Jump to content

Зиусудра

Зиусудра
𒍣𒌓𒋤𒁺
Король Шуруппака
Король Шумера
Список шумерских царей, 1800 г. до н. э., Ларса, Ирак.
Допотопный король
Царствование в. 2900 г. до н. э.
Предшественник Убара-туту
Преемник Потоп
Джушур из Киша
Умер Бессмертный
Династия допотопный
Отец Убара-туту (аккадская традиция)

Зиусудра ( старовавилонский аккадский : 𒍣𒌓𒋤𒁺 , латинизированный: Ṣíusudrá [ṣi2-u4-sud-ra2], неоассирийский аккадский : 𒍣𒋤𒁕 , латинизированный: Ṣísudda , [1] Древнегреческий : Ξίσουθρος , латинизированный : Ксиаутрос ) из Шуруппака (ок. 2900 г. до н. э.) внесен в редакцию шумерского списка царей WB-62 как последний царь Шумера до Великого потопа . Впоследствии он упоминается как герой « Эриду Бытия» и появляется в трудах Бероса как Ксисутрос. [ нужна ссылка ]

Зиусудра — один из нескольких мифических персонажей, которые являются главными героями ближневосточных мифов о потопе, включая Атрахасиса , Утнапиштима и библейского Ноя . Хотя каждая история имеет свои отличительные особенности, многие ключевые элементы истории являются общими для двух, трех или всех четырех версий. [ нужна ссылка ]

Литературные и археологические свидетельства

[ редактировать ]

Царь Зиусудра из Шуруппака

[ редактировать ]

WB-62 В редакции списка шумерских царей Зиусудра, или Зин-Судду из Шуруппака , указан как сын последнего царя Шумера перед великим потопом. [2] Записано, что он правил одновременно как царь и жрец- гудуг в течение десяти саров (периоды в 3600 лет). [3] хотя эта цифра, вероятно, является ошибкой переписчика за десять лет. [4] В этой версии Зиусудра унаследовал правление от своего отца Убара-Туту , [5] который правил десять саров . [6]

Строки после упоминания Зиусудры гласят:

Потом наводнение прокатилось. После того как потоп прошел и царство сошло с небес, царство было в Кише. [7]

Город Киш процветал в раннединастический период вскоре после разлива реки, что археологически подтверждается осадочными слоями в Шуруппаке (современный Телль Фара ), Уруке, Кише и других местах, все из которых были датированы радиоуглеродом ок. 2900 г. до н.э. [8] Полихромная керамика периода Джемдет Наср (ок. 30 в. до н.э.), который непосредственно предшествовал раннединастическому I периоду, была обнаружена непосредственно под толщей затопления Шуруппак. [8] [9] Макс Маллоуэн писал, что «из призмы Уэлда Бланделла [т.е. WB-62] мы знаем, что во время Потопа Зиусудра, шумерский Ной, был царем города Шуруппак, где он получил предупреждение о надвигающейся катастрофе. Его роль как спаситель согласуется с тем, что присвоено его коллеге Утнапиштиму в «Эпосе о Гильгамеше» ... как эпиграфические, так и археологические открытия дают веские основания полагать, что Зиусудра был доисторическим правителем известного исторического города, местонахождение которого было идентифицировано. " [10]

То, что Зиусудра был царем Шуруппака, подтверждается табличкой Гильгамеша XI, в которой упоминается Утнапиштим ( аккадский перевод шумерского имени Зиусудра) с эпитетом «человек Шуруппака» в строке 23. [11]

Шумерский миф о потопе

[ редактировать ]

Сказание о Зиусудре известно по единственной фрагментарной табличке, написанной на шумерском языке, датируемой по письму 17 веком до нашей эры ( Старовавилонская империя ) и опубликованной в 1914 году Арно Пёбелем. [12] В первой части рассказывается о сотворении человека и животных и основании первых городов Эриду , Бад-Тибира , Ларака , Сиппара и Шуруппака . После недостающего раздела в табличке мы узнаем, что боги решили наслать потоп, чтобы уничтожить человечество. Бог Энки (повелитель подземного моря пресной воды и шумерский эквивалент вавилонского бога Эа) предупреждает Зиусудру, правителя Шуруппака, построить большую лодку; отрывок с описанием направления движения лодки также утерян. При возобновлении работы планшета описывается флуд. Ужасный шторм бушевал семь дней, «огромную лодку швыряло по великим водам», затем появляется Уту (Солнце), и Зиусудра открывает окно, падает ниц и приносит в жертву быка и овцу. После очередного перерыва текст возобновляется, потоп, по-видимому, закончился, и Зиусудра падает ниц перед Аном (Небом) и Энлилем (Господом Дыханием), которые даруют ему «дыхание вечное» и забирают его в Дильмун . Остальная часть стихотворения утрачена. [13] [ не удалось пройти проверку ]

В «Эпосе о Зиусудре» в строках 258–261 добавлен элемент, которого нет в других версиях, что после потопа [14] «Царь Зиусудра... они заставили поселиться в КУР Дилмун , месте, где восходит солнце». Шумерское слово «КУР» — неоднозначное слово. Сэмюэл Ной Крамер утверждает, что «его основное значение — «гора», о чем свидетельствует тот факт, что используемый для него знак на самом деле представляет собой пиктограмму, изображающую гору. Из значения «гора» произошло значение «чужая земля», поскольку горные страны граничащие с Шумером, представляли постоянную угрозу для его народа, а слово Кур также стало означать «земля» в целом». [13] Последнее предложение можно перевести как «На горе Переправы, горе Дильмун, месте, где восходит солнце». [13]

Шумерский документ, известный как « Инструкции Шуруппака», датированный Крамером примерно 2600 г. до н.э., в более поздней версии относится к Зиусудре. Крамер заявил, что «Зиусудра стал уважаемой фигурой в литературной традиции к середине третьего тысячелетия до нашей эры». [15]

Ксисутрос

[ редактировать ]

Ксисутрос (Ξίσουθρος) — эллинизация шумерского Зиусудры, известного из сочинений Бероса , жреца Бела в Вавилоне, на которого Александр Полихистор во многом полагался в поисках информации о Месопотамии. Среди интересных особенностей этой версии мифа о потопе — отождествление посредством интерпретации шумерского бога Энки с греческим богом Кроносом , отцом Зевса ; и утверждение, что тростниковая лодка, построенная Ксисутросом, сохранилась, по крайней мере, до дней Бероса, в «Коркирейских горах» Армении . Ксисутрос был указан как царь, сын некоего Ардата и правил 18 сароев . Один сарос ( шар по-аккадски) означает 3600 лет, поэтому 18 саров были переведены как 64 800 лет.Сарой или сарос — это астрологический термин, определяемый как 222 лунных месяца по 29,5 дней или 18,5 лунных лет, равных 17,93 солнечных года.

Другие источники

[ редактировать ]

Зиусудра также упоминается в другой древней литературе, в том числе в « Смерти Гильгамеша». [16] и «Поэма о ранних правителях» , [17] и поздняя версия «Наставлений Шуруппака» . [18]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]

Источники

[ редактировать ]
  • Бест, RM (1999), Ноев ковчег и эпопея о Зиусудре , Eisenbrauns, ISBN  0-9667840-1-4
  • Кроуфорд, Харриет (1991), Шумер и шумеры , издательство Кембриджского университета , ISBN  978-052138175-8
  • Дэлли, Стефани (2008), Мифы Месопотамии , стр. 110
  • «ETCSLtranslation: t.1.8.1.3 Смерть Гильгамеша» , Электронный текстовый корпус шумерской литературы , Факультет востоковедения, Оксфордский университет, 2006 г.
  • «ETCSLtranslation: t.5.2.5 Поэма о ранних правителях» , Электронный текстовый корпус шумерской литературы , Факультет востоковедения, Оксфордский университет, 2006 г.
  • «ETCSLtranslation: t.5.6.1 Инструкции Шуруппага» , Электронный текстовый корпус шумерской литературы , Факультет востоковедения, Оксфордский университет, 2006 г.
  • Якобсен, Торкильд (1939), Список шумерских царей , University of Chicago Press, стр. 75 и 76, сноски 32 и 34.
  • Крамер, Сэмюэл Ной (1961), «Шумерская мифология: разные мифы» , Интернет-архив священных текстов , University of Pennsylvania Press
  • Крамер, Сэмюэл Ной (1967), «Размышления о месопотамском потопе» (PDF) , журнал Expedition Magazine , том. 9, нет. 4, Пенсильванский музей, стр.16, столбец 2, заархивировано из оригинала (PDF) 19 июня 2021 г. , получено 28 мая 2018 г.
  • Ламберт, В.Г .; Миллард, Арканзас (1999), Атрахасис: Вавилонская история Потопа , Эйзенбраунс, ISBN  1-57506-039-6
  • Лэнгдон, С. (1923), «Халдейские цари до потопа», Журнал Королевского азиатского общества.
  • Маллоуэн, MEL (1964), «Пересмотр Ноева потопа», Ирак , 26 (2): 62–82, doi : 10.2307/4199766 , JSTOR   4199766 , S2CID   128633634
  • Шмидт, Эрик (1931), «Раскопки в Фаре» , The Museum Journal , 22 (2): 193–217 - через Интернет-архив.
  • «Список шумерских царей: перевод» , Электронный текстовый корпус шумерской литературы , Факультет востоковедения Оксфордского университета, дата, заархивировано с оригинала 8 мая 2008 г.
  • «Зиусудра» , Оракк: Открытый клинописный корпус с богатыми аннотациями.
[ редактировать ]
Предшественник Король Шумера
в. легендарный или 2900 г. до н. э.
Преемник
Первый из Шуруппака
в. легендарный или 2900 г. до н. э.
Город затоплен по легенде
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a2ec5a1342ce5290b6029918cb702b4c__1719834540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a2/4c/a2ec5a1342ce5290b6029918cb702b4c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ziusudra - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)