Jump to content

Курильница

Католическая кадильница или цепная курильница, предназначенная для раскачивания.
Курильница из Тибета, конец 19 века, серебро.

Курильница благовоний , курильница , горелка для духов или горелка для пастилок — это сосуд, предназначенный для сжигания или духов в какой-либо твердой форме. Они сильно различаются по размеру, форме и материалу изготовления и используются с древних времен по всему миру. Они могут состоять из простых глиняных чаш или огненных горшков сосудов с замысловатой резьбой , серебряных или золотых , небольших настольных предметов высотой от нескольких сантиметров до нескольких метров. Во многих конструкциях используется ажур, обеспечивающий приток воздуха. Во многих культурах курение благовоний имеет духовный и религиозный подтекст, и это влияет на дизайн и украшение кадила.

Часто, особенно в западном контексте, термин «курильница» используется для обозначения предметов, предназначенных для религиозного использования, особенно тех, которые на цепочках раскачиваются в воздухе, чтобы широко распространить дым благовоний, в то время как термин «духовная горелка» используется для предметов, изготовленных для светского использования. Первоначальное значение слова «пастила» заключалось в небольшой спрессованной смеси ароматного растительного материала и древесного угля, которую поджигали для выделения запаха, и для этого были разработаны горелки для пастилы, предназначенные для использования в домашних условиях. Пастилки изготавливались дома до своего расцвета в начале 19 века, а горелки часто изготавливались из керамики или фарфора. [1]

Некоторые типы также можно использовать в качестве помандеров , где духи медленно распространяются за счет испарения, а не горения. [2]

Использовать

[ редактировать ]
Курильница в виде одноглавой кубической русской церкви, конец XV - начало XVI века, серебро, общая высота: 27,5 см, ширина: 10,5 см, Музеи Московского Кремля ( Москва , Россия)

При прямом сжигании благовоний кусочки благовоний сжигают, помещая их непосредственно на источник тепла или на горячую металлическую пластину в курильнице или кадильнице . [3]

Благовония непрямого горения, также называемые «негорючими благовониями». [4] представляет собой комбинацию ароматических ингредиентов, которые не готовятся каким-либо особым способом и не приводятся в какую-либо конкретную форму, что делает ее практически непригодной для прямого сжигания. Использование этого класса благовоний требует отдельного источника тепла, поскольку он обычно не разжигает огонь, способный самовоспламениться, и может вообще не загореться при нормальных условиях. Эти благовония могут различаться по продолжительности горения в зависимости от текстуры материала. Более мелкие ингредиенты имеют тенденцию сгорать быстрее, в то время как грубо измельченные или целые куски могут расходоваться очень постепенно, поскольку они имеют меньшую общую площадь поверхности. Тепло традиционно обеспечивают древесный уголь или тлеющие угли.

Для домашнего использования гранулированных благовоний продаются небольшие вогнутые угольные брикеты. Поджигают угол брикета, затем кладут его в курильницу и тушат пламя. После того, как светящиеся искры пройдут по всему брикету, на него можно положить благовония.

Для благовоний прямого горения кончик или конец благовония воспламеняется пламенем или другим источником тепла до тех пор, пока благовоние не начнет превращаться в пепел на горящем конце. Затем пламя благовоний раздувают или задувают, при этом благовония продолжают гореть без пламени.

Также доступны курильницы для благовоний; это просто длинная тонкая пластина из дерева, металла или керамики, изогнутая и перфорированная на одном конце для хранения благовоний. Они служат для улавливания пепла горящей ароматической палочки.

В даосских и буддийских храмах внутренние помещения ароматизируются густыми спиральными благовониями, которые подвешиваются либо к потолку, либо на специальных подставках. Прихожане в храмах зажигают и сжигают благовония. Затем отдельные палочки благовоний вертикально помещают в отдельные курильницы.

Китайское использование

[ редактировать ]
. династии Цин цилинь Курильница в форме
Курильница Тяньгун для поклонения Нефритовому императору.
Коро конца 17 века, посуда Какиемон , Художественный музей Уолтерса.

Самые ранние сосуды, идентифицированные как курильницы, датируются серединой пятого — концом четвертого веков до нашей эры, в период Воюющих царств . Современный китайский термин, обозначающий «курильницу», сянлу ( 香爐 爐, "incense burner"), is a , «курильница»), представляет собой соединение сян ( «благовония, ароматические вещества») и лу ( , «жаровня; плита; печь»). Другой распространенный термин - сюньлу ( 爐, «жаровня для окуривания и ароматизации»). Считается, что ранние китайские курильницы, часто выполненные в виде круглой чаши на одной ножке, произошли от более ранних ритуальных бронзовых изделий , таких как жертвенная чаша доу 豆.

Среди наиболее знаменитых ранних конструкций курильниц - курильница на холме ( бошаньлу 博山爐), форма, ставшая популярной во время правления императора У Хань (годы правления 141–87 до н.э.). Некоторые ученые полагают, что курильницы на холмах изображают священную гору , например, гору Куньлунь или гору Пэнлай . Эти сложные сосуды имели отверстия, благодаря которым поднимающийся дым благовоний выглядел как облака или туман, кружащийся вокруг горной вершины. [5] Ученый династии Хань Лю Сян (77–6 гг. До н.э.) составил надпись, описывающую курильницу на холме:

Я ценю эту совершенную утварь, высокую и крутую, как гора! Его вершина похожа на Хуашань , а подножие представляет собой бронзовую пластину. Он содержит редкие ароматы, красное пламя и зеленый дым; густо украшены его бока, а вершина его соединяется с лазурным небом. На нем изображено множество животных. Ах, с этой стороны я вижу даже дальше, чем Ли Лу [у которого было легендарное зрение]. [6]

Еще одним популярным дизайном был небольшой «ароматный шар» ( сянцю 香球), устройство, похожее на помандер , но используемое для сжигания благовоний. Считается, что знаменитый изобретатель и мастер Дин Хуан (I в. до н.э.) сделал их с карданными опорами , чтобы курильницу можно было легко использовать для окуривания или ароматизации одежды. Это описано Эдвардом Х. Шафером :

«Корзины для курений» представляли собой шары из полого металла, пронизанные замысловатыми цветочными или анималистическими узорами; внутри шара железная чаша, подвешенная на карданах, содержала горящие благовония. Их использовали для ароматизации одежды и постельного белья и даже для уничтожения насекомых. [7]

Другие китайские курильницы имеют форму птиц или животных, иногда сконструированы так, что дым благовоний выходит изо рта. В средневековый период, когда курильницы чаще использовались в буддийских и даосских ритуалах , ручные курильницы ( шоулу были разработаны 手爐) с длинными ручками.

Археологи раскопали несколько кадильниц из гробниц эпохи Хань , содержащих ароматические вещества или остатки пепла. Некоторые из этих ароматических растений были идентифицированы как маосян (茅香 « Imperata cylindrica , соломенная трава»), гаолянцзян (高良薑 « Галангал »), синьи (辛夷 « Магнолия лилифлора» , магнолия Мулан) и гаобэнь (藁本» Ligusticum sinense). , китайский любисток»). Ученые предполагают, что сжигание этих трав «могло облегчить общение с духами» во время похоронных церемоний. [8]

По словам китаеведа и историка Джозефа Нидэма , некоторые ранние даосы приспособили курильницы для религиозного и духовного использования каннабиса . В даосской энциклопедии Ушан Бияо (無上秘要 «Высшие тайные основы», около 570 г. н. э.) зафиксировано добавление каннабиса в ритуальные кадильницы. [9] Школа Шанцин даосизма представляет собой хороший пример. Священные писания Шанцина были написаны Ян Си (330–386 гг . Н. Э. ) Во время предполагаемых посещений даосских «бессмертных» , и Нидхэм считал, что Ян «почти наверняка помогал каннабису». [10] Тао Хунцзин (456–536 гг. н.э.), редактировавший официальный канон Шанцина, также составил « Минги биэлу» (名醫別錄 «Дополнительные записи знаменитых врачей»). В нем отмечалось, что мабо (麻勃 «цветы конопли») «очень мало используются в медицине, но маги-техники ([ шуцзя ]術家) говорят, что если употреблять их с женьшенем, это даст сверхъестественное знание о событиях в мире». будущее». [10] Нидэм заключил:

Таким образом, в целом есть много оснований полагать, что древние даосы систематически экспериментировали с галлюциногенными дымами, используя методы, возникшие непосредственно из литургических обрядов. … Во всех случаях курильница оставалась центром изменений и трансформаций, связанных с поклонением, жертвоприношением, восходящим ароматом сладкого благоухания, огнем, сгоранием, распадом, трансформацией, видением, общением с духовными существами и заверениями в бессмертии. Вай Тан и Нэй Тан встретились вокруг курильницы. Неужели нельзя в самом деле считать его точкой своего происхождения? [11]

Эти Вайдань (外丹 «внешняя алхимия») и Нэйдань (內丹 «внутренняя алхимия») являются основными разделами китайской алхимии .

В период Тан благовония использовались людьми высшего сословия для личной гигиены, романтических свиданий и дезодорации внутренней части зданий. Сюда входили места поклонения, жилища и рабочие места. Начиная с седьмого века нашей эры, проходила церемония куаньхуо (смена огня), во время которой люди очищали свои дома благовониями. Однако в некоторых частях Восточной Азии курильницы использовались как способ определять время.

На Дальнем Востоке благовония использовались как способ определения времени, поскольку это был простой механизм и, как правило, он не представлял опасности возгорания. На каждой ароматической палочке отмечали интервалы времени, чтобы показать, сколько времени прошло, а затем помещали в ритуальный сосуд-треногу, известный как тинг . Во время императорских коронаций использовались ароматические палочки, чтобы определить продолжительность церемонии. Другой вариант благовоний — спиральная спираль благовоний. Спиральная катушка благовоний использовалась для длительного измерения времени. Одна спираль равна одной ночи. Этот тип благовоний в основном использовался пятью «ночными стражами» общины. Продолжительность их сдвигов и перерывов определялась приращениями времени, отмеченными на спиралях. [12]

Курильницы Тяньгун используются в Китае по религиозным причинам. [13]

Средний Восток

[ редактировать ]
Кошачья парфюмерная горелка, 11 век, Хорасан или Средняя Азия.

Курильницы ( миктара по-арабски) использовались как в религиозном, так и в светском контексте, но более широко использовались во дворцах и домах. Самые ранние известные образцы тарельчатых курильниц с зооморфным орнаментом были раскопаны в Ганзе. [14] [15] а самые ранние образцы зооморфных курильниц относятся к Таджикистану 11 века. [16] Скорее всего, эта практика была вдохновлена в эллинистическом стиле. ​​курильницами для благовоний [15] а также торговля ладаном, присутствующая на Аравийском полуострове с 8-го века до нашей эры. [17]  

Источник фото: Метрополитен-музей.
Курильница амира Саифа ад-Дунья валь-Дина ибн Мухаммада аль-Маварди, XII век, Тайбад

В разное время и в разных областях использовались самые разнообразные конструкции. Керамические и каменные курильницы были наиболее распространены, тогда как металлические курильницы предназначались для богатых. Ремесленники создавали эти курильницы с помощью форм или методом выплавляемого воска. Ажурные зооморфные курильницы с изображением рыси или льва были популярны в исламском мире; бронзовые или латунные образцы встречаются с 11 века до монгольских завоеваний 13 века. [16] Они были особенно популярны в период Сельджуков . [18] Широкое использование курильниц в форме рыси было связано с популярностью животных как охотничьих животных и домашних животных при мусульманских дворах. [16] Сложность произведения также позволит ему вписаться в роскошную обстановку. Курильницы этого типа могли иметь длину около 22 см; другие, как пример из Метрополитен-музея в Нью-Йорке, имеют размер 85 см. [18] Поверхность предмета будет украшена полосами арабской каллиграфии , имитирующей тираз . Эти полосы текста могут включать имя художника и покровителя, а также молитвы и добрые пожелания владельцу. Чтобы вставить угли и благовония, нужно было снять голову; ажурный геометрический дизайн позволит ароматному дыму выйти наружу. [19] В зависимости от размера курильницу можно было носить либо на подносе, либо, используя хвост в качестве ручки.

В мечетях курильницы не имеют литургического назначения или особого дизайна, предназначенного для религиозного контекста. [17] Однако они по-прежнему являются важной частью ритуалов и свадеб. Другие религиозные группы на Ближнем Востоке, такие как копты и сирийцы, действительно используют курильницы для церемоний. 

Бронзовая курильница (коро) с драконом работы Кимуры Тоуна (ок. 1800–1870). Музей Чернуски

Коро ( яп . 香炉, коро ), также китайский термин, представляет собой японскую курильницу, часто используемую в японских чайных церемониях .

Примеры обычно имеют шаровидную форму с тремя ножками, изготовлены из керамики , фарфора Имари , посуды Кутани , Какиемон , Сацума , эмали или бронзы .В Японии похожая курильница, называемая эгоро ( 柄香炉 ), используется несколькими буддийскими сектами. Эгуро обычно изготавливается из латуни с длинной ручкой и без цепочки. Вместо древесного угля в углубление, сделанное в слое золы, засыпают порошок макко. Макко зажигают, а сверху сжигают смесь благовоний. Этот метод известен как Сонаэ-ко (религиозное сожжение). [20]

Мезоамерика

[ редактировать ]
Крышка кадильницы Теотиуакана . Музей Америки, Мадрид

использовались внутри страны и в церемониях в Мезоамерике, особенно в большом центрально-мексиканском городе Теотиуакан (100–600 гг. н. э.), а также во многих королевствах, принадлежащих цивилизации майя Керамические курильницы . Наиболее распространенными материалами для строительства были Adobe , отвес, [21] и фаянсовая посуда . Эти материалы могут быть высушены на солнце и получены из местных источников, что делает их идеальным материалом для мастеров майя. Курильницы различаются по отделке. Некоторые расписаны в технике фрески или украшены украшениями . [22] или небольшие керамические украшения. На этих украшениях обычно изображались ракушки, бусы, бабочки, цветы и другие символы, имеющие религиозное значение, которые могли увеличить количество осадков, сельскохозяйственное изобилие, плодородие, богатство, удачу или облегчить переход душ в подземный мир. [23] Чтобы идентифицировать драгоценные материалы, такие как жадеит и перья кетцаля , важные визуальные маркеры статуса, [22] художники использовали красочные краски.

Эти кадильницы использовались для общения с богами и служили для религиозного очищения. Благовония преподносились божественному существу. Фактически, некоторые люди были назначены на должность пожарного священника. Жрецы огня выполняли большинство задач, связанных с сжиганием благовоний. Некоторые ритуалы включали пир, после которого жрец огня зажигал священную жаровню в храмах. Его ежедневно передавали божественным существам и божествам в качестве подношений. Практика заканчивалась звуком трубы, сделанной из раковины. Еще одной функцией благовоний было исцеление больных. После выздоровления больные преподносили благовония соответствующим богам, чтобы отплатить им за исцеление. [24] Ладан , состоящий из копала (древесной смолы), каучука, сосны, трав, мирры и жевательной резинки, производил то, что описывалось как «запах центра небес». [25]

Форма курильниц в южных низменностях майя отражала религиозные и культурные изменения, произошедшие с течением времени. Некоторые кадильницы использовались на похоронах и погребальных ритуалах, например, с изображением Ягуара подземного мира или Бога Ночного Солнца. Когда король умирал, практиковались «ритуалы прекращения». Во время этих ритуалов сжигатели разбивали, а старые храмы заменяли новыми. [26] Курильницы майя, у которых был резервуар для благовоний на вершине вертикальной шахты, были очень сложными в классический период (600–900 гг. Н.э.), особенно в королевстве Паленке , и обычно изображали голову божества майя. В постклассическом Юкатане, особенно в столице королевства Майяпан , в большом количестве были найдены кадильницы, часто в форме пожилого священника или божества. Мастера майя изготавливали кадильницы разных размеров: некоторые высотой всего в несколько дюймов, другие – в несколько футов.

Христианское использование

[ редактировать ]
византийского обряда Священник с цепной кадильницей

Восточные церкви

[ редактировать ]

Цепная курильница

[ редактировать ]

В Восточной Православной Церкви , Восточной Православной Церкви , а также в Восточно-Католических Церквах , кадильницы ( греческий : thimiateria ) похожи по конструкции на западные кадила . Эта четвертая цепочка проходит через отверстие в засове и скользит, чтобы легко поднять крышку. К цепям часто прикрепляют 12 маленьких колокольчиков, символизирующих проповедь Двенадцати Апостолов , причем один из колоколов заглушается, чтобы символизировать мятежного Иуду . [27] В некоторых традициях кадильницей с колокольчиками обычно пользуется только епископ. Прежде чем диакон приступит к каждению, он отдает кадильницу священнику (или архиерею, если он присутствует) для благословения . Кадильницы, уголь и ладан хранятся в диакониконе (ризнице) Вход с кадильницей на Великую вечерню.

Кадильница используется гораздо чаще в восточных церквях: обычно на каждой вечерне , утрене и Божественной литургии , а также на панихидах (поминках) и других торжественных службах. Если дьякон присутствует , он обычно совершает большую часть каждения; в противном случае священник каждение будет совершать . Непосвященным служителям или помощникам разрешается готовить и носить кадильницу, но им нельзя размахивать ею во время молитв. Литургическое каждение — это практика размахивания кадильницей, подвешенной на цепях, к чему-то или кому-то, обычно к Святой Евхаристии , иконе или человеку, так, чтобы дым от горящего ладана распространялся в этом направлении. Курение благовоний символизирует молитвы церкви, восходящие к Небесам . [27] Во время каждения обычно поют псалом : «Да восстанет молитва моя пред очами Твоими, как фимиам, и поднятие рук моих да будет вечерней жертвой». [28] Когда диакон или священник совершает полное каждение храма ( церковного здания), он часто тихо произносит про себя 51-й Псалом .

Ручная курильница

[ редактировать ]

В дополнение к описанной выше цепной курильнице «ручная курильница» (греч. Κατσί katzi или katzion в определенных случаях используется ). Это устройство не имеет цепей и представляет собой чашу, прикрепленную к ручке, часто с прикрепленными колокольчиками. Крышка обычно крепится к чаше с помощью шарнира.

В греческой практике, особенно на Афоне , во время части вечерни, известной как «Господи, взываю к Тебе», экклезиарх (ризничий) и его помощник совершают полное каждение храма и людей, используя ручные кадильницы.

В некоторых церквях существует практика не пользоваться цепной кадильницей во время Страстной недели даже священником или епископом, заменяя ее ручной кадильницей в знак смирения, покаяния и оплакивания Страстей Христовых . К использованию цепной кадильницы возвращаются непосредственно перед чтением Евангелия на Божественной литургии в Великую субботу .

Некоторые православные христиане используют стоячую кадильницу в углу своего иконы (домашнем алтаре).

Западные церкви

[ редактировать ]
Курильница, используемая во время мессы

В Латинской церкви и ее латинских литургических обрядах католической церкви и некоторых других групп кадило часто называют кадильницей и используют во время важных служб ( благословений , шествий и важных месс ). Обычно кадило представляет собой металлический контейнер размером и формой с кофейник, подвешенный на цепях. В чаше находятся горячие угли, а сверху кладут благовония. Затем кадильню раскачивают взад и вперед на цепях, распространяя ароматный дым.

Знаменитая кадилом является Ботафумейро в соборе Сантьяго-де-Компостела . Подвешенный к потолку собора качающийся серебряный сосуд высотой 5 футов (1,5 м) и весом 55 кг представляет собой впечатляющее зрелище. [27]

Одним из объяснений больших размеров Ботафумейро является то, что в первые дни его использовали для освежения воздуха в соборе после посещения толпами утомленных путешествиями паломников. Когда-то считалось, что дым благовоний защищает от заражения многими болезнями, от которых страдало население в прошлые века. [27]

Некоторые кадилы были основаны на архитектурных мотивах, например, курильница Гозберта из Трирского собора, вдохновленная Храмом Соломона. [29]

Индуистское использование

[ редактировать ]

Индусы традиционно использовали глиняную курильницу под названием Дхуначи для сжигания благовоний углем, хотя также используется кокосовая шелуха. Сосуд имеет расклешенную форму с изогнутой ручкой и открытым верхом. Есть также латунные и серебряные версии.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Регентство Редингот , октябрь 2013 г.
  2. ^ Пиотровский М.Б. и Роджерс Дж.М. (ред.), Рай на Земле: Искусство из исламских стран , стр. 87, 2004, Престель, ISBN   3791330551
  3. ^ П. Моррисро. Транскрипция Кевина Коули. «Католическая энциклопедия» .
  4. ^ «Запахи земли» . www.scents-of-earth.com.
  5. ^ Эриксон, Сьюзан Н. (1992). «Бошанлу: горные курильницы периода Западной Хань: типологический и иконологический анализ» , Архив азиатского искусства 45:6-28.
  6. ^ Нидхэм, Джозеф и Лу Гвей-Джен (1974). Наука и цивилизация в Китае: Том 5, Химия и химическая технология; Часть 2, Спагирические открытия и изобретения: Магии золота и бессмертия . Издательство Кембриджского университета. п. 133.
  7. ^ Шафер, Эдвард Х. (1963). Золотые персики Самарканда, исследование танской экзотики . Издательство Калифорнийского университета. п. 155.
  8. ^ Эриксон (1992), с. 15.
  9. ^ Нидхэм и Лу (1974), с. 150.
  10. ^ Перейти обратно: а б Нидэм и Лу (1974), с. 151.
  11. ^ Нидхэм и Лу (1974), с. 154.
  12. ^ Бедини, Сильвио А. След времени = Ши-Чиен Ти Цу-Чи: Измерение времени с помощью благовоний в Восточной Азии. Кембридж;: Издательство Кембриджского университета, 1994. Печать.
  13. ^ «Храмовые божества Гуанду: Руководство по поклонению» . www.kuantu.org.tw . Проверено 9 марта 2023 г.
  14. ^ Роуленд, Бенджамин (1971). Искусство в Афганистане: Предметы из Кабульского музея . Лондон: Пингвин Пресс. ISBN  978-0713900682 .
  15. ^ Перейти обратно: а б Аллан, Джеймс В. (1981). Нишапур: изделия из металла раннего исламского периода . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. п. 43. ИСБН  978-0300192834 .
  16. ^ Перейти обратно: а б с Пиотровский М.Б. и Роджерс Дж.М. (редакторы), Рай на Земле: Искусство исламских стран , стр. 86–87, 2004, Prestel, ISBN   3791330551
  17. ^ Перейти обратно: а б Магуер, Стеренн Ле (лето 2010 г.). «Типология курильниц исламского периода». Материалы семинара по арабистике . 41 : 173–185. JSTOR   41622131 .
  18. ^ Перейти обратно: а б «Курильница амира Саифа ад-Дунья валь-Дина ибн Мухаммада аль-Маварди» . М.Э.Т. ​16 ноября 2019 г.
  19. ^ Уорд, Рэйчел (1993). Исламская обработка металлов . Лондон: Издательство Британского музея. стр. 12 . ISBN  978-0500277317 .
  20. ^ Японские благовония. «Буддийские благовония – Сонаэ ко» . Архивировано из оригинала 3 сентября 2012 г. Проверено 13 июля 2014 г.
  21. ^ Брюнс, Карен Олсен. «Возвращение к происхождению плюмбата». Американская древность, том. 45, нет. 04, 1980, стр. 845–848, doi: 10.2307/280154.
  22. ^ Перейти обратно: а б Фейнман, Гэри М. и Дори Ринц-Буде. «Рисунок Вселенной майя: королевская керамика классического периода». Латиноамериканское историческое обозрение 75, вып. 3 (1995): 457. doi:10.2307/2517243.
  23. ^ Морхарт, Кристофер Т., Эбигейл Меса Пеньялоса, Карлос Серрано Санчес, Эмили Маклунг Де Тапиа и Эмилио Ибарра Моралес. «Человеческие жертвоприношения в эпиклассический период в северном бассейне Мексики». Латиноамериканская древность 23, вып. 04 (2012): 426-48. дои: 10.7183/1045-6635.23.4.426.
  24. ^ Каллер, Джудит Л. Курильницы. Геттисберг, Пенсильвания: Геттисбергский колледж / Геттисберг, Пенсильвания, 1961. Печать.
  25. ^ Коу, Майкл Д. Майя, седьмое издание. 2005.
  26. ^ Райс, PM 1999, «Переосмысление классических керамических курильниц равнинных майя», Ancient Mesoamerica , vol. 10, №1, с.25-50.
  27. ^ Перейти обратно: а б с д Эррера, Мэтью Д. Holy Smoke: Использование благовоний в католической церкви. Архивировано 12 сентября 2012 г. в Wayback Machine . Сан-Луис-Обиспо: Скрипторий Тикслини, 2011.
  28. ^ Псалом 141:2, Новая международная версия
  29. ^ Гомес-Морено, Кармен (1968). Средневековое искусство из частных коллекций. Специальная выставка в Клойстерс с 30 октября 1968 г. по 30 марта 1969 г. Нью-Йорк: Метрополитен-музей. п. 89.
  30. ^ Коллекция Британского музея
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fa2c5d165805087057a3584dfbb42dab__1721648340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fa/ab/fa2c5d165805087057a3584dfbb42dab.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Censer - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)