Ашги
Ашги | |
---|---|
Бог-воин | |
Главный культовый центр | Адаб , Кеш , Ирисариг |
Генеалогия | |
Родители | Нинхурсаг и Шулпае [ 1 ] |
Братья и сестры | Панигингарра , Эгиме |
Супруг | Гишхуранки |
Ашги ( 𒀭𒋓𒄄 Ашги ) был месопотамским богом, связанным с Адабом и Кешем . Хотя изначально он был божеством-покровителем первого из этих двух городов, в конечном итоге его заменила в этой роли его мать Нинхурсаг , известная в местном масштабе под именем Дигирмах. Он в основном засвидетельствован в источниках до древневавилонского периода .
Характер
[ редактировать ]В гимне храма Кеш Ашги охарактеризован как бог-воин. [ 2 ] Он также был богом-покровителем Адаба . [ 1 ]
В то время как Торкильд Якобсен относил Ашги к числу богов, связанных со скотоводством, [ 3 ] Мнение о том, что месопотамские боги могут быть сгруппированы на основе «экологического потенциала их среды обитания», подверглось критике со стороны Уилфреда Г. Ламберта , который охарактеризовал это как создание «большей системы, чем существовало на самом деле». [ 4 ] Франс Виггерманн отмечает, что в некоторых случаях такие ассоциации, в тех случаях, когда они действительно засвидетельствованы, например, связь между богом луны Нанной и скотоводством, могут в лучшем случае представлять собой вторичные события. [ 5 ]
Связи с другими божествами
[ редактировать ]Неясно, был ли Ашги изначально супругом или сыном богини Нинту, аналогичной Нинхурсаг . [ 6 ] В более поздние периоды он считался ее сыном, а ее муж Шулпае указан как его отец в списке богов Ан = Анум . [ 1 ] Маркос Суш-Гутьеррес отмечает, что последнее божество очень редко встречается в документах из Адаба. [ 1 ]
В том же списке богов женой Ашги является богиня Гишхуранки. [ 7 ] Даниэль Швемер предлагает отождествлять Гишхуранки и Мухуранки, в одной композиции используемой как альтернативное имя Шалы , жены бога погоды Адада . [ 8 ] Он отмечает, что, хотя Ашги и шумерский аналог Адада Ишкур встречаются в списках жертвоприношений близко друг к другу, на основании имеющихся в настоящее время данных нельзя сделать никаких однозначных выводов. [ 8 ]
Ашги ни одно божество не идентифицировано как суккал Хотя в списке богов Ан = Анум , божество по имени Шатарнунта-э обозначено как его «слуга» ( шумерский : gu 4 -dúb ). [ 7 ] Кроме того, один из его придворных идентифицируется как суккал его жены, хотя это только часть их имени. д Дам-у 5 -(...) сохранилось. [ 7 ]
В списке богов Вейднера Ашги помещается рядом с другим сыном Нинхурсаг, Панигингаррой , который также был связан с ним в других источниках и который в Ан = Ануме также является сыном Шулпае. [ 9 ]
Поклонение
[ редактировать ]Ашги уже упоминается в раннединастических источниках из Фара . [ 7 ] Ему поклонялись в Адабе и Кеше . [ 1 ] Кроме того, недалеко от первого из этих городов существовало село Ашги-пада. [ 10 ] Также имеются доказательства из города Ирисариг , тесно связанного с Кешем . [ 11 ]
В Адабе существовал храм Ашги. [ 12 ] Частично сохранившееся название Э-угим (...), «дом, подобный буре (...),» известно из списков храмов, но, по словам Эндрю Р. Джорджа, неясно, относится ли оно к молитвенному дому. находится в Адабе или в Кеше. [ 13 ] В Ирисариге также находился посвященный ему молитвенный дом. [ 11 ]
В текстах из Адаба Ашги — одно из трех божеств, наиболее часто встречающихся в теофорических именах, наряду с Энлилем и Уту . [ 1 ] Он также появляется в формулах приветствия в письмах вместе со своей матерью, обычно под именем Дигирма. [ 14 ] эпитет, означающий «возвышенное божество». [ 15 ] Имя Нинхурсаг в таких источниках встречается реже. [ 14 ] В списках подношений за Ашги обычно следуют Инанна и Ишкур . [ 16 ]
Хотя Ашги был одним из главных богов Адаба в раннединастический и саргонический периоды, за пределами списков богов, сохраняющих консервативный взгляд на местные пантеоны, он редко упоминается, начиная со старовавилонского периода . [ 8 ] Его сменила в роли городского божества Нинхурсаг, [ 6 ] чей культ был перенесен в Адаб из Кеша в саргонический период. [ 14 ]
Мифология
[ редактировать ]По словам Дины Кац, Лулиль (шумерский: «человек-дух») из плача Лулиля и его сестры (датируемого периодом Исин-Ларса). [ 17 ] ) можно отождествить с Ашги. [ 18 ] Лулиль описывается как сын Нинхурсаг и Шулпае и божество Кеша и Адаба. [ 17 ] Его сестрой, упомянутой в названии этого сочинения, была богиня Эгиме. [ 17 ] Судя по всему, текст содержит описание погребального ритуала. [ 19 ] Эгиме приказано налить воду в трубку для возлияния, орудие, которое, как известно, связано с могилами, о чем свидетельствуют захоронения из Ура и обозначение Энеги , культового центра подземного мира бога Ниназу , как «трубку великого подношения загробного мира». " [ 20 ] Целью ритуальных возлияний, совершаемых с использованием трубок, было обеспечение благополучия мертвых в загробном мире. [ 20 ]
Манфред Креберник предполагает, что изображение Лулиля как умирающего бога было результатом путаницы между ним и одноименным богом Лулалом , связанным с Инанной. [ 21 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Такой-Гутьеррес 2005 , с. 6.
- ^ Блэк, Каннингем и Робсон 2006 , с. 325.
- ^ Виггерманн 1997 , с. 33.
- ^ Виггерманн 2011 , стр. 676–677.
- ^ Виггерманн 2011 , с. 677.
- ^ Jump up to: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 19.
- ^ Jump up to: а б с д Креберник 1997 , с. 509.
- ^ Jump up to: а б с Швемер 2001 , с. 85.
- ^ Креберник 2005 , с. 326.
- ^ Такой-Гутьеррес 2005 , с. 7.
- ^ Jump up to: а б Николет 2022 , с. 47.
- ^ Сач-Гутьеррес 2005 , стр. 6–7.
- ^ Джордж 1993 , с. 153.
- ^ Jump up to: а б с Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 61.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 59.
- ^ Такой-Гутьеррес 2005 , с. 19.
- ^ Jump up to: а б с Кац 1999 , с. 109.
- ^ Кац 2005 , с. 62.
- ^ Кац 1999 , с. 112.
- ^ Jump up to: а б Кац 1999 , с. 114.
- ^ Креберник 1987 , с. 20.
Библиография
[ редактировать ]- Ашер-Греве, Джулия М.; Вестенхольц, Джоан Г. (2013). Богини в контексте: о божественных силах, ролях, отношениях и поле в месопотамских текстовых и визуальных источниках (PDF) . ISBN 978-3-7278-1738-0 .
- Блэк, Джереми А.; Каннингем, Грэм; Робсон, Элеонора (2006). Литература Древнего Шумера . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-929633-0 . Проверено 31 марта 2022 г.
- Джордж, Эндрю Р. (1993). Дом самый высокий: храмы древней Месопотамии . Вайнона Лейк: Айзенбраунс. ISBN 0-931464-80-3 . ОСЛК 27813103 .
- Кац, Дина (1999). «Посланник, Лулиль и Культ Мертвых» . Журнал ассириологии и восточной археологии . 93 (2). Presss Universitaires de France: 107–118. ISSN 0373-6032 . JSTOR 23281604 . Проверено 31 марта 2022 г.
- Кац, Дина (2005). «Смерть они даровали человечеству. Погребальный мир древней Месопотамии» . Истории (2): 55–90. ISSN 2462-3636 . Проверено 31 марта 2022 г.
- Креберник, Манфред (1987), «Lil» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 31 марта 2022 г.
- Креберник, Манфред (1997), «Muttergöttin AI In Mesopotamien» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 31 марта 2022 г.
- Креберник, Манфред (2005), «Pa(p)-nigãra» , Real Lexicon of Assyriology (на немецком языке) , получено 3 марта 2022 г.
- Николе, Грегуар (2022). «Старые вавилонские списки богов в ретроспективе: новое издание TH 80.112» . Сирия (99). Открытое издание: 9–78. дои : 10.4000/syria.14285 . ISSN 0039-7946 .
- Швемер, Дэниел (2001). Фигуры богов погоды Месопотамии и Северной Сирии в эпоху клинописных культур: материалы и исследования на основе письменных источников (на немецком языке). Висбаден: Харрасовиц. ISBN 978-3-447-04456-1 . OCLC 48145544 .
- Такой-Гутьеррес, Маркос (2005). «Исследования Пантеона Адаба в 3-м тысячелетии» . Архив востоковедения (на немецком языке). 51 . Архив востоковедения (АфО) / Институт востоковедения: 1–44. ISSN 0066-6440 . JSTOR 41670228 . Проверено 30 марта 2022 г.
- Виггерманн, Франс AM (1997). «Транстигридийские змеиные боги» . В Финкеле, Иллинойс; Геллер, MJ (ред.). Шумерские боги и их изображения . ISBN 978-90-56-93005-9 .
- Виггерманн, Франс AM (2011). «Сельское хозяйство как цивилизация: мудрецы, фермеры и варвары» . Оксфордские справочники в Интернете . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/oxfordhb/9780199557301.013.0031 .