Kesh (Sumer)
Кеш (Кеш или Кеши) был древним шумерским городом и религиозным объектом, богиней-покровительницей которого была Нинхурсаг . Он был включен в «городские печати», найденные в Джемдат-Насре . Эти печати положили начало теории в Шумере, контролировавшем в то время Раннединастическую Кенгирскую лигу. [ 1 ] [ 2 ] Его местоположение неизвестно; Некоторые из возможных мест, которые выдвигаются, включают Аль-Убайд , недалеко от Ура , или Телль аль-Вилайя возле Адаба , или Абу Салабих , или даже Телль-Джидр, хотя сейчас консенсус достигнут с Телль аль-Вилайей или Тулул аль-Бакарат . [ 3 ] [ 4 ] Известно, что город находился недалеко от древнего города Ирисаэригм и находился под контролем этого города. Согласно загадке раннединастических времен, здесь находился канал Кеш, на котором находился Адаб. [ 5 ]
Было высказано предположение, что Месилим , традиционно считавшийся «царем Киша», на самом деле был правителем Кеша, основываясь на эпиграфических причинах и на том факте, что он называл себя «любимым сыном Нинхарсаг». [ 6 ]
Исторические источники
[ редактировать ]Ряд личных имен раннединастического периода включает город Кеш. Примером был Ме-Кеш. к т.е. «Божественные силы Кеша». [ 7 ]
В прологе Кодекса Хаммурапи говорится «тот, кого мудрец Мама довел до совершенства; кто изложил планы для Кеша», где Мама упомянула богиню Нинхурсаг . [ 8 ]
Имя третьего года Рим-Сина II (ок. 1700 г. до н.э.), правителя Ларсы , гласит: «Год, в котором Нинмах значительно выросла в храме Кес, основании неба и земли, (Рим-Син) и стала царем над землей. , (царь), не имеющий ни врага, ни враждебного (царя), противостоящего ему во всех чужих землях». где Нинмах — другое имя Нинхурсаг. [ 9 ] В письме к Амуррум-тиллати Рим-Син II заявляет: «Чтобы принести свет в Ямутбалум и собрать его рассеянный народ, великие боги заложили фундамент моего трона в Кеше, городе моей создательницы», предполагая, что его трон , и столица, находились в Кеше. [ 10 ] Согласно надписи на статуе Самсу-илуна , правитель Вавилона, разрушил Кеш и «Ворота Нинхурсаг» и, возможно, казнил там Рим-Сина II после подавления его восстания. [ 11 ]
Кеш упоминается на Бассетской статуе Нарам-Сина. [ 12 ]
«Нарам-Син, могучий царь Агаде, когда четыре четверти вместе восстали против него, благодаря любви, которую проявила к нему богиня Астар, он одержал победу в девяти битвах в одном за 1 год, и цари, которых они ( мятежников[?]) подняли (против него), он взял в плен Ввиду того, что он защищал основания своего города от опасности, (граждане его города просили у Астар в Эанне, Энлиля в Ниппуре, Дагана в Туттуле. , Нинхурсаг в Кесе, Эа в Эриду, Син в Уре, Самас в Сиппаре, (и) Нергал в Куте, чтобы (Нарам-Син) стал (сделан) богом их города, и они построили в Агаде храм (посвященный) Что касается того, кто удалит эту надпись, пусть боги Самас, Астар, Нергал, пристав царя, а именно все эти боги (упомянутые выше), вырвут его основания и уничтожат его потомство». [ 13 ]
Храмовый гимн
[ редактировать ]Есть знаменитый гимн храма Кеш. [ 14 ] о храме Нинхурсаг в Кеше (хур-саг гал), где ее зовут Нинтуд. Богиня Нисаба выступает смотрителем храма и принимает решения. Фрагмент клинописной таблички с гимном храма Кеш был найден в Абу-Салабихе. [ 15 ]
Хороший дом, построен в хорошем месте,
Дом Кеша, построен в хорошем месте, как княжеская баржа, плывущая по небу, как священная баржа с сиденьем и рогами, как ладья небесная, властный венец гор, словно хорошо закрепленная лодочная каюта, отошедшая от берега.
Дом ревёт, как бык, ревёт, как породистый бык. [ 16 ]
Один из храмовых гимнов Энхедуанны, дочери Саргона Аккадского, также посвящен Кешу, хотя и короче раннединастического сочинения:
«Возвышающийся Кеш. Ты — образ неба и земли. Как могучая змея пустыни, ты сеешь страх. Дом Нинхурсанги, ты стоишь на земле гнева. Славный Кеш: твое сердце глубоко, твоя форма огромна. Великий лев... нагорье, бродящее по дикой местности, Великая гора, принесенная сюда святыми заклинаниями. Твое сердце - сумерки, Лунный свет не может проникнуть в тебя. Рождение Твоя терраса — корона из лазурита: Твоё тело — твоё творение. Твоя госпожа — великая добрая царица небес. Когда она говорит, небеса дрожат, Нинхурсанга. Сестра Энлиля построила дом в твоем священном дворе, Доме Кеша, и заняла свое место на твоем троне Тринадцатого Дома Нинхурсанги в Кеше». [ 17 ]
Расположение
[ редактировать ]Роберт Д. Биггс предположил, что Кеш мог быть просто вариацией написания Киш . [ 18 ] Из надписей известно, что Адаб находился на канале Кеш. [ 19 ] Совсем недавно было высказано предположение, что Кеш расположен в Тулул аль-Бакарат . [ 20 ] [ 21 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Стейнкеллер, Петр, «Архаические городские печати и вопрос раннего вавилонского единства», Богатства, скрытые в тайных местах: древние ближневосточные исследования в память о Торкильде Якобсене, под редакцией Цви Абуша, Юниверсити-Парк, США: Penn State University Press, стр. 249-258, 2002 г.
- ^ Мэтьюз, Роджер Дж., «Джемдет Наср: место и период», Библейский археолог, том. 55, нет. 4, стр. 196–203, 1982 г.
- ^ [1] Р. МакКи. Адамс и Х. Ниссен, «Сельская местность Урука: естественная среда городского общества», Чикаго: University of Chicago Press, 1972. ISBN 0-226-00500-3
- ^ Саадун, Абатер, «Новые клинописные тексты из Телль-аль-Вилайи (древнего Кеша?), Хранящиеся в Иракском музее», Шумер 59, стр. 42-61, 2014 г.
- ^ Биггс, Р.Д., «Досаргонические загадки из Лагаша», Журнал ближневосточных исследований, том. 32, нет. 1/2, стр. 26–33, 1973 г.
- ^ Лакенбилл, Д.Д., «Две надписи Месилима, царя Киша», Американский журнал семитских языков и литературы, том. 30, нет. 3, стр. 219–23, 1914 г.
- ^ [2] Тавернье, Ян, «Ур и другие города в некоторых шумерских и аккадских личных именах: досаргонический и саргонический периоды», Ур в двадцать первом веке нашей эры: материалы 62-го Rencontre Assyriologique Internationale в Филадельфии, июль 11–15, 2016 г. под редакцией Гранта Фрейма, Джошуа Джефферса и Холли. Питтман, Юниверсити-Парк, США: Издательство Пенсильванского государственного университета, стр. 485–502, 2021 г.
- ^ Джеймс Б. Притчард, «Сборники законов Месопотамии и Малой Азии», Древние ближневосточные тексты, относящиеся к Ветхому Завету, с дополнениями, Принстон: Princeton University Press, стр. 159–198, 1955.
- ^ Марсель Сигрист, Названия лет Ларсы, издательство Университета Эндрюса, 1990 ISBN 0-943872-54-5
- ^ Сери, Андреа, «Заключение. Дом узников: государство и рабство в Уруке во время восстания против Самсу-илуна», Дом узников: рабство и государство в Уруке во время восстания против Самсу-илуна, Берлин, Бостон: Де Грютер, стр. 237–263, 2013 г.
- ^ [3] Ламберт, Уилфред Г. и Марк Виден, «Надпись на статуе Самсуилуны из бумаг У. Г. Ламберта», Обзор ассириологии и восточной археологии 114.1, стр. 15-62, 2020 г.
- ^ Тинни, Стив, «Новый взгляд на Нарам-Син и «Великое восстание»», Журнал клинописных исследований, том. 47, стр. 1–14, 1995 г.
- ^ Дуглас Р. Фрейн, Саргонический и кутианский периоды (2334-2113), University of Toronto Press, 1993, ISBN 0-8020-0593-4
- ^ «Электронный текстовый корпус шумерской литературы» .
- ^ Биггс, Роберт Д., «Архаичная шумерская версия гимна храма Кеш из Телля Абу Салабиха», Журнал ассириологии и ближневосточной археологии, том. 61, № 2, стр. 193-207, 1971 г.
- ^ Анский, С.. «Гимн Кешу». Арфы, которые когда-то..., под редакцией Дэвида Г. Роскиса, Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 1992, стр. 377-385.
- ^ Хелле, Софус, «Храмовые гимны». Энхедуана: Полное собрание стихотворений первого в мире автора, Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, стр. 53–94, 2023 г.
- ^ Биггс, Роберт Д., Журнал ассириологии и ближневосточной археологии, том 61 (2), де Грюйтер - 1 января 1971 г. - Springerprotocols
- ^ Биггс, Р.Д. «Досаргонические загадки из Лагаша». Журнал ближневосточных исследований, том. 32, нет. 1/2, 1973, стр. 26–33.
- ^ Штейнкеллер, Петр. «Две саргонические печати из Урусагрига и вопрос о местонахождении Урусагрига» Журнал ассириологии и ближневосточной археологии, том. , нет, 2021. https://doi.org/10.1515/za-2021-2001.
- ^ Виано, М. (2020): Еще раз о местонахождении Ирисарига, JCS 71, 35–52