Jump to content

седло

седло
Месопотамская богиня погоды и зерна
Отпечаток сирийской цилиндрической печати, изображающей богиню верхом на быке и расправляющую свое платье. Подобные изображения были предварительно идентифицированы как изображения Шалы. [ 1 ]
Главный культовый центр Каркар , Заббан
Символ молнии, кукурузный початок
Устанавливать химера лев-дракон или бык
Генеалогия
Супруга Папа
Дети Хальбинунна, Намашмаш, Минунеси, Мишару , Усур-амассу
Эквиваленты
Шумерский эквивалент Medimsha

Шала ( Шала ) была месопотамской богиней погоды и зерна и женой бога погоды Адада . Предполагается, что она возникла в северной Месопотамии и что ее имя могло иметь хурритское происхождение. Ей особенно поклонялись в Каркаре и Заббане, которые также считались центрами культа ее мужа. Впервые она упоминается в древневавилонский период , но возможно, что аналогичная шумерская богиня Медимша уже была женой двойника Адада Ишкура в более ранние времена.

Как в ряде относительно поздних месопотамских текстов, так и в современной науке ее иногда путают или путают с Шалаш , сирийской богиней, считающейся супругой Дагана .

Принято считать, что имя Шалы не имеет достоверной аккадской этимологии. [ 2 ] и возможно, что оно произошло от хурритского слова шала , дочь. [ 3 ] Среди исследователей, приписывающих Шале хурритское происхождение, - Гэри Бекман. [ 4 ] и Дэниел Швемер. [ 5 ] Теория, считающаяся менее правдоподобной, считает, что она является слову шалах родственным еврейскому , « быть беззаботным» или «незаботиться». [ 6 ] Франс Вигерманн предполагает, что оно возникло из семитского языка и могло означать «благополучие». [ 7 ]

В шумерских и аккадских текстах это имя пишется как д Ша-ла . [ 8 ] Вариант написания с длинной гласной, д Ша-а-ла также засвидетельствовано. [ 9 ] Логографические варианты написания имени очень редки, хотя один текст свидетельствует. д ME.DIM.ŠA как логограмма, которую следует читать как «Шала». [ 10 ]

В списке богов Ан = Анум альтернативные имена Шалы включают Медимшу (шумерское: «обладающий прекрасными конечностями»). [ 11 ] ), Шузабарку (шумерское: «она с сияющей бронзовой рукой» [ 12 ] ), Мушмехуш, Киннусум и Эммелулу. [ 13 ] Только первые два из этих имен засвидетельствованы вне списков богов. [ 14 ] В одном случае в двуязычном тексте Шала появляется в аккадской версии, а Шузабарку в шумерской. [ 8 ] Еще одно имя, известное из двуязычных источников, — Мухуранки. [ 15 ] В песне балаг из библиотеки Ашшурбанипала среди ее имен указаны Минунеси и Шубануна. [ 8 ] В том же сочинении к ней также обращается эпитет dumu-é-a , [ 8 ] переводится как «дитя дома» [ 16 ] или «дочь дома», [ 17 ] которое также применялось к богине любви Наная и Гунуре , дочери богини медицины Нинисины . [ 8 ] В позднем пояснительном тексте Шузабарку определяется как «Шала мудрости», Медимша — как «Шала тотальности», а Шала под своим основным именем — как «Шала людей и росы ». [ 18 ]

Ассоциации с другими божествами

[ редактировать ]

Генеалогия Шалы неизвестна. [ 19 ] В известных источниках она всегда появляется рядом со своим мужем Ададом, и ее характер во многом определялся этой связью. [ 20 ] В текстах она обычно упоминается как его «великая жена» или «любимая жена, которая радует сердце». [ 21 ] В балагской песне из библиотеки Ашшурбанипала, написанной от первого лица, Шала/Медимша (в данном случае оба имени используются в одном тексте) описывает себя как праведную жену Адада/Ишкура. [ 8 ] Шала и Ишкур — вторая по частоте упоминания божественная пара в надписях на цилиндрических печатях из Сиппара после Айи и Шамаша . [ 22 ] Однако никаких свидетельств существования Шалы из третьего тысячелетия до нашей эры не известно. [ 23 ] и предполагается, что она, скорее всего, возникла в восточной части Верхней Месопотамии. [ 24 ] в старовавилонский период. [ 14 ] Дальше на запад, в Халабе (современный Алеппо ) и, предположительно, в районе среднего Евфрата , женой бога погоды Хадада была богиня Хебат . [ 25 ] Хебат также была включена в хурритскую религию как жена своего коллеги Тешуба . [ 3 ] Она отсутствует в более поздних арамейских источниках из тех же мест, где жена бога погоды также является Шалой, как и в Месопотамии. [ 26 ]

Медимша, в более поздние периоды рассматриваемая как альтернативное имя Шалы, [ 11 ] изначально была другой богиней, которая появляется уже в источниках периода Фара, хотя они не содержат никакой информации о ее роли. [ 27 ] Дэниел Швемер предполагает, что вполне вероятно, что она уже рассматривалась как жена Ишкура, и отсутствие прямых доказательств таких отношений между ними, известных из более поздних списков богов, является результатом предвзятости сохранения . [ 14 ] Он также предполагает, что некоторые изображения обнаженной богини дождя на цилиндрических печатях могут быть Медимшей. [ 28 ] Было также высказано предположение, что некоторые из таких изображений могут представлять собой хурритскую богиню Шаушку . [ 29 ] Обычно считается сестрой Тешуба в известных источниках, относящихся к периоду после соединения хурритского бога погоды с сирийским Хебатом, и никогда не упоминается как его супруга, хотя более ранний характер их отношений невозможно различить. [ 30 ]

Дочери Шалы [ 29 ] [ 31 ] и Адад были Шубануна, Намашмаш (или Набарбар; прочтение имени неясно). [ 32 ] ) и Замечательно. [ 33 ] Хотя в настоящее время нет никаких доказательств того, что они когда-либо существовали как независимые божества вне списков богов, [ 34 ] по мнению Франса Вигерманна, возможно, что они были изображены так же, как их мать, и разделяли ее функции. [ 29 ] В художественных группах из трех обнаженных богинь, похожих на Шалу, которых, как он утверждает, можно отождествить с ними, обычно сопровождает мифическое существо, похожее на овцу, скорее всего, астрального характера, имя которого в настоящее время неизвестно. [ 29 ] Этимология Намашмаша и Минунеси неизвестна, а имя Шубануна означает «княжеская шуба ». [ 34 ] Шуба — это тип неопознанного драгоценного камня или раковины , связанный с такими божествами, как Иштар и Шамаш. [ 35 ] В одной песне балаг Менунеси и Шубануна являются эпитетами Шалы, а не ее дочерей. [ 34 ] Намашмаш и Шубануна также засвидетельствованы в списке богов, который, как предполагается, представляет собой перечисление эпитетов Иштар. [ 34 ] или Знаки . [ 36 ] Шубануна также может быть засвидетельствована как название месяца из местного календаря Адаба третьего тысячелетия до нашей эры. [ 37 ] Это предположение остается неопределенным, поскольку в остальном она отсутствует в городе, а обожествленный камень Шуба ( д Шуба ) присутствует в теофорических именах между периодами Саргонии и Ура III, и поэтому не исключено, что его также можно использовать в названии месяца. [ 37 ]

Среди других детей, упомянутых в разделах списков богов, посвященных Шале и Ададу, - Мишару («справедливость»; его могла сопровождать его супруга Ишарту , «праведность») и Усур-амассу («прислушаться к его слову»). [ 33 ] Хотя Усур-амассу считается мужским божеством в списках богов, есть свидетельства поклонения богине с таким же именем в Уруке в первом тысячелетии до нашей эры, и по крайней мере в одном случае ее называют букрат Адад ». дочь Адада». [ 38 ]

Еще одним божеством, принадлежащим двору Адада и Шалы в списках богов, был Нимгир («молния»), суккал Адада/Ишкура. [ 33 ]

Не исключено, что как минимум на одной печати Шалу и Адада сопровождает Айя, возможно, выступающая божественным представителем Сиппара . [ 39 ]

Шала и Шалаш

[ редактировать ]

В современной науке Шалу иногда путают с Шалаш, сирийской богиней с таким же именем, которая была женой Дагана . [ 40 ] По словам Дэниела Швемера, хотя некоторая путаница между двумя богинями также присутствует в некоторых древних источниках, она в основном ограничивается научными месопотамскими текстами и не старше четырнадцатого века до нашей эры. [ 3 ] По словам Луиса Фелиу, большинство свидетельств этого относятся к первому тысячелетию до нашей эры. [ 41 ]

В некоторых копиях списка богов Ан = Анум Шалаш указан как одно из альтернативных имен Шалы. [ 13 ] В пояснительном тексте Нинкуси, именуемый «Шалаш», упоминается как «Шала западной степи». [ 42 ] Нинкуси («золотая дама»). [ 15 ] ) признается синонимом Шалаша, а не Шалы, в Ан = Анум , где это имя появляется в разделе, посвященном Дагану и его супруге, а не Ададу и Шале. [ 42 ] В том же списке богов Шалаш отдельно приравнивается к Нинлиль , чтобы соответствовать уравнению между ее мужем и Энлилем . [ 42 ] Кроме того, два имени засвидетельствованы только в отношении Шалаша, а не Шалы: Нинудишара («Хозяйка, удивляющая мир») и Нинсухзагина («Хозяйка диадема из лазурита»). [ 43 ]

В единственной копии ритуала Маклу из Ассура Шала встречается вместо Шалаша, присутствующего в других известных копиях того же текста. [ 41 ]

Луис Фелье отвергает возможность того, что две богини изначально были одинаковыми, и особенно то, что путаница между ними была вызвана тем, что Даган сам был богом погоды и, таким образом, аналогичен Ададу. [ 41 ] Он также отмечает, что Шала хорошо засвидетельствована в искусстве как богиня, связанная с погодой, а характер Шалаш основан на параллелях с женами глав других пантеонов древнего Ближнего Востока (например, Нинлиль, жены Энлиля и Атирата) . , жена Эла ), вряд ли будет напоминать жену месопотамского бога погоды. [ 44 ] Кроме того, написание имени богини в сочетании с Адад в религиозных надписях одинаково в разные периоды времени и на разных языках и никогда не заканчивается шипящим звуком . [ 45 ] В отличие от Шалы, Шалаш также вряд ли имеет хурритское происхождение, о чем свидетельствуют тексты Эблы , существовавшие до прибытия хурритов в Сирию. [ 46 ]

источниках очень мало свидетельств путаницы двух богинь В хурритских и хеттских . [ 47 ] договор короля Шаттиваза . Даниэль Швемер считает одним из примеров [ 5 ] Луис Фелье предполагает, что для хурритов и хеттов источником путаницы мог быть тот факт, что окончание -š в имени Шалаш могло интерпретироваться как падежное окончание в их языках, [ 48 ] но он также отмечает, что единственные возможные примеры могут представлять собой ошибки переписчика. [ 47 ] Это рассуждение также принимает Дэниел Швемер. [ 49 ]

Реже современные авторы также путают Шалу с Шувалой , хурритской богиней подземного мира. [ 10 ]

Иконография и функции

[ редактировать ]

Считалось, что, как и супруги других божеств, Шала заступалась перед своим мужем за людей-просителей. [ 50 ]

Как и ее муж, Шала была божеством погоды. [ 51 ] Ее обычно изображали расправляющей платье. [ 52 ] или голый. [ 7 ] Тексты часто подчеркивают ее обаяние и красоту. [ 52 ] В искусстве она часто держит символы, связанные с дождем, например, молнии. [ 41 ] Иногда она стоит на спине быка или химеры-льва-дракона, тянущей колесницу мужа. [ 52 ] Подобные изображения известны как из Сирии, так и из Месопотамии. [ 1 ]

Шала также была богиней сельскохозяйственной продукции. [ 3 ] Зерно метафорически рассматривалось как продукт сексуального союза между ней и Ададом, а некоторые произведения искусства изображают романтические сцены между ними рядом с людьми, вспахивающими свои поля. [ 53 ] Ее символом был початок кукурузы, особенно на кудурру. [ 54 ] Связанная с ней звезда Шер'у («Бороздка»; идентифицированная как одна из звезд в созвездии Девы ) была изображена в виде женщины, держащей початок кукурузы, на астрономической табличке периода Селевкидов . [ 55 ] Иногда птицы также ассоциировались с Шалой в ее сельскохозяйственной роли. [ 56 ] и по крайней мере на одной цилиндрической печати птица, предположительно символизирующая Шалу, сопровождает молнию, символизирующую ее мужа. [ 39 ]

Эламская фигура женщины, обхватывающей грудь. Лувр .

Мауриц ван Лун предполагает, что символ «ворот», сопровождающий Адада и Шалу на некоторых печатях, может обозначать радугу. [ 57 ] хотя он отмечает, что его теория не учитывает, что в месопотамском и эламском пантеонах радуга также была представлена ​​отдельной богиней Манзат . [ 57 ] Он указывает, что храм Шалы и Адада в Чогха-Занбиле соседствовал с храмом Манзата. [ 57 ] Он считает возможным, что найденные на этом месте фигурки обнаженных женщин, обхватывающих грудь, могут олицетворять богиню погоды (Шала или Манзат), а их украшения - радугу. [ 57 ]

Поклонение

[ редактировать ]

Самые ранние свидетельства поклонения Шале происходят из древневавилонского Ниппура , где она появляется в списках жертвоприношений вместе с Ададом. [ 58 ] Одно из годовых имен вавилонского царя Хаммурапи указывает на то, что Шале была посвящена им статуя. [ 9 ] Кадиштум . жрица Шалы засвидетельствована в документах из Сиппара [ 31 ]

В гимне Наная , в котором перечисляются различные богини, считающиеся либо городскими богинями, либо женами городских богов, упоминается Шала в связи с Каркаром . [ 51 ] расположен недалеко от Уммы и Адаба . [ 59 ] Косвенные данные указывают на то, что оно было связано с культом шумерского аналога ее мужа Ишкура еще в период Урука . [ 60 ] Согласно списку храмов, ее святилищем, скорее всего находившимся в этом городе, было Эдурку («дом, чистое жилище»), возможно, входившее в состав Эугальгала. [ 61 ] («дом великих бурь»), хорошо известный храм Адада. [ 62 ]

Поклонение Шале и Ададу как паре засвидетельствовано как в Ассирии , так и в Вавилонии в разные периоды времени. [ 63 ] Шала появляется и в поздних арамейских источниках, например, в двуязычной надписи из Телля Фехерие . [ 63 ] В первом тысячелетии до нашей эры в Заббане находился важный храм Адада и Шалы, по-видимому, каким-то образом связанный с Сиппаром. [ 64 ] Ее также почитали в Гузане . [ 26 ] также находился ассирийский храм Адада и Шалы , в Калху Согласно документу времен правления Ашурнасирпала II . [ 65 ] Надпись неоассирийского царя Синшаришкуна может указывать на то, что Шале поклонялись в совместном храме Ану и Адада в Ассуре . [ 21 ] Другие места, где ей поклонялись наряду с Ададом, включают Ниневию , Курбаил, Экаллату , Уракку, Суху и Вавилон . [ 31 ] У Ахеменидов и Селевкидов Урук Шала была одной из богинь, сопровождавших Анту во время парада божеств, празднующих Новый год. [ 66 ]

Известны многочисленные теофорные имена, указывающие на поклонение Шале, особенно распространено Ипку-Шала, переведенное Даниэлем Швемером как «дружеское объятие Шалы». [ 67 ] Другие имена, с меньшим количеством подтверждений, включают Амат-Шала («слуга Шалы»), Апил-Шала («сын Шалы»), Нур-Шала («свет Шалы»), Ша-Шала-рема («действия Шала милостивы»), Шала-дамкват («Шала добрая»), Шала-шаррат («Шала — царица»), Шала-умми («Шала — моя мать»), Шимат-Шала («судьба определяется Шала») и Шу-Шала («он из Шалы»). [ 68 ] Некоторые из них засвидетельствованы западнее Месопотамии, в Мари . [ 69 ]

В заклинаниях Шалу призывали против собак. [ 70 ]

Шале также поклонялись в Эламе вместе с ее мужем. [ 71 ] Хотя имена предполагаемых эламских божеств погоды (Кунзибами, Шиххаш и Шеннукушу) фигурируют в списках месопотамских богов, ни одно из них до сих пор не было обнаружено в эламских и аккадских надписях из Элама. [ 72 ] и предполагается, что Адад ( д И.М.) и его жене поклонялись под своими месопотамскими именами, а не просто заменяли имена божеств эламского происхождения. [ 71 ] У них был совместный храм в Чогха-Занбиле. [ 73 ] упоминается термином силин , для которого были предложены различные переводы («дождевая вода», «изобилие», «процветание», «рост»). [ 74 ] Как и ряд других терминов, используемых для описания храмов, образующих комплекс Чогха Занбил, это hapax legomenon . [ 75 ] Большая часть свидетельств поклонения паре происходит из низин (особенно Суз ). [ 76 ] Другие божества, поклонение которым известно в основном в этой части Элама, включают Пиникира , Лагамаля и Манзата. [ 77 ]

Лишь так называемый Архив укреплений Персеполя времен ранних Ахеменидов неоспоримо подтверждает распространение культа Адада дальше на восток. [ 76 ] Возможно также, что теофорное имя, свидетельствующее о поклонении Шале в высокогорье, известно из Талл-и Мальяна (древнего Аншана ). [ 76 ]

Более поздняя актуальность

[ редактировать ]

Шала Монс, гора на Венере , названа в честь Шалы. Справочник планетарной номенклатуры в соответствующей записи неверно идентифицирует ее как « ханаанскую », а не месопотамскую богиню. [ 78 ]

  1. ^ Перейти обратно: а б Отто 2008 , с. 568.
  2. ^ Швемер 2008a , стр. 565–566.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д Швемер 2007 , с. 148.
  4. ^ Бекман 2005 , с. 311.
  5. ^ Перейти обратно: а б Швемер 2008а , с. 566.
  6. ^ Швемер 2008a , стр. 356–366.
  7. ^ Перейти обратно: а б Виггерманн 1998 , с. 51.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Швемер 2001 , с. 171.
  9. ^ Перейти обратно: а б Швемер 2001 , с. 398.
  10. ^ Перейти обратно: а б Швемер 2008а , с. 565.
  11. ^ Перейти обратно: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 56.
  12. ^ Креберник 2013б , с. 377.
  13. ^ Перейти обратно: а б Швемер 2001 , с. 400.
  14. ^ Перейти обратно: а б с Швемер 2007 , с. 147.
  15. ^ Перейти обратно: а б Швемер 2001 , с. 402.
  16. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 84.
  17. ^ Эдзард 1971 , с. 701.
  18. ^ Швемер 2001 , стр. 400–401.
  19. ^ Стивенс 2013 .
  20. ^ Швемер 2001 , с. 412.
  21. ^ Перейти обратно: а б Швемер 2001 , с. 411.
  22. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 257.
  23. ^ Архи 2015 , с. 626.
  24. ^ Швемер 2001 , с. 407.
  25. ^ Фелиу 2003 , с. 291.
  26. ^ Перейти обратно: а б Швемер 2007 , с. 161.
  27. ^ Швемер 2007 , с. 133.
  28. ^ Швемер 2007 , с. 149.
  29. ^ Перейти обратно: а б с д Виггерманн 1998 , с. 52.
  30. ^ Швемер 2008 , с. 4-5.
  31. ^ Перейти обратно: а б с Швемер 2008а , с. 567.
  32. ^ Креберник 1998 , с. 92.
  33. ^ Перейти обратно: а б с Швемер 2007 , с. 146.
  34. ^ Перейти обратно: а б с д Швемер 2001 , с. 69.
  35. ^ Креберник 2013 , с. 224.
  36. ^ Креберник 2013а , с. 224.
  37. ^ Перейти обратно: а б Такой-Гутьеррес 2005 , с. 33.
  38. ^ Швемер 2001 , стр. 68–69.
  39. ^ Перейти обратно: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 269.
  40. ^ Фелиу 2007 , с. 87.
  41. ^ Перейти обратно: а б с д Фелиу 2007 , с. 92.
  42. ^ Перейти обратно: а б с Швемер 2001 , с. 401.
  43. ^ Швемер 2001 , стр. 402–403.
  44. ^ Фелиу 2007 , стр. 92–93.
  45. ^ Фелиу 2007 , с. 90.
  46. ^ Фелиу 2003 , с. 289.
  47. ^ Перейти обратно: а б Фелиу 2003 , с. 292.
  48. ^ Фелиу 2007 , с. 91.
  49. ^ Швемер 2008b , с. 590.
  50. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 273.
  51. ^ Перейти обратно: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 117.
  52. ^ Перейти обратно: а б с Виггерманн 2011 , с. 680.
  53. ^ Виггерманн 2011 , стр. 680–681.
  54. ^ Зайдль 1989 , стр. 138.
  55. ^ Швемер 2007 , стр. 148–149.
  56. ^ Отто 2008 , с. 569.
  57. ^ Перейти обратно: а б с д ван Лун 1992 , с. 152.
  58. ^ Фелиу 2007 , с. 88.
  59. ^ Эдзард 1980 , с. 64.
  60. ^ Швемер 2007 , с. 131.
  61. ^ Джордж 1993 , с. 81.
  62. ^ Джордж 1993 , с. 152.
  63. ^ Перейти обратно: а б Фелиу 2007 , с. 89.
  64. ^ Швемер 2007 , с. 142.
  65. ^ Джордж 1993 , с. 162.
  66. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 125–126.
  67. ^ Швемер 2001 , с. 399.
  68. ^ Швемер 2001 , стр. 399–400.
  69. ^ Швемер 2001 , с. 404.
  70. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 240.
  71. ^ Перейти обратно: а б Хенкельман 2008 , с. 309.
  72. ^ Хенкельман 2008 , стр. 307–308.
  73. ^ Хенкельман 2008 , с. 310.
  74. ^ Поттс 2010 , с. 62.
  75. ^ Поттс 2010 , стр. 61–62.
  76. ^ Перейти обратно: а б с Хенкельман 2008 , с. 313.
  77. ^ Альварес-Пон 2015 , с. 19.
  78. ^ Справочник планетарной номенклатуры 2006 .

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8f1197a307188a868e4b9a18bd7f0807__1717385700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8f/07/8f1197a307188a868e4b9a18bd7f0807.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Shala - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)