Jump to content

Набарби

Набарби
Богиня пастбищ
Рельеф Набарби из святилища Язылыкая .
Главный культовый центр Четверг
Генеалогия
Супруг Ташмиш
Эквиваленты
Месопотамский эквивалент возможно Белет Нагар

Набарби или Наварни [ 1 ] была хурритской богиней, возможно, связанной с пастбищами. Она была одним из главных божеств в хурритской религии , и ей в основном поклонялись вблизи реки Хабур , особенно в Таите . Было высказано предположение, что она была связана с богиней Белет Нагар , связанной с верхнемесопотамским городом Нагар . Помимо почитания в хурритской религии , она также была включена в верования хеттов и в местный пантеон Эмара . Ей также продолжали поклоняться в Таите в неоассирийский период , о чем свидетельствует текст времен правления Ашшурбанипала , где она является одним из божеств, призванных благословить царя.

Имя и характер

[ редактировать ]

Подтвержденные варианты написания теонима Набарби клинописью включают : д на-бар-би (распространен в хеттских текстах), д на-а-бар-би , д на-а-бар-ви , д наа-ва-ар-ви , д На-Бар- ВА [ 2 ] и дна-ва-ар-ни. [ 1 ] Альфонсо Арчи интерпретирует его как «она из Навара», а топоним происходит от хурритского «нау» , « пастбище ». [ 3 ] Фолькерт Хаас прямо переводит это слово как «она с пастбища». [ 2 ] и предполагает, что она могла быть связана с пастбищами для скота. [ 4 ] Она также играла роль в ритуальном очищении , на что указывают ритуалы иткальзи . [ 5 ]

Набарби и Белет-Нагар

[ редактировать ]

Петр Тарача утверждает, что Набарби была идентична «госпоже Нагара», засвидетельствованной в месопотамских источниках периода Ура III, причем Нагар и Навар были двумя вариантами написания одного и того же топонима. [ 6 ] и причисляет ее к божествам, полученным хурритами из ранее существовавших сирийских пантеонов, [ 7 ]

Альфонсо Арчи не согласен приравнивать Нагар и Навар, но утверждает, что, возможно, Набарби отождествляли как с «госпожой Нагара», так и с Хабуритум , богиней, связанной с рекой Хабур, также известной из месопотамских источников периода Ура III. [ 3 ] Он также указывает, что богиня-покровительница Нагар появляется рядом с хурритскими божествами в надписях хурритского царя Тиш-атала из Уркеша . [ 8 ]

мнение, что Набар может быть необычным написанием топонима Ниппур В ранних исследованиях также присутствовало , что привело к предположению, что Набарби вместо этого был связан с Ниннибру . [ 2 ] «Госпожа Ниппура» — имя, использовавшееся для обозначения жены Нинурты в периоды Ура III и Исин-Ларсы . [ 9 ]

Структурно схожие теонимы

[ редактировать ]

Было отмечено, что имя Набарби структурно похоже на имя Кумарби , «он из Кумара». [ 10 ] [ 3 ] Структура этих двух имен использовалась как аргумент в пользу восстановления имени Хреб из угаритского мифа «Брак Никкала и Яриха» , написанного местным алфавитным письмом , как Кирихиби , «он с горы Кирих(и)». [ 11 ] [ а ] На том же основании утверждалось, что бог Аштаби имел хурритское происхождение. [ 14 ] Однако последующие исследования показали, что первоначальное написание его имени было Аштабил, и что ему поклонялись в Эбле уже до прихода хурритов в Сирию . [ 15 ] [ б ]

Ассоциации с другими божествами

[ редактировать ]

Ташмишу считался мужем Набарби. [ 6 ] как и было в Шувалияте , [ 17 ] его хеттский аналог. [ 18 ] Фолькерт Хаас утверждает, что объединение Набарби и Шувалията было основано на их общей связи с растительностью. [ 19 ] Однако Ташмишу не имел никакого отношения к растительности. [ 20 ]

В калути [ де ] (списках подношений), посвященных кругу божеств, связанных с Чепатом, Набарби встречается после Шаушки слуг Нинатты и Кулитты и перед Шувалой. [ 7 ] и диада Уршуй-Ишкалли . [ 2 ] Связь между ней и Шувалой, богиней-покровительницей Мардамана , хорошо засвидетельствована. [ 21 ] Было высказано предположение, что это основано на случайном сходстве названий Шувала и Шувалият. [ 17 ] Однако возможно также, что это указывает на то, что обе эти богини возникли в окрестностях реки Хабур. [ 2 ] Поклонение парам богинь (например, Ишхаре и Аллани, Хутене и Хутеллуре , Нинатте и Кулитте) как диадам было общей чертой хурритской религии. [ 22 ] В некоторых случаях Набарби и Шувалу можно объединить с Аю-Икалти, [ 23 ] хурритская форма месопотамской богини Айи , невесты Шамаша . [ 18 ]

Существует также ассоциация между Набарби и Шаушкой. [ 24 ] В некоторых ритуалах иткальзи («очищения») они появляются рядом с парами Хутена и Хутеллура , Эа и Дамкина , а также Чепат и Мушуни. [ 24 ] В одном из таких текстов говорится о «воде Шаушки и Набарби», которая, как полагают, обладает очищающими свойствами. [ 2 ]

Поклонение

[ редактировать ]

Альфонсо Арчи считает Набарби одним из «главных божеств» хурритского пантеона . [ 3 ] Судя по ее местоположению в таких текстах, как международные договоры, предполагается, что ей в основном поклонялись вблизи реки Хабур . [ 2 ] Ее культовым центром был Таите , город, расположенный в этой местности. [ 6 ] появляется как одна из божественных свидетелей в договоре между Шаттивазой Митанни как и Шуппилулиумой I из империи с такими фигурами, , Тешуба Шалы - Хеттской Саманнухи рядом Она , ипостаси , Белат екалли , Осознанности , Ишхары и других. [ 25 ] Предполагается, что выбор божеств в этом тексте был политически мотивирован, поскольку их культовые центры располагались примерно в центре государства Митанни. [ 26 ]

Хеттский прием

[ редактировать ]
Рельефы с изображением Аллани , Ишхары и Набарби Язылыкая. в [ 27 ]

Начиная со среднехеттского периода, Набарби также поклонялись хеттам в Хаттусе , где она встречается среди других хурритских богинь в списках подношений, посвященных окружению Чепата и Шаушки . [ 2 ] Она - одно из хурритских божеств, изображенных в святилище Язылыкая , с рельефом 51, на котором она изображена, помещенным после Аллату ( Алани ) и Ишхары и перед Шалашем . [ 27 ] Идентификация непосредственно подтверждается сопроводительной иероглифической лувийской надписью. [ 28 ] Это место расположено недалеко от Хаттусы, и пантеон, изображенный на его стенах, отражает хурритские традиции из Киццуватны , принятые хеттской королевской семьей. [ 29 ]

Прием Эмариоте

[ редактировать ]

Набарби также засвидетельствован в документах Эмара . [ 2 ] [ 1 ] Предполагается, что она была принята из хурритской среды, но обстоятельства включения ее и других иностранных божеств, таких как месопотамский Себитти , в местный пантеон плохо изучены. [ 30 ] [ с ] Она встречается в списке божеств, получивших подношения во время местного фестиваля зукру , как 140-я запись после бога погоды ( д ИШКУР) Башимаа и перед Балихом — пара одноименных богов, представляющих реку Балих . [ 32 ] Джон Трейси Темз относит ее к тому, что он считает «третьим уровнем» божеств, прославляемых в этом контексте: [ 33 ] обозначение, которое он использует для членов местного пантеона, получивших наименьшее количество жертвенных животных (2 овцы на божество, в отличие от 5 овец для «второго уровня» и 10 овец и 5 телят для «первого уровня») и других подношений во время него. . [ 34 ] Однако маловероятно, что эти ранги обязательно отражали положение отдельных божеств в религии эмариотов вне контекста зукру . [ 35 ] В отличие от таких фигур, как Даган , д НИН.КУР , Ишхара или Саггар Набарби встречается в сохранившихся текстах, относящихся к этому празднику, только один раз. [ 36 ] Она также отсутствует в теофорных именах , и нет никаких указаний на то, что в городе существовал посвященный ей храм. [ 37 ]

Ассирийский прием

[ редактировать ]

Набарби продолжали поклоняться в Таите в неоассирийский период . [ 38 ] В ритуале Такульту она появляется вместе с двумя другими изначально хурритскими божествами, Кумарби и Самнухой . [ 2 ] Эти тексты были ориентированы на призывание божеств как из центральных городов Ассирии , таких как Ашшур и Ниневия , так и с ее периферии, чтобы благословить царя, причем древнейшие примеры относятся к периоду правления Шамши-Адада I ; версия, в которой засвидетельствован Набарби, датируется правлением Ашшурбанипала . [ 39 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Оба этого бога [ 12 ] и миф, в котором он появляется, предположительно имеет хурритское происхождение. [ 13 ]
  2. ^ Вполне возможно, что вместо этого он возник на религиозном и языковом субстрате, поглощенном сначала эблаитами , а затем хурритами, подобно Ишхаре . [ 16 ]
  3. ^ Было отмечено, что нет никаких доказательств того, что на него повлияла хурринизация близлежащего Алеппо . [ 31 ]

Библиография

[ редактировать ]
  • Арчи, Альфонсо (1997). «Исследования в Пантеоне Эбла II» . Ориенталия . 66 (4). GBPress - Григорианская библейская пресса: 414–425. ISSN   0030-5367 . JSTOR   43078145 . Проверено 9 марта 2022 г.
  • Арчи, Альфонсо (2013). «Западно-хурритский пантеон и его предыстория» . В Коллинзе, Би Джей; Михаловски П. (ред.). За пределами Хатти: дань уважения Гэри Бекману . Атланта: Локвуд Пресс. ISBN  978-1-937040-11-6 . OCLC   882106763 .
  • Бекман, Гэри (2002). «Пантеон Эмара» . Сильва Анатолика: Анатолийские исследования, подаренные Мачею Попко по случаю его 65-летия . Варшава: Агаде. ISBN  83-87111-12-0 . OCLC   51004996 .
  • Биггс, Роберт Д. (1998), «Нин-Нибру» , Reallexikon der Assyriologie , получено 9 марта 2022 г.
  • Хаас, Волкерт (1994). История хеттской религии . Справочник востоковедения. Раздел 1: Ближний и Средний Восток (на немецком языке). Брилл. ISBN  978-90-04-29394-6 . Проверено 06 марта 2022 г.
  • Хаас, Волкерт (1998), «Набарби» , Real Lexicon of Assyriology (на немецком языке) , получено 0 марта 2022 г.
  • Понгратц-Лейстен, Беате (2011). «Ассирийский царский дискурс между местной и императорской традицией в Хабуре» . Revue d'Assyriologie et d'archéologie orientale . 105 . Presss Universitaires de France: 109–128. дои : 10.3917/сборка.105.0109 . ISSN   0373-6032 . JSTOR   42580243 . Проверено 4 июля 2023 г.
  • Рахмуни, Айша (2008). Божественные эпитеты в угаритских алфавитных текстах . Лейден Бостон: Брилл. ISBN  978-90-474-2300-3 . OCLC   304341764 .
  • Швемер, Дэниел (2001). Фигуры богов погоды Месопотамии и Северной Сирии в эпоху клинописных культур: материалы и исследования на основе письменных источников (на немецком языке). Висбаден: Харрасовиц. ISBN  978-3-447-04456-1 . OCLC   48145544 .
  • Тарача, Петр (2009). Религии второго тысячелетия Анатолии . Харрасовиц. ISBN  978-3447058858 .
  • Темза, Джон Трейси (2020). Политика ритуальных перемен: фестиваль Зукру в политической истории Эмара позднего бронзового века . Лейден: Брилл. ISBN  978-90-04-42911-6 . OCLC   1157679792 .
  • Тремуй, Мари-Клод (2013), «Шувала» , Reallexikon der Assyriologie (на французском языке) , получено 8 марта 2022 г.
  • Тремуй, Мари-Клод (2013a), «Tašmišu» , Reallexikon der Assyriologie (на французском языке) , получено 8 марта 2022 г.
  • Виггинс, Стив А. (1998). «Что в имени? Ярих в Угарите» . Угарит-Форшунген (30): 761–780. ISSN   0342-2356 . Проверено 5 марта 2022 г.
  • Вильгельм, Гернот (1989). Хурриты . Уорминстер, Англия: Арис и Филлипс. ISBN  978-0-85668-442-5 . ОСЛК   21036268 .
  • Вильгельм, Гернот (1997), «Musun(n)i, Mušni» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 8 марта 2022 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4dc5d969d23cb5475ea544439b743c61__1715838900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4d/61/4dc5d969d23cb5475ea544439b743c61.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nabarbi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)