Jump to content

Храм

XII века Ангкор-Ват Храмовый комплекс в Камбодже является крупнейшим религиозным сооружением в мире и посвящен индуистскому божеству Вишну .
Храм Боробудур , крупнейший буддийский храм в мире, расположенный в Центральной Яве , Индонезия .
Эрехтейон . в Афинах , Греция , связан с некоторыми из самых древних и священных реликвий афинян, такими как Палладион , ксоанон Афины Полиас

Храм как (от латинского templum ) — это место поклонения , здание, используемое для духовных ритуалов и действий, таких молитва и жертвоприношение . По соглашению, специально построенные места поклонения некоторых религий обычно называются «храмами» на английском языке, а храмы других религий - нет, хотя они выполняют очень схожие функции. Религии, для которых используются эти термины, включают подавляющее большинство древних религий, которые сейчас вымерли, например, древнеегипетскую религию и древнегреческую религию . Среди религий, до сих пор действующих: индуизм (чьи храмы называются Мандир или Ковил ), буддизм (чьи храмы называются Вихар ), сикхизм (чьи храмы называются гурудвара ), джайнизм (чьи храмы иногда называются дерасар ), зороастризм (чьи храмы иногда называют называемые Агиари ), Вера Бахаи (которые часто называют просто Домом Поклонения Бахаи ), Даосизм (которые иногда называют Даогуань ), Синтоизм (которые иногда называют Джиндзя ), Конфуцианство (которые иногда называют Храм Конфуция ).

Религии, места поклонения которых обычно не называются «храмами» на английском языке, включают христианство с церквями , ислам с мечетями и иудаизм с синагогами (хотя некоторые из них используют слово «храм» в качестве названия).

Таким образом, форма и функции храмов очень разнообразны, хотя верующие часто считают их в некотором смысле «домом» одного или нескольких божеств . Обычно божеству приносятся какие-то подношения и проводятся другие ритуалы, а специальной группой духовенства храм поддерживает и управляет . Степень доступа к зданию для всего верующего населения существенно различается; часто к частям или даже ко всему главному зданию доступ могут получить только священнослужители. Храмы обычно имеют главное здание и большую территорию , которая может содержать множество других зданий или может представлять собой куполообразную структуру, очень похожую на иглу.

Это слово пришло из Древнего Рима , где темплум представлял собой священную территорию, определяемую жрецом или авгуром . [1] Оно имеет тот же корень, что и слово «шаблон», план подготовки здания, нанесенный на земле авгуром.

Индуистские храмы

[ редактировать ]

Индуистские храмы известны под разными названиями, в зависимости от региона и языка, включая Алаям, [2] Мандир , Мандир , Амбалам , Гуди , Каву , Койл , Ковил , Деул , Рауль , Девастхана , Девалая , Деваятан , Девакула , Девагириха , Дегул , Дева Мандирая и Девалаям . Архитектура индуистских храмов в основном делится на дравидийский стиль на юге и стиль Нагара на севере, а также на другие региональные стили.

Основные элементы индуистского храма остаются одинаковыми во все периоды и стили. Наиболее важной особенностью является внутреннее святилище, гарбхагриха или чревная камера, где в простой голой камере размещается первичное мурти или культовое изображение божества. Вокруг этой камеры часто располагаются другие постройки и постройки, в большинстве случаев занимающие несколько акров. Снаружи гарбхагриху венчает башнеподобная шихара также называют виманой , которую на юге . Здание святилища может включать в себя амбулаторию для парикрамы ( обхода ), одну или несколько мандап или залов собраний, а иногда и прихожую антаралы и крыльцо между гарбхагрихой и мандапой.

Индуистский храм – это символический дом, резиденция и жилище индуистских богов . [3] это структура, призванная объединить людей и богов Согласно индуистской вере, . Внутри своего внутреннего святилища гарбхагрихи индуистский храм содержит мурти или изображение индуистского бога. Индуистские храмы большие и великолепные, с богатой историей. Есть свидетельства использования священных земель еще в бронзовом веке , а затем и во времена цивилизации долины Инда . [4]

За пределами Индийского субконтинента ( Индия , Бангладеш и Непал ) индуистские храмы построены в различных странах мира . Либо после исторического распространения индуизма по Азии (например, древние каменные храмы в Камбодже и Индонезии ), либо после миграции диаспоры индийских индуистов в Западную Европу (особенно Великобританию ), Северную Америку ( Соединенные Штаты и Канаду ). , а также Австралия, Малайзия и Сингапур, Маврикий и Южная Африка .

Буддийские храмы

[ редактировать ]
Храм Махабодхи , Бихар, Индия

Буддийские храмы включают в себя сооружения, называемые ступами , ватами и пагодами в разных регионах и на разных языках. Буддийский храм может содержать для медитации зал , в котором находится Буддхарупа или образ Будды как объект концентрации и почитания во время медитации. Куполообразные конструкции ступы также используются в ритуале обхода под названием Прадакшина .

Храмы в буддизме представляют собой чистую землю или чистое окружение Будды . Традиционные буддийские храмы созданы для того, чтобы вдохновлять внутренний и внешний мир. [5]

связаны три типа сооружений С религиозной архитектурой раннего буддизма : монастыри ( вихары ), места для почитания реликвий ( ступы ) и святыни или молитвенные залы ( чайтьи , также называемые чайтья грихами ), которые позже стали называться в некоторых храмах. места. Пагода является развитием индийских ступ.

Первоначальной функцией ступы было почитание и сохранение реликвий Гаутамы Будды . Самым ранним археологически известным примером ступы является реликтовая ступа, расположенная в Вайшали , штат Бихар , Индия.

В соответствии с изменениями в религиозной практике ступы постепенно включались в чайтья-грихи (молитвенные залы). Примером тому служат комплексы пещер Аджанта и пещер Эллора ( Махараштра ). храм Махабодхи в Бодх-Гайе в Бихаре Еще один известный пример – .

По мере распространения буддизма стиль буддийской архитектуры различался, отражая схожие тенденции в буддийском искусстве. На форму здания также в некоторой степени повлияли различные формы буддизма в северных странах, где Махаяны в основном практиковался буддизм , а на юге, где преобладал буддизм Тхеравады .

Джайнские храмы

[ редактировать ]
Джайнский храм Ранакпур , Раджастхан , Индия .

Джайнский храм, называемый , является местом поклонения джайнов . , последователей джайнизма Дерасар [6] Некоторые известные джайнские храмы - это Шикхарджи , храмы Палитана , джайнский храм Ранакпур , Шраван Белгола , храмы Дилвара и Лал Мандир . Джайнские храмы построены по различным архитектурным проектам. Джайнские храмы в Северной Индии полностью отличаются от джайнских храмов в Южной Индии, которые, в свою очередь, сильно отличаются от джайнских храмов в Западной Индии. Кроме того, манастамбха (буквально «колонна почета») — это столб, который часто возводят перед джайнскими храмами.

Сикхские храмы

[ редактировать ]
Хармандир Сахиб в Амритсаре , Индия

Сикхский храм называется гурдвара, что буквально означает «дверь к Гуру». Его наиболее важным элементом является присутствие Гуру, Гуру Грантха Сахиба . Гурдвара имеет вход со всех сторон, что означает, что они открыты для всех без каких-либо различий. В гурдваре есть Дарбар Сахиб , где можно увидеть Гуру Грантха Сахиба, и Лангар , где люди могут бесплатно поесть. [7] В гурдваре также может быть библиотека, детская и классная комната. [8]

Месопотамские храмы

[ редактировать ]
Зиккурат Ура , Ирак

Традиция строительства храмов в Месопотамии произошла от культов богов и божеств в месопотамской религии . Он охватывал несколько цивилизаций; из шумерского , аккадского , ассирийского и вавилонского . Наиболее распространенной храмовой архитектурой Месопотамии является сооружение из обожженного на солнце кирпича, называемое зиккуратом , имеющее форму террасной ступенчатой ​​пирамиды с плоской верхней террасой, на которой стояла святыня или храм.

Египетские храмы

[ редактировать ]
Храм Филе , Египет.

Древние египетские храмы были задуманы как места обитания божеств на земле. Действительно, термин ḥwt-nṯr , чаще всего используемый египтянами для описания храмового здания, означает «особняк (или ограждение) бога». [9]

бога Присутствие в храме связывало человеческое и божественное царство и позволяло людям взаимодействовать с богом посредством ритуалов. Считалось, что эти ритуалы поддерживали бога и позволяли ему продолжать играть свою подобающую роль в природе. Таким образом, они были ключевой частью поддержания маата , идеального порядка природы и человеческого общества, согласно египетской вере. [10] Сохранение маат было главной целью египетской религии . [11] и, таким образом, это также было целью храма. [12]

Древние египетские храмы также имели экономическое значение для египетского общества. до 33% Храмы хранили и перераспределяли зерно и стали владеть большими участками пахотных земель страны (по некоторым оценкам, к периоду Нового Царства ). [13] Кроме того, во многих египетских храмах использовался трехсторонний план этажа, чтобы привлечь посетителей в центральную комнату.

Греко-римские храмы

[ редактировать ]
Парфенон на Акрополе Афинском

Греческие и римские храмы изначально строились из дерева и сырцового кирпича, но по мере расширения империй храмы вырастали до монументальных размеров и были построены из таких материалов, как камень и мрамор, на приподнятых платформах. Хотя цвет уже давно потускнел, колонны должны были быть окрашены в белый, синий, красный и черный цвета. Над колоннами должно было быть скульптурное или нарисованное изображение мифа или битвы с отдельно стоящими скульптурами в треугольниках фронтонов . Крыши были покрыты черепицей, а на вершинах и углах располагались скульптуры мифических животных или божеств. Греческие храмы также имели несколько стандартных планов этажей с очень четким расположением колонн. [14]

Перед храмом располагались алтари, предназначенные для жертвоприношений или приношений. Уранические алтари обычно были квадратными, с металлическим поддоном для всесожжений и плоской вершиной, которая была необходима уранским богам для приема подношений. Хтонические алтари, называемые ботросами , представляли собой вырытые в земле ямы для жидких возлияний жертвоприношений животных, молока, меда и вина. Здание, которого располагалась культовая статуя или агальма, в целле в греческой архитектуре располагалось в центре храма, тогда как в Риме целла располагалась сзади. [14] Греческая храмовая архитектура оказала глубокое влияние на древние архитектурные традиции.

Греко-римские храмы строились обращенными на восток, используя восходящее солнце в утренних ритуалах. Местоположение каждого храма также зависело от многих факторов, таких как окружающая среда, миф, функция и божественный опыт. Большинство из них были построены на местах, связанных с мифами, или в местах, где, как считалось, бог совершил подвиг или основал город или город. Многие римские храмы были тесно связаны с важными событиями римской истории, такими как военные победы. Храмы в городах часто посвящались божеству-основателю города, но также служили гражданскими и социальными центрами. В подвале Храма Сатурна даже располагалась государственная казна и казначейские конторы. [14]

Европейские политеистические храмы

[ редактировать ]
Храм Гарни , Армения

Римляне обычно называли святое место языческой религии фанум ; в одних случаях это относилось к священной роще, в других — к храму. Средневековые латинские писатели также иногда использовали слово templum , ранее использовавшееся для обозначения храмов древнеримской религии. В некоторых случаях трудно определить, был ли храм зданием или уличной святыней. Для храмовых построек германских народов древнескандинавский термин . hof часто используется

Зороастрийские храмы

[ редактировать ]
Йезд Аташ Бехрам

Зороастрийский Дар- э храм также можно назвать -Мехр и Аташкаде . Храм огня в зороастризме — место поклонения зороастрийцев. Зороастрийцы почитают огонь в любой форме, и в их храмах есть вечный огонь , причем Аташ Бехрам (Огонь Победы) является высшей степенью из всех, поскольку он сочетает в себе 16 различных видов огня, собранных в сложных ритуалах.

В зороастрийской религии огонь ( Атар ) вместе с чистой водой ( Абан ) являются агентами ритуальной чистоты. Чистый, белый «зола для церемоний очищения считается основой ритуальной жизни», которая «по сути представляет собой обряды, необходимые для ухода за домашним огнем, поскольку храмовый огонь — это огонь в очаге, возведенный в новую торжественность». ". [ Эта цитата нуждается в цитировании ]

Китайские храмы

[ редактировать ]
Храм Неба , Пекин

Под китайскими храмами понимаются храмы в соответствии с китайской культурой , которые служат храмами китайских религий, а именно конфуцианства , даосизма , буддизма и китайской народной религии . Китайские храмы возникли из древней религии и традиций китайского народа , начиная с древней эпохи императорского Китая , поэтому они обычно строятся в типичной классической китайской архитектуре .

За исключением основания, построенного из приподнятой платформы из земли и камня, большинство частей китайских храмов выполнены из деревянных столярных изделий, с частями кирпичной кладки и глазурованной керамикой для крыш и украшений из плитки. Типичные китайские храмы имеют изогнутые нависающие карнизы и сложную конструкцию многоярусной крыши. Китайские храмы известны своим ярким цветом и богатым декором. Их крыши часто украшают мифические звери, такие как китайские драконы и цилини , а иногда и китайские божества. Китайские храмы можно найти по всему материковому Китаю и Тайваню , а также там, где китайские диаспоры поселились за рубежом; таким образом, китайские храмы можно найти в китайских кварталах по всему миру.

Индонезийские храмы

[ редактировать ]
Храм Содживан , образец типичной яванской храмовой архитектуры 9-го века.

Канди индонезийский термин, обозначающий древние храмы. До возникновения ислама, между 5 и 15 веками, дхармические религии (индуизм и буддизм) составляли большинство на Индонезийском архипелаге, особенно на Яве и Суматре . В результате были построены многочисленные индуистские храмы, известные как канди , которые доминировали над ландшафтом Явы. Архитектура канди следует типичным индонезийским архитектурным традициям, основанным на Васту Шастре . Планировка храма, особенно в период Центральной Явы , включала в себя план храма- мандалы , а также типичные высокие шпили индуистских храмов. Канди Меру был создан, чтобы имитировать , священную гору и обитель богов. С точки зрения современного индонезийского буддизма , канди относится к святыне, древней или новой. Например, несколько современных вихар в Индонезии содержат копии или реконструкции известных буддийских храмов в натуральную величину, такие как копия Павона. [15] и храмы Плаосана первара (маленькие ) .

Согласно местным верованиям, в долине Явы были тысячи индуистских храмов, сосуществовавших с буддийскими храмами, большинство из которых были погребены во время мощного извержения горы Мерапи в 1006 году нашей эры.

Мезоамериканские храмы

[ редактировать ]
Храм Кукулькана в Чичен-Ице расположен на вершине пирамиды Кукулькана.

Храмы мезоамериканской цивилизации обычно имели форму ступенчатых пирамид с храмами или святилищами на вершине массивной конструкции. Они больше похожи на зиккураты Месопотамии, чем на египетские. Один или несколько пролетов крутых ступенек от основания ведут к храму, стоявшему на плато на вершине пирамиды. Каменный храм мог представлять собой квадратное или округлое сооружение с дверным проемом, ведущим в целлу или внутреннее святилище. Плато на вершине пирамиды перед храмом — место, где совершалось ритуальное жертвоприношение.

Некоторые классические мезоамериканские пирамиды украшены историями о пернатом змее Кетцалькоатле или мезоамериканскими мифами о сотворении мира , написанными в виде иероглифов на ступенях пирамид, на стенах и на скульптурах, содержащихся внутри. [16] Известный пример включает ацтекский Акатитлан и майяские Чичен-Ицу , Ушмаль и Тикаль .

Еврейские синагоги и храмы

[ редактировать ]

В иудаизме древние еврейские тексты относятся к «святилищу», «дворцу» или «залу» каждого из двух древних храмов в Иерусалиме , называемых в Танахе «Бейт ЯХВЕ» , что буквально переводится как « . Дом ЯХВЕ» В английском языке для них обычно используется термин «храм».

Храмовая гора в Иерусалиме – это место, где Первый Храм Соломона и Второй Храм были построены . В центре сооружения находилось Святая Святых , куда мог войти только Первосвященник . На Храмовой горе сейчас находится исламское здание « Купол Скалы» ( ок. 690 г. н.э. ).

Греческое слово «синагога» вошло в употребление для описания еврейских (и самаритянских ) мест поклонения в эллинистические времена, и оно, наряду с идишским термином «шул » и оригинальным еврейским термином «Бейт Кнессет» («Дом собрания»), является термином в наиболее универсальных терминах. использование.

С XVIII века евреи Западной и Центральной Европы стали применять к синагогам название храм , заимствованное из французского языка, где оно использовалось для обозначения всех некатолических молитвенных домов. Этот термин стал прочно ассоциироваться с реформаторскими институтами, в некоторых из которых как прихожане, так и посторонние ассоциировали его с прекращением молитв о восстановлении Иерусалимского храма, хотя первоначальное значение этого не было - традиционные синагоги называли себя «храмом» вместо за век до появления реформ, и многие продолжали делать это и после. [17] На американском языке храм часто является синонимом синагоги , особенно неправославных.

Термин кенеса , от арамейского слова «собрание», используется для описания мест поклонения евреев-караимов .

Примером такого храма является Софийская синагога , Болгария, крупнейшая синагога в Юго-Восточной Европе и третья по величине в Европе . [18]

Христианские храмы

[ редактировать ]

Православное христианство

[ редактировать ]
Храм Христа Спасителя в Москве , Россия .

Слово «храм» часто используется в традиции восточного христианства ; особенно Восточная Православная Церковь , где основными словами, используемыми для обозначения молитвенных домов, являются храм и церковь . Использование слова «храм» обусловлено необходимостью отличать здание церкви от церкви, рассматриваемой как Тело Христово. В русском языке (как и в других славянских языках ), хотя общее слово для обозначения «церковь» — «церков» , термин «храм» ( «Храм» ), «храм», используется для обозначения церковного здания как храма Божия ( Храм Божий ). Слова церковь и храм в данном случае взаимозаменяемы; однако термин церковь ( древнегреческий : ἐκκλησία ) гораздо более распространен. Термин «храм» ( древнегреческий : ναός ) также обычно применяется к более крупным церквям. Некоторые известные церкви, которые называются храмами, включают собор Святой Софии , собор Василия Блаженного , собор Александра Невского, Софию , собор Христа Спасителя и храм Святого Саввы в Белграде , Сербия .

католицизм

[ редактировать ]
Базилика Сакре-Кер в Париже

Слово «храм» традиционно редко использовалось в англоязычной западной христианской традиции . В ирландском языке некоторые церкви до раскола использовали слово teampall . Обычное слово для обозначения церкви в венгерском языке templom , также происходящее от того же латинского корня. В испанском языке проводится различие между храмом как физическим зданием для религиозной деятельности и церковью как физическим зданием для религиозной деятельности, а также собранием религиозных последователей. [19]

Основными словами, обычно используемыми для обозначения молитвенных домов в западной христианской архитектуре, являются аббатство , базилика , собор , часовня и церковь . Католическая церковь в редких случаях использовала слово «храм» в отношении места поклонения. Примером может служить римско-католический храм Саграда Фамилия в Барселоне, Испания, и римско-католический храм Базилика Сакре-Кер в Париже, Франция. Другой пример — Храм или Богоматерь Столпа, церковь в Гвадалахаре , Мексика .

протестантизм

[ редактировать ]

Некоторые протестантские церкви используют этот термин; Над главным входом в лютеранскую церковь Густава Васа в Стокгольме , Швеция, находится картуш на латыни, на котором написано: «Этот храм (...) был построен королем Оскаром II».

Начиная с конца восемнадцатого века, после эпохи Просвещения , некоторые протестантские конфессии во Франции и других странах начали использовать слово «храм» , чтобы отличить эти помещения от католических церквей. Евангелические и другие протестантские церкви используют самые разные термины для обозначения мест богослужений, таких как церковь, скиния или храм. Кроме того, некоторые отколовшиеся католические церкви, такие как Мариавитская церковь в Польше, решили также обозначить свое центральное церковное здание как храм, как в случае с Храмом Милосердия и Милосердия в Плоцке .

Движение Святых последних дней

[ редактировать ]
Киртландский храм в Киртланде, штат Огайо

По словам Святых последних дней , в 1832 году Джозеф Смит получил откровение о восстановлении практики храмового поклонения в «доме Господнем». Храм в Киртланде был первым храмом движения Святых последних дней и единственным, завершенным при жизни Смита, хотя храм в Наву был частично завершен на момент его смерти . Расколы , возникшие в результате кризиса преемственности, привели к разным взглядам на роль и использование храмов между различными группами, имеющими конкурирующие претензии на преемственность.

Книга Мормона , которая, по мнению Святых последних дней, является дополняющей Библию книгой Священных Писаний, относится к строительству храмов в древней Америке группой людей, называемых Нефийцами . Хотя авторы Книги Мормона не дают подробного описания обычаев этих нефийских храмов, они были построены «по образцу храма Соломона» ( [20] ) и служили местом сбора важных религиозных и политических событий (например, Мосия 1–6; 3-й Нефий 11–26). [21]

Церковь Иисуса Христа Святых последних дней

[ редактировать ]
Храм СПД в Солт-Лейк-Сити, штат Юта

Церковь Иисуса Христа Святых последних дней является плодовитым строителем храмов. Церковь СПД имеет 350 храмов, находящихся на разных стадиях строительства, в том числе 195 посвященных храмов (188 действующих и 7 ранее посвященных, но закрытых на реконструкцию). [22] ), 7 запланировано к сдаче , 43 в стадии строительства , 5 запланировано к закладке фундамента , [23] и еще 100 объявлено (еще не строятся). [24] [25] Храмы Святых последних дней предназначены для исполнения и совершения только самых святых и священных заветов и особых таинств . Они отличаются от домов собраний и часовен , где богослужения еженедельно проводятся . Храмы построены и содержатся в строгой святости и не подлежат осквернению. Таким образом, для входа применяются строгие правила, включая членство в церкви и регулярное посещение. В период открытых дверей после постройки и до открытия храм открыт для экскурсий. [26]

Другие конфессии Святых последних дней

[ редактировать ]

Различные секты движения Святых последних дней, основанного Джозефом Смитом, имеют храмы. [27]

Эзотерическое христианство

[ редактировать ]
горы Экклесия Храм

Масонские храмы

[ редактировать ]
Типичная масонская ложа

Масонство — это братская организация , возникшая в восемнадцатом веке, члены которой объединены общим набором моральных и метафизических идеалов, основанных на коротких ролевых повествованиях о строительстве Храма царя Соломона. Масоны встречаются как Ложа. Ложи встречаются в масонском храме (имеется в виду храм царя Соломона), масонском центре или масонском зале, таком как Зал масонов в Лондоне . Существует некоторая путаница, поскольку масоны обычно называют собрание ложи происходящим в ложе .

Храм Нептуна в парке Монрепо в Выборге, Россия

Конвенция иногда разрешает использование храма в некоторых из следующих случаев:

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Латинский словарь и грамматика . Университет Нотр-Дам. 26 мая 2009 года . Проверено 24 июля 2009 г.
  2. ^ АЛАЯМ: Индуистский храм; Воплощение индуистской культуры; Г.Венкатарамана Редди; Опубликовано Адхьякшей; Шри Рамакришна Матх; ISBN   978-81-7823-542-4 ; Страница 1
  3. ^ Крамриш, Стелла (1946). Индуистский храм Мотилал Банарсидасс. стр. 100-1 135, контекст: 40–43, 110–114, 129–139 со сносками. ISBN  978-81-208-0223-0 . , Цитата: «[Индуистский] храм — это престол и жилище Бога, согласно большинству [индийских] названий» (стр. 135); «Храм как Вимана, пропорционально измеренный во всем, является домом и телом Бога» (стр. 133).
  4. ^ «Индуизм - Ранний индуизм (2 век до н. э. – 4 век н. э.) | Британника» . www.britanica.com . Проверено 20 января 2023 г.
  5. ^ «Нью-Йоркский буддийский храм мира во всем мире» . Кадампаньюйорк.org. 1 августа 1997 г. Архивировано из оригинала 11 июня 2012 г. Проверено 20 июня 2012 г.
  6. ^ Бэбб, Лоуренс, А. (1996). Отсутствующий господин: аскеты и короли в джайнской ритуальной культуре . Опубликовано издательством Калифорнийского университета . п. 66 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  7. ^ «Гурдвара» . bbc.co.uk. ​Би-би-си . Проверено 18 марта 2013 г.
  8. ^ «Требования Гурдвары» . worldgurudwaras.com . Архивировано из оригинала 4 октября 2013 года . Проверено 18 марта 2013 г.
  9. ^ Спенсер 1984, с. 22, 44; Снейп 1996, с. 9
  10. ^ Дюнанд и Зиви-Кош, 2005, стр. 89–91.
  11. ^ Ассманн 2001, с. 4
  12. ^ Шафер, Байрон Э., «Храмы, священники и ритуалы: обзор», в Shafer 1997, стр. 1–2.
  13. ^ Андре Доллинджер. Экономика Древнего Египта. стр. 5 [1] Проверено 19 июня 2012 г.
  14. ^ Jump up to: а б с Денова, Ребекка И. (2018). Греческая и римская религии . Джон Уайли и сыновья. ISBN  978-1-78785-765-0 . OCLC   1243160502 .
  15. ^ «Копия кухонного храма» . Вихара Джакарта Дхаммакакка Джая .
  16. ^ Кунц, Рекс (2013). Мексика: от ольмеков до ацтеков . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Темза и Гудзон. ISBN  9780500290767 .
  17. ^ Майкл А. Мейер, Ответ на современность: история реформаторского движения в иудаизме , издательство Wayne State University Press, 1995. с. 42.
  18. 100-летие синагоги в Софии , dnes.bg, 6 сентября 2009 г.
  19. ^ Балдаяк, Рафаэль. «Церковь и храм: разница» . Информация . Проверено 23 января 2018 г.
  20. ^ «Вторая книга Нефия, глава 5 – 5:16» . Lds.org. 21 февраля 2012 г. Проверено 20 июня 2012 г.
  21. ^ «Храмы» . Achoiceland.com. 01.10.2010 . Проверено 20 июня 2012 г.
  22. ^ Хилл, Виктория (23 января 2023 г.). «Объявлены планы по восстановлению и переносу храма в Анкоридже, Аляска» . КУТВ . Проверено 6 июля 2024 г. (Храм в Анкоридже, Аляска, переносится и изменяется в размерах. Пока новый храм находится в стадии строительства, существующий храм открыт и будет выведен из эксплуатации и снесен после посвящения нового).
  23. ^ Тейлор, Скотт (28 июля 2024 г.). «Обзор в середине года основных вех храма Церкви Иисуса Христа Святых последних дней» . Церковные новости . Проверено 1 августа 2024 г.
  24. ^ (Кроме того, в церкви есть 1 исторический храм ). «Передача священных мест и исторических документов Церкви Иисуса Христа» . newsroom.churchofjesuschrist.org . 5 марта 2024 г. Проверено 6 июля 2024 г.
  25. ^ «Список храмов» . Архивировано из оригинала 14 февраля 2002 г.
  26. ^ «Часто задаваемые вопросы» . Архивировано из оригинала 14 февраля 2002 г.
  27. ^ Генеральная прокуратура Юты и Генеральная прокуратура Аризоны. Букварь «Помощь жертвам домашнего насилия и жестокого обращения с детьми в полигамных сообществах». Архивировано 27 января 2013 г. в Wayback Machine . Обновлено в июне 2006 г. Страница 23.
  28. ^ Джонсон, Мелвин С. (2006). Полигамия на Педерналесе: мормонские деревни Лаймана Уайта в довоенном Техасе, 1845–1858 гг . Логан, Юта: Издательство Университета штата Юта. п. 125 . Проверено 6 февраля 2015 г.
  29. ^ Jump up to: а б Андреа Мур-Эмметт. Божий бордель. Пенсне Пресс: 1 июня 2004 г. ISBN   1-930074-13-1
  30. ^ «Церковь покупает храм в Киртланде, другие исторические здания и артефакты у Сообщества Христа» . Церковные новости . 06 марта 2024 г. Проверено 4 мая 2024 г.
  31. ^ «Джеффс посвящает храм ФСПД на ранчо YFZ» . Успех Эльдорадо . 11 января 2005 года. Архивировано из оригинала 7 марта 2005 года . Проверено 6 апреля 2008 г.
  32. ^ «Храм ФСПД кажется завершенным» . Бен Уинслоу (AP). 31 января 2006 г.
  33. ^ Jump up to: а б «Техас захватывает ранчо многоженца Уоррена Джеффса» . Новости Эн-Би-Си. Ассошиэйтед Пресс. 17 апреля 2014 года . Проверено 18 апреля 2014 г.
  34. ^ Jump up to: а б Карлайл, Нейт (17 апреля 2014 г.). «Техас завладевает полигамным ранчо» . Солт-Лейк-Трибьюн . Проверено 17 апреля 2014 г.
  35. ^ «9 удивительных непальских храмов, которые следует посетить, прежде чем умереть» . Прасант Бхатт . 13 апреля 2018 г. Архивировано из оригинала 14 апреля 2018 г. Проверено 13 апреля 2018 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Хани, Жан, Символика христианского храма , Г. Треданиэль (редактор); [2. ред.] издание (1978), 207 стр., ISBN   2-85707-030-6
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0e7c257413295d1ace0c5a29b624fda5__1718989560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0e/a5/0e7c257413295d1ace0c5a29b624fda5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Temple - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)