Бальшамин

Божества древнего Ближнего Востока |
---|
Религии древнего Ближнего Востока |
Часть серии мифов о |
Религии древний Ближний Восток |
---|
Доисламские арабские божества |
Арабские божества другого семитского происхождения |
Баалшамин ( императорский арамейский : , �������� ������, латинизированный: Baʿal Šāmīn или Bʿel Šmīn букв . 'Господь Небес [s]'), также называемый Баал Шамем ( финикийский : 𐤁𐤏𐤋 𐤔𐤌𐤌 , латинизированный: Baʿl мēм ) и Баал-Шамаим ( иврит : בַּעַל ) שָׁמַיִם , латинизированный : Баал Шамаим ), [1] был северо-западным семитским богом и титулом, применяемым к разным богам в разных местах и в разные времена в древних надписях Ближнего Востока , особенно в Ханаане / Финикии и Сирии . Этот титул чаще всего применялся к Хададу , которого также часто называют просто Баалом . Баалшамин был одним из двух верховных богов и богом неба доисламской Пальмиры в древней Сирии ( Бел ). вторым верховным богом был [2] Там его атрибутами были орел и молния, и, возможно, он образовал триаду с лунным богом Аглиболом и богом солнца Малакбелем . [3] Титул также применялся к Зевсу .
Самое раннее известное финикийское упоминание о Баалшамине содержится в надписи Йехимилк , датируемой 10 веком до нашей эры. [4]
История
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Август 2015 г. ) |
Первоначально это имя было титулом Баал- Хадада во 2-м тысячелетии до нашей эры, но примерно в 1000 году до нашей эры оно стало обозначать отдельного бога. [5] Самое раннее известное упоминание об этом боге или титуле содержится в договоре 14 века до нашей эры между Суппилулиумасом I , королем хеттов , и Никмадду II , королем Угарита . Хотя это может быть отсылкой к Баал Хададу, и снова, когда это имя появляется в финикийской надписи царя Йехимилка из Библоса , в других текстах между ними проводится различие. [ нужна ссылка ]
В договоре 677 г. до н.э. царем I Ваалом между ассирийским на Ваала царя царем Асархаддоном и тирским наложено проклятие, если он нарушит договор, частично читая:
«Пусть Баал-самеме, Ваал-Малаге и Ваал-Сафон поднимут злой ветер на ваши корабли, чтобы расшатать их причалы, вырвать их причальный столб, пусть сильная волна потопит их в море, сильный прилив [...] ] против тебя». [6]
Бог Баал-Малаге иначе необъясним. Баал-Сафон здесь и в других местах кажется Баал-Хададом, чей дом находится на горе Сафон в угаритских текстах. Но толкователи расходятся во мнениях относительно того, являются ли здесь три отдельных бога или три аспекта одного и того же бога, бога, вызывающего штормовую погоду на море. [ нужна ссылка ]
В любом случае, надписи показывают, что культ Баал-Шамема продолжался в Тире со времен Асархаддона до конца I тысячелетия до нашей эры. [ нужна ссылка ]
Баалшамен упоминается как идол среди других арамейских богов в Месопотамии Иаковом Серугским :
- «Он (то есть Сатана) поставил Аполлона идолом в Антиохии и других с ним, В Эдессе он поставил Нево и Бела вместе со многими другими, Он сбил с пути Харрана Сином, Ваалшамином и Бар-Немре [Нуску] Господом моим со своими псами [Нергал] и богиня Тарата [Астарта] и Гадлат». [ нужна ссылка ]
Некоторые считают, что в основной мифологии Санчуниатона бог, которого он называет по-гречески « Уран »/«Небо», символизирует Баал-Шамема. Скай здесь является фактическим отцом Баал Хадада (хотя Баал Хадад родился после замужества его матери с Дагоном ). Как и в греческой мифологии и хеттской мифологии , Скай кастрирован своим сыном, которому, в свою очередь, суждено противостоять богу грома. В истории Санчуниатона Скай также сражается с Морем; Скай обнаруживает, что не может победить, поэтому вступает в союз с Хададом. [ нужна ссылка ]
В набатейских текстах на греческом языке Баал Шамин регулярно приравнивается к Зевсу Гелиосу , то есть Зевсу как богу Солнца. Санчуниатон поддерживает это:
«...и что, когда случалась засуха, они простирали свои руки к небу, к солнцу; ради него одного (говорит он) они считали богом господина неба, называя его Вельсамен, что на финикийском языке означает «господин небес». небеса», а по-гречески «Зевс». [7]
К сожалению, не ясно, рассматривается ли здесь Баалшамин как бог солнца и приносящий дождь, или же он считается причиной засухи. [ нужна ссылка ]
Писатели на сирийском языке называют Ваалшамина Зевсом Олимпиосом, Зевсом, который сияет. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]- Храм Баалшамина (не путать с храмом Бэла )
- Надпись Башамем
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Другие варианты включают: Баал-Шамин, Баал-Самин, Баал-Шамем, Баал-Шамим, Баал-Шамем, Баалсамем, Баал-Шамин, Баал-Шамин, Белсамен, Баал-Шамин, Баал-Шамен, Баал-Шамим, Баал-Шамим, Баал-Шамим, Баал-Шамим, Баал-Шамим, Баал-Шамим, Валшамим, Валшамим, Валшамим, Баалшамаим, Баалсамин, Валшамим, Баалшамим.
- ^ Дирвен, Люсинда (1999). Пальмирены Дура-Европоса: исследование религиозного взаимодействия в римской Сирии . БРИЛЛ. п. 76. ИСБН 978-90-04-11589-7 . Проверено 17 июля 2012 г.
- ^ Кайзер, Тед (2002). Религиозная жизнь Пальмиры: исследование социальных моделей поклонения в римский период . Франц Штайнер Верлаг . стр. 87, 88, 140. ISBN. 978-3-515-08027-9 . Проверено 17 июля 2012 г.
- ^ ван дер Торн, К.; Беккинг, Б.; ван дер Хорст, PW (1999). Словарь божеств и демонов в Библии . Издательство Эрдманс. п. 150. ИСБН 978-0-8028-2491-2 . Проверено 30 января 2022 г.
- ^ Хили, Джон Ф. (2001). Религия набатеев: Конспект . БРИЛЛ. п. 124. ИСБН 978-90-04-10754-0 . Проверено 21 июня 2012 г.
- ^ Причард, Джеймс Б. (2016). Древние ближневосточные тексты, относящиеся к Ветхому Завету . Издательство Принстонского университета . п. 534. ИСБН 978-14-00-88276-2 . Проверено 10 ноября 2016 г.
- ^ Евсевий Кесарийский , Подготовка к евангелизации 1:10.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Стюарт Уотлинг: «Аравия Сирия: Пальмира» () — Некоторые фотографии храма Баал-Шамина в Пальмире