Расстояние
Расстояние | |
---|---|
Богиня письма, бухгалтерского учета, геодезии и зерна. [1] | |
Другие имена | Нанибгал, Нунбаршегуну [3] |
Принадлежность | Суд Энлиля |
Главный культовый центр | Эреш, позже Ниппур [4] |
Символ | таблетки лазурита, [3] золотой стилус [5] |
Генеалогия | |
Родители | |
Супруга | Хая [6] |
Дети | Суд ( Нинлиль ) |
Эквиваленты | |
Вавилонский эквивалент | Набу |
Нисаба была месопотамской богиней письма и зерна. Она — одно из древнейших шумерских божеств, зафиксированных в письменной форме. [7] и оставался видным на протяжении многих периодов истории Месопотамии . Книжники обычно поклонялись ей, и в результате многочисленные шумерские тексты заканчиваются славословием «хвала Нисабе». Она пришла в упадок после периода Старого Вавилона из-за прихода к власти нового бога-писца Набу свидетельства уже из нововавилонского периода , хотя она не исчезла полностью из месопотамской религии, и известны .
В мифах и списках богов она была частью круга Энлиля вместе со своим мужем Хайей. В мифе об Энлиле и Суде она играет важную роль, поскольку является матерью одноименного божества. Энлиль добивается у нее разрешения жениться на Суде с помощью своего суккала (прислуживающего божества) Нуски . И это повествование, и другие источники свидетельствуют, что она и ее дочь считались очень близкими людьми.
За пределами Месопотамии ее имя использовалось для логографического изображения других богов, не обязательно похожих на нее по характеру, включая сирийского Дагана , хуррита Кумарби и хеттского Халки .
Имя
[ редактировать ]Происхождение имени Нисабы неизвестно. [7] Широко распространенное прочтение Нисаба подтверждено аккадскими лексическими текстами, где это имя пишется по слогу как ни-са-ба . [8] Чтение Нидабы, первоначально предпочитаемое некоторыми ассириологами , например Мигелем Сивилом , теперь считается неправдоподобным, поскольку свидетельств очень скудно и может просто представлять собой повторяющиеся ошибки переписчиков. [9] Имя Нисаба первоначально было написано с использованием комбинации клинописного знака 𒉀 , называемого НАГА, в сопровождении дингира , 𒀭 , так называемого «божественного определителя», предшествующего именам божеств. [1] Предполагается, что знак NAGA представляет собой пиктограмму, изображающую растение, возможно, позже интерпретированное как сноп ячменя. [1] Тот же знак, хотя и с добавлением другого определителя, использовался и для написания названия главного культового центра Нисабы — Эреш. [4] Хотя истинную этимологию имени Нисабы обычно считают невозможным определить, [7] Уилфред Дж. Ламберт предположил, что оно произошло от гипотетической формы nin.sab(a).ak , «Госпожа Сабы», но, поскольку в шумерских источниках такое название не упоминается, это считается неправдоподобным. [4] Другое предложение объясняет это как нин-ше-ба-ак , «госпожа зернового пайка». [4]
Было высказано предположение, что вариант имени Нишпа использовался в марийском языке . [10] возможно, как слоговое, а не логографическое написание. [11] Однако также утверждалось, что это божество, засвидетельствованное только одним аморейским личным именем, Хабду-Нишпа, вместо этого соответствует Нишбе, а не Нисабе. [11] Нишба, скорее всего, была обожествленной горой и появляется в надписях Иддина-Сина из Симуррума и Анубанини из Лулубума . [12] Также утверждалось, что гутианы считали гору священной . [12] Кроме того, некий КА-Нишба был правителем Симуррума во время правления гутианского короля Эрридупизира . [12] Предполагается, что гора, соответствующая Нишбе, находится к северо-востоку от современной Сулеймании , хотя нет единого мнения, какая достопримечательность носила это название. [12]
Альтернативное имя Нисабы было Нанибгал ( шумерский : 𒀭𒉀 Д ДРАКОН ; Земля 𒀭𒊺𒉀 Д АН.ШЕ.НАГА ), [13] хотя это имя также функционировало как имя отдельной богини. [13] Еще одно имя, относящееся к ней, было Нунбаршегуну. [14]
Эпитеты
[ редактировать ]Эпитеты Нисабы включают «госпожа мудрости», «профессор великой мудрости» ( geštu 2 diri tuku-e ). [15] «непревзойденный надзиратель» ( угулу-ну-дири ; угула — должность, известная, например, из Эшнунны , условно переводимая как «надзиратель»), [16] и «открыватель уст великих богов». [17] Эпитетами Нисабы также могли служить имена ряда различных богинь, в том числе Аруру , [18] Эзина -Кусу и Кусу (в данном контексте означающие «богиня, исполненная чистоты»), не обязательно подразумевающие отождествление божеств друг с другом. [19]
Функции
[ редактировать ]Петр Михаловский описывает Нисабу как «богиню зерна и писцового искусства в самом широком смысле этого слова, включая письмо, учет и геодезию». [1] Она также была связана с литературой и песнями. [20] Принято считать, что по происхождению она была сельскохозяйственным божеством, но с письменностью стала ассоциироваться после ее изобретения. [1] Однако принято считать, что в шумерских текстах последняя ассоциация считается первичной. [1] В текстах, составляющих учебную программу школ писцов, она является божеством, которое чаще всего ассоциируется с грамотностью, умением считать и соответствующими инструментами. [21]
Из-за ее основной функции Уилфред Г. Ламберт считал ее пол необычным, отмечая, что «женщины-писцы были очень редки» в исторических записях. [22] Однако, как доказала Элеонора Робсон богини нередко считались грамотными , в шумерской мифологии , причем отдельные богини рассматриваются как таковые в два раза чаще, чем отдельные боги в текстах из Электронного текстового корпуса шумерской литературы . [23] Различные композиции включают ссылки на многих других богинь, пишущих, использующих измерительные инструменты или выполняющих другие задачи, связанные с грамотностью и счетом, в том числе Инанну , Манунгаль , Гештинанну , Нинисину , [24] Это быстро [25] (Робсон считает мужчиной, но обычно считается преимущественно женщиной) [26] ) и даже второстепенная богиня -ламма, служащая Бау . [24]
Считалось, что богиня мудрости Нисаба даровала его правителям. [27] о чем свидетельствуют сочинения, связанные с Липит-Иштар и Энлиль-бани . [28] Считалось, что она даровала им право писцов обучать других своему ремеслу. [29]
В « Проклятии Агаде» она указана среди самых выдающихся божеств наряду с Сином , Энки , Инанной , Нинуртой , Ишкуром и Нуской . [30] Эта группа рассматривается исследователями как необычная. [20]
В поздних текстах Нисаба обычно выступает просто как обожествление зерна. [31] хотя есть исключения. Молитва, известная из сборника текстов о богинях неоассирийского Калху, до сих пор называет ее «царицей мудрости». [32] Также похоже, что в первом тысячелетии до нашей эры она стала ассоциироваться с экзорцизмом. [33]
Иконография
[ редактировать ]Было высказано предположение, что некоторые изображения так называемых «растительных божеств», известные из искусства раннединастического и аккадского периодов, являются изображениями Нисабы. [34] [35] Например, принято считать, что богиня со стеблями растительности, украшающими ее корону, изображенная на фрагменте каменной вазы, вероятно, из Гирсу (ныне в Пергамском музее ), — Нисаба. [2] Кэтлин Р. Максвелл-Хислоп отмечает, что она, однако, не упоминается в сопроводительной надписи, и возможны другие идентификации, включая Бау . [2]
Ассоциация с другими божествами
[ редактировать ]Как божество зерна, Нисабу иногда считали синонимом богини Ашнан , хотя большинство первоисточников, включая списки богов и списки подношений, представляют их как совершенно отдельные. [4] Было также высказано предположение, что она была той же богиней, что и Эзина и Кусу , но все трое фигурируют отдельно в списках подношений из Лагаша . [19] Синкретические ассоциации, возможно, присутствующие в древней науке, не обязательно трансформировались в культовую практику. [17]
Богиня Нинимма , считавшаяся личным писцом Энлиля, [36] иногда ассоциировался с [37] и, возможно, приобрел некоторые характеристики Нисабы [36] из-за выполнения аналогичной роли в пантеоне Ниппура. [38] В списках богов она часто следует за последней и ее супругом. [36]
Семья и суд
[ редактировать ]Мужем Нисабы был Хайя , [4] возможно, считается богом тюленей . [39] Он был божеством относительно низкого ранга. [15] По сравнению с другими божественными парами ( Шамаш и Айя , Ишкур и Шала , Нинсианна и Кабта , Энки и Дамкина , Лугальбанда и Нинсун и другими) они крайне редко призываются вместе в печатных надписях, и в настоящее время известен только один пример. [40] В одном пояснительном тексте Хайя описывается как «Нисаба процветания» ( Nisaba ša mašrê ). [41]
Их дочерью была Суд, городская богиня Шуруппака , в более поздние периоды полностью отождествлявшаяся с женой Энлиля Нинлиль . [42]
Согласно списку богов Ан = Анум , у Нисабы было два суккала (бога-помощника), Унгасага и Хамун-ана. [3]
В списках богов она обычно фигурирует в разделе, посвященном родственникам и слугам Энлиля. [3]
Известны многочисленные традиции относительно происхождения Нисабы. [4] и ее происхождение не считается фиксированным в древней традиции. [43] Ее описывали либо как первенца Энлиля, [4] как его свекровь, [4] или, возможно, как его сестра-близнец. [44] Обычно ее матерью называют Ураша . [4] В тексте Калху, датируемом первым тысячелетием до нашей эры, который также является источником, подтверждающим, что ее можно рассматривать как близнеца Энлиля, ее отцом является Эа. [45] приравнивается к Ирхану , в этом контексте понимаемому как космическая река, «отец богов вселенной». [46] В других местах Ирхан часто ассоциировался с Иштараном . [47] Уилфред Дж. Ламберт отмечает, что текст «кажется, подразумевает желание не считать Ану отцом Нисабы». [47] хотя свидетельства бога неба в этой роли, тем не менее, известны из других источников. [43] [44]
Нисаба и Набу
[ редактировать ]Набу постепенно заменил Нисабу как божество письма. [31] в том, что Джулия М. Ашер-Грив описала как «самый яркий случай передачи силы богу от богини» в истории Месопотамии. [15] Однако процесс был сложным и постепенным. В старовавилонский и раннекасситский периоды культ Набу был популярен только в центральной Месопотамии ( Вавилон , Сиппар , Киш , Дилбат , Лагаба ), имел ограниченное распространение в периферийных областях ( Сузы в Эламе , Мари в Сирии ), и его практически не существовало. свидетельством этого являются такие города, как Ур и Ниппур . [48] У Набу также относительно мало эпитетов в списках богов второго тысячелетия до нашей эры. [49]
В позднем бронзовом веке Угарит Нисаба и Набу сосуществовали, и колофоны текстов показывают, что ряд писцов называли себя «слугами Набу и Нисабы». [48] Подобные свидетельства известны и от Эмара . [31]
Эндрю Р. Джордж предполагает, что причина, по которой Набу заменил Нисабу, а другие божества, связанные с письмом, нет, заключалась в обобщенном характере его связи с этим искусством. [50] Он указывает, что, хотя Нинимма и Нинурта также были связаны с письмом, первый занимал нишу, отличную от Нисабы (которую он сравнивает с их функциями библиотекаря и писца или ученого соответственно), тогда как последний был всего лишь божественным писцом. как продолжение его роли архетипического доброго сына, помогающего своему пожилому отцу с его различными обязанностями (в данном случае - записыванием суждений Энлиля на Табличке Судеб). [50]
д НИСАБА как логографическое написание имен других божеств
[ редактировать ]В некоторых документах из сирийских городов, например Халаба , логограмма д НИСАБА обозначает бога Дагана , [51] тогда как в хурритских текстах — Кумарби . [52] По мнению Альфонсо Арчи, оба этих явления имеют один и тот же источник. [52] В таких городах, как Угарит, имя Дагана было омофоном слова, обозначающего зерно ( dgn в алфавитных угаритских текстах), а логографическое написание его имен и имен Кумарби было как д НИСАБА, вероятно, была формой игры слов, популярной среди писцов, поскольку имя Нисабы тоже можно было понимать просто как «зерно». [53] В богословских текстах и Кумарби, и Даган сравнивались друг с другом и с Энлилем, а не с Нисабой, поскольку все трое играли роль «отца богов» в своих пантеонах. [54]
Имя хеттской богини зерна Халки могло быть представлено в виде логограммы. д НИСАБА тоже. [55]
Поклонение
[ редактировать ]Нисаба - одна из богинь-покровительниц определенных городов, что уже засвидетельствовано в самых древних письменных источниках , и этот статус разделяется с Эзиной , Нанше , Инанной из Урука и Инанной из Забалама . [7] Эреш был ее первоначальным культовым центром, [4] и есть свидетельства того, что это был город, имевший большое значение в раннединастические времена, включая упоминание о возможном царе ( лугале ). [4] Его существование засвидетельствовано между периодами Урука IV и Старого Вавилона только одно упоминание, годовое название Син-Мубаллита Вавилонского , хотя , датируется периодом Ура III позже . [4] Поэтому предполагается, что он постепенно пришел в упадок, и в результате его божества были перенесены в Ниппур . [4]
Предполагается, что Нисаба приобрела более широкое значение за пределами своего города уже в раннединастический период. [56] Ей поклонялись в Шуруппаке , [57] Урукагина из Лагаша оставила после себя надписи, в которых упоминает ее: [57] в то время как Лугалзагеси из Уммы считал ее своим личным божеством-покровителем и называл себя ее первосвященником ( лу-мах ). [20] Она также является одной из богинь, упомянутых в надписях Нарам-Сина из Аккада . [58]
Храмы Нисабы, засвидетельствованные в текстовых источниках, включают Э-мулмул («дом звезд») в Эреше. [59] и Эдуббагула («большой склад») в районе Гирсу -Лагаш. [60] В Ниппуре ей поклонялись в храме ее дочери Нинлиль вместе с Нинтинуггой , Нинхурсаг и Нанной . [61] Фестиваль Нисабы также засвидетельствован в Умме. [20] [62] Термин «дом мудрости Нисабы» известен из многих текстов, и Эндрю Р. Джордж предполагает, что по крайней мере два святилища Нисабы, одно в Эриду , а другое в Уруке, носили такое имя. [63] Однако также возможно, что этот термин служил общим обозначением институтов писцов. [20]
В письмах древневавилонского периода Нисаба появляется реже, чем наиболее популярные богини (Иштар, Нинсианна , Айя, Аннунитум , Сарпанит , Гула ), но чаще, чем Нинлиль или Нанше . [64] Старые ассирийские свидетельства включают три упоминания Нисабы как семейного божества. [65] Ссылка на молитву «перед Ашуром и Нисабой» известна из того же периода и может быть еще одним свидетельством о ней как о божестве-покровителе конкретного человека или семьи, как и другие подобные молитвы Ашуру и второму божеству. [66] Позже ей продолжали поклоняться на территориях Первой Силендской династии . [67]
В более поздние периоды Нисаба не совсем перестала быть объектом поклонения, хотя во многом существовала «в тени Набу ». [68] Тем не менее, она получила новую роль одной из богинь, наиболее часто вызываемых при изгнании нечистой силы, наряду с Кусу и Нингиримой . [69] Кроме того, еще во время правления Мардука-апла-иддина I упоминались «мудрость Набу и Нисабы». [70]
Хотя упоминания о Нисабе известны из текстов Эблы , Эмара , Угарита и Мари , неясно, существовал ли у нее активный официальный культ где-либо за пределами Вавилонии , за исключением последнего из вышеупомянутых городов, [3] где она присутствует в списках пожертвований, скорее всего, датированных правлением Яхдун-Лима или ранее. [20]
Поскольку выбор личного бога часто основывался на профессии, [71] Нисаба была популярным объектом поклонения среди писцов. [72] В качестве продолжения этого явления многие шумерские тексты заканчиваются формулой «хвала Нисабе», а некоторые и в начале упоминают ее. [20] На большинстве цилиндрических печатей писцов из Лагаша изображено женское божество, хотя неясно, всегда ли ее можно идентифицировать как Нисабу. [72] Другие божества, обычно упоминаемые в личных именах представителей этой профессии, включают Нинимму (в периоды Ура III и Старого Вавилона). [73] и Набу (в первом тысячелетии до н. э.). [74]
Мифология
[ редактировать ]В мифологических текстах Нисаба изображается как писец и счетовод богов. [20] более половины упоминаний о грамотности и счете богинь в текстах, включенных в Электронный текстовый корпус шумерской литературы, Во многих сочинениях упоминается ее грамотность, причем, согласно опросу, проведенному Элеонорой Робсон, относятся к ней . [24] В мифе «Энки и мировой порядок» Энки поручает ей измерять землю и наблюдать за сбором урожая. [75] В гимне храма Кеш ей поручено записать слова Энлиля, восхваляющие город Кеш . [76] В этом тексте процесс записи слов на табличке описан в поэтических терминах как сравнимый с изготовлением ожерелья из отдельных бус. [76]
Согласно различным текстам, Нисаба, как полагали, была оснащена табличкой из лазурита, на которой было написано «небесное письмо» - термин, относящийся к поэтическим сравнениям между клинописными знаками и звездами. [77] Было также высказано предположение, что это может быть связано с хорошо зарекомендовавшей себя практикой изучения созвездий для определения наилучшего времени для выращивания конкретных культур. [78]
Нисаба также упоминается в мифе «Энмеркар и Энсухгирана» , в котором Сагбуру, уроженец Эреша [79] описанная как «мудрая женщина», насмешливо отмечает, что антагонист, Ургиринуна из Хамази , был глуп, думая, что сможет заниматься колдовством в городе Нисабы. [61] Этот отрывок намекает на тесную связь между Нисабой и ее дочерью, поскольку Эреш называют «любимым городом Нинлиль». [61] Хотя упоминания о богинях, кормящих грудью, очень редки в месопотамской литературе, одно из немногих известных исключений относится к Нисабе и Суд. [80]
Нисаба играет центральную роль в мифе об Энлиле и Суде . [81] [14] Как и в других источниках, она представлена как богиня мудрости и мать Суда. [14] Энлиль, необычно представленный в виде молодого холостяка, пытается добиться у нее разрешения жениться на ее дочери. [79] Энлиля Суккал Нуска ведет с ней переговоры от его имени. [82] Нисаба, довольная поведением последнего и подарками, которые он принес ей и Суду, соглашается на предложение. [83] и дарует дочери различные благословения. [84]
Позднеаккадское сочинение, известное из Ассура и Султантепе, описывает спор между Нисабой и персонифицированной пшеницей. [31] В этом тексте она названа «Хозяйкой подземного мира » (в остальном неизвестная ассоциация). [31]
Юникод для клинописного знака НАГА
[ редактировать ]В Unicode 5.0 знак NAGA кодируется по адресу U+12240 𒉀 (Borger 2003, № 293). АН.НАГА читается как НАНИБГАЛ, а АН.ШЕ.НАГА – как НАНИБГАЛ. НАГА читается как НИДАБА или НИСАБА, а ШЕ.НАГА — как НИДАБА или НИСАБА.
Перевернутый (перевернутый) вариант находится в U + 12241 𒉁 (ТЕМЕ), а их комбинация, то есть каллиграфическое расположение NAGA- (перевернутая НАГА), читается как DALḪAMUN 7 «вихрь», в U + 12243 𒉃. ДАЛКАМУН 5 — это расположение АН.НАГА (перевернутое АН.НАГА), а ДАЛКАМУН 4 — это расположение четырёх экземпляров АН.НАГА в форме креста.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Михаловский 1998 , с. 575.
- ^ Jump up to: а б с Максвелл-Хислоп 1992 , с. 80.
- ^ Jump up to: а б с д и Михаловский 1998 , с. 577.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Михаловский 1998 , с. 576.
- ^ Робсон 2007 , с. 232.
- ^ Робсон 2007 , с. 228.
- ^ Jump up to: а б с д Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 44.
- ^ Гражданский 2017 , с. 422.
- ^ Ламберт 2017 , с. 452.
- ^ Михаловски 1998 , стр. 575–576.
- ^ Jump up to: а б Кавинье и Креберник 1998 , с. 585.
- ^ Jump up to: а б с д Фрейн 2011 , с. 509.
- ^ Jump up to: а б Макьюэн 1998 , с. 151.
- ^ Jump up to: а б с Гражданский 2017 , с. 421.
- ^ Jump up to: а б с Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 19.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 185.
- ^ Jump up to: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 118.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 68.
- ^ Jump up to: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 70.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Михаловский 1998 , с. 578.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 52.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 24.
- ^ Робсон 2007 , стр. 218–219.
- ^ Jump up to: а б с Робсон 2007 , с. 219.
- ^ Робсон 2007 , с. 220.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 93–94.
- ^ Робсон 2007 , с. 237.
- ^ Робсон 2007 , с. 233.
- ^ Робсон 2007 , с. 235.
- ^ Михаловски 1998 , стр. 578–579.
- ^ Jump up to: а б с д и Михаловский 1998 , с. 579.
- ^ Ламберт 1999 , стр. 152–153.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 119.
- ^ Браун-Хольцингер 1998 , с. 579.
- ^ Виггерманн 2011 , с. 678.
- ^ Jump up to: а б с Фокке 1998 , стр. 384.
- ^ Фокке 1998 , стр. 385.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 96.
- ^ Помпонио 1998 , с. 17.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 257.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 99.
- ^ Михаловски 1998 , стр. 576–577.
- ^ Jump up to: а б Ламберт 1999 , с. 154.
- ^ Jump up to: а б Ламберт 2013 , с. 238.
- ^ Ламберт 1999 , с. 153.
- ^ Ламберт 1999 , стр. 153–154.
- ^ Jump up to: а б Ламберт 1999 , с. 155.
- ^ Jump up to: а б Помпонио 1998 , с. 18
- ^ Помпонио 1998 , с. 22.
- ^ Jump up to: а б Джордж 2005 , с. 308.
- ^ Архи 2004 , с. 332
- ^ Jump up to: а б Арчи 2004 , с. 331.
- ^ Арки 2004 , стр. 331–332.
- ^ Архи 2004 , с. 329
- ^ Архи 2004 , с. 336
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 47.
- ^ Jump up to: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 58.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 172.
- ^ Джордж 1993 , с. 128.
- ^ Джордж 1993 , с. 79.
- ^ Jump up to: а б с Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 67.
- ^ Виггерманн 2011 , с. 680.
- ^ Джордж 1993 , с. 91.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 251.
- ^ Винхоф 2018 , с. 73.
- ^ Винхоф 2018 , с. 82.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 94.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 120.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 118–119.
- ^ Ламберт 2013 , с. 276.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 272.
- ^ Jump up to: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 201.
- ^ Фокке 1998 , стр. 386.
- ^ Помпонио 1998 , с. 20
- ^ Виггерманн 2011 , с. 675.
- ^ Jump up to: а б Архи 2009 , с. 222
- ^ Михаловски 1998 , стр. 577–578.
- ^ Виггерманн 2011 , с. 682.
- ^ Jump up to: а б Гражданский 2017 , с. 425.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 144.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 145.
- ^ Гражданский 2017 , с. 427.
- ^ Гражданский 2017 , стр. 443–444.
- ^ Гражданский 2017 , с. 445.
Библиография
[ редактировать ]- Арчи, Альфонсо (2004). «Перевод богов: Кумарпи, Энлиль, Даган/НИСАБА, Халки» . Ориенталия . 73 (4). GBPress - Григорианская библейская пресса: 319–336. ISSN 0030-5367 . JSTOR 43078173 . Проверено 3 февраля 2022 г.
- Арчи, Альфонсо (2009). «Устность, прямая речь и цикл Кумарби» . Древние исследования Ближнего Востока . 36 (2). Де Грютер. дои : 10.1524/aofo.2009.0012 . ISSN 0232-8461 . S2CID 162400642 .
- Ашер-Греве, Джулия М.; Вестенхольц, Джоан Г. (2013). Богини в контексте: о божественных силах, ролях, отношениях и поле в месопотамских текстовых и визуальных источниках (PDF) . Академическое издательство Фрибура. ISBN 978-3-7278-1738-0 .
- Браун-Хольцингер, Ева А. (1998), «Нисаба Б. Археологические» , Настоящий лексикон ассириологии , получено 3 февраля 2022 г.
- Кавинье, Антуан; Креберник, Манфред (1998), «Нишба» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 15 мая 2022 г.
- Гражданский, Мигель (2017). Исследования шумерской цивилизации. Избранные сочинения Мигеля Сивила . Публикации и издания Университета Барселоны. ISBN 978-84-9168-237-0 . OCLC 1193017085 .
- Фокке, Карен (1998), «Нин-Имма» , Reallexikon der Assyriologie , получено 2 февраля 2022 г.
- Фрейн, Дуглас (2011), «Simurrum» , Reallexikon der Assyriologie , получено 15 мая 2022 г.
- Джордж, Эндрю Р. (1993). Дом самый высокий: храмы древней Месопотамии . Вайнона Лейк: Айзенбраунс. ISBN 0-931464-80-3 . ОСЛК 27813103 .
- Джордж, Эндрю Р. (2005). «Обзор: Бог Нинурта в мифологии и королевской идеологии Древней Месопотамии Амара Аннуса» . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета . 68 (2). Издательство Кембриджского университета, Школа восточных и африканских исследований: 307–309. дои : 10.1017/S0041977X0518015X . ISSN 1474-0699 . JSTOR 20181920 . S2CID 161094024 . Проверено 4 февраля 2022 г.
- Ламберт, Уилфред Г. (1999). «Литературные тексты из Нимруда» . Архив востоковедения . 46/47. Архив восточных исследований (AfO) / Институт востоковедения: 149–155. ISSN 0066-6440 . JSTOR 41668445 . Проверено 3 февраля 2022 г.
- Ламберт, Уилфред Г. (2017). «Приложение. Дальнейшие заметки об Энлиле и Нинлиль: брак Суда». Исследования шумерской цивилизации. Избранные сочинения Мигеля Сивила . Публикации и издания Университета Барселоны. стр. 452–454. ISBN 978-84-9168-237-0 .
- Ламберт, Уилфред Г. (2013). Вавилонские мифы о сотворении мира . Вайнона Лейк, Индиана: Айзенбраунс. ISBN 978-1-57506-861-9 . OCLC 861537250 .
- Макьюэн, Гилберт Дж. П. (1998), «Нанибгал» , Reallexikon der Assyriologie , получено 2 февраля 2022 г.
- Максвелл-Хислоп, Кэтлин Р. (1992). «Богиня Нанше: попытка идентифицировать ее изображение» . Ирак . 54 . Британский институт изучения Ирака: 79–82. дои : 10.2307/4200355 . ISSN 0021-0889 . JSTOR 4200355 . Проверено 4 февраля 2022 г.
- Михаловский, Петр (1998), «Нисаба А. Филологический» , Reallexikon der Assyriologie , получено 3 февраля 2022 г.
- Помпонио, Франческо (1998), «Набу А. Филологический» , Reallexikon der Assyriologie , получено 2 февраля 2022 г.
- Робсон, Элеонора (2007). «Гендерная грамотность и умение считать в шумерском литературном корпусе» . Анализ литературного шумерского языка: корпусные подходы . Лондон Оквилл, Коннектикут: Равноденствие. ISBN 978-1-84553-229-1 .
- Винхоф, Клаас Р. (2018). «Семейный Бог в древневавилонских и особенно в древнеассирийских источниках» . Revue d'assyriologie et d'archéologie orientale (112): 49–90. дои : 10.3917/сборка.112.0049 . ISSN 0373-6032 . Проверено 4 февраля 2022 г.
- Виггерманн, Франс AM (2011). «Сельское хозяйство как цивилизация: мудрецы, фермеры и варвары» . Оксфордские справочники в Интернете . Издательство Оксфордского университета. стр. 662–689. doi : 10.1093/oxfordhb/9780199557301.013.0031 . ISBN 978-0199557301 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Энлиль и Суд
- Гимн Нисабе
- Дама, окрашенная, как небесные звезды (Гимн Нисабе) (португальский перевод гимна Нисабе Г. Ленца)