Храм Бела, Дура-Европос


Храм Бэла , также известный как Храм Пальмирских богов , находился в Дура-Европос , древнем городе на Евфрате , в современной Сирии . Храм был основан в первом веке до нашей эры и известен прежде всего своими настенными росписями. Несмотря на современные названия сооружения, неизвестно, каким богам в нем поклонялись. Во времена римского правления храм был посвящен императору Александру Северу . В тот период храм располагался на территории военного лагеря XX-й Пальмирской когорты .
Открытие
[ редактировать ]
Картины храма были обнаружены в 1920 году М. К. Мерфи. Фотографии картин дошли до Джеймса Генри Брестеда , который изучал и картины, и храм и опубликовал монографию в 1924 году. о них [ 1 ] До открытия Мерфи это место было неизвестно жителям Запада. Его отождествление с городом Дура-Европос, как известно из древних источников, произошло лишь позже. Обнаружение настенных росписей в храме вызвало интерес, и о находке даже было сообщено в The New York Times в статье от 10 июня 1922 года. В этой статье отмечалось, что картины представляют собой переходный этап между «декадентским восточно- эллинистическим искусством » и византийским искусством. . [ 2 ] Храм Бэла был одним из первых сооружений, обнаруженных в Дуре в 1920 году. Он был полностью раскопан, но так и не опубликован. [ 3 ] В парфянские времена Храм, вероятно, был посвящен Зевсу. [ 4 ] поскольку никакие доказательства не указывают на поклонение Пальмирене в парфянский период, когда оно было основано. [ 5 ] Основываясь на неопубликованной иконографии, которую проанализировал Тед Кайзер, он утверждает, что божеством, правившим при «Зевсе», был Бел. [ 6 ]
Описание
[ редактировать ]Храм расположен на северо-западе города, примыкая к городской стене. Северная и западная стены храма образованы городской стеной. Можно выделить как минимум три этапа строительства. Святая святых располагалась на западе. Первоначальный этап строительства представлял собой широкую комнату, к которой на втором этапе строительства был пристроен вестибюль. Перед святая святых находился двор, окруженный различными помещениями, функция которых пока не ясна. Главный вход в храм находился с восточной стороны святилища, примерно напротив святая святых. [ 7 ] Однако во время гражданской войны в Сирии в 2011–2014 годах условие, согласно которому франко-американская экспедиция нашла храм, больше не сохраняется из-за разграбления, уничтожившего большую часть его останков со стороны Исламского государства . [ 8 ]
Религиозное происхождение
[ редактировать ]Храм Бела в Дуре известен как центр религиозной жизни, где богу Ярхиболу поклонялись . Происхождение имени бога Бел происходит от влияния культа Бел-Мардука в Пальмире в 213 г. до н.э. [ 9 ] Бел был известен как главный бог в доэллинистические времена, ему часто поклонялись наряду с Ярхиболом и Аглиболом. [ 10 ]

Ярхибол
[ редактировать ]Ярхибол известен как арамейский бог, которому поклонялись в древней Пальмире. Ярхибол появился на нескольких рельефах, на которых он изображен как бог Солнца, связанный с триадой Бела , стоящий рядом с Аглиболом справа от него. Ярхибол никогда не появляется на бюстах или рельефах без этих богов, которые создают символическую троицу Солнца-Луны-Земли. [ 11 ] Таким образом, Ярхибол известен как бог солнца, а Аглибол известен как бог луны. Ярхибол также связан с различными храмами в Дуре. В Храме Гадде на стеле есть надпись, дающая Ярхиболу титул «добрый бог, Бетил Весны», которая изображает его хранителем Весны. [ 12 ] Однако дословные переводы имени Ярхибола говорят, что он был «луной Бела», что указывает на связь с ханаанским богом луны Джарихом. [ 13 ]
Надпись на алтаре
[ редактировать ]
Алтарь Ярхибола был найден у входа в храм Бэла йельско-французской группой раскопок в 1928-1929 годах. Надпись на этом Алтаре была сделана на греческом языке римским полководцем Скейбониосом Мукианосом и гласит: «Богу Ярхиболу. Скейбониос Мукианос, трибун, сделал это по приказу (бога)». Однако буквальные переводы греческого языка позволяют предположить, что Скейбониос — это неправильное написание латинского имени Скрибоний и что транскрипция Мукианос читается как Муцианус, основываясь на свидетельствах военных пергаментов, найденных на месте раскопок. [ 5 ] Надпись на алтаре сообщает, что командующий римской армией с латинским именем написал свою надпись Ярхиболу на греческом языке. Скрибоний Муциан, потомок грека, занимавший руководящий пост в римской армии. Надпись, вероятно, датируется примерно 165–256 годами нашей эры. Однако другой перевод, предложенный для текста на алтаре, выглядит следующим образом: «[Для] бога Ярхибола Скрибоний Муциан, хилиарх , сделал это, как повелено». Так, посвященный с латинским именем, занимающий должность в римской армии с греческим титулом, записывает свое подношение пальмиренскому богу Ярхиболу на греческом языке». [ 14 ] Тот факт, что термин «хилиарх» относится к командиру древнемакедонской армии, вызывает еще больше вопросов о том, кем могли быть жители Храма.
Настенные картины
[ редактировать ]
Храм наиболее известен в искусствоведческой науке благодаря своим настенным росписям. В Дура-Европосе сохранились относительно хорошо сохранившиеся настенные росписи, многие из которых датируются периодом, когда город находился под властью римлян (164–256 гг. н.э.). Однако картины в святая святых, известном как « Жертвоприношение Конона» , датируются концом первого века до нашей эры или началом первого века нашей эры, когда город находился под Парфии властью . На момент открытия они очень хорошо сохранились, а цвета оставались очень яркими. Картины были сняты со стены и сейчас находятся в Национальном музее Дамаска . Типичной особенностью этих изображений является резкий фронтальный фокус фигур. Цвета изначально были очень яркими. Лица были особенно хорошо выполнены художниками и кажутся портретами конкретных людей. [ 16 ] Фигуры идентифицируются по небольшим надписям рядом с ними. Из них стало известно, что главная фигура — Конон, а остальные — несколько поколений его потомков. [ 17 ]

Другая важная настенная живопись — « Жертвоприношение Юлия Теренция» , которая первоначально находилась на северной стене пронаоса , но сегодня находится в Художественной галерее Йельского университета . [ 18 ] Эта картина относится к периоду римского правления и изображает Юлия Теренция, который был трибуном римского гарнизона в Дура-Европосе. Юлий Теренций расположен в центре сцены. Перед ним находится алтарь и статуи трех божеств. Эти божества первоначально отождествлялись с богами Пальмирены, Ярхиболом , Аглиболом и Малакбелем , отсюда и одно из современных английских названий, связанных с храмом. Более поздние исследования выявили статуи римского императора, что указывает на то, что это был центр императорского культа . [ 19 ] Под статуями изображены два женских божества. Это изображения Тихе (фортуны). В надписи они упоминаются как Тихе Дура и Тихе Пальмиры. [ 20 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джеймс Генри Брестед: Восточные предшественники византийской живописи: настенные росписи первого века из крепости Дура на Среднем Евфрате. (= Публикации Восточного института Чикагского университета. Группа 1). Чикаго 1924, OCLC 886650055 . (онлайн)
- ^ Дж. А. Бэрд: Dura Europos. Bloomsbury Academic, Лондон, 2018 г., ISBN 978-1-4725-3087-5 , стр. 3–5.
- ^ Джеймс, Саймон (2019). Римская военная база в Дура-Европос . Издательство Оксфордского университета. п. 62.
- ^ Уэллс, CB Боги Дура-Европоса . п. 63.
- ^ Jump up to: а б с Дирвен, Люсинда (1999). Пальмирены Дура- Европос. стр. 100-1 327–8.
- ^ Кайзер, Тед. «Возвращение к «Храму Бела» в Дура-Европос». В Стейнсапире, Энн Ирвин; Хейн, Лаура К. (ред.). Икона, культ и контекст: сакральные пространства и объекты в классическом мире . п. 38.
- ^ Дж. А. Бэрд: Dura Europe. 2018, с. 101.
- ^ Альтен, Ай-Линь. Оценка ущерба от лесных пожаров по спутниковым снимкам высокого разрешения с использованием алгоритмов классификации (Диссертация). Библиотека государственного университета Сан-Хосе.
- ^ Тейксидор, Хавьер (1979). Пантеон Пальмиры . Архив Брилла. ISBN 9004059873 .
- ^ Ростовцев М.И. (1932). «Караван-боги Пальмиры» . Журнал римских исследований . 22 (1): 107–116. дои : 10.2307/297093 . ISSN 0075-4358 .
- ^ Тейксидор, Дж. (1979). Пантеон Пальмиры . Лейден. стр. 118ф.
- ^ Дрейверс, HJW (1976). Религия Пальмиры . Руководить. п. 13.
- ^ Лукасяк, Иконография Э. Ярхибола, . стр. Рис. 19.
- ^ «Алтарь, посвященный пальмиренскому богу Ярхиболу» . Институт изучения древнего мира . 23 сентября 2011 г.
- ^ «Юлий Теренций, совершающий жертвоприношение - Художественная галерея Йельского университета» . artgallery.yale.edu . Проверено 18 декабря 2021 г.
- ^ Люсинда Дирвен: Проблема парфянского искусства в Дуре. В: Тед Кайзер (Hrsg.): Религия, общество и культура в Dura-Europos. Издательство Кембриджского университета, Кембридж/Нью-Йорк, 2016 г., ISBN 978-1-107-12379-3 , стр. 68–88, особенно. 81-82
- ^ Дж. Х. Брестед: Настенные росписи крепости Дура. 1924, стр. 85–86.
- ^ Бэррон, Кэролайн (12 августа 2018 г.). «Фреска Юлия Теренция, совершающего жертвоприношение, Дура Европос» . www.judaism-and-rome.org . Проверено 18 декабря 2021 г.
- ^ Кристина Марта Аква: Императорское представительство в Дура-Европос. В: Тед Кайзер (ред.): Религия, общество и культура в Dura-Europos. Издательство Кембриджского университета, Кембридж/Нью-Йорк/Мельбурн/Дели/Сингапур 2016, ISBN 978-1-107-12379-3 , стр. 144–176, здесь особенно 153–154.
- ^ Дж. Х. Брестед: Настенные росписи крепости Дура. 1924, с. 98.
34 ° 45'03 "N 40 ° 43'33" E / 34,750926 ° N 40,725697 ° E