Кос (божество)
Кос ( идумеянин : 𐤒𐤅𐤎 Qāws , позже Qôs ; [ 1 ] Иврит : קוֹס QōsКос [ 2 ] также Каус ( аккадский : 𒋡𒍑 Ка-уш ), или Козе ( греческий Kωζαι Козай ) был национальным богом идумеев : . [ 3 ] Он был идумейским структурным параллелем Яхве . Это имя встречается в Ветхом Завете возможный намек в иным образом искаженном тексте Книги Притчей ). только дважды (если исключить [ 4 ] в Книге Ездры и Неемии как элемент личного имени Баркос («сын Коса»), [ 5 ] относится к «отцу» семьи или клана, возможно, идумеян/идумейцев nəṯīnīm или храмовых помощников, вернувшихся из вавилонского изгнания . [ 6 ] [ 7 ] За пределами Библии Кос часто упоминается в именах, найденных в документах, найденных при раскопках в Элефантине , где смешанное население арабов, евреев и идумейцев жило под защитой персидско-месопотамского гарнизона.
Происхождение, значение и культ
[ редактировать ]Слово «Кос» никогда не используется само по себе в Танахе , однако оно недвусмысленно появляется дважды как элемент личного имени в Ездре 2:53 и Неемии 7:55 как Баркос , «сын Коса». [ 8 ] Само имя Кос может означать лук . [ 9 ]
Кос стал отождествляться с Кузой , «лучником» в североаравийском пантеоне, которому поклонялись одновременно как гора и бог погоды. Сходство имени позволило бы уподобить Кос арабскому богу радуги, qaws quzah . [ 10 ]
Поклонение Косу, судя по всему, первоначально было расположено в районе Хисмы на юге Иордании и на северо-западе Аравии, где гора Джебель-эль-Каус до сих пор носит это имя. [ 6 ] Он вошел в пантеон Эдомитян еще в VIII веке. М. Роуз предполагает, что до появления Коса Эдом, возможно, поклонялся Яхве - ранние египетские записи упоминают место под названием yhw3w в земле Шасу . [ 11 ] — и первый затем взял верх над вторым и взял на себя там господство, когда идумеяне потеряли свою автономию под властью Персии, возможно, компенсируя разрушение национальной независимости, механизм, аналогичный механизму усиления поклонения Яхве после падения Иудейского царства. [ 6 ] Кос описывается как «Король», ассоциируется со светом и определяется как «могучий». Его работы описываются как работы, в которых он «украшает, мстит, благословляет, выбирает (?) дает». [ 7 ]
Костобар I , чье имя означало «Кос могучий». [ 10 ] был уроженцем Идумеи, происходившим из жреческой семьи, принадлежавшей к этому культу. [ 12 ] После того, как Ирод поставил его командовать (στρατηγὀς) Идумеей, Костобар при поддержке Клеопатры в конце концов попытался отвоевать царство у Иродовой Иудее. Чтобы заручиться поддержкой местного населения в отношении своего бегства, он возродил старый культ Коса, возможно, для того, чтобы заставить сельское население Идумеи, все еще привязанное к своим традиционным богам, поддержать его. [ 13 ] Это имя повторяется на набатейском языке в надписи в Хирбет эт-Таннуре , где оно синкретизируется с божеством Душарой , которое представлено в окружении быков, восседающим на троне и держащим в левой руке многозубую молнию, наводящую на мысль о функция бога погоды. [ 10 ] Он также находится на жертвеннике в Идумейском Мамре . [ 13 ]
Имя божества использовалось как теофорный элемент во многих идумейских именах. [ 14 ] включая имена идумейских царей Кос-Малаку , данника Тиглатпаласара III и Кос-габара [ 15 ] приток Асархаддона . [ 16 ]
Кос и Яхве
[ редактировать ]В отличие от главного бога аммонитян ( Милькома ) и моавитян ( Хемоса ), Танах воздерживается от явного названия идумеянина Коса. [ 6 ] [ 17 ] По мнению некоторых ученых, это упущение можно объяснить предположением о наличии близкого сходства между Яхве и Косом, что затруднило бы отказ от последнего. [ 9 ] Другие ученые предположили, что напряженность между иудеями и идумеями в период Второго Храма . причиной отсутствия Коса в Библии может быть [ 18 ]
Поэтический припев в книге «Судьи» еврейской Библии гласит, что Яхве отправился из Сеира в районе Эдома . [ 6 ] [ 19 ] Недавно точка зрения появилась , что Яхве изначально был кенитским богом, чей культ распространился к северу от Мадиана среди израильтян. [ 20 ] Согласно этому подходу, Кос мог быть титулом Яхве, а не именем. [ 21 ] Еще один момент, связывающий Яхве с Косом, помимо их общего происхождения на этой территории, заключается в том, что идумейский культ последнего разделял характеристики первого. Таким образом, мы обнаруживаем, что у Доика Идумеянина нет проблем с поклонением Яхве, он чувствует себя как дома в еврейских святилищах. Обрезание, важный еврейский обряд, практиковалось в Эдоме. [ 2 ] черепок глиняной посуды конца IX - начала VIII веков до н. отсутствуют упоминания о Косе : Кроме того, мольба к Яхве не является редкостью там , где с точки зрения израильтян Кос и Яхве считались идентичными, хотя это ни в коем случае не доказывает это. С другой стороны, существуют некоторые расхождения, которые затрудняют прямую связь между ними. Идентификация имен в египетском списке кланов Шасу в Сеире создает проблему преемственности, поскольку имена Кос появляются только примерно 500 лет спустя. [ 22 ] Одед Балабан и Эрнст Аксель Кнауф утверждали, что некоторые имена, найденные в топографических списках Рамессайда, являются теофорными и содержат ссылки на Коса, что, если это правда, означает, что самое раннее свидетельство божества было более чем на 600 лет раньше Яхве. [ 23 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ В. Рэндалл Гарр (2004). Диалектная география Сирии и Палестины, 1000–586 гг. до н.э. Эйзенбраунс. п. 35. ISBN 978-1-57506-091-0 . OCLC 1025228731 .
- ^ Jump up to: а б Леви Нгангура Маньянья. (2009). Братство Иакова и Исава (Быт. 25-36): какой старший брат Иаков? Лейбористская партия и Фидес , стр.257.
- ^ Детлеф Йерике. (2003). Авраам в Мамре: исторические и экзегетические исследования региона Хеврона и Бытия 11, 27–19, 38 , стр. 19. Блестящий.
- ↑ С минимальными поправками Вризен извлек из испорченного אלקום ( Притчи , 30:31) намек на «бога Коса». (Дику 1994, стр. 177, № 1).
- ^ Ездра 2:53; Неемия 7:55.
- ^ Jump up to: а б с д и ЭА Кнауф. (1999). Кос [в] Карел ван дер Тоорн, Боб Бекинг, Питер Виллем ван дер Хорст [ред.], Словарь божеств и демонов в Библии , стр.674-677. Вм. Б. Эрдманс Паблишинг: «Этот клан или семья, должно быть, имели идумейское или идумейское происхождение». (с.677).
- ^ Jump up to: а б Мортон Смит . (1984). «Еврейская религиозная жизнь в персидский период» [в] У. Дэвис, Луи Финкельштейн [ред.] Кембриджская история иудаизма: Том 1, Введение: Персидский период , стр. 219–277, стр. 240. Издательство Кембриджского университета.
- ^ Реувен Хаим Кляйн (2018). Бог против богов: иудаизм в эпоху идолопоклонства . Мозаика Пресс. стр. 326–327. ISBN 978-1946351463 .
- ^ Jump up to: а б Берт Дику. Эдом, брат и антагонист Израиля: роль Эдома в библейских пророчествах и историях , A&C Black 1994, стр. 167–181, стр. 177: «Образ сирийско-аравийского бога погоды, атрибуты которого включают как лук, так и бурю. ."
- ^ Jump up to: а б с Хавьер Тейшидо. (2015). Языческий бог: популярная религия на греко-римском Ближнем Востоке , стр.90. Издательство Принстонского университета.
- ^ Топоним t3 š3św (YWH в земле Шасу) иногда отождествляется с Сейиром и Эдомом. (Дику 1994, стр. 179-180).
- ^ Адам Колман Маршак. (2011). «Возвышение идумеян: идентичность и политика в Иудее Ирода». [в] Бенедикт Экхардт [ред.] Еврейская идентичность и политика между Маккавеями и Бар-Кохбой: группы, нормативность и ритуалы , стр. 117–129, стр. 125. БРИЛЛ.
- ^ Jump up to: а б Шон Фрейн. (2003). «Восстание с региональной точки зрения». [в] Андреа М. Берлин, Дж. Эндрю Оверман [ред.] Первое еврейское восстание: археология, история и идеология , стр. 43–55, стр. 49. Рутледж.
- ^ Дэвид Ф. Граф. (2013). «Петра и набатейцы в ранний эллинистический период: литературные и археологические свидетельства». [в] Мишель Мутон, Стефан Г. Шмид [ред.] Люди на скалах: формирование набатейской Петры , стр. 35–55, стр. 47. Логотипы Верлаг Берлин ГмбХ.
- ^ Филип Дж. Кинг. (1993). Иеремия: археологический спутник , стр.48. Вестминстер Джон Нокс Пресс.
- ^ Диана В.Эдельман. (1995). «Противники Соломона Хадад, Резон и Иеровоам: трио персонажей-плохих парней, иллюстрирующих теологию немедленного возмездия». [в] Стивен В. Холлоуэй, Лоуэлл К. Хэнди [ред.] Кувшин разбит: мемориальные очерки Гёста В. Альстрома , стр. 166–190, стр. 180, стр. 34. Шеффилд Академик Пресс.
- ^ Эли Ассис, Идентичность в конфликте: борьба между Исавом и Иаковом, Эдомом и Израилем, Penn State Press , 2016 ISBN 978-1-575-06418-5 , стр. 10: В 1 Цар. 1–8 исключительно нет упоминаний о каких-либо идумеянских богах: «Царь Соломон любил многих иностранок вместе с дочерью фараона: Моавитянку, Аммонитянку, Эдомитянку. , сидонские и хеттские женщины. ...Ибо Соломон следовал за Астартой, богиней сидонян, и Милкомом, мерзостью аммонитян. . И построил Соломон высоту Хамосу, мерзости Моава, и Молоху, мерзости Аммонитян, на горе к востоку от Иерусалима. То же самое он сделал со всеми своими иностранными женами, которые приносили благовония и приносили жертвы своим богам».
- ^ Фивы, Хуан Мануэль (2023). «Странный случай с богом Косом. Почему идумейское/идумейское божество не упоминается в Библии?» . Библейский журнал (на испанском языке). 85 (1–2): 55–70. дои : 10.47182/rb.85.n1-2-2023349 . ISSN 2683-7153 . S2CID 259378748 .
- ^ Книга Судей 5:5.
- ^ Ниссим Амзаллаг. (2009). Яхве, ханаанский бог металлургии? . Журнал изучения Ветхого Завета , 33 (4), 387–404.
- ^ Джеймс С. Андерсон (2015). Монотеизм и присвоение Яхве Ваала , стр.101. Издательство Блумсбери.
- ^ Левин, Игаль (2020). «Религия Идумеи и ее связь с ранним иудаизмом» . Религии . 11 (10): 8. дои : 10.3390/rel11100487 . ISSN 2077-1444 .
- ^ Одед Балабан, египетские упоминания об идумейском божестве Каусе, AUSS 9 (1971, стр. 47-50).