Шикша

Часть серии о |
Индуистские писания и тексты |
---|
![]() |
Связанные индуистские тексты |
Шикша ( санскрит : शिक्षा , IAST : шикша ) — санскритское слово, которое означает «инструкция, урок, обучение, изучение навыков». [1] [2] [3] Это также относится к одной из шести Веданг , или разделов ведических исследований по фонетике и фонологии на санскрите . [3] [4]
Шикша — это область ведического изучения звука, в которой основное внимание уделяется буквам санскритского алфавита, акценту, количеству, ударению, мелодии и правилам благозвучного сочетания слов во время ведического чтения. [3] [5] Каждая древняя ведическая школа развивала эту область Веданги , а старейшими сохранившимися учебниками по фонетике являются Пратишакья . [2] Паниния -Шикша и Нарадия-Шикша являются примерами дошедших до нас древних рукописей этой области ведических исследований. [3] [5]
Шикша — старейшая и первая вспомогательная дисциплина к Ведам , поддерживаемая с ведической эпохи. [2] Он направлен на построение звука и языка для синтеза идей, в отличие от грамматистов, которые разработали правила языковой деконструкции и понимания идей. [2] Эта область помогла сохранить Веды и Упанишады как каноны индуизма с древних времен и разделялись различными индуистскими традициями. [6] [7]
Этимология
[ редактировать ]Шикша буквально означает «наставление, урок, изучение, знание, обучение, изучение навыков, обучение искусству». [1] Это также относится к одной из шести Веданг , изучающих звук, фонетику санскрита, законы благозвучного сочетания ( сандхи ) и науку о том, как сделать язык приятным и понятным без ошибок. [4] Шикша как дополнительная ветвь Вед включала обучение правильной артикуляции и произношению ведических текстов. [4] Это была одна из шести областей дополнительных исследований, наряду с грамматикой (Вьякарана), просодией (Чандас), ритуалом (Кальпа), этимологией (Нирукта) и астрологией (Джйотиша, расчет благоприятного времени для ритуалов). [4]
Корни шикши можно проследить в Ригведе , которая посвящает два гимна 10.125 и 10.71 почитанию звука как богини и связывает развитие мысли с развитием речи. [8] середины I тысячелетия до нашей эры Текст Тайттирия Упанишад содержит одно из самых ранних описаний Шикши следующим образом:
ॐ Давайте объясним учение.
Символ – гласная. Количественная сила.
Сама — ребенок. Это глава, посвященная обучению. 1 ॥
Ом! Мы объясним Шикшу.
Звуки и ударение, Количество (гласных) и выражение (согласных),
Балансировка (Саман) и соединение (звуков), Вот вам и изучение Шикши. || 1 ||
Аннетт Уилк и Оливер Мобус датируют шикшанский текст ведической школы Тайттирия не позднее 600 г. до н.э. [10] Подобные тексты, среди прочего, устанавливают рациональный порядок санскритского алфавита, утверждают Вильке и Мёбус. Другие тексты, такие как Вьяса-Шикша Кришна- Яджурведы , были составлены позже. [10]
Древние ведические школы разработали основные трактаты, анализирующие звуки, гласные и согласные, правила сочетания и произношения, чтобы помочь ясному пониманию, избежать ошибок и добиться резонанса (приятного для слушателя). [11] К этим текстам относятся Самхита-патхи и Пада-патхи , а частично или полностью сохранившиеся рукописи включают Паниния Шикша , Нарадия Шикша , Бхарадваджа Шикша , Яджнавалкья Шикша , Васишти Шикша , Парашари Шикша , Катьяяни Шикша и Мандуки Шикша . [3] [12]
История
[ редактировать ]Речь и душа?
Интеллектуально определив объект, который будет сообщен другим, душа побуждает разум дать выражение, т. е. озвучить поднимающуюся внутри мысль. Стимулированный таким образом разум воздействует на физический огонь, который, в свою очередь, вызывает движение в области внутреннего воздуха. Перемещенный таким образом внутренний воздух поднимается вверх, пока не достигнет голосового аппарата.
— Паниния-шикша [13]
Шикша , утверждает Хартмут Шарфе, была первой отраслью лингвистики, которая развилась как независимая ведическая область исследования среди Ведангов. [6] Вероятно, это связано с тем, что Веды передавались из поколения в поколение посредством устной традиции, а сохранение и методы сохранения зависели от фонетики, утверждает Шарфе. [6]
Самые ранние Брахманы — слой текста внутри Вед , включают в себя некоторые художественные термины Ведической фонетики, такие как Варна и Авасана . Область шикш , вероятно, была хорошо развита к тому времени, когда Араньяки и Упанишады . составлялись слои Вед [6] К этому времени алфавит был разделен на гласные ( свара ), стопы ( спарша ), полугласные ( антастха ) и спиранты ( ушман ). [6] Эта область была фундаментальной для древнего изучения лингвистики и развивалась как интерес и исследование звуков, а не букв. [6] Шикша , как описано в этих древних текстах, имела шесть глав — варна (звук), свара (ударение), матра (количество), бала (сила, артикуляция), саман (декламация) и самтана (связь между предшествующими и последующими звуками). [6]
Идеи из этой области, как утверждает Шарф, «без сомнения, были применены ведическими учеными к искусству письма». Это также повлияло на развитие индийской письменности и эволюцию языка в странах, которые искали индийские тексты или находились под влиянием индийских религий. [6] По мнению Шарфа и других ученых, идеи, развитые в этой области с течением времени, вероятно, также повлияли на фонетические сценарии в некоторых частях Восточной Азии, а также на арабского грамматика Халила в 8 веке нашей эры. [14] [15]
Обсуждение
[ редактировать ]Шикша и санскритский алфавит
Строго симметричный [санскритский] алфавит определенно имеет практические преимущества при обучении языку, но почти наверняка не это является причиной его чрезвычайно сложной структуры. (...) Лучшим объяснением структурной плотности является стремление к совершенному и красиво оформленному изображению объекта исследования. Правила грамматиков демонстрируют такое же стремление к порядку.
—Аннетт Уилк и Оливер Мобус [16]
Шикшанская , область ведических исследований расположила санскритский алфавит в рациональном порядке, утверждают Уилке и Мёбус, каждый из которых сопоставлен с анатомической природой человеческих звуков, от задней части к передней части - горло (в самой задней части), небо, небный гребень зубы и губы. [17] Буквы санскритского алфавита были дополнительно организованы ведическими учеными в магический квадрат, что сделало возможным симметричное и резонансное альтернативное прочтение букв, например, сверху вниз и слева направо. [18] Кроме того, учёные- шикши добавили мудру (знаки руками) к каждому звуку, тем самым обеспечив визуальное подтверждение и альтернативные средства проверки правильности чтения аудиторией в дополнение к звуковым средствам. [16]
Эти мудры продолжают оставаться частью классической индийской танцевальной традиции. [19] Это взаимодействие жеста и звука в санскритском концерте, утверждают Уилке и Мобус, похоже на жест дирижера и звук, издаваемый музыкальными проигрывателями в любом классическом оркестре. [20] В санскрите поза исполнителя является дополнительным измерением к произношению и жестам, которые вместе усиливают мышечную память и акустическую память в индуистской традиции запоминания и передачи санскритских текстов от одного поколения к другому, утверждают Уилке и Мёбус. [20]
методическая фонетическая процедура Разработанная Шикшей помогла максимально точно сохранить Веды без малейших изменений. [21] Это сделало Веды и основные Упанишады каноническими писаниями индуизма. Правила и симметрия Сиксы помогали ученику освоить огромные объемы знаний, а также использовать встроенные коды и правила для самопроверки своей памяти. [21]
Однако, как заявляют Уилке и Мёбус, методология Шикши была не просто высокотехнологичной, она имела сильное эстетическое, «чувственное, эмоциональное» измерение, которое способствует мышлению и интеллектуальным навыкам на основе участия. [22] Ум и тело чтеца задействованы, превращая речь и звук в эмоциональное представление. [22] Изучение фонетики позволило превратить ведический текст, который традиционно представлял собой языковую музыку, в музыкальное исполнение. [23] Отдельные звуки на санскрите имеют самостоятельную индивидуальность, и чтец помогает развивать их характер и тембр, утверждают Вилке и Мёбус. Нарадия Шикша, трактат по фонетике Сама Веды, объясняет эти аспекты фонологии с помощью различных сравнений, таких как:
Как тигрица крепко берет своих детенышей в зубы, не причиняя им вреда, боясь при этом, что она может их уронить и поранить, так и следует подходить к отдельным слогам.
- Нарадия Шикша 2.8.31, перевод Аннетт Уилк и Оливера Мобуса, [24]
Пратишакьяс
[ редактировать ]Пратисакхьи — старейшие учебники шикши каждой ветви Вед. [25] Более поздние тексты шикши более специализированы и систематичны и часто имеют суффикс «Шикша», например, Нарадия-Шикша, Вьяса-Шикша, Пари-Шикша и Сарвасаммата-Шикша. [26]
Пратишахьи ( , которые произошли от более древних ведических текстов падапат падапатха ) около 800 г. до н.э., посвящены способу изложения Вед. Для каждой Веды существуют отдельные Пратишакьи. Они дополняют книги под названием «Шикша», написанные различными авторитетами. Несколько Пратишакхьев дожили до наших дней, и эти тексты уточняют структуру звука на разных уровнях нюансов, а некоторые добавляют еще много букв к основному набору санскритского алфавита: [27]
- Ригведа -Пратишакья: 47 букв. [27]
- Шукла Яджурведа -Пратишакья: 65 букв. [27]
- Тайттирия (Кришна Яджурведа) Пратишахья: 52 буквы [27]
- Атхарваведа -Пратишакья (ветвь Шаунакия)
- Самаведа -Пратишакья (Риг-тантра): 57 букв (Пушпасутра - вторая Пратишакья Самаведы) [28]
- Паниния-Шикша: 63 или 64 буквы. [27]
Шикшанские тексты и Пратишакья привели к большей ясности в понимании поверхностной структуры языка. Для ясности произношения они разбили крупные ведийские сложные слова на основы слов , приставки и суффиксы. Определенные стили декламации ( патха ), такие как джатапатха , включали смену слогов, повторение последнего слова строки в начале следующей и другие перестановки. В процессе обсуждается значительная часть морфологии , особенно в отношении сочетания последовательных звуков, что приводит к модальностям сандхи . Самаведа Пратишакья, одна из самых ранних, [29] организует стоп-согласные звуки в варгу или квадрат 5х5:
Гортанные звуки | тот | горький | га | слушать | давать |
---|---|---|---|---|---|
Палаталс | что | нет | и | джа | нет |
Ретрофлекс | принадлежать | хороший | да | да | нет |
стоматологический | лицом к лицу | Да | и | дха | уже |
Губы | хорошо | фаза | нет | было | и |
Алфавит устроен таким образом, что разница между звуками сохраняется независимо от того, произносите ли вы его горизонтально или вертикально. Он был расширен и дополнен фрикативными и шипящими звуками , полугласными и гласными и в конечном итоге был систематизирован в алфавит брахми , который является одним из наиболее систематических преобразований звука в письмо. Ученый Фриц Стаал прокомментировал: «Как и Периодическая система элементов Менделеева, система варги стала результатом многовекового анализа. В ходе этого развития были открыты и определены основные понятия фонологии. [31]
Система Варги и Пратишакшьи, составляющие шикшайские тексты, представляют собой сложные системы, занимающиеся генерацией и классификацией звуков.
Другие шикшские тексты
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Март 2016 г. ) |
Кроме того, существует несколько шикшских текстов, большинство из которых представлены в форме метрических стихов, но некоторые - в форме сутр. Следующий список содержит некоторые из этих сохранившихся текстов (английский перевод Паниния Шикша.pdf): Амогханандини Шикша, Аписали Шикша (в форме сутры), Аранья Шикша, Атрея Шикша, Авасананирняя Шикша, Бхарадваджа Шикша, Чандра Шикша Чандрагомина (форма сутры). , Чарайания Шикша, Галадрика Шикша, Каланирнья Шикша, Катьяяни Шикша, Каундинья Шикша, Кешави Шикша, Крамакарика Шикша, Крамасандхана Шикша, Лагумоганандини Шикша, Лакшмиканта Шикша, Ломаши Шикша, Мадхьяндина Шикша, Мандавья Шикша, Маллашармакрта Шикша Манас, ваара Шикша, Мандуки Шикша, Нарадия Шикша, Паниния Шикша (версифицированная), Шикшасамграха, Сиддханта Шикша, Свараанкуша Шикша, Свараштака Шикша, Сваравьянджана Шикша, Васиштха Шикша, Варнаратнарадипа Шикша, Вьяали Шикша, Вьяса Шикша, Яджнавалкья Шикша.
Хотя многие из этих шикшических текстов относятся к конкретным ведическим школам, другие являются поздними текстами.
Звук и алфавит
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Март 2016 г. ) |
Традиционно слоги (не буквы) на санскрите называются Акшара , что означает «нетленное (сущность)»: как бы «атомы» речи. Эти акшары подразделяются в основном на два типа: [32]
- Свара ( пратьяхара ах ): гласная
- Вьянджана (пратьяхара хал ): Согласный
Свара-акшары также известны как прана-акшара ; т. е. являются основными звуками речи, без которых речь невозможна. Панини называл свару ач пратьяхара . Позже они стали известны как Акшара .
Вьянджана означает украшение, т. е. согласные используются в качестве украшения, чтобы получить сонорные гласные. Они также известны как Прани Акшара ; то есть они подобны телу, какая жизнь ( свара ) добавляется. Панини называл Хал вьянджаны Пратьяхара , которые позже стали называть Хал Акшара .
Вьянджана акшары делятся на три типа:
- Спарша : Стоп.
- Антастха : приближение
- Усман : Свистящий
Спарша-акшары включают слоги от ка до ма ; их 25. Антастха-акшары включают слоги йа , ра , ла и ва . Усман-акшары включают ша , ша , са и ха .
гласные
[ редактировать ]Каждую гласную можно разделить на три типа в зависимости от продолжительности произношения ( мораэ ):
- Храсва : краткая гласная , Эка-матра.
- Диргха : долгая гласная , Дви-матра.
- Плута : долгая гласная, Три-матра ( плути ).
Мы видим, что каждая гласная может произноситься тремя способами в зависимости от длительности артикуляции.Единица времени — матра , равная примерно 0,2 секунды. Это примерно 0,2 секунды, поскольку 1 прана (1 дыхание) — это 10 долгих слогов или примерно 4 секунды. [33] а долгий слог считается за две моры (матра), [34] [ циклическая ссылка ] таким образом, 4÷(10×2) = 0,2.
Каждую гласную можно разделить на два типа в зависимости от способа произношения:
Каждую гласную также можно разделить на три типа, то есть произносить тремя способами, в зависимости от ударения артикуляции. Эта особенность была утеряна в классическом санскрите , но использовалась при чтении ведических и упанишадских гимнов и мантр . [ нужна ссылка ]
- Удатта : высокий тон
- Анудатта : низкий тон.
- Сварита : нисходящий тон (обычно следует за высоким)
Артикуляция
[ редактировать ]Обычно в артикуляционной фонетике местом артикуляции (или точкой артикуляции ) согласного звука является точка контакта, где в речевом тракте возникает препятствие между активным (подвижным) артикулятором (обычно некоторой частью языка) и пассивный (стационарный) артикулятор (обычно часть нёба). [ нужна ссылка ]
Но согласно индийской лингвистической традиции, [32] пять Пассивных мест артикуляции :
- Кантхья : Смотри.
- Талавья : Палатал
- Мурдханья : Ретрофлекс
- Дантья : Стоматология
- Оштхья : губной
Кроме того, другие сочленения представляют собой комбинации вышеуказанных пяти мест: [ нужна ссылка ]
- Стоматология : лабио-стоматология (например: v)
- Кантаталавья : например: Дифтонг е
- Kaṇṭhōṣṭhya : губно-велярный (например: дифтонг o)
Есть три активных места артикуляции:
- Джихвамула : корень языка , для велярного.
- Джихвамадхья : тело языка , небное.
- Джихвагра : кончик языка , для головного мозга и зубов.
- Адхоштха : нижняя губа , губная.
Усилие (или манера ) артикуляции ( Uccāraṇa Prayatna ) бывает двух типов для согласных: [ нужна ссылка ]
- Бахья Праятна : внешнее усилие.
- Спришта : взрывной.
- Ишат Спришта : приближение
- Ишат Самврита : Фрикативный
- Абхьянтара Праятна : Внутреннее усилие.
- Альпапрана : безнаддувный
- Махапрана : с придыханием
- Шваса : беззвучный
- Нада : озвученный
Артикуляция согласных
[ редактировать ]Артикуляция согласных будет логическим сочетанием компонентов в двух прайатнах. [ нужна ссылка ] В таблице ниже представлено представление об артикуляции согласных.
Праятна Ниямавали | Кантия ( джихвамула ) | Талавья ( джихвамадхья ) | Мурданья ( южный желудок ) | Dantya ( южный желудок ) | Дантоштья | Остия ( Адхоста ) |
---|---|---|---|---|---|---|
Спарша , Шваса , Альпапрана | тот | что | принадлежать | лицом к лицу | — | хорошо |
Спарша , Шваса , Махапрана | горький | нет | хороший | Да | — | фаза |
Прикосновение , Река , Альпапрана | га | и | да | и | — | нет |
Спарша , Нада , Махапрана | слушать | джа | да | дха | — | было |
Спарша , Река , Альпапрана , Анунасика , Драва , Авьяхата | давать | нет | нет | уже | — | и |
Антастха , Нада , Альпапрана , Драва , Авьяхата | — | из | день ( Лунтита ) | тот ( Подавляющий ) | и | — |
Ушман , Шваса , Махапрана , Авьяхата | Висарга | вот и все | сэр | на | — | — |
Ушман , Нада , Махапрана , Авьяхата | ха | — | — | — | — | — |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сэр Монье Монье-Уильямс, Сикша , Германско-английский словарь: этимологически и филологически составленный с особым упором на родственные индоевропейские языки, Oxford University Press (перепечатано: Motilal Banarsidass), ISBN 978-8120831056 , стр. 1070.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Аннетт Уилк и Оливер Мобус, 2011 г. , стр. 492–493 со сносками.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Сурес Чандра Банерджи (1989). Спутник санскритской литературы . Мотилал Банарсидасс. стр. 323–324. ISBN 978-81-208-0063-2 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Джеймс Лохтефельд (2002), «Шикша» в Иллюстрированной энциклопедии индуизма, Vol. 2: Новая Зеландия, Rosen Publishing, ISBN 0-8239-2287-1 , стр. 629
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Аннетт Уилк и Оливер Мобус, 2011 г. , стр. 477–495.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Хартмут Шарфе (1977). Грамматическая литература . Отто Харрасовиц Верлаг. стр. 78–79. ISBN 978-3-447-01706-0 .
- ^ Гай Л. Бек 1995 , стр. 35–36.
- ^ Гай Л. Бек 1995 , стр. 35–39.
- ^ Пол Деуссен (перепечатка 1997 г.), Шестьдесят Упанишад Вед, Том 1, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120814684 , стр. 222.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Аннетт Уилк и Оливер Мобус 2011 , с. 477 со сносками.
- ^ Аннетт Уилк и Оливер Мобус 2011 , стр. 477–493.
- ^ Кирет Джоши (1991). Веды и индийская культура: вводное эссе . Мотилал Банарсидасс. стр. 100-1 96–97. ISBN 978-81-208-0889-8 .
- ^ Гай Л. Бек 1995 , с. 38.
- ^ Хартмут Шарфе (1977). Грамматическая литература . Отто Харрасовиц Верлаг. стр. 79–80. ISBN 978-3-447-01706-0 .
- ^ Ханс Йенсен (1969), Знак, символ и сценарий, 3-е издание, Putnam Publishers, ISBN 978-0044000211 , Глава: О влиянии санскрита на фонетические исследования китайского и японского языков.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Аннетт Уилк и Оливер Мобус 2011 , с. 479.
- ^ Аннетт Уилк и Оливер Мобус 2011 , стр. 478.
- ^ Аннетт Уилк и Оливер Мобус 2011 , стр. 478–479.
- ^ Аннетт Уилк и Оливер Мобус 2011 , стр. 479–480.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Аннетт Уилк и Оливер Мобус 2011 , с. 480.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Аннетт Уилк и Оливер Мобус 2011 , с. 495.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Аннетт Уилк и Оливер Мобус 2011 , с. 499.
- ^ Аннетт Уилк и Оливер Мобус 2011 , стр. 500–501.
- ^ Аннетт Уилк и Оливер Мобус 2011 , стр. 500.
- ^ Аннетт Уилк и Оливер Мобус 2011 , стр. 492.
- ^ Аннетт Уилк и Оливер Мобус 2011 , стр. 492–493.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Томас Эдженес (1996). Введение в санскрит . Мотилал Банарсидас. стр. 152–154. ISBN 978-81-208-1693-0 .
- ^ Кирет Джоши (1991). Веды и индийская культура: вводное эссе . Мотилал Банарсидасс. п. 103. ИСБН 978-81-208-0889-8 .
- ^ Стаал, Дж. Ф., Верность устной традиции и истоки науки . Издательство Северной Голландии, 1986.
- ^ Аннетт Уилк и Оливер Мобус 2011 , стр. 477–479.
- ^ Фриц Стаал, Наука о языке , Глава 16 в книге Гэвина Флада , The Blackwell Companion to Hinduism Blackwell Publishing , 2003, 599 страниц. ISBN 0-631-21535-2 , с. 352.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б « Сиддханта Каумуди » Бхаттоджи Дикшиты и « Лагху Сиддханта Каумуди » Варадараджа.
- ^ Берджесс, Эбенезер (1858). «Перевод Сурья-Сиддханты, учебника индуистской астрономии; с примечаниями и приложением» . Журнал Американского восточного общества . 6 . п. 149. дои : 10.2307/592174 . JSTOR 592174 .
- ^ Санскритская просодия # Номенклатура
- ^ «Телугуло Чандовишшаалу», страница 127 (на телугу).
Библиография
[ редактировать ]- Аннетт Уилке; Оливер Мобус (2011). Звук и коммуникация: эстетическая культурная история санскритского индуизма . Вальтер де Грюйтер. ISBN 978-3-11-018159-3 .
- Гай Л. Бек (1995). Звуковая теология: индуизм и священный звук . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-1261-1 .
- Гош, Манмохан (1938). Паниния-Шикша . Университет Калькутты.
- Тайттирия-Пратишакья: с комментариями, Трибхашьяратна в Google Книгах , Уильям Уитни (1871 г.)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Тайттирия-Пратисакья , У. Д. Уитни, Журнал Американского восточного общества