Jump to content

Кусу (богиня)

Кусок
Богиня очищения
Член суда Энлиля
Главный культовый центр Ниппур
Животные утка [ 1 ]
Символ курильница [ 2 ]
Генеалогия
Супруг Шторм
Потомство С содроганием

Кусу была месопотамской богиней, связанной с очищением и зерном. Неизвестно, какой аспект ее характера был изначально первичным, а какой развился вторично. Она считалась членом двора Энлиля и в ряде текстов фигурирует вместе с другими связанными с ним божествами, такими как Нуска . Она также могла быть связана с другими божествами, ответственными за экзорцизм, такими как Нингирима . существовало множество посвященных ей святилищ В Ниппуре , хотя ей поклонялись и в других городах, например в Лагаше и Ассуре . В период Селевкидов она была дополнительно введена в местный пантеон Урука .

Характер

[ редактировать ]

Кусу была богиней, связанной с очищением. [ 3 ] [ 4 ] Она была обожествлением типа ритуальной кадильницы , [ 3 ] нигнакку , или, по крайней мере, считалось, что она сама использовала этот инструмент. [ 2 ] Другие орудия, с которыми она была связана, включают гиззилю (факел) и эгуббу (тип сосуда). [ 5 ] Она также была связана с зерном. [ 6 ] Было высказано предположение, что ее имя могло означать «спелые хлопья» или «пучок колосьев». [ 3 ] Была ли она изначально богиней зерна или богиней очищения и какой из аспектов развился вторично, остается предметом споров среди исследователей. [ 7 ]

В так называемом «Тексте птичьего призыва» говорится, что утка считалась птицей Кусу. [ 1 ]

По словам Юлии Крул, засвидетельствован и мужской аспект Кусу. [ 8 ] Однако, по словам Фрэнка Саймонса, упоминания этой версии этого божества нечасты. [ 7 ] Было высказано предположение, что кусу мужского пола упоминается только в источниках первого тысячелетия до нашей эры. [ 9 ]

Четвероногий

[ редактировать ]

Составной теоним Эзина-Кусу может основываться на предложенной связи между именем Кусу и терминами, относящимися к зерну, поскольку вторая часть представляет собой имя богини зерна Эзины . [ 3 ] Фрэнк Саймонс доходит до того, что предполагает, что Кусу изначально был эпитетом Эзины, которая в конечном итоге стала отдельной богиней. [ 7 ] Двойное имя, по-видимому, относится к божеству, аналогичному Эзине, в таких источниках, как одна из надписей на цилиндрах Гудеа и «Спор между зерном и овцой» . [ 3 ] При этом, как отмечает Джоан Гудник Вестенхольц , Эзина и Кусу фигурируют отдельно в списках предложений из Лагаша. [ 10 ] В более поздние периоды им также продолжали поклоняться отдельно друг от друга. [ 3 ] Более того, они играют разные роли в заклинаниях: первые используются в формулах, связанных с очищением, а вторые — в формулах, касающихся рождения. [ 11 ]

Ассоциации с другими божествами

[ редактировать ]

Кусу был связан с Энлилем . [ 12 ] Ее называли его «главным экзорцистом». [ 13 ] По словам Уилфреда Г. Ламберта , она принадлежала к группе божеств его двора, которые вместе появляются в таких источниках, как список подношений периода Ура III , заклинание и поздний эзотерический пояснительный текст. [ 14 ] Другими ее членами были Шузианна , Нуска , Нинимма , Эннуги , Ниншар и Нинкаси . [ 15 ] В тексте Селевкидов Урука Кусу появляется в связи с Нуской и Исимудом . [ 16 ]

В тексте «Первый кирпич» , заклинании, которое, скорее всего, произносилось во время ремонта храма, [ 17 ] Кусу, которого называют «главным жрецом великих богов», указан как одно из божеств, созданных Эа из глины. [ 18 ]

Мужем Кусу был бог Индагара. [ 19 ] По словам Джереми Петерсона, неясно, обозначает ли его имя, которое может быть термином, относящимся к «быку молодой породы», его как « териоморфную , гибридную или антропоморфную » фигуру. [ 20 ] Он приравнивается к Ишкуру в списке богов Ан = Анум и к Хая в древневавилонском гимне последнему богу. [ 21 ] В указанной композиции он упоминается рядом с Кусу и обращается к ним обоим как к божествам, «без которых небо не было бы чистым, а земля — яркой, постоянными поставщиками великих обедов Ану и Энлилю в их великой столовой». [ 22 ] Согласно Ан = Анум , у Кусу также была дочь Шудкуга, которая в остальном упоминается только в списке богов Мари . [ 21 ]

Из-за их общей роли в изгнании нечистой силы Кусу часто ассоциировался с такими божествами, как Нингирима и Гирра . [ 5 ] В ритуале Мис -пи из Ниневии упоминается «сосуд со святой водой Кусу и Нингиримы». [ 13 ] Этот ритуальный сосуд упоминается и в других поздних обрядах. [ 23 ] В поздние периоды Кусу, Нингирима и Нисаба действовали как основные божества очищения. [ 13 ]

Поклонение

[ редактировать ]

Кусу, имя которого в этом контексте писалось как д ku 3 -su 3 -ga (-PA.SIKIL) уже засвидетельствован в списках подношений из Раннединастического Лагаша . [ 3 ] появляется в теофорных именах из этого места. Она также [ 24 ] Она также упоминается в ряде ритуальных текстов как одно из божеств Эйбгала, храма Инанны (которому местные жители поклонялись под именем Нинибгал) в Умме . [ 25 ] Кусу также можно было призывать в шуиллакку — типе молитв, написанных на аккадском языке и ориентированных на индивидуальные просьбы просителей. [ 26 ]

существовал храм В Кусу Ниппуре . [ 6 ] Хотя в метрологическом тексте, подтверждающем его существование, его имя не упоминается, по словам Эндрю Р. Джорджа, это может быть тот же храм, что и Эсахамах, «дом возвышенного очистителя», упомянутый в Каноническом списке храмов . [ 27 ] Было высказано предположение, что в какой-то момент он также мог быть посвящен Эзине. [ 6 ] Однако Георг отмечает, что его название, по-видимому, отражает положение Кусу при дворе Энлиля. [ 28 ] В каноническом списке храмов также упоминается второй храм Кусу, Эшуддегиштуку, «дом, который слышит молитвы». [ 29 ] В Ниппуре ей также поклонялись в бит далили , «доме славы», хотя она делила это святилище с Нисабой , Нингалом , Шамашем и Бел-Алией. [ 30 ] Более того, она была одним из божеств, почитаемых в храме Гулы , расположенном в этом городе. [ 31 ]

Кусу также поклонялись в Ассуре , где она занимала место в храме Эшарра. [ 32 ] посвященный богу Ашуру . [ 33 ] Посвященный ей цоколь , носивший церемониальное имя Эанкикуга, «дом чистого неба и подземного мира », засвидетельствован в надписи Син-баласу-икби из святилища Нингаль, расположенного в Уре . [ 34 ] Его автором был правитель этого города в неоассирийский период. [ 15 ]

В неопубликованном гимне, посвященном городу Борсиппа , название храма Эгисубидуга, «дом, чья тень приятна», появляется в связи с Кусу, хотя в других источниках это название вместо этого принадлежит храму Сина , расположенному в Дамру, городе неподалеку. в Вавилон , который был местным культовым центром последнего божества. [ 35 ]

Хотя Кусу не упоминается в нововавилонских текстах из Урука , в этот город ей поклонялись в период Селевкидов . [ 36 ] Ее присутствие в поздней версии местного пантеона, скорее всего, следует считать частью более широкого явления, которое было сосредоточено на внедрении божеств, связанных с профессиями различных мастеров, духовенства калю , а также ашипу . [ 37 ] По словам Юлии Крул, ей могли поклоняться в Бит-Реше, [ 38 ] «Главный храм», комплекс, посвященный Ану ​​и Анту, построенный в этот период. [ 39 ] Возможно, она выполняла функции божественной хранительницы одних из его ворот. [ 40 ] Комната, обозначенная во время раскопок как 79б, могла быть посвященной ей целлой. [ 41 ] Еще более поздняя ссылка на Кусу может встречаться в тексте, датированном правлением Тиберия , хотя восстановление не является бесспорным. [ 42 ]

  1. ^ Jump up to: а б Ламберт 2013 , с. 224.
  2. ^ Jump up to: а б Саймонс 2018 , с. 137.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 69.
  4. ^ Крул 2018 , с. 66.
  5. ^ Jump up to: а б Саймонс 2018 , с. 140.
  6. ^ Jump up to: а б с Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 101.
  7. ^ Jump up to: а б с Саймонс 2018 , с. 145.
  8. ^ Крул 2018 , с. 195.
  9. ^ Саймонс 2018 , с. 123.
  10. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 70.
  11. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 242.
  12. ^ Ламберт 2013 , с. 215.
  13. ^ Jump up to: а б с Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 118.
  14. ^ Ламберт 2013 , стр. 214–215.
  15. ^ Jump up to: а б Ламберт 2013 , с. 214.
  16. ^ Крул 2018 , стр. 66–67.
  17. ^ Ламберт 2013 , с. 376.
  18. ^ Ламберт 2013 , с. 381.
  19. ^ Саймонс 2018 , с. 124.
  20. ^ Петерсон 2007 , стр. 116–117.
  21. ^ Jump up to: а б Саймонс 2018 , стр. 123–124.
  22. ^ Блэк 2006 , с. 295.
  23. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 126.
  24. ^ Зельц 1995 , с. 157.
  25. ^ Джордж 1993 , с. 103.
  26. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 119.
  27. ^ Джордж 1993 , с. 140.
  28. ^ Джордж 1993 , с. 24.
  29. ^ Джордж 1993 , с. 148.
  30. ^ Джордж 1993 , с. 74.
  31. ^ Саймонс 2018 , с. 135.
  32. ^ Джордж 1993 , с. 159.
  33. ^ Джордж 1993 , с. 145.
  34. ^ Джордж 1993 , с. 67.
  35. ^ Джордж 1993 , с. 95.
  36. ^ Крул 2018 , с. 72.
  37. ^ Крул 2018 , с. 75.
  38. ^ Крул 2018 , с. 67.
  39. ^ Джордж 1993 , с. 137.
  40. ^ Крул 2018 , с. 149.
  41. ^ Крул 2018 , с. 154.
  42. ^ Саймонс 2018 , с. 136.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8569b9bdb073b0985d8b9eb959429733__1663564620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/85/33/8569b9bdb073b0985d8b9eb959429733.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kusu (goddess) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)