Jump to content

Кос (божество)

Кос ( идумеянин : 𐤒𐤅𐤎 Qāws , позже Qôs ; [ 1 ] Иврит : קוֹסQōsКос [ 2 ] также Каус ( аккадский : 𒋡𒍑 Ка-уш ), или Козе ( греческий Kωζαι Козай ) был национальным богом идумеев : . [ 3 ] Он был идумейским структурным параллелем Яхве . Это имя встречается в Ветхом Завете возможный намек в иным образом искаженном тексте Книги Притчей ). только дважды (если исключить [ 4 ] в Книге Ездры и Неемии как элемент личного имени Баркос («сын Коса»), [ 5 ] относится к «отцу» семьи или клана, возможно, идумеян/идумейцев nəṯīnīm или храмовых помощников, вернувшихся из вавилонского изгнания . [ 6 ] [ 7 ] За пределами Библии Кос часто упоминается в именах, найденных в документах, найденных при раскопках в Элефантине , где смешанное население арабов, евреев и идумейцев жило под защитой персидско-месопотамского гарнизона.

Происхождение, значение и культ

[ редактировать ]

Слово «Кос» никогда не используется само по себе в Танахе , однако оно недвусмысленно появляется дважды как элемент личного имени в Ездре 2:53 и Неемии 7:55 как Баркос , «сын Коса». [ 8 ] Само имя Кос может означать лук . [ 9 ]

Кос стал отождествляться с Кузой , «лучником» в североаравийском пантеоне, которому поклонялись одновременно как гора и бог погоды. Сходство имени позволило бы уподобить Кос арабскому богу радуги, qaws quzah . [ 10 ]

Поклонение Косу, судя по всему, первоначально было расположено в районе Хисмы на юге Иордании и на северо-западе Аравии, где гора Джебель-эль-Каус до сих пор носит это имя. [ 6 ] Он вошел в пантеон Эдомитян еще в VIII веке. М. Роуз предполагает, что до появления Коса Эдом, возможно, поклонялся Яхве - ранние египетские записи упоминают место под названием yhw3w в земле Шасу . [ 11 ] — и первый затем взял верх над вторым и взял на себя там господство, когда идумеяне потеряли свою автономию под властью Персии, возможно, компенсируя разрушение национальной независимости, механизм, аналогичный механизму усиления поклонения Яхве после падения Иудейского царства. [ 6 ] Кос описывается как «Король», ассоциируется со светом и определяется как «могучий». Его работы описываются как работы, в которых он «украшает, мстит, благословляет, выбирает (?) дает». [ 7 ]

Набатейское изображение богини Атаргатис, датируемое ок. 100 год нашей эры. Считается, что орел на ее голове является символом Коса.

Костобар I , чье имя означало «Кос могучий». [ 10 ] был уроженцем Идумеи, происходившим из жреческой семьи, принадлежавшей к этому культу. [ 12 ] После того, как Ирод поставил его командовать (στρατηγὀς) Идумеей, Костобар при поддержке Клеопатры в конце концов попытался отвоевать царство у Иродовой Иудее. Чтобы заручиться поддержкой местного населения в отношении своего бегства, он возродил старый культ Коса, возможно, для того, чтобы заставить сельское население Идумеи, все еще привязанное к своим традиционным богам, поддержать его. [ 13 ] Это имя повторяется на набатейском языке в надписи в Хирбет эт-Таннуре , где оно синкретизируется с божеством Душарой , которое представлено в окружении быков, восседающим на троне и держащим в левой руке многозубую молнию, наводящую на мысль о функция бога погоды. [ 10 ] Он также находится на жертвеннике в Идумейском Мамре . [ 13 ]

Имя божества использовалось как теофорный элемент во многих идумейских именах. [ 14 ] включая имена идумейских царей Кос-Малаку , данника Тиглатпаласара III и Кос-габара [ 15 ] приток Асархаддона . [ 16 ]

Кос и Яхве

[ редактировать ]

В отличие от главного бога аммонитян ( Милькома ) и моавитян ( Хемоса ), Танах воздерживается от явного названия идумеянина Коса. [ 6 ] [ 17 ] По мнению некоторых ученых, это упущение можно объяснить предположением о наличии близкого сходства между Яхве и Косом, что затруднило бы отказ от последнего. [ 9 ] Другие ученые предположили, что напряженность между иудеями и идумеями в период Второго Храма . причиной отсутствия Коса в Библии может быть [ 18 ]

Поэтический припев в книге «Судьи» еврейской Библии гласит, что Яхве отправился из Сеира в районе Эдома . [ 6 ] [ 19 ] Недавно точка зрения появилась , что Яхве изначально был кенитским богом, чей культ распространился к северу от Мадиана среди израильтян. [ 20 ] Согласно этому подходу, Кос мог быть титулом Яхве, а не именем. [ 21 ] Еще один момент, связывающий Яхве с Косом, помимо их общего происхождения на этой территории, заключается в том, что идумейский культ последнего разделял характеристики первого. Таким образом, мы обнаруживаем, что у Доика Идумеянина нет проблем с поклонением Яхве, он чувствует себя как дома в еврейских святилищах. Обрезание, важный еврейский обряд, практиковалось в Эдоме. [ 2 ] черепок глиняной посуды конца IX - начала VIII веков до н. отсутствуют упоминания о Косе : Кроме того, мольба к Яхве не является редкостью там , где с точки зрения израильтян Кос и Яхве считались идентичными, хотя это ни в коем случае не доказывает это. С другой стороны, существуют некоторые расхождения, которые затрудняют прямую связь между ними. Идентификация имен в египетском списке кланов Шасу в Сеире создает проблему преемственности, поскольку имена Кос появляются только примерно 500 лет спустя. [ 22 ] Одед Балабан и Эрнст Аксель Кнауф утверждали, что некоторые имена, найденные в топографических списках Рамессайда, являются теофорными и содержат ссылки на Коса, что, если это правда, означает, что самое раннее свидетельство божества было более чем на 600 лет раньше Яхве. [ 23 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ В. Рэндалл Гарр (2004). Диалектная география Сирии и Палестины, 1000–586 гг. до н.э. Эйзенбраунс. п. 35. ISBN  978-1-57506-091-0 . OCLC   1025228731 .
  2. ^ Jump up to: а б Леви Нгангура Маньянья. (2009). Братство Иакова и Исава (Быт. 25-36): какой старший брат Иаков? Лейбористская партия и Фидес , стр.257.
  3. ^ Детлеф Йерике. (2003). Авраам в Мамре: исторические и экзегетические исследования региона Хеврона и Бытия 11, 27–19, 38 , стр. 19. Блестящий.
  4. С минимальными поправками Вризен извлек из испорченного אלקום ( Притчи , 30:31) намек на «бога Коса». (Дику 1994, стр. 177, № 1).
  5. ^ Ездра 2:53; Неемия 7:55.
  6. ^ Jump up to: а б с д и ЭА Кнауф. (1999). Кос [в] Карел ван дер Тоорн, Боб Бекинг, Питер Виллем ван дер Хорст [ред.], Словарь божеств и демонов в Библии , стр.674-677. Вм. Б. Эрдманс Паблишинг: «Этот клан или семья, должно быть, имели идумейское или идумейское происхождение». (с.677).
  7. ^ Jump up to: а б Мортон Смит . (1984). «Еврейская религиозная жизнь в персидский период» [в] У. Дэвис, Луи Финкельштейн [ред.] Кембриджская история иудаизма: Том 1, Введение: Персидский период , стр. 219–277, стр. 240. Издательство Кембриджского университета.
  8. ^ Реувен Хаим Кляйн (2018). Бог против богов: иудаизм в эпоху идолопоклонства . Мозаика Пресс. стр. 326–327. ISBN  978-1946351463 .
  9. ^ Jump up to: а б Берт Дику. Эдом, брат и антагонист Израиля: роль Эдома в библейских пророчествах и историях , A&C Black 1994, стр. 167–181, стр. 177: «Образ сирийско-аравийского бога погоды, атрибуты которого включают как лук, так и бурю. ."
  10. ^ Jump up to: а б с Хавьер Тейшидо. (2015). Языческий бог: популярная религия на греко-римском Ближнем Востоке , стр.90. Издательство Принстонского университета.
  11. ^ Топоним t3 š3św (YWH в земле Шасу) иногда отождествляется с Сейиром и Эдомом. (Дику 1994, стр. 179-180).
  12. ^ Адам Колман Маршак. (2011). «Возвышение идумеян: идентичность и политика в Иудее Ирода». [в] Бенедикт Экхардт [ред.] Еврейская идентичность и политика между Маккавеями и Бар-Кохбой: группы, нормативность и ритуалы , стр. 117–129, стр. 125. БРИЛЛ.
  13. ^ Jump up to: а б Шон Фрейн. (2003). «Восстание с региональной точки зрения». [в] Андреа М. Берлин, Дж. Эндрю Оверман [ред.] Первое еврейское восстание: археология, история и идеология , стр. 43–55, стр. 49. Рутледж.
  14. ^ Дэвид Ф. Граф. (2013). «Петра и набатейцы в ранний эллинистический период: литературные и археологические свидетельства». [в] Мишель Мутон, Стефан Г. Шмид [ред.] Люди на скалах: формирование набатейской Петры , стр. 35–55, стр. 47. Логотипы Верлаг Берлин ГмбХ.
  15. ^ Филип Дж. Кинг. (1993). Иеремия: археологический спутник , стр.48. Вестминстер Джон Нокс Пресс.
  16. ^ Диана В.Эдельман. (1995). «Противники Соломона Хадад, Резон и Иеровоам: трио персонажей-плохих парней, иллюстрирующих теологию немедленного возмездия». [в] Стивен В. Холлоуэй, Лоуэлл К. Хэнди [ред.] Кувшин разбит: мемориальные очерки Гёста В. Альстрома , стр. 166–190, стр. 180, стр. 34. Шеффилд Академик Пресс.
  17. ^ Эли Ассис, Идентичность в конфликте: борьба между Исавом и Иаковом, Эдомом и Израилем, Penn State Press , 2016 ISBN   978-1-575-06418-5 , стр. 10: В 1 Цар. 1–8 исключительно нет упоминаний о каких-либо идумеянских богах: «Царь Соломон любил многих иностранок вместе с дочерью фараона: Моавитянку, Аммонитянку, Эдомитянку. , сидонские и хеттские женщины. ...Ибо Соломон следовал за Астартой, богиней сидонян, и Милкомом, мерзостью аммонитян. . И построил Соломон высоту Хамосу, мерзости Моава, и Молоху, мерзости Аммонитян, на горе к востоку от Иерусалима. То же самое он сделал со всеми своими иностранными женами, которые приносили благовония и приносили жертвы своим богам».
  18. ^ Фивы, Хуан Мануэль (2023). «Странный случай с богом Косом. Почему идумейское/идумейское божество не упоминается в Библии?» . Библейский журнал (на испанском языке). 85 (1–2): 55–70. дои : 10.47182/rb.85.n1-2-2023349 . ISSN   2683-7153 . S2CID   259378748 .
  19. ^ Книга Судей 5:5.
  20. ^ Ниссим Амзаллаг. (2009). Яхве, ханаанский бог металлургии? . Журнал изучения Ветхого Завета , 33 (4), 387–404.
  21. ^ Джеймс С. Андерсон (2015). Монотеизм и присвоение Яхве Ваала , стр.101. Издательство Блумсбери.
  22. ^ Левин, Игаль (2020). «Религия Идумеи и ее связь с ранним иудаизмом» . Религии . 11 (10): 8. дои : 10.3390/rel11100487 . ISSN   2077-1444 .
  23. ^ Одед Балабан, египетские упоминания об идумейском божестве Каусе, AUSS 9 (1971, стр. 47-50).
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 56f1f19d0cdb99b9215223ae628f5c71__1709203920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/56/71/56f1f19d0cdb99b9215223ae628f5c71.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Qos (deity) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)