Ярхибол
Ярхибол или Ярхибол — арамейский бог, которому поклонялись в основном в древней Пальмире , городе в центральной Сирии. Его изображали с солнечным нимбом и называли «повелителем весны». Обычно он появляется рядом с Белом , который был одним из верховных богов Пальмиры, и Аглиболом , одним из других высших богов Пальмиры. [1]
Происхождение
[ редактировать ]Считается, что Ярхибол изначально был патроном/ гением места источника Эфка в Пальмире ; известно, что его титул был «Господь/Хранитель [Гад] Источника». [2] Однако в целом его ономастика указывает на более раннюю связь с лунным, а не солнечным культом. Его имя переводится как «луна Бела», и в то же время указывает на связь с северо-западным семитским ( ханаанским ) лунным богом Джарихом (Яриком). [а] Характерно, что на стеле в Дура-Европос (II в. н.э.) она кроме лучистой короны дополнительно украшена полумесяцем. [3]
Раньше Ярхибол, должно быть, был местным божеством предков в пустынном оазисе, которому поклонялись потомки первых поселенцев и появлялся в образе Бэтила . На стеле Храма Гадде в Дура-Европос Ярхибол описывается как «добрый бог». [4] Будучи хранителем целебного источника - места, особенного для жителей пустыни, он со временем получил также функцию верховного (божественного) судьи и приобрел пророческие качества (прорицание), что обычно связывалось с аспектом, свойственным солнечному свету. божество. Со временем это также отразилось в его культовых представлениях и идеологическом родстве с греческим богом Аполлоном . [5]
Иконография
[ редактировать ]В Пальмире Ярхибол вообще никогда не появляется на рельефах бюста. [6] Древнейшее изображение на местном рельефе I века до нашей эры изображает его в греческом хитоне и гиматии , с пальмовой ветвью в руке — в пацифистской форме. Иная иконография отражена в каноне изображений I-III веков нашей эры, когда как групповые, так и отдельные изображения изображают его с вооружением и римским военным снаряжением. [б]
Однако, как правило, Ярхибол выступает в триаде вместе с другим древним местным божеством — Аглиболом (богом луны), и сопровождающим верховное божество — Бэлом . Будучи местным племенным богом, Ярхибол оставался настроен против них обоих. [7] Хотя триаде Баалшамина поклонялись в Пальмире, это, видимо, не мешало одинаковому почитанию обоих верховных богов. [с] и красноречивым свидетельством является вотивный рельеф Баалая из Лионского музея изящных искусств , показывающий необычное сочетание этих божеств из обеих триад. Джархибол в троице с Баалшамином и Аглиболом появляется (наряду с местными парфянскими божествами) также в Дура Европос, в Храме Гадде . [8]
Кроме того, у Ярхибола была и своя триада, в которой он изображен с различными божествами: прежде всего с Аглиболом (всегда стоящим по правую руку от него) и с богиней Арсу, создавая таким образом символическую космическую группу Солнце-Луна-Земля. Его также может сопровождать богиня Бельти (женский эквивалент Белы, приравниваемой к Венере ) или Атаргатис . Среди нередких многофигурных изображений [д] появляется вместе с Гераклом или с богиней Семией (сопоставленной с греческой Афиной). Однако общих изображений с Малакбелем обнаружено не было. [9]
Культ
[ редактировать ]Похоже, что культ Ярхибола давно укоренился в Пальмире, поскольку ему поклонялись амореи , считающиеся самыми ранними известными жителями этой местности. До тех пор, пока не была создана специфическая иконография божества, ему, несомненно, поклонялись в образе Бэтила . [10] Предполагается, что в целле пальмиренского храма Бэла в северной нише находились статуи троицы богов, в том числе Ярхибола. [11] Материальным подтверждением местного культа являются оливковые светильники с его изображениями и соответствующими надписями, а также храмовые мозаики , на которых Ярхибол изображен, например, с Аглиболом и в триаде Бела. [12] Популярность этого божества подчеркивалась бы и использованием его имени в качестве имени собственного жителями Пальмиры, о чем свидетельствуют обнаруженные местные надписи. [13]
Караванный путь способствовал известному распространению или, по крайней мере, переносу его культа дальше на восток, о чем свидетельствует его находка в святилище в Дура-Европос, открытом Дж. Х. Брестедом и Ф. Кюмоном. Датировка местных фресок показывает, что культ Пальмиренской триады в римскую эпоху сохранялся здесь по крайней мере на протяжении II века нашей эры (после 145 г.). [14]
- Алтарь Ярхибола найден в храме Бэла, Дура-Европос . «Греческая надпись гласит: «[Для] бога Ярхибола Скрибоний Муциан, хилиарх , сделал это, как было приказано». Пальмирский бог Ярхибол по-гречески». [15]
- Депинто Сцена жертвоприношения. На этой картине, найденной в храме Артемиды Аззанатконы , изображен Ярхибол, стоящий на пьедестале в римской военной одежде, с солнечными лучами вокруг головы и снопом пшеницы в руке. Его венчает богиня Победы, приближающаяся с одной стороны, и орел с другой. Прихожане с обеих сторон воскуривают благовония на тимиатериях (курильницах). Мужчина верхом на лошади, приближающийся слева, одет в платье Пальмирены и явно представляет собой важную фигуру. [16]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Поклонялись финикийцам и чье имя (Иара/Иера/Иора) наложило отпечаток на географическое название «Иерихон».
- ^ Напр., как божество-хранитель, сопровождающее местного воина - как в Пальмиренском рельефе культа Шокай сына Хайрана II в. н. э. (Sztuka Palmyry... , op. Cit., P. 43, кат. № 32) ).
- ^ М. Гавликовский, Искусство Сирии, с. 227; «Но хотя поклонение Бэлу было официальным и распространялось на всех жителей, святилище Ваалшамина принадлежало одному из колен». - там же.
- ^ Например, вотивный рельеф Ахья и Джархай показывает его среди четырех божеств - также с богиней Арсу ( «Искусство Пальмиры ...», указ. Соч., стр. 43, кат. № 35).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Тед Кайзер (2002). Религиозная жизнь Пальмиры: исследование социальных моделей поклонения в римский период . Франц Штайнер Верлаг. стр. 56, 72 и 107. ISBN. 978-3-515-08027-9 .
- ^ HJW Drijvers, Религия Пальмиры, Лейден, 1976, стр. 13.
- ^ Э. Лукасяк, Иконография Ярхибола , рис. 19.
- ^ Э. Лукасяк, соч. Цит., стр. 30-31
- ^ Дж. Тейксидор, Пантеон Пальмиры, Лейден, 1979, стр. 29-34.
- ^ Дж. Вайс, Проблемы иконографии Малакбелы [в] "Studia Palmyreńskie" IV (1970), с. 50; 59
- ^ Дж. Тейксидор, соч. Цит., стр. 118f.
- ^ Кларк Хопкинс , Пальмирские боги в Дура-Европос , с. 254.
- ^ Э. Лукасяк, соч. Цит., стр. 17-24.
- ^ Э. Лукасяк, соч. Цит., стр. 28 и след.
- ^ По К. Михаловскому (Пальмира [в] Искусство Пальмиры из коллекции Сирийской Арабской Республики , Варшава, 1986, стр. 19).
- ^ Э. Лукасяк, соч. Цит., рис. 1 и 8
- ^ Искусство Пальмиры ... , соч. Цит., стр. 42, кат. Хорошо. 26.
- ^ Кларк Хопкинс, Пальмирские боги в Дура-Европос , с. 254.; см. М. Гавликовский, op. цит., с. 254.
- ^ «Алтарь, посвященный пальмиренскому богу Ярхиболу» . Институт изучения древнего мира . 23 сентября 2011 года . Проверено 20 декабря 2021 г.
- ^ «Сцена жертвоприношения Депинто — Художественная галерея Йельского университета» . artgallery.yale.edu . Проверено 20 декабря 2021 г.
Источники
[ редактировать ]- Эльжбета Лукасяк, Иконография Ярхиболы , «Studia Palmyreńskie» V (1974), стр. 7-44.
- HJW Drijvers, Религия Пальмиры (Иконография религий), Лейден, 1976 г.
- Хавьер Тейксидор, Пантеон Пальмиры (Предварительные исследования восточных религий в Римской империи 79), Лейден, 1979 г.
- Михал Гавликовский, Искусство Сирии , Варшава, 1976 г.
- Искусство Пальмиры из коллекций Сирийской Арабской Республики. 50 лет польских раскопок на Ближнем Востоке [каталог выставки в Национальном музее], Варшава, 1986 г.
- Кларк Хопкинс, Пальмирские боги в Дура-Европос , «Журнал Американского восточного общества», т. 51/2 (1931), сс. 119-137