Кшетраджна
Эта статья может быть слишком технической для понимания большинства читателей . ( Март 2014 г. ) |
Часть серии о |
индуизм |
---|
Часть серии о | |
Индуистская философия | |
---|---|
православный | |
неортодоксальный | |
Кшетраджня ( санскрит : क्षेत्रज्ञ , латинизированное : Кшетраджня ) означает того, кто знает область тела, души, физической материи. [1] [2] Это сознательный принцип в телесной оболочке. В тринадцатой главе -гиты Бхагавад Кришна объясняет различие между кшетрой и кшетраджней. [3]
Обзор
[ редактировать ]Кшетра, или поле, относится к телу, которое является материальным, изменчивым, преходящим и бренным, кшетраджня относится к сознательному познающему тело, имеющему ту же сущность, что и знание, неизменному, вечному и нетленному. душа, живущая в теле. Кшетра — это Пракрити , или материя, которая не имеет чувств, а знающий кшетру — это Пуруша , который обладает разумом. Истинное знание – это знание и понимание обоих этих двух факторов: неживого и разумного. Знание только Пракрити называется апара видья , или низшим знанием, а то, что относится к Пуруше, называется паравидья , или высшим знанием. [4] В « Бхагавад -гите» Арджуне сказано, что отличительная природа Бога состоит из восьми первичных элементов: ума, интеллекта и чувства эго, но это низшая природа, которая является низшей, нечистой, беспокойной, чья сущность это рабство; высшая природа, которая является чистой сущностной природой Бога, является высшим живым существом, кшетраджней, знающим поле, причиной, ведущей к принятию жизненной силы, которая пронизывает и поддерживает мир. [5]
Кшетра (Поле)
[ редактировать ]В первой шлоке главы XIII гиты Бхагавад - Кришна дает определение кшетры и устанавливает тождество индивидуальной души, сознательного познателя кшетры, с Вселенской Душой.
- Это тело, о Каунтейя, называется полем.
- Знающего это называют знающим поле те, кто знает его. (XIII.1)
- «Это тело, Арджуна, называется Полем (кшетра); и того, кто знает его, мудрецы, постигшие истину об обоих, называют знающим Поле (кшетраджня)».
После этого он объясняет, что - пять элементов, эго, интеллект, Непроявленное (Первородная Материя), десять органов (восприятия и действия), ум и пять объектов чувств (звук, осязание, цвет, вкус). и запах); также желание, отвращение, удовольствие, боль, физическое тело, сознание, твердость, это кшетра с ее эволютами (XIII.5-6). [6]
Джнана (Знание)
[ редактировать ]Арджуне сказано, что – отсутствие гордыни, свобода от лицемерия, ненасилие, терпимость, прямолинейность тела, речи и ума, преданное служение наставнику, внутренняя и внешняя чистота, стойкость ума и контроль над телом, умом и телом. чувства, бесстрастие к объектам наслаждения этого мира и следующего, а также отсутствие эгоизма, размышление снова и снова о боли и зле, присущих рождению, смерти, старости и болезням; отсутствие привязанности и чувства своей принадлежности к сыну, жене, дому и т. д., а также постоянное душевное равновесие как в благоприятных, так и в неблагоприятных обстоятельствах; непоколебимая преданность Богу через исключительную привязанность, жизнь в уединенных и святых местах и не нахождение удовольствия в обществе людей; устойчивость в самопознании и видении Бога как объекта истинного познания – все это объявляется знанием; а что иное, чем это, называется неведением (XIII 7-11). [7]
Ади Шанкара в своей бхашье объясняет, что преданность, вдохновленная непоколебимой убежденностью, — это непоколебимая преданность, а преданность — это знание. Духовное знание — это знание Самости, медитация на нем — это восприятие содержания философского знания. Знание — это то, что следует знать, а познаваемое — это то, благодаря чему человек достигает бессмертия. [8]
Знающий кшетры
[ редактировать ]Кришна говорит Арджуне, что:
- И знай Меня как знающего поле всех полей, о Бхарата.
- То знание поля и знающего поле я считаю знанием (13,3)
- «Познай себя кшетраджней (знающим поле) во всех кшетрах, о потомок Бхараты. Именно знание кшетры и кшетраджни я считаю высшим знанием».
Назвав Себя кшетраджней всех кшетр, Кришна переходит к подробному описанию Того, кто одновременно является сат (бытием) и асат (небытием), Единственным Свидетелем, который вечен и присутствует везде и во всех вещах, и неспособен достичь К кому возвращается речь вместе с умом ( Тайттирия Упанишада II.9) – эта неописуемая сущность есть Брахман – объект, достойный познания, в бытие которого входят (сливаются) благочестивые знающие реальность (VIII.18). Кришна указывает, что следует знать, что Пракрити и Пуруша не имеют начала – что первый отвечает за появление эволюций и инструментов, а второй, который является индивидуальной душой, сидящей в Пракрити, объявляется причиной переживания радостей. и печали, и привязанность к гунам являются причиной рождения сат-асат-йони. И этот Пуруша, индивидуальная душа, обитающая в теле, — то же самое, что Высшая Душа, называемая Брахманом. [9] Таким образом, кшетраджня — это чистый сознательный дух, который является пурушей и атманом. [10] Кришна не описывает кшетраджну, Он описывает то, что необходимо познать. Когда Джнея реализована, исчезает всякая двойственность и обособленность в форме познающего, знания и того, что должно быть познано. [11] У каждой кшетры нет отдельной кшетраджни, Господь — верховная кшетраджня во всех кшетрах. [12]
Ведическая концепция
[ редактировать ]Концепция «идентичности» или «единства» индивидуальной души и Универсальной души, подчеркиваемая Упанишадами , Брахма -сутрами , Бхагавад-гитой и другими родственными текстами, является лишь отголоском того, что было давным-давно открыто ведическим риши и задержался. Мудрец Диргхатамас из Ригведы в 4-й мантре Сукты I.163, обращенной к Агни , утверждает:
- Говорят, что на небе три узы, три в воде и три в море.
- Утева ме Варуна чантсьярваньятра та аху парама джанитрам ||.||.||.||.||.||.||.||.||.||.||.||.||.||
- «О просветленный! Место твоего происхождения или рождения такое же, как и мое; о прекраснейший! если ты наделен силой, я тоже обладаю такой же силой (той же величины); о Светлый (Агни) ! если уж вы существуете в трех состояниях или формах, то же самое происходит с водой (тончайшими божественными аспектами), землей (грубым поддерживающим аспектом) и всеми объектами (всей трансформацией Первопричины), рассеянными в пространстве (существующими). снаружи и внутри всего) имеют три формы, о учёный, если твое рождение и знание божественны, то и мое».
Это уникальное осознание Тождественности, которое на самом деле является осознанием Единства, является знанием Реальности, истинным знанием существования, обретая это знание, истинный искатель знания перестает видеть различия в этом огромном мире, причем различие видится лишь как эхо множества имён. и постоянно повторяется в уме. [13]
Комментарий
[ редактировать ]Ади Шанкара в своем комментарии к главе XIII Бхагавад- гиты относительно различия между Ишварой и Дживой , поскольку отождествление праджни (самости в состоянии глубокого сна) с Ишварой проблематично, утверждает:«Теперь что касается возражений о том, что Ишвара был бы сансарином, если бы Он был един с кшетраджней, и что если бы Кшетраджня был един с Ишварой, то сансары не было бы, потому что сансарина нет: на эти возражения ответили, что знание и неведение суть различны по своему виду и последствиям, - что все, что познаваемо, есть кшетра, а кшетраджна - это познающий и никто другой». И, следовательно, аварна доша (помрачение интеллекта), которая является основной чертой глубокого сна, влияет только на отдельных существ, а не на Бога. [14]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кшетра и Кшетрагна , www.thehindu.com
- ^ Кшетраджна , www.wisdomlib.org
- ↑ Бхагавад-гита: Глава 13, стих 2.
- ^ Субодх Капур (2002). Индийская энциклопедия Том . Издательство Генезис. п. 334. ИСБН 9788177552577 .
- ^ Бхагавад Гита Бхасья Шанкарачарьи . Шри Рамакришна Матх. стр. 254–255.
Шлокы Бхагавад Гиты VII.4-5
- ^ Джаядаял Гояндака. Шримадбхагавадгита Таттвавивечани . Гита Пресс, Горакхпур. стр. 547–551.
- ^ Джаядаял Гояндака. Шримадбхагавадгита Таттвавивечани . Гита Пресс, Горакхпур. стр. 552–556.
- ^ Бхагавад Гита Бхасья Шанкарачарьи . Шри Рамакришна Матх. стр. 429–430.
Шлокы Бхагавад Гиты XIII.11-12
- ^ Джаядаял Гояндака. Шримадбхагавадгита Таттвавивечани . Гита Пресс, Горакхпур. стр. 552, 566.
- ^ Жанна Д. Фаулер (2012). Бхагавад-гита: текст и комментарии для студентов . Сассекс Академик Пресс. п. 216. ИСБН 9781845193461 .
- ^ Чхаганлал Г.Каджи (2004). Философия Бхагавад-гиты: изложение . Издательство Генезис. стр. 415–416. ISBN 9788177558708 .
- ^ Тиллявель Найду (16 апреля 2010 г.). Долгий путь к просветлению . Издательство Дорранс. п. 74. ИСБН 9781434951717 .
- ^ Равиндер Кумар Сони. Просветление знаний . Книги ГБД. п. 201. OCLC 470877223 .
- ^ Арвинд Шарма (14 октября 2004 г.). Сон как состояние сознания в Адвайта Веданте . СУНИ Пресс. стр. 31–32. ISBN 9780791462515 .