Вивартавада
Вивартавада - это теория причинно-следственной связи Адвайта-Веданты , постулированная адвайтинами Адвайты после Шанкары. [1] рассматривая вселенную как «иллюзорную трансформацию» Брахмана. [2]
Этимология
[ редактировать ]Санскритское виварта слово ( विवर्त ) означает изменение, модификацию, изменение формы, измененное состояние или состояние. Термин вивартавада происходит от слова виварта . [Интернет 1]
Значение
[ редактировать ]Все школы Веданты придерживаются теории Саткарьявады . [Интернет 2] это означает, что следствие предсуществует в причине. Но существуют разные взгляды на происхождение эмпирического мира из Брахмана. Паринамавада — это идея о том, что мир — это настоящая трансформация ( паринама ) Брахмана. [3] Вивартавада – это идея,
мир — это просто нереальное проявление ( виварта ) Брахмана. Вивартавада утверждает, что, хотя кажется, что Брахман претерпевает трансформацию, на самом деле никаких реальных изменений не происходит. Мириады существ являются нереальными проявлениями, поскольку единственное реальное существо — это Брахман, та высшая реальность, которая нерождена, неизменна и совершенно не имеет частей. [3]
Брахма -сутры , древние ведантисты, большинство школ веданты, [3] [Интернет 2] так же, как и санкхья, выступают за паринамаваду . [Интернет 2] «Наиболее заметными сторонниками Вивартавады», утверждает Николсон, являются адвайтины, последователи Шанкары. [3] «Хотя мир можно описать как условно реальный, — добавляет Николсон, — адвайтины утверждают, что все эффекты Брахмана в конечном итоге должны быть признаны нереальными, прежде чем индивидуальное «я» сможет быть освобождено. [Интернет 2]
Тем не менее, ученые расходятся во мнениях относительно того, объясняют ли Ади Шанкара и его система Адвайты причинность через паринамаваду или через вивартаваду . [Интернет 2] [3] [4] Такие ученые, как Хадзиме Накамура и Пол Хакер, заявляют, что Ади Шанкара не защищает Вивартаваду и что его объяснения «далеки от любого подтекста иллюзии». По мнению этих ученых, именно ученый 13-го века Пракашатман дал определение Виварте , и именно теорию Пракашатмана иногда неправильно понимают как позицию Ади Шанкары. [4] [примечание 1] Эндрю Николсон соглашается с Хакером и другими учеными, добавляя, что виварта-вада не является теорией Шанкары, что идеи Шанкары кажутся ближе к паринама-ваде и что объяснение виварты, вероятно, возникло постепенно в подшколе Адвайты позже. [Интернет 2] [примечание 2]
Отказ
[ редактировать ]Виджнянабхиксу описывает случайные отношения как имеющие три термина: неизменяемая причина локуса, причина и следствие изменчивого локуса. Локус-причина неотделима от изменчивой причины и следствия и не присуща им. [7]
Философия Пратьябхиджны Сомананды опровергает Арамбхваду («Реалистический взгляд» на ньяя - вайшешику ), Паринамаваду (теорию трансформации санкхья - йоги ) и Вивартаваду (теорию проявления Адвайты ) , постулируя теория Сватантрявады («Вселенский волюнтаризм»), которая утверждает, что именно благодаря верховенству Воли Бога Следствие развивается из Причины. [8]
Принимая во внимание, что Рамануджа принимает Пракрити как материальную причину, но Мадхава отвергает это утверждение, поскольку материальная причина не означает то, что контролирует и контролирует; Мадхава также отвергает Вивартаваду , поскольку она не принимает никаких последствий, которые необходимо учитывать. [9] В своей философии чистого недуализма ( Шуддхадвайта ) Валлабхачарья также не поддерживает «вивартаваду» и утверждает, что Майя (или «Джагат») реальна и является лишь силой Брахмана, который сам проявляется по своей собственной воле, как Джива и мир [10] и при этом нет никакой трансформации Брахмана, точно так же, как золотое украшение остается только золотом. Поэтому Шуддхадвайта также известна как «Авикрита Паринамавада» (Неизменённое преобразование). [11]
Примечания
[ редактировать ]- ^ По словам Хью Николсона, «окончательным исследованием развития концепции виварты Хакера в индийской философии, и в частности в Адвайта Веданте, остается «Виварта» . [5] Для Шанкары слово майя едва ли имеет какое-либо терминологическое значение. [6]
- ^ Сравните неправильное понимание Йогачары концепции виджняпти-матры , «только представления», как «только сознания».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кинг 1999 , с. 221.
- ^ Кинг 1999 , с. 220.
- ^ Jump up to: а б с д и Николсон 2010 , с. 27.
- ^ Jump up to: а б Майеда 2006 , стр. 25–27.
- ^ Хью Николсон 2011 , стр. 266, примечание 20, 167–170.
- ^ Хью Николсон 2011 , с. 266 примечание 21.
- ^ Эндрю Дж. Николсон. Объединение индуизма: философия и идентичность в индийской интеллектуальной истории . Издательство Колумбийского университета. п. 48.
- ^ Кришан Лал Кала (1985). Литературное наследие Кашмира . Публикации Миттала. п. 278.
- ^ Чен-чи Чанг (1991). Сокровищница махаянских сутр . Издательство Мотилал Банарсидасс. п. 246. ИСБН 9788120809369 .
- ↑ Деварши Раманатх Шастри , «Шуддхадвайта Даршан (Том 2)», опубликовано Мота Мандиром, Бхойвада, Мумбаи, Индия, 1917.
- ^ «Брахмавад Санграха», Паб. Вайшнав Митра Мандал Сарваджаник Ньяса, Индаур, Индия, 2014 г.
Источники
[ редактировать ]- Печатные источники
- Хью Николсон (2011). Сравнительная теология и проблема религиозного соперничества . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-977286-5 .
- Кинг, Ричард (1999), Индийская философия: введение в индуистскую и буддийскую мысль , издательство Эдинбургского университета, ISBN 0-87840-756-1
- Майеда, Сенгаку (2006), «Введение в жизнь и мысли Шанкары», в Маеде, Сенгаку (редактор), « Тысяча учений: Упадешасахасри Шанкары» , Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120827714
- Николсон, Эндрю Дж. (2010), Объединение индуизма: философия и идентичность в интеллектуальной истории Индии , издательство Колумбийского университета
- Веб-источники
- ^ «Санскритский словарь» . Spokensanskrit.de.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Интернет-энциклопедия философии, Бхедабхеда Веданта