беременная женщина
Гарбхагриха санскрит ( ) : garbhgrih , латинизированное : Garbhagṛha — самое сокровенное святилище индуистских и джайнских храмов , то, что можно назвать « святых » или « святая святая святая ».
Термин гарбхагриха (буквально «камера матки») происходит от санскритских слов гарбха — чрево и гриха — дом. Хотя этот термин часто ассоциируется с индуистскими храмами, он также встречается в джайнских и буддийских храмах . [ 1 ]
Гарбхагриха — это место, где находится мурти храма (священное изображение) главного божества . Это может быть мурти Шивы , как лингам , его супруга Богиня в ее освященном образе или символе йони , Вишну или его супруга, или какой-то другой бог в символе или образе. [ 2 ] В храме Раджрани в Бхуванешваре, недалеко от Пури, в этой темной гарбхагрихе нет никакого символа. [ 3 ]
Архитектура
[ редактировать ]Гарбхагриха обычно квадратная (хотя есть исключения). [ 4 ] ), сидит на постаменте и тоже по крайней мере примерно куб . По сравнению с размером храма, который может окружать его, и особенно с большой башней, обычно находящейся над ним, гарбхагриха представляет собой довольно маленькую комнату.
Типичной индуистской и джайнской гарбхагрихе предшествует одна или несколько прилегающих мандап с колоннами (подъезды или залы), которые соединены со святилищем открытым или закрытым вестибюлем ( антарала ). [ 5 ] и через которое священники или преданные могут приблизиться к святыне, чтобы поклоняться присутствию божества в глубокой, погруженной медитации. [ 6 ]
Помимо квадратной формы, гарбхагриха чаще всего не имеет окон и имеет только один вход, обращенный в восточное направление восходящего солнца (хотя есть исключения). [ 7 ] ), и он слабо освещен, чтобы позволить уму преданного сосредоточиться на осязаемой форме божественного внутри него. Гарбхагриха также обычно увенчивается огромной башней-надстройкой. Двумя основными стилями башен являются шихара (в северном регионе Индии) и вимана (в южном регионе Индии).
Ранним прототипом этого стиля гарбхагрихи является храм Деогарх шестого века нашей эры в районе Джханси штата Уттар-Прадеш (над которым также есть небольшая чахлая шихара). [ 8 ] Этот стиль полностью появился в восьмом веке нашей эры и развил различные региональные вариации в Ориссе, центральной Индии, Раджастане и Гуджарате. [ 9 ] Однако следует помнить, что по всей Южной Азии каменные постройки всегда значительно превосходили по численности здания из скоропортящихся материалов, таких как дерево, бамбук, солома и кирпич. [ 10 ] Таким образом, хотя некоторые ранние образцы камня сохранились, самое раннее использование квадратной гарбхагрихи не может быть категорически датировано просто потому, что ее первоначальные конструкционные материалы уже давно разложились.
Существуют некоторые исключения из правила квадратов. В некоторых храмах, особенно в ранние времена, гарбхагриха не совсем квадратная, а в некоторых более поздних она может быть прямоугольной, чтобы обеспечить достаточно симметричного пространства для размещения более чем одного божества, как, например, в храме Савади Тримурти . [ 11 ] Другие прямоугольные гарбхагрихи включают храмы Шаста (Кариккад Ксетрам), Манджери и Варахи Деула .
Есть очень мало примеров большего разнообразия: камера в Гудималламе имеет полукруглую форму сзади и расположена ниже уровня основного пола храма (см. Врезку внизу).
Знаменитый храм Дурги VII века, Айхоле, также имеет закругленную апсиду на конце гарбагрихи, что отражается в форме камеры. Точно так же гарбхагриха в храме Трипрангоде Шивы имеет закругленную апсиду. Полностью круглые гарбхагрихи существуют в храме Шивы в Масаоне, а также в храме Шивы в Чандрехе. [ 12 ]
Ориентация
[ редактировать ]Башня, венчающая гарбхагриху, образует главную вертикальную ось храма. [ 13 ] и обычно понимается как символ оси мира, проходящей через гору Меру . Напротив, гарбхагриха обычно является частью главной горизонтальной оси храма, которая обычно проходит с востока на запад. В тех храмах, где есть еще и поперечная ось, гарбхагриха обычно находится на их пересечении.
Место для гарбхагрихи ритуально ориентировано на точку полного равновесия и гармонии как представителя микрокосма Вселенной. Это достигается с помощью космической диаграммы ( мандала васту пуруша в индуистской храмовой архитектуре ), которая используется для ритуального отслеживания иерархии божеств на земле, где должен быть построен новый храм. [ 14 ] Действительно, планы многих индийских храмов сами по себе имеют форму прямолинейного абстрактного узора мандалы. [ 15 ] Мурти », ось , божества ритуально и симметрично расположено в центре святилища Гарбхагриха и представляет собой « ось мира вокруг которой ориентирован мир и которая соединяет небо и землю. [ 16 ] [ 17 ]
Эта симметрия подчеркивает основные оси, лежащие в основе храма. Две кардинальные оси, пересекающиеся под прямым углом, ориентируют план земли: продольная ось (проходящая через дверной проем, обычно с востока на запад) и поперечная (обычно с севера на юг). Диагональные оси проходят через углы гарбхагрихи и, поскольку квадрат является обычной основой всего плана виманы, через внешние углы. [ 18 ]
Есть некоторые исключения из правила восточной ориентации. Например, гарбхагриха в храме Шаста (Кариккад Ксетрам) в Манджери, храм Шивы в Масаоне и храм Шивы в Чандрехе обращены на запад. Эрнест Шорт предполагает, что эти храмы Шивы, обращенные на запад, являются результатом правил Шулба-сутр , которые устанавливают соответствующие формы и символику индуистского храма. В то время как храм Брахмана был открыт со всех четырех сторон, говорит Шорт, храм Вишну был обращен на восток, а храм Шивы - на запад. [ 19 ]
индуизм
[ редактировать ]Цель каждого индуистского храма — быть домом для божества, чье изображение или символ установлено и чье присутствие сосредоточено в центре и в центре здания. [ 20 ]
Вход в индуистскую гарбхагриху традиционно был разрешен только священникам, которые совершают там службы. [ 21 ] хотя в храмах, которые используются для активного богослужения (в отличие от исторических памятников), доступ, по крайней мере, ограничен индуистами. В джайнские храмы всем джайнам, соответствующим образом омывшимся и очищенным, разрешен вход. [ 22 ]
Функция святыни как дома божества заключается не только в предоставлении убежища, но и в проявлении присутствия внутри, в том, чтобы быть конкретной реализацией и приходом в мир божества. Символически святилище — это тело бога, а также дом, и это отражается во многих санскритских терминах, обозначающих архитектурные элементы. [ 23 ] Воплощенная божественность, ее сила, исходящая изнутри, раскрывается во внешности, где главным образом сосредоточено архитектурное выражение. [ 24 ] Это согласуется с другими ранними индуистскими изображениями, которые часто изображали космические роды — появление в настоящем существовании божественной реальности, которая в противном случае оставалась бы без формы — а также «медитативными конструкциями». [ 25 ]
Другие языки
[ редактировать ]На тамильском языке гарбхагриха называется карувараи, что означает внутреннюю часть святилища. Слово каруарай означает «камера матки». Слово «кару» означает плод, а «араи» — комната.
Сатчитананда — это эпитет и описание субъективного опыта окончательной неизменной реальности, типичный для которого представляет гарбхагриха. Преданные храма Сабаримала могут называть гарбхагриху саннидханам . [ 26 ]
Сриковил — еще один термин для обозначения гарбхагрихи. [ 27 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ История архитектуры сэра Банистера Флетчера под редакцией Дэна Крукшенка (20-е изд.). 1996. Согласно этому изданию «Истории архитектуры» сэра Банистера Флетчера, джайны считают себя индуистами в широком смысле, и поэтому храмовая архитектура джайнов в данный период и регион принципиально не отличается от индуистской храмовой архитектуры, часто являясь произведением тех же архитекторов и мастеров, да еще и находящихся под покровительством тех же правителей.
- ^ Кэмпбелл, Джозеф. Творческая мифология . п. 168.
- ^ Циммер, Генрих; Кэмпбелл, Джозеф (1955). Искусство индийской Азии, Боллинген, серия XXXIX . Нью-Йорк: Книги Пантеона. п. Том. II, листы 336–43.
- ^ Банс, Фредерик В. (2007). Памятники Индии и индийских штатов: планы крупных и примечательных храмов, гробниц, дворцов и павильонов Юго-Восточной Азии .
- ^ Ву, Нельсон И. (1963). Китайская и индийская архитектура: город человека, гора Бога и царство бессмертных . Студия Виста. ISBN 9780289370711 .
- ^ Кэмпбелл, Джозеф. Творческая мифология . п. 168.
- ^ Банс, Фредерик В. (2007). Памятники Индии и индийских штатов: планы крупных и примечательных храмов, гробниц, дворцов и павильонов Юго-Восточной Азии .
- ^ Коротко, Эрнест (1936). Эрнест ШоА История религиозной архитектуры .
- ^ Коротко, Эрнест (1936). Эрнест ШоА История религиозной архитектуры .
- ^ История архитектуры сэра Банистера Флетчера под редакцией Дэна Крукшенка (20-е изд.). 1996.
- ^ Харди, с. 31, примечание 5,
- ^ Банс, Фредерик В. (2007). Памятники Индии и индийских штатов: планы крупных и примечательных храмов, гробниц, дворцов и павильонов Юго-Восточной Азии .
- ^ Харди, 16–17
- ^ Харди, с. 17
- ^ Манн, AT (1993). Сакральная архитектура . Элемент. ISBN 9781852303914 .
- ^ Коротко, Эрнест (1936). Эрнест ШоА История религиозной архитектуры .
- ^ Тапар, Бинда (2004). Введение в индийскую архитектуру . Сингапур: Periplus Editions. п. 43. ИСБН 0-7946-0011-5 .
- ^ Харди, 17 лет.
- ^ Коротко, Эрнест (1936). Эрнест ШоА История религиозной архитектуры .
- ^ Харди, 16 лет.
- ^ Харди, 16 лет.
- ^ Харди, 30 лет, примечание 1.
- ^ История архитектуры сэра Банистера Флетчера под редакцией Дэна Крукшенка (20-е изд.). 1996.
- ^ История архитектуры сэра Банистера Флетчера под редакцией Дэна Крукшенка (20-е изд.). 1996.
- ^ Мейстер, Майкл (1987). «Индуистские храмы» в Религиозной энциклопедии Гейла . Том 13.
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Саннидханам» . Архивировано из оригинала 13 марта 2012 г.
- ^ "Сриковил". Определения.нет. ООО «СТЭНДС4», 2023. Интернет. 22 апр. 2023. < https://www.definitions.net/definition/Sreekovil >.
Ссылки
[ редактировать ]- Харди, Адам, Индийская храмовая архитектура: форма и трансформация: традиция Карната-Дравида, 7-13 века , 1995, Abhinav Publications, ISBN 8170173124 , 9788170173120, книги Google .
- Джордж Мичелл, Памятники Индии (Penguin Guides, Vol. 1, 1989).