Шумерские диспуты
Часть серии о |
Древний Месопотамская религия |
---|
![]() |
Шумерская поэма-диспут или шумерские дебаты — жанр шумерской литературы в форме диспута . Сохранившиеся композиции этого жанра датируются серединой-концом III тысячелетия до нашей эры. К этому жанру относятся шесть основных стихотворений. Жанр шумерских диспутов также отличается от эзопических диспутов тем, что первые содержат только диалог без повествования. На их родном языке тексты описываются как адамин , что буквально означает «соревнования (между) двумя». в славословиях в конце стихотворения [1]
Ученые называли этот жанр и другими названиями, такими как «стихи-дебаты», «стихи-дебаты» и так далее. [2]
Наиболее хорошо засвидетельствованными из этих стихотворений являются « Мотыга и плуг» и « Овца и зерно» , для каждого из которых доступно более 60 и 70 рукописей соответственно. [3]
Описание
[ редактировать ]Структура
[ редактировать ]Споры поэтичны и написаны стихами. Они имеют трехстороннюю структуру:
- Пролог
- Спор между двумя претендентами
- Сцена вынесения решения (где объявляется победитель)
Однако иногда структура состоит из пяти частей с двумя дополнительными частями, которые указывают на переходы в тексте между вышеупомянутыми (1) и (2), а также (2) и (3): [4]
- Пролог
- Переход 1 (где описана причина спора)
- Спор между двумя претендентами
- Переход 2 (когда хотя бы одна сторона обращается к судье для разрешения спора)
- Сцена вынесения решения (где объявляется победитель)
Функции
[ редактировать ]Шумерские диспуты представляют собой диалоги, в отличие от басен и других повествовательных текстов. Претендентами являются нечленораздельные предметы или существа, такие как деревья или рыбы. В отличие от диалогов других культур или жанров, целью которых является решение проблемы, эти диспуты направлены на установление того, что является лучшим. [5] Как правило, победителю дебатов также предоставляется больше времени для выступления и более качественные аргументы в ходе спора. [6]
Каждый обмен мнениями обычно включает в себя две речи и реплики со стороны каждого соперника. Общие аргументы касаются полезности отсутствия того, о чем идет речь, для людей. Раздел диспутов заканчивается, когда соперники решают обратиться к высшей власти, возможно, к богу (например, Энлилю в «Мотыге и плуге» ) или человеку (например, Шульги в «Дереве и тростнике »), чтобы избрать победителя. Есть некоторые свидетельства того, что эти диспуты использовались в публичных выступлениях. [7]
Пролог
[ редактировать ]За исключением « Мотыги и плуга» , все эти поэмы также содержат шумерскую космогонию, описывающую сотворение космоса и его созданий (включая двух соперников) богами. [7] Другие шумерские тексты также содержат космогонические прологи, такие как «Гильгамеш», «Энкиду» и «Мир преисподней» . Функция этих прологов заключается не в том, чтобы обеспечить широкий космологический дискурс, а в том, чтобы представить предстоящую тему. [8]
Окончание
[ редактировать ]Все диспуты заканчиваются славословием в следующем формате, где X и Y — два претендента, а DN — судья, который определяет победителя спора: [9]
Шумерский: XY a-da-mìn dug₄-ga | XY нон-га-ба | DN, используй меня
Русский: Поскольку в споре, который X вел с Y, X одержал победу над Y, да будет хвала DN!C
Сравнение с аккадскими диспутами
[ редактировать ]Шумерские диспуты перестали копироваться после древневавилонского периода . Самая старая аккадская поэма-диспут датируется 18 веком до нашей эры, и начиная с этого периода именно аккадские поэмы-диспуты копировались во 2-м и 1-м тысячелетиях до нашей эры. Ни одно из известных аккадских стихотворений о диспутах не является переводом шумерских диспутов; они используют разные литературные условности и структуру стихов, обсуждают разные темы и так далее, хотя в аккадских тамариске и пальме есть одно шумерское заимствование. [10] Тем не менее, засвидетельствована некоторая замечательная фразеологическая преемственность, например, между Мотыгой и Плугом с аккадской пальмой и виноградной лозой , хотя их состав разделяют два тысячелетия. [11] Однако у литературы по аккадским диспутам есть недостаток: хотя они и более поздние, они относительно фрагментарны по сравнению с шумерскими диспутами. сохранилась только дюжина строк Примеры этого включают в себя то, что из « Спора об осле» и что сейчас известно менее десятой части « Серий о тополе» и « Серий о лисице» , которые первоначально должны были состоять из сотен стихов. [12]
Стипендия
[ редактировать ]Основная работа по реконструкции стихотворений-диспутов была проделана М. Сивилом в 1960-е годы. Транслитерации и переводы впоследствии стали доступны в Электронном текстовом корпусе шумерской литературы (ETCSL) в начале 2000-х годов: по состоянию на 2017 год только содержание « Дерева и тростника» не является общедоступным в базе данных. [13]
Список шумерских споров
[ редактировать ]Шесть главных споров
[ редактировать ]С 1950-х годов каждый список шумерских диспутов включал шесть следующих текстов: [2] [14] [15]
- Спор между мотыгой и плугом ( CSL 5.3.1) ( перевод )
- Споры между овцами и зерном (CSL 5.3.2)
- Дебаты между зимой и летом (CSL 5.3.3)
- Спор между деревом и тростником (CSL 5.3.4)
- Спор между птицей и рыбой (CSL 5.3.5)
- Спор между серебром и медью (CSL 5.3.6) ( перевод )
Спорные классификации
[ редактировать ]Крамер отмечает несколько других споров: [14]
- Спор между жерновом и камнем-гулгулом
- Спор между Энкманси и Гирнишагом
- Разговор между кунгулой и писцом
- Спор между Энкиталу и Энкихегалом
- Спор между двумя выпускниками школы
- Спор между двумя неназванными дамами
Хименес выделяет еще три диспутных текста, обычно называемых «эпосами» или «любовными стихами», с той же базовой трехсторонней структурой, что и шесть основных стихотворений: [15]
- Энмеркар и Лорд Аратты (CSL 1.8.2.3)
- Энмеркар и Энсукешдана (CSL 1.8.2.4)
- Думузи и Энкимду (CSL 4.8.31) (или: «Спор между пастухом и фермером»)
Однако, по мнению Хименеса, эти произведения имеют особенности, отличающие их от собственно шумерских диспутов: (1) Во всех шести стихотворениях, кроме « Мотыги и плуга» , содержится космогонический пролог; напротив, ни один из этих дополнительных текстов не имеет космогонического пролога (2) В отличие от неодушевленных предметов в шести стихотворениях, соперниками в этих диспутах являются люди (3) В шести стихотворениях повествование есть только во введении, но в остальных спорах повествование присутствует на протяжении всего текста. текст. [15]
Наконец, «Тамариск и пальма» (CSL 5.3.7) были включены некоторыми учеными в число шумерских диспутов, но это перевод аккадского диспута и поэтому не принадлежит к собственно корпусу шумерских литературных произведений. Другие произведения, которые были предложены, но не могут быть правильно классифицированы как стихи-диспуты, включают « Песнь о жернове» (CSL 6.2.9), «Гусь и ворон» (CSL 6.2.10) и «Цапля и черепаха» (CSL 6.2.3). [16]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Миттермайер, 2023 , с. 181.
- ^ Jump up to: а б Миттермайер 2020 , с. 11.
- ^ Хименес 2017 , с. 17–18.
- ^ Миттермайер 2020 , с. 13–14.
- ^ Хименес 2017 , с. 11–12.
- ^ Миттермайер 2020 , с. 14–15.
- ^ Jump up to: а б Хименес 2017 , с. 14–16.
- ^ Гадотти 2014 , с. 21–22.
- ^ Хименес 2017 , с. 9.
- ^ Хименес 2017 , с. 24–26.
- ^ Хименес 2017 , с. 25.
- ^ Хименес 2017 , с. 4.
- ^ Хименес 2017 , с. 16.
- ^ Jump up to: а б Крамер 1963 , с. 217–228.
- ^ Jump up to: а б с Хименес 2017 , с. 13.
- ^ Хименес 2017 , с. 23–24.
Источники
[ редактировать ]- Гадотти, Альена (2014). Гильгамеш, Энкиду, преисподняя и шумерский цикл Гильгамеша . Де Грютер.
- Хименес, Энрике (2017). Стихи о вавилонском споре . Брилл.
- Крамер, Сэмюэл Ной (1963). «Литература: шумерская беллетристика». Шумеры: их история, культура и характер, Сэмюэл Ной Крамер . Издательство Чикагского университета. стр. 165–228.
- Миттермайер, Екатерина (2020). «Дебаты о шумерском приоритете: старейшие в мире риторические упражнения?». В Хименесе, Энрике; Миттермайер, Кэтрин (ред.). Диспутная литература на Ближнем Востоке и за его пределами . Де Грютер. стр. 11–32. ISBN 978-1-5015-1021-2 .
- Миттермайер, Екатерина (2023). «Изучение риторики посредством шумерских диспутов» . В Институте изучения древних культур Чикагского университета (ред.). Снова в школу в Вавилонии . Издательство Чикагского университета. стр. 181–190. ISBN 978-1-61491-099-2 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Рейнинк, Г.Дж.; Ванстифут, Герман LJ (1991). Стихи-диспуты и диалоги на древнем и средневековом Ближнем Востоке: формы и типы литературных дебатов в семитской и родственных литературах . Издательство Питерс. ISBN 978-90-6831-341-3 .
- Миттермайер, Кэтрин. «Животные в шумерских диспутах» в (ред. Маттила и др.) Животные и их отношение к богам, людям и вещам в древнем мире , Springer, 2019, стр. 175–186.
- Ванстифут, Герман LJ (1990). «Стихи о месопотамских дебатах: общее изложение (часть I)». Акта Шумерология . 12 : 271–318.
- Ванстифут, Герман LJ (1992). «Стихи о месопотамских дебатах: общее представление. Часть II: Тема». Акта Шумерология . 14 : 339–367.
Внешние ссылки
[ редактировать ]