Кусу (богиня)
Кусок | |
---|---|
Богиня очищения | |
Член суда Энлиля | |
Главный культовый центр | Ниппур |
Животные | утка [ 1 ] |
Символ | курильница [ 2 ] |
Генеалогия | |
Супруг | Шторм |
Потомство | С содроганием |
Кусу была месопотамской богиней, связанной с очищением и зерном. Неизвестно, какой аспект ее характера был изначально первичным, а какой развился вторично. Она считалась членом двора Энлиля и в ряде текстов фигурирует вместе с другими связанными с ним божествами, такими как Нуска . Она также могла быть связана с другими божествами, ответственными за экзорцизм, такими как Нингирима . существовало множество посвященных ей святилищ В Ниппуре , хотя ей поклонялись и в других городах, например в Лагаше и Ассуре . В период Селевкидов она была дополнительно введена в местный пантеон Урука .
Характер
[ редактировать ]Кусу была богиней, связанной с очищением. [ 3 ] [ 4 ] Она была обожествлением типа ритуальной кадильницы , [ 3 ] нигнакку , или, по крайней мере, считалось, что она сама использовала этот инструмент. [ 2 ] Другие орудия, с которыми она была связана, включают гиззилю (факел) и эгуббу (тип сосуда). [ 5 ] Она также была связана с зерном. [ 6 ] Было высказано предположение, что ее имя могло означать «спелые хлопья» или «пучок колосьев». [ 3 ] Была ли она изначально богиней зерна или богиней очищения и какой из аспектов развился вторично, остается предметом споров среди исследователей. [ 7 ]
В так называемом «Тексте птичьего призыва» говорится, что утка считалась птицей Кусу. [ 1 ]
По словам Юлии Крул, засвидетельствован и мужской аспект Кусу. [ 8 ] Однако, по словам Фрэнка Саймонса, упоминания этой версии этого божества нечасты. [ 7 ] Было высказано предположение, что кусу мужского пола упоминается только в источниках первого тысячелетия до нашей эры. [ 9 ]
Четвероногий
[ редактировать ]Составной теоним Эзина-Кусу может основываться на предложенной связи между именем Кусу и терминами, относящимися к зерну, поскольку вторая часть представляет собой имя богини зерна Эзины . [ 3 ] Фрэнк Саймонс доходит до того, что предполагает, что Кусу изначально был эпитетом Эзины, которая в конечном итоге стала отдельной богиней. [ 7 ] Двойное имя, по-видимому, относится к божеству, аналогичному Эзине, в таких источниках, как одна из надписей на цилиндрах Гудеа и «Спор между зерном и овцой» . [ 3 ] При этом, как отмечает Джоан Гудник Вестенхольц , Эзина и Кусу фигурируют отдельно в списках предложений из Лагаша. [ 10 ] В более поздние периоды им также продолжали поклоняться отдельно друг от друга. [ 3 ] Более того, они играют разные роли в заклинаниях: первые используются в формулах, связанных с очищением, а вторые — в формулах, касающихся рождения. [ 11 ]
Ассоциации с другими божествами
[ редактировать ]Кусу был связан с Энлилем . [ 12 ] Ее называли его «главным экзорцистом». [ 13 ] По словам Уилфреда Г. Ламберта , она принадлежала к группе божеств его двора, которые вместе появляются в таких источниках, как список подношений периода Ура III , заклинание и поздний эзотерический пояснительный текст. [ 14 ] Другими ее членами были Шузианна , Нуска , Нинимма , Эннуги , Ниншар и Нинкаси . [ 15 ] В тексте Селевкидов Урука Кусу появляется в связи с Нуской и Исимудом . [ 16 ]
В тексте «Первый кирпич» , заклинании, которое, скорее всего, произносилось во время ремонта храма, [ 17 ] Кусу, которого называют «главным жрецом великих богов», указан как одно из божеств, созданных Эа из глины. [ 18 ]
Мужем Кусу был бог Индагара. [ 19 ] По словам Джереми Петерсона, неясно, обозначает ли его имя, которое может быть термином, относящимся к «быку молодой породы», его как « териоморфную , гибридную или антропоморфную » фигуру. [ 20 ] Он приравнивается к Ишкуру в списке богов Ан = Анум и к Хая в древневавилонском гимне последнему богу. [ 21 ] В указанной композиции он упоминается рядом с Кусу и обращается к ним обоим как к божествам, «без которых небо не было бы чистым, а земля — яркой, постоянными поставщиками великих обедов Ану и Энлилю в их великой столовой». [ 22 ] Согласно Ан = Анум , у Кусу также была дочь Шудкуга, которая в остальном упоминается только в списке богов Мари . [ 21 ]
Из-за их общей роли в изгнании нечистой силы Кусу часто ассоциировался с такими божествами, как Нингирима и Гирра . [ 5 ] В ритуале Мис -пи из Ниневии упоминается «сосуд со святой водой Кусу и Нингиримы». [ 13 ] Этот ритуальный сосуд упоминается и в других поздних обрядах. [ 23 ] В поздние периоды Кусу, Нингирима и Нисаба действовали как основные божества очищения. [ 13 ]
Поклонение
[ редактировать ]Кусу, имя которого в этом контексте писалось как д ku 3 -su 3 -ga (-PA.SIKIL) уже засвидетельствован в списках подношений из Раннединастического Лагаша . [ 3 ] появляется в теофорных именах из этого места. Она также [ 24 ] Она также упоминается в ряде ритуальных текстов как одно из божеств Эйбгала, храма Инанны (которому местные жители поклонялись под именем Нинибгал) в Умме . [ 25 ] Кусу также можно было призывать в шуиллакку — типе молитв, написанных на аккадском языке и ориентированных на индивидуальные просьбы просителей. [ 26 ]
существовал храм В Кусу Ниппуре . [ 6 ] Хотя в метрологическом тексте, подтверждающем его существование, его имя не упоминается, по словам Эндрю Р. Джорджа, это может быть тот же храм, что и Эсахамах, «дом возвышенного очистителя», упомянутый в Каноническом списке храмов . [ 27 ] Было высказано предположение, что в какой-то момент он также мог быть посвящен Эзине. [ 6 ] Однако Георг отмечает, что его название, по-видимому, отражает положение Кусу при дворе Энлиля. [ 28 ] В каноническом списке храмов также упоминается второй храм Кусу, Эшуддегиштуку, «дом, который слышит молитвы». [ 29 ] В Ниппуре ей также поклонялись в бит далили , «доме славы», хотя она делила это святилище с Нисабой , Нингалом , Шамашем и Бел-Алией. [ 30 ] Более того, она была одним из божеств, почитаемых в храме Гулы , расположенном в этом городе. [ 31 ]
Кусу также поклонялись в Ассуре , где она занимала место в храме Эшарра. [ 32 ] посвященный богу Ашуру . [ 33 ] Посвященный ей цоколь , носивший церемониальное имя Эанкикуга, «дом чистого неба и подземного мира », засвидетельствован в надписи Син-баласу-икби из святилища Нингаль, расположенного в Уре . [ 34 ] Его автором был правитель этого города в неоассирийский период. [ 15 ]
В неопубликованном гимне, посвященном городу Борсиппа , название храма Эгисубидуга, «дом, чья тень приятна», появляется в связи с Кусу, хотя в других источниках это название вместо этого принадлежит храму Сина , расположенному в Дамру, городе неподалеку. в Вавилон , который был местным культовым центром последнего божества. [ 35 ]
Хотя Кусу не упоминается в нововавилонских текстах из Урука , в этот город ей поклонялись в период Селевкидов . [ 36 ] Ее присутствие в поздней версии местного пантеона, скорее всего, следует считать частью более широкого явления, которое было сосредоточено на внедрении божеств, связанных с профессиями различных мастеров, духовенства калю , а также ашипу . [ 37 ] По словам Юлии Крул, ей могли поклоняться в Бит-Реше, [ 38 ] «Главный храм», комплекс, посвященный Ану и Анту, построенный в этот период. [ 39 ] Возможно, она выполняла функции божественной хранительницы одних из его ворот. [ 40 ] Комната, обозначенная во время раскопок как 79б, могла быть посвященной ей целлой. [ 41 ] Еще более поздняя ссылка на Кусу может встречаться в тексте, датированном правлением Тиберия , хотя восстановление не является бесспорным. [ 42 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Ламберт 2013 , с. 224.
- ^ Jump up to: а б Саймонс 2018 , с. 137.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 69.
- ^ Крул 2018 , с. 66.
- ^ Jump up to: а б Саймонс 2018 , с. 140.
- ^ Jump up to: а б с Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 101.
- ^ Jump up to: а б с Саймонс 2018 , с. 145.
- ^ Крул 2018 , с. 195.
- ^ Саймонс 2018 , с. 123.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 70.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 242.
- ^ Ламберт 2013 , с. 215.
- ^ Jump up to: а б с Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 118.
- ^ Ламберт 2013 , стр. 214–215.
- ^ Jump up to: а б Ламберт 2013 , с. 214.
- ^ Крул 2018 , стр. 66–67.
- ^ Ламберт 2013 , с. 376.
- ^ Ламберт 2013 , с. 381.
- ^ Саймонс 2018 , с. 124.
- ^ Петерсон 2007 , стр. 116–117.
- ^ Jump up to: а б Саймонс 2018 , стр. 123–124.
- ^ Блэк 2006 , с. 295.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 126.
- ^ Зельц 1995 , с. 157.
- ^ Джордж 1993 , с. 103.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 119.
- ^ Джордж 1993 , с. 140.
- ^ Джордж 1993 , с. 24.
- ^ Джордж 1993 , с. 148.
- ^ Джордж 1993 , с. 74.
- ^ Саймонс 2018 , с. 135.
- ^ Джордж 1993 , с. 159.
- ^ Джордж 1993 , с. 145.
- ^ Джордж 1993 , с. 67.
- ^ Джордж 1993 , с. 95.
- ^ Крул 2018 , с. 72.
- ^ Крул 2018 , с. 75.
- ^ Крул 2018 , с. 67.
- ^ Джордж 1993 , с. 137.
- ^ Крул 2018 , с. 149.
- ^ Крул 2018 , с. 154.
- ^ Саймонс 2018 , с. 136.
Библиография
[ редактировать ]- Ашер-Греве, Джулия М.; Вестенхольц, Джоан Г. (2013). Богини в контексте: о божественных силах, ролях, отношениях и поле в месопотамских текстовых и визуальных источниках (PDF) . ISBN 978-3-7278-1738-0 . * Блэк, Джереми А. (2006). Литература Древнего Шумера . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-929633-0 . Проверено 18 сентября 2022 г.
- Джордж, Эндрю Р. (1993). Дом самый высокий: храмы древней Месопотамии . Вайнона Лейк: Айзенбраунс. ISBN 0-931464-80-3 . ОСЛК 27813103 .
- Круль, Юлия (2018). Возрождение культа Ану и ночная огненная церемония в поздневавилонском Уруке . Брилл. дои : 10.1163/9789004364943_004 . ISBN 9789004364936 .
- Ламберт, Уилфред Г. (2013). Вавилонские мифы о сотворении мира . Вайнона Лейк, Индиана: Айзенбраунс. ISBN 978-1-57506-861-9 . OCLC 861537250 .
- Петерсон, Иеремия (2007). Исследование концепции шумерской фауны с упором на термины, относящиеся к отряду Testudines (доктор философии).
- Зельц, Гебхард (1995). Исследования пантеона древнего шумерского города-государства Лагаш (на немецком языке). Филадельфия: Музей Пенсильванского университета. ISBN 978-0-924171-00-0 . OCLC 33334960 .
- Саймонс, Фрэнк (2018). «Богиня Кусу» . Журнал ассириологии и восточной археологии . 112 (1). КЭРН: 123–148. дои : 10.3917/сборка.112.0123 . ISSN 0373-6032 .