Манассия Иудейский
Манассия | |
---|---|
![]() | |
Царь Иудеи | |
Царствование | сорегентство 697–687 до н.э. единоличное правление 687–643 до н.э. |
Предшественник | Езекия |
Преемник | Амон |
Рожденный | в. 709 г. до н.э. вероятно, Иерусалим |
Умер | в. 643 г. до н.э. (65 или 66 лет) вероятно, Иерусалим |
Супруг | Мешуллемет |
Проблема | Амон |
Дом | Дом Давида |
Отец | Езекия |
Мать | Хефзиба |
Манассия ( / m ə ˈ n æ s ə / ; иврит : מְנַשֶּׁה Mənaššé , «Забывчивый»; Аккадский : 𒈨𒈾𒋛𒄿 Менаси [ ме-на-си-и ]; Греческий : Μανασσῆς Манассия ; Латинское : Манассия ) — четырнадцатый царь Иудейского царства . Он был старшим из сыновей Езекии и Ефцивы ( 4 Царств 21:1 ). Он стал царем в возрасте 12 лет и правил 55 лет ( 4 Царств 21:1 ; 2 Паралипоменон 33:1 ).
Библейский рассказ
[ редактировать ]Еврейская Библия документирует Манассию в 4 Царств 21:1–18 и 2 Паралипоменон 32:33–33:20 . Он также упоминается в Иеремии 15:4 , где пророк Иеремия предсказывает «четыре вида разрушения» народу Иуды из-за зла, совершенного Манассией в Иудее. [ 1 ]
Манассия был первым царем Иудеи, который не был современником северного царства Израиля , которое ассирийцы разрушили ок. 720 г. до н.э., депортировав большую часть населения. Он восстановил политеистическое поклонение и обратил вспять религиозные изменения, внесенные его отцом Езекией – отсюда его осуждение в нескольких библейских стихах. [ 2 ]
Он женился на Мешуллемет , дочери Харуза из Иотбы , и у них родился сын Амон , который стал его преемником на посту царя Иудеи после его смерти. Езекия, Манассия и Амон появляются в родословной Иисуса в Евангелии от Матфея . [ 3 ]
После 55-летнего правления, самого продолжительного в истории Иудеи, он умер ок. и был похоронен в саду Уззы, «саде собственного дома» ( 4 Царств 21:17–18 ; 2 Паралипоменон 33:20 ), а не в Городе Давида , среди своих предков. Библейские повествования сообщают о восшествии Манассии на престол в момент смерти его отца. [ 4 ] Однако Эдвин Тиле заключает, что он начал свое правление в качестве соправителя со своим отцом Езекией в 697/696 г. до н.э., при этом сорегентство длилось 12 лет, а его единоличное правление началось в 687/686 г. до н.э. и продолжалось до его смерти в 643 г. /642 г. до н.э. [ 5 ]
Отношения с Ассирией
[ редактировать ]Когда началось правление Манассии, был Сеннахирим царем Ассирии , который правил до 681 г. до н. э. Манассия упоминается в ассирийских записях как современный и верный вассал сына и преемника Сеннахирима Асархаддона . В ассирийских записях Манассия упоминается в числе двадцати двух царей, которым требовалось предоставить материалы для строительных проектов Асархаддона. Асархаддон умер в 669 г. до н. э., и ему наследовал его сын Ашшурбанипал , который также называет Манассию одним из многих вассалов, которые помогали его кампании против Египта. [ 6 ]
Ассирийские записи согласуются с археологическими данными о демографических тенденциях и моделях расселения, что позволяет предположить период стабильности в Иудее во время правления Манассии. Несмотря на критику его религиозной политики в библейских текстах, археологи, такие как Исраэль Финкельштейн и Нил Ашер Зильберман, приписывают Манассии возрождение сельской экономики Иудеи, утверждая, что возможное предоставление Ассирии статуса наибольшего благоприятствования стимулировало создание экспортного рынка. [ 7 ] Они утверждают, что изменения в экономической структуре сельской местности потребовали бы сотрудничества «деревенской аристократии». [ 8 ] с восстановлением богослужения на высотах вознаграждение за это. Очевидное опустошение плодородной Шефелы в сочетании с ростом населения горной местности и юго-востока царства (особенно в долине Беэр-Шева ) во время правления Манассии указывают на такую возможность. Финкельштейн также предположил, что обширная торговая деятельность Манассии как вассала Ассирии, возможно, послужила основой для некоторых библейских историй о великом приобретении богатства царем Соломоном посредством внешнеторговых отношений. [ 9 ]
Торговля оливковым маслом
[ редактировать ]Производство и экспорт оливкового масла играли большую роль в экономике того времени. Есть свидетельства Газы в районе перевалочной торговли и очевидно процветающей промышленности по производству оливкового масла в Экроне . [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] Строительство или реконструкция фортов в таких местах, как Арад и Хорват-Уза , исследованных Надавом Нааманом и другими, [ 13 ] Финкельштейн и Зильберман также утверждают, что это является доказательством в поддержку этого тезиса. [ 14 ] поскольку они были необходимы для защиты торговых путей. Однако Финкельштейн и Зильберман утверждают, что эта торговля привела к огромному неравенству между богатыми и бедными, что, в свою очередь, привело к гражданским волнениям. [ 15 ] В результате, как они предполагают, из книги Второзакония автор или редактор «Второй книги Царств» позже переработал предания о Манассии, чтобы изобразить его открытое участие в торговле как, по сути, отступничество. [ 16 ] [ 17 ]
Религиозная политика
[ редактировать ]Есть три аспекта религиозной политики Манассии, которые автор Книги Царств считал достойными сожаления: религиозная реакция, последовавшая после его восшествия на престол; его расширение путем свободного принятия иностранных культов; и жестокое преследование пророческой партии.
По словам Кингса, Манассия отменил централизованные реформы своего отца Езекии и восстановил местные святыни, возможно, по экономическим причинам. Он восстановил политеистическое поклонение Ваалу и Ашере ( 4 Царств 21 ) в Храме и спонсировал ассирийский астральный культ по всей Иудее. [ 18 ] Он был настолько ревностным в поклонении чужеземным богам, что, как говорят, участвовал в жертвенном культе Молоха , который заключался в принесении в жертву маленьких детей или пропускании их через огонь (4 Царств 21:6). [ 19 ] Его правление можно охарактеризовать как реакционное по сравнению с правлением его отца, и Кингс предполагает, что он, возможно, казнил сторонников реформ своего отца. В течение полувека правления Манассии народное поклонение представляло собой смесь местных и иностранных культов, влияние которых постепенно исчезало. [ 20 ]
2 Царств 21:10 предполагает, что несколько пророков одновременно осуждали Манассию. В «Комментарии к кафедре» пророками называются, вероятно, Исайя и Аввакум , а также, возможно, Наум и Софония . [ 21 ] Ответом Манассии было преследование тех, кто резко осуждал народный синкретизм. Пророки были преданы мечу (Иеремия 2:30). Экзегетическая традиция гласит, что Исайя, дед Манассии, [ 22 ] подвергся особенно мучительной казни, распиленной надвое по приказу короля. [ 23 ] «Невинная кровь» окрасила улицы Иерусалима. На протяжении многих десятилетий те, кто сочувствовал пророческим идеям, находились в постоянной опасности. [ 20 ]
Арнольд Дж. Тойнби считает, что Манассия был набожным консерватором, защищавшим веру своих предков от иконоборцев, поклоняющихся только Яхве. [ 24 ]
Ассирийское задержание и покаяние
[ редактировать ]
Согласно 2 Паралипоменон 33:11–13 , Манассию однажды привели в цепях к ассирийскому царю , возможно, Асархаддону или Ашшурбанипалу , предположительно по подозрению в нелояльности. Далее в стихе указывается, что позже с ним обращались хорошо и он был восстановлен на своем троне. По словам Летописца , суровость заключения Манассии привела его к покаянию. Манассия был восстановлен на престоле ( 2 Паралипоменон 33:11–13 ) и отказался от идолопоклонства , устранив чужеземных идолов ( 2 Паралипоменон 33:15 ) и повелев народу поклоняться Господу Израиля Яхве . Однако ни в царских , ни в ассирийских записях этот инцидент не упоминается. [ 6 ]
Хронологические примечания
[ редактировать ]Тиле датирует правление Манассии датами правления его внука Иосии . Иосия погиб от руки фараона Нехо II летом 609 г. до н.э. [ 25 ] По иудейскому летоисчислению, которое началось в осеннем месяце Тишри , это должен был быть 610/609 год до нашей эры. Иосия правил 31 год ( 4 Царств 21:19 , 22:1 ) и начал царствовать после короткого двухлетнего правления Амона . Последний год Манассии, 33 года назад, будет 643/642 г. до н.э.
продолжительность правления Манассии составляет 55 лет Во 4 Царств 20:21 . Предполагая подсчет неприсоединения, как он обычно делал для соправительств, Тиле определил 54 «фактических» года до 697/696 г. до н. э., как год начала сосуществования Езекии и Манассии. Подсчет отсутствия присоединения означает, что первый неполный год пребывания короля в должности учитывался дважды, один раз для него и один раз для его предшественника, так что при измерении промежутков времени необходимо вычесть один год. Анализ данных по Иеровоаму II Израильскому и Иосафату Иудейскому, оба из которых имели сорегентства, показывает, что их годы измерялись таким образом.
Что касается совместного правления Езекии и Манассии, Тиле отмечает, что Манассия начал свое правление, когда ему было 12 лет ( 4 Царств 21:1 ), а затем комментирует: «Еврейский мальчик, когда ему исполнилось двенадцать лет, был «сыном закона». и стал гадолом . Затем он перешел от детских дней к юности и считался достаточно взрослым, чтобы заняться серьезным жизненным делом... «следует ожидать, что король столкнется с перспективой конца жизни». его правления в течение пятнадцати лет [ 4 Царств 20:6 ] в самый ранний момент дало бы предполагаемому наследнику все преимущества обучения лидерству». [ 26 ]
В другой литературе
[ редактировать ]В раввинской литературе и христианских псевдоэпиграфах Манассию обвиняют в казни пророка Исайи , который был идентифицирован как дедушка Манассии по материнской линии. [ 22 ]
«Молитва Манассии» , покаянная молитва, приписываемая Манассии, появляется в некоторых христианских Библиях, но считается апокрифом у иудеев , католиков и протестантов .
Манассия также упоминается в главе 21 « Первой книги Мекабьяна» , книги, считающейся канонической в Эфиопской православной церкви Тевахедо , где он используется как пример нечестивого царя. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Иеремия 15: 3–4.
- ↑ 2 Царств 21:2 и последующие.
- ^ Мэтью 1:10
- ↑ 2 Царств 20:24 , 2 Паралипоменон 32:33.
- ^ Эдвин Тиле, Таинственные числа еврейских царей (1-е изд.; Нью-Йорк: Macmillan, 1951; 2-е изд.; Гранд-Рапидс: Эрдманс, 1965; 3-е изд.; Гранд-Рапидс: Зондерван/Крегель, 1983). ISBN 0-8254-3825-X , 9780825438257, 217
- ^ Перейти обратно: а б Брайт, Джон (10 августа 2017 г.). История Израиля . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9780664220686 – через Google Книги.
- ^ Финкельштейн и Зильберман 2001 , стр. 264–265.
- ^ Финкельштейн и Зильберман 2006 , с. 182.
- ^ Мэтью Дж. Адамс , Израиль Финкельштейн (16 апреля 2021 г.). Эпизод тринадцатый: Соломон, царь глобализации (видео) . Иерусалим: Институт археологических исследований В. Ф. Олбрайта. Событие происходит в 26:27 . Проверено 26 сентября 2023 г.
- ^ Финкельштейн и Зильберман 2006 , стр. 267–270.
- ^ Финкельштейн, Израиль (1992) «Хорват Китмит и южная торговля в позднем железном веке II», Журнал Немецкой палестинской ассоциации 108: 156–170.
- ^ Гитин, Си (1995) «Тель-Микне-Экрон в VII веке до нашей эры: влияние экономических инноваций и иностранного культурного влияния на неоассирийское вассальное государство». В Гитин, Сай (ред.), Недавние раскопки в Израиле: взгляд на Запад , 61–79. Дубюк.
- ^ Нааман, Надав (1994) «Езекия и цари Ассирии», Тель-Авив 21: 235–254.
- ^ Финкельштейн и Зильберман 2006 , стр. 156–157.
- ^ Финкельштейн и Зильберман 2001 , стр. 271–273.
- ^ Финкельштейн и Зильберман 2006 , стр. 181, 205.
- ^ Халперн, Барух (1998) «Почему Манассию обвинили в вавилонском изгнании: революция библейской традиции», Vetus Testum 48: 473–514.
- ^ Маламат, Авраам и Бен-Сассон, Хаим Гилель. История еврейского народа , издательство Гарвардского университета, 1976 г. ISBN 9780674397316
- ^ Ставракопулу, Ф. (2004). Царь Манассия и детское жертвоприношение: Библейские искажения исторических реалий. Берлин: Вальтер де Грюйтер.
- ^ Перейти обратно: а б «Манассия» . Еврейская энциклопедия.com . 1906 год . Проверено 5 февраля 2022 г.
- ^ Комментарий кафедры к 2 Царств 21 , по состоянию на 26 января 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Езекия» . Еврейская энциклопедия.com . 1906.
- ^ «Исайя» . Еврейская энциклопедия.com . 1906 год . Проверено 5 февраля 2022 г.
- ^ Тойнби, Арнольд ; Королевский институт международных отношений (1961). Исследование истории . Том. 12. Издательство Оксфордского университета, Х. Милфорд. п. 425.
- ^ DJ Wiseman, Хроники халдейских царей (Лондон: Попечители Британского музея, 1956) 94–95.
- ^ Эдвин Р. Тиле, Таинственные числа еврейских царей (2-е изд.; Гранд-Рапидс, Мичиган: Эрдманс, 1965) 158–159.
Источники
[ редактировать ]- Финкельштейн, Израиль; Зильберман, Нил Ашер (2001). Раскопанная Библия . Нью-Йорк: Свободная пресса.
- Финкельштейн, Израиль; Зильберман, Нил Ашер (2006). Давид и Соломон: в поисках библейских священных царей и корней западной традиции . Нью-Йорк: Свободная пресса.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Новая международная энциклопедия . 1905. .