Jump to content

Расстояние

Расстояние
Богиня письма, бухгалтерского учета, геодезии и зерна. [1]
Фрагмент вазы, вероятно, из Гирсу , с изображением богини, которую в современной науке часто называют Нисабой. [2]
Другие имена Нанибгал, Нунбаршегуну [3]
Принадлежность Суд Энлиля
Главный культовый центр Эреш, позже Ниппур [4]
Символ таблетки лазурита, [3] золотой стилус [5]
Генеалогия
Родители
Супруга Хая [6]
Дети Суд ( Нинлиль )
Эквиваленты
Вавилонский эквивалент Набу

Нисаба была месопотамской богиней письма и зерна. Она — одно из древнейших шумерских божеств, зафиксированных в письменной форме. [7] и оставался видным на протяжении многих периодов истории Месопотамии . Книжники обычно поклонялись ей, и в результате многочисленные шумерские тексты заканчиваются славословием «хвала Нисабе». Она пришла в упадок после периода Старого Вавилона из-за прихода к власти нового бога-писца Набу свидетельства уже из нововавилонского периода , хотя она не исчезла полностью из месопотамской религии, и известны .

В мифах и списках богов она была частью круга Энлиля вместе со своим мужем Хайей. В мифе об Энлиле и Суде она играет важную роль, поскольку является матерью одноименного божества. Энлиль добивается у нее разрешения жениться на Суде с помощью своего суккала (прислуживающего божества) Нуски . И это повествование, и другие источники свидетельствуют, что она и ее дочь считались очень близкими людьми.

За пределами Месопотамии ее имя использовалось для логографического изображения других богов, не обязательно похожих на нее по характеру, включая сирийского Дагана , хуррита Кумарби и хеттского Халки .

Происхождение имени Нисабы неизвестно. [7] Широко распространенное прочтение Нисаба подтверждено аккадскими лексическими текстами, где это имя пишется по слогу как ни-са-ба . [8] Чтение Нидабы, первоначально предпочитаемое некоторыми ассириологами , например Мигелем Сивилом , теперь считается неправдоподобным, поскольку свидетельств очень скудно и может просто представлять собой повторяющиеся ошибки переписчиков. [9] Имя Нисаба первоначально было написано с использованием комбинации клинописного знака 𒉀 , называемого НАГА, в сопровождении дингира , 𒀭 , так называемого «божественного определителя», предшествующего именам божеств. [1] Предполагается, что знак NAGA представляет собой пиктограмму, изображающую растение, возможно, позже интерпретированное как сноп ячменя. [1] Тот же знак, хотя и с добавлением другого определителя, использовался и для написания названия главного культового центра Нисабы — Эреш. [4] Хотя истинную этимологию имени Нисабы обычно считают невозможным определить, [7] Уилфред Дж. Ламберт предположил, что оно произошло от гипотетической формы nin.sab(a).ak , «Госпожа Сабы», но, поскольку в шумерских источниках такое название не упоминается, это считается неправдоподобным. [4] Другое предложение объясняет это как нин-ше-ба-ак , «госпожа зернового пайка». [4]

Было высказано предположение, что вариант имени Нишпа использовался в марийском языке . [10] возможно, как слоговое, а не логографическое написание. [11] Однако также утверждалось, что это божество, засвидетельствованное только одним аморейским личным именем, Хабду-Нишпа, вместо этого соответствует Нишбе, а не Нисабе. [11] Нишба, скорее всего, была обожествленной горой и появляется в надписях Иддина-Сина из Симуррума и Анубанини из Лулубума . [12] Также утверждалось, что гутианы считали гору священной . [12] Кроме того, некий КА-Нишба был правителем Симуррума во время правления гутианского короля Эрридупизира . [12] Предполагается, что гора, соответствующая Нишбе, находится к северо-востоку от современной Сулеймании , хотя нет единого мнения, какая достопримечательность носила это название. [12]

Альтернативное имя Нисабы было Нанибгал ( шумерский : 𒀭𒉀 Д ДРАКОН ; Земля 𒀭𒊺𒉀 Д АН.ШЕ.НАГА ), [13] хотя это имя также функционировало как имя отдельной богини. [13] Еще одно имя, относящееся к ней, было Нунбаршегуну. [14]

Эпитеты Нисабы включают «госпожа мудрости», «профессор великой мудрости» ( geštu 2 diri tuku-e ). [15] «непревзойденный надзиратель» ( угулу-ну-дири ; угула — должность, известная, например, из Эшнунны , условно переводимая как «надзиратель»), [16] и «открыватель уст великих богов». [17] Эпитетами Нисабы также могли служить имена ряда различных богинь, в том числе Аруру , [18] Эзина -Кусу и Кусу (в данном контексте означающие «богиня, исполненная чистоты»), не обязательно подразумевающие отождествление божеств друг с другом. [19]

Петр Михаловский описывает Нисабу как «богиню зерна и писцового искусства в самом широком смысле этого слова, включая письмо, учет и геодезию». [1] Она также была связана с литературой и песнями. [20] Принято считать, что по происхождению она была сельскохозяйственным божеством, но с письменностью стала ассоциироваться после ее изобретения. [1] Однако принято считать, что в шумерских текстах последняя ассоциация считается первичной. [1] В текстах, составляющих учебную программу школ писцов, она является божеством, которое чаще всего ассоциируется с грамотностью, умением считать и соответствующими инструментами. [21]

Из-за ее основной функции Уилфред Г. Ламберт считал ее пол необычным, отмечая, что «женщины-писцы были очень редки» в исторических записях. [22] Однако, как доказала Элеонора Робсон богини нередко считались грамотными , в шумерской мифологии , причем отдельные богини рассматриваются как таковые в два раза чаще, чем отдельные боги в текстах из Электронного текстового корпуса шумерской литературы . [23] Различные композиции включают ссылки на многих других богинь, пишущих, использующих измерительные инструменты или выполняющих другие задачи, связанные с грамотностью и счетом, в том числе Инанну , Манунгаль , Гештинанну , Нинисину , [24] Это быстро [25] (Робсон считает мужчиной, но обычно считается преимущественно женщиной) [26] ) и даже второстепенная богиня -ламма, служащая Бау . [24]

Считалось, что богиня мудрости Нисаба даровала его правителям. [27] о чем свидетельствуют сочинения, связанные с Липит-Иштар и Энлиль-бани . [28] Считалось, что она даровала им право писцов обучать других своему ремеслу. [29]

В « Проклятии Агаде» она указана среди самых выдающихся божеств наряду с Сином , Энки , Инанной , Нинуртой , Ишкуром и Нуской . [30] Эта группа рассматривается исследователями как необычная. [20]

В поздних текстах Нисаба обычно выступает просто как обожествление зерна. [31] хотя есть исключения. Молитва, известная из сборника текстов о богинях неоассирийского Калху, до сих пор называет ее «царицей мудрости». [32] Также похоже, что в первом тысячелетии до нашей эры она стала ассоциироваться с экзорцизмом. [33]

Иконография

[ редактировать ]

Было высказано предположение, что некоторые изображения так называемых «растительных божеств», известные из искусства раннединастического и аккадского периодов, являются изображениями Нисабы. [34] [35] Например, принято считать, что богиня со стеблями растительности, украшающими ее корону, изображенная на фрагменте каменной вазы, вероятно, из Гирсу (ныне в Пергамском музее ), — Нисаба. [2] Кэтлин Р. Максвелл-Хислоп отмечает, что она, однако, не упоминается в сопроводительной надписи, и возможны другие идентификации, включая Бау . [2]

Ассоциация с другими божествами

[ редактировать ]

Как божество зерна, Нисабу иногда считали синонимом богини Ашнан , хотя большинство первоисточников, включая списки богов и списки подношений, представляют их как совершенно отдельные. [4] Было также высказано предположение, что она была той же богиней, что и Эзина и Кусу , но все трое фигурируют отдельно в списках подношений из Лагаша . [19] Синкретические ассоциации, возможно, присутствующие в древней науке, не обязательно трансформировались в культовую практику. [17]

Богиня Нинимма , считавшаяся личным писцом Энлиля, [36] иногда ассоциировался с [37] и, возможно, приобрел некоторые характеристики Нисабы [36] из-за выполнения аналогичной роли в пантеоне Ниппура. [38] В списках богов она часто следует за последней и ее супругом. [36]

Семья и суд

[ редактировать ]

Мужем Нисабы был Хайя , [4] возможно, считается богом тюленей . [39] Он был божеством относительно низкого ранга. [15] По сравнению с другими божественными парами ( Шамаш и Айя , Ишкур и Шала , Нинсианна и Кабта , Энки и Дамкина , Лугальбанда и Нинсун и другими) они крайне редко призываются вместе в печатных надписях, и в настоящее время известен только один пример. [40] В одном пояснительном тексте Хайя описывается как «Нисаба процветания» ( Nisaba ša mašrê ). [41]

Их дочерью была Суд, городская богиня Шуруппака , в более поздние периоды полностью отождествлявшаяся с женой Энлиля Нинлиль . [42]

Согласно списку богов Ан = Анум , у Нисабы было два суккала (бога-помощника), Унгасага и Хамун-ана. [3]

В списках богов она обычно фигурирует в разделе, посвященном родственникам и слугам Энлиля. [3]

Известны многочисленные традиции относительно происхождения Нисабы. [4] и ее происхождение не считается фиксированным в древней традиции. [43] Ее описывали либо как первенца Энлиля, [4] как его свекровь, [4] или, возможно, как его сестра-близнец. [44] Обычно ее матерью называют Ураша . [4] В тексте Калху, датируемом первым тысячелетием до нашей эры, который также является источником, подтверждающим, что ее можно рассматривать как близнеца Энлиля, ее отцом является Эа. [45] приравнивается к Ирхану , в этом контексте понимаемому как космическая река, «отец богов вселенной». [46] В других местах Ирхан часто ассоциировался с Иштараном . [47] Уилфред Дж. Ламберт отмечает, что текст «кажется, подразумевает желание не считать Ану отцом Нисабы». [47] хотя свидетельства бога неба в этой роли, тем не менее, известны из других источников. [43] [44]

Нисаба и Набу

[ редактировать ]

Набу постепенно заменил Нисабу как божество письма. [31] в том, что Джулия М. Ашер-Грив описала как «самый яркий случай передачи силы богу от богини» в истории Месопотамии. [15] Однако процесс был сложным и постепенным. В старовавилонский и раннекасситский периоды культ Набу был популярен только в центральной Месопотамии ( Вавилон , Сиппар , Киш , Дилбат , Лагаба ), имел ограниченное распространение в периферийных областях ( Сузы в Эламе , Мари в Сирии ), и его практически не существовало. свидетельством этого являются такие города, как Ур и Ниппур . [48] У Набу также относительно мало эпитетов в списках богов второго тысячелетия до нашей эры. [49]

В позднем бронзовом веке Угарит Нисаба и Набу сосуществовали, и колофоны текстов показывают, что ряд писцов называли себя «слугами Набу и Нисабы». [48] Подобные свидетельства известны и от Эмара . [31]

Эндрю Р. Джордж предполагает, что причина, по которой Набу заменил Нисабу, а другие божества, связанные с письмом, нет, заключалась в обобщенном характере его связи с этим искусством. [50] Он указывает, что, хотя Нинимма и Нинурта также были связаны с письмом, первый занимал нишу, отличную от Нисабы (которую он сравнивает с их функциями библиотекаря и писца или ученого соответственно), тогда как последний был всего лишь божественным писцом. как продолжение его роли архетипического доброго сына, помогающего своему пожилому отцу с его различными обязанностями (в данном случае - записыванием суждений Энлиля на Табличке Судеб). [50]

д НИСАБА как логографическое написание имен других божеств

[ редактировать ]

В некоторых документах из сирийских городов, например Халаба , логограмма д НИСАБА обозначает бога Дагана , [51] тогда как в хурритских текстах — Кумарби . [52] По мнению Альфонсо Арчи, оба этих явления имеют один и тот же источник. [52] В таких городах, как Угарит, имя Дагана было омофоном слова, обозначающего зерно ( dgn в алфавитных угаритских текстах), а логографическое написание его имен и имен Кумарби было как д НИСАБА, вероятно, была формой игры слов, популярной среди писцов, поскольку имя Нисабы тоже можно было понимать просто как «зерно». [53] В богословских текстах и ​​Кумарби, и Даган сравнивались друг с другом и с Энлилем, а не с Нисабой, поскольку все трое играли роль «отца богов» в своих пантеонах. [54]

Имя хеттской богини зерна Халки могло быть представлено в виде логограммы. д НИСАБА тоже. [55]

Поклонение

[ редактировать ]
Стела Ур-Нанше из Лагаша. Богиня Нисаба появляется на фронтальной стороне. 26 век до нашей эры. Музей Ирака, Багдад

Нисаба - одна из богинь-покровительниц определенных городов, что уже засвидетельствовано в самых древних письменных источниках , и этот статус разделяется с Эзиной , Нанше , Инанной из Урука и Инанной из Забалама . [7] Эреш был ее первоначальным культовым центром, [4] и есть свидетельства того, что это был город, имевший большое значение в раннединастические времена, включая упоминание о возможном царе ( лугале ). [4] Его существование засвидетельствовано между периодами Урука IV и Старого Вавилона только одно упоминание, годовое название Син-Мубаллита Вавилонского , хотя , датируется периодом Ура III позже . [4] Поэтому предполагается, что он постепенно пришел в упадок, и в результате его божества были перенесены в Ниппур . [4]

Предполагается, что Нисаба приобрела более широкое значение за пределами своего города уже в раннединастический период. [56] Ей поклонялись в Шуруппаке , [57] Урукагина из Лагаша оставила после себя надписи, в которых упоминает ее: [57] в то время как Лугалзагеси из Уммы считал ее своим личным божеством-покровителем и называл себя ее первосвященником ( лу-мах ). [20] Она также является одной из богинь, упомянутых в надписях Нарам-Сина из Аккада . [58]

Храмы Нисабы, засвидетельствованные в текстовых источниках, включают Э-мулмул («дом звезд») в Эреше. [59] и Эдуббагула («большой склад») в районе Гирсу -Лагаш. [60] В Ниппуре ей поклонялись в храме ее дочери Нинлиль вместе с Нинтинуггой , Нинхурсаг и Нанной . [61] Фестиваль Нисабы также засвидетельствован в Умме. [20] [62] Термин «дом мудрости Нисабы» известен из многих текстов, и Эндрю Р. Джордж предполагает, что по крайней мере два святилища Нисабы, одно в Эриду , а другое в Уруке, носили такое имя. [63] Однако также возможно, что этот термин служил общим обозначением институтов писцов. [20]

В письмах древневавилонского периода Нисаба появляется реже, чем наиболее популярные богини (Иштар, Нинсианна , Айя, Аннунитум , Сарпанит , Гула ), но чаще, чем Нинлиль или Нанше . [64] Старые ассирийские свидетельства включают три упоминания Нисабы как семейного божества. [65] Ссылка на молитву «перед Ашуром и Нисабой» известна из того же периода и может быть еще одним свидетельством о ней как о божестве-покровителе конкретного человека или семьи, как и другие подобные молитвы Ашуру и второму божеству. [66] Позже ей продолжали поклоняться на территориях Первой Силендской династии . [67]

В более поздние периоды Нисаба не совсем перестала быть объектом поклонения, хотя во многом существовала «в тени Набу ». [68] Тем не менее, она получила новую роль одной из богинь, наиболее часто вызываемых при изгнании нечистой силы, наряду с Кусу и Нингиримой . [69] Кроме того, еще во время правления Мардука-апла-иддина I упоминались «мудрость Набу и Нисабы». [70]

Хотя упоминания о Нисабе известны из текстов Эблы , Эмара , Угарита и Мари , неясно, существовал ли у нее активный официальный культ где-либо за пределами Вавилонии , за исключением последнего из вышеупомянутых городов, [3] где она присутствует в списках пожертвований, скорее всего, датированных правлением Яхдун-Лима или ранее. [20]

Поскольку выбор личного бога часто основывался на профессии, [71] Нисаба была популярным объектом поклонения среди писцов. [72] В качестве продолжения этого явления многие шумерские тексты заканчиваются формулой «хвала Нисабе», а некоторые и в начале упоминают ее. [20] На большинстве цилиндрических печатей писцов из Лагаша изображено женское божество, хотя неясно, всегда ли ее можно идентифицировать как Нисабу. [72] Другие божества, обычно упоминаемые в личных именах представителей этой профессии, включают Нинимму периоды Ура III и Старого Вавилона). [73] и Набу (в первом тысячелетии до н. э.). [74]

Мифология

[ редактировать ]

В мифологических текстах Нисаба изображается как писец и счетовод богов. [20] более половины упоминаний о грамотности и счете богинь в текстах, включенных в Электронный текстовый корпус шумерской литературы, Во многих сочинениях упоминается ее грамотность, причем, согласно опросу, проведенному Элеонорой Робсон, относятся к ней . [24] В мифе «Энки и мировой порядок» Энки поручает ей измерять землю и наблюдать за сбором урожая. [75] В гимне храма Кеш ей поручено записать слова Энлиля, восхваляющие город Кеш . [76] В этом тексте процесс записи слов на табличке описан в поэтических терминах как сравнимый с изготовлением ожерелья из отдельных бус. [76]

Согласно различным текстам, Нисаба, как полагали, была оснащена табличкой из лазурита, на которой было написано «небесное письмо» - термин, относящийся к поэтическим сравнениям между клинописными знаками и звездами. [77] Было также высказано предположение, что это может быть связано с хорошо зарекомендовавшей себя практикой изучения созвездий для определения наилучшего времени для выращивания конкретных культур. [78]

Нисаба также упоминается в мифе «Энмеркар и Энсухгирана» , в котором Сагбуру, уроженец Эреша [79] описанная как «мудрая женщина», насмешливо отмечает, что антагонист, Ургиринуна из Хамази , был глуп, думая, что сможет заниматься колдовством в городе Нисабы. [61] Этот отрывок намекает на тесную связь между Нисабой и ее дочерью, поскольку Эреш называют «любимым городом Нинлиль». [61] Хотя упоминания о богинях, кормящих грудью, очень редки в месопотамской литературе, одно из немногих известных исключений относится к Нисабе и Суд. [80]

Нисаба играет центральную роль в мифе об Энлиле и Суде . [81] [14] Как и в других источниках, она представлена ​​как богиня мудрости и мать Суда. [14] Энлиль, необычно представленный в виде молодого холостяка, пытается добиться у нее разрешения жениться на ее дочери. [79] Энлиля Суккал Нуска ведет с ней переговоры от его имени. [82] Нисаба, довольная поведением последнего и подарками, которые он принес ей и Суду, соглашается на предложение. [83] и дарует дочери различные благословения. [84]

Позднеаккадское сочинение, известное из Ассура и Султантепе, описывает спор между Нисабой и персонифицированной пшеницей. [31] В этом тексте она названа «Хозяйкой подземного мира » (в остальном неизвестная ассоциация). [31]

Юникод для клинописного знака НАГА

[ редактировать ]

В Unicode 5.0 знак NAGA кодируется по адресу U+12240 𒉀 (Borger 2003, № 293). АН.НАГА читается как НАНИБГАЛ, а АН.ШЕ.НАГА – как НАНИБГАЛ. НАГА читается как НИДАБА или НИСАБА, а ШЕ.НАГА — как НИДАБА или НИСАБА.

Перевернутый (перевернутый) вариант находится в U + 12241 𒉁 (ТЕМЕ), а их комбинация, то есть каллиграфическое расположение NAGA- (перевернутая НАГА), читается как DALḪAMUN 7 «вихрь», в U + 12243 𒉃. ДАЛКАМУН 5 — это расположение АН.НАГА (перевернутое АН.НАГА), а ДАЛКАМУН 4 — это расположение четырёх экземпляров АН.НАГА в форме креста.

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж Михаловский 1998 , с. 575.
  2. ^ Jump up to: а б с Максвелл-Хислоп 1992 , с. 80.
  3. ^ Jump up to: а б с д и Михаловский 1998 , с. 577.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Михаловский 1998 , с. 576.
  5. ^ Робсон 2007 , с. 232.
  6. ^ Робсон 2007 , с. 228.
  7. ^ Jump up to: а б с д Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 44.
  8. ^ Гражданский 2017 , с. 422.
  9. ^ Ламберт 2017 , с. 452.
  10. ^ Михаловски 1998 , стр. 575–576.
  11. ^ Jump up to: а б Кавинье и Креберник 1998 , с. 585.
  12. ^ Jump up to: а б с д Фрейн 2011 , с. 509.
  13. ^ Jump up to: а б Макьюэн 1998 , с. 151.
  14. ^ Jump up to: а б с Гражданский 2017 , с. 421.
  15. ^ Jump up to: а б с Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 19.
  16. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 185.
  17. ^ Jump up to: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 118.
  18. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 68.
  19. ^ Jump up to: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 70.
  20. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Михаловский 1998 , с. 578.
  21. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 52.
  22. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 24.
  23. ^ Робсон 2007 , стр. 218–219.
  24. ^ Jump up to: а б с Робсон 2007 , с. 219.
  25. ^ Робсон 2007 , с. 220.
  26. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 93–94.
  27. ^ Робсон 2007 , с. 237.
  28. ^ Робсон 2007 , с. 233.
  29. ^ Робсон 2007 , с. 235.
  30. ^ Михаловски 1998 , стр. 578–579.
  31. ^ Jump up to: а б с д и Михаловский 1998 , с. 579.
  32. ^ Ламберт 1999 , стр. 152–153.
  33. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 119.
  34. ^ Браун-Хольцингер 1998 , с. 579.
  35. ^ Виггерманн 2011 , с. 678.
  36. ^ Jump up to: а б с Фокке 1998 , стр. 384.
  37. ^ Фокке 1998 , стр. 385.
  38. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 96.
  39. ^ Помпонио 1998 , с. 17.
  40. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 257.
  41. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 99.
  42. ^ Михаловски 1998 , стр. 576–577.
  43. ^ Jump up to: а б Ламберт 1999 , с. 154.
  44. ^ Jump up to: а б Ламберт 2013 , с. 238.
  45. ^ Ламберт 1999 , с. 153.
  46. ^ Ламберт 1999 , стр. 153–154.
  47. ^ Jump up to: а б Ламберт 1999 , с. 155.
  48. ^ Jump up to: а б Помпонио 1998 , с. 18
  49. ^ Помпонио 1998 , с. 22.
  50. ^ Jump up to: а б Джордж 2005 , с. 308.
  51. ^ Архи 2004 , с. 332
  52. ^ Jump up to: а б Арчи 2004 , с. 331.
  53. ^ Арки 2004 , стр. 331–332.
  54. ^ Архи 2004 , с. 329
  55. ^ Архи 2004 , с. 336
  56. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 47.
  57. ^ Jump up to: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 58.
  58. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 172.
  59. ^ Джордж 1993 , с. 128.
  60. ^ Джордж 1993 , с. 79.
  61. ^ Jump up to: а б с Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 67.
  62. ^ Виггерманн 2011 , с. 680.
  63. ^ Джордж 1993 , с. 91.
  64. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 251.
  65. ^ Винхоф 2018 , с. 73.
  66. ^ Винхоф 2018 , с. 82.
  67. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 94.
  68. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 120.
  69. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 118–119.
  70. ^ Ламберт 2013 , с. 276.
  71. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 272.
  72. ^ Jump up to: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 201.
  73. ^ Фокке 1998 , стр. 386.
  74. ^ Помпонио 1998 , с. 20
  75. ^ Виггерманн 2011 , с. 675.
  76. ^ Jump up to: а б Архи 2009 , с. 222
  77. ^ Михаловски 1998 , стр. 577–578.
  78. ^ Виггерманн 2011 , с. 682.
  79. ^ Jump up to: а б Гражданский 2017 , с. 425.
  80. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 144.
  81. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 145.
  82. ^ Гражданский 2017 , с. 427.
  83. ^ Гражданский 2017 , стр. 443–444.
  84. ^ Гражданский 2017 , с. 445.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5d7b642e4747ce8046ceb4daf4de6456__1701371880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5d/56/5d7b642e4747ce8046ceb4daf4de6456.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nisaba - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)