Брахма Вайварта Пурана
Брахма Вайварта Пурана | |
---|---|
Информация | |
Религия | индуизм |
Автор | Вьяса |
Язык | санскрит |
Главы | 276 |
Стихи | 18,000 |
Часть серии о |
Индуистские писания и тексты |
---|
Связанные индуистские тексты |
Брахмавайварта Пурана ( санскрит : ब्रह्मावैवर्त पुरान ; Брахмавайварта Пурана ) — объёмный санскритский текст и главная Пурана ( Маха-пурана ) индуизма . [1] Это важный текст вайшнавов . Эта Пурана в основном сосредоточена вокруг индуистских божеств Радхи и Кришны . [2] [3] [4]
Хотя версия могла существовать в конце 1-го тысячелетия нашей эры, ее дошедшая до нас версия, вероятно, была создана в Бенгальском регионе Индийского субконтинента в 15-16 веках. [1] [2] [3] Позже он, вероятно, был пересмотрен где-то в Южной Индии. [2] Существуют многочисленные версии этой Пураны, которые, как утверждается, являются частью рукописей Брахмавайварта -пураны или Брахмакайварта-пураны . [5]
Текст примечателен тем, что называет Кришну высшей реальностью и утверждает, что все боги, такие как Вишну , Шива , Брахма , Ганеша , — одно и то же и фактически все являются воплощениями Кришны. [6] Такие богини, как Радха , Дурга , Лакшми , Сарасвати и Савитри, считаются эквивалентными и упоминаются в этом тексте как воплощения Пракрути , с легендами, подобными тем, которые можно найти в Деви-Бхагавата Пуране и Деви Махатмье . [7] Текст также примечателен прославлением женского аспекта бога через Радху и его эгалитарными взглядами, согласно которым все женщины являются проявлениями божественной женщины, сотворцами вселенной, и что любое оскорбление женщины является оскорблением богини Радхи. [2] [8]
Мифология и истории «Брахмавайварта-пураны» , наряду с «Бхагавата-пураной» , оказали влияние на индуистские традиции, связанные с Кришной, а также на танцы и исполнительское искусство, такое как Раса-лила . [9] [10] [11]
В этой Пуране Радха (или Радхика), неотделимая от Кришны, предстает главной богиней. Она — олицетворение мулапракрити , «корневой природы», того изначального семени, из которого произошли все материальные формы. в компании Пуруши («Человек», «Дух», «Вселенская душа») Кришны она обитает на Голоке , мире коров и пастухов, который находится намного выше Вишну Вайкунтхи Говорят, что . В этом божественном мире Кришна и Радха относятся друг к другу так же, как тело относится к душе. (4.6.216) [12]
История
[ редактировать ]Этот текст в основном представляет собой легенды, поклонение, мифологию и драму из жизни Радхи и Кришны, с обсуждением этики, дхармы, четырех этапов жизни и фестивалей, включенных в сюжет. [13] [14] [15] Конкретные детали в этой Пуране показывают влияние или знание событий, относящихся к событиям середины 2-го тысячелетия нашей эры, связанным со святыми Тантры и Бхакти, такими как Чайтанья и другие. [16] Этот текст не похож на энциклопедический стиль, встречающийся почти во всех других основных Пуранах, и по этим причинам преобладающие части этой Пураны, вероятно, будут составлены в 15 или 16 веке. [16]
Весьма вероятно, что текст существовал намного раньше, а более старая версия, вероятно, была завершена в период с 8 по 10 века. [16] [15] Версия, вероятно, существовала к 700 году нашей эры, добавляет Хазра. [17] Однако за свою историю этот индуистский текст также претерпел серьезные изменения на протяжении веков. [16] [15] Этот текст, вероятно, был пересмотрен в Бенгальском регионе Южной Азии. [16] Другой родственный текст, названный «Брахмакайварта-пурана» , также относительно современный, но возникший в Южной Индии, существует во многих версиях. [16] Есть несколько рукописей под названием « Ади брахмавайварта-пурана » неясной даты составления, которые предлагаются как более старая, возможно, оригинальная Пурана, но они сильно отличаются от текста Брахмавайварта-пураны, который обычно считается одной из 18 Махапуран. [18]
Старая версия Брахмавайварта -пураны когда-то имела свое влияние, поскольку авторы Нибандхи 15 и 16 веков цитировали почти 1500 строк в таких текстах, как Смрити Чандрика , которая, как они утверждали, находится в этой Пуране. [15] Однако только 30 из этих строк можно найти в дошедших до нас рукописях Брахмавайварта-пураны, что предполагает масштабное переписывание оригинальной Пураны на протяжении ее истории, в 15 или 16 веке или после него. [15]
Текст включает главы смрити , которые, как утверждает Хазра, вероятно, были вставлены в текст после 16 века. [15] Это современное содержание включает главы о «смешанных кастах, обязанностях женщин, обязанностях варны, обязанностях людей во время их ашрама (этапов жизни), поклонении и прославлении брахманов, теории ада в загробной жизни и религиозных дарах за заслуги. ". [15] Единственные главы Смрити в сохранившихся в настоящее время рукописях, которые можно найти в более старых версиях этого текста, — это две, а именно 4.8 и 4.26. [15] Они относятся к врате . [15] [а]
Структура
[ редактировать ]Текст состоит из четырех Кханд (частей). [19]
Малыш | Число | Главы | О |
Брахма | 1 | 30 | Брахман |
Пракрити | 2 | 67 | Деви |
Ганеша | 3 | 46 | Ганеша |
Кришна | 4 | от 131 до 133 | Радха Кришна |
Общий | с 274 по 276 | Кришна |
Третья кханда называется либо Ганеша-кханда , либо Ганапати-кханда . [19]
Традиция и другие Пураны утверждают, что в этой Пуране было 18 000 стихов. [21] Настоящие рукописи содержат более 18 000 стихов, в отличие от других Пуран, где их обычно не хватает. [21]
Падма -пурана относит Брахма-вайварта-пурану к раджас -пуране. [22] Исследователь санскрита Людо Роше считает классификацию Саттва-Раджас-Тамас «совершенно причудливой» и утверждает, что в этом тексте нет ничего, что фактически оправдывало бы эту классификацию. [23]
Содержание
[ редактировать ]Оружие бога любви
Я даю вам следующее оружие:
очаровательный,
Одурманивающий,
Сводящий с ума,
вызывающие лихорадку и
Лишающее смысла.
Пожалуйста, примите это и сбивайте всех с толку.
С ними вы будете неотразимы.
Название текста Брахмавайварта означает «метаморфоза Брахмана », который отождествляется с Кришной. [4] [2] Эта Пурана рассматривает творение, где Брахман в образе Кришны создает вселенную и является вселенной. [25] [26] Эволюция и природа вселенной представлены в этой Пуране через легенду о Радхе и Кришне. [27] Истории соблазнения и легенды этого текста привлекли внимание многих научных исследований. [28] [29]
Первая кханда (часть) представляет тему, согласно которой Кришна является изначальным творцом, универсальной душой и концепцией высшей реальности, называемой Брахманом. [25] [30] Вторая часть представляет Пракрити или материю, которая в мифологии приравнивается к пяти богиням – Радхе , Дурге , Лакшми , Сарасвати и Савитри . [19] [25] Однако представлены многие другие богини, [31] но в конечном итоге утверждается, что каждая богиня и женское начало являются одной и той же сущностью Радхи ( Пракрити ). [19] [25] Третья часть представляет Ганешу , очень популярного бога с головой слона, историю его жизни, а также историю его семьи и брата, а также утверждается, что он также является воплощением Кришны. [9] [25] Последняя часть этой Пураны посвящена Радхе и Кришне, окрашена эротическими темами, гимнами, легендами и мифологией. [2] [25] Радха и Кришна представлены неразделимыми, а Радха описывается как энергия и сила ( шакти ) Кришны. [25]
Пурана представляет эгалитарный взгляд на женщин, утверждая такие идеи, как «все существа женского пола произошли из божественной женщины» в главе 4.13 и что «всякое оскорбление женщины является оскорблением божественной Радхи» в Пракрити. -кханда . [32] Наряду с приравниванием всех женщин к богине Радхе, текст приравнивает всех мужчин к Кришне. [8] Эти разделы могут быть результатом возможного влияния древней традиции индуизма шактизма. [33]
Прием
[ редактировать ]« Брахмавайварта-пурана» фокусируется на Вишну и, в частности, на Кришне, как и « Бхагавата-пурана» , но ее истории и легенды были гораздо менее популярны, чем текст «Бхагавата» . Его стиль назвали «безвкусным, ребяческим». [34] а ее содержание и структура настолько отличались от других Пуран, что Уилсон писал: « Брахмавайварта-пурана не имеет ни малейшего права считаться Пураной». [34]
В отличие от взглядов Вильсона, Пармешварананд утверждает, что это текст бхакти, ориентированный на мистический опыт, и что этот текст по-своему пытается обсудить религиозные и философские вопросы, как и в других религиозных произведениях, такие как двойственность и недвойственность. между Богом и миром. [30]
Брахмавайварта -пурана подчеркивает единство, взаимозависимость и неразделимость женского и мужского начала через Радху и Кришну в различных главах, а также через концепцию Ардханари-Кришны (также называемую Ардха-радха-венудхара-мурти ), концепцию, подобную Ардханаришваре в шиваизме. Эта идея Пураны восходит к произведению искусства, найденному в Махараштре Кришны , где мурти изображено в виде полумужчины и полуженщины. [35]
Первая часть «Брахма-кханда» Брахмавайварта -пураны была переведена на ассамский язык , и эта рукопись датируется началом XIX века. [36]
Этот текст является частью вайшнавской литературы в Бенгалии, но не считается каноническим писанием, утверждает Эдвард Димок . [37]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Врата — это личный ритуал принятия религиозного обета или решения, иногда во время поста или в присутствии близких.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Далал 2014 , с. 83.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Роше 1986 , с. 163.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хазра 1987 , с. 166.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Монье-Вильямс 1992 , с. 740, запись о Брахмавайварте .
- ^ Роше 1986 , стр. 161, 163–164.
- ^ Роше 1986 , стр. 161, 163.
- ^ Роше 1986 , стр. 161–162.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гитц 1992 , стр. 248–249, с примечанием 1351.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Роше, 1986 , стр. 161–163.
- ^ Кинсли 1979 , стр. 112–117.
- ^ Ричмонд, Суонн и Заррилли 1993 , стр. 177–181.
- ^ Димитрова и Оранская 2018 .
- ^ Далал 2014 , стр. 83–84.
- ^ Роше 1986 , стр. 162–163.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Хазра 1987 , стр. 166–167.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Роше, 1986 , стр. 162–164.
- ^ Хазра 1987 , с. 167.
- ^ Роше 1986 , с. 164, со сноской 162.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Роше 1986 , с. 161.
- ^ Уилсон 1864 , стр. LXV – LXVII.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уилсон 1864 , стр. LXV – LXVI.
- ^ Уилсон 1864 , с. 12.
- ^ Роше 1986 , с. 21.
- ^ Кинсли 1979 , с. 34.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Винтерниц 1927 , стр. 567–568.
- ^ Пармешварананд 2001 , с. 223.
- ^ Димок 1963 , с. 106.
- ^ Гитц 1992 , стр. 222–223, с примечанием 1200.
- ^ Кинсли 1979 , стр. 90–94.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пармешварананд 2001 , стр. 222–223.
- ^ Пармешварананд 2001 , с. 218.
- ^ Желтый 2008 , стр. 177–193.
- ^ Браун 1974 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уилсон 1864 , с. LXVI-LXVII.
- ^ Прадхан 2008 , стр. 207–213.
- ^ Барнетт 1933 , стр. 11–12, см. 2-ю рукопись.
- ^ Димок 1963 , стр. 106–127.
Библиография
[ редактировать ]- Барнетт, Л.Д. (1933). «Две иллюстрированные ассамские рукописи». Ежеквартальный журнал Британского музея . 8 (1): 10–12. дои : 10.2307/4421514 . JSTOR 4421514 .
- Браун, Чивер Маккензи (1974). Бог как Мать: женское богословие в Индии: историческое и теологическое исследование Брахмавайварта-пураны . К. Старк. ISBN 978-0-89007-004-8 .
- Далал, Розен (2014). Индуизм: Алфавитный справочник . Пингвин. ISBN 978-8184752779 .
- Димитрова, Диана; Оранская, Татьяна, ред. (14 июня 2018 г.). Обожествление в южноазиатских традициях . Рутледж. ISBN 978-1-351-12360-0 .
- Даймок, Эдвард С. младший (1963). «Учение и практика вайшнавов Бенгалии». История религий . 3 (1): 106–127. дои : 10.1086/462474 . JSTOR 1062079 . S2CID 162027021 .
- Гилен, Йорис (2008). «Богословское значение пуранических историй: исследование присутствия женского богословия в Брахмавайварта-пуране». Религии Южной Азии . 2 (2). дои : 10.1558/rosa.v2i2.177 .
- Гитц, КП; и др. (1992). Эпическая и пураническая библиография (до 1985 г.) с аннотациями и указателями: Часть I: A–R, Часть II: S–Z, Указатели . Отто Харрасовиц Верлаг. ISBN 978-3-447-03028-1 .
- Хазра, Раджендра Чандра (1987) [1940]. Исследования пуранических записей индуистских обрядов и обычаев . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0422-7 .
- Кинсли, Дэвид Р. (1979). Божественный игрок: изучение Кришна-лилы . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-0-89684-019-5 .
- Монье-Уильямс, Монье, сэр (1992). Санскритско-английский словарь: этимологически и филологически составленный с особым упором на родственные индоевропейские языки (4-е изд.). Дели: Мотилал Банарсидасс. ISBN 9788120804548 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Пармешварананд, SW (2001). Энциклопедический словарь Пуран . Том. 1. Саруп и сыновья. ISBN 978-81-7625-226-3 .
- Прадхан, Шрикант (2008). «Уникальное изображение Ардхарадхавенудхарамурти или Ардханари Кришны» Бюллетень Исследовательского института Деканского колледжа . 68/69: 207–213. JSTOR 42931207 .
- Ричмонд, Фарли П.; Суонн, Дариус Л.; Заррилли, Филипп Б. (1993). Индийский театр: традиции исполнения . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0981-9 .
- Роше, Людо (1986). Пураны . Висбаден: Издательство Отто Харрасовица. ISBN 3-447-02522-0 .
- Уилсон, HH (1864 г.). Пураны . Читайте книги. ISBN 1-84664-664-2 .
- Винтерниц, М. (1927). История индийской литературы . Том. 1. Перевод Кеткара, С. Калькуттский университет .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Полная версия Брахма Вайварты и других Пуран в Деванагари (PDF; в архиве)