Шива Пурана
Часть серии о |
Индуистские писания и тексты |
---|
Связанные индуистские тексты |
Часть серии о |
Шиваизм |
---|
Портал индуизма |
Шива -пурана — один из восемнадцати основных текстов жанра санскритских пуран текстов в индуизме и часть литературного корпуса шиваизма . [1] В первую очередь он вращается вокруг индуистского бога Шивы и богини Парвати , но ссылается на всех богов и почитает их. [2] [3] [4]
Шива -пурана утверждает, что когда-то она состояла из 100 000 стихов, изложенных в двенадцати самхитах (книгах); однако Пурана добавляет, что она была сокращена мудрецом Вьясой перед тем, как ее преподали Ромахаршане. [1] Сохранившиеся рукописи существуют во многих различных версиях и содержании. [5] с одной основной версией из семи книг (происходящей из Южной Индии), другой с шестью книгами, а третья версия восходит к средневековому Бенгальскому региону Индийского субконтинента , без книг, но с двумя большими разделами, называемыми Пурва-Кханда (Предыдущий раздел) и Уттара. -Кханда (Поздний раздел). [1] [6] В двух версиях, включающих книги, некоторые книги называются одинаково, а другие — по-разному. [1] Шива-пурана, как и другие Пураны в индуистской литературе, вероятно, представляла собой живой текст, который регулярно редактировался, переделывался и пересматривался в течение длительного периода времени. [7] [8] Самая старая рукопись сохранившихся текстов, вероятно, была составлена, по оценкам Клауса Клостермайера , примерно в 10-11 веках нашей эры. [9] [4] Некоторые главы сохранившихся в настоящее время рукописей Шива-пураны, вероятно, были написаны после 14 века. [6]
Шива -пурана содержит главы, посвящённые Шиве- космологии , мифологии и взаимоотношениям между богами, этике, йоге , местам тиртхи (паломничества), бхакти, рекам и географии, а также другим темам. [10] [2] [11] Текст является важным источником исторической информации о различных типах и теологии шиваизма в начале 2-го тысячелетия нашей эры. [12] Самые старые из сохранившихся глав Шива Пураны содержат важную Адвайта Веданты . философию [6] которая смешана с теистическими элементами бхакти . [13]
В 19 и 20 веках Ваю-пурану иногда называли Шива-пураной , а иногда предлагали как часть полной Шива-пураны . [14] С открытием большего количества рукописей современные ученые считают эти два текста разными. [1] с Ваю Пураной как более старым текстом, составленным где-то до II века нашей эры. [12] [15] [16] Некоторые ученые называют его Махапураной , а некоторые утверждают, что это Упапурана . [6] [17]
Дата
[ редактировать ]Дата и авторы Шива-пураны неизвестны. Достоверных данных нет. Такие ученые, как Клостермайер, а также Хазра, считают, что самые старые главы в сохранившейся рукописи, вероятно, были написаны примерно в 10-11 веках нашей эры, что не выдержало испытания технологией радиоуглеродного датирования, поэтому в этой части мы должны полагаться на текст. сам по себе, который говорит, когда он был составлен. [9] [4] Некоторые книги и главы из сохранившихся в настоящее время рукописей Шива-пураны, вероятно, были написаны позже, некоторые - после 14 века. [6] Шива-пурана, как и другие Пураны в индуистской литературе, на протяжении веков регулярно редактировалась, переделывалась и пересматривалась. [7] [8]
Хазра утверждает, что бомбейская рукопись, опубликованная в XIX веке, встречается реже и, вероятно, старше, чем другие версии, опубликованные в восточной и южной Индии. [18]
Разные рукописи
[ редактировать ]Шива – атман (душа).
Патологоанатом правильно ставит диагноз.
и лечит болезни с помощью лекарств.
Подобным образом Шиву называют врачом мира.
теми, кто знает природу принципов.
Шива – великий атман,
потому что он — атман всего,
он навсегда наделен великими качествами,
нет более великого атмана, чем он.
- Шива Пуран , Кайласа Самхита, главы 9.17-22.
(сокращенно, переводчик: Дж. Л. Шастри) [19]
Существует несколько редакций этого текста. Бомбейская редакция рукописи 1884 года, опубликованная издательством Vangavasi Press, Калькутта в 1896 году, состоит из шести самхит (разделов): [20]
# | Самхита (Раздел) | AdhyayaИсследования (Главы) |
---|---|---|
я | Джняна Самхита | 78 |
II | Видьешвара Самхита | 16 |
III | Кайласа Самхита | 12 |
IV | Санаткумара Самхита | 59 |
V | Ваявия-самхита : я. Пурвабхага ii. Уттарабхага | 30 30 |
МЫ | Дхарма Самхита | 65 |
Общий: | 290 |
Вторая рукопись Шива-пураны, опубликованная в 1906 году и переизданная в 1965 году Пандитом Пустакалайей, Каши состоит из семи самхит : [20]
# | Самхита (Раздел) | AdhyayaИсследования (Главы) |
---|---|---|
я | Видьешвара Самхита | 25 |
II | Рудра Самхита : я. Срстикханда ii. Сатикханда iii. Парватикханда iv. Кумаракханда v. Yuddhakhanda | 20 43 55 20 59 |
III | Сатарудра Самхита | 42 |
IV | Котирудра Самхита | 43 |
V | Самхита | 51 |
МЫ | Кайласа Самхита | 23 |
VII | Ваявия-самхита : я. Пурвабхага ii. Уттарабхага | 35 41 |
Общий: | 457 |
Согласно отрывку, найденному в первых главах Видьешвара-самхиты и Ваявия-самхиты этих редакций, первоначальная Шива-пурана состояла из двенадцати самхит , включая пять утерянных самхит : Вайнаяка-самхита , Матр-самхита (или Матрпурана-самхита ), Рудраикадаса-самхита , Сахасракотирудра-самхита. и Дхарма Самхита (или Дхармапурана Самхита ). Количество стихов в этих разделах было следующим: [20]
- Видьешвара Самхита – 10 000
- Рудра Самхита - 8000
- Вайнаяка Самхита – 8000
- Одна Самхита – 8000
- Матри Самхита – 8000
- Рудрайкадаша Самхита – 13 000
- Кайласа Самхита – 6000
- Шатарудра Самхита – 3000
- Сахасракотирудра Самхита – 11 000
- Котирудра Самхита - 9000
- Ваявия-самхита - 4000
- Дхарма Самхита – 12 000
несколько других самхит также приписываются К «Шива-пуране» . Это Исана-самхита , Ишвара-самхита , Сурья-самхита , Тиртхакшетрамахатмья-самхита и Манави-самхита . [20]
Харапрасад Шастри упоминает в «Извещениях о санскрите MSS IV», стр. 220–3, №№ 298–299 о другой рукописи « Шива-пураны» , которая разделена на Две Кханды (Части), Пурвакханду и Уттаракханду . Пурвакханда в 51 главе , состоит из 3270 шлок написанных шрифтом Нагари, а Уттаракханда состоит из 45 глав, написанных шрифтом Ория. Он хранился в Махимпракаш Брахмачари Матхе в Пури . Пурвакханда Санаткумара этой рукописи такая же, как -самхита из издания Vangavasi Press. [ нужна ссылка ]
Содержание
[ редактировать ]В обоих изданиях появляется Видьешвара-самхита, также называемая Вигнеша-самхита или Видьясара-самхита, которая встречается в некоторых других самхитах и посвящена описанию величия и бхакти Шивы, особенно через икону Линга . [18] Этот раздел также примечателен тем, что упоминаются как Шайва- агамы , так и тантрические тексты, но часто цитируются Веды и утверждается, что этот текст является сутью ведического учения и Веданты . [18] Главы этой общей самхиты в различных версиях Шива-Пураны включают описание географии Индии и рек северной и южной Индии настолько часто и равномерно, что Хазра утверждает, что трудно определить, была ли эта часть составлена на севере или на юге Индии. [18]
Джнянасамхита в одной рукописи разделяет содержание с Рудрасамхитой другой рукописи, представляет космологию и историю и отличается обсуждением сагуны и ниргуна Шивы. [22]
В тексте обсуждаются богини и боги, части глав посвящены восхвалению Вишну и Брахмы, а также главы, связанные с аватарами, такими как Кришна. [23] Он утверждает, что нужно начинать с карма-ягьи, затем шаг за шагом тапо-ягью, затем самообучение, затем регулярную медитацию и, в конечном итоге, переход к джняна-ягье и йоге для достижения саюджьи (близкого союза) с внутренним Шивой. [23] В тексте упор делается на бхакти и йогу, а не на книжное изучение Вед. [24]
Шива-пурана посвящает главы философии Шайва-Адвайты, подобно Линга-пуране и другим Пуранам, связанным с шиваизмом, пропагандируя ее как систему мокши . [25] В тексте также представлен Брахман как тема сатчитананды , с мужским и женским Шива-Шакти как единством, а восприятие различения множественности как форма неведения. [25] Преданность, движимая любовью (бхакти), утверждает текст, ведет к знанию, и такая любовь в сочетании со знанием ведет к привлечению святых людей и гуру , и с ними человек достигает освобождения, утверждает Шива-пурана. [25] Эти идеи, утверждает Клаус Клостермайер, аналогичны идеям, которые можно найти в Пуранах, связанных с Дэви, и литературе о Шакти. [25]
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Далал 2014 , с. 381.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дж. Л. Шастри, 1950а .
- ^ Крамриш 1976 , стр. 172–173, 229, 263–275, 326, 340–369.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с КП Гитц 1992 , с. 323 с примечанием 1780.
- ^ Роше 1986 , стр. 222–224.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и КП Гитц 1992 , с. 539 с примечанием 2987.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Пинчман 2001 , стр. 91-92 с примечанием 4.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Арвинд Шарма (2003). Изучение индуизма . Издательство Университета Южной Каролины. стр. 160–167. ISBN 978-1570034497 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Клостермайер 2007 , с. 503.
- ^ Далал 2014 , стр. 381–382.
- ^ Дж. Л. Шастри, 1950d .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Клостермайер 2007 , стр. 544-545, примечание 22.
- ^ Клаус К. Клостермайер (1984). Мифологии и философии спасения в теистических традициях Индии . Издательство Университета Уилфрида Лорье. стр. 180, 263–264. ISBN 978-0-88920-158-3 .
Цитата: Хотя основной смысл этих разделов «Шива-пураны» адвайтический, к нему примешаны теистические элементы бхакти, гурупасати и т. д.
- ^ Шастри, Дж. Л. (1970). Шива Пурана . Индия: Мотилал Банарасидасс. стр. XIII.
- ^ Дж. Л. Шастри 1950b .
- ^ Дж. Л. Шастри, 1950c .
- ^ Роше 1986 , стр. 33–34.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Роше 1986 , с. 223.
- ^ Дж. Л. Шастри 1950d , с. 1707.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Роше, 1986 , стр. 222–228.
- ^ Дж. Л. Шастри 1950d , с. 1931 год.
- ^ Роше 1986 , стр. 223–224.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Роше, 1986 , стр. 225–226.
- ^ Роше 1986 , стр. 225–227.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Клаус К. Клостермайер (1984). Мифологии и философии спасения в теистических традициях Индии . Издательство Университета Уилфрида Лорье. стр. 179–180, 219, 233–234. ISBN 978-0-88920-158-3 .
Библиография
[ редактировать ]- Далал, Розен (2014), Индуизм: Алфавитный путеводитель , Пингвин, ISBN 978-8184752779
- КП Гитц; и др. (1992), Эпическая и пураническая библиография (до 1985 г.) С аннотациями и указателями: Часть I: A–R, Часть II: S–Z, указатели , Отто Харрасовиц Verlag, ISBN 978-3-447-03028-1
- Клостермайер, Клаус (2007). Обзор индуизма, третье издание . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0791470824 .
- Дж. Л. Шастри (1950а). «Шива-пурана, часть 1» . Мотилал Банарсидасс.
- Дж. Л. Шастри (1950b). «Шива-пурана, часть 2» . Мотилал Банарсидасс.
- Дж. Л. Шастри (1950c). «Шива-пурана, часть 3» . Мотилал Банарсидасс.
- Дж. Л. Шастри (1950d). «Шива-пурана, часть 4» . Мотилал Банарсидасс.
- Крамриш, Стелла (1976), Индуистский храм, тома 1 и 2 , Мотилал Банарсидасс, ISBN 81-208-0223-3
- Пинчман, Трейси (2001), В поисках Махадеви: конструирование личности Великой индуистской богини , State University of New York Press, ISBN 978-0791450086
- Роше, Людо (1986), Пураны , Издательство Отто Харрасовица, ISBN 978-3447025225
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Английский перевод Шива-пураны Дж. Л. Шастри, 1970 г. (включая глоссарий)
- Сурья и Наиррта о храме Шивы в Прамбанане , Рой Э. Джордаан (1992), страницы 59–66, Брилл (Пураны / тексты Шивы в Юго-Восточной Азии)