Тилла (знакомство)
ТАКОЙ | |
---|---|
Бычий бог | |
Главный культовый центр | Уламме, Нузи , Куруханни |
Тилла или Телла [ 1 ] ( д то-ла [ 1 ] или Бог ти-эль-ля ) [ 2 ] был хурритским богом, имевшим форму быка. Лучше всего он засвидетельствован в текстах Нузи , где он обычно появляется в теофорных именах. Его главным культовым центром был Уламме.
Имя и характер
[ редактировать ]Было высказано предположение, что имя Тилла произошло от хурритского слова, обозначающего бык, хотя это предположение остается недоказанным. [ 1 ] Тем не менее в современной литературе его часто характеризуют как «бога-быка». [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Единственный источник, который явно описывает его как имеющего форму быка, — это « Песнь об Улликумми» . [ 1 ] В этой композиции, которая считается принадлежащей циклу мифов о Кумарби , Тилла — один из двух быков, которые тянут колесницу Тешуба , другой — Шеришу . [ 6 ] Во время подготовки к битве с одноименным существом, каменным великаном Улликумми, Тешуб говорит, что хвост Тиллы нужно покрыть золотом. [ 7 ]
В других источниках, таких как списки предложений, Шеришу ставится в пару с Хурришем , а не с Тиллой. [ 8 ] Петр Тарача считает пару Тилла и Шеришу принадлежащей к восточно-хурритской традиции, а Шеришу и Хурриш - к западной. [ 9 ] Однако Даниэль Швемер отмечает, что в восточно-хурритском текстовом корпусе из Нузи них не был эпитетом засвидетельствованы как Тилла, так и Хурриш, и приходит к выводу, что точная связь между этими двумя богами неизвестна и можно только определить, что, скорее всего, ни один из другой. [ 1 ] Он предлагает рассматривать их обоих, а также Шеришу и Шарруму как членов категории бычьих божеств, связанных с Тешубом. [ 10 ] Он отмечает, что быкоподобные божества были связаны с богами погоды на всем древнем Ближнем Востоке, начиная с начала второго тысячелетия до нашей эры, но корни этого явления неясны. [ 11 ] Он также утверждает, что Тилла, возможно, изначально не принадлежал к кругу Тешуба, поскольку источники из Нузи рассматривают его как независимое божество, а не как божественное тягловое животное бога погоды. [ 1 ] Фолькерт Хаас предположил, что в этой области характер Тиллы можно сравнить с характером Тешуба, основываясь на том факте, что в религиозных текстах он мог быть указан рядом с Иштар (или Шаушкой ) белат дури («госпожа городской стены »), что, по его мнению, могло параллельно отношению бога погоды к Шаушке. [ 5 ]
Поклонение
[ редактировать ]Тилле поклонялись в царстве Аррафа , которое располагалось в северной Месопотамии на восточной границе империи Митанни . [ 12 ] Его культовым центром был Уламме. [ 13 ] Он, казалось бы, был главой пантеона этого города. [ 14 ] В этом районе находился посвященный ему храм. [ 4 ] Лучше всего он засвидетельствован в документах Нузи , где он является самым распространенным божеством в хурритских теофорных именах наряду с Тешубом . [ 13 ] Примеры включают Ирир (и)-Тилла («Тилла - тот, кто помогает»), [ 15 ] Кирип-Тилла («Тилла освобождает»), Пашши-Тилла («Тилла послана»), [ 16 ] Шарри-Тилла («Тилла - божественный король») и Урхи-Тилла («Тилла надежен»). [ 17 ] Возможно, что в некоторых случаях теофорные имена, в которых теоним сокращается как Те , Те , Тея или Тея, также относятся к Тилле, в отличие от Тешуба или Тирве. [ 18 ] упоминания о жрице- энту , связанной с его культом. Известны также [ 1 ] Она проживала в Куруханни (современный Телль аль-Фахар ). [ 19 ]
В корпусе текстов из Касситского Ниппура , составляющем основной источник подтверждений хурритских личных имен из Вавилонии этого периода, [ 20 ] встречаются четыре примера с вызовом Тиллы. [ 21 ] Однако теофорное имя Ур-Тилла, известное как по этому городу, так и по Пузриш-Дагану периода Ура III, относится к другому божеству, по-видимому, почитаемому в Умме , имя которого происходит от шумерского слова тилла (пишется АН.АШ.АН или АН. ДИС.АН), "улица". [ 22 ]
Неопределенные сертификаты
[ редактировать ]Фолькерт Хаас предположил, что название хурритской горы Шену-Тилла (или Шена-Тилла), которое упоминается в текстах, относящихся к фестивалю Кишува , отсылает к Тилле и может быть переведено как «две Тилла». [ 23 ] Эту возможность также принимает Даниэль Швемер , который отмечает, что гора, возможно, названная в честь Тиллы, соединена с другой горой по имени Шера, которую он видит как возможное отражение пары Тилла и Шеришу, засвидетельствованной в « Песне об Улликумми» . [ 1 ] Однако он выражает сомнение по поводу перевода названия горы Хаасом, поскольку нет никаких указаний на то, что Тилла когда-либо считалась диадой божеств. [ 24 ] Гернот Вильгельм считает связь названий горы и бога неопределенной. [ 13 ]
Божество по имени д Ти-ла , который, по мнению Уилфреда Г. Ламберта , мог соответствовать Тилле, засвидетельствован в списке месопотамских богов, который приравнивает его к месопотамскому божеству , имя которого не сохранилось, возможно, Адада или Эа . [ 14 ] Этот текст известен только по единственной поврежденной табличке НДС 10608 (KAR 339a), которая была найдена в Ассуре и в настоящее время принадлежит коллекции Vorderasiatisches Museum в Берлине . [ 14 ] По-видимому, оно возникло в период Среднего Вавилона . [ 25 ] Многие из божеств, перечисленных в нем, являются малоизвестными или иностранными, примеры включают первобытную фигуру Лугальдукуга , эламского бога Симута или Киллибе, предположительно связанного с гомофонным словом «бог» на неизвестном языке, подтвержденном лексическим списком . [ 26 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Швемер 2001 , с. 483.
- ^ Вильгельм 2014 , с. 45.
- ^ Швемер 2001 , с. 69.
- ^ Jump up to: а б Тарача 2009 , с. 67.
- ^ Jump up to: а б Хаас 2015 , с. 318.
- ^ Швемер 2008 , стр. 6.
- ^ Хаас 2015 , с. 91.
- ^ Швемер 2008 , стр. 6–7.
- ^ Тарача 2009 , с. 120.
- ^ Швемер 2001 , с. 459.
- ^ Швемер 2001 , с. 478.
- ^ Haas2015 , стр. 317–318.
- ^ Jump up to: а б с Вильгельм 2014 , с. 46.
- ^ Jump up to: а б с Ламберт 2007 , с. 169.
- ^ Рихтер 2010 , с. 507.
- ^ Вильгельм 1998 , с. 123.
- ^ Вильгельм 1998 , с. 124.
- ^ Швемер 2001 , с. 467.
- ^ Ваш 1976 , с. 34.
- ^ Вильгельм 1998 , с. 122.
- ^ Варфоломей 2017 , с. 310
- ^ Креберник 2014 , с. 45.
- ^ Хаас 2015 , с. 319.
- ^ Швемер 2001 , стр. 483–484.
- ^ Ламберт 2007 , с. 172.
- ^ Ламберт 2007 , стр. 167–170.
Библиография
[ редактировать ]- Бартельмус, Алекса (2017). «Боги касситского периода. Анализ их появления в современных текстовых источниках». Кардуняш. Вавилония под властью касситов . Де Грютер. стр. 245–312. дои : 10.1515/9781501503566-011 . ISBN 9781501503566 .
- Ваш Карлхайнц (1976). «Материалы о местной пантее царства Аррапе» . Ориенталия . 45 . GBPress - Григорианская библейская пресса: 33–45. ISSN 0030-5367 . JSTOR 43074680 . Проверено 19 июня 2022 г.
- Хаас, Волкерт (2015). История хеттской религии . Справочник востоковедения. Раздел 1: Ближний и Средний Восток (на немецком языке). Брилл. ISBN 978-90-04-29394-6 . Проверено 5 марта 2022 г.
- Креберник, Манфред (2014), «Tilla A» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 5 марта 2022 г.
- Ламберт, Уилфред Г. (2007). «Экзотический вавилонский список богов». Исследования представлены Роберту Д. Биггсу 4 июня 2004 г. Чикаго, Иллинойс: Восточный институт Чикагского университета. ISBN 978-1-885923-44-8 . OCLC 67873765 .
- Рихтер, Томас (2010). «Хуррит рождается... и получает имя» . В Беккере, Йорг; Хемпельманн, Ральф; Рем, Эллен (ред.). Культурный ландшафт Сирии: центр и периферия. Festschrift для Яна-Ваалке Мейера (на немецком языке). Мюнстер: Угарит-Верлаг. ISBN 978-3-86835-034-0 . OCLC 587015618 .
- Швемер, Дэниел (2001). Фигуры богов погоды Месопотамии и Северной Сирии в эпоху клинописных культур: материалы и исследования на основе письменных источников (на немецком языке). Висбаден: Харрасовиц. ISBN 978-3-447-04456-1 . OCLC 48145544 .
- Швемер, Дэниел (2008). «Боги бури Древнего Ближнего Востока: Краткое изложение, синтез, недавние исследования: Часть II» . Журнал древних религий Ближнего Востока . 8 (1). Брилл: 1–44. дои : 10.1163/156921208786182428 . ISSN 1569-2116 .
- Тарача, Петр (2009). Религии второго тысячелетия Анатолии . Харрасовиц. ISBN 978-3447058858 . Проверено 5 марта 2022 г.
- Вильгельм, Гернот (1998), «Имя, называя Д. среди хурритов» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 7 июня 2023 г.
- Вильгельм, Гернот (2014), «Тилла Б. Хетт, хуррит» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 5 марта 2022 г.