Шихара
Шикхара ( IAST : Śikhara ), санскритское слово, которое буквально переводится как «горная вершина», относится к поднимающейся башне в индуистской храмовой архитектуре Северной Индии , а также часто используется в джайнских храмах . Шикхара , где покоится верховное божество , над комнатой гарбхагрихи является самой заметной и заметной частью индуистского храма Северной Индии. [1] [2]
В Южной Индии эквивалентным термином является вимана ; в отличие от шихары , это относится ко всему зданию, включая святилище под ним. На юге шихара — это термин, обозначающий только верхнюю ступень виманы, которая обычно представляет собой купол, увенчанный навершием ; [3] в этой статье речь идет о северной форме. Южную виману не следует путать со сложными надвратными башнями южноиндийских храмов, называемыми гопурамами , которые часто являются более высокими и заметными в больших храмах.
Формы
[ редактировать ]Шихару можно разделить на три основные формы: [4]
- Латина . Латинская ратху шикхара имеет четыре грани, которые могут включать в себя выступы или внутри каждой грани. Все элементы плавно движутся вверх по лицу по кривой. Их также иногда называют «однородными» шихара , в отличие от следующих двух типов, которые можно назвать «гетерогенными». [5] Это наиболее распространенная форма шикары. [6]
- Сехари . добавлены К форме секхари прикрепленные (прикрепленные) подшпили или шпили, называемые урушринга , повторяющие основную форму. Они могут занимать большую часть лица. Их может быть более одного размера, иногда называемых вторичными и третичными. Третичные завитки обычно располагаются на концах лица или по углам. [7]
- Бхумиджа . Башня имеет миниатюрные шпили, расположенные горизонтальными и вертикальными рядами до самой вершины. [8] создавая эффект сетки на каждом лице. Башня, как правило, имеет менее вертикальную общую форму, часто приближающуюся к пирамидальной форме. Эта форма в основном встречается в северном Декане и Западной Индии. [7]
История
[ редактировать ]Ранняя история индуистской шихары неясна. [10] но буддийский храм Махабодхи в Бодх-Гайе имеет прямостороннюю башню-шихара высотой более 55 метров (180 футов) с амалакой наверху. Нынешняя структура восходит к Империи Гуптов , в V – VI веках нашей эры. Когда храм приобрел башню шихара, которая сегодня считается более характерной для индуистских храмов , неизвестно. [11] Однако нынешняя структура храма Махабодхи может представлять собой реставрацию более ранних работ 2-го или 3-го века нашей эры. [9]
Эрнест Хавелл проследил происхождение шикхары в Древней Месопотамии и ссылался на царские дворцы-крепости схожих форм, изображенные на стеле Нарам-Сина. [12] Мемориальная доска из Кумрахара , датированная 150-200 гг. н. э., основанная на датированных надписях Харошти и объединенных находках монет Хувишки , уже показывает храм Махабодхи в его нынешнем виде со ступенчатой усеченной пирамидой и ступы навершием на вершине, а также религиозными изображениями Будда увенчанная слоном, и колонна Ашоки, рядом со входом. [13] Считается, что эта форма усеченной пирамиды была заимствована из конструкции ступенчатых ступ , возникших в Гандхаре , как это видно в ступах Джауляна , с удлиненной структурой, состоящей из последовательности ступеней с нишами, содержащими чередующиеся изображения Будды. с греко-римскими колоннами и увенчанной ступой. [9] [14]
По крайней мере, к 600 году н. э. в Одише , [15] и, возможно, несколько позже на Деканском плато и в Западной Индии, [16] Латинская форма шихары хорошо известна: амалака наверху находится камень-диск , а затем урна -калаша . часто имеется элемент суканаса . Над входной дверью [17]
Формы с меньшими вспомогательными шпилями начинаются с 10 века. [18] и с этого момента имеют тенденцию преобладать. Группа памятников Кхаджурахо имеет несколько ранних форм, относящихся к началу века, хотя латинские формы вновь появляются примерно после 1050 года, в таких примерах, как храм Вамана . [19] Шпиль бхумиджа, вероятно, впервые появляется около 1000-1025 годов, а строительство других храмов, таких как Шив Мандир, Амбарнатх , началось в 1050-х годах . [20]
Основные стили
[ редактировать ]Шикхары являются элементом многих стилей индуистской храмовой архитектуры , из которых наиболее распространены три: Нагара , Весара и дравидийский : [1]
- Стиль Нагара более распространен в северной Индии, где шикхара имеет высокую изогнутую форму. На северо-востоке местный термин деул или деула чаще используется , как для башен, так и зачастую для всего храма. В Одише Рекха Деула — это святилище и башня над ним; Ганди — это также термин, обозначающий только верхнюю башню, что соответствует шихаре. Кривая также очень небольшая до вершины, а амалака довольно большая, обычно поддерживаемая четырьмя обращенными наружу скульптурами львов. [21] Из многих храмов Бхубанешвара только храм Раджарани имеет значительные шпили. [22]
- Стиль Весара , синтез Нагара и дравидийского стиля, встречается в Карнатаке и чаще всего в храмах Хойсала , а затем и в храмах Чалукья . В стиле весара башня принимает более низкую коническую форму с богато украшенной резьбой.
- Дравидийский . где эквивалентом шихары является вимана стиль распространен на юге Индии , Надстройка над святилищем обычно больше похожа на четырехстороннюю пирамиду по общей форме, состоящую из постепенно уменьшающихся этажей павильонов ( талас ) с профилем, который обычно прямой, а не изогнутый. Дравидийская надстройка обычно очень богато украшена.
В каждом стиле шикхары/вимана кульминацией конструкции является « калаша », или урна для подношений, или сосуд для воды на вершине.
- Нагара шихара храма Рамешвар в Бхубанешваре
- Дравидийская вимана храма Мурудешвара
- Храм Ченнакесава в стиле Весара , Соманатхапур . Башни расположены в плане 16-конечной звезды.
См. также
[ редактировать ]- Башня Меру
- Вимана (архитектурный объект)
- Архитектура индуистского храма
- Балийский храм
- Ступа
- Кадамба Шихара
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 3 марта 2016 г. Проверено 3 ноября 2012 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «Шихара» . Британская энциклопедия . Проверено 4 августа 2015 г.
- ^ Харл, 167
- ^ Харди, 270
- ^ Волвасен, Андреас (1968). Буддистская, индуистская, джайнская Индия (изд. «Универсальная архитектура»). Фрибур (Швейцария): Книжная касса. стр. 143–147.
- ^ Харди, 270–272.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Харди, 273–274 гг.
- ^ «бхумиджа (индийская архитектура)» . Британская энциклопедия. Архивировано из оригинала 11 ноября 2007 года . Проверено 30 декабря 2007 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Ле Хуу Фуок, Буддийская архитектура, стр. 238-248.
- ^ Харл, 111, 136–139.
- ^ Харл, 201; Митчелл, 228–229.
- ^ Саркар, Гурудас; Шеперд, Чарльз; Борн, Сэмюэл (1922). «Заметки по истории храмов Шикхара» . Рупам - иллюстрированный ежеквартальный журнал восточного искусства (10).
- ^ Буддийская архитектура, Le Huu Phuoc, Grafikol 2009, стр.242.
- ^ Чинг, Фрэнсис Д.К.; Ярзомбек, Марк М.; Пракаш, Викрамадитья (2010). Глобальная история архитектуры . Джон Уайли и сыновья. п. 231. ИСБН 9781118007396 .
- ^ Харл, 158–159.
- ^ Харл, 136–139, 166–171.
- ^ Харл, 140
- ^ Харл, 219
- ^ Харл, 232–235.
- ^ Харл, 230–232.
- ^ Харл, 246
- ^ Харл, 246, 249.
Ссылки
[ редактировать ]- Харди, Адам , Индийская храмовая архитектура: форма и трансформация: традиция Карната-Дравида, 7-13 века , 1995, Abhinav Publications, ISBN 8170173124 , 9788170173120, книги Google
- Харл, Дж. К., Искусство и архитектура Индийского субконтинента , 2-е изд. 1994, Издательство Йельского университета «История искусства Пеликана», ISBN 0300062176
- Мичелл, Джордж (1988), Индуистский храм: введение в его значение и формы , University of Chicago Press, ISBN 978-0226532301