Храм Ченнакешава, Соманатхапур
Храм Ченнакесава (Храм Шри Ченнакешавы) | |
---|---|
![]() Храм Ченнакесава в Соманатпуре (также пишется как храм Кешавы, Сомнатхпур) | |
Религия | |
Принадлежность | индуизм |
Божество | Кешава ( Вишну ) |
Расположение | |
Расположение | Соманатхапура , Карнатака , Индия |
Географические координаты | 12 ° 16'32,49 "N 76 ° 52'53,95" E / 12,2756917 ° N 76,8816528 ° E |
Архитектура | |
Тип | Архитектура Хойсала |
Создатель | Соманатха Данданаяка |
Завершенный | 1258 [ 1 ] |
Официальное название | Священные ансамбли Хойсаласа |
Тип | Культурный |
Критерии | я, ii, iv |
Назначен | 2023 г. (45-я сессия ) |
Справочный номер. | 1670 [ 2 ] |
Храм расположенный Ченнакешава вайшнавский Соманатхапуре в — индуистский на берегу реки Кавери храм, , Майсуру , Карнатака , король Индии Нарасимха III. Он расположен в 38 км (24 милях) к востоку от города Майсуру . [ 3 ] [ примечание 1 ]
Богато украшенный храм является образцом архитектуры Хойсала . Храм окружен внутренним двором с коридором с колоннами и небольшими святынями (повреждены). Главный храм в центре находится на высокой звездообразной платформе с тремя симметричными святилищами ( гарбха-гриха ), расположенными в виде квадратной матрицы (89 x 89 футов), ориентированной по осям восток-запад и север-юг. [ 4 ] Западное святилище предназначалось для статуи Кешавы (отсутствующей), северное святилище Джанардханы и южное святилище Венугопалы, всех форм Вишну. [ 5 ] Святилища имеют общий общественный зал ( сабха-мандапа ) со множеством колонн. Внешние стены, внутренние стены, колонны и потолок храма украшены замысловатой резьбой с теологической иконографией индуизма и украшены обширными фризами с индуистскими текстами, такими как Рамаяна (южная часть), Махабхарата (северная часть) и Бхагавата Пурана. (западная часть главного храма). [ 1 ]
Храм Ченнакесава, как утверждает Джордж Мичелл, представляет собой кульминацию развития храмового стиля Хойсала, но при этом во многих отношениях уникален. [ 6 ]
В 2023 году храм Соманатхапура вместе с храмом Хойсалесвара в Халебиду и храмом Ченнакешава в Белуре был объявлен наследия ЮНЕСКО объектом Всемирного как часть Священных ансамблей Хойсалас . [ 7 ]
История
[ редактировать ]Город Соманатхапура был основан в 13 веке генералом по имени Соманатха (в некоторых надписях Сомея Данданаяка). Он работал на короля Хойсала Нарасимху III . [ 8 ] [ 9 ] Соманатха создал Аграхару , которая предоставила землю браминам и выделила ресурсы для строительства и поддержания там храмов. [ 9 ] Город ( пура ) стал известен по имени покровителя Соманатха-пура. Это место также обозначается альтернативными вариантами написания, например, Сомнатпур. [ 6 ]
В центре нового поселения Соманатха построил храм Кешава и освятил его в 1258 году нашей эры. [ 8 ] [ примечание 1 ] Это был храм традиции вайшнавизма . В дополнение к этому храму Соманатха освятил храм Панчалинга, связанный с традицией шиваизма (буквально «храм пяти лингамов»), в восточно-северо-восточном углу земельного участка. Он также построил вокруг земли крепостную стену, но сейчас она лежит в руинах. [ 8 ] [ 9 ] Согласно надписям и текстовым свидетельствам, Соманатха дополнительно построил в этом регионе храмы Пурахара, Нарасимхешвара, Мурахара, Лакшминарасимха и Йоганараяна в стиле Хойсала, но все эти храмы, за исключением Лакшминарасимхи, исчезли после того, как войны между индуистскими королевствами и мусульманскими султанатами опустошили область. Храм Лакшминарасимхи также находится в руинах. Из других исчезнувших храмов известно только изображение святилища храма Йоганараяна, но оно тоже находится в поврежденном виде. [ 8 ] [ 10 ] [ 11 ]
Согласно надписям XV века, храм Кесава также был сильно поврежден. Он был отремонтирован в 16 веке при финансовой поддержке и грантах императоров Виджаянагарской империи . [ 12 ] О ремонте свидетельствует разный цвет камней и качество работ на веранде, а также в частях северной башни и площадки главного храма. Отремонтированный храм был поврежден в 19 веке, а затем снова отремонтирован в начале 20 века правительством Майсура в колониальную эпоху. [ 12 ]

Храм Кесава — один из примерно 1500 индуистских и джайнских храмов, построенных королями империи Хойсала в разных частях своего королевства. Другие хорошо изученные храмы Хойсалы включают храмы в Белуре и Халебиду. [ 13 ]
Храм был разрушен во время нападений мусульман на королевство Хойсала. Первое нападение совершил Малик Кафур, генерал Алауддина Хильджи, в 1311 году, а в 1326 году Мухаммад бин Туглак разрушил оставшиеся постройки. Некоторые части храмов были восстановлены королями Виджаянагара, а затем Водеярами из Майсуру. [ 14 ]
Надписи
[ редактировать ]Некоторые важные исторические даты и обстоятельства, связанные с храмом Кешава, вписаны в восемь камней в разных частях Южной Индии. [ 15 ] Четыре надписи находятся на плитах из мыльного камня у входа в храм. На потолках веранды, окружающей храм, найдены две надписи: одна в юго-восточном углу, а другая в северо-западном углу. Другая надпись найдена возле храма Харихарешвара на берегу реки Тунгабхадра . Восьмая надпись находится в храме Шивы на периферии первоначального земельного участка, храма Панчалинга. [ 15 ] Большинство этих надписей подтверждают, что храм действовал примерно в середине 13 века. Две надписи, одна датированная 1497 годом, а другая 1550 годом, описывают ущерб и ремонт, нанесенный этому храму. [ 15 ]
На храме есть множество небольших надписей, которые представляют собой либо логотипы гильдий каменщиков, либо имя художника, вырезавшего блок, колонну или произведение искусства. [ 16 ]
Описание
[ редактировать ]Кешава, Джанардхана и Венугопала — имена, встречающиеся в Бхагавад-гите , все в контексте Кришны . [ 17 ] Термин Ченнакешава означает «красивый Кешава». Храм Кешавы в Соманатхапуре - это храм традиции вайшнавизма в индуизме и один из многих храмов Кешавы, построенных в 13 веке или ранее в разных частях Индии, а также в Белуре в 1117 году нашей эры, примерно в 170 километрах (110 миль). прочь. [ 18 ] [ 19 ]
Храм Кешавы в Соманатхапуре обращен на восток и окружен стеной внутреннего двора с главными воротами ( махадвара ). [ 20 ] За стенами перед воротами стоит высокая колонна, на вершине которой когда-то находилась статуя Гаруды, а теперь ее нет. Внутри ворот слева находятся вертикально стоящие камни с надписями. Эти камни имеют форму камней-героев, верхняя часть которых украшена индуистской иконографией, а также миниатюрными рельефами Кешавы, Джанардханы и Венугопалы. Надпись сделана на старом каннаде. Небольшую входную мандапу поддерживают колонны из мыльного камня, вырезанные на токарном станке. [ 4 ] [ 20 ] Храм вырезан из мыльного камня, зелено-серого хлоритового сланца, который становится мягким в карьере, но затвердевает на воздухе. Его нет в наличии на местном уровне, и он, должно быть, был импортирован из другой части Южной Индии. Это позволило художникам придавать форму и вырезать сложные детали для произведений искусства. [ 21 ] [ 22 ]
Храм имеет большой открытый общественный двор, окруженный стеной, с главным трехбашенным храмом в центре. Стена двора обрамляет прямоугольную веранду и множество небольших святынь. [ 6 ] [ 20 ] [ 23 ]
Архитектура
[ редактировать ]
Северный и южный ряд небольших святынь внутри коридора внутреннего двора с колоннами состоят из восемнадцати одиночных святынь и одной соединенной двойной святыни каждая. Связанный двойной храм находится в северо-западном и юго-западном углах двора. Западный ряд состоит из четырнадцати малых святынь, а восточный ряд — из восьми одиночных малых святынь и двух соединенных-двойных святынь. Всего храм Кесава состоит из 58 небольших святилищ размером 1x1, 4 небольших соединенных-двойных святынь размером 2x1, 2 у входа и главного центрального храма. [ 23 ] В 64 коридорных святилищах когда-то были ведические и пуранические божества, а также комнаты для паломников. Статуи в меньших святилищах были обезображены, их конечности сломаны или разрушены. Некоторые из найденных обломков свалены в кучу внутри храма. Коллекция включает статуи джайнов в позе Кайотсарги, а также многочисленные индуистские статуи. На потолке южного ряда святынь есть резьба, а на западном - нет, а вместо этого есть надпись, связанная с ремонтом, из эпохи Империи Виджаянагара. В северном массиве также практически отсутствуют какие-либо художественные произведения на потолке, за исключением зоны возле лестницы посередине, в то время как восточный массив демонстрирует наибольшие признаки повреждений и реставраций, при этом большинство небольших святынь отсутствуют, за исключением признаков их фундамента. [ 24 ]
Главный храм построен на джагати , который символизирует мирскую платформу. Его высота около 3 футов, он имеет форму звезды и имеет каменные ступени на восточном конце, по которым посетитель может подняться на него. Рядом с лестницей с каждой стороны находятся два святилища дварапалы (хранителя), но они повреждены. [ 12 ] [ 25 ]

Поднятая платформа джагати окружает главный храм с широким пространством для прогулок. Это прадакшина патха (тропа обхода), по которой следует идти по часовой стрелке, чтобы наглядно прочитать легенды Рамаяны , Махабхараты и Бхагавата Пураны в правильной последовательности. [ 1 ] Восточная сторона платформы имеет прямоугольную форму, а пространство под виманой (храмовой башней) повторяет форму остроконечной звездной башни с девятью вершинами на каждой стороне и двумя соединяющимися краями (всего 29). Первоначально на каждом звездообразном конце платформы стоял каменный слон, но только 11 из 15 оригиналов сохранились в поврежденном состоянии. По бокам звездной стороны и там, где встречаются две звезды платформы Джагати, находились 14 изображений среднего размера, вероятно, нагов , и 58 изображений якшей , но все это сейчас отсутствует. В помещениях храма хранятся 7 обломков, найденных в начале 20 века. [ 12 ]
Платформа издалека кажется состоящей из пяти штабелей, если судить по тщательно продуманной лепке. С уровня джагати храма есть четыре каменные ступени, ведущие преданного в сабха мандапу внутри. [ 12 ] [ 23 ] Зал кажется прямоугольным, но состоит из двух сросшихся квадратов и прямоугольника. Небольшой квадрат находится у входа, самый большой квадрат посередине и прямоугольник, обращенный к трем святилищам ( гарбха грия ), поддерживаются колоннами с замысловатой резьбой. Главный зал открывается в каждое святилище через небольшую пуджу-мандапу квадратной формы. В трех святилищах находятся Кешава (изображение утеряно), Джанардхана и Венугопала. Над каждым из этих святилищ возвышается башня в североиндийском стиле (шикара) в форме 16-конечной звезды. [ 6 ] [ 12 ]
Наружные стены: нижние уровни
[ редактировать ]
Внешняя стена главного храма состоит из параллельных горизонтальных полос произведений искусства, вырезанных над платформой для обхода. [ 26 ] Он состоит из трех основных секций: подвальной полосы, стеновой полосы и верхней полосы. Самая нижняя полоса в подвальной части имеет высоту около 6 дюймов и изображает ряд слонов, марширующих в основном влево по часовой стрелке, по которой должен идти преданный. Слоны не являются точной копией друг друга, скорее демонстрируют разную естественную экспрессию и игривость слонов. [ 26 ] Некоторые показывают слонов на войне, бросающих врагов; в то время как другие показывают, как они дразнят всадников впереди. Оркестр над слонами состоит из лошадей с вооруженными всадниками, изображающих военный марш. В некоторых местах верблюды заменяют лошадей, что позволяет предположить, что Хойсала приняла верблюдов в свою армию. [ 26 ] В некоторых роликах также показаны батальные сцены с лошадьми. В разных местах художники добавили юмора, разместив карликов и обезьян, поддерживающих переднюю поднятую ногу лошадей. [ 26 ]
Полоса над фризами всадников — свиток природы. На нем изображены цветы, фрукты, иногда павлины и дикая природа. [ 27 ] Полоса над ним — мифологический фриз. Его высота около 7 дюймов, высота около 2,5 футов над платформой, и на нем изображены легенды и духовные истории, встречающиеся в Рамаяне (до грани 5), Пуранах, особенно в Бхагавата-пуране (с 6 по 11 грани) и, наконец, в Махабхарате. . [ 1 ] [ 27 ] Вокруг храма расположены многочисленные панели, на которых рассказываются различные индуистские басни и истории. [ 28 ]
Рамаяна
[ редактировать ]
Изображены только ранние парвы Рамаяны. Некоторые из них, показанные в храме Кесава, включают: [ 28 ] [ примечание 2 ]
- Дашаратха совершает ритуальные подношения и молится за детей. Рождаются Рама и его братья.
- Младенцы качаются в колыбелях, на другом фризе изображены Рама и его братья, ползающие на четвереньках.
- Школьная жизнь, уроки боевых искусств.
- Молодой Рама убивает Татаку, чтобы защитить риши .
- Вишвамитра, Рама и Лакшмана при дворе Джанаки. Другой показывает, как Сита выходит за него замуж.
- Вышла замуж за Раму и его братьев в Айодхье.
- Рама, Лакшмана и Сита отправляются в изгнание. Они бродят по лесам и встречают разных мудрецов.
- Вирадха нападает на Ситу, Рама убивает его.
- Эпизод Сурпанахи.
- Легенда о золотом олене.
- Равана похищает Ситу. Другой фриз показывает, как он убивает Джатаю.
- Хануман и Сугрива встречаются и присоединяются к Раме.
Остальная часть Рамаяны не изображена, и после этого начинается Бхагавата-пурана. [ 29 ]
Бхагавата Пурана
[ редактировать ]Полоса вокруг западного храма изображает Бхагавата Пурану . [ примечание 2 ] Некоторые сцены Бхагаваты повторяются. Некоторые из легенд о нем, показанных в храме Кесава, включают: [ 29 ]
- Лежащий Вишну в истории космического океана.
- Легенда о браке Васудевы.
- Васудева переносит младенца Кришну через реку.
- Различные фризы младенца Кришны, кормящегося в Гокуле, покачиваемого в колыбели и ползающего на четвереньках.
- Кришна убивает Путану и Сакатасуру.
- Малыш Кришна крадет масло.
- Krishan lifts Govardhana.
- Различные фризы, изображающие Кришну, играющего с заколдованными гопи.
- Кришна убивает различных демонов и в конечном итоге убивает Камсу.
Махабхарата
[ редактировать ]Некоторые из сцен, показанных на внешней стене храма, включают: [ 29 ] [ примечание 2 ]
- Двор Дхритараштры.
- Соперничество между Пандавом и Кауравами по мере их взросления.
- Пандавы уходят в лес.
- Бхима женится на Хидимби, рожденной от Гхатоткачи.
- Пандавы встречают Друпаду и останавливаются в доме гончара.
- Церемония выбора партнера по браку Драупади.
- Арджуна попадает в рыбную мишень, Драупади выбирает его своим мужем.
- Пандавы возвращаются с Драупади.
- Юдхиштхира играет в кости и проигрывает.
- Военные сцены. Кришна дает советы Пандавам.
- Сцена, где герой занимается йогой , сидя в асане , а поклонники возлагают на него гирлянды.
- Пандавы побеждают. Их возвращение в королевство.
Наружные стены: верхние уровни
[ редактировать ]
Великие стены
[ редактировать ]Над полосой нижнего уровня с фризами, изображающими индуистские басни и легенды, находится группа мифических макар (существо, основанное на слиянии различных животных), а затем группа декоративных павлинов. Над лентой павлинов, состоящей из почти 200 рельефных резных фигурок, расположены ряды, изображающие светскую жизнь людей, и небольшие рельефы божеств, которые окружают только часть сабха мантапа (общественного зала) главного храма. [ 30 ] Большинство из них испорчены и повреждены. Некоторых сложно идентифицировать. [ 30 ]
Рельефы, связанные с божествами, преимущественно изображают Вишну в его различных аспектах и аватарах в традиции вайшнавизма, но они включают Шиву из традиции шиваизма, Дэви из традиции шактизма и Сурью из традиции Сауры в индуизме. Например, из панелей, если считать по часовой стрелке от входа, № 12 изображает Сауру, № 23 — Дургу в ее форме Махишасурамардини, № 25–28 — шиваитскую традицию. [ 30 ]
Рельефы, показывающие обычную жизнь людей, включают праздничные сцены, танцоров в различных мудрах, музыкантов с музыкальными инструментами 13-го века, пары в ухаживании и сексуальные сцены, матерей, кормящих младенцев, охотников и других специалистов с домашними животными, такими как собаки, солдаты, йоги, риши. , люди в позе намасте, молящиеся пары и другие. Эти рельефы также включают многочисленные фризы, показывающие историю Прахлады , Хираньякашипу и аватара Вишну Нарасимхи . [ 31 ] [ 32 ]
Стены башни Гарбха-гриха
[ редактировать ]В случае трех башен над полосой резных фигурок павлина находится ряд рельефов божеств большего размера, которые окружают храм. [ 33 ] Существует около 90 рельефов, изображающих в основном Вишну с Лакшми, а также Шакти, Шиву, Брахму, Сарасвати, Индру, Индрани, Каму, Рати и других. Большинство из них также частично испорчены, например, сломанные носы, отрубленные конечности, вырубленные каменные украшения и другие виды повреждений. Поэтому некоторые из них трудно идентифицировать. [ 34 ]
Некоторые иллюстративные резные изображения больших изображений включают: [ 35 ]
- Тандава Ганеша
- Танцующая Сарасвати
- Кешава, Венугопала, Джанардана, легенды о Кришне
- Вишну должен быть таким же, как Индра, Варуна, Яма, Васудева, Йоганараяна, Матсья, Курма, Вараха, Нарасимха, Вамана, Парашурама, Рама, Кришна и Будда.
- Танец Лакшми в разных формах.
- Брахма с бородой и без бороды
- Харихара (полуШива, наполовину Вишну) в различных формах
- Сурья
- Дурга как Махишасурамардини
- Танцующий Вишну
Первые шестьдесят и последние шестьдесят рельефов имеют превосходную отделку и детализацию, а средние шестьдесят пять (от № 61 до № 134) панели менее детализированы. Некоторые из панно подписаны ниже художником. [ 35 ]

Тораны и более высокие уровни
[ редактировать ]Большие настенные изображения на трех одинаковых надстройках башни имеют арку ( торану ), обрамляющую изображение. Западная сторона имеет простые плоские или геометрические арки, а северная и южная стороны украшены замысловатой резьбой на природные темы, такие как висящие фрукты, цветы и цветущие лианы. Некоторые включают в себя бутоны и стадии естественного развития цветущих растений, а некоторые включают диких животных, таких как лев в центре. [ 36 ] Сама башня сочетает в себе замысловатые произведения искусства, в плане которых вращающиеся квадраты чередуются со звездообразными 16-лепестковыми лотосами. Когда башня поднимается, временные шикары увенчиваются калашами (горшками, распространенными в индуистских церемониях). [ 36 ]
Все три башни одинаковой высоты. В их плане используются лотос с продолговатым выступом, четыре набора орнаментальных башен, ритмично уменьшающихся в высоте и увенчанных каменной каласой . На башне изображены танцоры, гандхарвы, якши, киртимукхи, лица львов и мифические животные, такие как макары. [ 37 ] Вершина каждой башни имеет форму перевернутого цветущего цветка лотоса. На каждой из первоначальных вершин башен была большая каменная каласа, но они были повреждены вместе с суканасами , и храм остался без них. В ходе недавней реставрации отсутствующую большую каласу заменили небольшой цементной каласой. [ 37 ]
Отлично, Наваранга
[ редактировать ]
Вход в главный храм осуществляется через восточный дверной проем. Двери в нем не было, но АСИ, управляющее храмом, добавило в храм деревянную дверь. [ 38 ] Внутри двери находится Наваранга с обычными девятью квадратами, предложенными в древних индуистских текстах о дизайне храмов. Квадратный формат расширен за счет трех платформ анкан и джагали , на которых могут сидеть приезжающие преданные. Архитекторы добавили света, встроив в стену перфорированные экраны. [ 6 ] [ 38 ] По словам Кришны, расположение трех дверных проемов внутри и двух ниш, изображения которых сейчас отсутствуют, позволяет предположить, что интерьер этого храма был спроектирован в соответствии с архитектурой Панчаятана-пуджи, характерной для индуистской традиции Смарта . [ 38 ]
Столбы и потолки
[ редактировать ]Мандапа ( зал ) поддерживается токарными колоннами. [ 39 ] Столбы, кроме двух, одинакового размера. Все они, кроме четырех в центре, имеют пять последовательно расположенных молдингов на жизненные темы: диск, колокольчик, горшок, колесо и зонтик. Четыре набора центральных квадратных колонн Наваранги украшены якшами и кронштейнами, которые были повреждены или исчезли. Два столба к востоку от центральной площади имеют форму 32-конечной звезды. [ 38 ] [ 39 ]
Крыша Наваранги состоит из 16 квадратов: девять в сабха-мандапе и оставшиеся семь в пристройке возле восточного входа. Все они вырезаны, каждый различен, каждый со встроенными природными мотивами и символикой индуистской теологии. Среди них тема пальмовых листьев, разные стадии раскрытия лотоса, бесконечный узел, символизирующий карму и самсару, узел с «танцорами, музыкантами, солдатами со стоящими Вишну и Шивой в различных формах», стропила в тантрической компоновке Шри Чакры и другие. [ 38 ]
Потолок между колоннами куполообразный и замысловато украшен. Эти украшения могли включать многолепестковые лотосы, мотивы банановых бутонов на основе ступенчатых прудов и змееподобные ( ананта ) узлы (символизирующие вечность). Внутри храма каждая вимана имеет вестибюль, соединяющий ее с главной прямоугольной мантапой (залом). [ нужна ссылка ]
Резьба на внутренней стене
[ редактировать ]В Наваранге есть фризы, изображающие сцены из Рамаяны и Махабхараты . [ 1 ]
Святилища
[ редактировать ]
Из трех святынь одна посвящена Кешаве , но изображение в святилище отсутствует. В двух других святынях хранятся изображения Джанардханы и Кришны в образе Венугопалы (все три изображения являются формами индуистского бога Вишну ). [ 5 ]
Южный храм
[ редактировать ]У южного входа в храм есть две дварапалы: Бхадра и Субхадра. На перемычке над входом изображен Венугопала. Резьба по Лакшминараяне XIII века изображена сидящей в позе йоги Сукхасана , с ним изображены чакра, раковина, лотос и гада ( булава). За Сукханаси находятся Джая и Виджая, на перемычке изображен сидящий Вишну, а на балдахине изображен танцующий Вишну. [ 40 ] Южная гарбха грия имеет площадь 8х8 футов, но включает в себя ниши в стене для большего пространства. Изображение Кришны в святилище имеет высоту 4,5 фута. Он носит серьги, ожерелья, браслеты, браслеты, кольца на пальцах и ногах, браслеты, пояс и диадему, украшенную драгоценными камнями. [ 40 ] Его ноги скрещены, голова слегка наклонена, когда он играет на бансури (флейте), которую держит обеими руками. Его пальцы находятся в положении постукивания, и все существа – от людей до коров, от богов до богинь внутри святилища – изображены погруженными в божественную музыку. Некоторые фигуры бегут слушать музыку, их одежда соскальзывает. Над домохозяевами, гопи и коровами изображены риши (мудрецы), которые тоже погружены в этот опыт. [ 40 ]
изображения На краю тораны (арка вверху) последовательно вырезаны десять аватаров Вишну: Матсья, Курма, Вараха, Нарасимха, Вамана, Парашурама, Рама, Баларама, Будда и Калки. [ 40 ]
Северный храм
[ редактировать ]У северного входа в храм также есть две дварапалы: Бхадра и Субхадра. На перемычке над входом изображен Джанардана, а навес снова изображает Лакшминараяну. За Сукханаси на перемычке изображена сидящая Лакшми, а навес - Йоганараяна, занимающаяся йогой. [ 41 ] Гарбха грия имеет статую высотой 6 футов, при этом постамент Гаруды имеет высоту 1,5 фута, а изображение Джанардханы - 4,5 фута. Он носит украшения, а на бахроме торана его изображения снова вырезаны десять аватаров Вишну. [ 41 ]
Западный храм
[ редактировать ]Западный вход в святилище похож на южное святилище по размеру и включает в себя некоторые особенности. На перемычке над входом изображен стоящий Кешава, а навес - Гаджалакшми. За Сукханаси на перемычке изображен Вайкунтха Нараяна, сидящий на Ананта Шеше, а на балдахине изображен Вишну в позе йоги Сукхасана. [ 42 ] Гарбха грия имеет постамент Гаруды высотой 1,5 фута, но изображение отсутствует. [ 41 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Рельеф стены, прорезные окна и лепной фриз
-
Потолок
-
Потолочные полотна
-
Цветок, открывающийся на потолке
-
Потолок, еще один бесконечный узел
-
Потолок, символика и общественная жизнь внутри обода
-
Музыка 13 века, храм Кесава
-
Кришна с флейтой, храм Кешава
-
Один шаблон
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б В некоторых источниках упоминается 1268 год нашей эры на основе надписи, найденной в соседнем храме Шивы, но большинство ученых утверждают, что эта надпись лучше интерпретируется как то, что храм действовал в 1268 году. Другие надписи предполагают 1258 год нашей эры, и этот год встречается в научных источниках. [ 1 ] [ 8 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Кирсти Эванс (1997). Эпические повествования в храмах Хойсаха: Рамаяна, Махабхарата и Бхагавата Пурана в Хахебиде, Белуре и Амритапуре . БРИЛЛ Академик. стр. 10–11. ISBN 90-04-10575-1 .
- ^ «Священные ансамбли Хойсала» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 24 сентября 2023 г.
- ↑ Храм Кешава, Сомнатхпура, округ Майсур, Карнатака. Архивировано 23 октября 2017 г. в Wayback Machine , правительство Карнатаки, Индия.
- ^ Перейти обратно: а б Маргарет Проссер Аллен (1991). Орнамент в индийской архитектуре . Университет Делавэра Пресс. п. 217. ИСБН 978-0-87413-399-8 .
- ^ Перейти обратно: а б Фредрик В. Банс (2002). Иконография архитектурных планов: исследование влияния буддизма и индуизма на планы Южной и Юго-Восточной Азии . ДК. стр. 118–120. ISBN 978-81-246-0200-3 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Джордж Мичелл (1977). Индуистский храм: введение в его значение и формы . Издательство Чикагского университета. стр. 146–148. ISBN 978-0-226-53230-1 .
- ^ Центр, Всемирное наследие ЮНЕСКО. «Священные ансамбли Хойсала» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 29 июня 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и М. Х. Кришна, 1965 , стр. 16–18.
- ^ Перейти обратно: а б с Х. С. Ушарани (2012), Храмы Соманатхапуры и их потребность в масле в эпиграфах , Труды Индийского исторического конгресса, Том. 73 (2012), стр. 486-489.
- ^ Д.В. Деварадж (1994). История храмового комплекса Соманатхапура: в социально-экономической и культурной перспективе . Управление археологии и музеев. стр. 10–11, 22.
- ^ Жерар Фокема (1996). Полный путеводитель по храмам Хойсаха . Абхинав. стр. 16–17. ISBN 978-81-7017-345-8 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж М. Х. Кришна, 1965 , стр. 18–19.
- ^ Священные ансамбли Хойсала , ЮНЕСКО.
- ^ «Храм Ченнакесава Соманатхапура — удобный фотопутеводитель | Путешествие хиппи» .
- ^ Перейти обратно: а б с М. Х. Кришна, 1965 , стр. 17–18.
- ^ М. Х. Кришна 1965 , с. 18.
- ^ Уинтроп Сарджант (2010). Кристофер Ки Чаппл (ред.). Бхагавад-гита: издание к двадцать пятой годовщине . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 37. ИСБН 978-1-4384-2840-6 .
- ^ Лаванья Вемсани (2016). Кришна в истории, мысли и культуре: энциклопедия индуистского бога многих имен . АВС-КЛИО. стр. 266–267. ISBN 978-1-61069-211-3 .
- ^ Адам Харди (1995). Индийская храмовая архитектура: форма и трансформация: традиция Карната-Дравида, 7-13 века . Публикации Абхинава. стр. XVIII–XIX, 243–244. ISBN 978-81-7017-312-0 .
- ^ Перейти обратно: а б с М. Х. Кришна, 1965 , стр. 17–19.
- ^ Рошен Далал (2010). Религии Индии: краткое руководство по девяти основным конфессиям . Книги о пингвинах. п. 193. ИСБН 978-0-14-341517-6 .
- ^ НЬЮМАН, Р. (1988). «МАТЕРИАЛЫ ХРАМОВ И СКУЛЬПТУР ХОЙСАЛА: ПЕТРОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА». Археометрия . 30 (1). Уайли-Блэквелл: 120–131. дои : 10.1111/j.1475-4754.1988.tb00440.x .
- ^ Перейти обратно: а б с Хью Хонор; Джон Флеминг (2005). Всемирная история искусства . Лоуренс. стр. 254–255. ISBN 978-1-85669-451-3 .
- ^ М. Х. Кришна 1965 , стр. 17-20 с рисунками.
- ^ Ален Даниэлу (2001). Индуистский храм: обожествление эротизма . Внутренние традиции. стр. 46–49. ISBN 978-0-89281-854-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с д М. Х. Кришна, 1965 , стр. 19–20.
- ^ Перейти обратно: а б М. Х. Кришна, 1965 , стр. 20–21.
- ^ Перейти обратно: а б с М. Х. Кришна, 1965 , стр. 20–26.
- ^ Перейти обратно: а б с д М. Х. Кришна, 1965 , стр. 20–23.
- ^ Перейти обратно: а б с М. Х. Кришна, 1965 , стр. 23–28.
- ^ М. Х. Кришна 1965 , стр. 25–28.
- ^ Чудамани Нандагопал (1990). Танец и музыка в храмовой архитектуре . Агам Кала Пракашан. стр. 211–215. ISBN 978-81-7186-000-5 .
- ^ М. Х. Кришна 1965 , стр. 23–32.
- ^ М. Х. Кришна 1965 , стр. 27–32.
- ^ Перейти обратно: а б М. Х. Кришна, 1965 , стр. 28–32.
- ^ Перейти обратно: а б М. Х. Кришна, 1965 , стр. 31–33.
- ^ Перейти обратно: а б М. Х. Кришна, 1965 , стр. 33–34.
- ^ Перейти обратно: а б с д и М. Х. Кришна, 1965 , стр. 34–35.
- ^ Перейти обратно: а б Фредрик В. Банс (2002). Иконография архитектурных планов: исследование влияния буддизма и индуизма на планы Южной и Юго-Восточной Азии . ДК. стр. 118–121. ISBN 978-81-246-0200-3 .
- ^ Перейти обратно: а б с д М. Х. Кришна 1965 , с. 36.
- ^ Перейти обратно: а б с М. Х. Кришна 1965 , с. 37.
- ^ М. Х. Кришна 1965 , стр. 36–37.
Библиография
[ редактировать ]- Прасанна Кумар Ачарья (2010). Энциклопедия индуистской архитектуры . Издательство Оксфордского университета (переиздано Мотилалом Банарсидасом). ISBN 978-81-7536-534-6 .
- Прасанна Кумар Ачарья (1997). Словарь индуистской архитектуры: трактовка санскритских архитектурных терминов с иллюстративными цитатами . Издательство Оксфордского университета (перепечатано в 1997 году Мотилалом Банарсидасом). ISBN 978-81-7536-113-3 .
- Винаяк Бхарне; Крупали Круще (2014). Открытие заново индуистского храма: сакральная архитектура и урбанизм Индии . Издательство Кембриджских ученых. ISBN 978-1-4438-6734-4 .
- Элис Бонер (1990). Принципы композиции в индуистской скульптуре: период пещерного храма . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0705-1 .
- Элис Бонер; Садашива Ратх Шарма (2005). Силпа Пракаша . Brill Academic (перепечатано Мотилалом Банарсидасом). ISBN 978-8120820524 .
- А.К. Кумарасвами; Майкл В. Мейстер (1995). Очерки теории архитектуры . Национальный центр искусств Индиры Ганди. ISBN 978-0-19-563805-9 .
- Дехеджия, В. (1997). Индийское искусство . Файдон: Лондон. ISBN 0-7148-3496-3 .
- Адам Харди (1995). Индийская храмовая архитектура: форма и трансформация . Публикации Абхинава. ISBN 978-81-7017-312-0 .
- Адам Харди (2007). Храмовая архитектура Индии . Уайли. ISBN 978-0470028278 .
- Адам Харди (2015). Теория и практика храмовой архитектуры в средневековой Индии: Самаранганасутрадхара Бходжи и линейные рисунки Бходжпура . Национальный центр искусств Индиры Ганди. ISBN 978-93-81406-41-0 .
- Харл, Дж. К., Искусство и архитектура Индийского субконтинента , 2-е изд. 1994, Издательство Йельского университета «История искусства Пеликана», ISBN 0300062176
- Моника Джунеха (2001). Архитектура в средневековой Индии: формы, контексты, истории . Ориент Блэксван. ISBN 978-8178242286 .
- Стелла Крамриш (1976). Индуистский храм, том 1 . Мотилал Банарсидасс (перепечатано, 1946 г., издательство Принстонского университета). ISBN 978-81-208-0223-0 .
- Стелла Крамриш (1979). Индуистский храм, том 2 . Мотилал Банарсидасс (перепечатано, 1946 г., издательство Принстонского университета). ISBN 978-81-208-0224-7 .
- Майкл В. Мейстер; Мадхусудан Даки (1986). Энциклопедия индийской храмовой архитектуры Американский институт индийских исследований. ISBN 978-0-8122-7992-4 .
- Джордж Мичелл (1988). Индуистский храм: введение в его значение и формы . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-53230-1 .
- Джордж Мичелл (2000). Индуистское искусство и архитектура . Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-20337-8 .
- М. Х. Кришна (1965). Годовой отчет Майсурского археологического департамента . Университет Майсура.
- Каматх, Сурьянатх: Краткая история Карнатаки с доисторических времен до наших дней , 2001, Книги Юпитера, MCC, Бангалор (перепечатано в 2002 г.) OCLC: 7796041.
- Фокема, Джерард: Полный путеводитель по храмам Хойсала , Абхинав, 1996 г. ISBN 81-7017-345-0
- Шастри, Нилаканта К.А.: История Южной Индии, 1955, От доисторических времен до падения Виджаянагара , Oxford University Press, Нью-Дели (перепечатано в 2002 г.), ISBN 0-19-560686-8 .
- «УБ Гита, архитектура Хоясала в Соманатхапуре» . Архивировано из оригинала 14 июня 2006 года . Проверено 13 ноября 2006 г.
- «Архитектура Индийского субконтинента, Такео Камия» . Проверено 13 ноября 2006 г.
- Т. А. Гопинатха Рао (1993). Элементы индуистской иконографии . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0878-2 .
- Аджай Дж. Синха (2000). Воображая архитекторов: творчество в религиозных памятниках Индии . Университет Делавэра Пресс. ISBN 978-0-87413-684-5 .
- Бертон Стейн (1978). Южноиндийские храмы . Викас. ISBN 978-0706904499 .
- Бертон Стейн (1989). Новая Кембриджская история Индии: Виджаянагара . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-26693-2 .
- Бертон Стейн; Дэвид Арнольд (2010). История Индии . Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-1-4443-2351-1 .
- Капила Вацяян (1997). Площадь и Круг индийских искусств . Публикации Абхинава. ISBN 978-81-7017-362-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]