Зиусудра
Зиусудра 𒍣𒌓𒋤𒁺 | |
---|---|
Король Шуруппака Король Шумера | |
![]() Список шумерских царей, 1800 г. до н. э., Ларса, Ирак. | |
Допотопный король | |
Царствование | в. 2900 г. до н. э. |
Предшественник | Убара-туту |
Преемник | Потоп Джушур из Киша |
Умер | Бессмертный |
Династия | допотопный |
Отец | Убара-туту (аккадская традиция) |
Зиусудра ( старовавилонский аккадский : 𒍣𒌓𒋤𒁺 , латинизированный: Ṣíusudrá [ṣi2-u4-sud-ra2], неоассирийский аккадский : 𒍣𒋤𒁕 , латинизированный: Ṣísudda , [1] Древнегреческий : Ξίσουθρος , латинизированный : Ксиаутрос ) из Шуруппака (ок. 2900 г. до н. э.) внесен в редакцию шумерского списка царей WB-62 как последний царь Шумера до Великого потопа . Впоследствии он упоминается как герой « Эриду Бытия» и появляется в трудах Бероса как Ксисутрос. [ нужна ссылка ]
Зиусудра — один из нескольких мифических персонажей, которые являются главными героями ближневосточных мифов о потопе, включая Атрахасиса , Утнапиштима и библейского Ноя . Хотя каждая история имеет свои отличительные особенности, многие ключевые элементы истории являются общими для двух, трех или всех четырех версий. [ нужна ссылка ]
Литературные и археологические свидетельства
[ редактировать ]Царь Зиусудра из Шуруппака
[ редактировать ]WB-62 В редакции списка шумерских царей Зиусудра, или Зин-Судду из Шуруппака , указан как сын последнего царя Шумера перед великим потопом. [2] Записано, что он правил одновременно как царь и жрец- гудуг в течение десяти саров (периоды в 3600 лет). [3] хотя эта цифра, вероятно, является ошибкой переписчика за десять лет. [4] В этой версии Зиусудра унаследовал правление от своего отца Убара-Туту , [5] который правил десять саров . [6]
Строки после упоминания Зиусудры гласят:
Потом наводнение прокатилось. После того как потоп прошел и царство сошло с небес, царство было в Кише. [7]
Город Киш процветал в раннединастический период вскоре после разлива реки, что археологически подтверждается осадочными слоями в Шуруппаке (современный Телль Фара ), Уруке, Кише и других местах, все из которых были датированы радиоуглеродом ок. 2900 г. до н.э. [8] Полихромная керамика периода Джемдет Наср (ок. 30 в. до н.э.), который непосредственно предшествовал раннединастическому I периоду, была обнаружена непосредственно под толщей затопления Шуруппак. [8] [9] Макс Маллоуэн писал, что «из призмы Уэлда Бланделла [т.е. WB-62] мы знаем, что во время Потопа Зиусудра, шумерский Ной, был царем города Шуруппак, где он получил предупреждение о надвигающейся катастрофе. Его роль как спаситель согласуется с тем, что присвоено его коллеге Утнапиштиму в «Эпосе о Гильгамеше» ... как эпиграфические, так и археологические открытия дают веские основания полагать, что Зиусудра был доисторическим правителем известного исторического города, местонахождение которого было идентифицировано. " [10]
То, что Зиусудра был царем Шуруппака, подтверждается табличкой Гильгамеша XI, в которой упоминается Утнапиштим ( аккадский перевод шумерского имени Зиусудра) с эпитетом «человек Шуруппака» в строке 23. [11]
Шумерский миф о потопе
[ редактировать ]Сказание о Зиусудре известно по единственной фрагментарной табличке, написанной на шумерском языке, датируемой по письму 17 веком до нашей эры ( Старовавилонская империя ) и опубликованной в 1914 году Арно Пёбелем. [12] В первой части рассказывается о сотворении человека и животных и основании первых городов Эриду , Бад-Тибира , Ларака , Сиппара и Шуруппака . После недостающего раздела в табличке мы узнаем, что боги решили наслать потоп, чтобы уничтожить человечество. Бог Энки (повелитель подземного моря пресной воды и шумерский эквивалент вавилонского бога Эа) предупреждает Зиусудру, правителя Шуруппака, построить большую лодку; отрывок с описанием направления движения лодки также утерян. При возобновлении работы планшета описывается флуд. Ужасный шторм бушевал семь дней, «огромную лодку швыряло по великим водам», затем появляется Уту (Солнце), и Зиусудра открывает окно, падает ниц и приносит в жертву быка и овцу. После очередного перерыва текст возобновляется, потоп, по-видимому, закончился, и Зиусудра падает ниц перед Аном (Небом) и Энлилем (Господом Дыханием), которые даруют ему «дыхание вечное» и забирают его в Дильмун . Остальная часть стихотворения утрачена. [13] [ не удалось пройти проверку ]
В «Эпосе о Зиусудре» в строках 258–261 добавлен элемент, которого нет в других версиях, что после потопа [14] «Царь Зиусудра... они заставили поселиться в КУР Дилмун , месте, где восходит солнце». Шумерское слово «КУР» — неоднозначное слово. Сэмюэл Ной Крамер утверждает, что «его основное значение — «гора», о чем свидетельствует тот факт, что используемый для него знак на самом деле представляет собой пиктограмму, изображающую гору. Из значения «гора» произошло значение «чужая земля», поскольку горные страны граничащие с Шумером, представляли постоянную угрозу для его народа, а слово Кур также стало означать «земля» в целом». [13] Последнее предложение можно перевести как «На горе Переправы, горе Дильмун, месте, где восходит солнце». [13]
Шумерский документ, известный как « Инструкции Шуруппака», датированный Крамером примерно 2600 г. до н.э., в более поздней версии относится к Зиусудре. Крамер заявил, что «Зиусудра стал уважаемой фигурой в литературной традиции к середине третьего тысячелетия до нашей эры». [15]
Ксисутрос
[ редактировать ]Ксисутрос (Ξίσουθρος) — эллинизация шумерского Зиусудры, известного из сочинений Бероса , жреца Бела в Вавилоне, на которого Александр Полихистор во многом полагался в поисках информации о Месопотамии. Среди интересных особенностей этой версии мифа о потопе — отождествление посредством интерпретации шумерского бога Энки с греческим богом Кроносом , отцом Зевса ; и утверждение, что тростниковая лодка, построенная Ксисутросом, сохранилась, по крайней мере, до дней Бероса, в «Коркирейских горах» Армении . Ксисутрос был указан как царь, сын некоего Ардата и правил 18 сароев . Один сарос ( шар по-аккадски) означает 3600 лет, поэтому 18 саров были переведены как 64 800 лет.Сарой или сарос — это астрологический термин, определяемый как 222 лунных месяца по 29,5 дней или 18,5 лунных лет, равных 17,93 солнечных года.
Другие источники
[ редактировать ]Зиусудра также упоминается в другой древней литературе, в том числе в « Смерти Гильгамеша». [16] и «Поэма о ранних правителях» , [17] и поздняя версия «Наставлений Шуруппака» . [18]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Оракк .
- ^ Якобсен 1939 , стр. 75 и 76, сноски 32 и 34.
- ^ Лэнгдон 1923 , стр. 251–259.
- ^ Бест 1999 , стр. 118–119.
- ^ Табличка XI, строка 23 .
- ^ Лэнгдон 1923 , с. 258, примечание 5.
- ^ ETCSL: Список шумерских царей nd .
- ^ Перейти обратно: а б Кроуфорд 1991 , с. 19.
- ^ Шмидт 1931 , стр. 193–217.
- ^ Маллоуэн 1964 , стр. 62–82.
- ^ Табличка XI, строка 23 , с. 110.
- ^ Ламберт и Миллард 1999 , с. 138.
- ^ Перейти обратно: а б с Крамер 1961 .
- ^ Ламберт и Миллард 1999 , с. 97.
- ^ Крамер 1967 , с. 16, кол.2.
- ^ ETCSL: т.1.8.1.3 .
- ^ ETCSL: т.5.2.5 .
- ^ ETCSL: т.5.6.1 .
Источники
[ редактировать ]- Бест, RM (1999), Ноев ковчег и эпопея о Зиусудре , Eisenbrauns, ISBN 0-9667840-1-4
- Кроуфорд, Харриет (1991), Шумер и шумеры , издательство Кембриджского университета , ISBN 978-052138175-8
- Дэлли, Стефани (2008), Мифы Месопотамии , стр. 110
- «ETCSLtranslation: t.1.8.1.3 Смерть Гильгамеша» , Электронный текстовый корпус шумерской литературы , Факультет востоковедения, Оксфордский университет, 2006 г.
- «ETCSLtranslation: t.5.2.5 Поэма о ранних правителях» , Электронный текстовый корпус шумерской литературы , Факультет востоковедения, Оксфордский университет, 2006 г.
- «ETCSLtranslation: t.5.6.1 Инструкции Шуруппага» , Электронный текстовый корпус шумерской литературы , Факультет востоковедения, Оксфордский университет, 2006 г.
- Якобсен, Торкильд (1939), Список шумерских царей , University of Chicago Press, стр. 75 и 76, сноски 32 и 34.
- Крамер, Сэмюэл Ной (1961), «Шумерская мифология: разные мифы» , Интернет-архив священных текстов , University of Pennsylvania Press
- Крамер, Сэмюэл Ной (1967), «Размышления о месопотамском потопе» (PDF) , журнал Expedition Magazine , том. 9, нет. 4, Пенсильванский музей, стр.16, столбец 2, заархивировано из оригинала (PDF) 19 июня 2021 г. , получено 28 мая 2018 г.
- Ламберт, В.Г .; Миллард, Арканзас (1999), Атрахасис: Вавилонская история Потопа , Эйзенбраунс, ISBN 1-57506-039-6
- Лэнгдон, С. (1923), «Халдейские цари до потопа», Журнал Королевского азиатского общества.
- Маллоуэн, MEL (1964), «Пересмотр Ноева потопа», Ирак , 26 (2): 62–82, doi : 10.2307/4199766 , JSTOR 4199766 , S2CID 128633634
- Шмидт, Эрик (1931), «Раскопки в Фаре» , The Museum Journal , 22 (2): 193–217 - через Интернет-архив.
- «Список шумерских царей: перевод» , Электронный текстовый корпус шумерской литературы , Факультет востоковедения Оксфордского университета, дата, заархивировано с оригинала 8 мая 2008 г.
- «Зиусудра» , Оракк: Открытый клинописный корпус с богатыми аннотациями.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сравнение эквивалентных строк в шести древних версиях истории о потопе.
- Древние ближневосточные мифы о потопе Все тексты: ( Эриду Бытие , Атрахасис , Гильгамеш , Библия , Берос , Греция , Коран ), комментарии и таблица с параллелями
- ETCSL — Текст и перевод истории о шумерском потопе ( альтернативный сайт )