Ниппур
![]() Руины храмовой платформы в Ниппуре — кирпичная конструкция наверху была построена американскими археологами около 1900 года. | |
Расположение | Нуффар, округ Афак , провинция Аль-Кадисия, Ирак |
---|---|
Область | Месопотамия |
Координаты | 32 ° 07'35,2 "N 45 ° 14'0,17" E / 32,126444 ° N 45,2333806 ° E |
Тип | археологический памятник , древний город |
Область | 150 га |
Высота | 20 метров |
Примечания к сайту | |
Даты раскопок | 1851, 1889–1900, 1948–1990, 2018 – настоящее время. |
Археологи | Остин Генри Лейард, Джон Паннетт Питерс, Джон Генри Хейнс, Герман Волрат Хилпрехт, Ричард С. Хейнс, Торкильд Джейкобсен, Макгуайр Гибсон |
Ниппур ( шумерский : Нибру , часто логографически записываемый как 𒂗 𒆤 𒆠 , EN.LÍL К , «Город Энлиля»; [1] Аккадский : Ниббур ) — древний шумерский город. Это было особое место поклонения шумерскому богу Энлилю , «Господину Ветра», правителю космоса, подвластному одному Ану. Ниппур был расположен в современном Нуффаре, в 5 милях к северу от современного Афака , провинция Аль-Кадисия, Ирак. Это примерно в 200 км к югу от современного Багдада и примерно в 96,56 км к юго-востоку от древнего города Вавилон . Оккупация этого места продолжалась еще в период Убайда (Убайд 2 – Хаджи Мухаммед), период Урука и период Джемдет Насра . Происхождение древнего названия неизвестно, но высказывались разные предположения. [2]
История
[ редактировать ]Ниппур никогда не пользовался политической гегемонией сам по себе, но его контроль имел решающее значение, поскольку считалось, что он способен передать общую «королевскую власть» монархам из других городов-государств. Это был определенно священный город, важный из-за владения знаменитым храмом Энлиля Экур . Нинурта , сын Энлиля, также имел свой главный культовый центр — храм Э-шумеша . в городе-государстве [3] [4]
Согласно « Хроникам Туммала» , Энмебарагеси , один из первых правителей Киша , был первым, кто построилэтот храм. [5] Его влияние на Ниппур также было обнаружено археологически. В «Хрониках» перечислены сменявшие друг друга ранние шумерские правители, которые время от времени проводили церемонии в храме: Ага из Киша , сын Энмебарагеси; Месаннепада из Ура ; его сын Мескианг-нунна; Гильгамеш из Урука ; его сын Ур-Нунгал ; Нанни Урский и его сын Мескианг-нанна. Это также указывает на то, что эта практика была возрождена в период Ура III Ур -Намму из Ура и продолжалась до тех пор, пока Ибби-Син не назначил первосвященником Энмегалану в Уруке (ок. 1950 г. до н.э.).
Надписи Лугал-Заге-Си и Лугал-кигуб-нидуду, царей Урука и Ура соответственно, и других ранних правителей, на дверных гнездах и каменных вазах, показывают почитание, с которым тогда относились к древней святыне, и важность привязаны к его владению, как придающие определенную печать легитимности. В своих жертвоприношениях некоторые из этих правителей называют себя энсисами , или правителями.

Аккадский период, период Ура III и древневавилонский периоды
[ редактировать ]

В конце III тысячелетия до нашей эры Ниппур был завоеван и оккупирован правителями Аккада , или Агаде, и многочисленные вотивные предметы Саргона , Римуша и Нарам-Сина свидетельствуют о почитании, с которым они также относились к этому святилищу. Нарам-Син перестроил храм Экур и городские стены шириной 17,5 метров. Один из немногих случаев, когда в Ниппуре упоминается собственный правитель, содержится в табличке, изображающей восстание нескольких месопотамских городов против Нарам-Сина, включая Ниппур под властью Амар-энлилы . Далее в табличке рассказывается, что Нарам-Син разгромил эти мятежные города в девяти битвах и вернул их под свой контроль. Табличка Вейднера (ABC 19) предполагает, что Аккадская империя пала в результате божественного возмездия из-за того, что Саргон инициировал передачу статуса «священного города» из Ниппура в Вавилон.

За этой аккадской оккупацией последовала оккупация во время третьей династии Ура , и постройки Ур-Намму , великого строителя храмов, сразу же наложились на постройки Нарам-Сина. Ур-Намму придал храму окончательную характерную форму. Частично разрушив постройки своих предшественников, он возвел кирпичную террасу высотой около 12 м, занимающую площадь около 32 000 м2. 2 . У северо-западной окраины, ближе к западному углу, он построил зиккурат из трех ярусов из сухого кирпича, облицованный обожженным кирпичом, уложенным в битум. На вершине, как и в Уре и Эриду, стояла небольшая палата, особое святилище или жилище бога. Доступ к ступеням зиккурата со двора внизу осуществлялся по наклонной плоскости с юго-восточной стороны. К северо-востоку от зиккурата, по-видимому, стоял Дом Бэла, а во дворах под зиккуратом стояли различные другие здания, святыни, сокровищницы и тому подобное. Вся конструкция была ориентирована углами по сторонам света.
Ур-Намму также восстановил стены города по линии стен Нарам-Сина. Восстановлению общих черт храма этого и непосредственно последующих периодов во многом способствовало обнаружение схемы-карты на фрагменте глиняной таблички . На этой карте-схеме изображен квартал города к востоку от канала Шатт-ан-Нил . Этот квартал был окружен собственными стенами, город в городе, образуя неправильный квадрат со сторонами примерно 820 м в длину, отделенный от других кварталов, а также от сельской местности на севере и востоке каналами со всех сторон, с широкие набережные вдоль стен. Канал поменьше разделил этот квартал самого города на две части. В юго-восточной части, в середине юго-восточной стороны, стоял храм, а в северо-западной части, вдоль Шатт-эн-Нила, обозначены два больших склада. Собственно храм, согласно этому плану, состоял из внешнего и внутреннего двора, каждый из которых занимал примерно 8 акров (32 000 м2). 2 ), окруженный двойными стенами, с зиккуратом на северо-западном краю последней.
Правитель Ура III Шу-Син , после разрушения Шиманума , как отмечено в названии года, поселил пленников той войны недалеко от основанного им Ниппура под названием Шиманум (иногда называемый Э-Шу-Суэн). Такая практика размещения заключенных продолжалась и в первом тысячелетии. [7]
Храм продолжал строиться или перестраиваться царями различных последующих династий, о чем свидетельствуют кирпичи и вотивные предметы с надписями царей различных династий Ура и Исина . Судя по всему, он сильно пострадал во время или примерно во время вторжения эламитов , о чем свидетельствуют разбитые фрагменты статуй, вотивных ваз и тому подобного того периода. Рим-Син I , король Ларсы , называет себя «пастырем земли Ниппур». С основанием Вавилонской империи при Хаммурапи , в начале 2-го тысячелетия до нашей эры, религиозный, а также политический центр влияния был перенесен в Вавилон, Мардук стал владыкой пантеона, ему перешли многие атрибуты Энлиля. , а Экур, храм Энлиля, в некоторой степени находился в запустении. [8]
Город был взят Или-ма-илу, первым правителем Первой Силендской династии, примерно на 29-м году правления Самсу-илуны, правителя Вавилона. Его отбил Аби-ешух на пятом году жизни, после того как он проклял реку Тигр. [9] [10]
Кассит в периоды Сасанидов
[ редактировать ]При последующей касситской династии, вскоре после середины 2-го тысячелетия, Экур был снова восстановлен в своем былом великолепии, несколько монархов этой династии построили и украсили его, и тысячи надписей, датируемых временем этих правителей, сохранились. был обнаружен в его архивах. Новый храм в Экуре, Экуригибарра, был построен Куригалзу I (ок. 1375 г. до н.э.). [11] После середины 12 века до нашей эры следует еще один длительный период сравнительного забвения из-за того, что река Евфрат изменила свое русло, но с возвращением вод и завоеванием Вавилонии ассирийским царем Саргоном II в конце 8 века до нашей эры. мы снова встречаемся со строительными надписями, а под Ашшурбанипалом , примерно в середине VII века до нашей эры, мы находим Экур восстановленным с великолепием, большим, чем когда-либо прежде, зиккурат того периода составлял 58 на 39 м. [12] [13] После падения Неоассирийской империи Экур, похоже, постепенно приходил в упадок, пока, наконец, в период Селевкидов древний храм не был превращен в крепость ( греч . Νιππούρ , Ниппур ). По краям древней террасы были возведены огромные стены, дворы храма были заполнены домами и улицами, а сам зиккурат был причудливо надстроен в крестообразной форме и превращен в акрополь крепости. Эта крепость была занята и строилась до конца парфянского периода, около 250 г. н. э.; но при последующем правлении Сасанидов оно , в свою очередь, пришло в упадок.
Исламский отказ
[ редактировать ]Ниппур оставался населенным и в исламские времена, и ранние мусульманские географы упоминают его под именем Ниффар. Он находился на канале Нахр-ан-Нарс, который, как полагают, был построен Нарсесом. Однако к концу 800-х годов географы больше не упоминали о нем, что указывает на то, что город к тому времени пришел в упадок. [14] Это было частью более широкого сокращения поселений по всему Ираку, особенно на юге, поскольку разрушение инфраструктуры и политическое насилие привели к полному заброшению больших территорий. [15] Однако Ниппур оставался резиденцией Ассирийской церкви восточно- христианского епископства до конца 900-х годов, когда епископство было переведено в город Нил , расположенный дальше на северо-запад. Сам Ниппур, возможно, оставался заселенным даже позже, поскольку керамика, найденная среди руин, демонстрирует подглазурные рисунки сграффиато , которые практически не использовались до конца 10 века. Ко времени Якута аль-Хамави в начале 1200-х годов Ниппур был окончательно заброшен, хотя Якут все еще считал его руины местом расположения известного места. [16]
На верхней поверхности этих курганов был обнаружен значительный еврейский город, датируемый примерно началом арабского периода и вплоть до 10-го века нашей эры, в домах которого было большое количество арамейских чаш для заклинаний . [17] Еврейские имена, встречающиеся в персидских документах, обнаруженных в Ниппуре, показывают, однако, что еврейское поселение в этом городе на самом деле датируется гораздо более ранним периодом. [18]
Археология
[ редактировать ]





Ниппур был расположен по обе стороны древнего русла канала Шатт-эн-Нил , одного из первых течений Евфрата , между нынешним руслом этой реки и Тигром , почти в 160 км к юго-востоку от Багдада . Русло канала делит территорию на Восточный курган и Западный курган. Он представлен огромным комплексом руин, известным арабам как Нуффар , описанным более ранними исследователями Ниффером , разделенным на две основные части сухим руслом старого Шатт-ан-Нила (Арахата). Высшую точку этих развалин, конусообразный холм, возвышающийся примерно на 30 м над уровнем окружающей равнины, к северо-востоку от русла канала, арабы называют Бинт-эль-Амирор «дочерью принца». Максимальная площадь участка достигла 130 гектаров, это произошло в период Ура III, а затем в касситский период.
Впервые Ниппур был раскопан на короткое время сэром Остином Генри Лейардом в 1851 году. [19] Полномасштабные раскопки начала экспедиция Пенсильванского университета . Работа включала четыре сезона раскопок между 1889 и 1900 годами, и ее возглавляли Джон Паннетт Питерс , Джон Генри Хейнс и Герман Волрат Хилпрехт . [20] [21] [22] [23] [24] Тысячи табличек были найдены в кургане меньшего размера, получившем название «таблеточный холм», средней высотой около 7,5 метров и площадью 52 квадратных метра, к юго-востоку от храмового кургана. [25] , Также была найдена настоящая арка один из самых ранних примеров в мире. [26] [27] В парфянском слое найден ящик с фрагментами стеклянных вотивных топоров касситского периода. Представлены несколько поздних касситских правителей, включая Куригалзу II . [28]
Раскопки Ниппура проводились в течение 19 сезонов с 1948 по 1990 год командой Восточного института Чикаго, к которой время от времени присоединялись Музей археологии и антропологии Пенсильванского университета и Американские школы восточных исследований . [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] Часть усилий заключалась в удалении больших археологических свалок из раскопок Пенсильванского университета. При этом были найдены раннединастические чаши, клинописные таблички и кирпичные штампы. [42] В храмах Инанны и в Экуре были найдены закладки фундамента со статуями Шульги и Ур-Намму. [43] Храм Инанны , строительство которого началось в раннединастический период, был полностью раскопан. Последующие наложенные на него новые варианты храма простирались вплоть до парфянских времен. Находки включали табличку, датированную 4-м годом правления касситского царя Шагаракти-Шуриаша , табличку, датированную 44-м годом правления царя Ура III Шульги , и гербовую печать долины Инда. В 1977 году они провели непродолжительные раскопки на близлежащем участке Умм аль-Хафрият, который подвергался сильному разграблению. [44] [45] Найденные там таблички саргонического периода позволяют предположить, что древнее название этого места было Машкан-Или-Аккаде. [46] [47] Информация о раскопках сейчас находится в процессе публикации. [48]
Предварительные усилия по возобновлению работ в Ниппуре начались в 2018 году под руководством Макгуайра Гибсона. [49] Раскопки в Ниппуре начались в апреле 2019 года под руководством Аббаса Ализаде . Первоначальное внимание в Ниппуре было сосредоточено на главном здании парфянского периода и небольшом доме позднего Сасанина. Также было дано разрешение на раскопки в Длехиме и Дрехеме. Раскопки начались в ноябре 2022 года в рамках 21-го сезона, который длился два месяца. Работы начались в соседнем Дрехеме , но прекратились после того, как власти решили, что сначала необходимо создать там полицейский участок, чтобы предотвратить грабежи. Затем работа вернулась в парфянское здание. [50] [51]
Зиккурат
[ редактировать ]Подробные сведения о раскопках были зафиксированы в Зиккурате Ур-Гура. В целом площадка зиккурата имеет высоту 25 метров, имеет прямоугольное основание размером 39 на 58 метров, состоящее из трех ярусов сухого кирпича и облицованное обожженным кирпичом, уложенным в битум. [52] Северный угол зиккурата указывает на 12 градусов к востоку от магнитного севера. [53] Строительная конструкция и материалы однородные, из мелкого необожженного кирпича, уложенного разными способами: первый слой кирпичей - на реберных сторонах плоскими сторонами наружу, второй слой - на реберные стороны торцами наружу, третий слой - на плоские стороны с торцами наружу. края наружу. [53]
Зиккурат содержит систему водопроводов. С верхней поверхности зиккурата посередине трех фасадов имеется водовод для отвода воды. [53] Построенный из обожженного кирпича шириной 1 метр и глубиной 3 метра, вокруг основания водовода находится битумная штукатурка, имеющая наклон наружу с желобами для отвода воды. [53]
Тротуары отходят от зиккурата крестообразной формы из крупных квадратных кирпичей, в которых куски керамики используются для скрепления глины. [53] Они простираются на 2,4 метра ниже фундамента зиккурата и на 12 метров в сторону, соединяясь с самой нижней ступенью зиккурата, которая защищает фундамент зиккурата от дождя. [53]
Храм Энлиля
[ редактировать ]Был раскопан храм Энлиля, расположенный к северо-востоку от зиккурата. Была предоставлена топография храма Энлиля. Путем стратиграфических раскопок удалось построить хронологическую последовательность храма. Храм, датируемый периодом Ура III, был построен Урнамму, восстановлен и перестроен королями, правившими Ниппуру на протяжении веков. [29]
Поскольку Храм Энлиля был перестроен после Ура III, предоставленная архитектурная информация была основана на руинах периода Ура III. Прямоугольный храм размером примерно 45×21 м с одним входом на северо-восточной стене и одним входом на юго-западной стене. Полы выложены обожженным квадратным кирпичом размером 37 см. 2 подконструкции построены под мощеным полом на высоте 1,3 м. [29] Стены толщиной от 3,35 до 3,95 м были построены из необожженного кирпича соломенной закалки на глиняном растворе. [29] Никаких указаний на окна не сохранилось, стены выше уровня пола не сохранились, но окна были необходимы для дополнительного освещения в храме Энлиля. [29] Возможная высота стен составила 13,2 м, так как она в три раза превышала высоту фундамента, составляющего 4,40 м. Хотя остатков крыши не осталось, сначала засыпали прогонами и камышом, а затем уложили слоями утрамбованную землю, смешанную с соломой. [29]
На плане храма Энлиля периода Ура III были представлены две целлы, каждая из которых соединена с двумя малыми камерами с более широкими дверными проемами (2,40 м, 1,45 м для обычного дверного проема) и двумя вспомогательными камерами. [29] Сожженные свидетельства в целле (комната 13) и малых камерах (комнаты 16,17), примыкающих к другой целле (комната 18), надпись Храма Энлиля периода Ура III; оба указали, что цель Храма Энлиля заключалась в том, чтобы кормить богов в соседнем зиккурате, как в «кухне-храме», чтобы можно было готовить еду. Кроме этого, в храме Энлиля не было места для помоста для восседающих на троне божеств. Таким образом, Храм Энлиля предназначался не для поклонения. Тем не менее, религиозный ритуал, связанный с божественной трапезой, например, возлиянием, мог служить целью Храма Энлиля в период Ура III. [29]
Храм Гулы
[ редактировать ]В 1990 году археологи Института Востока идентифицировали здание в районе штата Вашингтон как Храм Гулы , богини исцеления и супруги Нинурты. Самая ранняя идентифицированная постройка храма относится к периоду Исин-Ларса, а значительные перестройки проводились в касситский, неоассирийский и нововавилонский периоды. [54] Считается, что неподалеку находится пропавший храм Нинурты. [55]
Архив Мурашу
[ редактировать ]Почти прямо напротив храма был раскопан большой дворец, по-видимому, периода Селевкидов, а в этом окрестностях и южнее на этих курганах большое количество табличек с надписями различных периодов, в том числе храмовые архивы касситов и коммерческие архивы империи Ахеменидов. , были раскопаны. Последние, «книги и бумаги» дома Мурашу , коммерческих агентов правительства, проливают свет на состояние города и управления страной в ахеменидский период. Таблички датируются периодом между 454 и 404 годами до нашей эры, причем большинство из них - между 440 и 414 годами до нашей эры. [56] [57] [58] Архив отражает разнообразие населения, поскольку в трети контрактов указаны невавилонские имена. Просуществовав по крайней мере три последовательных поколения, дом Мурашу извлекал выгоду из аренды значительных участков сельскохозяйственных угодий, которые были переданы оккупирующим персидским правителям, знати и солдатам, вероятно, по льготным ставкам, владельцы которых, скорее всего, были удовлетворены умеренной прибылью. Затем бизнес разделил бы их на более мелкие участки для обработки местными фермерами и недавними иностранными поселенцами за выгодную плату. Дом Мурашу арендовал землю, разделил ее, а затем сдал в субаренду или сдал в аренду более мелкие участки, выступая тем самым просто в качестве посредника. Таким образом, он получал прибыль как от собранной ренты, так и от процента накопленных кредитов, отражающих будущие урожаи урожая в этом году после поставки необходимых сельскохозяйственных орудий, средств ирригации и уплаты налогов. В 423/422 г. до н.э. дом Мурашу принял «около 20 000 кг или 20 000 шекелей серебра». [59] «Деятельность дома Мурашу оказала разрушительное влияние на экономику страны и тем самым привела к банкротству помещиков. Хотя дом Мурашу первоначально давал взаймы помещикам, через несколько десятилетий он начал все больше и больше приходить в упадок. занять место помещиков, и земля стала концентрироваться в их руках». [60]
Сайт ТА
[ редактировать ]
Участок ТА представляет собой участок размером 20 × 40 м, расположенный на холме Таблетт в Ниппуре. [61] Он был построен между 1948–1952 годами и был частично заброшен из-за экономического кризиса в 1739 году до нашей эры и полностью освобожден в 1720 году до нашей эры. В то время он служил небольшим поселением с жилыми домами и некоторой незначительной общественной инфраструктурой. ТА полна небольших по размеру зданий неправильной формы, которые создают сообщество в целом. Дома, найденные в ТА, обычно одноэтажные, что было обычной чертой того времени. Только в трех домах есть лестница на верхний уровень, но она считается не двухэтажной, а кровельной.
Всего на сайте ТА найдено 1591 табличка. [61] Что касается типа текстов, найденных на планшетах, которые делятся на две основные категории: частные документы и учебные материалы, ТА рассматривается как жилая зона. Большинство домов в ТА представляют собой жилые дома, и только один из домов (Дом F) рассматривается как школа писцов. Такой вывод сделан на основании значительного количества 1407 табличек, обнаруженных в Доме F. Кроме того, в Доме F были обнаружены органические материалы. поэтому в некоторых домах могло быть животноводство. Более того, судя по содержимому табличек, предполагается, что ТА принадлежит мелкому частнику.

Храм Инанны
[ редактировать ]Храм Инанны (Инанна из Дуранки) является исторической визитной карточкой Месопотамии. Хотя храм был религиозным элементом в династии Ура, с храмом было связано множество политических и социальных проблем. Раскопки, которые привели к открытию останков храма Ниппура, были проведены Дональдом Маккауном в 1952 году. Затем храм был раскопан между 1954 и 1958 годами, достигнув уровня периода раннего династического периода II. В 1960-1961 годах были достигнуты уровни раннего династического I (с большим зданием того же плана), а затем уровня Джемдат Насра и периода Урук (частные дома). Среди находок была голова булавы Нарам-Сина, правителя Аккадской империи, что указывает на то, что он восстановил храм. [62] Во время раскопок команда случайно столкнулась с трудностями в работе. [63] Экскаваторы достигли поверхности, напоминающей тротуар из обожженного кирпича. Примечательно, что этот инцидент вызвал большой интерес в команде, и по мере дальнейшего продвижения они достигли, казалось бы, комнаты. Далее в ходе раскопок они обнаружили комнату с надписями, позволяющими предположить, что это здание было храмом, построенным Сульги, вторым царем третьей династии Ура. [64] Однако архитектурный план храма дополнительно демонстрируют слои здания. В ходе раскопок было отмечено, что здание имело двадцать три яруса. Экскаваторы обнаружили, что каждый из двадцати трех слоев служит разной цели. Например, уровни VIII-VII были связаны со скульптурами и идолами, используемыми в религиозной деятельности храма. [65] На внешней стороне храма археологи обнаружили ниши, которые поддерживали религиозную деятельность в храме. В нишах находились специальные таблички с надписью об учениях храма. Храм Инанны имел значительное политическое влияние в династии Ура. Он был построен при поддержке Сульги и многих последующих королей, используя его как пьедестал для управления руководством династии. [66] В храме были определенные административные единицы, подотчетные правящему царю династии. [67] Это можно было объяснить тем, что ведущая богиня храма Инанна ассоциировалась с властью. Короли верили, что богиня Инанна обладает силой влиять на политические вопросы, что объясняло важность храма и его давнюю популярность во времена династий.
Сайты поблизости
[ редактировать ]Дремем
[ редактировать ]Дрехем или древний Пузриш-Даган , иногда называемый пригородом Ниппура, — самый известный город так называемых перераспределительных центров периода Ура III . Он расположен примерно в десяти километрах к югу от Ниппура. Как свидетельствуют тысячи клинописных табличек, домашний скот (крупный рогатый скот, овцы и козы) государства был централизован в Дрехеме и перераспределен между храмами, его чиновниками и царскими дворцами Шумера . [68] [69] Храмы близлежащего Ниппура были основными пунктами назначения скота. Город был основан Шульги , царем Ура . Некоторые из его клинописных архивов находятся в Королевском музее Онтарио в Торонто.
Скажи Длехиму
[ редактировать ]Близлежащий участок Длехим (Дулайхим, Делехем, Длехем, Длихим) имеет площадь около 40 гектаров, разделенных на восточную и западную части древним руслом канала шириной 50 метров, высота которого в настоящее время описывается как 2,5 метра. Он расположен примерно в 21 километре к югу от Ниппура и примерно в десяти километрах к югу от Дрехема. Это место посетил Джон Паннетт Питерс в 1889 году и (полагая, что это был Дрехем) Эдгар Джеймс Бэнкс в 1903 году. [20] [70] Впервые он был исследован (вместе с Дрехемом) в 1925 году Рэймондом П. Догерти от имени Американской школы восточных исследований. Курган в то время возвышался на 25 футов над равниной и был совершенно ничем не примечателен из-за нескольких обожженных кирпичей и кремневых пил. [71] [72] В наше время его обследовал Х. Фуджи из Токийского университета Кокусикан в 1988 году. На заре археологии его часто путали с близлежащим Дрехемом. [73] Он занимает площадь 36 гектаров и был заселен в период Ура III. [74] Предполагается, что это место является местом расположения древнего Туммала (считающегося источником надписи Туммал ). [75] [76] Туммал играл главную политическую роль в период Ура III. [77] В 2016 году в рамках исследовательского проекта QADIS было проведено воздушное и наземное обследование объекта. четыре кирпича (три повторно использованы для более позднего дренажа и один в районе храма) правителя Ура III Амар-Сина На этом месте были найдены . С помощью полетов дронов и наземных исследований были обнаружены обширные следы построек периода Ура III, включая овальный храм с центральной террасой. Также было отмечено наличие современных военных берм. [78] [79] [80] [81] Исследование Кадиса с помощью изображений и зондирования показало, что на этом месте имеется гавань размером 150 на 80 метров. [82] В 2019 году Институт Востока Чикаго получил разрешение на раскопки в Длехиме, а в 2022 году начались предварительные раскопки. [51]
Скажи Варешу 2
[ редактировать ]Участок Телль-Вареш 2 расположен в 12 километрах к северо-востоку от Ниппура (UTM 38 S, 532261,73 м восточной долготы, 3561401,12 м северной широты). В 1990 году на нем проводились спасательные раскопки под руководством Мухаммада Яхья Радхи по поручению Государственного совета Ирака по древностям и наследию. Это были одни из нескольких спасательных раскопок в ответ на проект строительства Главного дренажного канала. На сайте были видны очертания зданий и множество артефактов на поверхности. Останки относятся к периоду Исин-Ларса и включают глиняные печати, цилиндрические печати и ряд клинописных табличек, в основном юридических документов. Самыми известными из последних были 29 табличек, найденных в глиняном кувшине, на которых были указаны годы четырех правителей Ларсы, Аби-Саре, Суму-эля, Нур-Адада и Син-Иддинама (1785–1778 гг. До н.э.). Та же команда пересмотрела это место в 2019 году в рамках более масштабного исследования этого района, получив данные с географической привязкой. [83] [84] [85] Сейчас готовится окончательный отчет. [86]
См. также
[ редактировать ]


- Города древнего Ближнего Востока
- Хронология древнего Ближнего Востока
- Сад богов (шумерский рай)
- Лу-дигира
- Дур-Аби-эшух
Примечания
[ редактировать ]- ^ IES Эдвардс, CJ Gadd, NGL Hammond, Кембриджская древняя история: пролегомены и предыстория : Vol. 1, Часть 1, издательство Кембриджского университета, 1970 г. ISBN 9780521070515
- ^ Якобсен, Т., «Предполагаемый конфликт между шумерами и семитами в ранней истории Месопотамии», Журнал Американского восточного общества 59/4, стр. 485–495, 1939.
- ^ Робсон, Элеонора (2015), «Нинурта, бог победы» , Нимруд: Существенность ассирийского производства знаний , Открытый богато аннотированный клинописный корпус, Академия высшего образования Великобритании
- ^ Блэк, Джереми; Грин, Энтони (1992), Боги, демоны и символы древней Месопотамии: иллюстрированный словарь , Остин, Техас: University of Texas Press, стр. 142, ISBN 0714117056
- ^ Жан-Жак Гласснер , Месопотамские хроники, Brill Academic, 2005, ISBN 90-04-13084-5
- ^ «Индская бусина из сердолика, найденная в Ниппуре в Месопотамии» . www.metmuseum.org .
- ^ Стейнкеллер, Петр, «Барщинный труд во времена Ура III», От 21 века до нашей эры до 21 века нашей эры: материалы Международной конференции по неошумерским исследованиям, состоявшейся в Мадриде, 22–24 июля 2010 г., под редакцией Стивена Дж. Гарфинкл и Мануэль Молина, Юниверсити-Парк, США: издательство Пенсильванского государственного университета, стр. 347–424, 2013 г.
- ^ Джонатан С. Тенни, «Возвращение к возвышению Мардука: фестивали и жертвоприношения в Ниппуре в период высокого кассита», Журнал клинописных исследований, том. 68, стр. 153–80, 2016 г.
- ^ Беранже, Марин, «Дур-Аби-ешух и отказ от Ниппура в период позднего старого Вавилона: исторический обзор», Журнал клинописных исследований 75.1, стр. 27-47, 2023 г.
- ^ Бойвен, Одетта, «Политическая история королевства Силенд», Первая династия Силенда в Месопотамии, Берлин, Бостон: Де Грюйтер, стр. 86-125, 2018.
- ^ Бартельмус, А. (2010): Восстановление прошлого. Исторический анализ надписей на царских храмовых зданияхКасситский период, Каскал 7, 143–171.
- ^ Марк Альтавил и Кэрри Хритц, Ассирийцы в Ниппуре , стр. 41-62 в «Исследованиях древней восточной цивилизации» 71, Чикаго: Восточный институт, 2021 ISBN 978-1-61491-063-3
- ^ Коул, SW, «Ниппур в поздние ассирийские времена (ок. 755–612 до н.э.)», Государственный архив исследований Ассирии, том. 4, Хельсинки, 1996 г. ISBN 9514572866
- ^ Адамс 236
- ^ Адамс 215-225
- ^ Адамс 236-237
- ^ [1] Монтгомери, Джеймс А., «Арамейские тексты заклинаний из Ниппура», Филадельфия: Univ. Пенсильванского музея, 1913 год.
- ^ Майкл Дэвид Куган, Жизнь в диаспоре: евреи в Ниппуре в пятом веке до нашей эры, Библейский археолог, том. 37, нет. 1, стр. 6–12 (март 1974 г.)
- ^ [2] Остин Х. Лейард, Харпер, «Открытия среди руин Ниневии и Вавилона; путешествия по Армении, Курдистану и пустыне: результат второй экспедиции, предпринятой для попечителей Британского музея», New Йорк: Патнэм, 1856 г. (также в переиздании Kessinger Publishing, 2007 г., ISBN 0-548-16028-7 )
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ниппур, или Исследования и приключения на Евфрате; рассказ об экспедиции Пенсильванского университета в Вавилонию в 1888–1921 годах , Том 1, Джон Паннетт Питерс, Сыновья Г.П. Патнэма, 1897 г.
- ^ Ниппур, или Исследования и приключения на Евфрате; рассказ об экспедиции Пенсильванского университета в Вавилонию в 1888–1921 годах - Том 2, Джон Паннетт Питерс, Сыновья Г.П. Патнэма, 1897 г.
- ↑ Исследования библейских стран в XIX веке , Х. В. Хильпрехт, 1903 г.
- ^ [3] Фишер, Кларенс Стэнли, Раскопки в Ниппуре: планы, детали и фотографии зданий с многочисленными предметами, найденными в них во время раскопок 1889, 1890, 1893–1896, 1899–1900 годов: т. 1: Топография. и городские стены, Филадельфия: факультет археологии Пенсильванского университета, 1905 г.
- ^ Фишер, Кларенс Стэнли, Раскопки в Ниппуре: планы, детали и фотографии зданий с многочисленными предметами, найденными в них во время раскопок 1889, 1890, 1893–1896, 1899–1900 годов: т. 2: Крепость, Филадельфия : Департамент археологии Пенсильванского университета, 1907 г.
- ^ [4] Джон П. Питерс, Библиотека Ниппура, Журнал Американского восточного общества, том. 26, стр. 145–164, 1905 г.
- ^ Джон П. Питерс, Раскопки Пенсильванского университета в Ниппуре. II. Ниппурская арка, Американский журнал археологии и истории изящных искусств, том. 10, нет. 3, стр. 352–368 (июль - сентябрь 1895 г.)
- ^ [5] Фишер, К.С., «Архаическая арка в Ниппуре», ТрудыДепартамент археологии Пенсильванского университета, том. 1, нет. 3, стр. 1-9, 1905 г.
- ^ [6] Клейден, Т., «Стеклянные топоры касситского периода из Ниппура», Журнал восточной археологии, том. 4, стр. 92–135, 2011 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Ниппур I, Храм Энлиля, Квартал писцов и зондирования: раскопки совместной экспедиции в Ниппур Университетского музея Филадельфии и Восточного института Чикагского университета , Дональд Э. МакКаун и Ричард К. Хейнс, Публикация Восточного института 78 , 1967 г.
- ↑ Клинописные тексты из Ниппура: Восьмое и девятое времена года , Джорджо Буччеллати и Роберт Д. Биггс, Ассириологические исследования Восточного института, 17, 1969.
- ^ [7] Кнудстад, Дж. Э., «Предварительный отчет о раскопках в Ниппуре 1966–1967 годов», Шумер, том. 24, нет. 1–2, стр. 95–106, 1968 г.
- ^ Раскопки в Ниппуре: одиннадцатый сезон , Макгуайр Гибсон и др., Сообщение Восточного института 22, 1976, ISBN 0-226-62339-4
- ^ Раскопки в Ниппуре: двенадцатый сезон , Макгуайр Гибсон и др., Сообщение Восточного института 23, 1978, ISBN 0-918986-22-2
- ^ [8] Гибсон, М. (1976). Ниппурская экспедиция. Институт Востока, 77, 22-28.
- ^ [9] Гибсон, М. (1982). Ниппур под ассирийским господством: 15-й сезон раскопок, 1981–82 гг. Годовой отчет Восточного института за 1981–1982 гг., 40–48.
- ^ Ниппур, Том 2. Северный храм и зондирование E: Раскопки совместной экспедиции в Ниппур американских школ восточных исследований и Восточного института Чикагского университета , Делавэр и др., Публикация Восточного института 97, 1978, ISBN 0-918986-04-4
- ^ Ниппур, Том 3: Касситские постройки в районе WC-1 , Р.Л. Зеттлер, Публикация 111 Восточного института, 1993, ISBN 0-918986-91-5
- ^ Ниппур, Том 4: Архив раннего нововавилонского губернатора из Ниппура , SW Cole, Публикация 114 Восточного института, 1996, ISBN 1-885923-03-1
- ^ Ниппур V: Зондирование территории WF: ранний династический переход к аккадскому , Августа МакМахон, Публикация 129 Восточного института, 2006 г.
- ^ Макгуайр Гибсон, Джеймс А. Армстронг и Августа МакМахон, Городские стены Ниппура и исламские памятники за его пределами: Раскопки Восточного института, 17-й сезон, 1987 г., Ирак, том. 60, стр. 11–44, 1998 г.
- ^ Гибсон, Макгуайр; МакМахон, А. (1995), «Исследование раннего династически-аккадского перехода: отчет о 18-м и 19-м сезонах раскопок в районе WF, Ниппур», Ирак , 57 : 1–39, doi : 10.2307/4200399 , JSTOR 4200399
- ^ [10] Кнудстад, Дж. Э., «Отчет о раскопках в Ниппуре 1964–1965 годов», Шумер, том. 22, № 1–2, стр. 111–114, 1966.
- ^ [11] Хейнс, Р.К., «Последний отчет о ходе раскопок в Ниппуре», Шумер, том. 11, вып. 2, стр. 107–109, 1955 г.
- ^ [12] Макгуайр Гибсон, Ниппурский региональный проект: УММ АЛЬ-ХАФРИЯТ, Годовой отчет Восточного института за 1977/78 год.
- ^ Мариани, Элеонора, «Сборки керамики ранней бронзы IV из Умм аль-Хафрията Южной Месопотамии», Атар альрафедайн 8.1, 2023 г.
- ^ Стейнкеллер, Петр, «Божественные правители Аккаде и Ура: к определению обожествления царей в Вавилонии», История, тексты и искусство в ранней Вавилонии: три очерка, Берлин, Бостон: Де Грюйтер, стр. 107-157 , 2017
- ^ Маркина, Екатерина, «Заметка о саргоническом мун. šà/mūšaqum», Третье тысячелетие, Brill, стр. 452-458, 2020
- ^ [13] Макгуайр Гибсон, «Индивидуальное исследование», Годовой отчет Института изучения древних культур за 2022–2023 гг., 2023 г.
- ^ [14] , Макгуайр Гибсон, Ниппурский проект, Годовой отчет Восточного института за 2017–2018 гг.
- ^ [15] Аббас Ализаде, «Ниппур в эпоху COVID-19», Восточный институт Чикаго – Новости и заметки – зима/весна 2022 г., стр. 20–21.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ализаде, Аббас (2020). «Ниппурская экспедиция». Годовой отчет Восточного института за 2019–2020 годы (PDF) . стр. 95–99. ISBN 978-1-61491-055-8 .
- ^ Центр, Всемирное наследие ЮНЕСКО. «Ниппур» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 13 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Питерс, Джон П. (1895). «Некоторые недавние результаты раскопок Пенсильванского университета в Ниппуре, особенно на Храмовом холме» . Американский журнал археологии и истории изящных искусств . 10 (1): 13–46. дои : 10.2307/496511 . ISSN 1540-5079 . JSTOR 496511 . S2CID 166129775 .
- ^ [16] МакГуайр Гибсон, «Ниппур, 1990: Храм Гулы и взгляд на будущее», Годовой отчет Восточного института за 1989–90 годы, Чикаго: Oriental Inst. Пресс, 1990 г.
- ^ [17] Шнайдер, Бернхард, «Ниппур: Город Энлиля и Нинурты», Именование и картографирование богов в Древнем Средиземноморье, стр. 745-762, 2022 г., ISBN 978-3-11-079649-0
- ^ [18] Хилпрехт, Х.В., «Деловые документы Мурашу и сыновей Ниппура, датированные правлением Артаксеркса I», Вавилонская экспедиция Пенсильванского университета. Серия A, Клинописные тексты, Том 9, H Vollrat Hilprecht, изд., 1893 г.
- ^ [19] Альберт Т. Клей , «Деловые документы Мурашу и сыновей Ниппура, датированные правлением Дария II», Вавилонская экспедиция Пенсильванского университета. Серия A, Клинописные тексты, Том 10, H Vollrat Hilprecht, изд., 1893 г.
- ^ Д. Г. Бринтон (июль 1898 г.). «Обзор деловых документов сыновей Мурашу из Ниппура, проведенный Х. В. Хилпрехтом». Американский антрополог . 11 (7). JSTOR 658414 .
- ^ Мухаммад А. Дандамаев, Рабство в Вавилонии , 1984, 2009, издательство Университета Северного Иллинойса, ДеКалб, Иллинойс. стр. 62–63.
- ^ Столпер, Мэтью В., «Ниппур пятого века: тексты Мурашу и их окружения», Журнал клинописных исследований, том. 53, стр. 83–132, 2001 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б [20] Э. К. Стоун, Окрестности Ниппура, Восточный институт, Исследования древней восточной цивилизации, том. 44, 1987, ISBN 0-918986-50-8
- ^ [21] Хейнс, Р.К., «Отчет о раскопках в Ниппуре в 1960-1961 годах». Шумер, вып. 17, нет. 1-2, стр. 67-70 + (6 пластин), 1961 г.
- ^ Саллабергер, В. (2019). Виночерпий и культовый священник в храме: внешние и внутренние культовые практики в Месопотамии раннего бронзового века. Журнал древних ближневосточных религий , 19 (1-2), 90-111.
- ^ Михаловски, П. (2021). Переписка царей Ура. В «Переписке царей Ура» . Издательство Пенсильванского государственного университета.
- ^ Вердераме, Л. (2018). Рабство в Месопотамии третьего тысячелетия: обзор источников и исследований. Журнал глобального рабства , 3 (1-2), 13-40.
- ^ Барнард, Бельгия (2020). Одомашненные партнеры: новый анализ шумерского судна. Журнал Метрополитен-музея , 55 (1), 91–99.
- ^ Гарфинкл, SJ (2022). Королевство Ур. Оксфордская история Древнего Ближнего Востока: Том II: Том II: От конца третьего тысячелетия до нашей эры до падения Вавилона , 121.
- ^ [22] Маркус Хильгерт, Клеменс Д. Райхель, Клинописные тексты периода Ура III в Восточном институте, Том 2: Административные документы Дрехема времен правления Амар-Суэны, Публикации Восточного института 121 Чикаго: Восточный институт, 2003 ISBN 1-885923-24-4
- ^ Лю, Чангюй, «Жирнохвостая овца в палеографии и управлении Дрехемом в период Ура III», Archiv orientální 90.1, стр. 41-59, 2022 г.
- ^ [23] Бэнкс, Эдгар Джеймс, «Бисмья; или Затерянный город Адаб: история приключений, исследований и раскопок среди руин древнейшего из погребенных городов Вавилонии», Сыновья Г.П. Патнэма, 1912 г.
- ^ Догерти, Раймонд П. (1925). «Поиски древних останков в Нижнем Ираке: отчет об археологическом исследовании, проведенном в Южной Вавилонии в первом квартале 1926 года» (PDF) . Ежегодник американских школ восточных исследований . 7 :1–93. дои : 10.2307/3768498 . JSTOR 3768498 .
- ^ Догерти, Раймонд П. (1926). «Археологическое исследование Южной Вавилонии I» . Бюллетень американских школ восточных исследований . 23 (23): 15–28. дои : 10.2307/1354958 . JSTOR 1354958 .
- ↑ Аноним, «Длихим», Ирак 51, 254–255, 1989.
- ^ Маркетти, Николо, Аль-Хуссейни, Аббас, Бенати, Джакомо, Лульо, Джампаоло, Скаццози, Джулия, Валери, Марко и Зайна, Федерико, «Рост урбанизированных ландшафтов в Месопотамии: результаты комплексного исследования QADIS и интерпретация мульти -Слоистые исторические ландшафты», Zeitschrift für Assyriologie und vorderasiatische Archäologie, vol. 109, нет. 2, с. 214-237, 2019 г.
- ^ Ёсикава, М., «В поисках Туммала», ASJ 11, стр. 285–291, 1989.
- ^ Стейнкеллер, П., «Новый взгляд на гидрологию и топографию южной Вавилонии в третьем тысячелетии», ZA 91, стр. 22–84, 2001 г.
- ^ Штайнкеллер, П., «Занятость рабочей силы на национальных строительных проектах в период Ура III», В П. Штайнкеллере и М. Хадсоне (ред.), Труд в древнем мире: коллоквиум, проведенный в Хиршбахе (Саксония), Апрель 2005 г. Международная конференция ученых по экономике древнего Ближнего Востока 5, стр. 137–236, 2015 г.
- ^ Маркетти, Николо, Аль-Хусейни, Аббас, Бенати, Джакомо, Луглио, Джампаоло, Скаццози, Джулия, Валери, Марко и Зайна, Федерико., «Рост урбанизированных ландшафтов в Месопотамии: результаты комплексного исследования QADIS и интерпретация Многослойные исторические ландшафты», Zeitschrift für Assyriologie und vorderasiatische Archäologie, vol. 109, нет. 2, с. 214-237, 2019 г.
- ^ [24] Маркетти, Николо и Федерико Заина, «Заново открывая сердце городов», Near Eastern Archeology 83, стр. 146-157, 2020
- ^ Маркетти, Николо, Бертольд Эйнваг, Аббас аль-Хуссейни, Елена Леони, Джампаоло Лульо, Джанни Маркези, Адельхайд Отто, Джулия Скаццози, Марко Валери и Федерико Зайна, «QADIS. Иракско-итальянский сезон исследований 2016 года в юго-восточном регионе Кадисия 63, стр. 63–92.
- ^ Маркетти, Николо, Джакомо Бенати, Аббас аль-Хусейни, Джампаоло Лульо, Марко Валери, Джулия Скаццози и Федерико Заина, «Рост урбанизированных ландшафтов в Месопотамии: результаты интегрированного исследования QADIS и интерпретация многослойных исторических ландшафтов» , Zeitschrift für Assyriologie und Vorderasiatische Archäologie 109, стр. 214–37, 2019 г.
- ^ Мантеллини, Симона; Пикотти, Винченцо; Аль-Хусейни, Аббас; Маркетти, Николо; Зайна, Федерико (2024). «Развитие стратегий управления водными ресурсами в южной Месопотамии в четвертом и третьем тысячелетиях до нашей эры» Геоархеология . 39 (3): 268–299. дои : 10.1002/gea.21992 . hdl : 11585/963863 .
- ^ [25] Аббас, АЛЬ-ХУСЕЙНИ. «Глиптические стили в небольшом поселении Исин-Ларса: печати и отпечатки печатей из Телль-Вареша 2.», Journal of Orientalia, vol. 91, нет. 1, 2022 г.
- ^ Аль-Хусейни А., де Бур Р. и Джавдат Дж., «Телл Вареш 2, Ранние старые вавилонские таблички сезона спасательных раскопок (1990)», RA 113, стр. 59–69, 2019 г.
- ^ Мухаммад, А.К., «Текст времен Суму-Эля, короля Ларсы (1894-1866 г. до н. э.) из Телль-Вараша», Атар Ар-Рафидайн 2/1, 121–132, 2013 г. (на арабском языке)
- ^ Заключительный отчет о спасательных раскопках в Телль-Вареше 2, Проект Третьей реки (Ирак) - Программа Шелби Уайта и Леона Леви для археологических публикаций
Ссылки
[ редактировать ]- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Ниппур ». Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
- [26] Адамс, Роберт М., «Сердце городов: исследования древних поселений и землепользования в центральной пойме Евфрата», Чикаго: University of Chicago Press, 1981. ISBN 0-226-00544-5 .
- [27] Эдвард Кьера, «Серия клинописи, том I: шумерские лексические тексты из храмовой школы Ниппура», публикация 11 Восточного института, 1929 г.
- Тим Клейден, Бернхард Шнайдер, «Ассурбанипал и зиккурат в Ниппуре», КАСКАЛ 12, стр. 348–382, 2015 г.
- В. Е. Кроуфорд, «Ниппур, Священный город», Археология, том. 12, стр. 74–83, 1959 г.
- Т. Фиш, «Сумерийский город Ниппур в период третьей династии Ура», Ирак, том. 5, стр. 157–179, 1938 г.
- [28] Фишер, К.С., «Микенский дворец в Ниппуре», Американский журнал археологии, том. 8, стр. 403–32, 1904 г.
- [29] Макгуайр Гибсон, Ричард Л. Зеттлер и Джеймс А. Армстронг, «Южный угол Ниппура: сводка раскопок в течение 14-го и 15-го сезонов», Шумер, том. 39, стр. 170–190, 1983 г.
- [30] Макгуайр Гибсон, «Модели оккупации Ниппура», Восточный институт , Чикагский университет, 1992 г.
- МакГуайр Гибсон, «Переоценка периода Аккад в регионе Дияла на основе недавних раскопок в Ниппуре и Хамрине», Американский журнал археологии , том. 86, нет. 4, стр. 531–538, 1982 г.
- Д. П. Хэнсон и Г. Ф. Дейлс, «Храм Инанны, Царицы Небесной в Ниппуре», Археология, том. 15, стр. 75–84, 1962 г.
- Дональд Э. МакКаун, «Раскопки в Ниппуре, 1948–50», Журнал ближневосточных исследований, том. 11, нет. 3, стр. 169–176, 1952 г.
- Нойман, Ганс, «Ниппур - «святое место» шумеров», в: Рейнхард Ахенбах / Никола Мустакис (ред.), Священные места древности - Сборник исследований по итогам серии лекций Кластера передового опыта «Религия и политика в доисторические времена». -Современные культуры и современность» в Мюнстерском университете в зимнем семестре 2013/2014 г. (Касион 1), Мюнстер, стр. 37–66, 2018 г.
- А. Л. Оппенгейм, «Осадные документы из Ниппура», Ирак, т. 1, с. 17, нет. 1, стр. 69–89, 1955 г.
- [31] Хьюго Радау, «Письма касситским королям из храмовых архивов Ниппура», Вавилонская экспедиция Пенсильванского университета. Серия А: Клинописные тексты., т. 17, пт. 1, 1908 г.
- Саллабергер, В., «Виночерпий и культовый священник в храме: внешние и внутренние культовые практики в Месопотамии раннего бронзового века», Журнал древних ближневосточных религий, 19 (1-2), стр. 90-111, 2019 г.
- Марсель Сигрист, «Дрехем», CDL Press, 1993, ISBN 0-9620013-6-8
- [32] Элизабет С. Стоун и Пол Э. Зимански, «Старые вавилонские контракты из Ниппура: избранные тексты из университетского музея, Университет Пенсильвании, Восточный институт Чикагского университета, архивы микрофиш», Том 1, Чикаго: University of Chicago Press, 1976 год
- Зеттлер, Ричард Л., «Храм Инанны Ура III в Ниппуре: функционирование и организация городских религиозных учреждений в Месопотамии в конце третьего тысячелетия до нашей эры», Berliner Beitraege zum vorderen Orient 11. Берлин: Дитрих Реймер, 1992.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ссылка на письма археолога
- Ниппур в оцифрованном виде - запись раскопок 1889-1900 гг.
- История, которую рассказывают чаши – Penn Today – Мишель В. Бергер – 6 сентября 2022 г.
- Ниппур - Музейный вестник Пенсильванского музея, том X / номера 3-4, 1944 г.
- Ниппурская экспедиция: священный город Ниппур - Восточный институт Чикаго
- Фотографии археологических раскопок Ниппура в Восточном институте, заархивированные 9 ноября 2013 г. в Wayback Machine.
- Клинописные таблички Дрехема в Университете Милликена
- 85/452 Табличка, клинопись для домашнего скота, терракота, Дрехем, 2041 г. до н.э.
- Видео – Богатые пригороды или бесправные пригороды: окраина города в Ниппуре, Ирак – Августа МакМахон ISAC – 5 мая 2023 г.