Глиняная табличка
На Древнем Ближнем Востоке глиняные таблички ( аккадский ṭuppu(m) 𒁾 ) [1] использовались в качестве средства письма, особенно для письма клинописью , на протяжении всего бронзового века и вплоть до железного века .
Клинописные знаки отпечатывались на мокрой глиняной табличке стилусом, часто сделанным из тростника ( тростниковое перо ). После написания многие таблички высыхали на солнце или на воздухе, оставаясь хрупкими. Позже эти необожженные глиняные таблетки можно было замочить в воде и переработать в новые чистые таблетки. Другие таблички, когда-то написанные, были либо намеренно обожжены в горячих печах , либо случайно обожжены, когда здания сгорели случайно или во время конфликта, что сделало их твердыми и долговечными. Коллекции этих глиняных документов составили первые архивы. Они лежали в основе первых библиотек . На Ближнем Востоке были найдены десятки тысяч письменных табличек, в том числе множество фрагментов. [2] [3]
Сохранившиеся планшетные документы минойской / микенской цивилизаций — это в основном те, которые использовались для бухгалтерского учета. Таблички, служащие этикетками, с изображением бока плетеной корзины на обратной стороне, а также таблички с годовыми сводками предполагают сложную систему учета. В этом культурном регионе таблички никогда не обжигались намеренно, поскольку глина ежегодно перерабатывалась. Однако часть таблеток «выстрелилась» в результате неконтролируемых пожаров в зданиях, где они хранились. Остальные представляют собой таблички из необожженной глины и поэтому чрезвычайно хрупкие. По этой причине некоторые учреждения изучают возможность их увольнения сейчас, чтобы помочь в их сохранении. [4]
Писцы ( даб-сар ) [ править ]
Письмо было не таким, каким мы видим его сегодня. В Месопотамии письмо начиналось с простых счетных знаков, иногда рядом с непроизвольным знаком, в виде простого изображения, вдавленного в глиняные жетоны или, реже, вырезанного в дереве, камне или горшках. Таким образом, можно было бы записать точное количество товаров, участвующих в транзакции. Эта конвенция началась, когда люди развили сельское хозяйство и поселились в постоянных сообществах, сосредоточенных на все более крупных и организованных торговых рынках. [5] Эти рынки предназначались для торговли овцами, зерном и хлебами, сделки на которых записывались глиняными жетонами. Эти, первоначально очень маленькие глиняные жетоны, постоянно использовались на протяжении всего периода доисторической Месопотамии, 9000 г. до н.э., до начала исторического периода около 3000 г. до н.э., когда широкое распространение получило использование письма для записи. [5]
Таким образом, глиняные таблички использовались писцами для записи событий, происходящих в их время. Инструментами, которые использовали эти писцы, были стилусы с острыми треугольными кончиками, позволяющие легко оставлять отметки на глине; [6] Сами глиняные таблички были разных цветов, таких как костяно-белый, шоколадный и угольный. [7] Пиктограммы начали появляться на глиняных табличках около 4000 г. до н.э., а после более позднего развития шумерской клинописи появилось более сложное частичное слоговое письмо , которое примерно к 2500 г. до н.э. было способно записывать народную, повседневную речь простых людей. [7]
Шумеры использовали так называемые пиктограммы . [5] Пиктограммы — это символы, которые выражают изобразительную концепцию, логограмму , как значение слова. Раннее письмо также началось в Древнем Египте с использованием иероглифов . ранние иероглифы и некоторые современные китайские иероглифы Другими примерами пиктограмм являются . Позже шумеры перешли к клинописи, определяемой как «клинообразное письмо» на латыни, к которой добавились фонетические символы, силлабограммы . [6]
Использование глиняных табличек [ править ]
Текст на глиняных табличках принимал форму мифов, басен, эссе, гимнов, пословиц, эпической поэзии, деловых записей, законов, растений и животных. [7] Эти глиняные таблички позволяли людям записывать, кто и что имело значение. Примером таких великих историй был «Эпос о Гильгамеше» . Эта история расскажет о великом потопе, уничтожившем Шумер. Благодаря глиняным табличкам стали возможны лекарства и рецепты, которые тогда были неизвестны. Некоторые из рецептов представляли собой тушеное мясо, приготовленное из козьего молока, чеснока, лука и кислого молока.
К концу 3-го тысячелетия до н. э. (2200–2000 гг. до н. э.) была впервые предпринята даже попытка написания «рассказа», поскольку независимые писцы вышли на философскую арену с такими рассказами, как: « Спор между птицей и рыбой » и другими темами. , ( Список шумерских диспутов ).
Общение [ править ]
Коммуникация развивалась быстрее, поскольку теперь появился способ передавать сообщения так же, как почту. Важные и частные глиняные таблички покрывались дополнительным слоем глины, чтобы никто другой их не прочитал. Это средство общения использовалось более [7] 3000 лет на пятнадцати разных языках. Шумеры, вавилоняне и эблаиты имели свои собственные библиотеки глиняных табличек.
Протописьмо [ править ]
Таблички Тартарии , Дунайской цивилизации , могут быть еще старше, поскольку они были датированы косвенным методом (кости, найденные рядом с табличкой, были датированы радиоуглеродом ) до 4000 г. до н.э. и, возможно, датируются еще 5500 г. до н.э., но их интерпретация остается спорной. потому что таблетки были обожжены в печи и соответственно изменились свойства углерода. [9]
История по регионам [ править ]
Вавилония [ править ]
фрагменты табличек с « Эпосом о Гильгамеше», Были обнаружены датируемые 1800–1600 гг. до н.э. Полная версия была найдена на табличках, датированных I тысячелетием до нашей эры. [10]
Таблички с вавилонскими астрономическими записями (такими как Энума Ану Энлиль и МУЛ.АПИН ) датируются примерно 1800 годом до нашей эры. Таблички, на которых обсуждаются астрономические записи, существуют примерно до 75 г. н.э. [11]
Поздневавилонские таблички в Британском музее относятся к появлению кометы Галлея в 164 и 87 годах до нашей эры. [12]
См. также [ править ]
- Бухгалтерские токены
- Кодекс Хаммурапи
- Табличка с жалобой Эа-Насиру , старейшее известное письмо с жалобой.
Ссылки [ править ]
- ^ Блэк, Джереми Аллен ; Джордж, Эндрю Р .; Постгейт, Николас (2000). Краткий словарь аккадского языка (2-е изд.). Издательство Харрасовиц . п. 415. ИСБН 978-3-447-04264-2 . LCCN 00336381 . OCLC 44447973 .
- ^ Гуизепи, Роберт Энтони ; Ф. Рой Уиллис (2003). «Древний Шумер» . Международный проект всемирной истории . Роберт А. Гуизепи. Архивировано из оригинала 17 декабря 2017 года . Проверено 5 ноября 2010 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Инициатива по цифровой библиотеке клинописи дает оценку общего количества найденных табличек (или фрагментов) в 500 000.
- ^ Тикетт, Дэвид; Одлыха, Марианна; Линг, Дениз (2002). «Улучшенная обработка клинописных таблеток обжигом». Исследования в области консервации . 47 (1): 1–11. дои : 10.2307/1506830 . JSTOR 1506830 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Раннее письмо» . Центр Гарри Рэнсома – Техасский университет в Остине . Архивировано из оригинала 6 января 2018 года . Проверено 9 октября 2015 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Клинопись – Энциклопедия всемирной истории» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 16 июня 2014 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Клинопись — шумерские таблички и древнейшая письменность в мире . factanddetails.com .
- ^ Роберта Бинкли (2004). «Чтение древней фигуры Энхедуанны». Риторика до и за пределами греков . СУНИ Пресс. п. 47. ИСБН 9780791460993 .
- ^ Иоана Кришан; Марко Мерлини. «Знаки на табличках Тартарии, встречающиеся в румынском фольклорном искусстве» . Предыстория Знания . Глобальный консорциум предыстории, Euro Innovanet . Проверено 5 ноября 2010 г.
- ^ Ковач, пер., с вступлением. Галерея Морин (2004). Эпос о Гильгамеше (Начдр. ред.). Стэнфорд, Калифорния: Стэнфордский университет. Нажимать. стр. XXI – XXII. ISBN 978-0804717113 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Терстон, Хью (1996). Ранняя астрономия (под ред. Спрингера). Нью-Йорк: Спрингер. стр. 64–81. ISBN 978-0387948225 .
- ^ Стивенсон, Франция; Яу, ККС; Голод, Х. (апрель 1985 г.). «Записи о комете Галлея на вавилонских табличках». Природа . 314 (6012): 587–592. Бибкод : 1985Natur.314..587S . дои : 10.1038/314587a0 . ISSN 0028-0836 . S2CID 33251962 .