Ашера
Ашера אֲשֵׁרָהПодтверждение | |
---|---|
Леди Ашера (из) Моря или Дня [1] Великая Мать | |
Другие имена | Атират |
Главный культовый центр | Средний Восток Ранее Иерусалим |
Символ | Дерево |
Супруга |
|
Потомство |
|
Божества древнего Ближнего Востока |
---|
Религии древнего Ближнего Востока |
Ашера ( / ˈ æ ʃ ər ə / ; [2] Иврит : אֲשֵׁרָה , латинизированный : ʾĂšērā ; Угаритский : 𐎀𐎘𐎗𐎚 , латинизированный: ʾAṯiratu ; Аккадский : 𒀀𒅆𒋥 , латинизированный: Ашират ; [3] Катабанский : 𐩱𐩻𐩧𐩩 ʾṯrt ) [4] была богиней в древних семитских религиях . Она также появляется в хеттских писаниях как Ашерду(ы) или Ашерту(ы) ( хеттский : 𒀀𒊺𒅕𒌈 , латинизированный: a-še-ir-tu 4 ), [5] и как Атират в Угарите . Некоторые ученые считают, что Яхве и Ашера были супружеской парой в древнем Израиле и Иудее . [6] [7] [8] [9] в то время как другие не согласны. [10] [11] [12]
Имя
[ редактировать ]Этимология
[ редактировать ]Некоторые искали нарицательное значение ее имени, особенно в угаритском названии рабат атират ям , встречающемся только в Цикле Ваала . Но значение омофона для угаритского языка не приравнивается к этимону, особенно если имя древнее угаритского языка. Не существует гипотезы о Рабат Атират Ям без серьезных проблем, и если бы Ашера было словом из Угарита, оно произносилось бы иначе. [1]
Общее северо-западное семитское значение слова šr — «король, принц, правитель». [13] Северо-западный семитский [14] корень ṯr (араб. أثر ) означает «ступенька».
Грамматика
[ редактировать ]трижды Окончание -от «Ашерот» встречается в Танахе : [15] при этом -им «Ашерим» составляет подавляющее большинство. [16] Значение неясно, поскольку взаимодействие рода и числа в иврите до конца не изучено. [17] Не все ученые находят ссылки на HB с окончательным t во множественном числе. Архаичные суффиксы, такие как –atu/a/i, превратились в северо-западно-семитские суффиксы -at или -ā, которые в транскрипции стали писаться как -ah. То есть просто окончательно альтернативные варианты написания, такие как Ашерат и Ашера, отражают контекстуальные, а не экзистенциальные вариации. [18]
Заголовок
[ редактировать ]Ее титулы часто включают qdš «святой», или «элат», «баалат» или «рабат». [19] все означает Леди или Богиня, [20] и qnyt ỉlm , «создатель богов». [21]
Интерпретация
[ редактировать ]Из-за некоторой двусмысленности в сохранившихся свидетельствах об Ашере вопрос о том, следует ли считать ее божеством или символом, не является общепризнанным. В то время как некоторые считают Ашеру определенным божеством, другие называют ее «просто культовым объектом ». [22] де Во говорит, что Ашера была «и тем, и другим». [14] а Зима говорит, что не следует вообще различать богиню и ее символ. [23]
Помимо очевидных связей между богинями, которых иногда невозможно различить, некоторые ученые обнаружили раннюю связь между Ашерой и Евой , основанную на совпадении их общего титула «матери всех живущих» в Бытие 3:20. [24] через отождествление с хурритской матерью богиней - Хебат . [25] [26] Олиан отмечает, что настоящее еврейское имя Евы, Хавва. час , родственен Хаввату , засвидетельствованному эпитету Таннит/Ашера в первом тысячелетии до нашей эры. [27] [28] Другие ученые оспаривают связь между Танит и Ашерой, а также между Ашерой и Евой. [29] Финикийское божество Халват засвидетельствовано в Punica tableau defixionis.
Существует также предположение, что Шхина как женский аспект Яхве может быть культурной памятью или передачей Ашеры. [30] Другой такой аспект виден в женском (грамматическом или ином) обращении к Святому Духу или Софии . [31] «Аспектная ползучесть» богини может ласкать даже мужские фигуры, такие как Джейкоб. [32] или Иисус. [33]
Иконография
[ редактировать ]С Ашерой связано множество символов. На сегодняшний день наиболее распространенным является дерево, [34] эквивалентность наблюдалась еще во времена неолита. [35]
Культовые объекты, посвященные Ашере, часто изображают деревья, а термины ашерим и ашерот , регулярно используемые в еврейской Библии в контексте поклонения Ашере, традиционно понимаются как относящиеся к священным деревьям, называемым « столбами Ашеры ». Особенно распространенным деревом Ашеры в изобразительном искусстве является финиковая пальма, надежный источник питательных веществ в течение всего года. Некоторые ожидают живых деревьев, но Олян видит стилизованную неживую пальму или шест. [36] [ нужна страница ] Остатки можжевельника , обнаруженные в 7500-летнем могиле в Эйлате, некоторые считают деревом Ашера. [37]
Связь Ашеры с плодородием не ограничивалась ее ассоциацией с деревьями; ее часто изображали с ярко выраженными сексуальными чертами. [38] Идолы Ашеры, часто называемые «фигурками Астарты», представляют Ашеру как дерево, поскольку их тела напоминают стволы деревьев. [39] а также еще больше смягчает связь богини с плодородием в соответствии с ее статусом «богини-матери». « Иудейские колонны » повсеместно изображают Ашеру с выступающей грудью. Точно так же так называемая « Ревадим Ашера» изобилует мощными, яркими сексуальными образами, изображающими Ашеру, кормящую грудью две маленькие фигурки и использующую обе руки, чтобы полностью обнажить свое влагалище. [40] Много раз лобковая область Ашеры была отмечена концентрацией точек, обозначающих лобковые волосы. [41] хотя эту фигуру иногда многозначно понимают как гроздь винограда. [38] Матка также иногда использовалась как символ нутрикса , поскольку животных часто изображают кормящимися непосредственно (хотя и немного абстрактно) из лобкового треугольника. [42]
Говоря о Лахишском кувшине , Хестрин отметила: [43] что в группе других керамических сосудов, найденных на месте , обычное изображение священного дерева в окружении козлов или птиц в одном кубке заменено лобковым треугольником, окруженным козлами по бокам. По мнению Хестрина, взаимосвязь между деревом и лобковым треугольником доказывает, что дерево символизирует богиню плодородия Ашеру. Хестрин проводит параллели между этим и представлениями Хатор как богини платана в Египте и предполагает, что в период египетского правления в Палестине культ Хатор проник в регион настолько широко, что Хатор стала отождествляться с Ашерой. Другие мотивы кувшина, такие как лев, лань и козлы, похоже, имеют тесную связь с связанной с ней иконографией.
Ашера также могла быть связана с древним пан- ближневосточным мотивом « Повелитель животных », который изображал человека или божество между двумя противостоящими животными . По мнению Болье, изображения божественной « повелительницы львов » «почти несомненно являются изображениями богини Ашеры». [44] Львица стала повсеместным символом богинь древнего Ближнего Востока, похожим на голубя. [45] [ нужна страница ] и дерево. десятого века до нашей эры Львицы занимают видное место в иконографии Ашеры, в том числе на культовом стенде Таанаха , который также включает в себя мотив дерева. На еврейском наконечнике стрелы одиннадцатого века до нашей эры имеется надпись «Слуга Леди-Льва». [45] [ нужна страница ]
Символов вокруг Ашеры так много (8+ остроконечная звезда, каприды и тому подобное, а также лунно-солнечные, древесные, витиеватые, змеевидные), что их перечисление граничит с бессмысленностью, поскольку оно приближается к исчерпывающему. 1000-страничная диссертация Фревеля загадочно заканчивается заявлением: «Настоящей иконографии Ашеры не существует». [46] [47]
По регионам
[ редактировать ]Шумер
[ редактировать ]богине аморейской по имени Ашратум Известно, что в Шумере поклонялись . Ее аморейское происхождение дополнительно подтверждается ее статусом жены Марду/Амуррума , верховного божества аморреев.
известна известняковая плита с надписью, сделанной Хаммурапи Ашратуму Из Сиппара . В нем он дополняет ее как «повелительницу горы» ( bel shadī ) и предвещает подобное использование таких слов, как сладострастие, радость, нежность, терпение, милосердие, в ознаменование создания для нее «гения-защитника» (шрифта?) ее храм. [48]
Хотя принято считать, что имя Ашратума родственно имени Ашера, две богини на самом деле не отождествляются друг с другом, учитывая, что они занимали разные позиции в своих пантеонах, несмотря на то, что разделяли свой статус супруги верховного божества. [49] [ нужна страница ]
Аккад
[ редактировать ]В аккадских текстах Ашера появляется как Аширату ; хотя ее точная роль в пантеоне неясна; как отдельная богиня Анту считалась женой Ану , бога Неба . Напротив, считается, что Аштарт связана с месопотамской богиней Иштар , которую иногда изображают как дочь Ану. [50]
Ориентирами в аккадской эпиграфике являются совмещенные и гетерографические буквы Амарны 60 и ашератическое личное имя 61. Внутри них находится царь амореев по , живший в XIV веке имени Абди-Аширта , «слуга Ашеры». [51]
* ЕА 60 ii | гм-ма я уровень- д И-ра-тум |
* ЕА 61 ii | [ум-]ма я МР- а-ши-ир-те МР-[-ка 4 |
Каждый из них находится в строке ii в начале письма или в приветствии. Некоторые могут расшифровать Аширату или Ашрату . [50]
Угарит
[ редактировать ]В угаритских текстах Ашера появляется как ṯrt [52] ( Угаритский : 𐎀𐎘𐎗𐎚), англизированный ʾAṯirat или Athirat . Ее зовут Эйлат , [а] «богиня», женская форма имени Эль (сравните Аллат ); ее также называют Кодеш , «святость». [б] Есть ссылка на шр. 'Трт. [53] Гибсон говорит, что источники до 1200 г. до н. э. почти всегда приписывают Атират ее полный титул rbt ʾṯrt ym (или rbt ʾṯrt ). [54] [с] Однако в индексе угаритских эпитетов Рахмуни говорится, что эта фраза встречается только в эпосе Баал . [55] , по-видимому, имеет аккадское происхождение и Рабат означает «госпожа» (буквально «великая женщина»). [55] Похоже, она поддерживает своего сына Яма , бога моря, в его борьбе против Баала. (Приписывание Яма как бога моря может ввести в заблуждение; Ям - это само обожествленное море, а не божество, которое властвует над ним.) Поэтому некоторые говорят, что титул Атирата можно перевести как «Леди Ахират моря». [56] альтернативно: «та, которая ходит по морю», [1] или даже «Великая Леди, которая топчет Ям». [57] Это наводит на мысль о Хаоскампфе , в котором ни она, ни Ям не замешаны. В 2010 году Пак предположил, что имя Атират могло быть образовано от формы пассивного причастия, обозначая «тот, за кем следуют (боги)», то есть «прародительница или создательница», что соответствовало бы образу Ашеры как «матери боги» в угаритской литературе. [58] Это решение было ответом и вариацией Б. Маргалита о ее буквальном следовании по стопам Яхве, менее щедрая оценка, тем не менее, подкрепленная использованием D ULAT угаритского слова в обычном смысле. Бингер находит некоторые из них до смешного изобретательными и, к сожалению, возвращается к все еще проблематичной интерпретации, согласно которой Ym может также означать день, то есть «Леди Ашера дня» или, проще говоря, «Леди Дэй». [59] Общесемитский корень ywm (для реконструированного протосемитского * yawm- ), [60] от которого происходит ( иврит : יוֹם буквой второго корня ( -w- ) . ), что означает «день», появляется в нескольких случаях в масоретских текстах с опущенной , а в некоторых избранных случаях замененной буквой А-класса гласная никкуда , [61] в результате слово становится y(a)m . Такие случаи, а также тот факт, что множественное число «дни» можно читать как йомим , так и йамим ( иврит : יָמִים ), подтверждают достоверность этого альтернативного перевода.
Другим основным эпитетом Атирата был qnyt ilm , [д] [62] что можно перевести как «создатель божеств » . [54] В этих текстах Атират — супруга бога Эла ; есть одно упоминание о 70 сыновьях Атирата, предположительно тех же, что и 70 сыновей Эла. У хеттов эта богиня появляется как Ашерду(ы) или Ашерту(ы) , супруга Элькунирсы («Эль, Создатель Земли ») и мать 77 или 88 сыновей.
В Израиле и Иудее
[ редактировать ]Представление об Ашере как партнерше Яхве вызвало множество споров. [10] [11] [12] Многие писали об этом, и многие ученые приходят к выводу, что Яхве и Ашера действительно были супругами древних израильтян. [6] [7] [8] [9]
Надписи
[ редактировать ]Основные свидетельства поклонения включают иконографию и надписи в двух местах, использовавшихся примерно в 9 веке. Первый был в пещере в Хирбет-эль-Куме . [66]
Второй был в Кунтиллет-Аджруде. [67] [68] [69] В последнем в банке изображены бычье-антропоморфные фигуры и несколько надписей. [45] [70] которые относятся к «Яхве Самарии и его Ашере» и «Яхве Фемана и его Ашере». [71] Некоторые ученые считают, что упомянутая в надписях «ашера» относится к культовому символу, а не к богине. [72]
В одном черепке фигурируют крупный и мелкий бык. [73] Этот мотив «оральной фиксации» имеет множество примеров, см. рисунки 413–419 зимой. [74] Фактически, Флиндерс Петри уже в 1930-х годах ссылался на Дэвиса как на запоминающийся стереотип. [75] [ нужна полная цитата ] Это настолько распространенный мотив на сирийских и финикийских слоновых костьх, что у орды Арслан-Таш их было как минимум четыре; их можно увидеть в Лувре.
Священная проституция
[ редактировать ]Ранние исследования подчеркивали несколько взаимоотрицающие возможности священной проституции , hieros gamos и оргиастических обрядов. [76] Это было предложено несколькими учеными [77] [78] что существует связь между положением гиры при царском дворе и поклонением (ортодоксальным или нет) Ашере. [79] Еврейская Библия часто и наглядно связывает поклонение богине с проституцией («блудством») в материалах, написанных после реформ Иосии . Иеремия и Иезекииль обвиняют религию богини в том, что она вызвала у Яхве «ревность», и называют его ревность причиной, по которой Яхве допустил разрушение Иерусалима. Хотя их природа остается неопределенной, сексуальные обряды обычно вращались вокруг женщин, обладающих властью и влиянием, таких как Мааха . Еврейский термин «кадишту » , ранее переводившийся как « храмовые проститутки » или «святые проститутки», буквально означает «жрицы» или «посвященные женщины», от семитского корня qdš , означающего «святая». [80] Однако среди ученых растёт консенсус в отношении того, что священной проституции никогда не существовало и что половые акты в храме строго ограничивались ежегодными священными обрядами плодородия, направленными на обеспечение обильного урожая. [81]
В еврейской Библии
[ редактировать ]В Книгах Царств есть упоминания о поклонении многочисленным божествам : Соломон строит храмы многим божествам, а сообщается, что Иосия срубил статуи Ашеры в храме, построенном Соломоном для Яхве (4 Царств 23:14). Дедушка Иосии, Манассия, воздвиг одну такую статую (4 Царств 21:7). [83]
Имя Ашера встречается в еврейской Библии сорок раз, но в английских переводах оно значительно сокращено. Слово ʾăšērâ переводится на греческий как греческий : ἄλσος ( роща ; множественное число: ἄλση) во всех случаях, кроме Исайи 17:8; 27:9 и 2 Паралипоменон 15:16; 24:18, причем по-гречески : δένδρα (деревья) используется для первого и, что особенно важно, Ἀστάρτη ( Астарта ) для второго. В Вульгате на латыни речь шла о lucus или nemus , роще или лесу. В переводе Библии короля Иакова из Вульгаты используется роща или рощи вместо имени Ашеры . Неученые англоязычные читатели Библии не читали бы ее имени более 400 лет спустя. [84] Ассоциация Ашеры с деревьями в еврейской Библии очень сильна. Например, ее можно найти под деревьями (3 Царств 14:23; 4 Царств 17:10) и сделать ее руками людей (3 Царств 14:15, 4 Царств 16:3–4). Чем дальше от времени реформ Иосии, тем шире становилось восприятие Ашеры. Деревья, описанные в более поздних еврейских текстах как ашера или часть ашеры, включают виноградные лозы , гранаты , грецкие орехи , мирты и ивы . [85] В конце концов, монотеистические лидеры подавили дерево из-за его связи с Ашерой.
В 12-й главе Второзакония повелевает Яхве разрушить ее святыни, чтобы сохранить чистоту своего поклонения. [86] Иезавель привела с собой в израильский двор сотни пророков Ваала и Ашеры. [87]
Уильяма Девера В книге обсуждаются женские фигурки колонн , имя царицы небесной и торты. Девер также указывает на храм в Тель-Араде , знаменитый археологический памятник с каннабаноидами и массеботом. Девер отмечает: «Единственная богиня, имя которой хорошо засвидетельствовано в еврейской Библии (и вообще в древнем Израиле), — это Ашера». [88]
Обывательские записи
[ редактировать ]Различные частичные надписи, найденные на разрушенных кувшинах седьмого века до нашей эры в Экроне, содержат такие слова, как šmn «масло», dbl «инжирный пирог», qdš «святой», l'šrt «Ашере» и lmqm «для святыни». Это было воспринято как доказательство того, что Ашере поклонялись в Филистии . [89]
В египетских источниках
[ редактировать ]Попытки включить Ашеру в пантеон Древнего Египта были встречены как ограниченным признанием, так и противоречиями.
Начиная с XVIII династии Египта , заметное место занимает семитская богиня по имени Кетеш («святость», иногда реконструируемая как Кудшу ). Эта династия следует за изгнанием иностранцев-оккупантов из промежуточного периода . Рене Дюссар предположил связь с Ашерой в 1941 году. Последующие исследования пытались найти дополнительные доказательства эквивалентности Кетеша и Ашеры, хотя Виггинс этого не сделал. [90] Его нерешительность не помешала последующим ученым приравнять Ашеру к Кетешу. [19]
В Аравии
[ редактировать ]Как Аират ( катабанский : 𐩱𐩻𐩧𐩩 ʾṯrt ) она была засвидетельствована в доисламской Южной Аравии как супруга бога луны Амма . [91]
На одном из камней Тема (CIS II 113), обнаруженном Чарльзом Хубером в 1883 году в древнем оазисе Тема , который, как полагают , на северо-западе Аравии и ныне расположенном в Лувре датируется временем отставки Набонида там в 549 году до нашей эры, имеет изображение медведя. надпись на арамейском языке , в которой упоминается Целем из Махрама ( Зи Махрам фотограф , Шингала ( Шангела ), и Ашира ( אשירא ) как божества Темы. Неясно, будет ли это имя арамейской вокализацией угаритского «Ахират» или более поздним заимствованием еврейского «Ашера» или аналогичной формы. В любом случае, Уоткинс говорит, что корень обоих имен — протосемитское *ʾṯrt . [92] Притчард приводит отрывок из упоминания wšnglʔ wʔšyrʔ ʔlhy tymʔ и расходится со значением корня. [93] [94]
Арабский корень ṯr (как в أثر ʾaṯar , «след») по значению схож с еврейским ʾāšar , означающим «ступать», используемым в качестве основы для объяснения эпитета Ашеры «море» как «та, которая топчет ym ( море). [95] " [96]
Ашера поздно выжила в отдаленной Южной Аравии, как видно из некоторых катабанских и маинских надписей нашей эры. [97]
См. также
[ редактировать ]Божества
[ редактировать ]- Аль-Лат
- Он ценит
- Ашратам
- Аштар-Чемош
- Атар
- Хатор
- Инанна (Иштар)
- Знак
- Кетеш (Кудшу)
- Царица Небесная (древность)
Другой
- Кунтиллет Аджруд - надписи
- Нехуштан
- Ревадим Ашера - Фигуры бронзового века
- Фигура Иудейского столба - Фигуры железного века
- Семитское неоязычество
- Шехина
- Тель Арад
- Полюс Ашеры
- в Хоаноне
- Инжирный пирог (фруктовый)
- Аштерот Карнаим
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Бингер 1997 , стр. 44.
- ^ «Ашера» . Электронная энциклопедия Колумбии . Издательство Колумбийского университета. 2022 . Проверено 7 октября 2022 г.
- ^ День, Джон. «Ашера в еврейской Библии и северо-западной семитской литературе». Журнал библейской литературы , том. 105, нет. 3, 1986, стр. 385–408. JSTOR , www.jstor.org/stable/3260509. По состоянию на 5 августа 2021 г.
- ^ «DASI: Цифровой архив для изучения доисламских арабских надписей: появление списка слов» . dasi.cnr.it. Архивировано из оригинала 6 августа 2021 года . Проверено 6 августа 2021 г.
- ^ « Асерту, табличка согласования KUB XXXVI 35 — CTH 342. Архивировано 5 августа 2021 года в Wayback Machine », Hittite Collection, Hatice Gonnet-Bağana; Университет Коч .
- ^ Jump up to: а б Бингер 1997 , стр. 108.
- ^ Jump up to: а б "BBC Two - Сокровенные тайны Библии, была ли у Бога жена?" . Би-би-си. 21 декабря 2011 года. Архивировано из оригинала 15 января 2012 года . Проверено 4 июля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Уэслер, Кит В. (2012). Археология религии . Университетское издательство Америки. п. 193. ИСБН 978-0761858454 . Архивировано из оригинала 10 января 2022 года . Проверено 3 сентября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Миллс, Уотсон, изд. (31 декабря 1999 г.). Библейский словарь Мерсера (переиздание). Издательство Университета Мерсера. п. 494. ИСБН 978-0865543737 . Архивировано из оригинала 10 января 2022 года . Проверено 5 ноября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Сасс 2014 , стр. 47–66.
- ^ Jump up to: а б Вайз-Роудс, Джеки (2015). «В поисках Ашеры: Богини в тексте и изображениях» . В Хюльстере Исаак Дж. де; ЛеМон, Джоэл М. (ред.). Изображение, текст, экзегеза: иконографическая интерпретация и еврейская Библия . Издательство Блумсбери. стр. 71–90. ISBN 978-0-567-58828-9 .
- ^ Jump up to: а б Пуэх, Эмиль (2015). «Пересмотр надписи 3 Хирбет эль-Кома и Ашеры» . Библейский обзор . 122 (1): 5–25. дои : 10.2143/RBI.122.1.3149557 . ISSN 2466-8583 . JSTOR 44092312 .
- ^ Парди, COS I, стр. 277, РАССВЕТ И ЗАКАТ.
- ^ Jump up to: а б Антониоз, Стефани (2014). «Астарта в Библии и ее связь с Ашерой» . В Сугимото, Дэвид Т. (ред.). Иштар/Астарта/Афродита: Превращение Богини . Orbis biblicus et orientalis. Том. 263. Фрибур: Академик Пресс. стр. 125–139. ISBN 978-3-525-54388-7 .
- ^ Судья. 3.7, 2 Пар. 19.3 и 3.3
- ^ Тейлор 1995 , стр. 39.
- ^ Пат-Эль, Наама (6 ноября 2018 г.). Сравнительные семитские и еврейские морфемы множественного числа . Кембриджская серия семитских языков и культур (на французском языке). Открытое книжное издательство. стр. 117–144. ISBN 9791036574214 . Проверено 11 ноября 2023 г.
- ^ «Новый анализ ашеры ЯХВЕ» . Религия и литература Древней Палестины . 13 декабря 2015 года . Проверено 24 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Locatell, McKinny & Shai 2022 , стр. 580.
- ^ Locatell et al Apud KTU 1.3 I 23 "и т. д."
- ^ Ахитув 2014 , с. 33 .
- ^ Киль, Отмар; Юлингер, Кристоф (1 января 1998 г.). Боги, богини и изображения Бога . Эдинбург: Издательство Bloomsbury. ISBN 978-0-567-08591-7 .
- ^ Зима 1983 г. , см. §1.3.2 «Богиня и ее культовый объект не могут быть разделены».
- ^ Это был 2000 год , с. 165.
- ^ Бах, Алиса (1998). Женщины в еврейской Библии (1-е изд.). Рутледж. п. 171. ИСБН 978-0-415-91561-8 .
- ^ Редфорд, Дональд Б. (1992). Египет, Ханаан и Израиль в древние времена . Издательство Принстонского университета. п. 270. ИСБН 978-0-691-03606-9 .
- ^ Олян 1988 , с. 71.
- ^ 4 См. KAT 89.1, rbt hwt «Это, *rabbat hawwat 'ilat, «Госпожа Хавва, Эйлат», которая, вероятно, является Ашерой/Элат/Таннит. Эйлат — хорошо известный эпитет Ашеры как в бронзовом, так и в железном веках. «Леди» (rbt) часто используется в отношении Таннит в пуническом мире. О другом пуническом подтверждении hwt см. M. Lidzbarski, Ephemeris fuer semitische Epigraphik (GieBen: Topelmann, 1915) 3:285.
- ^ Дэй, Джон (2021). «Змей в Эдемском саду: его предыстория и роль» . От сотворения мира до Авраама: дальнейшие исследования Бытия 1–11 . Издательство Блумсбери. п. 56. ИСБН 978-0-567-70311-8 .
- ^ Уокер, М. Джастин (2016). «Крылья голубя покрыты серебром: (отсутствующее) присутствие богини в псалме 68». Угарит-Форшунген . 47 : 303. ISSN 0342-2356 .
- ^ Амзаллаг 2023 , с. 8: «Притчи... включают в себя ссылки на божественное существо женского пола и богиню, подобную Ашере, олицетворяющую Мудрость и присутствующую рядом с ЯХВЕ в ранние времена творения»
- ^ Вольфсон, Эллиот (18 апреля 2013 г.). «Лик Иакова на Луне: мистические трансформации аггадического мифа» . Академия.edu . Проверено 31 декабря 2023 г.
- ^ Радуга, Джесси (2007). «Мужской μαστoι в Откровении 1.13». Журнал по изучению Нового Завета . 30 (2). Публикации SAGE: 249–253. дои : 10.1177/0142064x07084777 . ISSN 0142-064X . S2CID 171035381 .
- ^ Тейлор 1995 , стр. 29–54.
- ^ Цифра, Ирит (2010). «Западноазиатские древесные богини» . Египет и Левант / Египет и Левант . 20 : 411-430. дои : 10.1553/AEundL20s411 . ISSN 1015-5104 . JSTOR 23789949 .
- ^ Итак, 1988 год .
- ^ Рич, Виктория Гринбойм (16 мая 2022 г.). «7500-летнее захоронение в Эйлате содержит древнейшую Ашеру» . Haaretz.com . Проверено 29 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Стаки 2002 , с. 56.
- ^ Тейлор 1995 , с. 30.
- ^ Девер 2005 , с. 188.
- ^ Locatell, McKinny & Shai 2022 , с. 585.
- ^ Locatell, McKinny & Shai 2022 , с. 584.
- ^ Хестрин, Рут (1987). «Лахиш Кувшин и Ашера» . Израильский журнал исследований . 37 (4). Израильское исследовательское общество: 215. ISSN 0021-2059 . JSTOR 27926074 .
- ^ Болье 2007 , с. 303.
- ^ Jump up to: а б с Долг 2005 года .
- ^ Корнелиус 2004 , с. 28–29.
- ↑ Заявление Ашеры и ЯХВЕ об исключительности, Фревел, 1995.
- ^ Контекст Священного Писания II 2.107D, стр. = II:257 (автор не указан; только ссылка: Sollberger and Kupper 1971: 219; Frayne 1990: 359-360).
- ^ Виггинс, Стив (2007). Переоценка Ашеры: с дальнейшими размышлениями о богине . Пискатауэй, Нью-Джерси: Gorgias Press. ISBN 978-1-59333-717-9 . OCLC 171049273 .
- ^ Jump up to: а б Хесс, Ричард С. (1996). «Ашера или Ашера?» . Ориенталия . 65 (3): 209–219. ISSN 0030-5367 . JSTOR 43078131 .
- ^ Патай, Рафаэль (январь 1965 г.). «Богиня Ашера» . Журнал ближневосточных исследований . 24 (1/2): 37–52. дои : 10.1086/371788 . ISSN 0022-2968 . S2CID 162046752 .
- ^ ДУЛАТ I стр. 128.
- ^ административный текст (KTU2 4.168:4) https://www.jstage.jst.go.jp/article/jorient/55/2/55_53/_article/-char/en
- ^ Jump up to: а б Гибсон, JCL; Драйвер, GR (1978), Ханаанские мифы и легенды , T. & T. Clark, ISBN 9780567023513
- ^ Jump up to: а б Рахмуни 2008 , с. 278 .
- ^ Рахмуни 2008 , с. 281 .
- ^ Вятт 2003 , с. 131 и далее.
- ^ Парк 2010 , стр. 527–534.
- ^ Бингер 1997 , стр. 42–93.
- ^ Коган, Леонид (2011). «Протосемитский лексикон». Венингер, Стефан (ред.). Семитские языки: Международный справочник . Вальтер де Грюйтер. стр. 179–258. ISBN 978-3-11-025158-6 .
- ^ Числа 6:5 , Иов 7:6.
- ^ см . КТУ 1.4 И 23.
- ^ Бингер 1997 .
- ^ См. Keel & Uehlinger (1998) , с. 40, рис. 31a, а позднее Орнан (2005) , стр. 160–163.
- ^ Гольдвассер 2006 , стр. 121–160.
- ^ Стаки 2002 .
- ^ Эмертон, Дж. А. (1999). « Яхве и Его Ашера»: Богиня или ее символ?» . Ветус Заветум . 49 (3): 315–337. дои : 10.1163/156853399774228010 . ISSN 0042-4935 . JSTOR 1585374 .
- ^ Девер, Уильям Г. (1984). «Ашера, супруга Яхве? Новые свидетельства из Кунтиллета Аджруда» . Бюллетень американских школ восточных исследований (255): 21–37. дои : 10.2307/1357073 . ISSN 0003-097X . JSTOR 1357073 . S2CID 163984447 .
- ^ Мешель, Зев (1 января 1986 г.), «Израильский религиозный центр Кунтиллет Аджруд, Синай» , Археология и культ плодородия в Древнем Средиземноморье , Амстердам: BR Grüner Publishing Company, стр. 237–240, doi : 10.1075/zg. 15.24мес , ISBN 978-90-6032-288-8 , S2CID 211507289 , получено 23 декабря 2023 г.
- ^ Хэдли 2000 , стр. 122–136.
- ^ Бонанно, Энтони (1986). Археология и культ плодородия в Древнем Средиземноморье: доклады, представленные на Первой международной конференции по археологии Древнего Средиземноморья, Мальтийский университет, 2–5 сентября 1985 г. Издательство Джона Бенджамина. п. 238. ИСБН 9789060322888 . Архивировано из оригинала 18 января 2022 года . Проверено 10 марта 2014 г.
- ^ Ахитув 2014 , с. 35.
- ^ Девер 2005 , с. 163.
- ^ Зима 1983 года .
- ^ 1 НЬЮБЕРРИ Бени Хасан i Pl xiii регистр 4 См. ПЕТРИ Дешаше Pl v регистр 3 есть очень пример в ДЭВИС Птаххетеп II Pl xvii https://books.google.com/books/content?id=wkdFAAAAYAAJ&pg=PA19&img=1&zoom=3&hl=en&sig=ACfU3U11u8CT1WFcJ4vxFrwiXWvAs8n4_A&ci=101%2C1013%2C391%2C57&edge=0 https://books.google.com/books?id =wkdFAAAAYAAJ&printsec=frontcover#v=onepage&q=licking%20her%20sucking&f=false
- ^ Декабрь 1990 г. , с. 37.
- ^ Акерман, Сьюзен (1993). «Царица-мать и культ в Древнем Израиле». Журнал библейской литературы . 112 (3): 385–401. дои : 10.2307/3267740 . JSTOR 3267740 .
- ^ Боуэн, Нэнси (2001). «В поисках исторической Гебиры». Католический библейский ежеквартальный журнал . 64 : 597–618.
- ^ 3 Царств 15:13 ; 18:19 , 4 Царств 10:13
- ^ Берд, Филлис А. (2020). Блудница или святая женщина?: Исследование еврейского языка Кедешах . Пенн Стейт Пресс. п. 6. ISBN 978-1-64602-020-1 .
- ^ Куган 2010 , с. 133.
- ^ «Фотография, сделанная Гертрудой Белл в Израиле, январь 1900 года» . Архив Гертруды Белл . 1 января 1900 года . Проверено 18 января 2024 г.
- ^ «Бытие, глава 1 (NKJV)» . Библия с синими буквами . Архивировано из оригинала 27 августа 2016 года . Проверено 14 августа 2016 г.
- ^ «Ашера» . www.asphodel-long.com . Архивировано из оригинала 5 января 2006 года . Проверено 14 февраля 2016 г.
- ^ Дэнби, Герберт (1933). Мишна: перевод с иврита с введением и краткими пояснительными примечаниями . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 90, 176. ISBN. 9780198154020 .
- ^ Второзаконие 12: 3–4.
- ^ Куган, Майкл (2010). Бог и секс . Двенадцать. п. 47. ИСБН 978-0-446-54525-9 .
- ^ Девер 2005 , с. 166.
- ^ Виггинс, Стив А. (1 января 1991 г.). «Миф об Ашере: Леди-Львица и Богиня-Змея» . Ugarit Research: Международный ежегодник ...
- ^ Джордан, Майкл (14 мая 2014 г.). Словарь богов и богинь . Издательство информационной базы. п. 37. ИСБН 9781438109855 .
- ^ Уоткинс, Джастин (2007). «Атират: найден в Рас-Шамре» . Студия Антиква . 5 (1): 45–55. Архивировано из оригинала 1 июля 2019 года . Проверено 10 июля 2019 г.
- ^ Дж. Б. Притчард, 1948 г. Палестинские фигурки в отношении некоторых богинь, известных из литературы, стр. 64. Далее ссылается на Кука в NSI, стр. 195 и далее.
- ^ «Учебник северо-семитских надписей: Кук, Джорджия (Джордж Альберт), 1865–1939: Бесплатная загрузка, заимствование и потоковая передача: Интернет-архив» . Интернет-архив . 25 марта 2023 г. Проверено 20 февраля 2024 г.
- ^ (арабский корень يم ямм также означает «море»)
- ^ Люси Гудисон и Кристин Э. Моррис , Древние богини: мифы и доказательства (Мэдисон: University of Wisconsin Press, 1998), 79.
- ^ Ахитув (2014) , с. 33: перечислены даты с 5-го века до нашей эры до 6-го века нашей эры.
Библиография
[ редактировать ]- Ахитув, Шмуэль (2014). «Заметки о надписях Кунтиллет Аджруд» . В Эшеле, Эстер; Левин, Игаль (ред.). «Смотри, я принесу свиток, рассказывающий о том, что случилось со мной» (Пс 40:8): Эпиграфия и повседневная жизнь от Библии к Талмуду . Ванденхук и Рупрехт. стр. 29–38. ISBN 978-3-647-55062-6 .
- Альстрем, Гёста В. (1963), Энгнелл, Иван; Фурумарк, Арне; Нордстрем, Карл-Отто (ред.), Аспекты синкретизма в израильской религии , Horae Soederblominae 5, перевод Шарпа, Эрика Дж., Лунда, SE: CWK Gleerup, стр. 68
- Олбрайт, В.Ф. (1968), Яхве и боги Ханаана: исторический анализ двух контрастирующих вер , Лондон: Лондонский университет, Athlone Press, стр. 105–106, ISBN. 9780931464010
- Олбрайт, Уильям Фоксвелл (1969). Протосинайские надписи и их расшифровка . Издательство Гарвардского университета. ISBN 0-608-18593-0 .
- Баркер, Маргарет (2012), Мать Господня, Том 1: Леди в храме , T&T Clark, ISBN 9780567528155
- Амзаллаг, Ниссим (2023). Яхве и происхождение Древнего Израиля . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-009-31476-3 . Проверено 10 декабря 2023 г.
- Болье, Стефан (1 января 2007 г.). «Ритуал Евы: иудейский священный брачный обряд» . Университет Конкордия . Проверено 9 декабря 2023 г.
- Бингер, Тильда (1997), Ашера: Богини в Угарите, Израиле и Ветхом Завете (1-е изд.), Шеффилд: Sheffield Academic Press, стр. 42–93, ISBN 9780567119766
- Корнелиус, Сакки (2004). «Предварительная типология женских бляшек и их значение для религии Древней Палестины и Иордании» (PDF) . Журнал северо-западных семитских языков 30/1 : 21–39 . Проверено 19 октября 2023 г.
- Девер, Уильям Г. (2005), Была ли у Бога жена?: Археология и народная религия в древнем Израиле , Wm. Издательство Б. Эрдманс, ISBN 9780802828521
- Эмертон, Дж. А. (1982). «Новый взгляд на израильскую религию: значение надписей из Кунтиллета Аджруда». Журнал исследований Ветхого Завета . 94 :2-20. дои : 10.1515/zatw.1982.94.1.2 . S2CID 170614720 .
- Гольдвассер, Орли (2006), «Хананеи читают иероглифы. Гор — это Хатор? - Изобретение алфавита на Синае» , Египет и Левант , 16 : 121–160
- Хэдли, Джудит М. (2000), Культ Ашеры в Древнем Израиле и Иудее: доказательства существования еврейской богини , Восточные публикации Кембриджского университета, 57, Cambridge University Press, ISBN 9780521662352
- Киль, Отмар (1998). Богини и деревья, Новолуние и Яхве . Шеффилд: Бернс и Оутс. ISBN 978-1-85075-915-7 .
- Кин, Дженни (2000), Восстановление Божественной женщины в иудаизме , Universal Publishers, ISBN 9781581127638 , OCLC 45500083
- Локателл, Кристиан; Маккинни, Крис; Шай, Ицхак (30 сентября 2022 г.). «Мотив Древа Жизни, ханаанский культ поздней бронзы и недавно обнаруженный кратер из Тель-Бурны». Журнал Американского восточного общества . 142 (3). дои : 10.7817/jaos.142.3.2022.ar024 . ISSN 2169-2289 . (Доступ только по подписке или покупке статьи.)
- Лонг, Асфодель П. (1993), В колеснице, запряженной львами: поиск женщины в божестве , Crossing Press, ISBN 9780895945754 .
- Маргалит, Барух (1989), «Некоторые наблюдения над надписью и рисунком из Хирбет Эль-Кома», Vetus Testumum , XXXIX (3): 371–378, doi : 10.1163/156853389X00534 , ISSN 0042-4935
- Майер, Аллен К. (2000), «Ашера», Библейский словарь Эрдмана , издательство Амстердамского университета
- Олиан, Сол М. (1988). Ашера и культ Яхве в Израиле . Атланта, Джорджия: Атланта, Джорджия: Scholars Press. ISBN 978-1-55540-253-2 .
- Орнан, Таллай (2005). Триумф символа: графическое изображение божеств в Месопотамии и запрет библейских изображений . Сен-Поль. ISBN 978-3-525-53007-8 .
- Пак, Сон Джин (2010). «Краткие заметки об этимологии Ашеры» . Угарит Форшунген . 42 : 527–534.
- Пак, Сон Джин (2011). «Культовая идентичность Ашеры в девтерономической идеологии Израиля» . Журнал исследований Ветхого Завета . 123 (4): 553–564. дои : 10.1515/zaw.2011.036 . ISSN 0044-2526 . S2CID 170589596 .
- Патай, Рафаэль (1990), Еврейская богиня , еврейский фольклор и антропология, издательство Wayne State University Press, ISBN 9780814322710 , OCLC 20692501 .
- Рахмуни, Айча (2008), Божественные эпитеты в угаритских алфавитных текстах , перевод Форда, JN, Лейден, NE: Брилл, ISBN 9789004157699
- Рид, Уильям Лафорест (1949), Ашера в Ветхом Завете , Издательство Техасского христианского университета, OCLC 491761457 .
- Сасс, Бенджамин (2014). «Об эпиграфическом иврите ʾŠR и *ʾŠRH и о библейской Ашере» . Трансэфратена . Ж. Элайи – Ж.-М. Дюран (ред.). Библия и Ближний Восток. Андре Лемэр Блендс . 3 том. (Transeuphratène 44–46; Пенде: Габальда, 2014). 46 :47–66 (с табл. 4–5 на стр. 189–190). ISSN 0996-5904 .
- Стаки, Джоанна Х. (1 января 2002 г.). «Великие богини Леванта» . Журнал изучения египетских древностей . Проверено 11 декабря 2023 г.
- Тейлор, Джоан Э. (1995), «Ашера, Менора и Священное Дерево», Журнал по изучению Ветхого Завета , 20 (66), Университет Шеффилда, Факультет библейских исследований: 29–54, doi : 10.1177/030908929502006602 , ISSN 0309-0892 , OCLC 88542166 , S2CID 170422840
- Виггинс, Стив А. (1993), Переоценка «Ашеры»: исследование на основе текстовых источников первых двух тысячелетий до нашей эры , Alter Orient und Altes Father, Bd. 235., Верлаг Бутзон и Беркер, ISBN. 9783788714796
- Виггинс, Стив А. (2007), Вятт, Н. (редактор), Переоценка Ашеры: с дальнейшими соображениями о богине , Gorgias Ugaritic Studies 2 (2-е изд.), Нью-Джерси: Gorgias Press
- Зима, Урс (1983). Женщина и Богиня (на немецком языке). Фрайбург, Швейцария, Геттинген: Ванденхук и Рупрехт. ISBN 3-525-53673-9 .
- Вятт, Н. (2003), Религиозные тексты из Угарита (2-е изд.), Лондон: Sheffield Academic Press.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Ашера
[ редактировать ]- Асфодель П. Лонг, Богиня в иудаизме – историческая перспектива
- Ашера, Древо Жизни и Менора
- Еврейская энциклопедия : Ашера
- Раввин Джилл Хаммер, Алтарь Земли: размышления о евреях, богинях и Зоаре
- Университет Бирмингема: Дэрин Гость: Ашера на Archive.org
- Лилина бити-Анат, Храм Божества Кадаш Кинахну «Комната первая, главные ханаанские божества»
Надписи Кунтиллет-Аджруда
[ редактировать ]- Жак Берлинерблау, «Официальная религия и народная религия в древнем Израиле до плена» (Комментарий к Ашере Яхве).
- ANE: Библиография Кунтилле
- Джеффри Х. Тигай, «Второй храм, параллельный благословениям Кунтиллет Аджруд» (Университет Пенсильвании) (Это приравнивает Ашеру к ашере .)