Jump to content

Нинурта

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Нинурта
𒀭𒊩𒌆𒅁
Бог земледелия, охоты и войны
Ассирийский каменный рельеф из храма Нинурты в Калху , изображающий бога с молниями, преследующего Анзу , укравшего Таблицу судеб из Памятники святилища Энлиля ( Остин Генри Лейард в Ниневии , 2-я серия, 1853 г.)
Обитель Храм Эшумеша в Ниппуре
Позже Калху , в ассирийские времена
Планета Сатурн , Меркурий
Символ Плуг и сидящая птица
Устанавливать Зверь с телом льва и хвостом скорпиона.
Родители Энлиль и Нинхурсаг
Нор Ураш , Ан
Супруга Как Нинурта: Сахар
Как Нинерсу: запахи
Эквиваленты
Каананитовый эквивалент Аттар
Эблаитский эквивалент Аштаби
Римский эквивалент Сатурн

Нинурта ( шумерский : 𒀭𒊩𒌆𒅁 : Д НИН . URTA , возможное значение «Повелитель Ячменя»), [1] также известный как Нингирсу ( шумерский : 𒀭𒎏𒄈𒋢 : Д НИН . ĜIR 2 .SU , что означает «Господин [] Гирсу »), [2] древний месопотамский бог, связанный с земледелием, целительством, охотой, законом, писцами и войной, которому впервые поклонялись в раннем Шумере . В самых ранних записях он является богом земледелия и исцеления, который лечит людей от болезней и освобождает их от власти демонов . В более поздние времена, когда Месопотамия стала более милитаризованной, он стал божеством-воином, хотя и сохранил многие из своих прежних сельскохозяйственных атрибутов. Его считали сыном главного бога Энлиля , а его главным культовым центром в Шумере был храм Эшумеша в Ниппуре . Нингерсу был удостоен чести Гудеа короля Лагаша (правил в 2144–2124 гг. До н.э. ) , который перестроил храм Нингерсу в Лагаше. Позже Нинурта полюбился ассирийцам как грозный воин. Ассирийский царь Ашурнасирпал II (правил в 883–859 гг. до н. э.) построил для него огромный храм в Калху , который с тех пор стал его самым важным культовым центром.

В эпической поэме «Лугал-э» Нинурта убивает демона Асага своей говорящей булавой Шарур и использует камни для строительства рек Тигр и Евфрат , чтобы сделать их пригодными для орошения. В стихотворении, которое иногда называют «Шумерской Георгикой », Нинурта дает фермерам советы по сельскому хозяйству. В аккадском мифе он был защитником богов против птицы Анзу после того, как она украла Таблицу судеб у его отца Энлиля, а в мифе, который упоминается во многих произведениях, но так и не сохранился полностью, он убил группу воинов. известные как «Убитые герои». Его главными символами были сидящая птица и плуг.

Было высказано предположение, что Нинурта послужил источником вдохновения для создания образа Нимрода , «могучего охотника», который упоминается вместе с Калху в Книге Бытия , хотя это мнение оспаривается. [3] Он также может быть упомянут во Второй Книге Царств под именем Нисрох . [а] В девятнадцатом веке ассирийские каменные рельефы с крылатыми орлиными фигурами из храма Нинурты в Калху обычно, но ошибочно, идентифицировались как «Нисрохи», и они появляются в произведениях фэнтезийной литературы того периода.

Поклонение

[ редактировать ]
Табличка-посвящение Гудеа богу Нингирсу: «Нингирсу, Энлиля могучему воину , его учителю; Гудеа, энси Лагаша . »
Цилиндры Гудеа , датируемые ок. 2125 г. до н.э., опишите, как король Лагаша Гудеа перестроил храм Нинерсу в Лагаше в результате сна, в котором ему было приказано это сделать.

Нинурте поклонялись в Месопотамии еще в середине третьего тысячелетия до нашей эры древние шумеры , [4] и является одним из самых ранних засвидетельствованных божеств в регионе. [4] [1] Его главным культовым центром был храм Эшумеша в шумерском городе-государстве Ниппур , [4] [1] [5] где ему поклонялись как богу земледелия и сыну главного бога Энлиля . [4] [1] [5] Хотя изначально они могли быть отдельными божествами, [1] В исторические времена бог Нингерсу, которому поклонялись в шумерском городе-государстве Гирсу , всегда отождествлялся с местной формой Нинурты. [1] По мнению ассириологов Джереми Блэка и Энтони Грина, личности двух богов «тесно переплетены». [1] По мере того как значение города-государства Гирсу уменьшалось, Нингерсу становился все более известным как «Нинурта». [2] Ему прежде всего стал свойственен агрессивный, воинственный аспект его натуры. [1]

В более поздние времена репутация Нинурты как свирепого воина сделала его чрезвычайно популярным среди ассирийцев. [4] [6] В конце второго тысячелетия до нашей эры ассирийские цари часто носили имена, включавшие имя Нинурты, [4] такие как Тукульти-Нинурта («доверенный Нинурты»), Нинурта-апал-Экур («Нинурта - наследник [храма Эллиля] Экур») и Нинурта-тукульти-Ашур («Нинурта - доверенный бог Ашшура). "). [4] Тукульти-Нинурта I (правил в 1243–1207 гг. до н. э.) в одной из надписей заявляет, что охотится «по приказу бога Нинурты, который любит меня». [4] Точно так же Адад-нирари II (годы правления 911–891 до н.э.) утверждал, что Нинурта и Ашшур являются сторонниками его правления. [4] заявляя, что уничтожение их врагов является моральным оправданием своего права на власть. [4] В девятом веке до нашей эры, когда Ашурнасирпал II (правил 883–859 до н.э.) перенес столицу Ассирийской империи в Калху , [4] первый храм, который он там построил, был посвящен Нинурте. [4] [7] [6] [8]

город Калху Восстановление 1853 года того, как мог первоначально выглядеть , главный культовый центр Нинурты в Ассирийской империи, на основе раскопок, проведенных там британским археологом Остином Генри Лейардом в 1840-х годах.

Стены храма были украшены рельефной резьбой по камню, в том числе изображением Нинурты, убивающего птицу Анзу. Сын Ашурнасирпала II Салманесар III Нинурты (правил 859–824 гг. До н. э.) завершил зиккурат в Калху и посвятил богу свой каменный рельеф. [4] На резьбе Салманасар III хвастается своими военными подвигами. [4] и приписывает все свои победы Нинурте, заявляя, что без помощи Нинурты ни одна из них была бы невозможна. [4] Когда Адад-нирари III (годы правления 811–783 до н.э.) посвятил новый дар храму Ашшура в Ассуре , они были запечатаны как печатью Ашшура, так и печатью Нинурты. [4]

После того как столица Ассирии была перенесена из Калху, значение Нинурты в пантеоне стало снижаться. [4] Саргон II предпочитал Набу , бога писцов, Нинурте. [4] Тем не менее, Нинурта по-прежнему оставался важным божеством. [4] Даже после того, как цари Ассирии покинули Калху, жители бывшей столицы продолжали почитать Нинурту, [4] которого они называли «Нинурта, проживающий в Калху». [4] В юридических документах города записано, что нарушившие клятвы должны были «положить две мины серебра и одну мину золота на колени Нинурты, проживающего в Калху». [4] Последний засвидетельствованный пример этого пункта датируется 669 г. до н.э., последним годом правления царя Асархаддона (годы правления 681–669 гг. до н.э.). [4] Храм Нинурты в Калху процветал до конца Ассирийской империи. [4] нанимать бедных и обездоленных в качестве сотрудников. [4] Основным культовым персоналом были шангю -жрец и главный певец, которых поддерживали повар, стюард и носильщик. [4] В конце седьмого века до нашей эры сотрудники храма засвидетельствовали юридические документы вместе с персоналом храма Набу в Эзиде . [4] Оба храма имели общее qēpu -официальное лицо. [4]

Иконография

[ редактировать ]
Мужская фигура на ассирийской эмблеме крылатого солнца из Северо-Западного дворца в Калху; некоторые авторы предполагают, что этой фигурой может быть Нинурта, но большинство ученых отвергают это утверждение как необоснованное.

На кудуррусе касситского периода ( ок. 1600 – ок. 1155 до н. э.) плуг изображен как символ Нинерсу. [1] Плуг также появляется в неоассирийском искусстве, возможно, как символ Нинурты. [1] Сидящая птица также использовалась как символ Нинурты в неоассирийский период. [9] Одна из спекулятивных гипотез утверждает, что крылатый диск первоначально символизировал Нинурту в девятом веке до нашей эры. [6] но позже был передан Ашшуру и богу солнца Шамашу . [6] Эта идея основана на некоторых ранних изображениях, в которых бог на крылатом диске имеет птичий хвост. [6] Большинство ученых отвергли это предположение как необоснованное. [6] Астрономы восьмого и седьмого веков до нашей эры отождествляли Нинурту (или Пабилсаэ ) с созвездием Стрельца . [10] Альтернативно, другие отождествляли его со звездой Сириус , [10] который был известен на аккадском языке как шукуду , что означает «стрела». [10] Созвездие Большого Пса , из которых Сириус является наиболее заметной звездой, было известно как qaštu , что означает «лук», в честь лука и стрел, которые, как считалось, носил Нинурта. [10] В МУЛ.АПИН Нинурта последовательно отождествляется с Меркурием , [11] [12] [13] как написано: «Меркурий, которого зовут Нинурта, путешествует по (тому же) пути, что и Луна». Во времена Вавилона Нинурта также ассоциировался с планетой Сатурн . [14] а Меркурий позже стал ассоциироваться с Набу .

Известняковый бюст богини из Гирсу , возможно, супруги Нинурты Бау , в рогатой шапке.

Считалось, что Нинурта был сыном Энлиля. [1] В Лугал-э его мать идентифицируется как богиня Нинмах , которую он переименовывает в Нинхурсаг , [15] но в «Ангим димме » его матерью является богиня Нинлиль . [16] Под именем Нинурта его женой обычно является богиня Гула , [1] но, как и у Нингерсу, его женой является богиня Бау . [1] Гула была богиней врачевания и медицины. [17] и иногда ее попеременно называли женой бога Пабилсаха или второстепенного бога растительности Абу . [17] Бау поклонялись «почти исключительно в Лагаше». [18] и иногда попеременно идентифицировалась как жена бога Забабы . [18] Считалось, что у нее и Нингерсу было два сына: боги Иг-алима и Шул-шагана. [18] У Бау также было семь дочерей, но Нинерсу не считался их отцом. [18] Как сын Энлиля, братья и сестры Нинурты включают: Нанна , Нергал , Ниназу , [19] [20] Энбилулу , [21] и иногда Инанна . [22] [23]

Мифология

[ редактировать ]

Нинурта , уступающий только богине Инанне , вероятно, появляется в большем количестве мифов, чем любое другое месопотамское божество. [24] В шумерской поэме «Лугал-э» , также известной как «Подвиги Нинурты» , демон, известный как Асаг, вызывал болезни и отравлял реки. [15] Нинурта противостоит Асагу, которого защищает армия каменных воинов. [6] [4] [25] Нинурта убивает Асага и его армию. [6] [4] [25] Тогда Нинурта организует мир, [6] [4] используя камни воинов, которых он победил, чтобы построить горы, которые он проектирует так, чтобы ручьи, озера и реки впадали в реки Тигр и Евфрат , что делает их полезными для орошения и сельского хозяйства. [6] [15] Мать Нинурты Нинмах спускается с Небес, чтобы поздравить сына с победой. [15] Нинурта посвящает ей каменную гору и переименовывает ее в Нинхурсаг , что означает «Владычица горы». [15] Наконец Нинурта возвращается домой в Ниппур, где его прославляют как героя. [4] Этот миф сочетает в себе роль Нинурты как божества-воина с его ролью земледельческого божества. [6] Титул Лугал-э означает «О король!» и происходит от вступительной фразы стихотворения на оригинальном шумерском языке. [4] «Подвиги Нинурты» — современное название, присвоенное ему учеными. [4] Поэма была в конечном итоге переведена на аккадский язык после того, как шумерский язык стал считаться слишком трудным для понимания. [4]

Сопутствующим произведением к « Лугал-э» является «Ангим димма» , или «Возвращение Нинурты в Ниппур» . [4] в котором описывается возвращение Нинурты в Ниппур после убийства Асага. [4] Он содержит мало повествования и в основном представляет собой восхваление, описывающее Нинурту в более широких терминах и сравнивающее его с богом Аном . [26] [4] Считается, что «Ангим димма» изначально была написана на шумерском языке во времена Третьей династии Ура ( ок. 2112 – ок. 2004 г. до н. э.) или раннего вавилонского периода ( ок. 1830 – ок. 1531 до н. э.). [27] но самые старые из сохранившихся его текстов относятся к древневавилонскому периоду. [27] Сохранились также многочисленные более поздние версии текста. [27] Он был переведен на аккадский язык в период Среднего Вавилона ( ок. 1600 — ок. 1155 до н. э.). [4] [27]

Миф об Анзу

[ редактировать ]
Нинурта со своими молниями преследует Анзу , укравшего Таблицу Судьб из святилища Энлиля ( Остин Генри Лейард «Памятники Ниневии» , 2-я серия, 1853 г.)

В древнем, среднем и поздневавилонском мифе об Анзу и Скрижали судеб Анзу гигантская чудовищная птица. [28] [29] [1] Энлиль дает Анзу должность хранителя его святилища. [28] [30] но Анзу предает Энлиля и крадет Скрижаль Судеб , [31] [32] [1] священная глиняная табличка, принадлежащая Энлилю, дающая ему власть, [33] пока Энлиль готовится к омовению. [34] [32] Реки высыхают, и боги лишаются своей силы. [30] Боги посылают Адада , Гирру и Шару победить Анзу, [30] [34] но все они терпят неудачу. [30] [34] Наконец, бог Эа предлагает богам послать Нинурту, сына Энлиля. [30] [34] Нинурта противостоит Анзу и стреляет в него своими стрелами. [35] [4] но Табличка Судеб способна повернуть время вспять. [4] и Анзу использует эту силу, чтобы заставить стрелы Нинурты развалиться в воздухе и вернуться к своим первоначальным компонентам. [35] [4]

Нинурта призывает на помощь южный ветер , который отрывает Анзу крылья. [35] Бог Даган объявляет победу Нинурты на собрании богов. [34] и в награду Нинурта получает видное место в совете. [34] [30] [10] Энлиль отправляет бога-посланника Бирду просить Нинурту вернуть Таблицу судеб. [36] Ответ Нинурты Бирду фрагментарен, но не исключено, что он сначала откажется возвращать Скрижаль. [37] Однако в конце концов Нинурта возвращает Таблицу судеб своему отцу. [30] [38] [1] [4] Эта история была особенно популярна среди ученых ассирийского царского двора. [4]

Миф о Нинурте и Черепахе , записанный в UET 6/1 2, представляет собой фрагмент того, что изначально представляло собой гораздо более длинное литературное произведение. [39] В нем после победы над Анзу Нинурта почитается Энки в Эриду . [39] Энки чувствует его мысли и создает гигантскую черепаху, которую выпускает за спину Нинурты и которая кусает героя за лодыжку. [39] [40] Пока они борются, черепаха роет когтями яму, в которую они оба падают. [39] [40] Энки злорадствует по поводу поражения Нинурты. [39] [40] Конец истории отсутствует; [41] последняя разборчивая часть отчета - это плач матери Нинурты Нинмах, которая, похоже, подумывает о том, чтобы найти замену своему сыну. [39] По словам Чарльза Пенгласа, в этом рассказе Энки явно задуман как герой, и его успешное срыв заговора Нинурты с целью захватить власть для себя задумано как демонстрация высшей мудрости и хитрости Энки. [39]

Другие мифы

[ редактировать ]
Отпечаток шумерской цилиндрической печати, датируемый ок. 3200 г. до н.э.: энси и его помощник, кормящие священное стадо; Нинурта был сельскохозяйственным божеством и в поэме, известной как «Шумерская Георгика », он дает подробные советы по сельскому хозяйству.

В «Путешествии Нинурты в Эриду » Нинурта покидает храм Экур в Ниппуре и отправляется в Абзу в Эриду во главе с неназванным проводником. [42] В Эриду Нинурта сидит в собрании с богами Аном и Энки. [34] и Энки дает ему меня на всю жизнь. [43] Поэма заканчивается возвращением Нинурты в Ниппур. [43] В рассказе, вероятно, говорится о путешествии, в котором культовую статую Нинурты перевозили из одного города в другой, а «проводником» был человек, несущий культовую статую. [34] Эта история очень напоминает другой шумерский миф об Инанне и Энки , в котором богиня Инанна отправляется в Эриду и получает мес от Энки. [8] В стихотворении, известном как «Шумерская Георгика », написанном где-то между 1700 и 1500 годами до нашей эры, Нинурта дает подробные советы по вопросам сельского хозяйства. [1] [44] в том числе о том, как сажать, ухаживать и собирать урожай, как готовить поля к посадке и даже как отгонять птиц от посевов. [1] Стихотворение охватывает почти все аспекты фермерской жизни в течение года. [1]

Миф об убитых героях упоминается во многих текстах, но никогда не сохраняется полностью. [1] В этом мифе Нинурте предстоит сражаться с множеством противников. [45] Черный и Зеленый описывают этих противников как «причудливых второстепенных божеств»; [2] к ним относятся шестиглавый Дикий Баран , Пальмовый Король , семиглавый змей и Кулианна-Русалка (или «женщина-рыба») . [10] Некоторые из этих врагов — неодушевленные предметы, такие как Лодка Магиллум , которая переносит души умерших в Подземный мир, и прочная медь , которая представляет собой металл, который считался драгоценным. [2] Эта история последовательных испытаний и побед, возможно, послужила источником греческой легенды о Двенадцати подвигах Геракла . [10]

Позднее влияние

[ редактировать ]

В древности

[ редактировать ]
Нимрод (1832) Дэвида Скотта . Многие ученые полагают, что Нимрод, «великий охотник», упомянутый в Бытие 10:8–12 , был вдохновлен либо самим Нинуртой, либо ассирийским царем Тукульти-Нинуртой I , названным в его честь.

В конце седьмого века до нашей эры Калху был захвачен иноземными захватчиками. [4] Несмотря на это, Нинурта никогда не был полностью забыт. [4] Многие ученые сходятся во мнении, что Нинурта, вероятно, послужил источником вдохновения для создания библейского персонажа Нимрода , упомянутого в Бытие 10:8–12 как «могучего охотника». [46] [44] [47] [48] Хотя до сих пор не совсем ясно, как имя Нинурта превратилось в Нимрод . на иврите [44] две фигуры несут в основном одинаковые функции и атрибуты [49] и Нинурта в настоящее время считается наиболее правдоподобной этимологией имени Нимрода. [44] [4] В конце концов, руины самого города Калху стали известны на арабском языке как Намруд из-за его связи с Нинуртой. [4]

Позже в Ветхом Завете , как в 4 Царств 19:37, так и в Исаии 37:38 , сообщается, что царь Ассирии Сеннахирим был убит своими сыновьями Адрамелехом и Шарецером в храме « Нисрох ». [48] [4] [6] [10] [47] что, скорее всего, является ошибкой переписчика «Нимрода». [4] [6] [10] [47] Эта гипотетическая ошибка возникла бы в результате еврейской буквы מ ( мем замены ) на ס ( самех ), а буквы ד ( далет ) — на ך ( каф ). [4] [10] Из-за очевидного визуального сходства используемых букв и того факта, что ни одно ассирийское божество по имени «Нисрох» никогда не было засвидетельствовано, большинство ученых считают эту ошибку наиболее вероятным объяснением этого имени. [4] [10] [47] [50] Если «Нисрох» — это Нинурта, то это делает храм Нинурты в Калху наиболее вероятным местом убийства Сеннахирима. [50] Другие ученые пытались идентифицировать Нисроха как Нуску , ассирийского бога огня. [48] Ганс Вильдбергер отвергает все предложенные идентификации как лингвистически неправдоподобные. [48]

Хотя сама Книга Бытия положительно описывает Нимрода как первого царя после Ноева потопа и строителя городов, [51] в греческом Септуагинты переводе еврейской Библии он упоминается как гигант [51] и неправильно переводит еврейские слова, означающие «пред Яхве », как «против Бога». [51] Из-за этого Нимрода стали считать архетипическим идолопоклонником . [51] Ранние произведения еврейского мидраша , описанные философом первого века нашей эры Филоном в его «Квестионах » , изображали Нимрода как зачинщика строительства Вавилонской башни , преследовавшего еврейского патриарха Авраама за отказ участвовать в проекте. [51] Святой Августин Гиппопотам называет Нимрода в своей книге «Город Божий» «обманщиком, угнетателем и разрушителем земных созданий». [51]

В современности

[ редактировать ]
Каменный рельеф с изображением орлиного гения из храма Нинурты в Калху; такие изображения широко, но ошибочно идентифицировались как Нинурта в девятнадцатом веке и были широко известны как «Нисрохи».

В шестнадцатом веке Нисроха стали считать демоном . Голландский демонолог Иоганн Вейер перечислил Нисроха в своей «Pseudomonarchia Daemonum» (1577) как «главного повара» Ада . [52] Нисрох появляется в книге VI Джона Мильтона эпической поэмы «Потерянный рай» (впервые опубликованной в 1667 году) как один из сатаны . демонов [53] [54] Нисрох, которого описывают как хмурого и носящего побитые доспехи, [53] ставит под сомнение аргумент сатаны о том, что борьба между ангелами и демонами равна, возражая, что они, как демоны, могут чувствовать боль, которая сломит их моральный дух. [53] По мнению ученого Милтона Роя Фланнагана, Милтон, возможно, решил изобразить Нисроха робким, потому что он сверился со словарем иврита К. Стефана, который определил имя «Нисрох» как «Бегство» или «Нежное искушение». [53]

В 1840-х годах британский археолог Остин Генри Лейард обнаружил в Калху многочисленные каменные резные изображения крылатых орлиных гениев. [4] [6] Вспомнив библейскую историю об убийстве Сеннахирима, Лейард ошибочно определил этих фигур как «Нисрохов». [4] [6] Такие резные фигурки продолжали называться «Нисрохами» в популярной литературе на протяжении оставшейся части девятнадцатого века. [4] [6] В Эдит Несбит классическом детском романе 1906 года «История амулета » главные герои-ребенки вызывают орлиноголового «Нисроха», чтобы тот вел их. [4] Нисрох открывает портал и советует им: «Идите вперед без страха» и спрашивает: «Есть ли что-нибудь еще, что Слуга Великого Имени может сделать для тех, кто произносит это имя?» [4] Некоторые современные работы по истории искусства до сих пор повторяют старую ошибочную идентификацию: [6] но ближневосточные ученые теперь обычно называют фигуру «Нисроха» «грифоном-демоном». [6]

В 2016 году во время кратковременного завоевания региона Исламское Государство Ирака и Леванта (ИГИЛ) разрушило зиккурат Нинурта Ашурнасирпала II в Калху. [7] Этот акт соответствовал давней политике ИГИЛ по уничтожению любых древних руин, которые оно считало несовместимыми с его воинственной интерпретацией ислама. [7] Согласно заявлению Инициативы по культурному наследию Американской школы восточных исследований (ASOR), ИГИЛ, возможно, разрушило храм, чтобы использовать его разрушение для будущей пропаганды. [7] и деморализовать местное население. [7]

5000-летней культовой территории, заполненной более чем 300 разбитыми церемониальными керамическими чашами, чашами, кувшинами, костями животных и ритуальными процессиями, посвященными Нингирсу В марте 2020 года археологи объявили об открытии на месте Гирсу . Одним из останков была бронзовая статуэтка в форме утки с глазами из коры, которая, как полагают, была посвящена Нанше . [55] [56]

В феврале 2023 года был обнаружен храм Э-нинну (Храм Белой Громовой Птицы), главное святилище Нингирсу. в ходе раскопок, проведенных археологами Британского музея и Музея Гетти на месте Гирсу , [57]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Имперский : ��������������������������; арамейский Греческий : Νεσεραχ ; Латынь : Несрох ; Иврит : נִסְרֹךְ
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Черное и зеленое 1992 , с. 142.
  2. ^ Jump up to: а б с д Черное и зеленое 1992 , с. 138.
  3. ^ Петрович 2013 , с. 273.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является тот нет бб до нашей эры др. быть Робсон 2015 .
  5. ^ Jump up to: а б Пенгласер 1994 , с. 42.
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Черное и зеленое 1992 , с. 143.
  7. ^ Jump up to: а б с д и Льюис 2016 .
  8. ^ Jump up to: а б Пенгласер 1994 , с. 43.
  9. ^ Black & Green 1992 , стр. 142–143.
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к ван дер Тоорн, Бекинг и ван дер Хорст 1999 , с. 628.
  11. ^ Кох 1995 , с. 127.
  12. ^ Hunger & Steele 2018 , с. 127.
  13. ^ Горовиц 1998 , с. 172.
  14. ^ Касак и Виде 2001 , стр. 25–26.
  15. ^ Jump up to: а б с д и Голландия 2009 , с. 117.
  16. ^ Пенгласер 1994 , с. 100.
  17. ^ Jump up to: а б Черное и зеленое 1992 , с. 101.
  18. ^ Jump up to: а б с д Черное и зеленое 1992 , с. 39.
  19. ^ Якобсен 1946 , стр. 128–152.
  20. ^ Крамер 1961 , стр. 44–45.
  21. ^ Блэк, Каннингем и Робсон 2006 , с. 106.
  22. ^ Черное и Зеленое 1992 , с. 108.
  23. ^ Лейк 1998 , с. 88.
  24. ^ Пенгласер 1994 , стр. 42–43.
  25. ^ Jump up to: а б Пенгласер 1994 , с. 68.
  26. ^ Пенгласер 1994 , с. 56.
  27. ^ Jump up to: а б с д Пенгласер 1994 , с. 55.
  28. ^ Jump up to: а б Пенгласер 1994 , с. 52.
  29. ^ Лейк 1998 , с. 9.
  30. ^ Jump up to: а б с д и ж г Лейк 1998 , с. 10.
  31. ^ Пенгласер 1994 , стр. 52–53.
  32. ^ Jump up to: а б Лейк 1998 , стр. 9–10.
  33. ^ Черное и Зеленое 1992 , с. 173.
  34. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Пенгласер 1994 , с. 53.
  35. ^ Jump up to: а б с Пенгласер 1994 , с. 45.
  36. ^ Пенгласер 1994 , стр. 53–54.
  37. ^ Пенгласер 1994 , с. 54.
  38. ^ Пенгласер 1994 , стр. 46, 54.
  39. ^ Jump up to: а б с д и ж г Пенгласер 1994 , с. 61.
  40. ^ Jump up to: а б с Черное и зеленое 1992 , с. 179.
  41. ^ Пенгласер 1994 , стр. 43–44, 61.
  42. ^ Пенгласер 1994 , стр. 52–53, 62.
  43. ^ Jump up to: а б Пенгласер 1994 , с. 53, 63.
  44. ^ Jump up to: а б с д ван дер Тоорн, Бекинг и ван дер Хорст 1999 , с. 627.
  45. ^ Black & Green 1992 , стр. 138, 142.
  46. ^ Мецгер и Куган 1993 , стр. 218.
  47. ^ Jump up to: а б с д Уайзман 1979 , с. 337.
  48. ^ Jump up to: а б с д Вильдбергер 2002 , с. 405.
  49. ^ ван дер Тоорн, Бекинг и ван дер Хорст 1999 , стр. 627–629.
  50. ^ Jump up to: а б Галлахер 1999 , с. 252.
  51. ^ Jump up to: а б с д и ж ван дер Тоорн, Бекинг и ван дер Хорст 1999 , с. 629.
  52. ^ Рипли и Дана 1883 , стр. 794–795.
  53. ^ Jump up to: а б с д Милтон и Фланнаган 1998 , с. 521.
  54. ^ Бансон 1996 , с. 199.
  55. ^ Джарус, Оуэн (30 марта 2020 г.). «Древнее культовое место бога-воина обнаружено в Ираке» . Живая наука . Проверено 31 августа 2020 г.
  56. ^ Гэвин (11 апреля 2020 г.). «Древнее культовое место бога-воина обнаружено в Ираке» . Самые интересные вещи . Проверено 31 августа 2020 г.
  57. ^ Томас, Тоби (17 февраля 2023 г.). «Обнаружение 4500-летнего дворца в Ираке может стать ключом к древней цивилизации» . Хранитель . ISSN   0261-3077 . Проверено 23 февраля 2023 г.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cd7321f2b5c270df78e2d06720f1d6f7__1708252020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cd/f7/cd7321f2b5c270df78e2d06720f1d6f7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ninurta - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)