыльцо
- Тронный зал или Зал правосудия, а также его собственная резиденция и резиденция его жены, дочери фараона . [34]
Говорят, что трон Соломона был невероятно роскошным и имел движущиеся части, что делало его одним из самых ранних механических устройств в истории. Соломон также построил для города большие водопроводные сооружения и Милло ( Септуагинта , Акра ) для защиты города. Однако раскопки Иерусалима не обнаружили никакой монументальной архитектуры той эпохи, а также не было обнаружено никаких остатков ни Храма, ни дворца Соломона.
Соломон также описывается как восстанавливающий города в других частях Израиля, создающий порт Эцион-Гевер и строящий Пальмиру в пустыне как торговый склад и военный форпост. Хотя местонахождение порта Эцион-Гебер известно, никаких останков обнаружено не было. Больший археологический успех был достигнут благодаря крупным городам, которые Соломон укрепил или перестроил, например, Асор , Мегиддо и Гезер . [35] Все они имеют значительные древние руины, в том числе впечатляющие шестикамерные ворота и каменные дворцы; однако ученые больше не согласны с тем, что эти структуры датируются, согласно Библии, временем правления Соломона. [36]
Согласно Библии, во время правления Соломона Израиль пользовался большим торговым процветанием: обширное сообщение осуществлялось по суше с Тиром , Египтом и Аравией , а также по морю с Фарсисом , Офиром и Южной Индией . [37]
Жены и наложницы
[ редактировать ]Согласно библейскому повествованию, у Соломона было 700 жен и 300 наложниц . [38] Жен описывали как иностранных принцесс, включая дочь фараона. [39] и женщины Моава , Аммона , Эдома , Сидона и хеттов . Его брак с дочерью фараона, похоже, укрепил политический союз с Египтом, в то время как он цеплялся за других своих жен и наложниц «в любви». [40] [41] Единственная жена, упомянутая по имени, — , мать Наама Аммонитянка преемника Соломона Ровоама .
В библейском повествовании с неодобрением отмечается, что Соломон разрешил своим иностранным женам импортировать их национальные божества, построив храмы Астарте и Милкому . [42]
В отрасли литературного анализа, изучающей Библию, называемой высшей критикой , история Соломона, впавшего в идолопоклонство под влиянием дочери фараона и других его иностранных жен, «обычно рассматривается как дело рук «девтерономистского историка(ов)» ». , которые, как считается, написали, составили или отредактировали тексты, чтобы узаконить реформы Иосии правнука Езекии, царя , который правил примерно с 641 по 609 год до нашей эры (более 280 лет после смерти Соломона, по мнению библеистов). [43] Ученые пришли к единому мнению в этой области, что «жены/женщины Соломона были представлены в «Иосианском» (обычно Dtr) издании Царств как богословская конструкция, призванная обвинить его в расколе [между Иудой и Северным царством Израиля] в его проступках». [43]
Отношения с царицей Савской
[ редактировать ]В кратком, неразработанном и загадочном отрывке еврейская Библия описывает, как слава о мудрости и богатстве Соломона достигла даже далекой царицы Савской . Королева описывается как приехавшая с подарками, включая золото, специи и драгоценные камни. Когда Соломон дал ей «все ее желание, о чем бы она ни просила», она ушла удовлетворенная ( 3 Царств 10:13 ).
Неизвестно, предназначен ли этот отрывок просто для того, чтобы дать краткое зарубежное свидетельство о богатстве и мудрости Соломона, или же визит имеет большее значение; тем не менее, царица Савская стала предметом многочисленных историй.
Саву обычно называют Савой , народом, когда-то населявшим Красное море на побережьях нынешних Эритреи , Сомали , Эфиопии и Йемена , в Аравии Феликс ; хотя другие источники помещают его в район нынешней северной Эфиопии и Эритреи. [44] [45]
В раввинистическом отчете (например, «Таргум Шени» , «Беседа царицы Савской» ) Соломон имел обыкновение приказывать животным танцевать перед ним (сила, дарованная Богом), а также при вызове горного петуха или удода (арамейское название: нагар тура ), птица рассказала ему, что открыла на востоке землю, богатую золотом, серебром и растениями, столица которой называется Китор и правительницей которой является царица Савская. Затем Соломон послал птицу с просьбой о визите царицы.
Эфиопский отчет XIV века ( Кебра Нагаст ) утверждает, что царица Савская имела сексуальные отношения с царем Соломоном и родила ребенка у ручья Май Белла в провинции Хамасиен , Эритрея . Эфиопская традиция подробно описывает это дело . Этот ребенок был сыном, который стал Менеликом I , королем Аксума , и основал династию , которая будет править как еврейская, а затем христианская империя Эфиопии , которая просуществовала 2900 лет, пока Хайле Селассие не был свергнут в 1974 году. Говорят, что Менелик был практикующим подарил копию Ковчега Завета Еврей, которому царь Соломон ; и, более того, первоначальный Ковчег был заменен и отправлен в Аксум вместе с ним и его матерью и до сих пор находится там, охраняемый одним преданным священником.
Заявление о таком происхождении и о владении Ковчегом было важным источником легитимности и престижа эфиопской монархии на протяжении веков и имело важное и долгосрочное влияние на эфиопскую культуру . Правительство и церковь Эфиопии отклоняют все запросы на осмотр предполагаемого ковчега. [с]
Некоторые раввины классической эпохи, нападая на моральный облик Соломона, вместо этого утверждали, что ребенок был предком Навуходоносора II , который разрушил храм Соломона примерно 300 лет спустя. [15]
Грехи и наказание
[ редактировать ]Еврейские писцы говорят, что учителем Соломона был Шимей бен Гера , и при жизни он препятствовал Соломону жениться на иноплеменницах. Талмуд говорит в Бере. 8а: «Пока был жив Шимей, сын Геры, Соломон не женился на дочери фараона» (см. также Мидраш Теилим к Пс. 3:1). Казнь Соломоном Симея была его первым грехопадением. [15]
Согласно 3 Царств 11:4, «жены Соломона обратили его сердце вслед других богов», своих национальных божеств, которым Соломон построил храмы, тем самым навлекая на себя божественный гнев и возмездие в виде раздела царства после смерти Соломона ( 3 Царств 11:4). 11:9–13 ). 1 Царств 11 описывает падение Соломона в идолопоклонство, особенно его обращение вслед за Астартой , богиней сидонян , и после Милкома , бога аммонитян . Во Второзаконии 17:16–17 царю приказано не умножать коней и жен, а также не умножать себе слишком много золота или серебра. Соломон согрешил во всех трех сферах. Помимо своих жен, он собирал каждый год 666 талантов золота ( 3 Царств 10:14 ), огромная сумма для такой маленькой страны, как Израиль. Он собрал множество коней и колесниц даже из Египта и, как предупреждает Второзаконие 17 , духом привел Израиль обратно в Египет.
Согласно 3 Царств 11:30–34 и 3 Царств 11:9–13 , именно из-за этих грехов Господь наказал Соломона, отстранив большинство колен Израиля от правления дома Соломона. [46]
И прогневался Господь на Соломона, потому что сердце его отвернулось от Господа, Бога Израилева, который дважды являлся ему и повелел ему об этом, чтобы он не следовал за другими богами. Но он не сдержал того, что повелел Господь. Поэтому Господь сказал Соломону: «Поскольку ты так поступал, и ты не соблюл завета Моего и постановлений Моих, которые Я повелел тебе, то Я оторву царство от тебя и отдам его рабу твоему. Но ради Давида, отца твоего, не сделаю этого во дни твои, но вырву его из руки сына твоего. Однако всего царства не оторву, но отдам одно колено сыну твоему ради. Давида, раба Моего, и ради Иерусалима, который Я избрал.
Враги
[ редактировать ]Ближе к концу своей жизни Соломона окружало несколько врагов, в том числе Хадад из Эдома , Резон из Совы и его собственный чиновник Иеровоам из колена Ефремова .
Смерть, наследование Ровоама и разделение царства
[ редактировать ]Царь Соломон — центральная библейская фигура, который, согласно еврейской Библии , был строителем Первого Храма в Иерусалиме и последним правителем объединенного Израильского царства . После сорокалетнего правления (3 Царств 11:42) он умер естественной смертью. [47] примерно в 55 лет.
После смерти Соломона его сын Ровоам стал его преемником, но десять колен Израиля отказались от него в качестве царя, разделив монархию на северное Израильское царство под властью Иеровоама , в то время как Ровоам продолжал править меньшим южным царством Иуды . С тех пор два королевства больше никогда не были объединены.
Соломон ассоциируется с пиком «золотого века» независимого Израильского царства и является легендарным источником судебной и религиозной мудрости.
Согласно еврейской традиции, царь Соломон написал три книги Библии :
- Мишлей ( Книга пословиц ), сборник басен и житейской мудрости.
- Кохелет ( Экклезиаст ), книга созерцания и самоанализа.
- Шир ха-Ширим ( «Песнь песней »), сборник эротических стихов. Этот стих интерпретировался как буквально (описывая романтические и сексуальные отношения между мужчиной и женщиной), так и метафорически (описывая отношения между Богом и Его народом).
Еврейское слово לשלמה появляется в названии двух гимнов (72 и 127) в Псалмах . Это еврейское слово означает «Соломону», но его также можно перевести как «Соломоном», что позволяет некоторым предположить, что Соломон написал два псалма. [48] [49] [50]
Апокрифические или второканонические тексты
[ редактировать ]Раввинская традиция приписывает Книгу Мудрости (включенную в Септуагинту ) Соломону, хотя эта книга, вероятно, была написана во II веке до нашей эры. В этой работе Соломон изображен астрономом . [ где? ] Другие книги мудрой поэзии, такие как « Оды Соломона» и «Псалмы Соломона», также носят его имя. Еврейский историк Евполем , писавший около 157 г. до н. э., включил копии апокрифических писем, которыми обменивались Соломон и цари Египта и Тира .
Гностический , Апокалипсис Адама который может быть датирован I или II веком, относится к легенде, в которой Соломон посылает армию демонов на поиски сбежавшей от него девы, возможно, это самое раннее сохранившееся упоминание о более поздней распространенной истории, которая Соломон управлял демонами и сделал их своими рабами. Эта традиция контроля Соломона над демонами, кажется, полностью разработана в раннем псевдоэпиграфическом произведении под названием « Завет Соломона» с его сложной и гротескной демонологией . [51]
Историчность
[ редактировать ]Как и в случае с большинством библейских персонажей средней эпохи израильского общества, историчность Соломона вызывает горячие споры. Текущий консенсус утверждает, что независимо от того, действительно ли человек по имени Соломон правил царем Иудейских холмов в десятом веке до нашей эры, библейское описание очевидной щедрости его империи почти наверняка является анахроническим преувеличением. [9] [10]
Что касается самого Соломона, ученые как максималистской , так и минималистской стороны спектра библейской археологии в целом согласны с тем, что он, вероятно, существовал. [9] Однако исторически точную картину царя Давида построить сложно. По мнению некоторых археологов, Соломон мог быть только монархом или вождем Иудеи, а северное царство было отдельным развитием. Такие позиции подверглись критике со стороны других археологов и ученых, которые утверждают, что объединенная монархия действительно существовала в 10 веке до нашей эры, но соглашаются, что библейские рассказы содержат преувеличения. [52] [53] [54] [11] [55]
Аргументы против библейского описания
[ редактировать ]Исторические свидетельства о царе Соломоне, помимо библейских повествований, настолько минимальны, что некоторые ученые считают период его правления «Темным веком» (Muhly 1998). первого века Романо-еврейский учёный Иосиф Флавий в книге «Против Апиона» , цитируя протоколы тирского суда и Менандра , называет конкретный год, в течение которого царь Тира Хирам I отправил Соломону материалы для строительства Храма. [56] Однако никаких материальных свидетельств бесспорного правления Соломона обнаружено не было. Игаэля Ядина Раскопки в Хацоре , Мегиддо , Бейт-Шеане и Гезере обнаружили сооружения, которые, как он и другие, утверждали, датируются правлением Соломона. [57] [58] но другие, такие как Исраэль Финкельштейн и Нил Зильберман , утверждают, что их следует датировать периодом Омрида , более чем через столетие после Соломона. [36]
По мнению Финкельштейна и Зильбермана, авторов книги «Раскопанная Библия : новый взгляд археологов на древний Израиль и происхождение его священных текстов» , [59] во времена царств Давида и Соломона Иерусалим был населен всего несколькими сотнями жителей или меньше, что недостаточно для империи, простиравшейся от Евфрата до Эйлата . Согласно «Раскопанной Библии» , археологические данные свидетельствуют о том, что Израильское царство во времена Соломона было не более чем небольшим городом-государством, и поэтому маловероятно, что Соломон получал дань в размере 666 талантов золота в год. Хотя и Финкельштейн, и Зильберман признают, что Давид и Соломон были настоящими жителями Иуды примерно в 10 веке до нашей эры, [9] они утверждают, что самое раннее независимое упоминание Израильского царства датируется примерно 890 г. до н.э., а об Иудее - около 750 г. до н.э. Они предполагают, что из-за религиозных предрассудков авторы Библии подавляли достижения омридов ( которых еврейская Библия называет политеистами ) и вместо этого отодвинули их назад к предполагаемому золотому веку иудаизма, монотеистов и преданных Яхве . Некоторые библейские минималисты, такие как Томас Л. Томпсон, идут еще дальше, утверждая, что Иерусалим стал городом и смог стать столицей государства только в середине VII века. [60] Точно так же Финкельштейн и другие считают неправдоподобным заявленный размер храма Соломона.
Аргументы в пользу библейского описания
[ редактировать ]Андре Лемэр утверждает в книге «Древний Израиль: От Авраама до разрушения Храма римлянами» , что основные положения библейской традиции Соломона в целом заслуживают доверия: [61] хотя в другом месте он пишет, что не смог найти никаких подтверждающих археологических свидетельств, подтверждающих визит царицы Савской к царю Соломону, утверждая, что самые ранние записи о трансаравийских караванных путешествиях от Таймы и Савской до Среднего Евфрата и т. д. относятся к середине 8 век до нашей эры, [62] примерно в это же время - примерно на 250 лет позже срока, традиционно отведенного для правления царя Соломона, - возможного визита царицы Савской в Иерусалим. [63] Семнадцать лет спустя следы корицы были обнаружены в финикийских глиняных флягах из трех небольших стоянок на израильской прибрежной равнине, датируемых 10 веком до нашей эры. Авторы предположили, что торговые пути с Южной Азией существовали гораздо раньше, чем считалось ранее. [64]
Кеннет Китчен утверждает, что Соломон правил сравнительно богатой «мини-империей», а не небольшим городом-государством, и считает 666 золотых талантов скромной суммой денег. Китчен подсчитал, что за 30 лет такое королевство могло накопить до 500 тонн золота, что немного по сравнению с другими примерами, такими как 1180 тонн золота, которое Александр Великий забрал из Суз. [65] Аналогично, Кухня [66] и другие считают храм Соломона разумным и типичным по размеру сооружением для региона того времени. Девер заявляет, что «теперь у нас есть прямые параллели бронзового и железного веков для каждой особенности« Соломонова храма », описанного в еврейской Библии». [67]
Средний путь
[ редактировать ]Некоторые ученые наметили средний путь между учеными-минималистами, такими как Финкельштейн, Зильберман и Филип Дэвис. [68] (который считает, что «Соломон — полностью вымышленный персонаж») [69] и учёные-максималисты, такие как Лемэр и Китчен. Например, археолог Авраам Фауст утверждал, что библейские изображения Соломона относятся к более поздним периодам и действительно преувеличивают его богатство, здания и царство, но что у Соломона действительно был акрополь , и он правил государством, большим, чем Иерусалим. [70] В частности, его археологические исследования в регионах вблизи Иерусалима, таких как Шарон, показывают, что торговля слишком велика, чтобы не поддерживаться государством, и такие регионы, вероятно, находились под свободным управлением Иерусалима. [71] [72] Такие ученые, как Лестер Граббе, также полагают, что в этот период в Иерусалиме должен был быть правитель и что он, вероятно, построил храм, хотя город был довольно небольшим. [73] Уильям Г. Девер утверждает, что Соломон только правил Израилем и построил храм, но описания его щедрости и других завоеваний сильно преувеличены. [74]
Археология
[ редактировать ]Общие замечания
[ редактировать ]Археологические находки, которые считаются датируемыми временами Соломона, примечательны тем фактом, что ханаанская материальная культура, по-видимому, не ослабевала; здесь явно отсутствует великолепная империя или культурное развитие. Действительно, сравнение керамики из территорий, традиционно принадлежавших Израилю, с керамикой филистимлян указывает на то, что последняя была значительно более сложной. [ нужна ссылка ] Однако вещественных доказательств его существования нет, несмотря на некоторые археологические работы в этом районе. [36] Это неудивительно, поскольку этот район был опустошен вавилонянами , затем несколько раз перестраивался и разрушался. [66]
В 2014 году профессор антропологии Джимми Хардин и его команда обнаружили шесть официальных глиняных Bullae тюлени на участке к востоку от Газы под названием Хирбет-Суммейли. Он утверждает, что эти буллы связаны с политическим образованием IIA железного века, типичным примером которого является деятельность элиты, датируемая 10 веком до нашей эры. Буллы, по-видимому, являются единственными известными экземплярами, относящимися к этому периоду. По его мнению, это в целом подтверждает историческую достоверность Давида и Соломона, записанную в еврейских библейских текстах. [75]
Храмовая гора в Иерусалиме
[ редактировать ]Небольшие археологические раскопки проводились в районе, известном как Храмовая гора , в месте, которое считается фундаментом Храма Соломона, поскольку попытки сделать это встречают протесты со стороны мусульманских властей иерусалимского вакфа . [76] [77]
Драгоценные металлы из Фарсиса
[ редактировать ]Библейские отрывки, в которых Фарсис рассматривается как источник огромного богатства царя Соломона металлами — особенно серебром, а также золотом, оловом и железом (Иезекииль 27), — связаны с археологическими свидетельствами кладов серебра, найденных в Финикии в 2013 году. Сообщается, что Фарсис был получен Соломоном в сотрудничестве с царем Финикийского Тира Хирамом (Исайя 23), а также флотом Фарсиса и кораблями, плававшими на их службе. Серебряные клады представляют собой первое признанное материальное свидетельство, согласующееся с древними текстами, касающимися царства Соломона и его богатства (см. «Богатство» выше).
Возможные доказательства описанного богатства Соломона и его царства были обнаружены в древних серебряных кладах , которые были найдены в Израиле и Финикии и признаны их важностью в 2003 году. Свидетельства из кладов показывают, что Левант был центром богатства драгоценными металлами. во времена правления Соломона и Хирама и соответствует текстам, в которых говорится, что торговля простиралась от Азии до Атлантического океана. [78]
Непристойный
[ редактировать ]Распределение укрепленных городов между Финикией и Галилеей в железном веке IIA (10-9 века до н.э.) дает контекст продажи Соломоном территории Хираму, которую он высмеивал как Кабул (то есть «ни на что не годный»). [79] Кайл Х. Кеймер утверждает, что они отражали апатию Соломона к племени Ашера , жившего в Финикии, или его стратегическое мышление, где эти города служили защитными барьерами от иностранных вторжений. Когда дело дошло до национальной обороны, государства Ближнего Востока не полагались на стены. Вместо этого они охраняли ресурсы, которые ставили выше людей. Кроме того, это выявило политическое превосходство Соломона над Хирамом. Эти события впоследствии сохранились в источниках, на которые опирался историк-девтерономист при написании 3 Царств 9:11–14 . [80]
Библейская критика: религиозность Соломона
[ редактировать ]С критической точки зрения, строительство Соломоном храма для Яхве не следует рассматривать как акт особой преданности Яхве, поскольку Соломон также описывается как строительство мест поклонения для ряда других божеств. [15] Некоторые ученые и историки утверждают, что отрывки, такие как его молитва посвящения ( 3 Царств 8:14–66 ), описывающие очевидную первоначальную преданность Соломона Яхве, были написаны намного позже, после того как Иерусалим стал религиозным центром царства, заменив места такие как Силом и Вефиль . Более ранние историки утверждают, что есть свидетельства того, что эти отрывки из Книги Царств взяты из официальных судебных протоколов времен Соломона и из других писаний того времени, которые были включены в канонические книги Царств. [81] [82] [83] Более поздние ученые полагают, что подобные отрывки в « Книгах Царств» не были написаны теми же авторами, которые написали остальной текст, а, вероятно, Второзаконием . [67]
Религиозные взгляды
[ редактировать ]иудаизм
[ редактировать ]Царь Соломон согрешил, приобретя много иностранных жен и лошадей, потому что он думал, что знает причину библейского запрета, и думал, что он к нему не относится. Когда царь Соломон женился на дочери фараона , образовалась песчаная отмель, которая в конечном итоге образовала «великий народ Рим» — народ, разрушивший храм Ирода . Соломон постепенно терял все больший престиж, пока не стал похож на простолюдина. Некоторые говорят, что он восстановил свой статус, другие говорят, что нет. Однако в конце концов его считают праведным королем, и его особенно хвалят за усердие в строительстве Храма. [84]
Говорят также, что у царя Иосии был ковчег завета , жезл Аарона , сосуд с манной и маслом для помазания, помещенный в потайную комнату, построенную Соломоном. [85] [86]
Седер Олам Раба утверждает, что правление Соломона пришлось не на 1000 г. до н.э., а скорее на девятом веке до н.э., когда он построил Первый Храм в 832 г. до н.э. [87] Однако в Еврейской энциклопедии 1906 года указана более распространенная дата: «971–931 гг. До н.э.». [15]
христианство
[ редактировать ]Христианство традиционно признавало историческое существование Соломона, хотя некоторые современные христианские ученые также подвергали сомнению, по крайней мере, его авторство приписываемых ему библейских текстов. Такие споры имеют тенденцию разделять христиан на традиционалистский и модернистский лагеря.
Из двух родословных Иисуса, приведенных в Евангелиях , Матфей упоминает Соломона, а Лука — нет. Некоторые комментаторы видят в этом проблему, которую можно решить, в то время как другие с этим не согласны. Например, было высказано предположение, что Мэтью использует генеалогию Джозефа, а Люк использует генеалогию Мэри, но Даррел Бок утверждает, что это было бы беспрецедентно, «особенно, когда в очереди не появляется ни одна другая одинокая женщина». Другие предположения включают использование одним царской, а другим естественной линии, один использует законную линию, а другой - физическую, или что Иосиф был усыновлен. [88]
Иисус ссылается на Соломона, используя его для сравнения в своем увещевании не беспокоиться о жизни. Этот рассказ записан в Евангелии от Матфея 6:29 и в параллельном отрывке из Евангелия от Луки 12:27.
В Восточной Православной Церкви Соломон почитается как святой с титулом «Праведный пророк и царь». Его праздник отмечается в Неделю Святых Праотцев (за два воскресенья до Великого праздника Рождества Господня ).
Стойкий католик, король Испании Филипп II, стремился подражать царю Соломону. Статуи царя Давида и Соломона стоят по обе стороны от входа в базилику Эль- Эскориал , дворец Филиппа, а Соломон также изображен на большой фреске в центре библиотеки Эль-Эскориала. Филипп отождествлял царя-воина Давида со своим собственным отцом Карлом V и сам стремился подражать вдумчивому и логичному характеру, который он видел в Соломоне. Более того, структура Эскориала была вдохновлена структурой Храма Соломона. [89] [90]
ислам
[ редактировать ]В исламской традиции Соломон также известен как Сулейман ибн Дауд и считается пророком и посланником Бога , а также назначенным Богом монархом. [91] Соломон унаследовал свое положение от своего отца как пророческого царя израильтян. В отличие от Библии, согласно мусульманской традиции, Соломон никогда не участвовал в идолопоклонстве. [92]
Коран приписывает Соломону великий уровень мудрости, знаний и силы. [93] Он знал язык птиц ( арабский : منطق الطير , латинизированный : мантик аль-Тайр ). [93]
Соломон также был известен в исламе как обладатель других сверхъестественных способностей, дарованных ему Богом, таких как управление ветром, управление джиннами , порабощение богов и умение слышать общение муравьев :
И Соломону «Мы подчинили» ветру: его утренний шаг был в месяце пути, и такой же был его вечерний шаг. И Мы вызвали для него поток расплавленной меди, и «Мы подчинили» некоторых джиннов работе под его началом по воле его Господа. А того из них, кто отступил от Нашего повеления, Мы заставили вкусить мучения пламени.
И когда они наткнулись на долину муравьев, муравей предупредил: «О муравьи! Идите быстро в свои дома, чтобы Соломон и его армия не раздавили вас по незнанию».
Коран говорит:
Вместо этого они следовали магии, пропагандируемой дьяволами во время правления Соломона. Никогда Соломон не неверовал, скорее, не верили бесы. Они обучали людей магии, а также тому, что было открыто двум ангелам, Харуту и Маруту , в Вавилоне. Два ангела никогда никого не учили, не говоря: «Мы всего лишь испытание «для тебя», поэтому не оставляй «своей» веры». Однако люди научились «магии», которая вызвала раскол «даже» между мужем и женой; хотя их магия не могла никому причинить вреда, кроме как по воле Аллаха. Они узнали, что им вредило, а не приносило пользы, хотя они уже знали, что тот, кто купится на магию, не будет иметь доли в будущей жизни. Действительно, мизерна была цена, за которую они продали свои души, если бы они только знали!
В Коране упоминается «марионетка», выдающая себя за Соломона в экзегетической литературе, понимаемую как джинн или демон, который сбежал из плена и захватил свое царство. [94] Потеря Соломоном своего трона из-за демонов была понята в исламской духовности как изображение человека, теряющего свою душу из-за демонической страсти. [95] Аттар из Нишапура пишет: «Если вы свяжете див (демона), вы отправитесь в царский шатер с Соломоном» и «У вас нет контроля над своим царством, ибо в вашем случае див находится на месте Соломона». . [96]
Дары Соломона часто аллегорически используются в популярной литературе. Демоны, захватившие царство Соломона, отражают суфийскую концепцию разума, поддающегося злым побуждениям. [97] Муравей изображен как мудрое существо, раскрывающее Соломону причину его дара управлять ветром и его имя. [98]
В ходе исламизации Ирана Соломон слился с Джамшидом , великим царем из персидской мифологии , которому приписывают сходные атрибуты. [99]
Вера Бахаи
[ редактировать ]В Вере Бахаи Соломон считается одним из меньших пророков наряду с Давидом, Исайей, Иеремией, Иезекиилем и другими. [100] Бахаи видят в Соломоне пророка, посланного Богом для решения проблем своего времени. [101] Бахаулла писал о Соломоне в « Сокровенных словах» . [102] Он также упоминает Соломона в « Скрижали мудрости» , где тот изображен современником Пифагора . [103]
Легенды
[ редактировать ]Тысяча и одна ночь
[ редактировать ]Известная история из сборника «Тысяча и одна ночь» описывает джинна , который вызвал недовольство царя Соломона и был наказан тем, что его заперли в бутылке и бросили в море. Поскольку бутылка была запечатана печатью Соломона, джинн был беспомощен, чтобы освободиться, пока много веков спустя его не освободил рыбак, обнаруживший бутылку. [104] В других рассказах « Тысячи и одной ночи » главные герои, которым пришлось покинуть родину и отправиться в неизведанные места мира, видели знаки, доказывающие, что Соломон уже был там. Иногда главные герои обнаруживали слова Соломона, призванные помочь тем, кто заблудился и по несчастью добрался до этих запретных и безлюдных мест.
Ангелы и магия
[ редактировать ]Согласно раввинистической литературе , Соломон за свою скромную просьбу лишь о мудрости был удостоен богатства и невиданного славного царства, простиравшегося как над верхним миром, населенным ангелами, так и над всем земным шаром со всеми его обитателями, включая все звери, птицы и рептилии, а также демоны и духи. Его контроль над демонами, духами и животными увеличивал его великолепие: демоны приносили ему драгоценные камни, а также воду из далеких стран для орошения его экзотических растений. Звери и птица сами по себе приходили на кухню дворца Соломона, чтобы их можно было использовать в качестве еды для него, и каждый из его 700 жен и 300 наложниц ежедневно готовил для него экстравагантные блюда с мыслью, что, возможно, король будет пировать в этот день в ее доме.
Печать Соломона
[ редактировать ]Печать Соломона — легендарный перстень-печатка, приписываемый Соломону в средневековых мистических традициях, из которого он развился параллельно в рамках еврейского мистицизма , исламского мистицизма и западного оккультизма . Это предшественник Звезды Давида , современного культурного и религиозного символа еврейского народа . Его часто изображали в форме пентаграммы или гексаграммы . В религиозных преданиях кольцо описывается как дающее Соломону силу повелевать сверхъестественным , а также способность говорить с животными. Благодаря пресловутой мудрости Соломона, его стали рассматривать как амулет или талисман , символ или персонаж в средневековой магии и магии эпохи Возрождения , оккультизме и алхимии .
Соломон и Асмодей
[ редактировать ]В одной легенде об Асмодее (см. « История царя Соломона и Ашмедая ») говорится, что Соломон однажды спросил Асмодея, что может сделать демонов властью над человеком, и Асмодей попросил освободить его и дать кольцо, чтобы он мог продемонстрировать; Соломон согласился, но Асмодей бросил кольцо в море, и оно было проглочено рыбой. Затем Асмодей проглотил царя, полностью встал, коснувшись одним крылом неба, а другим земли, и выплюнул Соломона на расстояние 400 миль. Раввины утверждают, что это было божественное наказание за то, что Соломон не выполнил три божественных повеления, и Соломон был вынужден скитаться из города в город, пока в конце концов не прибыл в аммонитянский город, где его заставили работать на царской кухне. Соломон получил возможность приготовить еду для аммонитянского царя, которая показалась царю настолько впечатляющей, что предыдущего повара уволили, а на его место поставили Соломона; дочь царя Наама впоследствии влюбилась в Соломона, но семья (считавшая Соломона простолюдином) не одобрила этого, поэтому царь решил убить их обоих, отправив в пустыню. Соломон и царская дочь бродили по пустыне, пока не достигли прибрежного города, где купили для еды рыбу, которая как раз и оказалась той самой, которая проглотила волшебное кольцо. Соломон смог вернуть себе трон и изгнать Асмодея. [105] Элемент кольца, брошенного в море и найденного обратно в брюхе рыбы, также появился в Поликрате Геродота о , тиране Самоса ( рассказе ок. 538–522 до н.э.).
В другой знакомой версии легенды о Печати Соломона Асмодей маскируется. В некоторых мифах он замаскирован под самого царя Соломона. Спрятанный Асмодей рассказывает путешественникам, отважившимся подняться в величественный дворец царя Соломона, что Печать Соломона была брошена в море. Затем он убеждает их нырнуть и попытаться забрать его, потому что, если они это сделают, они займут трон как король. [ нужна ссылка ]
Артефакты
[ редактировать ]Другими магическими предметами, приписываемыми Соломону, являются его ключ и его Стол. Последний, как сообщается, находился в Толедо в вестготской Испании и был частью добычи, захваченной Тариком ибн Зиядом во время мусульманского завоевания Испании, согласно ибн Абд аль- Хакама «Истории завоевания Испании» . Первый появляется в названии « Малого ключа Соломона» , христианского гримуара , в основе которого лежит история , в которой Соломон захватывает демонов с помощью своего кольца и заставляет их объясняться с ним.
В «Книге смертоносных имен» , предположительно переведенной с арабских рукописей, найденных спрятанными в здании в Испании, «Царь джиннов» Фикитуш приводит 72 джинна к царю Соломону, чтобы они признались в своих грехах и местах проживания. Фикитуш рассказывает царю Соломону рецепты лечения порчи, в которой признается каждый злой джинн. [ нужна ссылка ]
Ангелы
[ редактировать ]Ангелы также помогали Соломону в строительстве Храма, хотя и не по своей воле. Согласно раввинской легенде, здание было построено чудесным образом: большие тяжелые камни сами по себе поднимались и оседали на своих местах. Общее мнение раввинов состоит в том, что Соломон обтесывал камни с помощью шамира , мифического червя, одно прикосновение которого раскалывало камни. Согласно Мидрашу Техилим , шамир был доставлен из рая орлом Соломона; но большинство раввинов утверждают, что Асмодей сообщил Соломону о пристанищах червя. Шамир был поручен морским князем одному горному петуху, и петух поклялся хорошо охранять его, но люди Соломона нашли птичье гнездо и накрыли его стеклом. Когда птица вернулась, она разбила стекло шамиром, после чего люди напугали птицу, заставив ее уронить червяка, которого люди затем могли принести Соломону.
В Каббале
[ редактировать ]Ранние приверженцы Каббалы изображают Соломона парящим по воздуху на троне света, восседающем на орле, что привело его к небесным вратам, а также к темным горам, за которыми падшие ангелы Узза и Азазель были прикованы ; орел будет отдыхать на цепях, а Соломон, используя волшебное кольцо, заставит двух ангелов раскрыть каждую тайну, которую он желает знать.
Дворец без входа
[ редактировать ]Согласно одной из легенд, во время волшебного путешествия Соломон заметил великолепный дворец, в который, казалось, не было входа. Он приказал демонам подняться на крышу и посмотреть, смогут ли они обнаружить какое-нибудь живое существо внутри здания, но они нашли только орла, который сказал, что ему 700 лет, но он никогда не видел входа. Затем был найден старший брат орла, 900 лет, но он тоже не знал входа. Старший брат этих двух птиц, которому было 1300 лет, затем заявил, что его отец сообщил ему, что дверь находится на западной стороне, но она была скрыта песком, принесенным ветром. Обнаружив вход, Соломон обнаружил внутри идола, во рту которого была серебряная табличка с надписью на греческом языке (языке, который, по мнению современных ученых, не существовал за 1000 лет до времен Соломона), что статуя принадлежала Шаддаду, сыну «Ад» , и что он правил миллионом городов, ездил на миллионе лошадей, имел под своим началом миллион вассалов и убил миллион воинов. , но он не смог противостоять ангелу смерти . [15]
Трон
[ редактировать ]Трон Соломона подробно описан в Таргум Шени , составленном на основе трех разных источников, и в двух более поздних Мидрашах . Согласно им, на ступенях престола было двенадцать золотых львов, обращенных каждый к золотому орлу. К трону было шесть ступенек, на которых были расставлены животные, все из золота, в следующем порядке: на первой ступени лев против вола; на втором волк против овцы; на третьем — тигр напротив верблюда; на четвертом орел напротив павлина, на пятом кот напротив петуха; на шестом — ястреб-перепелятник напротив голубя. На вершине престола находился голубь, державший в когтях перепелятника, что символизировало владычество Израиля над язычниками. В первом мидраше утверждается, что шесть ступенек были построены потому, что Соломон предвидел, что на престоле будут сидеть шесть царей, а именно: Соломон, Ровоам , Езекия , Манассия , Амон и Иосия . Был также на вершине престола золотой канделябр , на семи ветвях которого с одной стороны были выгравированы имена семи патриархов Адама, Ноя, Сима, Авраама, Исаака, Иакова и Иова, а на семи из остальных имена Леви, Кааф, Амрам, Моисей, Аарон, Эльдад, Медад и, кроме того, Хур (по другой версии есть Аггей). Над канделябром находился золотой кувшин, наполненный оливковым маслом, а под ним - золотая чаша, в которой кувшин был наполнен маслом и на котором были выгравированы имена Надава, Авиуда и Илия и двух его сыновей. Над троном были закреплены двадцать четыре лозы, которые отбрасывали тень на голову короля. [15]
С помощью механического устройства трон следовал за Соломоном, куда бы он ни пожелал. Предположительно, благодаря другому механическому трюку, когда царь достиг первой ступени, бык вытянул ногу, на которую оперся Соломон, аналогичное действие происходит с животными на каждой из шести ступеней. С шестой ступени орлы подняли царя и посадили его на трон, возле которого лежала, свернувшись, золотая змея. Когда король сел, большой орел возложил ему на голову корону, змея развернулась, а львы и орлы поднялись вверх, образовав тень над ним. Затем голубь спустился, взял из ковчега свиток Закона и положил его на колени Соломона. Когда царь сел в окружении синедриона , чтобы судить народ, колеса начали вращаться, а звери и птицы начали издавать свои крики, что напугало тех, кто намеревался дать ложное свидетельство. Более того, пока Соломон восходил на престол, львы разбрасывали различные ароматные благовония. После смерти Соломона фараон Шишак , забирая сокровища Храма (3 Царств 14:26), унес трон, который оставался в Египте до тех пор, пока Сеннахирим не завоевал эту страну. После падения Сеннахирима им овладел Езекия, но когда Иосия был убит фараоном Нехо , последний забрал его. Однако, согласно сообщениям раввинов , Нехо не знал, как работает этот механизм, и случайно ударил себя одним из львов, в результате чего он хромал; Похожая участь постигла и Навуходоносора, во владение которого впоследствии перешел трон. Затем трон перешел к персам, чей царь Дарий был первым, кто успешно воссел на троне Соломона после его смерти; впоследствии престол перешел во владение греков и Артаксеркса . [15]
Масонство
[ редактировать ]Масонские ритуалы относятся к царю Соломону и строительству его Храма. [106] Масонские храмы , где собираются масонские ложи , являются аллегорической отсылкой к Храму царя Соломона. [107]
Места
[ редактировать ]Соломоновы острова , страна и архипелаг в Меланезии , были названы в честь царя Соломона испанским мореплавателем Альваро де Менданья , который стал первым европейцем, увидевшим острова в 1568 году. [108] [109]
В литературе, искусстве и музыке
[ редактировать ]Литература
[ редактировать ]- В романе Х. Райдера Хаггарда « Копи царя Соломона» (1885) главные герои обнаруживают множество мест, которые, как говорят, принадлежали царю Соломону или были построены по его просьбе, такие как «Великая дорога Соломона» и сами шахты. Кроме того, две горы, образующие вход в Землю Кукуана (где в романе расположены шахты), называются «Грудью Савской», что может быть намеком на царицу Савскую, с которой у царя Соломона были отношения, или Мать Соломона, которую звали Вирсавия. Находясь в шахтах, персонажи также размышляют о том, что должно было произойти, чтобы помешать царю Соломону вернуться и забрать огромное количество алмазов, золота и бивней из слоновой кости, которые были найдены похороненными в его великой «Сокровищнице».
- В «Божественной комедии» дух Соломона является Данте Алигьери на Солнечном небе вместе с другими образцами вдохновенной мудрости.
- В » Фридриха Дюрренматта физик «Физиках Мёбиус утверждает, что Соломон является ему и диктует «теорию всех возможных изобретений» (основанную на единой теории поля ).
- Соломон появляется в Редьярда Киплинга » «Таких историях .
- О. Генри В рассказе «Дар волхвов» (1905) содержится следующее описание, передающее ценность карманных часов персонажа Джима Диллингема Янга: «Если бы царь Соломон был дворником, и все его сокровища были бы сложены в подвале, Джим каждый раз, проходя мимо, вытаскивал бы часы только для того, чтобы увидеть, как он от зависти выщипывает себе бороду».
- В Нила Стивенсона трехтомном труде «Цикл барокко» алхимики 17-го века, такие как Исаак Ньютон, полагают, что Соломон создал своего рода «более тяжелое» золото с мистическими свойствами и что оно было спрятано на Соломоновых островах , где оно было случайно обнаружено командой. своенравного испанского галеона. В третьем томе «Цикла барокко», «Система мира », загадочный член окружения царя Петра Великого по имени «Соломон Кохан » появляется в Лондоне начала XVIII века. Царь, путешествующий инкогнито, чтобы закупить корабли английского производства для своего флота , объясняет, что он включил его в свой двор после разграбления Азова , где Кохан был гостем паши . Соломон Кохан позже оказывается одним из чрезвычайно долгоживущих «Мудрых», таких как Енох Рут , и сравнивает двор, полный рабочих станций изобретателей, с «операцией, которую я проводил в Иерусалиме давным-давно», называя любой объект как «храм». Продолжение Стивенсона Reamde , Fall 2019 года ; или «Додж в аду» также стал неожиданным продолжением романов цикла «Барокко» и Криптономикон . В середине-конце XXI века Соломон Кохан поступил на факультет Принстонского университета под руководством Солли Песадора, и один из студентов описал его как «одного из тех парней, которые существовали всегда и играли роли в сфере технологий». компании, зародившиеся, по крайней мере, еще в таких далеких временах, как Hewlett-Packard », и как «технарь старой закалки, ставший нейрохакером».
- В «Кольце Соломона» видное место занимают царь Соломон и царица Савская.
- Соломон, царь Урушалима, — важный персонаж в «Принце теней» . [110] первый роман Армстронга эпического исторического фэнтези Филипа «Хроники Тупилулиумы» . Его Кольцо — реликвия Аталантаена, с помощью которой он может командовать демонами. Он использует его, чтобы вызвать армию демонов, впоследствии названную Когортой Свободных Демонов, чтобы противостоять силам Бога Хаоса Сутеха , тем самым позволяя молодому хеттскому музыканту Лисарве восстановить Завесу, которая отделяет физический мир от опасной дикой природы. энергии Преисподней, используя еще одну реликвию, Арфу Дауда, некогда принадлежавшую его отцу (царю Давиду). Сын Соломона, Ровоам, также появляется во второстепенной роли.
- В японской манге « Маги: Лабиринт магии» Соломон был могущественным волшебником, объединившим весь мир под своим мирным правлением. Однако, когда этот мир был разрушен бедствием, он создал мир, в котором находятся волхвы , и спас человечество, отправив его туда. Исходная от него особая сила, «Мудрость Соломона», позволяет главному герою Аладдину напрямую разговаривать с душой человека, живого или мертвого.
- В манге «Дьяволы и реалист » Соломон — друг Люцифера и «Избиратель» — тот, кто может выбрать временного правителя ада, пока его император отдыхает, чтобы восстановить свои силы и власть над демонами, известные как его семьдесят два столпа. . Он также известен как тот, кто может контролировать Ад или Рай с помощью силы своего кольца.
- Глава 14 «Приключений Гекльберри Финна» заканчивается спором Гека и Джима о том, насколько мудрым был Соломон на самом деле.
- В эссе Фрэнсиса Бэкона «О мести» Соломон перефразирован: «И Соломон, я уверен, говорит: «Слава человека — пройти мимо преступления».
- В DC Comics Соломон — один из Бессмертных Старейшин героя Капитана Марвела .
- В теме, называемой в искусстве « Идолопоклонство Соломона» , жены-иностранки изображены уводящими Соломона от Яхве к идолопоклонству, потому что они поклонялись другим богам, кроме Яхве ( 3 Царств 11:1–3 ). Это является частью топоса «Власть женщин» в Средние века и эпоху Возрождения, показывая опасность, которую женщины представляют даже для самых добродетельных мужчин. [111]
- Наама, принцесса Аммона (ныне в Иордании ), которая приезжает в Иерусалим в четырнадцать лет, чтобы выйти замуж за царя Соломона и рассказывает об их совместной жизни, является рассказчиком Арье Льва Столлмана романа «Царица Иерусалима» , который был опубликован в 2020 году издательством Арье. Нир/Модан (Тель-Авив) в переводе на иврит под названием Диврей Ймай Наама ( דברי ימי נעמה ). [112]
Фильм
[ редактировать ]- Соломон и Савская (1959) — эпический фильм режиссёра Кинга Видора в главных ролях. с Юлом Бриннером и Джиной Лоллобриджидой
- Соломон и Шеба (1995) - фильм Showtime режиссера Роберта М. Янга в главных ролях. с Холли Берри и Джимми Смитсом
- Соломон (1997, ТНТ ) — режиссер Роджер Янг , в главной роли Бен Кросс
- Brooklyn Babylon (2001) — современный пересказ истории Соломона и царицы Савской , действие которой происходит во время беспорядков в Краун-Хайтс.
- Царство Соломона (2009) - иранская постановка, режиссер Шахриар Бахрани.
- Песня (2014) - современный пересказ режиссера Ричарда Рэмси с Аланом Пауэллом, Али Фолкнером и Кейтлин Никол-Томас в главных ролях. [113] [114]
- Три тысячи лет тоски (2022) — царь Соломон ухаживает за царицей Савской в первой истории, рассказанной джинном.
Музыка
[ редактировать ]- Джакомо Кариссими , Суд Соломона для трех хоров, двух скрипок и органа
- Марк-Антуан Шарпантье , Суд Саломниды, H 422, Оратория для солистов, хора, оркестра и континуо 1702 г.
- Себастьян де Броссар , Падение Соломона, кантата
- Гендель сочинил ораторию под названием «Соломон» в 1748 году. История следует основному библейскому сюжету. [115]
- Эрнест Блох сочинил «Еврейскую рапсодию» для виолончели с оркестром под названием «Шеломо» по мотивам царя Соломона.
- Кейт Буш написала песню под названием «Песнь Соломона» в 1993 году для своего альбома The Red Shoes .
- В 2005 году Тойво Тулев написал пьесу для хора, солистов и камерного оркестра под названием «Песни». Текст взят непосредственно из «Песни Песней» в ее английском, испанском и латинском переводах.
- У Деррика Харриотта есть рокстед-песня под названием Solomon (позже перепетая Джуниором Мервином ), в которой он предупреждает женщину, что он мудрее Соломона в женском поведении.
- Ямайский танцевальный рэпер Шон Пол упоминает царя Соломона в своем хите 2005 года « We Be Burnin ». В частности, Шон Пол ссылается на легенду о том, что марихуана была найдена на могиле царя Соломона.
- The New Pornographers включили песню под названием «One Kind of Solomon» в свой альбом 2019 года In the Morse of Brake Lights .
- Кассандра Уилсон исполняет написанную им песню «Solomon Sang» на своем альбоме Blue Note 1995 года « New Moon Daughter» .
- У Grateful Dead есть песня под названием «King Solomon's Marbles» на их альбоме 1975 года Blues for Аллаха .
- «Таня Сама Иту Худ Худ» М. Насира вращается вокруг соответствия удода ( худхуда ) фигуре, особенно, как это показано в стихотворении «Совещание птиц» . [116]
- Momus В дебютном альбоме Circus Maximus была песня под названием «King Solomon's Song And Mine».
- В британском коронационном гимне « Садок-священник » упоминается помазание царя Соломона Садоком и пророком Нафаном . Текст взят из 3 Царств 1:34–45. [117]
См. также
[ редактировать ]- Гоэтия
- Гейхал Шломо
- Цари Израиля и Иуды
- Соломон и Маркольф
- Соломон в исламе
- Бассейны Соломона
- Соломонова колонна
- Соломонова династия
- Суд Соломона (Джорджоне)
- Тюрьма Соломона
- Трон Соломона
Примечания
[ редактировать ]- ^ Иврит : Шломо , современный : Шломо , тиверийский : Шломо , букв. ' мирный ' ; [3] Сирийский : Шлемун ����������������������, ; Арабский : سُلَيْمَان, Сулейман , Силиман , Слеман ; Греческий : Σολομών , Соломон ; Латынь : Соломон
- ^ Иврит: יְדִידְיָהּ , современный : Йодидья , тиверийский : Йăḏīḏyāh , «возлюбленный Ях »
- ^ Рекламная продукция канала недавней истории об Индиане Джонсе. [ нужна ссылка ] положительное влияние на археологию (выпущен в середине мая 2008 г., за неделю до выхода в прокат в США 22 мая 2008 г. « Индианы Джонса и Королевства хрустального черепа» ); Продюсерам канала History было показано, как они берут интервью у священника-хранителя, а экспертные дискуссии о Ковчеге были частью стоимости проезда.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «В наше время с Мелвином Брэггом: Царь Соломон» . Великобритания : BBC Radio 4. 7 июня 2012 г. Проверено 10 июня 2012 г.
- ^ 3 Царств 11: 1–3.
- ^ Хан, Джеффри (2020). Тиверийская традиция произношения библейского иврита . Том. 1. Открытые книжные издательства. п. 305. ИСБН 978-1-78374-676-7 .
- ^ Книга Царств : 3 Царств 1–11; Книги Паралипоменон : 1 Паралипоменон 28–29, 2 Паралипоменон 1–9.
- ^ Jump up to: а б Бартон, Джордж А. (1906). «Храм Соломона» . Еврейская энциклопедия . стр. 98–101 . Проверено 24 октября 2018 г.
- ^ Стефон, Мэтт (27 июня 2023 г.). «Соломон, царь Израиля» . Британника.
- ^ 3 Царств 5:5; 8:20
- ^ Раши , Мегилле . , 14а
- ^ Jump up to: а б с д Финкельштейн и Зильберман 2006 , с. 20.
- ^ Jump up to: а б Граббе, Лестер. Рассвет Израиля: история Ханаана во втором тысячелетии до нашей эры. 2023. Т&Т Кларк. п. 255-259. «По сути, это сказка о восточном властителе – это королевская легенда или Königsnovelle». «Поэтому кажется трудным найти в истории Соломона многое, что может показаться критически настроенному читателю историческим». «История храма превратилась в легендарную феерию». «История Соломона — самая проблематичная из тех, что касаются первых израильских царей, и она создает самое густое облако неясности над историей, которая стоит за ней».
- ^ Jump up to: а б Девер, Уильям Г. (2021). «Соломон, Священное Писание и наука: Возникновение иудейского государства в 10 веке до нашей эры» . Иерусалимский журнал археологии . 1 : 102–125. дои : 10.52486/01.00001.4 . ISSN 2788-8819 .
- ^ Матфея 12:42; Луки 11:31
- ^ Мэтью 6: 28–29; Луки 12:27
- ^ «Археология, культура и другие религии» . FMC Терра Санта . Проверено 21 июня 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Хирш, Эмиль Г .; Прайс, Ира Морис ; Бахер, Вильгельм ; Селигсон, М .; Монтгомери, Мэри В .; игрушка Кроуфорд Хауэлл (1905). «Соломон» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Том. 11. Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс. стр. 436–448.
- ^ Фревель, Кристиан (2023). История Древнего Израиля . Атланта: SBL Press. п. 193.
Имя, образованное от корня šlm, делает Соломона либо компенсацией, либо заменой (2 Царств 12:24 указывает, что Slm означает «обеспечивать компенсацию» или правителя мира (от šalôm «мир, процветание», как указано в 1 Пар. 22:9). Но возможна и связь с обожествленной вечерней звездой Салемом, которая присутствует и в названии города Иерусалима («Города Салема»). Это можно рассматривать и как указание на то, что Давид привел ЯХВЕ с собой . Иерусалим, но он не мог немедленно вытеснить богов, которые уже были там и были связаны с городом. На это также указывают имена сыновей Давида, перечисленные во 2 Царств 5:14-16, в которых нет никаких имен, связанных с ЯХВЕ. Имя сына Давида, Авессалома интерпретировать как «отец мой Салим», а не как «отец мира». , лучше («ЯХВЕ заменил [умершего ребенка]»), Шиллем («он заменил») или Шаллум («его заменили»). Салем подтверждается тем фактом, что двойной кулон Шалема, утренний шахар, также задокументирован на именных печатях, и что часто невозможно решить, являются ли печати Шлем отсылкой к компенсации или к ханаанскому божеству, уже задокументированному в Угарите. .
- ^ Э. Ясность, 2012, с. 305.
- ^ Кухня, Кеннет А. (сентябрь – октябрь 2001 г.). «Откуда мы знаем, когда правил Соломон» . Обзор библейской археологии . 5 (27). БАС.
- ^ Тиле 1983 , с. 78.
- ^ 1 Паралипоменон 14:4
- ^ 1 Паралипоменон 3:5
- ^ 1 Паралипоменон 3: 1–4.
- ^ Вэнс, Дженнифер (2015). Соломон . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ISBN 978-1-68146-118-2 .
- ^ Золотое детство. Удовольствие маленьких людей — книга радости и наставления . Лондон: Уорд, Лок и компания, 1878. с. 116.
- ^ Фаррел, Пэм; Джонс, Джин (2017). Обнаружение надежды в псалмах: творческий опыт изучения Библии . Юджин: Издательство Harvest House. п. 70. ИСБН 978-0-7369-6997-0 .
- ^ Jump up to: а б «1 Король 1 (ESV)» . BibleGateway.com . Проверено 3 марта 2010 г.
- ^ Ламби, младший, Кембриджская Библия для школ и колледжей на 3 Царств 1 , по состоянию на 24 сентября 2017 г.
- ^ 3 Царств 4: 1–19.
- ^ Вирсбе, Уоррен (2003). Комментарий к библейскому изложению, том 1 . Истборн: Cook Communications. стр. 496 . ISBN 978-0-7814-3531-4 .
- ^ 3 Царств 3: 3–15.
- ^ 3 Царств 3: 16–28.
- ^ Куган 2009 , с. 375.
- ^ 3 Царств 10:17 и 2 Паралипоменон 9:20 : «Дом» в версии короля Иакова и исправленной стандартной версии , «Зал» в Иерусалимской Библии и Переводе хороших новостей
- ^ 3 Царств 7: 1–8.
- ^ 3 Царств 9:15
- ^ Jump up to: а б с Финкельштейн и Зильберман 2001 , стр. 186–195.
- ^ Бхактиведжаньяна, Свами (23 января 2013 г.). Итихааса: тайна его истории — это моя история истории . Блумингтон, Индиана. ISBN 978-1-4772-4272-8 . OCLC 826444777 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ 3 Царств 11:3 ; нет во второй книге Паралипоменон
- ↑ См. также 3 Царств 3:1.
- ^ 3 Царств 11: 2–3 : NKJV
- ^ «3 Царств 12–2 Царств 25», Введение в еврейскую Библию , Fortress Press, стр. 281–304, 2018 г., doi : 10.2307/j.ctt1w6tbx5.24 , ISBN 978-1-5064-4605-9
- ^ 3 Царств 11: 5–9 : NKJV
- ^ Jump up to: а б «Слишком хорошо любить: негативное изображение Соломона и состав истории царей» . Проверено 17 января 2007 г.
- ^ Стюарт Манро-Хей, Поиски Ковчега Завета: Истинная история Скрижалей Моисея .
- ^ Дональд Н. Левин , Воск и золото: традиции и инновации в культуре Эфиопии (Чикаго: University Press, 1972).
- ^ «NIV 1 Царств 11 (Жены Соломона)» . Библейский шлюз . Проверено 21 июня 2013 г.
- ^ «Древняя еврейская история: цари древнего Израиля» . Еврейская виртуальная библиотека . Проверено 3 марта 2010 г.
- ^ Готлиб, Исаак (2010). «Машал ле-Мелех: В поисках Соломона». Ивритские исследования . 51 : 107–127. дои : 10.1353/hbr.2010.a400580 . S2CID 170687286 – через литературный ресурсный центр Гейла.
- ^ Дахуд, Митчелл (1968). Псалмы II, 51–100: Введение, перевод и примечания . Нью-Йорк: Даблдей. стр. 179–180. ISBN 0-385-03759-7 .
- ^ Якорная Библия . Нью-Йорк: Даблдей. 1964. с. 47.
- ^ «Соломон, Завещание» . Еврейская энциклопедия . Проверено 3 марта 2010 г.
- ^ Финкельштейн и Зильберман 2006 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Липшиц, Одед (2014). «История Израиля в библейский период». В Берлине Адель; Бреттлер, Марк Цви (ред.). Еврейская учебная Библия (2-е изд.). Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-997846-5 .
- ^ Курт, Амели (1995). Древний Ближний Восток, ок. 3000-330 гг. до н.э., Группа 1 . Нью-Йорк: Рутледж. п. 438. ИСБН 978-0-41516-762-8 .
- ^ «Короли противоречий» . Журнал . 1 декабря 2010 г. Архивировано из оригинала 23 февраля 2021 г. Проверено 16 марта 2021 г.
- ^ Против Апиона I: 17, 18.
- ^ Девер 2001 , с. 43.
- ^ Прохождение 2018 , с. 26.
- ^ Финкельштейн и Зильберман 2001 , с. 133.
- ^ Томпсон, Томас Л., 1999, Библия в истории: как писатели создают прошлое , Джонатан Кейп, Лондон, ISBN 978-0-224-03977-2 стр. 207
- ^ Шанкс, Гершель (1999), Древний Израиль: от Авраама до разрушения храма римлянами , с. 113
- ^ См.: Лемэр, Южная Аравия . По словам Андре Лемэра : «Первое упоминание о Саве в неоассирийских текстах датируется серединой 8-го века до н.э., когда речь идет о караване из 200 верблюдов, идущем из Таймы и Шевы в Хиндуну (Средний Евфрат) ( Кавинье-Исмаил 1990: 339–357; Фрейм 1995: 300; Младший 2003: 279–282; Холладей 2006: 319–321)».
- ^ Андре Лемэр , Царица Савская и торговля между Южной Аравией и Иудой , паб. в Бейн Эвер ЛаАрав: Контакты между арабской литературой и еврейской литературой в средние века и в наше время , том 6; Сборник исследований, посвященный профессору Йосефу Тоби по случаю его выхода на пенсию, под ред. Али А. Хусейн и Айелет Эттингер (Хайфа: University of Haifa Press, 2013), xi – xxxiv
- ^ Гильбоа, Айелет; Намдар, Дворы (2015). «О начале торговли специями из Южной Азии со Средиземноморским регионом: обзор» . Радиоуглерод . 57 (2): 265–283. Бибкод : 2015Radcb..57..265G . дои : 10.2458/azu_rc.57.18562 . ISSN 0033-8222 . S2CID 55719842 .
- ^ Кухня 2003 , с. 135.
- ^ Jump up to: а б Кухня 2003 , с. 123.
- ^ Jump up to: а б Девер 2001 , с. 145.
- ^ Дэвис, Филип Р. 1992. В поисках «древнего Израиля»: исследование библейского происхождения. Лондон: Bloomsbury Publishing, T and T Clark.
- ^ «Давид и Соломон» . www.bibleodyssey.org . Архивировано из оригинала 10 ноября 2017 года . Проверено 9 ноября 2017 г.
- ^ Фауст, Авраам. 2012. Археология израильского общества в железном веке II. Перевод Рут Ладлам. Вайнона Лейк, Индиана: Айзенбраунс.
- ^ Фауст, Авраам. 2007. «Шарон и бассейн Яркона в десятом веке до нашей эры: экология, модели расселения и политическое участие». Журнал исследований Израиля: 65–82.
- ^ Фауст, Авраам. 2017. «Иевус, Город Давида и Иерусалим: Иерусалим от железа I до нововавилонского периода [на иврите]». В Иерусалиме: от его начала до османского завоевания, под редакцией Авраама Фауста, Дж. Шварца и Э. Баруха, 35–72. Рамат-Ган: Центр исследований Иерусалима Ингеборг Реннер.
- ^ Граббе, Лестер Л. 2016. 1 и 2 короля: Введение и учебное пособие: История и рассказы в Древнем Израиле: Bloomsbury Publishing.
- ^ Девер, Уильям Г. (18 августа 2020 г.). Археология похоронила Библию? . Вм. Издательство Б. Эрдманс. ISBN 978-1-4674-5949-5 .
- ^ «Факультет МГУ объявляет о крупной археологической находке | Архив новостей Университета штата Миссисипи» .
- ^ «Храмовая гора: споры о раскопках» . Священные места. Архивировано из оригинала 21 июня 2009 года . Проверено 3 марта 2010 г.
- ^ Жаклин Шаалье. «Специальное предложение: Храмовая гора в Иерусалиме» . Еврейский журнал. Архивировано из оригинала 6 октября 2009 года . Проверено 7 апреля 2018 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Томпсон, Кристина; Скэггс, Шелдон (2013). «Серебро царя Соломона? Южно-финикийские клады Хаксилбера и местонахождение Фарсиса» . Интернет-археология (35). дои : 10.11141/ia.35.6 .
- ^ 3 Царств 9:13
- ^ Кеймер, Кайл Х. (2020). «Историческая география 3 Царств 9:11–14» (PDF) . Ежеквартальный журнал палестинских исследований . 152 (3): 186–206 - через Рутледж.
- ^ Харрисон, Р.К. (1969), Введение в Ветхий Завет , Гранд-Рапидс: Эрдманс, стр. 722–724.
- ^ Арчер, Г.Л. (1964), Обзор введения Ветхого Завета , Чикаго: Moody Press, стр. 276–277.
- ^ Тиле 1983 , стр. 193–204.
- ^ «трактат Санхендрин», Талмуд Бавли , с. 21б
- ^ Тосефта ( Сота 13:1); ср. Вавилонский Талмуд : «Керитот 5б:17-18» . www.sefaria.org .
17 Бараита продолжает: А также вместе с Ковчегом был изъят сундук, который филистимляне послали в дар Богу Израиля после того, как они захватили Ковчег и были поражены несколькими язвами, как сказано: «И положили золотые драгоценности чтобы вы возвратились к Нему за жертву повинности, в ковчеге при нем, и отпустили его, чтобы он пошел» (1 Царств 6:8). И кто конфисковал Ковчег? Иосия, царь Иудейский, захватил его, как сказано: И сказал царь священникам: поставьте священный ковчег в дом, который построил Соломон, сын Давида, царь Израильский (см. 2 Паралипоменон 35:3). . 18 И раби Элазар говорит: Откуда мы знаем, что все эти предметы нужно было изолировать вместе с Ковчегом? Галаха о том, что кувшин с манной должен был храниться вместе с Ковчегом, получена посредством словесной аналогии между словами «там» и «там». Слово «там» сказано в отношении Ковчега: «Где Я встречусь с вами там» (Исход 30:6), а также в отношении манны: «И поставлю туда» (Исход 16:33). ).
- ^ «Закопанное сокровище: Погребение ковчега» . www.chabad.org .
- ^ Седер Олам Рабба, Иерусалим, 1971 г. (иврит)
- ^ Бок, Дарелл (1996). Люк . Комментарий к заявлению NIV. Зондерван. п. 124. ИСБН 978-0-310-49330-3 .
- ^ Тейлор, Рене, Архитектура и Магия. Архитектура и магия . Соображения по поводу идеи Эскориала ] (на испанском языке), Мадрид: Сируэла , дополнено на основе монографии в festschrift Рудольфа Виттковера 1968 года.
- ^ Виттковер, Рудольф; Яффе, Ирма, «Герметизм и мистическая архитектура Общества Иисуса», Искусство барокко: вклад иезуитов
- ^ Коран 2:102
- ^ Шалев-Эйни, Сарит. «Соломон, его демоны и жонглеры: встреча исламской, иудейской и христианской культуры». Аль-Масак 18.2 (2006): 155.
- ^ Jump up to: а б Коран 27:15-19
- ^ Роберт Леблинг Легенды о духах огня: джинны и джинны от Аравии до Занзибара IBTauris 2010 ISBN 978-0-857-73063-3
- ^ Моисеева Анна Владимировна Пророк Сулейман V Классическая персидская поэзия: семантика и структура образа . Востоковедение. Африканские исследования. 2020. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prorok-sulaym-nv-klasseicheskoy-persidskoy-poezii-semantika-i-struktura-obraza (дата обращения 14 октября 2021).
- ^ Хамори, Андрас. Об искусстве средневековой арабской литературы. США: Издательство Принстонского университета, 2015. с. 158
- ^ Хамори, Андрас. Об искусстве средневековой арабской литературы. США: Издательство Принстонского университета, 2015. с. 158
- ^ Павлин, САУ (2019). Ислам, литература и общество в Монгольской Анатолии . Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/9781108582124 . ISBN 978-1-108-58212-4 . S2CID 211657444 .
- ^ Ева Ортманн, Анна Коллац Церемониал аудиенции: транскультурные подходы Ванденхук и Рупрехт, 11.11.2019 isbn 978-3-847-00887-3 стр. 155
- ^ Смит, Питер (2008), Введение в веру бахаи , стр. 108
- ^ Налог, Е. Джозеф III; Тиммеринг, Дайан Х (2008), Боже мой! Наш Бог? , с. 176
- ^ Рыба, Томас; Бонд, Джордж Д.; Талл, Герман (2004), Вежливость и изящество метода: очерки в честь Эдмунда Ф. Перри , стр. 399
- ^ Гарлингтон, Уильям (2005), Вера Бахаи в Америке , с. 160
- ^ «Ночи 3-9. История рыбака. 1909-14. Рассказы из тысячи и одной ночи. Гарвардская классика» . www.bartleby.com . 30 сентября 2022 г.
- ^ [1] Легенды евреев
- ^ «Индекс /» . Lodgechelmsford.com . Проверено 29 августа 2014 г.
- ^ «Масоны Нового Южного Уэльса, Закон – Дом» . masons.org.au. Архивировано из оригинала 10 августа 2014 года . Проверено 29 августа 2014 г.
- ^ «Лорд ГОРОНВИ-РОБЕРТС, выступая в Палате лордов, HL, декабрь 27 апреля 1978 г., том 390 cc2003-19» . Парламентские дебаты (Хансард) . 27 апреля 1978 года . Проверено 19 ноября 2014 г.
- ^ ХОГБИН, Х. Ин, Эксперименты в цивилизации: влияние европейской культуры на коренное население Соломоновых Островов , Нью-Йорк: Schocken Books, 1970.
- ^ Армстронг, Филип (17 июля 2016 г.). Теневой принц . Независимая издательская платформа CreateSpace. ISBN 978-1-5336-7350-3 .
- ^ H Дайан Рассел (редактор), Ева / Авеню; Женщины в гравюрах эпохи Возрождения и барокко , стр. 162–164, Национальная художественная галерея, Вашингтон, 1990, ISBN 1558610391
- ^ « Царица Иерусалима» Арье Лев Столлман — жена и мать короля» . Обзоры Амоса Лассена . 20 августа 2020 г. Проверено 15 февраля 2023 г.
- ^ «Фильм «Песнь», вдохновленный Песней Песней» . Фильм «Песнь», вдохновленный песней Песней Соломона .
- ^ « Песня» — это современная история любви, веры» . www.catholicsentinel.org . Католический страж. Архивировано из оригинала 24 февраля 2016 года . Проверено 30 декабря 2023 г.
- ^ «Сочинения Г. Ф. Генделя» . Гендельский институт. Архивировано из оригинала 24 сентября 2013 года . Проверено 28 сентября 2013 г.
- ^ Сякир, Акил (17 июля 2020 г.). «Под влиянием хадиса пророка? Это 4 песни М.Насира, имеющие неявный смысл» . Соус чили (на малайском языке) . Проверено 20 ноября 2021 г.
- ^ «Офис Royal Maundy» (PDF) . Вестминстерское аббатство . 21 апреля 2011 года . Проверено 2 февраля 2022 г.
Библиография
[ редактировать ]- Куган, Майкл Д. (2009). Краткое введение в Ветхий Завет . Издательство Оксфордского университета.
- Девер, Уильям Г. (2001). Что знали библейские авторы и когда они это знали?: Что археология может рассказать нам о реальности Древнего Израиля . Гранд-Рапидс, Мичиган: Паб Eerdmans. ISBN 978-0-8028-4794-2 . OCLC 45487499 .
- ——— (2003). Кем были первые израильтяне и откуда они пришли? . Уильям Б. Эрманс . ISBN 978-0-8028-0975-9 .
- Финкельштейн, Израиль ; Зильберман, Нил Ашер (2001). Раскопанная Библия: новый взгляд археологов на древний Израиль и происхождение его священных текстов . Саймон и Шустер. ISBN 978-0-7432-2338-6 .
- ———; Зильберман, Нил Ашер (2006). Давид и Соломон: в поисках библейских священных царей и корней западной традиции . Свободная пресса . ISBN 978-0-7432-4362-9 .
- Калими, Исаак (2018). Написание и переписывание истории Соломона в Древнем Израиле . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-108-47126-8 .
- Леви, Томас Э; Хайэм, Томас, ред. (2005). Библия и радиоуглеродное датирование: археология, тексты и наука . Лондон; Оквилл, Коннектикут : Равноденствие. ISBN 978-1-84553-056-3 . OCLC 60453952 .
- Кухня, Кеннет А. (2003). О достоверности Ветхого Завета . Гранд-Рапидс, Мичиган: Эрдманс . ISBN 978-0-8028-4960-1 .
- Тиле, ER (1983). Загадочные числа еврейских царей (3-е изд.). Гранд-Рапидс: Зондерван/Крегель.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Коллекция ссылок на царя Соломона в сети , LT : VDU, заархивировано из оригинала 15 января 2008 года .
- Уссани, Габриэль (1913), «Соломон» , Католическая энциклопедия (запись) .
- Соломон на IMDb Анимированное изображение жизни Соломона
- Соломон на IMDb Художественный фильм о возвышении и правлении царя Соломона.
- «Войны царя Соломона: Краткое изложение и исследования» , Войны Израиля , заархивировано из оригинала 25 января 2010 года , получено 5 мая 2006 года .
- Гравюры Саломона , коллекция Де Верда .