Шу-Илишу
Шу-Илишу | |
---|---|
| |
Король Шумера | |
Царствование | 10 лет правления 1985-1976 БК ( МК ) 1920-1911 до н.э. ( СК ) |
Предшественник | Ишби-Эрра |
Преемник | Иддин-Даган |
аккадский | Шу-илишу |
Дом | Первая династия Исина |
Шу-илишу ( аккадский : Шу-илишу ; [номер 1] эт. в. 1920 г. до н. э. — ок. 1911 г. до н. э. по краткой хронологии , или ок. 1984 г. до н. э. — ок. 1975 г. до н. э. по среднему летоисчислению ) — 2-й правитель династии Исина . Он правил 10 лет (согласно его дошедшим до нас годам и единственному экземпляру Шумерского списка царей , [я 1] что отличается от 20 лет, записанных другими.) [я 2] [1] Шу-Илишу предшествовал Ишби-эрра . Затем Иддин-Даган сменил Шу-Илишу. Шу-Илишу наиболее известен благодаря возвращению культового идола Нанны у эламитов и его возвращению в Ур .
Биография
[ редактировать ]Надписи Шу-Илишу дали ему титулы: «Могучий человек» — «Царь Ура» — «Бог Своего народа» — «Возлюбленный богов Ану , Энлиля и Нанны» — «Царь Земли Шумера и Аккада ». — «Возлюбленный бога Энлиля и богини Нинисины » — «Владыка своей земли», но не «Царь Исина» (титул, на который правитель Исина не претендовал до позднего правления Ишме-Дагана ). Однако Шу-Илишу восстановил стены своей столицы Исина. Он был великим благотворителем Ура (начав восстановление, которое должно было продолжиться через его преемников Иддин-Дагана и Ишме-Дагана). Шу-Илишу построил монументальные ворота и вернул идола, изображающего божество-покровителя Ура (Нанна, бог луны), который был экспроприирован эламитами, когда они разграбили город, но неизвестно, получил ли он его посредством дипломатии или конфликта. [2] Надпись сообщала о переселении города: «Он установил для него, когда утвердил в Уре народ, рассеянный до Аншана в своей обители». [3] Примерно в это же время был составлен « Плач о разрушении Ура », чтобы объяснить катастрофу, призвать к его реконструкции и защитить реставраторов от проклятий, наложенных на руины é.dub.lá.maḫ.
Шу-Илишу ознаменовал создание великой эмблемы Нанны, возвышенного трона для Ана, помоста для Нинисина, лодки-магура (лодки с высоко поднятой кормой и носом) для Нинурты и помоста для Нингала в названиях годов Шу. -Правление Илишу. Адаб (или гимн) Нергалу [я 3] был составлен в честь Шу-Илишу вместе с адабом Ана и, возможно, третьим, обращенным к самому себе. [4] В архиве ремесленной мастерской (или гиш-кин-ти) из Исина обнаружено 920 текстов, датируемых с 4-го года Ишби-Эрра по 3-й год Шу-Илишу — период в 33 года. Таблички представляют собой записи о поступлениях и расходах изделий из кожи, мебели, корзин, циновок и войлочных изделий, изготовленных вместе с их сырьем. [5] Второй архив (прием зерновых и выдача хлеба из пекарни, возможно, связанной с храмом Энлиля в Ниппуре) включал бухгалтерскую запись. [я 4] расходов на хлеб для обеспечения короля и включает записи, датированные его 2-м и 9-м годами жизни. [6] который был использован Стилом для определения последовательности большинства названий лет этого короля. [3]
См. также
[ редактировать ]Надписи
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Вписано д шу-и-ли-шу .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Йоран Фриберг (2007). Замечательное собрание вавилонских математических текстов: рукописи в коллекции Шойена: клинописные тексты . Спрингер. стр. 131–134 .
- ^ Дэниел Т. Поттс (1999). Археология Элама: становление и трансформация древнего иранского государства . Издательство Кембриджского университета. п. 149 .
- ^ Jump up to: а б Дуглас Фрейн (1990). РИМ 4: Древневавилонский период . 4.1.2.2.
- ^ Уильям В. Халло (2009). Самая старая литература в мире . Брилл. п. 206.
- ^ Марк Ван де Мироп (1987). Ремесла раннего исинского периода: исследование исинского ремесленного архива времен правления Ишби-Эрры и Шу-Иллишу . Издательство Питерс. стр. 1, 117–118.
- ^ Марк Ван де Миеруп (1986). «Ниппурские тексты раннего периода Исина». ДЖЕЙНС (18): 35–36.