~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Arc.Ask3.Ru ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ 
Номер скриншота №:
✰ 30CCAAAAB3BFE432DA17B8E883F7BB6B__1719404580 ✰
Заголовок документа оригинал.:
✰ Yahweh - Wikipedia ✰
Заголовок документа перевод.:
✰ Яхве — Википедия ✰
Снимок документа находящегося по адресу (URL):
✰ https://en.wikipedia.org/wiki/Yahweh ✰
Адрес хранения снимка оригинал (URL):
✰ https://arc.ask3.ru/arc/aa/30/6b/30ccaaaab3bfe432da17b8e883f7bb6b.html ✰
Адрес хранения снимка перевод (URL):
✰ https://arc.ask3.ru/arc/aa/30/6b/30ccaaaab3bfe432da17b8e883f7bb6b__translat.html ✰
Дата и время сохранения документа:
✰ 27.06.2024 10:17:33 (GMT+3, MSK) ✰
Дата и время изменения документа (по данным источника):
✰ 26 June 2024, at 15:23 (UTC). ✰ 

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Ask3.Ru ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ 
Сервисы Ask3.ru: 
 Архив документов (Снимки документов, в формате HTML, PDF, PNG - подписанные ЭЦП, доказывающие существование документа в момент подписи. Перевод сохраненных документов на русский язык.)https://arc.ask3.ruОтветы на вопросы (Сервис ответов на вопросы, в основном, научной направленности)https://ask3.ru/answer2questionТоварный сопоставитель (Сервис сравнения и выбора товаров) ✰✰
✰ https://ask3.ru/product2collationПартнерыhttps://comrades.ask3.ru


Совет. Чтобы искать на странице, нажмите Ctrl+F или ⌘-F (для MacOS) и введите запрос в поле поиска.
Arc.Ask3.ru: далее начало оригинального документа

Яхве — Википедия Jump to content

Яхве

Страница полузащищена
Из Википедии, бесплатной энциклопедии

На монете изображена бородатая фигура, сидящая на крылатом колесе и держащая на вытянутой руке птицу.
Серебряная монета IV века до нашей эры из персидской провинции Йехуд Медината , возможно, изображающая Яхве, восседающего на троне на крылатом колесе . [1] [2] Однако эта идентификация оспаривается. [3]

Яхве [а] древним левантийским божеством и национальным богом израильских Израиля царств Иуды и было . [4] Хотя единого мнения относительно происхождения божества не существует, [5] ученые обычно утверждают, что Яхве связан с Сеиром , Эдомом , Фараном и Феманом . [6] и позже с Ханааном . Истоки его поклонения относятся, по крайней мере, к раннему железному веку и, вероятно, к позднему бронзовому веку , если не несколько раньше. [7]

В древнейшей библейской литературе он обладает атрибутами, обычно приписываемыми божествам погоды и войны , оплодотворяющим землю и возглавляющим небесную армию против врагов Израиля. [8] Ранние израильтяне были политеистами и поклонялись Яхве наряду с различными ханаанскими богами и богинями , включая Эль , Ашеру и Ваала . [9]

В более поздние века Эль и Яхве стали объединять, и связанные с Эль эпитеты, такие как Эль-Шаддай, стали применяться только к Яхве. [10] Но некоторые ученые полагают, что Эль и Яхве всегда были отождествлены. [11] [12] [13] Характеристики других богов, таких как Ашера и Ваал, также выборочно «впитывались» в концепции Яхве. [14] [15] [16]

Со временем существование других богов стало отрицаться, а Яхве был провозглашен божеством-творцом и единственным божеством, которому следует поклоняться. В период Второго Храма публичное произнесение имени Яхве стало считаться табу . [17] а евреи вместо этого стали заменять другими словами, в первую очередь адонай ( אֲדֹנָי ‎, «мой Господь»). Во времена Римской империи, после осады Иерусалима и разрушения его Храма в 70 году н.э. , первоначальное произношение имени бога было полностью забыто. [18]

Яхве также упоминается в Папирусе Амхерста 63 и в еврейских или написанных под еврейским влиянием греко-египетских магических текстах I-V веков нашей эры. [19]

Имя

Имя бога было написано на палео-иврите как 𐤉𐤄𐤅𐤄 ( יהוה ‎ блочным шрифтом ), транслитерируется как ЯХВЕ ; современная наука достигла консенсуса, чтобы записать это слово как «Яхве». [20] Сокращенные формы Йехо- , Яху- и Йо- встречаются в личных именах таких как « Аллилуйя и во фразах , [21] Сакральность имени, а также Заповедь против « употребления имени всуе » привели к ужесточению запретов на произнесение и написание этого термина. Раввинские источники предполагают, что к периоду Второго Храма имя Бога произносилось первосвященником только один раз в году, в День Искупления . [22] После разрушения Иерусалима в 70 г. н. э . первоначальное произношение названия было полностью забыто. [18]

История

Периоды

Филип Кинг и Лоуренс Стейджер делят историю Яхве на следующие периоды:

  • Поздняя бронза: 1550–1200 гг. до н.э.
  • Железный век I: 1200–1000 гг. до н.э.
  • Железный век II: 1000–586 гг. до н.э.
  • Нововавилонский период: 586–539 гг. до н. э.
  • Персидский: 539–332 гг. до н. э. [23]

Другие часто используемые академические термины включают период Первого Храма, от строительства Храма в 957 г. до н. э. до его разрушения в 586 г. до н. э., изгнание для периода изгнания 586–539 гг. для более поздних периодов и периода Второго Храма от реконструкции Храма в 515 г. до н.э. до его разрушения в 70 г. н.э.

Истоки позднего бронзового века (1550–1200 гг. До н.э.)

Практически нет единого мнения о происхождении Яхве. [5] Его имя не засвидетельствовано ни у кого, кроме израильтян, и нет единого мнения относительно его этимологии: ehyeh ašer ehyeh Я есмь то, что Я есмь »), объяснение, представленное в Исходе 3:14: [24] представляется поздним богословским толкованием , изобретенным в то время, когда первоначальный смысл был забыт, [25] хотя некоторые ученые оспаривают это. [26] [27] Льюис связывает имя с аморейским элементом яхви- ( ia-wi ), встречающимся в личных именах в марийских текстах, [28] значение «оживляет/вызывает существование» (например, yahwi-dagan = « Дагон вызывает существование»), обычно обозначается как семантический эквивалент аккадского ibašši - DN; [29] хотя Фрэнк Мур Кросс подчеркивал, что аморейская глагольная форма представляет интерес только для попытки реконструировать глагольный корень имени «Яхве», и что против попыток принять Яхви- как божественный эпитет следует «решительно» выступать. [30] [31] Кроме того, Дж. Филип Хаятт считает, что более вероятно, что Яхви- относится к богу, создающему и поддерживающему жизнь новорожденного ребенка, а не ко Вселенной. Эта концепция Бога была более популярна среди древних жителей Ближнего Востока, но в конечном итоге израильтяне удалили ассоциацию яхви- с каким-либо человеческим предком и объединили ее с другими элементами (например, Яхве ṣəḇāʾōṯ ). [32] [ нужно обновить ] Гилель Бен-Сассон утверждает, что нет достаточных доказательств того, что амореи использовали яхви в качестве богов. Но он утверждает, что оно отражает другие теофорические имена и что яхви- , или, точнее, йави , происходит от корня хви в па'ал, что означает «он будет». [33]

Одна научная теория состоит в том, что он произошел от сокращенной формы ˀel ḏū yahwī ṣabaˀôt , «Эль, создающий воинства». [34] которое Кросс считал одним из культовых имен Эла. [35] Однако эта фраза нигде не засвидетельствована ни внутри, ни за пределами Библии, и эти два бога в любом случае совершенно различны: Эль пожилой человек, по отцовской линии и не имеющий связи Яхве с бурей и битвами. [36] Даже если вышеупомянутые проблемы будут решены, общепринято считать, что Яхве имеет некаузативную этимологию, потому что в противном случае YHWH было бы переведено как YHYH. [11] Возникает также вопрос, почему израильтяне хотели сократить этот эпитет. Одной из возможных причин является сосуществование религиозного модернизма и консерватизма, которые являются нормой во всех религиях. [11]

Самое старое возможное появление его имени находится в египетском демониме tꜣ šꜣsw Yhwꜣ , « ЯХВА (в) Земле Шасу » ( египетский : 𓇌𓉔𓍯𓄿 Yhwꜣ ) в надписи времен Аменхотепа III (1390–1352 гг. до н.э.), [37] [38] Шасу кочевники из Мадиана и Эдома в северной Аравии. [39] Хотя до сих пор неясно, существует ли связь между топонимом yhwꜣ и теонимом YHWH , [40] Преобладающая точка зрения состоит в том, что Яхве был выходцем из южной области, связанной с Сеиром , Эдомом , Фараном и Феманом . [6] Эта точка зрения пользуется значительной, хотя и не всеобщей поддержкой. [41] но возникает вопрос о том, как Яхве пробрался на север. [42] Ответом, который многие ученые считают правдоподобным, является кенитская гипотеза , согласно которой торговцы привезли Яхве в Израиль по караванным путям между Египтом и Ханааном . [43] Это связывает воедино различные данные, такие как отсутствие Яхве в Ханаане, его связи с Эдомом и Мадианитом в библейских историях, а также кенийские или мадианитянские связи Моисея . [42] но его основные слабости заключаются в том, что большинство израильтян прочно укоренились в Палестине , а историческая роль Моисея проблематична. [44] Отсюда следует, что если гипотезу кенитов следует поддерживать, то следует предположить, что израильтяне столкнулись с Яхве (и мадианитянами/кенитами) внутри Израиля и через свои связи с самыми ранними политическими лидерами Израиля. [45] Кристиан Фревел утверждает, что надписи, предположительно предполагающие южное происхождение Яхве (например, «ЯХВЕ Фемана»), могут просто обозначать его присутствие там в более поздние времена, и что Теман может относиться к любой южной территории, включая Иудею. [46]

что поклонение ЯХВЕ укоренилось в местной культуре Израильского царства и пропагандировалось в Иудейском царстве Омридами С другой стороны, некоторые ученые утверждают , . [46] [47] Фревель предполагает, что завоевания Азаила в Израильском королевстве вынудили два королевства сотрудничать, что привело к распространению поклонения ЯХВЕ среди простолюдинов Иудеи. Раньше ЯХВЕ считался богом-покровителем Иудейского государства . [46]

Ранний железный век (1200–1000 гг. До н.э.)

Бронзовый бык
Фигурка быка раннего железного века с места быков в Дхахрат-эт-Тавиле (современный Западный берег , древний Ефрем ), изображающая Эль, Ваала или Яхве. [48] [49]

В раннем железном веке современное мнение заключается в том, что не было различий в языке или материальной культуре между хананеями и израильтянами . Соответственно, ученые определяют израильскую культуру как разновидность ханаанской культуры. [50] С этой точки зрения, израильская религия состояла из ханаанских богов, таких как Эль, правитель пантеона , [51] Ашера , его супруга и Ваал . [52] Но Исраэль Кнол утверждает, что нет никаких свидетельств существования каких-либо антропоморфных фигурок или культовых статуй в Израиле в этот период, что позволяет предположить монотеистическую практику. [53]

В самой ранней библейской литературе Яхве имеет характеристики бога бури, типичные для древних ближневосточных мифов, марширующего из Эдома или Синайской пустыни с небесным воинством звезд и планет, составляющих его армию, чтобы сражаться с врагами своего народа. Израиль: [54]

Господь, когда ты вышел из Сеира,
когда вы выходили с поля Едома,
земля задрожала, небо тоже упало.
Да, облака роняли воду.
Горы задрожали от лица Яхве,
даже Синай в присутствии Яхве, Бога Израилева.
...
С неба звезды сражались.
Со своих ходов они воевали против Сисары .

( Книга Судей 5:4–5, 20, WEB английская Библия World , Песнь Деворы .)

Альтернативно, части образов бога бури могли происходить от Ваала. [15] [47] : 78 

С точки зрения кенитской гипотезы также было высказано предположение, что идумейское божество Кос могло быть одним и тем же, что и Яхве, а не отдельным божеством, имя которого было титулом последнего. [55] Помимо общего территориального происхождения, различные общие характеристики культа Яхве и идумеевского культа Кос намекают на общую связь. [56] Например, Доик Эдомитянин изображен без проблем с поклонением Яхве и чувствует себя как дома в еврейских святилищах. [56]

В отличие от главного бога аммонитян ( Милькома ) и моавитян ( Хемоса ), Танах воздерживается от явного названия идумеянина Коса. [57] [58] Некоторые ученые объяснили это заметное упущение, предполагая, что уровень сходства между Яхве и Косом затруднил бы отказ от последнего. [59] Другие ученые считают, что Яхве и Кос были разными божествами по своему происхождению, и предполагают, что напряженность между иудеями и идумеянами в период Второго Храма может лежать в основе отсутствия Коса в Библии. [60]

Поздний железный век (1000–586 гг. До н.э.)

Реконструированный кувшин с двумя ручками, со многими недостающими фрагментами.  В центре на нас смотрят две фигуры с бычьими головами.  Есть и другие фигуры, и сцену трудно разглядеть.
Роспись на кувшине, найденном в Кунтиллет-Аджруде , под надписью «Яхве Самарии и его Ашера» (ок. 800 г. до н. э.)

Утверждалось, что Яхве первоначально был описан как один из сыновей Эла во Второзаконии 32: 8–9 : [61] и что это было удалено более поздней поправкой к тексту: [62] Тем не менее, на основе контекстуального анализа некоторые ученые утверждают, что Эль Элион («Всевышний») и Яхве являются теонимами одного и того же божества в тексте. [63] [64]

Когда Всевышний дал народам наследие,
когда он разделил человечество,
он установил границы народов,
по числу небесного собрания.
Ибо удел Господа — народ Его,
 Джейкоб — его особая собственность.

( Книга Второзаконие 32:8-9, Новый английский перевод , Песнь Моисея )

Поздний железный век ознаменовался появлением национальных государств , связанных с конкретными национальными богами : [65] Хамос был богом моавитян, Милком — богом аммонитян, Кос — богом идумеян, а Яхве — богом израильтян. [66] [67] В каждом королевстве король был также главой национальной религии и, таким образом, наместником национального бога на Земле. [68] Яхве выполнял роль национального бога в Израильском царстве (Самария) , возникшем в 10 веке до нашей эры; а также в Иудее , которая, возможно, возникла столетием позже [69] (нигде в Библии не упоминается «Бог Иуды»). [66] [67]

Во время правления Ахава , и особенно после его женитьбы на Иезавели , Ваал, возможно, ненадолго заменил Яхве в качестве национального бога Израиля (но не Иуды). [70] [71]

В 9 веке до нашей эры появились признаки отказа от поклонения Ваалу, связанные с пророками Илией и Елисеем . Таким образом, религия Яхве начала отделяться от своего ханаанского наследия; этот процесс продолжался в течение периода с 800 по 500 г. до н. э. с юридическим и пророческим осуждением ашеримов , поклонением солнцу и поклонением на высотах , а также с практиками, относящимися к мертвым, и другими аспектами старой религии. [72] Черты Ваала, Эла и Ашеры были впитаны в Яхве, и такие эпитеты, как Эль-Шаддай, стали применяться только к Яхве. [73]

В этой атмосфере возникла борьба между теми, кто считал, что следует поклоняться одному Яхве, и теми, кто поклонялся ему в рамках более широкой группы богов; [74] партия одного Яхве, партия пророков и девтерономистов , в конечном итоге одержала победу, и их победа лежит в основе библейского повествования об Израиле, колеблющемся между периодами «следования другим богам» и периодами верности Яхве. [74]

Некоторые ученые датируют начало широко распространенного монотеизма VIII веком до нашей эры и рассматривают его как ответ на неоассирийскую агрессию. [75] [76] В надписи, обнаруженной в Эйн-Геди и датированной примерно 700 г. до н.э., Яхве описывается как господин «народов», тогда как в других современных текстах, обнаруженных в Хирбет-Бейт-Лей (недалеко от Лахиша), он упоминается как правитель Иерусалима и, вероятно, также Иуды. [77]

Нововавилонский и персидский периоды (586–332 гг. До н. Э.)

Модельное здание с большой кубической конструкцией сзади и открытым двором спереди, окруженным зубчатыми стенами и башенками.
Второй Храм , восстановленный Иродом ок . 20–10 гг. до н.э. (современная модель, масштаб 1:50)

В 587/6 г. до н. э. Иерусалим пал перед нововавилонянами , Храм Соломона был разрушен, а руководство общины было депортировано. [78] Следующие 50 лет вавилонского пленения имели решающее значение для истории израильской религии. Поскольку традиционные жертвоприношения Яхве (см. ниже) не могли приноситься за пределами Израиля, другие обычаи, включая соблюдение субботы и обрезание, приобрели новое значение. [79] В написании Второго Исаии Яхве больше не рассматривался как исключительный человек Израиля, но как распространяющий свое обещание на всех, кто будет соблюдать субботу и соблюдать его завет. [80] В 539 г. до н. э. Вавилон, в свою очередь, пал перед персидским завоевателем Киром Великим , изгнанникам было разрешено вернуться (хотя это сделала лишь меньшинство), и примерно к 500 г. до н. э. Второй Храм . был построен [81]

К концу периода Второго Храма публичное произнесение имени Яхве стало считаться табу . [17] Читая Священные Писания, евреи стали заменять Божественное имя словом адонаи (אֲדֹנָי), что означает « Господь мой ». [18] Первосвященнику Израиля было разрешено произнести это имя один раз в Храме во время Дня Искупления , но ни в какое другое время и ни в каком другом месте. [18] В эллинистический период Священные Писания были переведены на греческий язык евреями египетской диаспоры . [82] В греческих переводах еврейских писаний тетраграмматон и адонай переводятся как кириос (κύριος), что означает «Господь». [18]

В период персидского правления возникли ожидания будущего человеческого царя, который будет править очищенным Израилем как представитель Яхве в конце времен мессия . Первыми об этом упомянули Аггей и Захария , оба пророки раннеперсидского периода. Они видели мессию в Зоровавеле , потомке дома Давидова , который, казалось, на короткое время собирался восстановить древнюю царскую линию, или в Зоровавеле и первом Первосвященнике Иисусе Навине (Захария пишет о двух мессиях, одном царском и другой священник). Эти ранние надежды не оправдались (Зоровавель исчез из исторических источников, хотя первосвященники продолжали происходить от Иисуса Навина), и после этого остались лишь общие упоминания о Мессии Давида ( т.е. его потомке). [83] [84] Из этих идей иудаизм Второго Храма позже возник , откуда произошли христианство , раввинистический иудаизм и ислам .

Яхве и возникновение монотеизма

Хотя конкретный процесс, посредством которого израильтяне приняли монотеизм , неизвестен, несомненно, что переход был постепенным и не был полностью завершен в период Первого Храма. [85] [ нужна страница ]

Неясно, когда началось поклонение одному лишь Яхве. Самые ранние известные изображения Яхве как главного божества, которому «человек обязан благословлять землю», появляются в учении пророка Илии в 9 веке до нашей эры. Эта форма поклонения, вероятно, прочно утвердилась во времена пророка Осии в 8 веке до нашей эры в связи со спорами между Яхве и Ваалом. [76] Ранние сторонники этой фракции широко считаются монолатристами , а не истинными монотеистами ; [86] [ нужно обновить ] они не верили, что Яхве был единственным существующим богом, а вместо этого верили, что он был единственным богом, которому должен поклоняться народ Израиля. [87]

Наконец, во время национального кризиса вавилонского изгнания последователи Яхве пошли еще дальше и прямо отрицали существование других божеств, кроме Яхве, тем самым ознаменовав переход от монолатризма к истинному монотеизму. [88] Идея о том, что Яхве следует поклоняться как богу-творцу всей земли, впервые разработана во Втором Исайе , сочинении, написанном в изгнании VI века до нашей эры , в котором аргументы в пользу богословской доктрины основываются на власти Яхве над другими богами. [89] [ нужно обновить ] и его несравненность и единственность по отношению к богам вавилонской религии. [90] [ неправильный синтез? ]

Бенджамин Д. Соммер утверждает, что различие между политеизмом и монотеизмом сильно преувеличено. [91]

Поклонение

Фестивали и жертвоприношения

Центром поклонения Яхве были три великих ежегодных праздника, совпадающих с главными событиями сельской жизни: Песах с рождением ягнят , Шавуот со зерновых сбором и Суккот со сбором фруктов . [92] Вероятно, они предшествовали появлению религии Яхве. [92] но они стали связаны с событиями национального мифа Израиля: Песах с исходом из Египта, Шавуот с дарованием закона на горе Синай и Суккот с блужданием по пустыне . [67] Таким образом, праздники прославляли спасение Израиля Яхве и статус Израиля как его святого народа, хотя прежнее сельскохозяйственное значение не было полностью потеряно. [93] Его поклонение предположительно включало в себя жертвоприношения, но многие учёные пришли к выводу, что ритуалы, подробно описанные в книге Левит 1–16, с их упором на чистоту и искупление , были введены только после вавилонского изгнания и что в действительности любой глава семьи мог принести жертву. жертвовать, как того требовал случай. [94] Ряд ученых также пришли к выводу, что жертвоприношение младенцев , будь то божеству подземного мира Молоху или самому Яхве, было частью израильско-иудейской религии до реформ царя Иосии в конце 7 века до нашей эры. [95] Жертвоприношение, предположительно, дополнялось пением или чтением псалмов , но подробности опять же скудны. [96] Молитва играла небольшую роль в официальном богослужении. [97]

Храмы

На переднем плане бородатый мужчина, одетый в впечатляющее белое одеяние и головной убор, воздевает руку к небу.  Позади него большая толпа кланяется в молитве.
Соломон посвящает Храм в Иерусалиме (картина Джеймса Тиссо или его последователя, ок. 1896–1902).

Еврейская Библия создает впечатление, что Иерусалимский храм всегда должен был быть центральным или даже единственным храмом Яхве, но это было не так. [67] Самым ранним известным израильским местом поклонения является алтарь под открытым небом XII века до нашей эры на холмах Самарии с бронзовым быком, напоминающим ханаанского Быка-Эля (Эль в форме быка), а также археологические остатки других храмов. найден в Дане на северной границе Израиля, в Араде в Негеве и в Беэр-Шеве , оба на территории Иудеи. [98] Силом , Вефиль , Галгал , Мицпа , Рама и Дан также были основными местами проведения праздников, жертвоприношений, принесения обетов , частных ритуалов и разрешения юридических споров. [99]

Изображение

Поклонение Яхве было известно аниконическим , то есть бог не изображался в статуях или других изображениях. Это не означает, что он не был представлен в какой-то символической форме, и раннее израильское богослужение, вероятно, было сосредоточено на стоячих камнях , но, согласно библейским текстам, храм в Иерусалиме изображал престол Яхве в форме двух херувимов , их внутренние крылья образовывали сиденье и ящик ( Ковчег Завета ) в качестве подножия для ног, а сам престол был пуст. [100]

Не существует общепринятого объяснения такого аниконизма , и ряд ученых утверждают, что Яхве фактически был представлен до реформ Езекии и Иосии в конце монархического периода: цитируя одно исследование, «в раннем аниконизме де-факто или нет, это просто проекция пост-изгнанного воображения». [101] Другие ученые утверждают, что нет определенных свидетельств какого-либо антропоморфного изображения Яхве в период до изгнания. [102]

Греко-римский синкретизм

Яхве часто упоминается в греко-римских магических текстах, датируемых периодом со 2-го века до нашей эры по 5-й век нашей эры, особенно в греческих магических папирусах . [103] под именами Иао , Адонай , Саваоф и Элоай . [19] В этих текстах он часто упоминается наряду с традиционными греко-римскими божествами и египетскими божествами . [19] Архангелы , Михаил , Гавриил , Рафаил и Уриил , а также еврейские культурные герои , такие как Авраам , Иаков и Моисей также часто призываются. [104] Частое появление имени Яхве, вероятно, было связано с тем, что греческие и римские народные маги стремились сделать свои заклинания более сильными за счет призывания престижного иностранного божества. [19]

На монете, выпущенной Помпеем в честь его успешного завоевания Иудеи, изображена коленопреклоненная бородатая фигура, сжимающая ветку (распространенный римский символ подчинения) с подзаголовком BACCHIVS IVDAEVS , что можно перевести как «Еврейский Вакх » или «Вакх Иудей». . Фигура была интерпретирована как изображение Яхве как местной разновидности Вакха, то есть Диониса . [105] Однако, поскольку на монетах, отчеканенных с такой иконографией, обычно изображались покоренные люди, а не боги покоренного народа, некоторые предположили, что на монете просто изображена капитуляция иудея, которого звали «Вакхий», иногда идентифицируемого как хасмонейский царь Аристобул II . который был свергнут походом Помпея. [106] [107] [108] [109]

В любом случае, Тацит , Иоанн Лидийский , Корнелий Лабеон и Марк Теренций Варрон аналогичным образом отождествляют Яхве с Вакхом-Дионисом. [110] Сами евреи часто использовали символы, которые также были связаны с Дионисом, такие как киликсы , амфоры , листья плюща и грозди винограда - сходство, которое Плутарх использовал, чтобы доказать, что евреи поклонялись ипостасной форме Вакха-Диониса. [111] В своем Quaestiones Convivales Плутарх далее отмечает, что евреи приветствуют своего бога криками « Эуой » и « Саби », фразами, связанными с поклонением Диониса. [112] [113] [114] По словам Шона М. Макдоноу , носители греческого языка, возможно, путали арамейские слова, такие как Суббота , Аллилуйя или даже, возможно, какой-то вариант самого имени Яхве, с более знакомыми терминами, связанными с Дионисом. [115]

Другие римские писатели, такие как Ювенал , Петроний и Флор , отождествляли Яхве с богом Целом . [116] [117] [118]

Смотрите также

Рекомендации

Примечания

  1. ^ / ˈ j ɑː hw / , или часто / ˈ j ɑː w / на английском языке; 𐤉𐤄𐤅𐤄 на палео-иврите ; реконструировано в блочном скрипте: яхве ] Яхве , [

Цитаты

  1. ^ Эдельман 1995 , с. 190.
  2. ^ Ставракопулу 2021 , стр. 411–412, 742.
  3. Пыщный 2021 , стр. 26–27.
  4. ^ Миллер и Хейс 1986 , с. 110.
  5. ^ Перейти обратно: а б Флеминг 2020 , с. 3.
  6. ^ Перейти обратно: а б Смит 2017 , с. 42.
  7. ^ Миллер 2000 , с. 1.
  8. ^ Хакетт 2001 , стр. 158–59.
  9. ^ Смит 2002 , с. 7.
  10. ^ Смит 2002 , стр. 8, 33–34.
  11. ^ Перейти обратно: а б с Льюис 2020 , с. 222.
  12. ^ Кросс 1973 , стр. 96–97.
  13. ^ Корнелл, 2021 , с. 18.
  14. ^ Смит 2002 , стр. 8, 135.
  15. ^ Перейти обратно: а б Смит 2017 , с. 38.
  16. ^ Корнелл, 2021 , с. 20.
  17. ^ Перейти обратно: а б Лич 2002 , стр. 59–60.
  18. ^ Перейти обратно: а б с д Это Лич 2002 , с. 60.
  19. ^ Перейти обратно: а б с д Смит и Коэн 1996b , стр. 242–256.
  20. ^ Alter 2018 : «Библейские ученые пришли к единому мнению, что первоначальное произношение имени ЯХВЕ… было Яхве».
  21. ^ Пройсс 2008 , с. 823.
  22. ^ Элиор 2006 , с. 779: «...произношение Неизреченного Имени было одним из кульминаций Священного богослужения: оно вверялось исключительно Первосвященнику один раз в году в День Искупления в Святая Святых».
  23. ^ Кинг и Стагер 2001 , с. XXIII.
  24. ^ Исход 3:14
  25. ^ Парк-Тейлор 1975 , с. 51.
  26. ^ Льюис 2020 , с. 214.
  27. ^ Миллер II 2021 , с. 18.
  28. ^ Китц 2019 , стр. 42, 57.
  29. ^ Льюис 2020 , стр. 211, 215.
  30. ^ Кросс 1973 , стр. 61–63.
  31. ^ Флеминг 2020 , с. 176: «Было одно ключевое возражение со стороны Майкла Стрека, который в 2000 году провел переоценку личных имен амореев в целом и в рамках этой работы опубликовал отдельный вывод (1999) о том, что все Я -ви- и Я-ах-ви - элементы в этих именах следует понимать как отражающие один и тот же корень ḥwy , «жить»... Если Штрек прав, что все это формы глагола «жить», то аморейские личные имена следует отбросить как полезно для любого толкования имени [Яхве]». Но см. Fleming 2020b , с. 425: «Хотя идентификация глагольного корня в аморейских именах с -ḫ - остается невозможным с уверенностью доказать, параллели с современным древневавилонским Ибашши-ДН и более поздние параллели второго тысячелетия с глаголом kwn показывают жизнеспособность западно-семитского корня hwy «быть, быть очевидным», по крайней мере, для некоторой части этих аморейских имен».
  32. ^ Хаятт, Дж. Филип (1967). «Был ли Яхве изначально Божеством-Творцом?» . Журнал библейской литературы . 86 (4): 369–377. дои : 10.2307/3262791 . JSTOR   3262791 – через JSTOR.
  33. ^ Бен-Сассон 2019 , стр. 55–56.
  34. ^ Миллер 2000 , с. 2.
  35. ^ Кросс 1973 , с. 71.
  36. ^ День 2002 г. , стр. 13–14.
  37. ^ Шаломи Хен 2021 .
  38. ^ Андерсон 2015 , с. 100.
  39. ^ Граббе 2007 , с. 151.
  40. ^ Shalomi Hen 2021: "Unfortunately, albeit the interesting analogies, the learned discussions, and the broad perspective, the evidence is too scanty to allow any conclusions concerning the exact meaning of the term YHWA/YHA/YH as it appears in Ancient Egyptian records."
  41. ^ Граббе 2007 , с. 153.
  42. ^ Перейти обратно: а б Ван дер Тоорн 1999 , с. 912.
  43. ^ Ван дер Торн 1999 , стр. 912–13.
  44. ^ Ван дер Торн 1995 , стр. 247–248.
  45. ^ Ван дер Торн 1995 , с. 248.
  46. ^ Перейти обратно: а б с Фревель, Кристиан (2021). «Когда и откуда появился ЯХВЕ? Некоторые размышления о раннем яхвизме в Израиле и Иудее» . Запутанные религии . 12 (2). дои : 10.46586/er.12.2021.8776 . hdl : 2263/84039 . ISSN   2363-6696 .
  47. ^ Перейти обратно: а б Шталь, Майкл Дж. (2021). «Лучший враг Бога: новый взгляд на ЯХВЕ и Ваала в Древнем Израиле и Иудее» . Семитика . 63 : 45–94. дои : 10.2143/SE.63.0.3289896 . ISSN   2466-6815 .
  48. ^ Смит 2002 , с. 83.
  49. ^ Ставракопулу 2021 , с. 395.
  50. ^ Смит 2002 , стр. 7, 19–31.
  51. ^ Золотой 2009 , с. 182.
  52. ^ Смит 2002 , стр. 19–31.
  53. ^ Кнол 2017 , стр. 171–172.
  54. ^ Хакетт 2001 , стр. 158–160.
  55. ^ Андерсон 2015 , с. 101.
  56. ^ Перейти обратно: а б Маньянья, Леви Нгангура (2009). Братство Иакова и Исава (Быт. 25–36): какой старший брат Иаков? (На французском). Труд и Фидес. п. 257. ИСБН  978-2-8309-1253-1 .
  57. ^ Э.А. Кнауф. (1999). Кос [в] Карел ван дер Торн, Боб Бекинг, Питер Виллем ван дер Хорст [ред.], Словарь божеств и демонов в Библии , стр. 674–677. Вм. Издательство Б. Эрдманс: «Этот клан или семья, должно быть, имели идумейское или идумейское происхождение». (с. 677).
  58. ^ Эли Ассис, Идентичность в конфликте: борьба между Исавом и Иаковом, Эдомом и Израилем , Penn State Press , 2016 ISBN   978-1-575-06418-5 , стр. 10: В 1 Цар. 1–8 исключительно нет упоминаний о каких-либо идумеских богах: «Царь Соломон любил многих иностранок вместе с дочерью фараона: Моавитянку, Аммонитянку, Эдомитянку. , сидонские и хеттские женщины. ... Ибо Соломон следовал за Астартой, богиней сидонян, и Милкомом, мерзостью аммонитян. ... И построил Соломон высоту Хамосу, мерзости Моава, и Молоху, мерзости Аммонитян, на горе к востоку от Иерусалима. То же самое он сделал со всеми своими иностранными женами, которые приносили благовония и приносили жертвы своим богам».
  59. ^ Дику 1994 , с. 177.
  60. ^ Фивы 2023 .
  61. ^ Второзаконие 32: 8–9.
  62. ^ Андерсон 2015 , с. 77.
  63. ^ Хесс 2007 , стр. 103–104.
  64. ^ Смит 2008 , с. 203.
  65. ^ Шнидевинд 2013 , с. 93.
  66. ^ Перейти обратно: а б Хакетт 2001 , с. 156.
  67. ^ Перейти обратно: а б с д Дэвис 2010 , с. 112.
  68. ^ Миллер 2000 , с. 90.
  69. ^ Геллер 2012 , с. без страниц.
  70. ^ Смит 2002 , стр. 71–72.
  71. ^ Кэмпбелл 2001 , стр. 221–222.
  72. ^ Смит 2002 , с. 9.
  73. ^ Смит 2002 , стр. 8, 33–34, 135.
  74. ^ Перейти обратно: а б Сперлинг 2017 , с. 254.
  75. ^ Смит 2016 , с. 287.
  76. ^ Перейти обратно: а б Альбертц 1994 , с. 61.
  77. ^ Hess 2020, p. 247–248.
  78. ^ Grabbe 2010, p. 2.
  79. ^ Cogan 2001, p. 271.
  80. ^ Cogan 2001, p. 274.
  81. ^ Grabbe 2010, pp. 2–3.
  82. ^ Coogan, Brettler & Newsom 2007, p. xxvi.
  83. ^ Уош 1984 , стр. 182–183.
  84. ^ Альбертц 2003 , с. 130 .
  85. ^ Талиаферро, Чарльз; Харрисон, Виктория С.; Гетц, Стюарт (2012). Рутледж-спутник теизма . Рутледж.
  86. ^ Икин 1971 , стр. 70, 263.
  87. ^ Маккензи 1990 , с. 1287.
  88. ^ Бетц 2000 , с. 917.
  89. ^ Розенберг 1966 , с. 297.
  90. ^ Альбани 2020 , стр. 226.
  91. ^ Лето 2009 г. , стр. 145.
  92. ^ Перейти обратно: а б Альбертц 1994 , с. 89.
  93. ^ Горман 2000 , с. 458.
  94. ^ Дэвис и Роджерсон 2005 , стр. 151–152.
  95. ^ Гнусе 1997 , с. 118.
  96. ^ Дэвис и Роджерсон 2005 , стр. 158–165.
  97. ^ Коэн 1999 , с. 302.
  98. ^ Девер 2003a , с. 388.
  99. ^ Беннетт 2002 , с. 83.
  100. ^ Меттингер 2006 , стр. 288–290.
  101. ^ Макдональд 2007 , стр. 21, 26–27.
  102. ^ Льюис 2020 , стр. 293–297.
  103. ^ Бетц 1996 , с. [ нужна страница ] .
  104. ^ Арнольд 1996 , с. [ нужна страница ] .
  105. ^ Скотт 2015 , стр. 169–172.
  106. ^ Скотт 2015 , стр. 11, 16, 80, 126.
  107. ^ Левин, Ли И. (1998). Иудаизм и эллинизм в древности: конфликт или слияние? . Вашингтонский университет Press. стр. 38–60. ISBN  978-0-295-97682-2 . JSTOR   j.ctvcwnpvs .
  108. ^ Лейн, Юджин Н. (ноябрь 1979 г.). «Сабазиус и евреи в Валерии Максиме: пересмотр» . Журнал римских исследований . 69 : 35–38. дои : 10.2307/299057 . ISSN   1753-528X . JSTOR   299057 . S2CID   163401482 .
  109. ^ Харлан, Майкл (1995). Римские республиканские монетеры и их монеты, 63–49 гг. до н. э., Сиби. стр. 115–118. ISBN  0-7134-7672-9 .
  110. ^ Макдонаф 1999 , с. 88.
  111. ^ Смит и Коэн 1996a , стр. 233.
  112. ^ Плутарх , «Вопрос VI» .
  113. ^ Макдонаф 1999 , с. 89.
  114. ^ Смит и Коэн 1996a , стр. 232–233.
  115. ^ Макдонаф 1999 , стр. 89–90.
  116. ^ Ювенал , Сатиры 14.97; Питер Шефер, Юдофобия: отношение к евреям в древнем мире (Harvard University Press, 1997), стр. 41, 79–80.
  117. ^ Петроний , фр. 37,2; Шефер, Юдофобия , стр. 77–78.
  118. ^ Флор , воплощение 1.40 (3.5.30): «Евреи пытались защитить Иерусалим ; но он [Помпей Великий] вошел и в этот город и увидел разоблаченную великую Святую Святых нечестивого народа, Целум под золотой виноградной лозой» ( Hierosolymam защищайте temptavere Iudaei verum haec quoque и интравит и видит иллюд великий inpiae gentis arcanum patens, sub aurea vite Caelum). Финбарр Барри Флад, Великая мечеть Дамаска: исследования зарождения визуальной культуры Омейядов (Brill, 2001), стр. 81 и 83 (примечание 118). Оксфордский латинский словарь (Оксфорд: Clarendon Press, 1982, переиздание 1985 года), стр. 252, статья о Caelum , цитирует Ювенала, Петрония и Флора как примеры Caelus или Caelum «в отношении Иеговы , а также некоторых символов Иеговы».

Источники

дальнейшее чтение

Внешние ссылки

Arc.Ask3.Ru: конец оригинального документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 30CCAAAAB3BFE432DA17B8E883F7BB6B__1719404580
URL1:https://en.wikipedia.org/wiki/Yahweh
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yahweh - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть, любые претензии не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, денежную единицу можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)