Вайшешика
Часть серии о | |
Индуистская философия | |
---|---|
![]() | |
православный | |
неортодоксальный | |
Вайшешика ( IAST : Vaiśeṣika; / v aɪ ˈ ʃ ɛ ʃ ɪ k ə / ; санскрит : वैशेषिक ) — одна из шести школ индуистской философии древней Индии . На ранних стадиях своего развития вайшешика была независимой философией со своей собственной метафизикой, эпистемологией, логикой, этикой и сотериологией. [1] Со временем система вайшешика стала схожей по своим философским процедурам, этическим выводам и сотериологии со школой ньяя индуизма, но сохранила свои различия в эпистемологии и метафизике.
Эпистемология буддизма индуистской школы вайшешика, как и , допускала только два надежных средства познания: прямое наблюдение и умозаключение. [2] [3] И школа вайшешика, и буддизм рассматривают свои соответствующие писания как неоспоримые и действительные средства познания, с той разницей, что писаниями, которые вайшешики считали действительным и надежным источником, были Веды .
Школа Вайшешика известна своими взглядами на натурализм . [4] [5] Это форма атомизма в натуральной философии. [6] Он постулировал, что все объекты в физической вселенной сводятся к параману ( атомам ), а опыт человека возникает в результате взаимодействия субстанции (функция атомов, их количества и их пространственного расположения), качества, активности, общности, особенности и неотъемлемости. . [7] Все состояло из атомов, качества возникли из совокупностей атомов, но совокупность и природа этих атомов были предопределены космическими силами. адживики Метафизика включала теорию атомов, которая позже была адаптирована в школе вайшешика. [8]
Согласно школе вайшешика, знание и освобождение достижимы путем полного понимания мира опыта. [7]
Вайшешика даршан был основан Канадой Кашьяпой примерно в VI-II веках до нашей эры. [9] [10] [11]
Обзор [ править ]
Хотя система вайшешика развивалась независимо от индуистской философии ньяя , они стали похожими и часто изучаются вместе. Однако в своей классической форме школа вайшешика отличалась от ньяи в одном решающем отношении: там, где ньяя признавала четыре источника достоверного знания, вайшешика признавала только два. [2] [3]
Эпистемология школы индуизма Вайшешика признавала только два надежных средства познания – восприятие и умозаключение . [2]
Вайшешика поддерживает форму атомизма , согласно которой реальность состоит из пяти субстанций (примеры: земля, вода, воздух, огонь и пространство). Каждый из этих пяти подразделяется на два типа, объясняет Ганери: [6] параману и составное. Параману — это то, что неразрушимо, неделимо и имеет особое измерение, называемое «малым» (ану). Составное – это то, что делится на параману. Все, что воспринимают люди, сложно, и даже самая маленькая воспринимаемая вещь, а именно пылинка, имеет части, которые поэтому невидимы. [6] Вайшешики визуализировали самую маленькую составную вещь как «триаду» (трьянука) с тремя частями, каждая из которых состоит из «диады» (дьянука). Вайшешики считали, что диада состоит из двух частей, каждая из которых представляет собой атом. Размер, форма, истины и все, что переживают люди в целом, являются функцией пармануса, их количества и пространственного расположения.
Парама означает «самый далекий, самый отдаленный, крайний, последний», а ану означает «атом, очень маленькая частица», следовательно, параману , по сути, является «самой отдаленной или последней маленькой (то есть наименьшей) частицей».
Вайшешика постулировал, что то, что человек переживает, происходит от дравьи (субстанции: функции атомов, их числа и их пространственного расположения), гуны (качества), кармы (деятельности), саманьи (общности), вишеши (особенности) и самавайи (присущности, неразрывная связь всего). [7] [12]
Последователями этой философии являются в основном шиваиты. [ нужна ссылка ] . Ачарья Харибхадра Сури в своей работе «Шаддаршанасамукчая» описывает последователей Вайшешики как поклонников Пашупати или Шивы . [13]
Эпистемология [ править ]
Индуизм определяет шесть Праман как эпистемически надежные средства точного знания и истины: [14] Пратьякша (восприятие), Анумана (вывод), Шабда или агама «(слово, свидетельство надежных экспертов прошлого или настоящего), Упамана (сравнение и аналогия), Артхапатти (постулирование, вывод из обстоятельств) и Анупалабдхи (невосприятие, негативное /когнитивное доказательство). [2] [3] [15] Из них эпистемология вайшешиков рассматривала только пратьякшу ( восприятие ) и анумана ( вывод ) как надежные средства достоверного знания. [16] Йога принимает первые три из этих шести как праману; а школа Ньяя, родственная Вайшешике, принимает первых четырех из этих шести. [2]
- Пратьякша (प्रत्यक्ष) означает восприятие. Он бывает двух видов: внешний и внутренний. Внешнее восприятие описывается как возникающее в результате взаимодействия пяти чувств и мирских объектов, тогда как внутреннее восприятие описывается этой школой как восприятие внутреннего чувства, ума. [17] [18] Древние и средневековые тексты индуизма выделяют четыре требования для правильного восприятия: [19] Индрийартхасанникарша (непосредственное переживание органом(ами) чувств объекта, независимо от того, что изучается), Авьяпадеся (невербальное; правильное восприятие достигается не по слухам , по мнению древнеиндийских учёных, когда орган чувств полагается на принятие или отвержение кого-либо). чужое восприятие), Авьябхичара (не блуждает; правильное восприятие не меняется и не является результатом обмана, потому что орган чувств или средства наблюдения отклоняются, дефектны, подозрительны) и Вьявасаятмака (определенное; правильное восприятие исключает суждения, вызывающие сомнение, либо из-за неспособности наблюдать все детали, либо из-за того, что мы смешиваем умозаключение с наблюдением и наблюдаем то, что хотим наблюдать, или не наблюдаем то, что не хотим наблюдать). [19] Некоторые древние ученые предложили «необычное восприятие» как праману и назвали его внутренним восприятием, но это предложение оспаривалось другими индийскими учеными. Концепции внутреннего восприятия включали пратибху (интуицию), саманьялаксанапратьякшу (форму индукции от воспринимаемой специфики к универсальной) и джнаналаксанапратьякшу (форму восприятия предшествующих процессов и предыдущих состояний «темы исследования» путем наблюдения за ее текущим состоянием). . [20] Далее в текстах рассмотрены и уточнены правила принятия неопределенного знания от Пратьякша-пранамы , чтобы противопоставить нирную (определенное суждение, заключение) анадхьявасайе (неопределенное суждение). [21]
- Анумана (अनुमान) означает умозаключение. Это описывается как достижение нового вывода и истины на основе одного или нескольких наблюдений и предыдущих истин путем применения разума. [22] Наблюдение за дымом и предположение об огне — пример Анумана . [17] Во всех индуистских философиях, кроме одной, [23] это действенное и полезное средство познания. В индийских текстах метод умозаключения объясняется как состоящий из трех частей: пратиджня (гипотеза), хету (причина) и дрштанта (примеры). [24] Гипотеза далее должна быть разбита на две части, утверждают древнеиндийские ученые: садхья (та идея, которую необходимо доказать или опровергнуть) и пакша (объект, на котором садхья основывается ). Вывод условно верен, если сапакша присутствуют (положительные примеры как доказательство) и если випакша (отрицательные примеры как контрдоказательство) отсутствуют. Для строгости индийские философии также предусматривают дальнейшие эпистемические шаги. Например, они требуют Вьяпти — требования, чтобы хету (причина) обязательно и отдельно учитывала умозаключение во «всех» случаях, как в сапакше , так и випакше . [24] [25] Условно доказанная гипотеза называется нигаманой ( выводом). [26]
Силлогизм [ править ]
Силлогизм школы Вайшешика был подобен силлогизму школы Ньяя в индуизме, но имена, данные Прашастападой пяти членам силлогизма, различны. [27]
Литература [ править ]
Самое раннее систематическое изложение Вайшешики можно найти в сутре Канады Вайшешика - (или Канабхакши ). Этот трактат разделен на десять книг. Два комментария к Вайшешика-сутре , Раванабхашья и Бхарадваджавритти , больше не сохранились. Прашастапады » « Падартхадхармасамграха (ок. 4 века) является следующим важным трудом этой школы. Хотя этот трактат широко известен как бхашья Вайшешика -сутры , он, по сути, представляет собой независимую работу на эту тему. Следующий трактат вайшешики, «Дашападартхашастра» Чандры (648), основанный на трактате Прашастапады , доступен только в китайском переводе. Самый ранний комментарий к Прашастапады трактату — « Вьомавати » Вьомашивы (8 век). Остальные три комментария — это Шридхары » « Ньяякандали Удаяны (991), «Киранавали» (10 век) и Шриватсы » « Лилавати (11 век). Шивадитьи » « Саптападартхи , также относящийся к тому же периоду, представляет принципы ньяи и вайшешики как части одного целого. Упаскара Мишры Шанкара « Вайшешика -сутра» также является важным трудом. [28]
Категории или Падартха [ править ]
Согласно школе Вайшешика, все существующие вещи, которые можно познать и назвать, являются падартхами (буквальное значение: значение слова), объектами опыта. Все объекты опыта можно разделить на шесть категорий: дравья (субстанция), гуна (качества), карма (деятельность), саманья (общность), вишеша (частность) и самавайя (присущность). Позже вайшешики ( Шридхара , Удаяна и Шивадитья ) добавили еще одну категорию абхава (несуществование). Первые три категории определяются как артха (которые могут восприниматься) и имеют реальное объективное существование. Последние три категории определяются как будхьяпекшам (продукт интеллектуального различения) и являются логическими категориями. [29]
- Дравья (вещество): Существует девять субстанций. Это притхви (земля), ап (вода), теджас (огонь), вайу (воздух), акаша (эфир), кала (время), дик (пространство), атман (я или душа) и манас (ум). Первые пять называются бхутами — субстанциями, обладающими определенными качествами, благодаря которым их можно воспринимать теми или иными внешними чувствами. [30]
- Гуна (качество): Вайшешика-сутра упоминает 17 гун (качеств), к которым Прашастапада добавил еще 7. Хотя субстанция способна существовать независимо сама по себе, гуна (качество) так существовать не может. Исходные 17 гун (качеств): рупа (цвет), раса (вкус), гандха (запах), спарша (прикосновение), самкхья (число), паримана (размер/размер/количество), притхактва (индивидуальность), самйога. (соединение/аккомпанемент), вибхага (разъединение), паратва (приоритет), апаратва (потомство), буддхи (знание), сукха (удовольствие), духкха (боль), ичча (желание), двеша (отвращение) и прайатна (усилие) . К ним Прашастапада добавил гурутву (тяжесть), драватву (текучесть), снеху (вязкость), дхарму (достоинство), адхарму (недостаток), шабду (звук) и самскару (способность). [31]
- Карма (деятельность): Карма (деятельность), как и гуны (качества), не имеют отдельного существования, они принадлежат субстанциям. Но если качество является постоянным свойством субстанции, то деятельность является преходящей. Акаша (эфир), кала (время), дик (пространство) и атман (самость), хотя и субстанции, лишены кармы (деятельности). [32]
- Саманья (общность): Поскольку существует множество субстанций, между ними будут существовать отношения. Когда свойство обнаруживается, общее для многих субстанций, оно называется саманья . [33]
- Вишеша (особенность): посредством вишеши мы способны воспринимать субстанции как отличные друг от друга. Как первичные атомы бесчисленны, так и вишеши . [34]
- Самавайя (присущность): Канада определяла самавайю как связь между причиной и следствием. Прашастапада определил это как отношения, существующие между субстанциями, которые неразделимы и находятся друг с другом в отношениях вместилища и содержащегося. Отношение самавая не воспринимается, а только выводится из неразрывной связи субстанций. [35]
- Абхава (несуществование)
Атомизм [ править ]
Согласно школе Вайшешика , параману ( атом ) — неразрушимая частица материи. Атом неделим, потому что это состояние, в котором невозможно измерить какое-либо измерение. Они использовали аргументы инвариантности для определения свойств атомов. Там также говорилось, что ану может иметь два состояния — абсолютный покой и состояние движения. [36]
Они постулировали четыре различных типа атомов: два с массой и два без массы. [5] Предполагается, что каждое вещество состоит из всех четырех видов атомов. Атомы могут быть объединены в трианука (триады) и двьянука (диады), прежде чем они объединятся в тела, которые можно воспринимать. [37] [38] Каждый параману (атом) обладает своей отдельной вишешей (индивидуальностью). [39]
Мера неделимых атомов известна как паримандала паримана . Оно вечно и не может породить меру какой-либо другой субстанции. Его мера абсолютно своя. [40]
См. также [ править ]
- Даршаны
- Индуистская философия
- индуизм
- Ньяя (философия)
- Падартха
- Тарка-Санграха
- У вас есть
- Вайшешика Сутра
- Атомизм
- Падартха
- Ньяя # Шестнадцать категорий (падартхов)
- Категории (Аристотель)
- Фахр ад-Дин ар-Рази
Примечания [ править ]
- ^ Амита Чаттерджи (2011), Философия Ньяя-вайшешика, Оксфордский справочник мировой философии, doi : 10.1093/oxfordhb/9780195328998.003.0012
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и DPS Bhawuk (2011), Духовность и индийская психология (редактор: Энтони Марселла), Springer, ISBN 978-1-4419-8109-7 , стр. 172.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с
- Элиот Дойч (2000), в книге «Философия религии: индийская философия, том 4» (редактор: Рой Перретт), Routledge, ISBN 978-0815336112 , страницы 245-248;
- Джон А. Граймс, Краткий словарь индийской философии: санскритские термины, определенные на английском языке, State University of New York Press, ISBN 978-0791430675 , стр. 238.
- ^ Дейл Рип (1996), Натуралистическая традиция в индийской мысли, ISBN 978-8120812932 , страницы 227-246.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Kak, S. 'Matter and Mind: The Vaisheshika Sutra of Kanada' (2016), Mount Meru Publishing, Mississauga, Ontario, ISBN 978-1-988207-13-1 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Аналитическая философия в Индии раннего Нового времени. Архивировано 18 марта 2019 года в Wayback Machine. Дж. Ганери, Стэнфордская энциклопедия философии.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Оливер Лиман, Ключевые концепции восточной философии. Рутледж, ISBN 978-0415173629 , 1999, стр. 269.
- ^ Бэшам 1951 , стр. 262–270.
- ^ Джинин Д. Фаулер, 2002 , стр. 98–99.
- ^ Оливер Лиман (1999), Ключевые концепции восточной философии. Рутледж, ISBN 978-0415173629 , стр. 269.
- ^ Дж. Ганери (2012), Самость: натурализм, сознание и позиция от первого лица, Oxford University Press, ISBN 978-0199652365
- ^ М. Хирияна (1993), Очерки индийской философии, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120810860 , страницы 228-237.
- ^ «Шад Даршан Самуччая, Ачарья Харибхадра Сури» .
- ^ P Bilimoria (1993), Эпистемология Прамана: Некоторые недавние события в азиатской философии - Том 7 (редактор: G Floistad), Springer, ISBN 978-94-010-5107-1 , страницы 137-154.
- ^ Гэвин Флуд , Введение в индуизм, издательство Кембриджского университета, ISBN 978-0521438780 , стр. 225.
- ^ Чаттопадхьяя 1986 , с. 170
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б М.М. Камаль (1998), Эпистемология философии чарвака, Журнал индийских и буддийских исследований, 46 (2): 13-16.
- ^ B Матилал (1992), Восприятие: очерк индийских теорий познания, Oxford University Press, ISBN 978-0198239765
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Карл Поттер (1977), Значение и истина, в Энциклопедии индийской философии, том 2, Princeton University Press, перепечатано в 1995 году Мотилалом Банарсидасом, ISBN 81-208-0309-4 , страницы 160-168.
- ^ Карл Поттер (1977), Значение и истина, в Энциклопедии индийской философии, том 2, Princeton University Press, перепечатано в 1995 году Мотилалом Банарсидасом, ISBN 81-208-0309-4 , страницы 168-169.
- ^ Карл Поттер (1977), Значение и истина, в Энциклопедии индийской философии, том 2, Princeton University Press, перепечатано в 1995 году Мотилалом Банарсидасом, ISBN 81-208-0309-4 , страницы 170-172.
- ^ W Halbfass (1991), Традиции и размышления, State University of New York Press, ISBN 0-7914-0362-9 , страницы 26-27.
- ^ Школа Чарвака - исключение.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джеймс Лохтефельд, «Анумана» в «Иллюстрированной энциклопедии индуизма», том. 1: AM, Rosen Publishing. ISBN 0-8239-2287-1 , страницы 46-47.
- ^ Карл Поттер (2002), Предпосылки философии Индии, Мотилал Банарсидасс, ISBN 81-208-0779-0
- ^ Монье Уильямс (1893), Индийская мудрость - религиозные, философские и этические доктрины индусов, Luzac & Co, Лондон, стр. 61
- ^ Радхакришнан 2006 , с. 75 и далее
- ^ Радхакришнан 2006 , стр. 180–81.
- ^ Радхакришнан 2006 , стр. 183–86.
- ^ Чаттопадхьяя 1986 , с. 169
- ^ Радхакришнан 2006 , с. 204
- ^ Радхакришнан 2006 , стр. 208–09.
- ^ Радхакришнан 2006 , с. 209
- ^ Радхакришнан 2006 , с. 215
- ^ Радхакришнан 2006 , стр. 216–19.
- ^ Рупа Нараян. «Пространство, время и Ану в Вайшешике» (PDF) . Университет штата Луизиана, Батон-Руж, США . Проверено 29 мая 2013 г.
- ^ Берриман, Сильвия (2022), Залта, Эдвард Н.; Нодельман, Ури (ред.), «Древний атомизм» , Стэнфордская энциклопедия философии (изд. Зима 2022 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 6 октября 2023 г.
- ^ Чаттопадхьяя 1986 , стр. 169–70.
- ^ Радхакришнан 2006 , с. 202
- ^ Дасгупта 1975 , с. 314
Ссылки [ править ]
- Чаттопадхьяя, Д. (1986), Индийская философия: популярное введение , Народное издательство, Нью-Дели, ISBN 81-7007-023-6 .
- Дасгупта, Сурендранатх (1975), История индийской философии, Vol. Я , Мотилал Банарсидасс, Дели, ISBN 978-81-208-0412-8 .
- Радхакришнан, С. (2006), Индийская философия, Том. II , Издательство Оксфордского университета, Нью-Дели, ISBN 0-19-563820-4 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Бимал Матилал (1977), История индийской литературы - Ньяя-Вайшешика , Издательство Отто Харрасовица, ISBN 978-3447018074 , ОСЛК 489575550
- Гопи Кавирадж (1961), Крупицы истории и библиографии литературы ньяя-вайшешики, Индийские исследования: прошлое и настоящее, том 2, номер 4, ОСЛК 24469380
- Джинин Д. Фаулер (2002). Перспективы реальности: введение в философию индуизма . Сассекс Академик Пресс. ISBN 978-1-898723-93-6 .
- Х. Маргенау (2012). Физика и философия: Избранные очерки . Спрингер Наука. ISBN 978-94-009-9845-2 .
- Как, Субхаш: Материя и разум: Вайшешика-сутра Канады ISBN 9781988207148
- Рипе, Дейл Морис (1961). Натуралистическая традиция в индийской мысли . Мотилал Банарсидасс (перепечатка 1996 г.). ISBN 978-81-208-1293-2 .
- Барт Лабушань; Тимо Слотвег (2012). «Философия исторических религий» Гегеля . БРИЛЛ Академик. ISBN 978-90-04-22618-0 .
- Шарма, Чандрадхар (2000). Критический обзор индийской философии . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0365-7 .
Внешние ссылки [ править ]
- Вайшешика-сутра с тремя комментариями, английский перевод Нандалала Синхи, 1923 г. (включая глоссарий)
- Краткое изложение физики Вайшешики
- Шастра Нетралайя - Вайшешика
- ГРЕТИЛ Электронный текст Вайшешика-сутр