Jump to content

Шумерские диспуты

Шумерская поэма-диспут или шумерские дебаты — жанр шумерской литературы в форме диспута . Сохранившиеся композиции этого жанра датируются серединой-концом III тысячелетия до нашей эры. К этому жанру относятся шесть основных стихотворений. Жанр шумерских диспутов также отличается от эзопических диспутов тем, что первые содержат только диалог без повествования. На их родном языке тексты описываются как адамин , что буквально означает «соревнования (между) двумя». в славословиях в конце стихотворения [1]

Ученые называли этот жанр и другими названиями, такими как «стихи-дебаты», «стихи-дебаты» и так далее. [2]

Наиболее хорошо засвидетельствованными из этих стихотворений являются « Мотыга и плуг» и « Овца и зерно» , для каждого из которых доступно более 60 и 70 рукописей соответственно. [3]

Описание

[ редактировать ]

Структура

[ редактировать ]

Споры поэтичны и написаны стихами. Они имеют трехстороннюю структуру:

  1. Пролог
  2. Спор между двумя претендентами
  3. Сцена вынесения решения (где объявляется победитель)

Однако иногда структура состоит из пяти частей с двумя дополнительными частями, которые указывают на переходы в тексте между вышеупомянутыми (1) и (2), а также (2) и (3): [4]

  1. Пролог
  2. Переход 1 (где описана причина спора)
  3. Спор между двумя претендентами
  4. Переход 2 (когда хотя бы одна сторона обращается к судье для разрешения спора)
  5. Сцена вынесения решения (где объявляется победитель)

Шумерские диспуты представляют собой диалоги, в отличие от басен и других повествовательных текстов. Претендентами являются нечленораздельные предметы или существа, такие как деревья или рыбы. В отличие от диалогов других культур или жанров, целью которых является решение проблемы, эти диспуты направлены на установление того, что является лучшим. [5] Как правило, победителю дебатов также предоставляется больше времени для выступления и более качественные аргументы в ходе спора. [6]

Каждый обмен мнениями обычно включает в себя две речи и реплики со стороны каждого соперника. Общие аргументы касаются полезности отсутствия того, о чем идет речь, для людей. Раздел диспутов заканчивается, когда соперники решают обратиться к высшей власти, возможно, к богу (например, Энлилю в «Мотыге и плуге» ) или человеку (например, Шульги в «Дереве и тростнике »), чтобы избрать победителя. Есть некоторые свидетельства того, что эти диспуты использовались в публичных выступлениях. [7]

За исключением « Мотыги и плуга» , все эти поэмы также содержат шумерскую космогонию, описывающую сотворение космоса и его созданий (включая двух соперников) богами. [7] Другие шумерские тексты также содержат космогонические прологи, такие как «Гильгамеш», «Энкиду» и «Мир преисподней» . Функция этих прологов заключается не в том, чтобы обеспечить широкий космологический дискурс, а в том, чтобы представить предстоящую тему. [8]

Окончание

[ редактировать ]

Все диспуты заканчиваются славословием в следующем формате, где X и Y — два претендента, а DN — судья, который определяет победителя спора: [9]

Шумерский: XY a-da-mìn dug₄-ga | XY нон-га-ба | DN, используй меня

Русский: Поскольку в споре, который X вел с Y, X одержал победу над Y, да будет хвала DN!C

Сравнение с аккадскими диспутами

[ редактировать ]

Шумерские диспуты перестали копироваться после древневавилонского периода . Самая старая аккадская поэма-диспут датируется 18 веком до нашей эры, и начиная с этого периода именно аккадские поэмы-диспуты копировались во 2-м и 1-м тысячелетиях до нашей эры. Ни одно из известных аккадских стихотворений о диспутах не является переводом шумерских диспутов; они используют разные литературные условности и структуру стихов, обсуждают разные темы и так далее, хотя в аккадских тамариске и пальме есть одно шумерское заимствование. [10] Тем не менее, засвидетельствована некоторая замечательная фразеологическая преемственность, например, между Мотыгой и Плугом с аккадской пальмой и виноградной лозой , хотя их состав разделяют два тысячелетия. [11] Однако у литературы по аккадским диспутам есть недостаток: хотя они и более поздние, они относительно фрагментарны по сравнению с шумерскими диспутами. сохранилась только дюжина строк Примеры этого включают в себя то, что из « Спора об осле» и что сейчас известно менее десятой части « Серий о тополе» и « Серий о лисице» , которые первоначально должны были состоять из сотен стихов. [12]

Стипендия

[ редактировать ]

Основная работа по реконструкции стихотворений-диспутов была проделана М. Сивилом в 1960-е годы. Транслитерации и переводы впоследствии стали доступны в Электронном текстовом корпусе шумерской литературы (ETCSL) в начале 2000-х годов: по состоянию на 2017 год только содержание « Дерева и тростника» не является общедоступным в базе данных. [13]

Список шумерских споров

[ редактировать ]

Шесть главных споров

[ редактировать ]

С 1950-х годов каждый список шумерских диспутов включал шесть следующих текстов: [2] [14] [15]

  1. Спор между мотыгой и плугом ( CSL 5.3.1) ( перевод )
  2. Споры между овцами и зерном (CSL 5.3.2)
  3. Дебаты между зимой и летом (CSL 5.3.3)
  4. Спор между деревом и тростником (CSL 5.3.4)
  5. Спор между птицей и рыбой (CSL 5.3.5)
  6. Спор между серебром и медью (CSL 5.3.6) ( перевод )

Спорные классификации

[ редактировать ]

Крамер отмечает несколько других споров: [14]

  1. Спор между жерновом и камнем-гулгулом
  2. Спор между Энкманси и Гирнишагом
  3. Разговор между кунгулой и писцом
  4. Спор между Энкиталу и Энкихегалом
  5. Спор между двумя выпускниками школы
  6. Спор между двумя неназванными дамами

Хименес выделяет еще три диспутных текста, обычно называемых «эпосами» или «любовными стихами», с той же базовой трехсторонней структурой, что и шесть основных стихотворений: [15]

  1. Энмеркар и Лорд Аратты (CSL 1.8.2.3)
  2. Энмеркар и Энсукешдана (CSL 1.8.2.4)
  3. Думузи и Энкимду (CSL 4.8.31) (или: «Спор между пастухом и фермером»)

Однако, по мнению Хименеса, эти произведения имеют особенности, отличающие их от собственно шумерских диспутов: (1) Во всех шести стихотворениях, кроме « Мотыги и плуга» , содержится космогонический пролог; напротив, ни один из этих дополнительных текстов не имеет космогонического пролога (2) В отличие от неодушевленных предметов в шести стихотворениях, соперниками в этих диспутах являются люди (3) В шести стихотворениях повествование есть только во введении, но в остальных спорах повествование присутствует на протяжении всего текста. текст. [15]

Наконец, «Тамариск и пальма» (CSL 5.3.7) были включены некоторыми учеными в число шумерских диспутов, но это перевод аккадского диспута и поэтому не принадлежит к собственно корпусу шумерских литературных произведений. Другие произведения, которые были предложены, но не могут быть правильно классифицированы как стихи-диспуты, включают « Песнь о жернове» (CSL 6.2.9), «Гусь и ворон» (CSL 6.2.10) и «Цапля и черепаха» (CSL 6.2.3). [16]

Источники

[ редактировать ]
  • Гадотти, Альена (2014). Гильгамеш, Энкиду, преисподняя и шумерский цикл Гильгамеша . Де Грютер.
  • Хименес, Энрике (2017). Стихи о вавилонском споре . Брилл.
  • Крамер, Сэмюэл Ной (1963). «Литература: шумерская беллетристика». Шумеры: их история, культура и характер, Сэмюэл Ной Крамер . Издательство Чикагского университета. стр. 165–228.
  • Миттермайер, Екатерина (2020). «Дебаты о шумерском приоритете: старейшие в мире риторические упражнения?». В Хименесе, Энрике; Миттермайер, Кэтрин (ред.). Диспутная литература на Ближнем Востоке и за его пределами . Де Грютер. стр. 11–32. ISBN  978-1-5015-1021-2 .
  • Миттермайер, Екатерина (2023). «Изучение риторики посредством шумерских диспутов» . В Институте изучения древних культур Чикагского университета (ред.). Снова в школу в Вавилонии . Издательство Чикагского университета. стр. 181–190. ISBN  978-1-61491-099-2 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d2c1cd0656b29faa4ddff4611341a944__1719156300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d2/44/d2c1cd0656b29faa4ddff4611341a944.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sumerian disputations - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)