Весара



Весара — это гибридная форма индийской храмовой архитектуры, которая сочетает в себе дравидийскую планировку южной Индии с деталями формы, характерными для стиля Нагара Северной Индии. Этот стиль фьюжн, вероятно, зародился в школах исторической архитектуры региона Дхарвад . Это обычное явление в сохранившихся храмах более поздних Чалукьяса и Хойсаласа в регионе Декан , особенно в Карнатаке . Согласно индийским текстам, стиль Весара был популярен в центральной Индии, особенно между хребтом Виндхья и рекой Кришна . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Это один из шести основных типов индийской храмовой архитектуры, встречающихся в исторических текстах, остальные — Нагара , Дравида , Бхумиджа , Калинга и Варата. [ 4 ]
Некоторые ученые, такие как Адам Харди, избегают использования термина «Везара», потому что, хотя древние писатели использовали это слово, они, возможно, имели в виду значения, отличные от его современного использования. [ 5 ] Альтернативные термины для всего периода существования традиции, с 7 по 13 века нашей эры, включают «Карната Дравида» (выбор Харди), [ 6 ] «Стиль храмовой архитектуры Центральной Индии», «архитектура Декана» или, в более короткие периоды, термины, относящиеся к местным династиям, такие как «архитектура Чалукья». Более точные альтернативы могут включать «Раннюю Чалукью» или « Архитектуру Бадами Чалукья », «Позднюю» или «Кальяну» или « Архитектуру Западного Чалукья ». [ 7 ] и « архитектура Хойсала », в зависимости от династической и региональной специфики.
Среди тех, кто использует «Везару», существуют некоторые разногласия относительно периодов, к которым она применяется. Такие разногласия в основном ограничиваются вопросами полезности и масштаба этого термина. Существует общее согласие по большинству аспектов сохранившихся зданий. [ нужна ссылка ]
Этимология
[ редактировать ]
Весара означает мул . [ 2 ] Южно-индийский текст «Камика-агама» объясняет, что это название происходит от его смешанной природы, поскольку его план дравидийский, но в деталях его форма — Нагара. [ 2 ] называют Шанкарой (гибридом). В том же тексте говорится, что Весару по той же причине [ 3 ] [ 5 ]
Тексты
[ редактировать ]По мнению современных ученых-архитекторов, стиль Весара не упоминается по имени в североиндийских текстах по архитектуре. [ нужна ссылка ] Напротив, этот термин встречается в большинстве южноиндийских текстов по архитектуре наряду с Дравидой и Нагарой. Эта закономерность предполагает, что стиль Весара изначально возник и развился на юге субконтинента. [ 3 ] Манасара по региональному признаку делит Нагару на севере, Дравиду на юге и Весару в середине. Далее говорится, что Нагара подчеркивает четыре стороны, Дравида - многоугольник (восьмиугольник), а Весара дополняет как круглые, так и эллиптические формы. Учитывая множество сохранившихся в Карнатаке индуистских и джайнских храмовых построек и руин в форме Весары, построенных после X века, стиль Весара был связан с Карнатакой и написанными там текстами. [ 9 ]
В целом, во многих южноиндийских текстах говорится, что Весара — это здание «круглого или круглого» плана над карной (основанием) или кантхой (шеей). Некоторые примеры этого определения Весары можно найти в стихах 50.15–17 «Сваямбхува -агамы» , стихе 7.117 «Карана -агамы» , стихе 12.68 «Аджита -агамы» , стихе 30.41 «Супребхеда -агамы» и других. [ 3 ] С другой стороны, стих 7.15 «Дипта -агамы» , стих 9.3 « Падма-самхиты» и стихи 30.44–45 « Ишана-Шивагурудева-Паддхати» утверждают, что Весара может быть круглой, эллиптической или апсидальной в плане. Третья точка зрения предлагается в разделе 6 Маричи-самхиты, стихах 18.47–48 «Манасары » и стихах 19.36–38 « Майаматы» , а именно, что Весара может быть круглой или квадратной до прастары , и тогда круговой от гривы (шеи) и далее. [ 3 ] [ примечание 1 ]
Существуют и другие теоретические классификации индуистской храмовой архитектуры: в южноиндийских текстах используется план, а в североиндийских текстах - общая форма и форма, в частности надстройки. Однако реализованные храмы, построенные до 17 века, демонстрируют такое обилие экспериментов, инноваций и пересекающихся разновидностей, что ученые обычно избегают придерживаться строгих теоретических терминов. Например, хотя теория Манасары утверждает, что храмы Дравиды — это южноиндийские храмы, имеющие восьмиугольный (или многоугольный) план, исторические дравидийские храмы с восьмиугольными планами либо никогда не были построены, либо не дожили до наших дней. [ 4 ] Точно так же даже на стенах индуистских и джайнских храмов Карнатаки нет изображений какого-либо эллиптического храма. [ 3 ] Это может быть связано с тем, что станпати (архитектор) и силпины (ремесленники) в Карнатаке 9-11 веков сознательно игнорировали традиционные тексты и экспериментировали с новыми и новаторскими подходами. [ 3 ]
История
[ редактировать ]Стиль Весара зародился в регионе между реками Кришна и Тунгабхадра, который сегодня является северной Карнатакой . По мнению некоторых искусствоведов, корни стиля Весара можно проследить до Чалукья из Бадами (500–753 гг. н. э.), чья архитектура Раннего Чалукья или Бадами Чалукья представляла собой храмы в стиле, сочетавшем некоторые черты стилей Нагара и Дравида. Например, они использовали как северную шихару , так и южную виманную надстройку над святилищем в разных храмах одинакового времени, например, в Паттадакале . Этот стиль был дополнительно усовершенствован Раштракутами из Маньяхеты ( 750–983 гг. н. э.) в таких местах, как Эллора . Хотя явно существует значительная преемственность со стилем Бадами или Ранним Чалукья, [ 10 ] датируют начало Весары только более поздними западными Чалукьями Кальяни некоторые авторы (983–1195 гг. Н.э.), [ 1 ] чьи сайты включают Лаккунди , Дамбал , Итаги и Гадаг , [ 11 ] и более поздняя империя Хойсала (1000–1330 гг. Н.э.).
Другие историки искусства, такие как Синха, утверждают, что эксперименты и инновации в индуистской храмовой архитектуре начались довольно рано в Карнатаке в таких местах, как Айхоле , Паттадакал , Бадами и Махакута , где храмы Нагара и Дравида были построены близко друг к другу. Однако каждый из этих храмов более или менее сохранил свою историческую самобытность. [ 12 ] Весару, утверждает Синха, следует рассматривать не как простую смесь Нагары и Дравиды, а как преднамеренный архитектурный синтез, основанный на доступных материалах и методах строительства в Индии с 7 по 12 века. [ 8 ] Эту точку зрения подтверждают надписи, обнаруженные в северной части Карнатаки. Например, в индуистском храме Джода Калаша середины XI века в Суди – раннем образце Весары – под иконографией Шайвы видна надпись, выполненная на смеси санскрита и каннада. В нем упоминаются Сомешвара I и сака 981 г. (около 1060 г. н.э.). [ 8 ] После упоминания индуистских династий на всем Индийском субконтиненте, успешных общественных работ, аскетов и школ силпинов в стихах 16–17 говорится:
Шанкарарья построен в центре города Шунди. [ примечание 2 ] жилище Нагешвары [Шивы], так что украшения были завершены так, как никто не мог себе представить.
- Перевод Лайонела Барнетта, цитата Аджая Синхи. [ 8 ] [ примечание 3 ]
Таким образом, храм Джода Калаша был сложной инновацией в направлении, самый ранний из сохранившихся образцов которого находится на территории нынешней деревни Кукканур в Карнатаке, храм Каллешвары (Шивы) (1000–1025 гг. н.э.). Храм Кукканур демонстрирует в основном дравидийские черты, особенно в надстройке. [ 8 ] Однако святилище и мандапа представляют собой выступающую бхадру с ритмично расположенными тонкими пилястрами. Таким образом, это включает в себя стиль Нагара и делает первый шаг к гармонизации отношений между тем, как зритель эстетически воспринимает храм снаружи и изнутри. [ 8 ] Это нововведение бхадры потребовало изменений в методах строительства храмов и планировке надстроек. Эти изменения получили дальнейшее развитие по мере развития Карнатаки в 11 веке. Судийский храм стал значительным шагом вперед. Храм Касивисвесвара в Лаккунди ознаменовал собой высшую точку архитектурного и художественного совершенства в стиле Весара. После этого было введено еще много инноваций, и в 13 веке в зарождающемся стиле Весара строились все более сложные храмы Калаяна Чалукья и Хойсала. [ 8 ]
Описание
[ редактировать ]
Архитектура Весара отличается от архитектуры Дравиды в нескольких ключевых концептуальных и экспериментальных аспектах: она проецирует бхадру ; расширяет святилище (и мандапу ); приближает его к округлой форме; добавляет мотивы и украшения на внешние стены; и меняет то, как храм эстетически предстает перед паломниками как снаружи, так и внутри. Форма Весара позволила архитектору и ремесленникам добавить больше повествовательных панелей об Эпосе, Пуранах, ведических легендах, сценах артхи, камы, дхармы (божественной иконографии). Они сопровождали иллюстрации различных типов храмовых шикаров в виде эдикул снаружи и внутри. Этот орнамент резко контрастирует с простыми конструкциями, найденными в храмах Дравиды более ранних веков. [ 12 ] [ 8 ]
Стиль Весара (если его определить как начавшийся только с западных Чалукья в конце 10 века) содержит элементы как стилей Дравида, так и Нагара. В частности, форма надстройки над святилищем обычно имеет пирамидальный профиль и короче северной башни шихара . Стены и надстройка имеют широкую круглую форму или конус с прямыми сторонами, хотя геометрия основана на вращении квадрата, наложенного на круг. Весара также содержит уникальные декоративные мотивы. Распространенным мотивом являются миниатюрные шихары , часто типа Бхумиджа , что показывает, что архитекторы хорошо знали северные стили. [ 1 ] Как и южная надстройка вимана, эквивалент Весары сильно разделен на этажи или ступени, но их больше, а мотив крыши капота менее доминирует, чем в современных южных виманах .
Джордж Мичелл описывает характерную особенность как «затенение внешнего профиля здания за счет увеличения выступов стен и надстройки; они беспокойно перемещаются из одной плоскости в другую, полагаясь на эффекты света и тени, придающие зданию прочность и форма." [ 13 ] [ соответствующий? ]
есть заметные выступы суканаса Обычно на крыше башни над прихожей антаралы , ведущей в святилище, . Мандапа обычно больше, чем святилище и его вимана, тогда как дальнейшие открытые мандапы могут быть еще больше. У некоторых святынь есть несколько храмов, особенно три. [ 14 ] Обычно они имеют три входа со стороны одной и той же мандапы, как в храме Ченнакесава, Соманатхапура , и храме Кедарешвара, Баллигави ; две боковые святыни расположены под углом 90 ° к центральной, главной.
- Сравнение с архитектурами Бхумиджи и Вараты
По словам Дубея, в индийской традиции до XIII века нет единого мнения относительно того, как следует описывать или идентифицировать Весару. Условия и «смешанные» черты Весары также встречаются в архитектуре Бхумиджи и Вараты, где синтез и инновации подталкивают северную и южную Индию к тому, чтобы стать вариантами друг друга. Открытие ранних примеров эллиптических, круглых, апсидальных индуистских храмов, утверждает Дубей, может соответствовать Весаре в том виде, в каком они когда-то существовали, и, как таковое, тому, на что ссылались южноиндийские тексты, когда они были составлены. [ 15 ] Адам Харди утверждает, что эти изобретательские формы лучше понимаются с точки зрения архитектурных школ и их географического контекста, учитывая, что эти школы разделяли и конкурировали в своих идеях. Весара возникла в Карнатаке, Варата в регионе Видарбха-Берар, Калинга в Одише и Бхумиджа в малва. [ 16 ]
Примеры
[ редактировать ]Ранние храмы Весары в основном находились недалеко от рек Тунгабхадра и реки Кришна и между ними, прежде чем они сливаются. Эти сайты включают в себя: [ 8 ]
- Храм Каллешвара, Кукканур
- Храм Рамалингешвара, Гудур
- Храм Махадевы, Иттаги
- Храм Касивисвесвара, Лаккунди (и несколько других храмов в Лаккунди)
- Храм Брахмадевы, Савади - примечателен своей звездчатой формой.
- Храм Малликарджуна, Суди (и храм Джода Калаша)
Более поздние храмы Весары включают храмы Хойсала в Белуре , Халебиду и Соманатхапуре . [ 17 ] Эти храмы были номинированы как потенциальный объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. [ нужна ссылка ]
Галерея
[ редактировать ]-
Храм Додда Басаппа в Дамбале , уникальный 24-конечный, непрерывный звездчатый (звездообразный) 7-ярусный дравиды , 12 век. план
-
Храм Ченнакесава, Соманатхапур , 1258 г.
-
Храм Кесава в храме Ченнакешава, Белур
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Харли, 254 года
- ^ Перейти обратно: а б с Крамриш, Стелла (1976). Индуистский храм, Том 2 . Мотилал Банарсидасс. п. 291. ИСБН 978-81-208-0224-7 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час М. А. Даки (1977), Индийские храмовые формы в надписях и архитектуре Карнаты , Абхинав, ISBN 978-81-7017-065-5 , стр. 21–24
- ^ Перейти обратно: а б Адам Харди (май 2013 г.). Тициана Лоренцетти; Фабио Шиальпи (ред.). Типологии индийских храмов, «Взгляд на индийскую историю и искусство, размышления о прошлом, перспективы на будущее» . Сапиенца Университет Рима. п. 102. ИСБН 978-88-95814-85-8 .
- ^ Перейти обратно: а б Харди, 8 лет
- ↑ Харди, 8 лет, относится к очень раннему Королевству Карната , которое занимало примерно север современного штата Карнатака .
- ↑ Харди, 8 лет: «Чалукян» используется историком-новатором викторианской эпохи Джеймсом Фергюссоном . Ранняя и поздняя Чалукья используются Джорджем Мичеллом, который избегает слова «весара». См. Мичелл, 146–149.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Аджай Дж. Синха (1996), Архитектурные изобретения в священных сооружениях: пример храмов Весара в Южной Индии , Журнал Общества историков архитектуры, Том. 55, № 4, стр. 382–399, JSTOR 991180.
- ^ Адам Харди (май 2013 г.). Тициана Лоренцетти; Фабио Шиальпи (ред.). Типологии индийских храмов, «Взгляд на индийскую историю и искусство, размышления о прошлом, перспективы на будущее» . Сапиенца Университет Рима. п. 103. ИСБН 978-88-95814-85-8 .
- ^ Мичелл, 149
- ^ Харл, 256–261.
- ^ Перейти обратно: а б Синха, Эй Джей (2000). Воображая архитекторов: творчество в религиозных памятниках Индии . Университет Делавэра Пресс. стр. 77–83. ISBN 978-0-87413-684-5 .
- ^ Мичелл, 146–147.
- ^ Харл, 256
- ^ Лал Мани Дубей (1978), Некоторые наблюдения о школе индуистской архитектуры Весара, Труды Индийского исторического конгресса, Том. 39, выпуск II, стр. 1000–1006, JSTOR 44139449.
- ^ Адам Харди (май 2013 г.). Тициана Лоренцетти; Фабио Шиальпи (ред.). Типологии индийских храмов, «Взгляд на индийскую историю и искусство, размышления о прошлом, перспективы на будущее» . Сапиенца Университет Рима. стр. 102–107. ISBN 978-88-95814-85-8 .
- ^ Харл, 261–263.
Библиография
[ редактировать ]- Харди, Адам , Индийская храмовая архитектура: форма и трансформация: традиция Карната-Дравида, 7-13 века , 1995, Abhinav Publications, ISBN 8170173124 , 9788170173120, книги Google
- Харл, Дж. К., Искусство и архитектура Индийского субконтинента , 2-е изд. 1994, Издательство Йельского университета «История искусства Пеликана», ISBN 0300062176
- Мичелл, Джордж (1988), Индуистский храм: введение в его значение и формы , University of Chicago Press, ISBN 978-0226532301