Jump to content

Шихара

Латиноамериканцы в Кхаджурахо

Шикхара ( IAST : Śikhara ), санскритское слово, которое буквально переводится как «горная вершина», относится к поднимающейся башне в индуистской храмовой архитектуре Северной Индии , а также часто используется в джайнских храмах . Шикхара , где покоится верховное божество , над комнатой гарбхагрихи является самой заметной и заметной частью индуистского храма Северной Индии. [1] [2]

В Южной Индии эквивалентным термином является вимана ; в отличие от шихары , это относится ко всему зданию, включая святилище под ним. На юге шихара — это термин, обозначающий только верхнюю ступень виманы, которая обычно представляет собой купол, увенчанный навершием ; [3] в этой статье речь идет о северной форме. Южную виману не следует путать со сложными надвратными башнями южноиндийских храмов, называемыми гопурамами , которые часто являются более высокими и заметными в больших храмах.

Шихару можно разделить на три основные формы: [4]

  • Латина . Латинская ратху шикхара имеет четыре грани, которые могут включать в себя выступы или внутри каждой грани. Все элементы плавно движутся вверх по лицу по кривой. Их также иногда называют «однородными» шихара , в отличие от следующих двух типов, которые можно назвать «гетерогенными». [5] Это наиболее распространенная форма шикары. [6]
  • Сехари . добавлены К форме секхари прикрепленные (прикрепленные) подшпили или шпили, называемые урушринга , повторяющие основную форму. Они могут занимать большую часть лица. Их может быть более одного размера, иногда называемых вторичными и третичными. Третичные завитки обычно располагаются на концах лица или по углам. [7]
  • Бхумиджа . Башня имеет миниатюрные шпили, расположенные горизонтальными и вертикальными рядами до самой вершины. [8] создавая эффект сетки на каждом лице. Башня, как правило, имеет менее вертикальную общую форму, часто приближающуюся к пирамидальной форме. Эта форма в основном встречается в северном Декане и Западной Индии. [7]
Храм Махабодхи в 150–200 гг. н.э. Недавние изображения мемориальной доски [1] [2]
Храм Махабодхи : ступенчатая пирамида со ступой на вершине. [9]

Ранняя история индуистской шихары неясна. [10] но буддийский храм Махабодхи в Бодх-Гайе имеет прямостороннюю башню-шихара высотой более 55 метров (180 футов) с амалакой наверху. Нынешняя структура восходит к Империи Гуптов , в V – VI веках нашей эры. Когда храм приобрел башню шихара, которая сегодня считается более характерной для индуистских храмов , неизвестно. [11] Однако нынешняя структура храма Махабодхи может представлять собой реставрацию более ранних работ 2-го или 3-го века нашей эры. [9]

Эрнест Хавелл проследил происхождение шикхары в Древней Месопотамии и ссылался на царские дворцы-крепости схожих форм, изображенные на стеле Нарам-Сина. [12] Мемориальная доска из Кумрахара , датированная 150-200 гг. н. э., основанная на датированных надписях Харошти и объединенных находках монет Хувишки , уже показывает храм Махабодхи в его нынешнем виде со ступенчатой ​​усеченной пирамидой и ступы навершием на вершине, а также религиозными изображениями Будда увенчанная слоном, и колонна Ашоки, рядом со входом. [13] Считается, что эта форма усеченной пирамиды была заимствована из конструкции ступенчатых ступ , возникших в Гандхаре , как это видно в ступах Джауляна , с удлиненной структурой, состоящей из последовательности ступеней с нишами, содержащими чередующиеся изображения Будды. с греко-римскими колоннами и увенчанной ступой. [9] [14]

По крайней мере, к 600 году н. э. в Одише , [15] и, возможно, несколько позже на Деканском плато и в Западной Индии, [16] Латинская форма шихары хорошо известна: амалака наверху находится камень-диск , а затем урна -калаша . часто имеется элемент суканаса . Над входной дверью [17]

Формы с меньшими вспомогательными шпилями начинаются с 10 века. [18] и с этого момента имеют тенденцию преобладать. Группа памятников Кхаджурахо имеет несколько ранних форм, относящихся к началу века, хотя латинские формы вновь появляются примерно после 1050 года, в таких примерах, как храм Вамана . [19] Шпиль бхумиджа, вероятно, впервые появляется около 1000-1025 годов, а строительство других храмов, таких как Шив Мандир, Амбарнатх , началось в 1050-х годах . [20]

Основные стили

[ редактировать ]
Однородная шихара (но с ратхами ) храма Лингараджа в Бхубанешваре

Шикхары являются элементом многих стилей индуистской храмовой архитектуры , из которых наиболее распространены три: Нагара , Весара и дравидийский : [1]

  • Стиль Нагара более распространен в северной Индии, где шикхара имеет высокую изогнутую форму. На северо-востоке местный термин деул или деула чаще используется , как для башен, так и зачастую для всего храма. В Одише Рекха Деула — это святилище и башня над ним; Ганди — это также термин, обозначающий только верхнюю башню, что соответствует шихаре. Кривая также очень небольшая до вершины, а амалака довольно большая, обычно поддерживаемая четырьмя обращенными наружу скульптурами львов. [21] Из многих храмов Бхубанешвара только храм Раджарани имеет значительные шпили. [22]
  • Стиль Весара , синтез Нагара и дравидийского стиля, встречается в Карнатаке и чаще всего в храмах Хойсала , а затем и в храмах Чалукья . В стиле весара башня принимает более низкую коническую форму с богато украшенной резьбой.
  • Дравидийский . где эквивалентом шихары является вимана стиль распространен на юге Индии , Надстройка над святилищем обычно больше похожа на четырехстороннюю пирамиду по общей форме, состоящую из постепенно уменьшающихся этажей павильонов ( талас ) с профилем, который обычно прямой, а не изогнутый. Дравидийская надстройка обычно очень богато украшена.

В каждом стиле шикхары/вимана кульминацией конструкции является « калаша », или урна для подношений, или сосуд для воды на вершине.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 3 марта 2016 г. Проверено 3 ноября 2012 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  2. ^ «Шихара» . Британская энциклопедия . Проверено 4 августа 2015 г.
  3. ^ Харл, 167
  4. ^ Харди, 270
  5. ^ Волвасен, Андреас (1968). Буддистская, индуистская, джайнская Индия (изд. «Универсальная архитектура»). Фрибур (Швейцария): Книжная касса. стр. 143–147.
  6. ^ Харди, 270–272.
  7. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Харди, 273–274 гг.
  8. ^ «бхумиджа (индийская архитектура)» . Британская энциклопедия. Архивировано из оригинала 11 ноября 2007 года . Проверено 30 декабря 2007 г.
  9. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Ле Хуу Фуок, Буддийская архитектура, стр. 238-248.
  10. ^ Харл, 111, 136–139.
  11. ^ Харл, 201; Митчелл, 228–229.
  12. ^ Саркар, Гурудас; Шеперд, Чарльз; Борн, Сэмюэл (1922). «Заметки по истории храмов Шикхара» . Рупам - иллюстрированный ежеквартальный журнал восточного искусства (10).
  13. ^ Буддийская архитектура, Le Huu Phuoc, Grafikol 2009, стр.242.
  14. ^ Чинг, Фрэнсис Д.К.; Ярзомбек, Марк М.; Пракаш, Викрамадитья (2010). Глобальная история архитектуры . Джон Уайли и сыновья. п. 231. ИСБН  9781118007396 .
  15. ^ Харл, 158–159.
  16. ^ Харл, 136–139, 166–171.
  17. ^ Харл, 140
  18. ^ Харл, 219
  19. ^ Харл, 232–235.
  20. ^ Харл, 230–232.
  21. ^ Харл, 246
  22. ^ Харл, 246, 249.
  • Харди, Адам , Индийская храмовая архитектура: форма и трансформация: традиция Карната-Дравида, 7-13 века , 1995, Abhinav Publications, ISBN   8170173124 , 9788170173120, книги Google
  • Харл, Дж. К., Искусство и архитектура Индийского субконтинента , 2-е изд. 1994, Издательство Йельского университета «История искусства Пеликана», ISBN   0300062176
  • Мичелл, Джордж (1988), Индуистский храм: введение в его значение и формы , University of Chicago Press, ISBN   978-0226532301
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b6c3679efcc9a41fd8932a437535cd83__1684333080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b6/83/b6c3679efcc9a41fd8932a437535cd83.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Shikhara - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)