Доктор
Доктор | |
---|---|
Главный культовый центр | Угарит , Хаттуса |
Такиту , Такути [ 1 ] или Дакиту [ 2 ] была хурритской богиней , служившей суккалом ( божеством-помощником) Чепата . Она появляется вместе со своей любовницей в ряде хурритских мифов, в которых изображается как ее ближайшая наперсница. Обычно предполагается, что ее имя происходит из семитского языка возможная хурритская , хотя также была предложена этимология. Ей поклонялись в Хаттусе , Лавазантии и Угарите .
Имя
[ редактировать ]Множественные варианты написания имени Такиту засвидетельствованы в хурритских и хеттских текстах, где чередуются та и ту , да и ду , что приводит к появлению альтернативных форм, таких как Дакиту или Дакиду. [ 3 ] В угаритском алфавите оно записывалось как dqt . [ 3 ] Деннис Парди озвучивает эту форму как Даккиту, [ 4 ] а Дэниел Швмер в роли Дакиту. [ 2 ]
На основании угаритской формы имени было высказано предположение, что оно произошло от семитского корня dqq , «маленький». [ 3 ] Соответственно, его можно перевести как «маленький». [ 5 ] Вместо этого Мейндерт Дейкстра предположил, что это может быть связано с хурритским словом taki , «красивый». [ 6 ]
Характер
[ редактировать ]Такиту выполнял роль слуги Чепата и божественного визиря ( суккала ). [ 1 ] [ 3 ] Фолькерт Хаас характеризует ее как ближайшего доверенного лица Чепата в мифах. [ 7 ] Деннис Парди утверждает, что в Угарите она принадлежала к той же группе божеств, что и Пидрей . [ 8 ] местная богиня, считающаяся аналогом Чепата. [ 9 ]
В то время как в мифах роль слуги Чепата принадлежит Такиту, в некоторых ритуальных текстах она принадлежит Тиябенти. [ 10 ] божество, пол которого, по словам Гэри Бекмана , неясен, [ 11 ] но Мари-Клод Тремуй определил ее как богиню. [ 10 ] По словам Альфонсо Арчи, имя Тиябенти имеет хурритское происхождение и означает «тот, кто говорит благосклонно» или «та, кто говорит благосклонно». [ 12 ] Такиту и Тиябенти сосуществуют в предложении списков, где оба могут сопровождать Чепата, что, по мнению Мари-Клода Тремуя, указывает на то, что теории, согласно которым один из них был просто эпитетом другого, необоснованны. [ 10 ]
В списках подношений, посвященных кругу Чепата, Такиту упоминается как Таки-Такиту, «прекрасный Такиту». [ 13 ] По словам Фолькерта Хааса, ее представляли юным божеством. [ 7 ]
Поклонение
[ редактировать ]Такиту принадлежала к кругу божеств, связанных с Чепат, и появляется в калути (списках подношений), посвященных ей. [ 14 ] В «Язылыкая» она изображена позади детей Чепата Шаррумы , Алланзу и Кунзишалли, перед Хутеной и Хутеллурой . [ 15 ] В тексте хурритских религий упоминается, что во время одного ритуала с участием Кумарби и так называемых « бывших богов » Такиту должна сидеть рядом с Чепатом, с левой стороны от нее. [ 16 ] Другой, где она идентифицируется как привратница (хуррит: амуммекунни ), аналогичным образом предписывает сажать ее слева от госпожи. [ 17 ]
Места, где поклонялись Такиту, включают Хаттусу посох, служивший связанной с ней культовой утварью, , где хранился [ 18 ] Лавазантия в Киццуватне , [ 19 ] и Угарит . [ 20 ] В последнем из этих городов она упоминается в ряде хурритских списков жертвоприношений либо на ее обычном месте после Кепата, либо на ее обычном месте после Гепата. [ 21 ] после Нинатты и Кулитты и до Никкала или, в одном случае, после Хутены и Хутеллуры как последнего перечисленного божества. [ 2 ] Она также появляется в ряде текстов, написанных на угаритском языке алфавитным письмом . Она упоминается в самом первом тексте, обнаруженном во время раскопок в 1929 году, ритуал проходил в течение двух дней, частично ночью. [ 22 ] Во время него она получила в жертву овцу, в честь местной богини Пидрай и перед Тирану. [ 23 ] бог вина . [ 24 ] Она также упоминается в списке божеств, в котором она аналогичным образом ставится после Пидрея и перед Тирану. [ 4 ]
Мифология
[ редактировать ]Миф, сохранившийся на табличке CTH 346.12, описывает путешествие Такиту через земли Митанни в Шимуррум , предпринятое от имени ее любовницы Чепат. [ 25 ]
Такиту также появляется в «Песне об Улликумми» , где Чепат поручает ей выяснить судьбу ее мужа Тешуба после его первоначального столкновения с одноименным монстром. [ 1 ] Позже слугам Чепата приходится удерживать ее, чтобы она не упала с крыши, пока брат Тешуба Ташмишу сообщает ей о своей судьбе. [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Бачварова 2013 , с. 173.
- ^ Jump up to: а б с Швемер 2001 , с. 547.
- ^ Jump up to: а б с д Вильгельм 2013 , с. 417.
- ^ Jump up to: а б Парди 2002 , с. 21.
- ^ Элм Лете и Санмартин 2015 , с. 276.
- ^ Дейкстра 2014 , с. 92.
- ^ Jump up to: а б Хаас 2015 , с. 388.
- ^ Парди 2002 , с. 277.
- ^ Парди 2002 , с. 282.
- ^ Jump up to: а б с Тремуй 2014 , с. 31.
- ^ Бекман 1999 , с. 37.
- ^ Архи 2013 , с. 7.
- ^ Хаас 2015 , с. 383.
- ^ Тарача 2009 , с. 119.
- ^ Тарача 2009 , с. 95.
- ^ Хаас 2015 , с. 257.
- ^ Хаас 2015 , с. 906.
- ^ Хаас 2015 , с. 512.
- ^ Хаас 2015 , с. 581.
- ^ Хаас 2015 , с. 558.
- ^ Парди 2002 , с. 95.
- ^ Парди 2002 , стр. 67–69.
- ^ Парди 2002 , с. 69.
- ^ Парди 2002 , с. 285.
- ^ Вильгельм 2013 , стр. 417–418.
Библиография
[ редактировать ]- Арчи, Альфонсо (2013). «Западно-хурритский пантеон и его предыстория» . В Коллинзе, Би Джей; Михаловски П. (ред.). За пределами Хатти: дань уважения Гэри Бекману . Атланта: Локвуд Пресс. ISBN 978-1-937040-11-6 . OCLC 882106763 .
- Бачварова, Мэри Р. (2013). «Хурро-хеттский цикл Кумарби» . Боги, герои и монстры: сборник греческих, римских и ближневосточных мифов . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-064481-9 . OCLC 967417697 .
- Бекман, Гэри (1999). «Богиня Пиринкир и ее ритуал из Хаттуши (CTH 644)» . Ктема: Цивилизации Востока, Греции и антиквариата Рима . 24 (1). Программа ПЕРСЕЕ: 25–39. дои : 10.3406/ktema.1999.2206 . hdl : 2027.42/77419 . ISSN 0221-5896 .
- из Вяза Лете, Грегори; Сен-Мартен, Хоакин (2015). Словарь угаритского языка в алфавитной традиции . Лейден, Нидерланды; Бостон, США: Брилл. ISBN 978-9-004-28865-2 . Проверено 29 июня 2023 г.
- Дейкстра, Мейндерт (2014). «Хурритический миф о Шаушге Ниневийском и Хасаррском (CTH 776.2)» . Угарит-Форшунген. Группа 45 . Мюнстер: Угарит Верлаг. ISBN 3-86835-086-1 . OCLC 1101929531 .
- Хаас, Волкерт (2015) [1994]. История хеттской религии . Справочник востоковедения. Раздел 1: Ближний и Средний Восток (на немецком языке). Брилл. ISBN 978-90-04-29394-6 . Проверено 2 апреля 2022 г.
- Парди, Деннис (2002). Ритуал и культ в Угарите Атланта: Общество библейской литературы. ISBN 978-90-04-12657-2 . OCLC 558437302 .
- Швемер, Дэниел (2001). Фигуры богов погоды Месопотамии и Северной Сирии в эпоху клинописных культур: материалы и исследования на основе письменных источников (на немецком языке). Висбаден: Харрасовиц. ISBN 978-3-447-04456-1 . OCLC 48145544 .
- Тарача, Петр (2009). Религии второго тысячелетия Анатолии . Харрасовиц. ISBN 978-3447058858 .
- Тремуй, Мари-Клод (2014), «Тиджабенти» , Reallexikon der Assyriologie (на французском языке) , получено 2 апреля 2022 г.
- Вильгельм, Гернот (2013), «Такиту» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 2 апреля 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Текст CTH 346.12 в базе данных Мифы хеттов. Проект университета Вюрцбургского