Энлиль-деньги
Энлиль-бани | |
---|---|
Король Исина | |
Конус основания Энлиль-Бани. | |
Царствование | 24 года правления 1860-1837 до н.э. (MC) 1798–1775 до н.э. (Южная Каролина) |
Предшественник | Эрра-имитти |
Преемник | Замбия |
Дом | Первая династия Исина |
Энлиль-бани , [номер 1] ок. (1798–1775 гг. до н. э. ( краткая хронология ) или 1860–1837 до н. э. ( средняя хронология ), был 10-м царем 1-й династии Исина и правил 24 года согласно царскому списку Ур-Исина . [я 1] Он наиболее известен легендарной и, возможно, апокрифической манерой своего правления.
Биография
[ редактировать ]Некий Икун-пи-Иштар [номер 2] Согласно двум вариантам копий хроники, записано, что он правил в течение 6 месяцев или года между правлениями Эрра-Имитти и Энлиль-бани. [1] Еще одна хроника [я 2] который мог бы пролить дополнительный свет на его происхождение, слишком сломан, чтобы его можно было перевести. Длинная надпись гласит:
В Ниппуре я установил справедливость и пропагандировал праведность. Я искал для них пропитания, как овец, и кормил их свежей травой. Я снял тяжелое ярмо с их шей и поставил их на твёрдое место. Установив справедливость в Ниппуре и удовлетворив их сердца, я установил справедливость и праведность в Исине и удовлетворил сердце страны. Я снизил налог на ячмень, который составлял одну пятую, до одной десятой. Мушкенум [номер 3] служил всего четыре дня в месяце. Дворцовый скот пасся на полях… которые кричали с призывом «О Шамаш » — я выгнал дворцовый скот с вспаханных полей и прогнал крики этих людей «О Шамаш». [2]
- Надпись Энлиль-бани, CBS 13909. [я 3]
Гегемония над Ниппуру была мимолетной: контроль над городом несколько раз переходил между Исином и Ларсой . Урук тоже отделился во время его правления, и, когда его власть рухнула, возможно, у него были « Хроники ранних королей». [я 4] отредактировано, чтобы представить более легендарную историю о его вступлении на престол, чем о довольно обыденном акте узурпации, которым это вполне могло быть. [1] В нем рассказывается, что Эрра-Имитти выбрал своего садовника Энлиль-бани, возвел его на трон и надел ему на голову царскую тиару. Затем Эрра-Имитти умер, поедая горячую кашу, и Энлиль-бани в силу своего отказа покинуть трон стал царем. [3]
Колофон медицинского текста, [я 5] «когда в мозгу человека есть огонь», [номер 4] из Библиотеки Ашшурбанипала гласит: «Проверенные и проверенные мази и припарки, пригодные для использования, по словам древних мудрецов до потопа. [номер 5] из Шуруппака, который Энлиль-мубаллит, мудрец (апкаллу) из Ниппура, оставил (потомкам) во втором году Энлиль-бани». [4] [5] [6]
Энлиль-бани счел необходимым «построить заново обветшавшую стену Исина». [я 6] которые он записал на памятных конусах . Он назвал стену Энлиль-бани-ишдам-кин , [я 7] «Энлиль-бани тверд в своем основании». На практике стены крупных городов, вероятно, постоянно ремонтировались. Он был выдающимся строителем, ответственным за строительство é-ur-gi 7 -ra , «собачьей будки». [я 8] храм Нинисины , дворец, [я 9] также é-ní-dub-bu , «дом отдыха», в честь богини Нинтинугги , «женщины, оживляющей мертвых», [мне 10] э -дим-гал-ан-на , «дом – великая небесная мачта», [я 11] для божества-покровителя Шуруппака, богини Суд , и, наконец, é-ki-ag-gá-ni для Нинибгал, «дамы с терпеливым милосердием, которая любит ex-votos, которая внимает молитвам и мольбам, его сияющей матери». [я 12] [7] В Ниппур для посвящения Нингалу были доставлены две большие медные статуи, которые Иддин-Даган изготовил 117 лет назад, но не смог доставить: «Из-за этого богиня Нинлиль приказала богу Энлилю продлить жизнь Энлиль-Бани ». [я 13] [8] В двух гвоздях в фундаменте записано, что он построил (или, возможно, перестроил) храм богини Аннунитум . [9]
Этому монарху адресованы, пожалуй, два гимна.
Надписи
[ редактировать ]- ^ Королевский список Ур-Исина, строка 15.
- ^ Фрагмент Вавилонской хроники 1 B ii 1-8.
- ^ CBS 13909 в Университетском музее Филадельфии.
- ^ Хроника ранних царей А 31-36, Б 1-7.
- ^ Табличка K.4023, столбец iv, строки с 21 по 25.
- ^ Конусы IM 77922, CBS 16200 и еще 8.
- ^ Два конуса, IM 10789 и UCLM 94791.
- ^ Конус 74.4.9.249 и еще один в частной коллекции в Висбадене.
- ^ Глиняный оттиск, IM 25874.
- ^ Конус в Чикаго A 7555.
- ^ IM79940.
- ^ Надпись NBC 8955 и A 7461 на двух конусах.
- ^ Табличка UM L-29-578.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Вписано д Эн-лил-до или д Эн-лил-ба-ни .
- ^ Ik[u-un]-pi-Iš 8 -tár .
- ^ Мушкенумы были классом между свободными людьми и рабами.
- ^ Энума амелу мухху-шу ишата у-кал.
- ^ (21) [на]п-ша-ла-ту так-ши-ра- от лат -ку-ту 4 ба-ру-ти ша ана [Ш]у шу -ṣú-у (22) ша КА НУН. МЕ.МЕШ- -би-ру- ты А.МА. и УРУ 5 (оба) (23) это ЛАМККУР к (шуруппак) МУ.2.КАМ Идентификатор RU.LĺL- ба-ни ЛУГАЛ ценить М.ШИ.ИН к (24) Идентификатор EN.L'L- му-шар с подсветкой NUN.ME NIBRU к [эз]- это .
Внешние ссылки
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Жан-Жак Гласснер (2005). Месопотамские хроники . СБЛ. стр. 107–108, 154. C и D рукописи Гласснера.
- ^ Дж. Н. Постгейт (1994). Ранняя Месопотамия: общество и экономика на заре истории . Рутледж. п. 239 .
- ^ Симо Парпола (2009). Письма ассирийских ученых царям Асархаддону и Ассурбанипалу: Комментарий и приложение № 2 . Айзенбрауны. п. XXVI.
- ^ Алан Лензи (2008). «Список царей и мудрецов Урука и позднемесопотамские ученые». Журнал древних религий Ближнего Востока . 8 (2): 150. дои : 10.1163/156921208786611764 .
- ^ Уильям В. Халло (2009). Старейшая литература в мире: исследования шумерской художественной литературы . Брилл. п. 703 .
- ^ Р. Кэмпбелл Томпсон (1923). Ассирийские медицинские тексты с оригиналов в Британском музее . Издательство Оксфордского университета. стр. III, 104–105. для линейного искусства.
- ^ А. Ливингстон (1988). «Возвращение в исинский «Собачий дом». Журнал клинописных исследований . 40 (1): 54–60. дои : 10.2307/1359707 .
- ^ Дуглас Фрейн (1990). Древневавилонский период (2003–1595 гг. До н.э.): Ранние периоды, Том 4 (RIM The Royal Inscriptions of Mesopotamia) . Университет Торонто Пресс. стр. 77–90.
- ^ Санчес Муньос, Даниэль, «Шумерская королевская надпись, описывающая (пере) строительство часовни для Аннунитума королем Исина Энлиль-Бани», Archiv orientální 91.1, стр. 1–17, 2023 г.