Jump to content

Ярхибол

Рельеф с изображением Ярхибола из храма Гадде , Дура-Европос , около 150 г. до н.э.

Ярхибол или Ярхибол арамейский бог, которому поклонялись в основном в древней Пальмире , городе в центральной Сирии. Его изображали с солнечным нимбом и называли «повелителем весны». Обычно он появляется рядом с Белом , который был одним из верховных богов Пальмиры, и Аглиболом , одним из других высших богов Пальмиры. [1]

Происхождение

[ редактировать ]

Считается, что Ярхибол изначально был патроном/ гением места источника Эфка в Пальмире ; известно, что его титул был «Господь/Хранитель [Гад] Источника». [2] Однако в целом его ономастика указывает на более раннюю связь с лунным, а не солнечным культом. Его имя переводится как «луна Бела», и в то же время указывает на связь с северо-западным семитским ( ханаанским ) лунным богом Джарихом (Яриком). [а] Характерно, что на стеле в Дура-Европос (II в. н.э.) она кроме лучистой короны дополнительно украшена полумесяцем. [3]

Раньше Ярхибол, должно быть, был местным божеством предков в пустынном оазисе, которому поклонялись потомки первых поселенцев и появлялся в образе Бэтила . На стеле Храма Гадде в Дура-Европос Ярхибол описывается как «добрый бог». [4] Будучи хранителем целебного источника - места, особенного для жителей пустыни, он со временем получил также функцию верховного (божественного) судьи и приобрел пророческие качества (прорицание), что обычно связывалось с аспектом, свойственным солнечному свету. божество. Со временем это также отразилось в его культовых представлениях и идеологическом родстве с греческим богом Аполлоном . [5]

Иконография

[ редактировать ]
Ярхибол (второй слева) среди других пальмиренских божеств (Бел, Аглибол, Баалшамин) на вотивном рельефе Баалая 121 года нашей эры (Лионский музей изящных искусств)

В Пальмире Ярхибол вообще никогда не появляется на рельефах бюста. [6] Древнейшее изображение на местном рельефе I века до нашей эры изображает его в греческом хитоне и гиматии , с пальмовой ветвью в руке — в пацифистской форме. Иная иконография отражена в каноне изображений I-III веков нашей эры, когда как групповые, так и отдельные изображения изображают его с вооружением и римским военным снаряжением. [б]

Однако, как правило, Ярхибол выступает в триаде вместе с другим древним местным божеством — Аглиболом (богом луны), и сопровождающим верховное божество — Бэлом . Будучи местным племенным богом, Ярхибол оставался настроен против них обоих. [7] Хотя триаде Баалшамина поклонялись в Пальмире, это, видимо, не мешало одинаковому почитанию обоих верховных богов. [с] и красноречивым свидетельством является вотивный рельеф Баалая из Лионского музея изящных искусств , показывающий необычное сочетание этих божеств из обеих триад. Джархибол в троице с Баалшамином и Аглиболом появляется (наряду с местными парфянскими божествами) также в Дура Европос, в Храме Гадде . [8]

Кроме того, у Ярхибола была и своя триада, в которой он изображен с различными божествами: прежде всего с Аглиболом (всегда стоящим по правую руку от него) и с богиней Арсу, создавая таким образом символическую космическую группу Солнце-Луна-Земля. Его также может сопровождать богиня Бельти (женский эквивалент Белы, приравниваемой к Венере ) или Атаргатис . Среди нередких многофигурных изображений [д] появляется вместе с Гераклом или с богиней Семией (сопоставленной с греческой Афиной). Однако общих изображений с Малакбелем обнаружено не было. [9]

Похоже, что культ Ярхибола давно укоренился в Пальмире, поскольку ему поклонялись амореи , считающиеся самыми ранними известными жителями этой местности. До тех пор, пока не была создана специфическая иконография божества, ему, несомненно, поклонялись в образе Бэтила . [10] Предполагается, что в целле пальмиренского храма Бэла в северной нише находились статуи троицы богов, в том числе Ярхибола. [11] Материальным подтверждением местного культа являются оливковые светильники с его изображениями и соответствующими надписями, а также храмовые мозаики , на которых Ярхибол изображен, например, с Аглиболом и в триаде Бела. [12] Популярность этого божества подчеркивалась бы и использованием его имени в качестве имени собственного жителями Пальмиры, о чем свидетельствуют обнаруженные местные надписи. [13]

Караванный путь способствовал известному распространению или, по крайней мере, переносу его культа дальше на восток, о чем свидетельствует его находка в святилище в Дура-Европос, открытом Дж. Х. Брестедом и Ф. Кюмоном. Датировка местных фресок показывает, что культ Пальмиренской триады в римскую эпоху сохранялся здесь по крайней мере на протяжении II века нашей эры (после 145 г.). [14]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Поклонялись финикийцам и чье имя (Иара/Иера/Иора) наложило отпечаток на географическое название «Иерихон».
  2. ^ Напр., как божество-хранитель, сопровождающее местного воина - как в Пальмиренском рельефе культа Шокай сына Хайрана II в. н. э. (Sztuka Palmyry... , op. Cit., P. 43, кат. № 32) ).
  3. ^ М. Гавликовский, Искусство Сирии, с. 227; «Но хотя поклонение Бэлу было официальным и распространялось на всех жителей, святилище Ваалшамина принадлежало одному из колен». - там же.
  4. ^ Например, вотивный рельеф Ахья и Джархай показывает его среди четырех божеств - также с богиней Арсу ( «Искусство Пальмиры ...», указ. Соч., стр. 43, кат. № 35).
  1. ^ Тед Кайзер (2002). Религиозная жизнь Пальмиры: исследование социальных моделей поклонения в римский период . Франц Штайнер Верлаг. стр. 56, 72 и 107. ISBN.  978-3-515-08027-9 .
  2. ^ HJW Drijvers, Религия Пальмиры, Лейден, 1976, стр. 13.
  3. ^ Э. Лукасяк, Иконография Ярхибола , рис. 19.
  4. ^ Э. Лукасяк, соч. Цит., стр. 30-31
  5. ^ Дж. Тейксидор, Пантеон Пальмиры, Лейден, 1979, стр. 29-34.
  6. ^ Дж. Вайс, Проблемы иконографии Малакбелы [в] "Studia Palmyreńskie" IV (1970), с. 50; 59
  7. ^ Дж. Тейксидор, соч. Цит., стр. 118f.
  8. ^ Кларк Хопкинс , Пальмирские боги в Дура-Европос , с. 254.
  9. ^ Э. Лукасяк, соч. Цит., стр. 17-24.
  10. ^ Э. Лукасяк, соч. Цит., стр. 28 и след.
  11. ^ По К. Михаловскому (Пальмира [в] Искусство Пальмиры из коллекции Сирийской Арабской Республики , Варшава, 1986, стр. 19).
  12. ^ Э. Лукасяк, соч. Цит., рис. 1 и 8
  13. ^ Искусство Пальмиры ... , соч. Цит., стр. 42, кат. Хорошо. 26.
  14. ^ Кларк Хопкинс, Пальмирские боги в Дура-Европос , с. 254.; см. М. Гавликовский, op. цит., с. 254.
  15. ^ «Алтарь, посвященный пальмиренскому богу Ярхиболу» . Институт изучения древнего мира . 23 сентября 2011 года . Проверено 20 декабря 2021 г.
  16. ^ «Сцена жертвоприношения Депинто — Художественная галерея Йельского университета» . artgallery.yale.edu . Проверено 20 декабря 2021 г.

Источники

[ редактировать ]
  • Эльжбета Лукасяк, Иконография Ярхиболы , «Studia Palmyreńskie» V (1974), стр. 7-44.
  • HJW Drijvers, Религия Пальмиры (Иконография религий), Лейден, 1976 г.
  • Хавьер Тейксидор, Пантеон Пальмиры (Предварительные исследования восточных религий в Римской империи 79), Лейден, 1979 г.
  • Михал Гавликовский, Искусство Сирии , Варшава, 1976 г.
  • Искусство Пальмиры из коллекций Сирийской Арабской Республики. 50 лет польских раскопок на Ближнем Востоке [каталог выставки в Национальном музее], Варшава, 1986 г.
  • Кларк Хопкинс, Пальмирские боги в Дура-Европос , «Журнал Американского восточного общества», т. 51/2 (1931), сс. 119-137
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6be6103198f1b5f5e7578e5b4a254c44__1691549280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6b/44/6be6103198f1b5f5e7578e5b4a254c44.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yarhibol - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)