Jump to content

Весара

Негешвара (ближний) и Ченнакешава (далекий), династия Хойсала , 11 век.
Богато украшенный потолок храма Ченнакесава, 11 век.
Храм Кешава, 11 век.
Храм Кедарешвара, династия Хойсала , 11 век.
Храм Ченнакешава, 11 век.

Весара — это гибридная форма индийской храмовой архитектуры, которая сочетает в себе дравидийскую планировку южной Индии с деталями формы, характерными для стиля Нагара Северной Индии. Этот стиль фьюжн, вероятно, зародился в школах исторической архитектуры региона Дхарвад . Это обычное явление в сохранившихся храмах более поздних Чалукьяса и Хойсаласа в регионе Декан , особенно в Карнатаке . Согласно индийским текстам, стиль Весара был популярен в центральной Индии, особенно между хребтом Виндхья и рекой Кришна . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Это один из шести основных типов индийской храмовой архитектуры, встречающихся в исторических текстах, остальные — Нагара , Дравида , Бхумиджа , Калинга и Варата. [ 4 ]

Некоторые ученые, такие как Адам Харди, избегают использования термина «Везара», потому что, хотя древние писатели использовали это слово, они, возможно, имели в виду значения, отличные от его современного использования. [ 5 ] Альтернативные термины для всего периода существования традиции, с 7 по 13 века нашей эры, включают «Карната Дравида» (выбор Харди), [ 6 ] «Стиль храмовой архитектуры Центральной Индии», «архитектура Декана» или, в более короткие периоды, термины, относящиеся к местным династиям, такие как «архитектура Чалукья». Более точные альтернативы могут включать «Раннюю Чалукью» или « Архитектуру Бадами Чалукья », «Позднюю» или «Кальяну» или « Архитектуру Западного Чалукья ». [ 7 ] и « архитектура Хойсала », в зависимости от династической и региональной специфики.

Среди тех, кто использует «Везару», существуют некоторые разногласия относительно периодов, к которым она применяется. Такие разногласия в основном ограничиваются вопросами полезности и масштаба этого термина. Существует общее согласие по большинству аспектов сохранившихся зданий. [ нужна ссылка ]

Этимология

[ редактировать ]
Храм Джода-калаша, Суди, Карнатака - еще один ранний новатор стиля Весара ( ок. 1060 г. н.э.). [ 8 ]

Весара означает мул . [ 2 ] Южно-индийский текст «Камика-агама» объясняет, что это название происходит от его смешанной природы, поскольку его план дравидийский, но в деталях его форма — Нагара. [ 2 ] называют Шанкарой (гибридом). В том же тексте говорится, что Весару по той же причине [ 3 ] [ 5 ]

По мнению современных ученых-архитекторов, стиль Весара не упоминается по имени в североиндийских текстах по архитектуре. [ нужна ссылка ] Напротив, этот термин встречается в большинстве южноиндийских текстов по архитектуре наряду с Дравидой и Нагарой. Эта закономерность предполагает, что стиль Весара изначально возник и развился на юге субконтинента. [ 3 ] Манасара по региональному признаку делит Нагару на севере, Дравиду на юге и Весару в середине. Далее говорится, что Нагара подчеркивает четыре стороны, Дравида - многоугольник (восьмиугольник), а Весара дополняет как круглые, так и эллиптические формы. Учитывая множество сохранившихся в Карнатаке индуистских и джайнских храмовых построек и руин в форме Весары, построенных после X века, стиль Весара был связан с Карнатакой и написанными там текстами. [ 9 ]

В целом, во многих южноиндийских текстах говорится, что Весара — это здание «круглого или круглого» плана над карной (основанием) или кантхой (шеей). Некоторые примеры этого определения Весары можно найти в стихах 50.15–17 «Сваямбхува -агамы» , стихе 7.117 «Карана -агамы» , стихе 12.68 «Аджита -агамы» , стихе 30.41 «Супребхеда -агамы» и других. [ 3 ] С другой стороны, стих 7.15 «Дипта -агамы» , стих 9.3 « Падма-самхиты» и стихи 30.44–45 « Ишана-Шивагурудева-Паддхати» утверждают, что Весара может быть круглой, эллиптической или апсидальной в плане. Третья точка зрения предлагается в разделе 6 Маричи-самхиты, стихах 18.47–48 «Манасары » и стихах 19.36–38 « Майаматы» , а именно, что Весара может быть круглой или квадратной до прастары , и тогда круговой от гривы (шеи) и далее. [ 3 ] [ примечание 1 ]

Существуют и другие теоретические классификации индуистской храмовой архитектуры: в южноиндийских текстах используется план, а в североиндийских текстах - общая форма и форма, в частности надстройки. Однако реализованные храмы, построенные до 17 века, демонстрируют такое обилие экспериментов, инноваций и пересекающихся разновидностей, что ученые обычно избегают придерживаться строгих теоретических терминов. Например, хотя теория Манасары утверждает, что храмы Дравиды — это южноиндийские храмы, имеющие восьмиугольный (или многоугольный) план, исторические дравидийские храмы с восьмиугольными планами либо никогда не были построены, либо не дожили до наших дней. [ 4 ] Точно так же даже на стенах индуистских и джайнских храмов Карнатаки нет изображений какого-либо эллиптического храма. [ 3 ] Это может быть связано с тем, что станпати (архитектор) и силпины (ремесленники) в Карнатаке 9-11 веков сознательно игнорировали традиционные тексты и экспериментировали с новыми и новаторскими подходами. [ 3 ]

Вид на храм с воздуха
План этажа храма
Храм Касивисвесвара в Лаккунди (1075 г. н.э.) полностью иллюстрирует архитектуру Весары. Слева: на ярко выраженной бхадре изображены мотивы Нагара и Бхумиджа; Справа: на плане этажа выпуклость бхадры помогает объединить идеи Дравида-Нагара, гармонизируя эстетику снаружи и внутри храма. [ 8 ] В XIX веке, как заметил британский ученый Берджесс, в этом храме находится «одна из лучших сохранившихся иллюстраций индуистского декоративного искусства в Индии».

Стиль Весара зародился в регионе между реками Кришна и Тунгабхадра, который сегодня является северной Карнатакой . По мнению некоторых искусствоведов, корни стиля Весара можно проследить до Чалукья из Бадами (500–753 гг. н. э.), чья архитектура Раннего Чалукья или Бадами Чалукья представляла собой храмы в стиле, сочетавшем некоторые черты стилей Нагара и Дравида. Например, они использовали как северную шихару , так и южную виманную надстройку над святилищем в разных храмах одинакового времени, например, в Паттадакале . Этот стиль был дополнительно усовершенствован Раштракутами из Маньяхеты ( 750–983 гг. н. э.) в таких местах, как Эллора . Хотя явно существует значительная преемственность со стилем Бадами или Ранним Чалукья, [ 10 ] датируют начало Весары только более поздними западными Чалукьями Кальяни некоторые авторы (983–1195 гг. Н.э.), [ 1 ] чьи сайты включают Лаккунди , Дамбал , Итаги и Гадаг , [ 11 ] и более поздняя империя Хойсала (1000–1330 гг. Н.э.).

Другие историки искусства, такие как Синха, утверждают, что эксперименты и инновации в индуистской храмовой архитектуре начались довольно рано в Карнатаке в таких местах, как Айхоле , Паттадакал , Бадами и Махакута , где храмы Нагара и Дравида были построены близко друг к другу. Однако каждый из этих храмов более или менее сохранил свою историческую самобытность. [ 12 ] Весару, утверждает Синха, следует рассматривать не как простую смесь Нагары и Дравиды, а как преднамеренный архитектурный синтез, основанный на доступных материалах и методах строительства в Индии с 7 по 12 века. [ 8 ] Эту точку зрения подтверждают надписи, обнаруженные в северной части Карнатаки. Например, в индуистском храме Джода Калаша середины XI века в Суди – раннем образце Весары – под иконографией Шайвы видна надпись, выполненная на смеси санскрита и каннада. В нем упоминаются Сомешвара I и сака 981 г. (около 1060 г. н.э.). [ 8 ] После упоминания индуистских династий на всем Индийском субконтиненте, успешных общественных работ, аскетов и школ силпинов в стихах 16–17 говорится:

Шанкарарья построен в центре города Шунди. [ примечание 2 ] жилище Нагешвары [Шивы], так что украшения были завершены так, как никто не мог себе представить.

- Перевод Лайонела Барнетта, цитата Аджая Синхи. [ 8 ] [ примечание 3 ]

Таким образом, храм Джода Калаша был сложной инновацией в направлении, самый ранний из сохранившихся образцов которого находится на территории нынешней деревни Кукканур в Карнатаке, храм Каллешвары (Шивы) (1000–1025 гг. н.э.). Храм Кукканур демонстрирует в основном дравидийские черты, особенно в надстройке. [ 8 ] Однако святилище и мандапа представляют собой выступающую бхадру с ритмично расположенными тонкими пилястрами. Таким образом, это включает в себя стиль Нагара и делает первый шаг к гармонизации отношений между тем, как зритель эстетически воспринимает храм снаружи и изнутри. [ 8 ] Это нововведение бхадры потребовало изменений в методах строительства храмов и планировке надстроек. Эти изменения получили дальнейшее развитие по мере развития Карнатаки в 11 веке. Судийский храм стал значительным шагом вперед. Храм Касивисвесвара в Лаккунди ознаменовал собой высшую точку архитектурного и художественного совершенства в стиле Весара. После этого было введено еще много инноваций, и в 13 веке в зарождающемся стиле Весара строились все более сложные храмы Калаяна Чалукья и Хойсала. [ 8 ]

Описание

[ редактировать ]
Верх: храм Махакутешвара VII века с архитектурой дравида (комплекс индуистских храмов Махакута, к востоку от Бадами); [ 8 ] XI века Нижний: храм Кедарешвара , Баллигави в развитой форме Весара (высокоразвитая бхадра , с миниатюрными северными шикхарами в качестве мотивов).

Архитектура Весара отличается от архитектуры Дравиды в нескольких ключевых концептуальных и экспериментальных аспектах: она проецирует бхадру ; расширяет святилище (и мандапу ); приближает его к округлой форме; добавляет мотивы и украшения на внешние стены; и меняет то, как храм эстетически предстает перед паломниками как снаружи, так и внутри. Форма Весара позволила архитектору и ремесленникам добавить больше повествовательных панелей об Эпосе, Пуранах, ведических легендах, сценах артхи, камы, дхармы (божественной иконографии). Они сопровождали иллюстрации различных типов храмовых шикаров в виде эдикул снаружи и внутри. Этот орнамент резко контрастирует с простыми конструкциями, найденными в храмах Дравиды более ранних веков. [ 12 ] [ 8 ]

Стиль Весара (если его определить как начавшийся только с западных Чалукья в конце 10 века) содержит элементы как стилей Дравида, так и Нагара. В частности, форма надстройки над святилищем обычно имеет пирамидальный профиль и короче северной башни шихара . Стены и надстройка имеют широкую круглую форму или конус с прямыми сторонами, хотя геометрия основана на вращении квадрата, наложенного на круг. Весара также содержит уникальные декоративные мотивы. Распространенным мотивом являются миниатюрные шихары , часто типа Бхумиджа , что показывает, что архитекторы хорошо знали северные стили. [ 1 ] Как и южная надстройка вимана, эквивалент Весары сильно разделен на этажи или ступени, но их больше, а мотив крыши капота менее доминирует, чем в современных южных виманах .

Джордж Мичелл описывает характерную особенность как «затенение внешнего профиля здания за счет увеличения выступов стен и надстройки; они беспокойно перемещаются из одной плоскости в другую, полагаясь на эффекты света и тени, придающие зданию прочность и форма." [ 13 ] [ соответствующий? ]

есть заметные выступы суканаса Обычно на крыше башни над прихожей антаралы , ведущей в святилище, . Мандапа обычно больше, чем святилище и его вимана, тогда как дальнейшие открытые мандапы могут быть еще больше. У некоторых святынь есть несколько храмов, особенно три. [ 14 ] Обычно они имеют три входа со стороны одной и той же мандапы, как в храме Ченнакесава, Соманатхапура , и храме Кедарешвара, Баллигави ; две боковые святыни расположены под углом 90 ° к центральной, главной.

Сравнение с архитектурами Бхумиджи и Вараты

По словам Дубея, в индийской традиции до XIII века нет единого мнения относительно того, как следует описывать или идентифицировать Весару. Условия и «смешанные» черты Весары также встречаются в архитектуре Бхумиджи и Вараты, где синтез и инновации подталкивают северную и южную Индию к тому, чтобы стать вариантами друг друга. Открытие ранних примеров эллиптических, круглых, апсидальных индуистских храмов, утверждает Дубей, может соответствовать Весаре в том виде, в каком они когда-то существовали, и, как таковое, тому, на что ссылались южноиндийские тексты, когда они были составлены. [ 15 ] Адам Харди утверждает, что эти изобретательские формы лучше понимаются с точки зрения архитектурных школ и их географического контекста, учитывая, что эти школы разделяли и конкурировали в своих идеях. Весара возникла в Карнатаке, Варата в регионе Видарбха-Берар, Калинга в Одише и Бхумиджа в малва. [ 16 ]

Ранние храмы Весары в основном находились недалеко от рек Тунгабхадра и реки Кришна и между ними, прежде чем они сливаются. Эти сайты включают в себя: [ 8 ]

Более поздние храмы Весары включают храмы Хойсала в Белуре , Халебиду и Соманатхапуре . [ 17 ] Эти храмы были номинированы как потенциальный объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. [ нужна ссылка ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Манасара утверждает , что Весара может быть круглой или эллиптической от основания до ступи, квадратной внизу и круглой сверху или апсидального храма. [ 3 ]
  2. ^ теперь пишется Суди
  3. ^ Полную надпись и контекст см. в Epigraphia Indica , Vol. 15 Часть 1, стр. 85–94.
  1. ^ Перейти обратно: а б с Харли, 254 года
  2. ^ Перейти обратно: а б с Крамриш, Стелла (1976). Индуистский храм, Том 2 . Мотилал Банарсидасс. п. 291. ИСБН  978-81-208-0224-7 .
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час М. А. Даки (1977), Индийские храмовые формы в надписях и архитектуре Карнаты , Абхинав, ISBN   978-81-7017-065-5 , стр. 21–24
  4. ^ Перейти обратно: а б Адам Харди (май 2013 г.). Тициана Лоренцетти; Фабио Шиальпи (ред.). Типологии индийских храмов, «Взгляд на индийскую историю и искусство, размышления о прошлом, перспективы на будущее» . Сапиенца Университет Рима. п. 102. ИСБН  978-88-95814-85-8 .
  5. ^ Перейти обратно: а б Харди, 8 лет
  6. Харди, 8 лет, относится к очень раннему Королевству Карната , которое занимало примерно север современного штата Карнатака .
  7. Харди, 8 лет: «Чалукян» используется историком-новатором викторианской эпохи Джеймсом Фергюссоном . Ранняя и поздняя Чалукья используются Джорджем Мичеллом, который избегает слова «весара». См. Мичелл, 146–149.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Аджай Дж. Синха (1996), Архитектурные изобретения в священных сооружениях: пример храмов Весара в Южной Индии , Журнал Общества историков архитектуры, Том. 55, № 4, стр. 382–399, JSTOR   991180.
  9. ^ Адам Харди (май 2013 г.). Тициана Лоренцетти; Фабио Шиальпи (ред.). Типологии индийских храмов, «Взгляд на индийскую историю и искусство, размышления о прошлом, перспективы на будущее» . Сапиенца Университет Рима. п. 103. ИСБН  978-88-95814-85-8 .
  10. ^ Мичелл, 149
  11. ^ Харл, 256–261.
  12. ^ Перейти обратно: а б Синха, Эй Джей (2000). Воображая архитекторов: творчество в религиозных памятниках Индии . Университет Делавэра Пресс. стр. 77–83. ISBN  978-0-87413-684-5 .
  13. ^ Мичелл, 146–147.
  14. ^ Харл, 256
  15. ^ Лал Мани Дубей (1978), Некоторые наблюдения о школе индуистской архитектуры Весара, Труды Индийского исторического конгресса, Том. 39, выпуск II, стр. 1000–1006, JSTOR   44139449.
  16. ^ Адам Харди (май 2013 г.). Тициана Лоренцетти; Фабио Шиальпи (ред.). Типологии индийских храмов, «Взгляд на индийскую историю и искусство, размышления о прошлом, перспективы на будущее» . Сапиенца Университет Рима. стр. 102–107. ISBN  978-88-95814-85-8 .
  17. ^ Харл, 261–263.

Библиография

[ редактировать ]
  • Харди, Адам , Индийская храмовая архитектура: форма и трансформация: традиция Карната-Дравида, 7-13 века , 1995, Abhinav Publications, ISBN   8170173124 , 9788170173120, книги Google
  • Харл, Дж. К., Искусство и архитектура Индийского субконтинента , 2-е изд. 1994, Издательство Йельского университета «История искусства Пеликана», ISBN   0300062176
  • Мичелл, Джордж (1988), Индуистский храм: введение в его значение и формы , University of Chicago Press, ISBN   978-0226532301
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1fd7d0f2bc1844f9a2fcc061a602bce3__1720014180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1f/e3/1fd7d0f2bc1844f9a2fcc061a602bce3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Vesara - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)