Храм Брахмешвара, Киккери
Храм Брахмешвара, Киккери | |
---|---|
Храм XII века в стиле Хойсала. | |
Религия | |
Принадлежность | индуизм |
Божество | Шива |
Расположение | |
Расположение | Киккери , округ Мандия , Карнатака , Индия |
Географические координаты | 12 ° 45'47,0 "N 76 ° 25'44,4" E / 12,763056 ° N 76,429000 ° E |
Храм Брахмешвары , также называемый храмом Брахмешвары или храмом Брахмешвары , представляет собой индуистский храм XII века с архитектурой Хойсала в деревне Киккери, округ Мандия , штат Карнатака, Индия. Наряду с двумя другими крупными историческими храмами в деревне, храм Брахмешвары является одним из многих крупных разрушенных храмов с выдающимися произведениями искусства в районе Киккери, недалеко от более известных памятников Шраванабелаголы . [ 1 ]
Посвященный Шиве, храм примечателен сочетанием всех основных традиций индуизма – шиваизма, вайшнавизма и шактизма, а также ведических божеств. [ примечание 1 ] В храме, обращенном на восток, есть несколько нововведений в традициях индуистской архитектуры Карнаты, таких как гениальная меса-макара-паттика , выпуклая мандапа Наваранга , сложные детали во многих статуях и классические индийские танцевальные позы, вылепленные внутри мандапы. На его внешних стенах расположены эдикулы, иллюстрирующие индуистскую храмовую архитектуру разных частей Индии – Нагара (север, запад, восток), Дравида (юг), Весара (Деккан), Бхумиджа (центральная, восточная) и сложные формы. Резьба, утверждают Даки и Мейстер, сложна и высокого качества. [ 2 ]
Он был завершен в 1171 году нашей эры женщиной по имени Баммаве Наякити во время правления Хойсалы короля Нарасимхи I. [ 3 ] Значительная часть произведений искусства внутри и снаружи храма испорчена и имеет следы преднамеренного нанесения увечий. Рядом с главным храмом, в том же комплексе, находится храм Деви с примечательными пилястрами. Храм Деви, вероятно, был построен несколько десятилетий спустя. [ 2 ]
Этот храм находится под управлением и защитой Департамента археологии, музеев и наследия штата Карнатака (памятник S-KA-543). [ 4 ]
Расположение
[ редактировать ]
Киккери — большая деревня с развитой инфраструктурой, напоминающей небольшой городок, в Кришнараджапет-Талук. Он находится между городами Майсуру и Хасан на государственной автомагистрали 7, примерно в 15 км (9,3 мили) к юго-западу от Шраванабелаголы , которая известна своими памятниками дигамбара-джайнов. [ 1 ] К востоку от Киккери находится исторический рукотворный водоем, ныне называемый озером Киккери. Вдоль берега этого озера расположены исторические руины трех крупнейших индуистских храмов (храм Маллесвара, храм Брахмешвара и храм Джанардхана). В деревне также находится исторический индуистский храм Нарасимха (вайшнавизм, аватар Вишну), построенный позже и также с прекрасной скульптурой, храм Деви под названием Киккерамма (шактизм, иконография Дурги) и храм Басавана (лингятизм). Храм Брахмешвары расположен к востоку-северо-востоку от деревни, в нескольких сотнях футов к северу от более изуродованного, меньшего по размерам и заброшенного храма Хойсала, посвященного Джанардхане. [ 2 ]
История
[ редактировать ]Подлинная ранняя история Киккери до XI века неизвестна. [ 1 ] Местная устная традиция гласит, что когда-то жил вождь племени по имени Кика, чье племя было источником жалоб королю со стороны жителей региона Шраванабелагола. Он был арестован. Представ перед королем, Кика предложил королю «огромные сокровища» в обмен на деревню, названную в его честь, с храмом, резервуаром для воды и фортом, где все они могут поселиться. Король принял его условия, и с тех пор построенная деревня стала называться Киккери. [ 1 ] Храм, о котором просил Кика, был храмом Маллесвара, построенным в конце 11 — начале 12 века. Это было посвящено Брахмешваре (Шиве). Со временем фундамент храма Маллесвара стал постоянно затопленным. Так, в XII веке женщина по имени Баммаве Наякити построила более впечатляющий храм Брахмешвары, где божество было повторно освящено. [ 1 ] В этой деревне и в храмах был обнаружен ряд надписей, но ни одна из них не подтверждает эту историю. Однако эти надписи подтверждают, что храм Маллесвара с 16-колонной мандапой и закрытым залом является старейшим храмом в Киккери и что он затоплен. [ 2 ] [ 3 ]
В надписях XI века ( сака 1017 г.) упоминаются подарки Брахмешваре в Киккери от царей Хойсалы, которые заявляют, что они происходят из Ядава-кулы и правят Ганга-мандалой. [ 5 ]
Существование нескольких крупных исторических храмов в Киккери позволяет предположить, что это был важный процветающий город в Карнатаке до 14 века. Это дополнительно подтверждается множеством крупных исторических индуистских и джайнских храмов с замысловатой резьбой, найденных примерно в 15 километрах от Киккери, а также многочисленными надписями, обнаруженными в этом регионе. Примерами храмов и памятников, построенных до 14 века, являются храмы и памятники, найденные в Шраванабелаголе, Говинданхалли, Хосахолалу и Сасалу. [ 2 ] [ 6 ]
Архитектура
[ редактировать ]
Храм Брахмешвары находится на территории комплекса вместе с гораздо меньшим храмом Деви. Он имеет одно святилище ( экакута ) и обращен на восток. В отличие от других больших храмов Хойсала, которые стоят на джагати (платформе), этот храм стоит прямо на земле. Он имеет два входа, обращенных друг к другу, с севера и юга (см. прилагаемый план этажа). С одной стороны после этих входов находится Нанди-мандапа с ваханой Шивы . Другая сторона входит в Наварангскую мандапу (зал сбора паломников), соединяясь с антаралой ( прихожей, вестибюлем), за которой следует Гарбхагрихья (святилище, целла). Архитектура каждой из этих секций соответствует принципам квадрата и круга индуистской архитектуры. [ 2 ]
- виманы
Надстройка виманы – тритала (трехэтажная). [ 7 ] Он интегрирован с сукханаси над антаралой как низкий выступ башни над святилищем. [ 8 ] В храме есть самая большая амалака в храме Хойсала (называемая «шлем»), форма которой обычно повторяет форму святыни (квадрат или форма звезды); каласа наверху (декоративный сосуд для воды на вершине купола); и герб Хойсала (эмблема воина Хойсала, убивающего льва) над суханаси . [ 9 ] [ 10 ] Вимана имеет ширину 22 фута. [ 11 ]
Капотабандха адхистхана виманы, штат Дакки и Мейстер, имеет искусно вырезанную меса-макара-паттику . [ 7 ] Над кута-стамбхами и нишами можно увидеть замечательную экспозицию основных индуистских архитектурных стилей, прославляющих храмовые стили, встречающиеся в разных частях Индии, а именно Нагара, Дравида, Весара, Бхумиджа и сложные формы. [ 7 ] Тораны тоже имеют вариации, как если бы стены храма изображали иллюстрации из учебника по архитектуре. В нишах Виманы также находятся рельефы всех основных индуистских традиций. Например, есть Натараджа, Дакшинамурти и Ардханаришвара (наполовину Шива, наполовину Парвати) шиваизма; затем аватары Вишну и Кришна-лила вайшнавизма; Дурга, Лакшми, Сарасвати и Чанди шактизма; Брахма, Сурья, Чандра ведического пантеона; а также такие композиции, как Харихара (наполовину Шива, наполовину Вишну). В то время как многочисленные исторические индуистские храмы по всей Индии включают все три традиции, храм Брахмешвары в Киккери примечателен своим балансом и деталями в произведениях искусства. Талас выше в надстройке относительно проще. [ 7 ] Это хорошо выполненные, высокодекоративные и неповрежденные башни ( шихара ). [ 12 ] [ 10 ] [ 13 ]

- Мандапа
Наваранга -мандапа выступает из своего основания, придавая храму выпуклую форму. Это сочетание архитектуры зала типа гудха шириной 40 футов с отверстием в передней части, напоминающим рангамандапу. Архитектор добился этого, новаторски исключив упабхадры. В мандапе есть четыре больших столба типа Шрикара с кронштейнами типа путрика (5 из 16 сломаны, остальные частично изуродованы). Эти девушки имеют элегантную фигуру и моделируют позы южноиндийского классического танца, что напоминает салабханджиков в индуистском храме в Белуре. [ 7 ] [ примечание 2 ]
Потолок мандапы состоит из девяти панелей. На восьми изображены дикпалы (божества направления), а на центральном изображена саматала с девятью планетами в коробках в рамах, что редко встречается в храмах Карнатаки. [ 7 ] находится Нанди меньшего размера Внутри наваранга-мандапы .
- Внутреннее произведение искусства
Внутри главной мандапы расположены ниши со статуями шиваизма, вайшнавизма и шактизма. К ним относятся: [ 11 ]
- Ганеша в нише кхаттака на западной стороне, примыкающей к вестибюлю.
- Дурга в нише западной стороны
- Картикея (Сканда, Муруган) в южной боковой нише, примыкающей к вестибюлю.
- Четырехфутовый Шива и четырехфутовый Вишну в больших нишах бхадры наваранга -мандапы.
- Украшенный драгоценностями Нанди в Нанди-мандапе на восточной стороне храма.
- Сурья возле Нанди, для которого была растянута Нанди-мандапа (эта часть храма более повреждена и в современную эпоху восстановлена из кирпича)
Некоторые ниши пустуют, некоторые вывезены и подарены или проданы крупнейшим музеям мира в колониальную эпоху. Изображение Кешавы, выставленное в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, вероятно, произошло из этого храма.
- Храм Деви
Завершенный немного позже главного храма, в начале 13 века, в этом небольшом храме примечательны настенные пилястры замысловатой резки. [ 11 ]
- Надписи
В храме имеется пятнадцать надписей в разных местах (санскрит, каннада), что помогает датировать этот храм и предполагает социально-политическое значение этого храма в период с 12 по 14 века. Некоторые из них частично или в основном повреждены. К важным сохранившимся относятся: [ 15 ]
- Надпись на фундаменте на камне, стоящем к востоку от храма и к северу от Нанди-мандапы, датируется сакой 1093 годом (1171 г. н.э.).
- Более старая неполная надпись возле пракары (сложной стены), датированная 1134 годом н.э.
- На плите на южной стороне упоминается, что Шива и Парвати пришли в Киккери с Кайлаши в Гималаях.
- Царская надпись: на столбе возле Нанди упоминается, что царь Нарасимхадева, живущий в столице Дорасамудре, подарил этому храму вечную лампу. [ 16 ]

Памятники поблизости
[ редактировать ]В радиусе от 5 до 15 километров от этого храма находятся следующие основные достопримечательности: [ 17 ]
- Шраванабелагола - один из важнейших объектов наследия дигамабарской традиции джайнизма.
- Храм Панчалингешвара, Говинданахалли - главный храм с пятью святилищами, начало 13 века. [ 18 ]
- Храм Гопаласвами, Говинданахалли - меньший, менее украшенный храм, заброшенный, 13 век.
- Храм Хунасешвара, храм Аграхара Бачахалли (Унашешвара Свами) - большой храм с большими стамбхами, конными слонами и множеством камней-героев, начало 13 века.
- Храм Лакшминараяна, Хосахолалу - храм Вишну, богато украшенный храм Чалукья.
- Храм Маллесвара, Агалая - храм Шивы с тремя святилищами, простой снаружи и более богато украшенный внутри, в стиле Хойсала.
Галерея
[ редактировать ]-
Бык Нанди лицом к святилищу, сзади ниша Сурья.
-
Звездчатая планировка святыни в храме Брахмешвара в Киккери.
-
Эдикулы (дизайн шихара) демонстрируют разнообразие индуистской архитектуры.
-
Дварапалас
-
Испорченные рельефы на внешней стене, Кришна в центре.
-
Центральная панель на потолке, наваграха
-
Саптраматрика (богини-матери)
-
Махисасурамардини (Дурга)
-
Вишну и Лакшми под эдикулой Весара
-
Храм Брахмешвары – вид с южной стороны
Примечания
[ редактировать ]- ^ Многочисленные крупные индуистские храмы включают иконографию всех трех традиций; Храм Брахмешвары принадлежит к меньшей подгруппе из них, которая включает в себя все традиции внутри и снаружи с одинаковым акцентом. Возможно, это связано с влиянием Чалукьяна.
- ^ Эта выпуклость представляет собой нововведение, связанное с архитектурой Весара , примерно в 11 веке, созданное школами индуистской архитектуры Суди и Лаккунди на севере Карнатаки. [ 14 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и К. Баласубраманьям (1961). Монографии по обследованию деревень: 12 Деревня Киккери . Перепись Индии. стр. 1–6.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Мадхусудан А. Даки и Майкл Мейстер 1996 , стр. 345–347.
- ^ Перейти обратно: а б «Туризм Мандийского района» . Национальный центр информатики, Мандия . Архивировано из оригинала 21 мая 2012 года . Проверено 20 июня 2012 г.
- ^ «Охраняемые памятники Карнатаки» . Археологическая служба Индии, Правительство Индии . Национальный центр искусств Индиры Ганди . Проверено 10 августа 2012 г.
- ^ B Льюис Райс (1898), Надпись 49 (1095 г. н. э.), Epigraphia Carnatica, Том IV, Mysore Government Press, стр. 107
- ^ К. Баласубраманьям (1961). Монографии по обследованию деревень: 12 Деревня Киккери . Перепись Индии. стр. 4–6.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Мадхусудан А. Даки и Майкл Мейстер 1996 , стр. 346–347.
- ^ Фокема (1996), стр. 22.
- ^ Фокема (1996), стр. 27.
- ^ Перейти обратно: а б Камат (2001), стр. 134.
- ^ Перейти обратно: а б с Мадхусудан А. Даки и Майкл Мейстер 1996 , с. 347.
- ^ Фокема (1996), стр. 21, стр. 27.
- ^ Фукема (1996), стр. 28.
- ^ Аджай Дж. Синха (1996), Архитектурные изобретения в священных сооружениях: случай храмов Весара в Южной Индии , Журнал Общества историков архитектуры, Том. 55, № 4, стр. 382–399, JSTOR 991180.
- ^ Саурабх Саксена (2014), Киккери - Культ Брахмешвары , Пурататтвы, индийская история и архитектура
- ^ B Льюис Райс (1898), Epigraphia Carnatica, Том IV, Mysore Government Press, стр. 107
- ^ B Льюис Райс (1898), Epigraphia Carnatica, Том IV, Mysore Government Press, страницы 37-38
- ^ Храм Панчалингешвара, Говинданахалли , ASI Бангалор
Библиография
[ редактировать ]- Винаяк Бхарне; Крупали Круще (2014). Новое открытие индуистского храма: сакральная архитектура и урбанизм Индии . Издательство Кембриджских ученых. ISBN 978-1-4438-6734-4 .
- Т. Ричард Блертон (1993). Индуистское искусство . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-39189-5 .
- Томас Э. Дональдсон (1985). Индуистское храмовое искусство Ориссы . Брилл. ISBN 978-90-04-07173-5 .
- Джеймс Фергюссон; Ричард Фене Спирс (1910). История индийской и восточной архитектуры . Джон Мюррей.
- Джеймс Фергюссон (1967). История индийской и восточной архитектуры, Том 2 . Мунширам Манохарлал.
- Джеймс Фергюссон (1876). История индийской и восточной архитектуры Том 3 . Дж. Мюррей.
- Жерар Фокема (1996). Полный путеводитель по храмам Хойсаха . Публикации Абхинава. ISBN 978-81-7017-345-8 .
- Адам Харди (2007). Храмовая архитектура Индии . Уайли. ISBN 978-0-470-02827-8 .
- Адам Харди (1995). Индийская храмовая архитектура: форма и трансформация: традиция Карната-Дравида, 7-13 века . Публикации Абхинава. ISBN 978-81-7017-312-0 .
- Майкл В. Мейстер; Мадхусудан Даки (1983). Энциклопедия индийской храмовой архитектуры, том 1, часть 1, тексты и таблички для Южной Индии . Американский институт индийских исследований.
- М. А. Даки; Майкл В. Мейстер (1983). Энциклопедия индийской храмовой архитектуры: Том 1 Часть 2 Текст и таблички Южной Индии . Издательство Пенсильванского университета. ISBN 978-0-8122-7992-4 .
- Мадхусудан А. Даки; Майкл Мейстер (1996). Энциклопедия индийской храмовой архитектуры, том 1, часть 3, текст и таблички Южной Индии . Американский институт индийских исследований. ISBN 978-81-86526-00-2 .
- Майкл В. Мейстер; Мадхусудан А. Даки (1983). Энциклопедия индийской храмовой архитектуры, том 1, часть 4, тексты и таблички для Южной Индии . Американский институт индийских исследований. ISBN 978-81-7304-436-6 .
- Майкл В. Мейстер; Мадхусудан А. Даки; Кришна Дева (1983). Энциклопедия индийской храмовой архитектуры, том 2, часть 1, текст и таблички для Северной Индии . Американский институт индийских исследований.
- Майкл В. Мейстер; Мадхусудан А. Даки. Энциклопедия индийской храмовой архитектуры: Том 2 Часть 2 Текст и таблички для Северной Индии . Издательство Пенсильванского университета. ISBN 978-0-691-04094-3 .
- Мадхусудан А. Даки (1998). Энциклопедия индийской храмовой архитектуры, том 2, часть 3, текст и таблички для Северной Индии . Американский институт индийских исследований. ISBN 978-81-7304-225-6 .
- Джордж Мичелл (2001). Энциклопедия индийской храмовой архитектуры: более поздний этап, ок. н. э. 1289-1798. Южная Индия. Дравидадеша . Американский институт индийских исследований.
- Джеймс С. Харл (1994). Искусство и архитектура Индийского субконтинента . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-06217-5 .
- Сьюзан Л. Хантингтон; Джон К. Хантингтон (2014). Искусство Древней Индии: буддизм, индуизм, джайнизм . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-3617-4 .
- Стелла Крамриш (1996). Индуистский храм, Том 1 . Мотилал Банарсидасс.
- Стелла Крамриш (1976). Индуистский храм, Том 2 . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0224-7 .
- Джордж Мичелл (1977). Индуистский храм: введение в его значение и формы . Харпер и Роу. ISBN 978-0-06-435750-0 .
- Джордж Мичелл (1989). Путеводитель «Пингвин» по памятникам Индии: буддизм, джайнизм, индуизм . Книги о пингвинах. ISBN 978-0-14-008144-2 .
- Джордж Мичелл (1995). Архитектура и искусство Южной Индии: Виджаянагара и государства-преемники 1350-1750 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-44110-0 .
- Джордж Мичелл (2000). Индуистское искусство и архитектура . Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-20337-8 .
- М. Рама Рао (1965). Ранние калукьянские храмы Андхра Деса . Правительство Андхра-Прадеша.
- М. Рама Рао (1970). Выберите храмы Андхры . Правительство Андхра-Прадеша. ISBN 9781340109394 .
- КВ Саундара Раджан (1965). Архитектура ранних индуистских храмов Андхра-Прадеша . Правительство Андхра-Прадеша.
- Бенджамин Роуленд (1970). Искусство и архитектура Индии: буддисты, индуисты, джайны . Книги о пингвинах.
- М-Р Сарма (1972). Храмы Телинганы: архитектура, иконография и скульптура храмов Калукья и Какатия . Мунширам Манохарлал. ISBN 978-81-215-0437-9 .
- К.М. Суреш (2003). Храмы Карнатаки: Тома 1 и 2 . Бхаратия Кала Пракашан. ISBN 978-81-8090-013-6 .
- Генрих Роберт Циммер (1955). Искусство индийской Азии: Текст . Книги Пантеона.
- Камат, Сурьянат У. (2001) [1980]. Краткая история Карнатаки: от доисторических времен до наших дней . Бангалор: Книги Юпитера. LCCN 80905179 . OCLC 7796041 .
- «Туризм Мандийского района» . Национальный центр информатики, Мандия . Архивировано из оригинала 21 мая 2012 года . Проверено 20 июня 2012 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]