Яхве
Божества древнего Ближнего Востока |
---|
Религии древнего Ближнего Востока |
Яхве [а] было древним левантийским и национальным богом израильских и царств Израиля Иуды . божеством [4] Хотя единого мнения относительно происхождения божества не существует, [5] ученые обычно утверждают, что Яхве связан с Сеиром , Эдомом , Фараном и Феманом . [6] и позже с Ханааном . Истоки его поклонения относятся, по крайней мере, к раннему железному веку и, вероятно, к позднему бронзовому веку , если не несколько раньше. [7]
В древнейшей библейской литературе он обладает атрибутами, обычно приписываемыми божествам погоды и войны , оплодотворяющим землю и возглавляющим небесную армию против врагов Израиля. [8] Ранние израильтяне были политеистами и поклонялись Яхве наряду с различными ханаанскими богами и богинями , включая Эль , Ашеру и Ваала . [9]
В более поздние столетия Эль и Яхве стали объединять, и связанные с Эль эпитеты, такие как Эль-Шаддай, стали применяться только к Яхве. [10] Но некоторые ученые полагают, что Эль и Яхве всегда были отождествлены. [11] [12] [13] Характеристики других богов, таких как Ашера и Ваал, также выборочно «впитывались» в концепции Яхве. [14] [15] [16]
Со временем существование других богов было опровергнуто, а Яхве был провозглашен божеством-творцом и единственным божеством, которому следует поклоняться. В период Второго Храма публичное произнесение имени Яхве стало считаться табу . [17] а евреи вместо этого стали заменять другими словами, в первую очередь адонай ( אֲדֹנָי , «мой Господь»). Во времена Римской империи, после осады Иерусалима и разрушения его Храма в 70 году н. э. , первоначальное произношение имени бога было полностью забыто. [18]
Яхве также упоминается в Папирусе Амхерста 63 и в еврейских или написанных под еврейским влиянием греко-египетских магических текстах I-V веков нашей эры. [19]
Имя
Имя бога было написано на палео-иврите как 𐤉𐤄𐤅𐤄 ( יהוה блочным шрифтом ), транслитерируется как ЯХВЕ ; современная наука достигла консенсуса, чтобы записать это слово как «Яхве». [20] Сокращенные формы Йехо- , Яху- и Йо- встречаются в личных именах таких как « Аллилуйя и во фразах , !» [21] Сакральность имени, а также Заповедь против « употребления имени всуе » привели к ужесточению запретов на произнесение и написание этого термина. Раввинские источники предполагают, что к периоду Второго Храма имя Бога произносилось первосвященником только один раз в году, в День Искупления . [22] После разрушения Иерусалима в 70 г. н. э . первоначальное произношение названия было полностью забыто. [18]
История
Периоды
Филип Кинг и Лоуренс Стейджер делят историю Яхве на следующие периоды:
- Поздняя бронза: 1550–1200 гг. До н.э.
- Железный век I: 1200–1000 гг. до н.э.
- Железный век II: 1000–586 гг. до н.э.
- Нововавилонский период: 586–539 гг. до н. э.
- Персидский: 539–332 гг. до н. э. [23]
Другие часто используемые академические термины включают период Первого Храма, от строительства Храма в 957 г. до н. э. до его разрушения в 586 г. до н. э., изгнание для периода изгнания 586–539 гг. для более поздних периодов и периода Второго Храма от реконструкции Храма в 515 г. до н.э. до его разрушения в 70 г. н.э.
Истоки позднего бронзового века (1550–1200 гг. До н.э.)
Почти нет единого мнения о происхождении Яхве. [5] Его имя не засвидетельствовано ни у кого, кроме израильтян, и нет единого мнения относительно его этимологии: ehyeh ašer ehyeh (« Я есмь то, что Я есмь »), объяснение, представленное в Исходе 3:14: [24] представляется поздним богословским толкованием, изобретенным в то время, когда первоначальный смысл был забыт, [25] хотя некоторые ученые оспаривают это. [26] [27] Льюис связывает имя с аморейским элементом яхви- ( ia-wi ), встречающимся в личных именах в марийских текстах, [28] значение «оживляет/вызывает существование» (например, yahwi-dagan = « Дагон вызывает существование»), обычно обозначается как семантический эквивалент аккадского ibašši - DN; [29] хотя Фрэнк Мур Кросс подчеркивал, что аморейская глагольная форма представляет интерес только для попытки реконструировать глагольный корень имени «Яхве», и что против попыток принять Яхви- как божественный эпитет следует «решительно» выступать. [30] [31] Кроме того, Дж. Филип Хаятт считает, что более вероятно, что Яхви- относится к богу, создающему и поддерживающему жизнь новорожденного ребенка, а не ко Вселенной. Эта концепция Бога была более популярна среди древних жителей Ближнего Востока, но в конечном итоге израильтяне удалили связь яхви- с каким-либо человеческим предком и объединили ее с другими элементами (например, Яхве ṣəḇāʾōṯ ). [32] [ нужно обновить ] Гилель Бен-Сассон утверждает, что нет достаточных доказательств того, что амореи использовали яхви в качестве богов. Но он утверждает, что оно отражает другие теофорические имена и что яхви- , или, точнее, йави , происходит от корня хви в па'ал, что означает «он будет». [33]
Одна научная теория состоит в том, что он произошел от сокращенной формы ˀel ḏū yahwī ṣabaˀôt , «Эль, создающий воинства». [34] которое Кросс считал одним из культовых имен Эла. [35] Однако эта фраза нигде не засвидетельствована ни внутри, ни за пределами Библии, и эти два бога в любом случае совершенно различны: Эль пожилой человек, по отцовской линии и не имеющий связи Яхве с бурей и битвами. [36] Даже если вышеуказанные проблемы будут решены, общепринято считать, что Яхве имеет некаузативную этимологию, потому что в противном случае YHWH было бы переведено как YHYH. [11] Возникает также вопрос, почему израильтяне хотели сократить этот эпитет. Одной из возможных причин является сосуществование религиозного модернизма и консерватизма, которые являются нормой во всех религиях. [11]
Самое старое вероятное появление его имени находится в египетском демониме tꜣ šꜣsw Yhwꜣ , « ЯХВА (в) Земле Шасу » ( египетский : 𓇌𓉔𓍯𓄿 Yhwꜣ ) в надписи времен Аменхотепа III (1390–1352 гг. до н.э.), [37] [38] Шасу — кочевники из Мадиана и Эдома в северной Аравии. [39] Хотя до сих пор неясно, существует ли связь между топонимом yhwꜣ и теонимом YHWH , [40] Преобладающая точка зрения состоит в том, что Яхве был из южной области, связанной с Сеиром , Эдомом , Фараном и Феманом . [6] Эта точка зрения пользуется значительной, хотя и не всеобщей поддержкой. [41] но возникает вопрос о том, как Яхве пробрался на север. [42] Ответом, который многие ученые считают правдоподобным, является кенитская гипотеза , согласно которой торговцы привезли Яхве в Израиль по караванным путям между Египтом и Ханааном . [43] Это связывает воедино различные данные, такие как отсутствие Яхве в Ханаане, его связи с Эдомом и Мадианитом в библейских историях, а также кенийские или мадианитянские связи Моисея . [42] но его основные слабости заключаются в том, что большинство израильтян были прочно укоренены в Палестине , а историческая роль Моисея проблематична. [44] Отсюда следует, что если гипотезу кенитов следует поддерживать, то следует предположить, что израильтяне столкнулись с Яхве (и мадианитянами/кенитами) внутри Израиля и через свои связи с самыми ранними политическими лидерами Израиля. [45] Кристиан Фревел утверждает, что надписи, предположительно предполагающие южное происхождение Яхве (например, «ЯХВЕ Фемана»), могут просто обозначать его присутствие там в более поздние времена, и что Теман может относиться к любой южной территории, включая Иудею. [46]
что поклонение ЯХВЕ укоренилось в местной культуре Израильского царства и пропагандировалось в Иудейском царстве Омридами С другой стороны, некоторые ученые утверждают , . [46] [47] Фревель предполагает, что завоевания Азаила в Израильском королевстве вынудили два королевства сотрудничать, что привело к распространению поклонения ЯХВЕ среди простолюдинов Иудеи. Раньше ЯХВЕ считался богом-покровителем Иудейского государства . [46]
Ранний железный век (1200–1000 гг. До н.э.)
В раннем железном веке современное мнение заключается в том, что не было различий в языке или материальной культуре между хананеями и израильтянами . Соответственно, ученые определяют израильскую культуру как разновидность ханаанской культуры. [50] С этой точки зрения, израильская религия состояла из ханаанских богов, таких как Эль, правитель пантеона , [51] Ашера , его супруга и Ваал . [52] Но Исраэль Кнол утверждает, что нет никаких свидетельств существования каких-либо антропоморфных фигурок или культовых статуй в Израиле в этот период, что позволяет предположить монотеистическую практику. [53]
В самой ранней библейской литературе Яхве имеет характеристики бога грозы, типичные для древних ближневосточных мифов, марширующего из Эдома или Синайской пустыни с небесным воинством звезд и планет, составляющих его армию, чтобы сражаться с врагами своего народа. Израиль: [54]
Господь, когда ты вышел из Сеира,
когда вы выходили с поля Едома,
земля задрожала, небо тоже упало.
Да, облака роняли воду.
Горы задрожали от лица Яхве,
даже Синай в присутствии Яхве, Бога Израилева.
...
С неба звезды сражались.
Со своих ходов они воевали против Сисары .
( Книга Судей 5:4–5, 20, WEB английская Библия World , Песнь Деворы .)
Альтернативно, части образов бога бури могли происходить от Ваала. [15] [47] : 78
С точки зрения кенитской гипотезы также было высказано предположение, что идумейское божество Кос могло быть одним и тем же, что и Яхве, а не отдельным божеством, имя которого было титулом последнего. [55] Помимо общего территориального происхождения, различные общие характеристики культа Яхве и идумеевского культа Кос намекают на общую связь. [56] Например, Доик Эдомитянин изображен без проблем с поклонением Яхве и чувствует себя как дома в еврейских святилищах. [56]
В отличие от главного бога аммонитян ( Милькома ) и моавитян ( Хемоса ), Танах воздерживается от явного названия идумеянина Коса. [57] [58] Некоторые ученые объяснили это заметное упущение, предполагая, что уровень сходства между Яхве и Косом затруднил бы отказ от последнего. [59] Другие ученые считают, что Яхве и Кос были разными божествами по своему происхождению, и предполагают, что напряженность между иудеями и идумеянами в период Второго Храма может лежать в основе отсутствия Коса в Библии. [60]
Поздний железный век (1000–586 гг. До н.э.)
Утверждалось, что Яхве первоначально был описан как один из сыновей Эла во Второзаконии 32: 8–9 : [61] и что это было удалено более поздней поправкой к тексту: [62] Тем не менее, на основе контекстуального анализа некоторые ученые утверждают, что Эль Элион («Всевышний») и Яхве являются теонимами одного и того же божества в тексте. [63] [64]
Когда Всевышний дал народам наследие,
когда он разделил человечество,
он установил границы народов,
по числу небесного собрания.
Ибо удел Господа — народ Его,
Джейкоб — его особая собственность.
( Книга Второзаконие 32:8-9, Новый английский перевод , Песнь Моисея )
Поздний железный век ознаменовался появлением национальных государств , связанных с конкретными национальными богами : [65] Хамос был богом моавитян, Милком — богом аммонитян, Кос — богом идумеян, а Яхве — богом израильтян. [66] [67] В каждом королевстве король был также главой национальной религии и, таким образом, наместником национального бога на Земле. [68] Яхве выполнял роль национального бога в Израильском царстве (Самария) , возникшем в 10 веке до нашей эры; а также в Иудее , которая, возможно, возникла столетием позже [69] (никакой «Бог Иуды» нигде в Библии не упоминается). [66] [67]
Во время правления Ахава , и особенно после его женитьбы на Иезавели , Ваал, возможно, ненадолго заменил Яхве в качестве национального бога Израиля (но не Иуды). [70] [71]
В 9 веке до нашей эры появились признаки отказа от поклонения Ваалу, связанные с пророками Илией и Елисеем . Таким образом, религия Яхве начала отделяться от своего ханаанского наследия; этот процесс продолжался в течение периода с 800 по 500 г. до н.э. с юридическим и пророческим осуждением ашеримов , поклонением солнцу и поклонением на высотах , а также с практиками, относящимися к мертвым, и другими аспектами старой религии. [72] Черты Ваала, Эла и Ашеры были впитаны в Яхве, и такие эпитеты, как Эль-Шаддай, стали применяться только к Яхве. [73]
В этой атмосфере возникла борьба между теми, кто считал, что следует поклоняться одному Яхве, и теми, кто поклонялся ему в рамках более широкой группы богов; [74] партия одного лишь Яхве, партия пророков и девтерономистов , в конечном итоге одержала победу, и их победа лежит в основе библейского повествования об Израиле, колеблющемся между периодами «следования другим богам» и периодами верности Яхве. [74]
Некоторые ученые датируют начало широко распространенного монотеизма VIII веком до нашей эры и рассматривают его как ответ на неоассирийскую агрессию. [75] [76] В надписи, обнаруженной в Эйн-Геди и датированной примерно 700 г. до н.э., Яхве описывается как господин «народов», тогда как в других современных текстах, обнаруженных в Хирбет-Бейт-Лей (недалеко от Лахиша), он упоминается как правитель Иерусалима и, вероятно, также Иуды. [77]
Нововавилонский и персидский периоды (586–332 гг. До н. Э.)
В 587/6 г. до н.э. Иерусалим пал перед нововавилонянами , Храм Соломона был разрушен, а руководство общины было депортировано. [78] Следующие 50 лет вавилонского пленения имели решающее значение для истории израильской религии. Поскольку традиционные жертвоприношения Яхве (см. ниже) не могли приноситься за пределами Израиля, другие обычаи, включая соблюдение субботы и обрезание, приобрели новое значение. [79] В написании Второго Исайи Яхве больше не рассматривался как исключительный человек Израиля, но как распространяющий свое обещание на всех, кто будет соблюдать субботу и соблюдать его завет. [80] В 539 г. до н.э. Вавилон, в свою очередь, пал перед персидским завоевателем Киром Великим , изгнанникам было разрешено вернуться (хотя это сделала лишь меньшинство), и примерно к 500 г. до н.э. Второй Храм . был построен [81]
К концу периода Второго Храма публичное произнесение имени Яхве стало считаться табу . [17] Читая Священные Писания, евреи стали заменять Божественное имя словом адонаи (אֲדֹנָי), что означает « Господь мой ». [18] Первосвященнику Израиля разрешалось произнести это имя один раз в Храме в День Искупления , но ни в какое другое время и ни в каком другом месте. [18] В эллинистический период Священные Писания были переведены на греческий язык евреями египетской диаспоры . [82] В греческих переводах еврейских писаний тетраграмматон и адонай переводятся как кириос (κύριος), что означает «Господь». [18]
В период персидского правления возникли ожидания будущего человеческого царя, который будет править очищенным Израилем как представитель Яхве в конце времен — мессия . Первыми об этом упомянули Аггей и Захария , оба пророки раннеперсидского периода. Они видели мессию в Зоровавеле , потомке дома Давидова , который, казалось, на короткое время собирался восстановить древнюю царскую линию, или в Зоровавеле и первом Первосвященнике Иисусе Навине (Захария пишет о двух мессиях, одном царском и другой священник). Эти ранние надежды не оправдались (Зоровавель исчез из исторических источников, хотя первосвященники продолжали происходить от Иисуса Навина), и после этого остались лишь общие упоминания о Мессии Давида (т.е. его потомке). [83] [84] Из этих идей иудаизм Второго Храма позже возник , откуда произошли христианство , раввинистический иудаизм и ислам .
Яхве и возникновение монотеизма
Хотя конкретный процесс, посредством которого израильтяне приняли монотеизм , неизвестен, несомненно, что переход был постепенным и не был полностью завершен в период Первого Храма. [85] [ нужна страница ]
Неясно, когда началось поклонение одному лишь Яхве. Самые ранние известные изображения Яхве как главного божества, которому «человек обязан благословлять землю», появляются в учении пророка Илии в 9 веке до нашей эры. Эта форма поклонения, вероятно, прочно утвердилась во времена пророка Осии в 8 веке до нашей эры в связи со спорами между Яхве и Ваалом. [76] Ранние сторонники этой фракции широко считаются монолатристами , а не истинными монотеистами ; [86] [ нужно обновить ] они не верили, что Яхве был единственным существующим богом, а вместо этого верили, что он был единственным богом, которому должен поклоняться народ Израиля. [87]
Наконец, во время национального кризиса вавилонского изгнания последователи Яхве пошли еще дальше и прямо отрицали существование других божеств, кроме Яхве, тем самым ознаменовав переход от монолатризма к истинному монотеизму. [88] Идея о том, что Яхве следует поклоняться как богу-творцу всей земли, впервые разработана во Втором Исайе , сочинении, написанном в изгнании VI века до нашей эры, в котором доводы в пользу богословской доктрины основываются на власти Яхве над другими богами. [89] [ нужно обновить ] и его несравненность и единственность по отношению к богам вавилонской религии. [90] [ неправильный синтез? ]
Бенджамин Д. Соммер утверждает, что различие между политеизмом и монотеизмом сильно преувеличено. [91]
Поклонение
Фестивали и жертвоприношения
Центром поклонения Яхве были три великих ежегодных праздника, совпадающих с главными событиями сельской жизни: Песах с рождением ягнят , Шавуот со зерновых сбором урожая и Суккот со сбором фруктов . [92] Вероятно, они предшествовали появлению религии Яхве. [92] но они стали связаны с событиями национального мифа Израиля: Песах с исходом из Египта, Шавуот с дарованием закона на горе Синай и Суккот с блужданием по пустыне . [67] Таким образом, праздники прославляли спасение Израиля Яхве и статус Израиля как его святого народа, хотя прежнее сельскохозяйственное значение не было полностью потеряно. [93] Его поклонение предположительно включало в себя жертвоприношения, но многие учёные пришли к выводу, что ритуалы, подробно описанные в книге Левит 1–16, с их упором на чистоту и искупление , были введены только после вавилонского изгнания , и что в действительности любой глава семьи мог принести жертву. жертвовать, как того требовал случай. [94] Ряд ученых также пришли к выводу, что жертвоприношение младенцев , будь то божеству подземного мира Молоху или самому Яхве, было частью израильской/иудейской религии до реформ царя Иосии в конце 7 века до нашей эры. [95] Жертвоприношение, предположительно, дополнялось пением или чтением псалмов , но подробности опять же скудны. [96] Молитва играла небольшую роль в официальном богослужении. [97]
Храмы
Еврейская Библия создает впечатление, что Иерусалимский храм всегда должен был быть центральным или даже единственным храмом Яхве, но это было не так. [67] Самым ранним известным израильским местом поклонения является алтарь под открытым небом XII века до нашей эры на холмах Самарии с бронзовым быком, напоминающим ханаанского Быка-Эля (Эль в форме быка), а также археологические остатки других храмов. найден в Дане на северной границе Израиля, в Араде в Негеве и в Беэр-Шеве , оба на территории Иудеи. [98] Силом , Вефиль , Галгал , Мицпа , Рама и Дан также были основными местами проведения праздников, жертвоприношений, принесения обетов , частных ритуалов и разрешения юридических споров. [99]
Изображение
Поклонение Яхве было известно аниконическим , то есть бог не изображался в статуях или других изображениях. Это не означает, что он не был представлен в какой-то символической форме, и раннее израильское богослужение, вероятно, было сосредоточено на стоячих камнях , но, согласно библейским текстам, храм в Иерусалиме изображал престол Яхве в форме двух херувимов , их внутренние крылья образовывали сиденье и ящик ( Ковчег Завета ) в качестве подножия для ног, а сам престол был пуст. [100]
Не существует общепринятого объяснения такого аниконизма , и ряд ученых утверждают, что Яхве фактически был представлен до реформ Езекии и Иосии в конце монархического периода: цитируя одно исследование, «в раннем аниконизме де-факто или нет, это просто проекция пост-изгнанного воображения». [101] Другие ученые утверждают, что нет определенных свидетельств какого-либо антропоморфного изображения Яхве в период до изгнания. [102]
Греко-римский синкретизм
Яхве часто упоминается в греко-римских магических текстах, датируемых 2-м веком до нашей эры – 5-м веком нашей эры, особенно в греческих магических папирусах . [103] под именами Иао , Адонай , Саваоф и Элоай . [19] В этих текстах он часто упоминается наряду с традиционными греко-римскими божествами и египетскими божествами . [19] Архангелы такие Михаил , Гавриил , Рафаил и Уриил , а также еврейские культурные герои, как Авраам , Иаков и Моисей , также часто призываются. [104] Частое появление имени Яхве, вероятно, было связано с тем, что греческие и римские народные маги стремились сделать свои заклинания более сильными за счет призывания престижного иностранного божества. [19]
На монете, выпущенной Помпеем в честь его успешного завоевания Иудеи, изображена стоящая на коленях бородатая фигура, сжимающая ветку (распространенный римский символ подчинения) с подзаголовком BACCHIVS IVDAEVS , что можно перевести как «Еврейский Вакх » или «Вакх Иудей». . Фигура была интерпретирована как изображение Яхве как местной разновидности Вакха, то есть Диониса . [105] Однако, поскольку на монетах, отчеканенных с такой иконографией, обычно изображались покоренные люди, а не боги покоренного народа, некоторые предположили, что на монете просто изображена капитуляция иудея, которого звали «Вакхий», иногда идентифицируемого как хасмонейский царь Аристобул II . который был свергнут походом Помпея. [106] [107] [108] [109]
В любом случае, Тацит , Иоанн Лидийский , Корнелий Лабеон и Марк Теренций Варрон аналогичным образом отождествляют Яхве с Вакхом-Дионисом. [110] Сами евреи часто использовали символы, которые также были связаны с Дионисом, такие как киликсы , амфоры , листья плюща и грозди винограда - сходство, которое Плутарх использовал, чтобы доказать, что евреи поклонялись ипостасной форме Вакха-Диониса. [111] В своем Quaestiones Convivales Плутарх далее отмечает, что евреи приветствуют своего бога криками « Эуой » и « Саби », фразами, связанными с поклонением Диониса. [112] [113] [114] По мнению Шона М. Макдоноу , носители греческого языка, возможно, путали арамейские слова, такие как Суббота , Аллилуйя или даже, возможно, какой-то вариант самого имени Яхве, с более знакомыми терминами, связанными с Дионисом. [115]
Другие римские писатели, такие как Ювенал , Петроний и Флор , отождествляли Яхве с богом Целом . [116] [117] [118]
См. также
Ссылки
Примечания
- ^ / ˈ j ɑː hw eɪ / , или часто / ˈ j ɑː w eɪ / на английском языке; 𐤉𐤄𐤅𐤄 на палео-иврите ; реконструировано в блочном скрипте: Яхве [ , ] яхве
Цитаты
- ^ Эдельман 1995 , с. 190.
- ^ Ставракопулу 2021 , стр. 411–412, 742.
- ↑ Пыщный 2021 , стр. 26–27.
- ^ Миллер и Хейс 1986 , с. 110.
- ^ Перейти обратно: а б Флеминг 2020 , с. 3.
- ^ Перейти обратно: а б Смит 2017 , с. 42.
- ^ Миллер 2000 , с. 1.
- ^ Хакетт 2001 , стр. 158–59.
- ^ Смит 2002 , с. 7.
- ^ Смит 2002 , стр. 8, 33–34.
- ^ Перейти обратно: а б с Льюис 2020 , с. 222.
- ^ Кросс 1973 , стр. 96–97.
- ^ Корнелл, 2021 , с. 18.
- ^ Смит 2002 , стр. 8, 135.
- ^ Перейти обратно: а б Смит 2017 , с. 38.
- ^ Корнелл, 2021 , с. 20.
- ^ Перейти обратно: а б Лич 2002 , стр. 59–60.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Лич 2002 , с. 60.
- ^ Перейти обратно: а б с д Смит и Коэн 1996b , стр. 242–256.
- ^ Alter 2018 : «Библейские ученые пришли к единому мнению, что первоначальное произношение имени ЯХВЕ… было Яхве».
- ^ Пройсс 2008 , с. 823.
- ^ Элиор 2006 , с. 779: «...произношение Неизреченного Имени было одним из кульминаций Священного богослужения: оно вверялось исключительно Первосвященнику один раз в году в День Искупления в Святая Святых».
- ^ Кинг и Стагер 2001 , с. XXIII.
- ^ Исход 3:14
- ^ Парк-Тейлор 1975 , с. 51.
- ^ Льюис 2020 , с. 214.
- ^ Миллер II 2021 , с. 18.
- ^ Китц 2019 , стр. 42, 57.
- ^ Льюис 2020 , стр. 211, 215.
- ^ Кросс 1973 , стр. 61–63.
- ^ Флеминг 2020 , с. 176: «Было одно ключевое возражение со стороны Майкла Стрека, который в 2000 году провел переоценку личных имен амореев в целом и в рамках этой работы опубликовал отдельный вывод (1999), что все Я-ви- и Я-ах-ви - элементы в этих именах следует понимать как отражающие один и тот же корень ḥwy , «жить»... Если Штрек прав, что все это формы глагола «жить», то аморейские личные имена следует отбросить как полезно для любого толкования имени [Яхве]». Но см. Fleming 2020b , с. 425: «Хотя идентификация глагольного корня в аморейских именах с -ḫ - остается невозможным с уверенностью доказать, параллели с современным древневавилонским Ибашши-ДН и более поздние параллели второго тысячелетия с глаголом kwn показывают жизнеспособность западно-семитского корня hwy «быть, быть очевидным», по крайней мере, для некоторой части этих аморейских имен».
- ^ Хаятт, Дж. Филип (1967). «Был ли Яхве изначально Божеством-Творцом?» . Журнал библейской литературы . 86 (4): 369–377. дои : 10.2307/3262791 . JSTOR 3262791 – через JSTOR.
- ^ Бен-Сассон 2019 , стр. 55–56.
- ^ Миллер 2000 , с. 2.
- ^ Кросс 1973 , с. 71.
- ^ День 2002 г. , стр. 13–14.
- ^ Шаломи Хен 2021 .
- ^ Андерсон 2015 , с. 100.
- ^ Граббе 2007 , с. 151.
- ^ Шаломи Хен, 2021 : «К сожалению, несмотря на интересные аналогии, научные дискуссии и широкую перспективу, свидетельств слишком скудны, чтобы можно было сделать какие-либо выводы относительно точного значения термина YHWA/YHA/YH, как он появляется в древнеегипетских записях. ."
- ^ Граббе 2007 , с. 153.
- ^ Перейти обратно: а б Ван дер Торн 1999 , с. 912.
- ^ Ван дер Торн 1999 , стр. 912–13.
- ^ Ван дер Торн 1995 , стр. 247–248.
- ^ Ван дер Торн 1995 , с. 248.
- ^ Перейти обратно: а б с Фревель, Кристиан (2021). «Когда и откуда появился ЯХВЕ? Некоторые размышления о раннем яхвизме в Израиле и Иудее» . Запутанные религии . 12 (2). дои : 10.46586/er.12.2021.8776 . hdl : 2263/84039 . ISSN 2363-6696 .
- ^ Перейти обратно: а б Шталь, Майкл Дж. (2021). «Лучший враг Бога: новый взгляд на ЯХВЕ и Ваала в Древнем Израиле и Иудее» . Семитика . 63 : 45–94. дои : 10.2143/SE.63.0.3289896 . ISSN 2466-6815 .
- ^ Смит 2002 , с. 83.
- ^ Ставракопулу 2021 , с. 395.
- ^ Смит 2002 , стр. 7, 19–31.
- ^ Золотой 2009 , с. 182.
- ^ Смит 2002 , стр. 19–31.
- ^ Кнол 2017 , стр. 171–172.
- ^ Хакетт 2001 , стр. 158–160.
- ^ Андерсон 2015 , с. 101.
- ^ Перейти обратно: а б Маньянья, Леви Нгангура (2009). Братство Иакова и Исава (Быт. 25–36): какой старший брат Иаков? (на французском языке). Труд и Фидес. п. 257. ИСБН 978-2-8309-1253-1 .
- ^ Э.А. Кнауф. (1999). Кос [в] Карел ван дер Торн, Боб Бекинг, Питер Виллем ван дер Хорст [ред.], Словарь божеств и демонов в Библии , стр. 674–677. Вм. Издательство Б. Эрдманс: «Этот клан или семья, должно быть, имели идумейское или идумейское происхождение». (с. 677).
- ^ Эли Ассис, Идентичность в конфликте: борьба между Исавом и Иаковом, Эдомом и Израилем , Penn State Press , 2016 ISBN 978-1-575-06418-5 , стр. 10: В 1 Цар. 1–8 исключительно нет упоминаний о каких-либо идумеянских богах: «Царь Соломон любил многих иностранок вместе с дочерью фараона: Моавитянку, Аммонитянку, Эдомитянку. , сидонские и хеттские женщины. ... Ибо Соломон следовал за Астартой, богиней сидонян, и Милкомом, мерзостью аммонитян. ... И построил Соломон высоту Хамосу, мерзости Моава, и Молоху, мерзости Аммонитян, на горе к востоку от Иерусалима. То же самое он сделал со всеми своими иностранными женами, которые приносили благовония и приносили жертвы своим богам».
- ^ Дику 1994 , с. 177.
- ^ Фивы 2023 .
- ^ Второзаконие 32: 8–9.
- ^ Андерсон 2015 , с. 77.
- ^ Хесс 2007 , стр. 103–104.
- ^ Смит 2008 , с. 203.
- ^ Шнидевинд 2013 , с. 93.
- ^ Перейти обратно: а б Хакетт 2001 , с. 156.
- ^ Перейти обратно: а б с д Дэвис 2010 , с. 112.
- ^ Миллер 2000 , с. 90.
- ^ Геллер 2012 , с. без страниц.
- ^ Смит 2002 , стр. 71–72.
- ^ Кэмпбелл 2001 , стр. 221–222.
- ^ Смит 2002 , с. 9.
- ^ Смит 2002 , стр. 8, 33–34, 135.
- ^ Перейти обратно: а б Сперлинг 2017 , с. 254.
- ^ Смит 2016 , с. 287.
- ^ Перейти обратно: а б Альбертц 1994 , с. 61.
- ^ Гесс 2020 , с. 247–248.
- ^ Граббе 2010 , с. 2.
- ^ Коган 2001 , с. 271.
- ^ Коган 2001 , с. 274.
- ^ Граббе 2010 , стр. 2–3.
- ^ Куган, Бреттлер и Ньюсом 2007 , стр. XXVI.
- ^ Уош 1984 , стр. 182–183.
- ^ Альбертц 2003 , с. 130 .
- ^ Талиаферро, Чарльз; Харрисон, Виктория С.; Гетц, Стюарт (2012). Рутледж-спутник теизма . Рутледж.
- ^ Икин 1971 , стр. 70, 263.
- ^ Маккензи 1990 , с. 1287.
- ^ Бетц 2000 , с. 917.
- ^ Розенберг 1966 , с. 297.
- ^ Альбани 2020 , стр. 226.
- ^ Лето 2009 г. , стр. 145.
- ^ Перейти обратно: а б Альбертц 1994 , с. 89.
- ^ Горман 2000 , с. 458.
- ^ Дэвис и Роджерсон 2005 , стр. 151–152.
- ^ Гнусе 1997 , с. 118.
- ^ Дэвис и Роджерсон 2005 , стр. 158–165.
- ^ Коэн 1999 , с. 302.
- ^ Девер 2003a , с. 388.
- ^ Беннетт 2002 , с. 83.
- ^ Меттингер 2006 , стр. 288–290.
- ^ Макдональд 2007 , стр. 21, 26–27.
- ^ Льюис 2020 , стр. 293–297.
- ^ Бетц 1996 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Арнольд 1996 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Скотт 2015 , стр. 169–172.
- ^ Скотт 2015 , стр. 11, 16, 80, 126.
- ^ Левин, Ли И. (1998). Иудаизм и эллинизм в древности: конфликт или слияние? . Вашингтонский университет Press. стр. 38–60. ISBN 978-0-295-97682-2 . JSTOR j.ctvcwnpvs .
- ^ Лейн, Юджин Н. (ноябрь 1979 г.). «Сабазиус и евреи в Валерии Максиме: пересмотр» . Журнал римских исследований . 69 : 35–38. дои : 10.2307/299057 . ISSN 1753-528X . JSTOR 299057 . S2CID 163401482 .
- ^ Харлан, Майкл (1995). Римские республиканские монетеры и их монеты, 63–49 гг. до н. э., Сиби. стр. 115–118. ISBN 0-7134-7672-9 .
- ^ Макдонаф 1999 , с. 88.
- ^ Смит и Коэн 1996a , стр. 233.
- ^ Плутарх , «Вопрос VI» .
- ^ Макдонаф 1999 , с. 89.
- ^ Смит и Коэн 1996a , стр. 232–233.
- ^ Макдонаф 1999 , стр. 89–90.
- ^ Ювенал , Сатиры 14.97; Питер Шефер, Юдофобия: отношение к евреям в древнем мире (Harvard University Press, 1997), стр. 41, 79–80.
- ^ Петроний , фр. 37,2; Шефер, Юдофобия , стр. 77–78.
- ^ Флор , воплощение 1.40 (3.5.30): «Евреи пытались защитить Иерусалим ; но он [Помпей Великий] вошел и в этот город и увидел разоблаченную великую Святую Святых нечестивого народа, Целум под золотой виноградной лозой» ( Hierosolymam ) . Финбарр Барри Флуд, Великая мечеть Дамаска: исследования зарождения визуальной культуры Омейядов (Brill, 2001), стр. 81 и 83 (примечание 118). Оксфордский латинский словарь (Оксфорд: Clarendon Press, 1982, переиздание 1985 года), стр. 252, статья о Caelum , цитирует Ювенала, Петрония и Флора как примеры Caelus или Caelum «в отношении Иеговы , а также некоторых символов Иеговы».
Источники
- Акерман, Сьюзен (2003). «Богини» . В Ричарде, Сюзанна (ред.). Ближневосточная археология: читатель . Айзенбрауны. ISBN 978-1-57506-083-5 .
- Альстрем, Гёста Вернер (1991). «Роль археологических и литературных памятников в реконструкции истории Израиля» . В Эдельмане, Диана Викандер (ред.). Ткань истории: текст, артефакт и прошлое Израиля . А&С Черный. ISBN 978-0-567-49110-7 .
- Альбани, Матиас (2020). «Монотеизм у Исайи» . В Тимейере, Лена-София (ред.). Оксфордский справочник Исайи . Издательство Оксфордского университета. стр. 219–248. ISBN 978-0-19-066924-9 .
- Альбертц, Райнер (1994). История израильской религии, том I: от начала до конца монархии . Вестминстер Джон Нокс. ISBN 978-0-664-22719-7 .
- Альбертц, Райнер (2003). Израиль в изгнании: история и литература шестого века до нашей эры. Исследования библейской литературы. Том. 3. Общество библейской литературы. ISBN 978-1-58983-055-4 .
- Аллен, Спенсер Л. (2015). Расколотое божество: исследование божественных имен Истара, Ваала и Яхве и божественной множественности на древнем Ближнем Востоке . Вальтер де Грюйтер. ISBN 978-1-5015-0022-0 .
- Альтер, Роберт (2018). Еврейская Библия: перевод с комментариями (том 3) . WW Нортон. ISBN 978-0-393-29250-3 .
- Андерсон, Джеймс С. (2015). Монотеизм и присвоение Яхве Ваала (PDF) . Блумсбери. ISBN 978-0-567-66396-2 .
- Арнольд, Клинтон Э. (1996). Колоссийский синкретизм: связь между христианством и народной верой в Колоссах . Мор Зибек. ISBN 978-1-4982-1757-6 .
- Баркер, Маргарет (1992). Великий ангел: исследование второго Бога Израиля . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-25395-0 .
- Баркер, Маргарет (2012). Дама в храме . Мать Господня. Том. 1. Блумсбери Т&Т Кларк. ISBN 978-0-567-36246-9 .
- Бекинг, Боб (2001). «Боги, которым они доверяли» . В Бекинге, Бобе (ред.). Только один Бог?: Монотеизм в Древнем Израиле и почитание богини Ашеры . А&С Черный. ISBN 978-0-567-23212-0 .
- Беннетт, Гарольд В. (2002). Несправедливость узаконена: Второзаконный закон и тяжелое положение вдов, чужеземцев и сирот в древнем Израиле . Эрдманс. ISBN 978-0-8028-3909-1 .
- Бен-Сассон, Гилель (2019). Понимание ЯХВЕ: Имя Бога в библейской, раввинистической и средневековой еврейской мысли . Пэлгрейв Макмиллан Чам. ISBN 978-3-030-32312-7 .
- Берквист, Джон Л. (2007). Приближаясь к Йехуду: новые подходы к изучению персидского периода . СБЛ Пресс. ISBN 978-1-58983-145-2 .
- Бетц, Арнольд Готфрид (2000). «Монотеизм» . Во Фридмане, Дэвид Ноэль; Майер, Аллен С. (ред.). Библейский словарь Эрдмана . Эрдманс. ISBN 978-90-5356-503-2 .
- Бетц, Ханс Дитер (1996). Греческие магические папирусы в переводе, включая демонические заклинания (2-е изд.). Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-04447-7 .
- Чалмерс, Аарон (2012). Изучение религии древнего Израиля: пророк, священник, мудрец и народ . СПКК. ISBN 978-0-281-06900-2 .
- Кэмпбелл, Эдвард Ф. (2001). «Разделенная земля: Иуда и Израиль от смерти Соломона до падения Самарии» . В Кугане, Майкл Дэвид (ред.). Оксфордская история библейского мира . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-513937-2 .
- Коган, Мордехай (2001). «В изгнание: от ассирийского завоевания Израиля до падения Вавилона» . В Кугане, Майкл Дэвид (ред.). Оксфордская история библейского мира . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-513937-2 .
- Коэн, Шэй, Джей Ди (1999). «Храм и синагога» . В Финкельштейне, Луи ; Дэвис, штат Вашингтон; Хорбери, Уильям (ред.). Кембриджская история иудаизма: Том 3, Раннеримский период . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-24377-3 .
- Кон, Норман (2001). Космос, хаос и мир грядущий: древние корни апокалиптической веры . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-09088-8 .
- Куган, Майкл Д.; Бреттлер, Марк Цви; Ньюсом, Кэрол Энн (2007). «Введение редакции» . В Кугане, Майкл Дэвид; Бреттлер, Марк Цви; Ньюсом, Кэрол Энн (ред.). Новая Оксфордская аннотированная Библия с апокрифическими/второканоническими книгами . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-528880-3 .
- Куган, Майкл Д.; Смит, Марк С. (2012). Истории из Древнего Ханаана (2-е изд.). пресвитерианской издательской корпорации ISBN 978-90-5356-503-2 .
- Кук, Стивен Л. (2004). Социальные корни библейского яхвизма . Общество библейской литературы. ISBN 978-1-58983-098-1 .
- Корнелл, Коллин, изд. (2021). Божественные двойники: древние двойники ЯХВЕ . Пенн Стейт Пресс. ISBN 978-1-64602-093-5 .
- Кросс, Фрэнк Мур (1973). Ханаанский миф и еврейский эпос: Очерки истории религии Израиля . Издательство Гарвардского университета. ISBN 0-674-09176-0 .
- Дарби, Эрин (2014). Интерпретация фигурок из иудейских колонн: пол и империя в иудейском апотропическом ритуале . Мор Зибек. ISBN 978-3-16-152492-9 .
- Дэвис, Филип Р.; Роджерсон, Джон (2005). Ветхозаветный мир . Вестминстер Джон Нокс. ISBN 978-0-567-08488-0 .
- Дэвис, Филип Р. (2010). «Городская религия и сельская религия» . В Ставракопулу, Франческа; Бартон, Джон (ред.). Религиозное разнообразие в Древнем Израиле и Иудее . Международная издательская группа «Континуум». ISBN 978-0-567-03216-4 .
- Дэй, Джон (2002). Яхве и боги и богини Ханаана . Журнал по изучению Ветхого Завета: серия дополнений . Том. 265. Шеффилд Академик Пресс. ISBN 978-0-567-53783-6 .
- Девер, Уильям Г. (2003a). «Религия и культ в Леванте» . В Ричарде, Сюзанна (ред.). Ближневосточная археология: читатель . Айзенбрауны. ISBN 978-1-57506-083-5 .
- Девер, Уильям Г. (2003b). Кем были первые израильтяне и откуда они пришли . Эрдманс. ISBN 978-0-8028-4416-3 .
- Девер, Уильям Г. (2005). Была ли у Бога жена?: Археология и народная религия в древнем Израиле . Эрдманс. ISBN 978-0-8028-2852-1 .
- Дику, Берт (1994). Эдом, брат и антагонист Израиля: роль Эдома в библейских пророчествах и историях . А&С Черный. ISBN 978-1-85075-458-9 .
- Дейкстра, Мейндерт (2001). «Эль, Бог Израиля-Израиля, народ ЯХВЕ: об истоках древнеизраильского яхвизма» . В Бекинге, Боб; Дейкстра, Мейндерт; Корпель, Марджо, Калифорния; и др. (ред.). Только один Бог?: Монотеизм в Древнем Израиле и почитание богини Ашеры . А&С Черный. ISBN 978-1-84127-199-6 .
- Икин, Фрэнк Э. младший (1971). Религия и культура Израиля . Бостон: Аллин и Бэкон. стр. 70 и 263.
- Эдельман, Диана В. (1995). «Слежение за соблюдением аниконической традиции» . В Эдельмане, Диана Викандер (ред.). Триумф Элохима: от яхвизма к иудаизму . Издательство Питерс. ISBN 978-90-5356-503-2 .
- Элиор, Рэйчел (2006). «Ранние формы еврейского мистицизма» . В Каце, Стивен Т. (ред.). Кембриджская история иудаизма: поздний римско-раввинский период . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-77248-8 .
- Флеминг, Дэниел Э. (2020). Яхве перед Израилем: взгляд на историю в божественном имени . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-108-83507-7 .
- Флеминг, Дэниел Э. (2020b). «Имя YhwꜢ как народ: новый взгляд на аморейские свидетельства» . В Аццони, Анналиса; Кляйнерман, Александра; Найт, Дуглас А.; Оуэн, Дэвид И. (ред.). От Мари до Иерусалима и обратно: ассириологические и библейские исследования в честь Джека Мурада Сэссона . Айзенбрауны. ISBN 978-1-57506-741-4 .
- Флинн, Шон В. (2019). История ЯХВЕ: культурный перевод и подрывной прием в истории Израиля . Рутледж. ISBN 978-1-317-24713-5 .
- Фридман, Д.Н.; О'Коннор, член парламента; Ринггрен, Х. (1986). «ЯХВЕ» . В Боттервеке, Дж.Дж.; Ринггрен, Х. (ред.). Богословский словарь Ветхого Завета . Том. 5. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-2329-8 .
- Геллер, Стивен А. (2012). «Священники и левиты в еврейской Библии» . У Алана Т., Левенсона (ред.). История евреев и иудаизма Уайли-Блэквелла . Уайли-Блэквелл. ISBN 978-1-118-23293-4 .
- Гнусе, Роберт Карл (1997). Никаких других богов: возникающий монотеизм в Израиле . Журнал по изучению Ветхого Завета: серия дополнений . Том. 241. Шеффилд Академик Пресс. ISBN 978-0-567-37415-8 .
- Гнусе, Роберт Карл (1999). «Возникновение монотеизма в Древнем Израиле: обзор недавних исследований». Религия . 29 (4): 315–36. дои : 10.1006/reli.1999.0198 .
- Голден, Джонатан Майкл (2009). Древний Ханаан и Израиль: Введение . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-537985-3 . OCLC 261177290 .
- Горман, Фрэнк Х. младший (2000). «Праздники, фестивали» . Во Фридмане, Дэвид Ноэль; Майерс, Аллен С. (ред.). Библейский словарь Эрдмана . Издательство Амстердамского университета. ISBN 978-1-57506-083-5 .
- Граббе, Лестер Л. (2010). Введение в иудаизм Второго Храма . А&С Черный. ISBN 978-0-567-55248-8 .
- Граббе, Лестер Л. (2010b). « В тот день к ЯХВЕ присоединятся многие народы»: вопрос о ЯХВЕ за пределами Иуды» . В Ставракопулу, Франческа; Бартон, Джон (ред.). Религиозное разнообразие в Древнем Израиле и Иудее . Международная издательская группа «Континуум». стр. 175–87. ISBN 978-0-567-03216-4 .
- Граббе, Лестер (2007). Древний Израиль: что мы знаем и откуда мы это знаем? . А&С Черный. ISBN 978-0-567-03254-6 .
- Хакетт, Джо Энн (2001). « Не было царя в Израиле»: эпоха судей» . В Кугане, Майкл Дэвид (ред.). Оксфордская история библейского мира . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-513937-2 .
- Хальперн, Барух; Адамс, Мэтью Дж. (2009). От богов к Богу: динамика космологий железного века . Мор Зибек. ISBN 978-3-16-149902-9 .
- Хэнди, Лоуэлл К. (1994). Среди воинства небесного: Сиро-палестинский пантеон как бюрократия . Айзенбрауны. ISBN 978-0-931464-84-3 .
- Хесс, Ричард С. (2007). Израильские религии: археологический и библейский обзор . Бейкер Академик. ISBN 978-0-8010-2717-8 .
- Хесс, Ричард С. (2012). «Жена Яхве и вера в единого Бога в Ветхом Завете» . В Хоффмайере, Джеймс К.; Магари, Деннис Р. (ред.). Имеют ли исторические вопросы значение для веры?: Критическая оценка современных и постмодернистских подходов к Священному Писанию . Уитон, Иллинойс: Crossway. стр. 459–76. ISBN 978-1-4335-2574-2 .
- Хесс, Ричард С. (2020). «Яхвистская религия в ассирийский и вавилонский периоды» . В Келле, Брэд Э.; Строун, Брент А. (ред.). Оксфордский справочник исторических книг еврейской Библии . Издательство Оксфордского университета. стр. 241–253. ISBN 978-0-19-026116-0 .
- Хоффман, Джоэл (2004). В начале: Краткая история иврита . Нью-Йорк Пресс. ISBN 978-0-8147-3706-4 .
- Хамфрис, В. Ли (1990). «Бог, Имена» . В Миллсе, Уотсон Э.; Буллард, Роджер Обри (ред.). Библейский словарь Мерсера . Издательство Университета Мерсера. ISBN 978-0-86554-373-7 .
- Кинг, Филип Дж.; Стагер, Лоуренс Э. (2001). Жизнь в библейском Израиле . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-22148-5 .
- Китц, Энн Мари (2019). «Глагол *yahway» . Журнал библейской литературы . 138 (1): 39–62. дои : 10.15699/jbl.1381.2019.508716 . ISSN 0021-9231 . JSTOR 10.15699/jbl.1381.2019.508716 . S2CID 167075689 .
- Кноль, Израиль (2017). «Возвышение, упадок и обновление библейской религии» . В Джиндо, Джоб Ю.; Соммер, Бенджамин Д.; Стаубли, Томас (ред.). Йехезкель Кауфман и новое изобретение еврейской библейской науки . Академическая пресса. ISBN 978-3-525-54414-3 .
- Лич, Кеннет (2002) [1985]. Познание Бога: теология как духовность . Юджин, Орегон: Wipf and Stock Publishers. ISBN 978-1-57910-613-3 .
- Левин, Кристоф (2013). Перечитывая Священное Писание: Очерки литературной истории Ветхого Завета . Мор Зибек. ISBN 978-3-16-152207-9 .
- Левенсон, Джон Д. (2014). «Генезис». В Берлине Адель; Бреттлер, Марк (ред.). Еврейская учебная Библия (второе изд.). Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-997846-5 .
- Льюис, Теодор Дж. (2020). Происхождение и характер Бога . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-007254-4 .
- Ливерани, Марио (2014). История Израиля и история Израиля . Рутледж. ISBN 978-1-317-48893-4 .
- Мастин, бакалавр (2005). «Ашера Яхве, инклюзивный монотеизм и вопрос датировки» . В Дэй, Джон (ред.). В поисках Израиля до плена . Блумсбери. ISBN 978-0-567-24554-0 .
- Макдонаф, Шон М. (1999). ЯХВЕ на Патмосе: Откр. 1:4 в эллинистической и раннееврейской обстановке . Научные исследования Нового Завета, 2-я серия. Том 107. Тюбинген, Германия: Мор Зибек. ISBN 978-3-16-147055-4 . ISSN 0340-9570 .
- Маккензи, Джон Л. (1990). «Аспекты ветхозаветной мысли». У Раймонда Э. Брауна; Джозеф А. Фицмайер и Роланд Э. Мерфи (ред.). Библейский комментарий Нового Иеронима . Нью-Джерси: Прентис Холл. Св 77:17.
- Меттингер, Трюггве Н.Д. (2006). «Разговор с моими критиками: культовый образ или аниконизм в Первом Храме?» . В Амите, Яира; Нааман, Надав (ред.). Очерки древнего Израиля в его ближневосточном контексте . Айзенбрауны. ISBN 978-1-57506-128-3 .
- Мейерс, Кэрол (2001). «Родство и королевская власть: ранняя монархия» . В Кугане, Майкл Дэвид (ред.). Оксфордская история библейского мира . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-513937-2 .
- Макдональд, Натан (2007). «Аниконизм в Ветхом Завете» . В Гордоне, Р.П. (ред.). Бог Израиля . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-87365-9 .
- Миллер, Патрик Д. (2000). Религия Древнего Израиля . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-22145-4 .
- Миллер, Джеймс М.; Хейс, Джон Х. (1986). История Древнего Израиля и Иудеи . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-21262-9 .
- Миллер II, Роберт Д. (2021). Яхве: Происхождение бога пустыни . Исследования по религии и литературе Ветхого и Нового Заветов. Том 284. Ванденхук и Рупрехт. ISBN 978-3-647-54086-3 .
- Мур, Меган Бишоп; Келле, Брэд Э. (2011). Библейская история и прошлое Израиля: меняющееся изучение Библии и истории . Эрдманс. ISBN 978-0-8028-6260-0 .
- Нестор, Дермот Энтони, Когнитивные взгляды на израильскую идентичность, Международная издательская группа Continuum, 2010 г.
- Ньер, Герберт (1995). «Возвышение ЯХВЕ в иудейской и израильской религии» . В Эдельмане, Диана Викандер (ред.). Триумф Элохима: от яхвизма к иудаизму . Издательство Питерс. ISBN 978-90-5356-503-2 .
- Нолл, КЛ (2001). Ханаан и Израиль в древности: Введение . А&С Черный. ISBN 978-1-84127-258-0 .
- Парк-Тейлор, GH (1975), Яхве: Божественное имя в Библии , издательство Университета Уилфрида Лорье, ISBN 978-0-88920-013-5
- Петерсен, Аллан Розенгрен (1998). Царский Бог: праздники интронизации в древнем Израиле и Угарите? . А&С Черный. ISBN 978-1-85075-864-8 .
- Плутарх (н. д.). Гудвин, Уильям Уотсон (ред.). Quaestiones Convivales . Перевод Крича, Томаса. Бостон: Little, Brown & Co. (опубликовано в 1874 г.).
- Пройсс, Хорст (2008). «Яхве» . В Бромили, Джеффри Уильям (ред.). Энциклопедия христианства . Том. 5. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-2417-2 .
- Пышный, Катарина (2021). «О пустынных пейзажах и божественной иконографии: иконографические взгляды на происхождение ЯХВЕ» . Запутанные религии . 12 (2). дои : 10.46586/er.12.2021.9263 . ISSN 2363-6696 .
- Ремер, Томас (2015). Изобретение Бога . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-50497-4 .
- Розенберг, Рой А. (1966). «Яхве становится царём». Журнал библейской литературы . 85 (3). Общество библейской литературы: 297–307. дои : 10.2307/3264243 . JSTOR 3264243 .
- Шнидевинд, Уильям М. (2013). Социальная история иврита: ее истоки в раввинистический период . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-17668-1 .
- Скотт, Джеймс М. (2015). Вакх-еврей: денарий в память победы Помпея над Иудеей . Новый Завет и Старый Свет. Том. 104. Геттинген: Ванденхук и Рупрехт. ISBN 978-3-525-54045-9 .
- Шаломи Хен, Рахели (2021). «Знамения ЯХВЕ, Бога евреев, в Новом Царстве Египте?» . Запутанные религии . 12 (2). дои : 10.46586/er.12.2021.9463 . ISSN 2363-6696 .
- Смит, Марк С. (2000). «Эл» . Во Фридмане, Дэвид Ноэль; Майер, Аллен С. (ред.). Библейский словарь Эрдмана . Эрдманс. ISBN 978-90-5356-503-2 .
- Смит, Марк С. (2001). Истоки библейского монотеизма: политеистическая основа Израиля и угаритские тексты . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-516768-9 .
- Смит, Марк С. (2002). Ранняя история Бога: Яхве и другие божества в древнем Израиле (2-е изд.). Эрдманс. ISBN 978-0-8028-3972-5 .
- Смит, Марк С. (2003). «Астральная религия и божественность» . В Ногеле, Скотт; Уокер, Джоэл (ред.). Молитва, магия и звезды в древнем и позднеантичном мире . Пенн Стейт Пресс. ISBN 978-0-271-04600-6 .
- Смит, Марк С. (2008). Бог в переводе: Божества в межкультурном дискурсе в библейском мире . Мор Зибек. ISBN 978-3-16-149543-4 .
- Смит, Марк С. (2016). «Монотеизм и новое определение божественности в Древнем Израиле» . В Нидиче, Сьюзен (ред.). Уайли Блэквелл, спутник древнего Израиля . Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-0-470-65677-8 .
- Смит, Марк С. (2017). «Предложения по исходному профилю ЯХВЕ» . В Ван Оршоте, Юрген; Витте, Маркус (ред.). Истоки яхвизма . Приложения к журналу ветхозаветной науки . Де Грюйтер . дои : 10.1515/9783110448221 . ISBN 978-3-11-044711-8 .
- Смит, Мортон (1984). «Еврейская религиозная жизнь в персидский период» . В Финкельштейне, Луи (ред.). Кембриджская история иудаизма: Том 1, Введение: Персидский период . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-21880-1 .
- Смит, Мортон; Коэн, Шэй, Джей Ди (1996a). Исследования культа Яхве: Том первый: Исследования историческим методом, Древний Израиль, Древний иудаизм . Лейден, Нидерланды, Нью-Йорк и Кельн: Э. Дж. Брилл. ISBN 978-90-04-10477-8 .
- Смит, Мортон; Коэн, Шэй, Джей Ди (1996b). Исследования культа Яхве: Том второй: Новый Завет, христианство и магия . Лейден, Нидерланды, Нью-Йорк и Кельн: Brill. ISBN 978-90-04-10479-2 .
- Соммер, Бенджамин Д. (2009). Тела Бога и мир Древнего Израиля . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-51872-7 .
- Соммер, Бенджамин Д. (2011). «Бог, Имена» . В Берлине Адель; Гроссман, Максин Л. (ред.). Оксфордский словарь еврейской религии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-973004-9 .
- Сперлинг, С. Дэвид (2017). Ве-Эйле Диврей Давид . Брилл. ISBN 978-90-04-34087-9 .
- Стагер, Лоуренс (2001). «Формирование идентичности: возникновение Древнего Израиля». В Кугане, Майкл Дэвид (ред.). Оксфордская история библейского мира . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-513937-2 .
- Шталь, Майкл Дж. (2021). «Бог Израиля» в истории и традициях Vetus Testum, Добавки. Том. 187. ГЕНИАЛЬНО. ISBN 978-90-04-44772-1 .
- Ставракопулу, Франческа (2021). Бог: Анатомия . Пикадор. ISBN 978-1-5098-6734-9 .
- Стоун, Роберт Э. II (2000). «Я тот, кто я есть». Во Фридмане, Дэвид Ноэль; Майерс, Аллен С. (ред.). Библейский словарь Эрдмана . Эрдманс. ISBN 978-90-5356-503-2 .
- Фивы, Хуан Мануэль (2023). «Странный случай с богом Косом. Почему идумейское/идумейское божество не упоминается в Библии?» . Библейский журнал (на испанском языке). 85 (1–2): 55–70. дои : 10.47182/rb.85.n1-2-2023349 . ISSN 2683-7153 .
- Ван дер Тоорн, Карел (1995). «Ритуальное сопротивление и самоутверждение» . В Платвоете, Ян Г.; Ван дер Тоорн, Карел (ред.). Плюрализм и идентичность: исследования ритуального поведения . Брилл. ISBN 978-90-04-10373-3 .
- Ван дер Тоорн, Карел (1999). «Яхве» . В Ван дер Тоорне, Карел; Бекинг, Боб; Ван дер Хорст, Питер Виллем (ред.). Словарь божеств и демонов в Библии . Эрдманс. ISBN 978-0-8028-2491-2 .
- Ван дер Тоорн, Карел (1996). Семейная религия в Вавилонии, Угарите и Израиле: преемственность и изменения форм религиозной жизни . Брилл. ISBN 978-90-04-10410-5 .
- Вризен, ТК; ван дер Вауде, Саймон Адам (2005). Древняя израильская и ранняя еврейская литература . Брилл. ISBN 978-90-04-12427-1 .
- Ванке, Гюнтер (1984). «Пророчества и псалмы в персидский период». В Финкельштейне, Луи (ред.). Кембриджская история иудаизма: Том 1, Введение, Персидский период . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-21880-1 .
- Райт, Дж. Эдвард (2002). Ранняя история неба . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-534849-1 .
- Вятт, Николас (2010). «Царская религия в Древней Иудее» . В Ставракопулу, Франческа; Бартон, Джон (ред.). Религиозное разнообразие в Древнем Израиле и Иудее . Международная издательская группа «Континуум». ISBN 978-0-567-03216-4 .
- Зевит, Зиони (2001). Религии Древнего Израиля: синтез параллактических подходов . Континуум. ISBN 978-0-8264-6339-5 .
Дальнейшее чтение
- Амзаллаг, Ниссим (июнь 2009 г.). «Яхве, ханаанский бог металлургии?» . Журнал для изучения Ветхого Завета . 33 (4): 387–404. дои : 10.1177/0309089209105686 . S2CID 171053999 .
- Келли, Дж. (2009). «К новому синтезу бога Эдома и Яхве» . Древний Восток . 7 . Тетради Центра изучения истории Древнего Востока. hdl : 123456789/7231 .
Внешние ссылки
- Тебес, Дж. М. (2022). «Происхождение Яхве в пустыне» . Обзор библейской археологии . hdl : 123456789/15051 .
- Яхве
- Дети Эль (божества)
- Представления о Боге
- Божества-создатели
- Боги-создатели
- Божества в еврейской Библии
- Дионис
- Иудео-христианские темы
- Боги справедливости
- Имена Бога
- Национальные боги
- Восстановленные слова
- Религия в древнем Израиле и Иудее
- Божества-спасители
- Боги-спасители
- Тетраграмматон
- Западносемитские боги