танец манипури
Родное имя | Мэйтей : Джагой Раас, Раас Джагой [1] [2] [3] |
---|---|
Жанр | |
изобретатель | Национальная судьба ( Мэйтей : Чинг-Танг Хомба ) [4] [5] [6] |
Источник |
|
Часть серии о |
Культура Индии |
---|
Танец манипури , также называемый Манипури Раас Лила ( Мейтей : Джагой Раас/Раас Джагой). [1] [2] [3] ), представляет собой джагой и является одной из основных форм индийского классического танца , происходящей из штата Манипур . [7] [8] Это одно из величайших культурных достижений традиционного вайшнавизма, придерживающегося народа мейтей в Манипуре . [9] Благодаря цивилизации Мэйтей , [10] форма классического танца, впервые официально разработанная индуистским королем Мейтей Чинг Тханг Кхомба ( Мейтей означает « Раджарши Бхагьячандра ») Королевства Манипур , [4] [5] [6] считается высшим духовным выражением поклонения индуистскому божеству Кришне . [11] Благодаря огромному влиянию на разнообразное культурное наследие Индийского субконтинента , он признан Академией Сангит Натак Министерства культуры правительства Индии как одна из немногих основных форм классического танца Республики Индия . [9] и ежегодно удостаивается премии Сангит Натак Академи за Манипури . [12] его называют «национальным танцем» Во время совместного выпуска почтовых марок Армения- Индия в рамках международных отношений Армения-Индия . [13] [14] [15]
Он пропитан темами преданности Мадхура Рааса Радхи -Кришны и характеризуется нежными глазами и мягкими умиротворенными движениями тела. Выражение лица мирное , в основном выражающее Бхакти Расу или эмоции преданности, независимо от того, индуист танцор или нет. Форма танца основана на индуистских писаниях вайшнавизма и связана исключительно с поклонением Радхе и Кришне . Это изображение танца божественной любви Кришны с богиней Радхой и девушками-пастушками Вриндавана, известными как Раас Лила . [16] [17] [18]
Корнями танца Манипури Раас Лила , как и всех классических индийских танцев, является древний индуистский санскритский текст Натья Шастра , на который оказали влияние и культурное слияние различных местных форм народного танца. [19] Благодаря свидетельствам существования храмов Вишну в средневековую эпоху, эта танцевальная форма передавалась устно из поколения в поколение как устная традиция . [20] [21] В то время, когда другие индийские классические танцы изо всех сил пытались избавиться от клейма декадентской грубости и дурной репутации, классический танец Манипури был самым фаворитом среди девушек из «респектабельных» семей.
Эта танцевальная драма Манипури по большей части полностью религиозна и считается чисто духовным опытом. [22] [23] Он сопровождается религиозной музыкой, созданной с использованием множества инструментов, с ритмом, установленным тарелками (картал или манджира ) и двуглавым барабаном (панг или манипури мриданга ) санкиртаны . [24] Хореография танцевальной драмы основана на пьесах и историях вайшнавов Падавалис , которые также вдохновили основные исполнительские искусства, связанные с Гаудия-вайшнавами, которые можно найти в Ассаме и Западной Бенгалии. [16]
Хотя термин «Танец Манипури» связан с Раас Лилой , танец Манипури состоит из джагой , чолом и хуен ланглон . [25] [26] [27]
История
[ редактировать ]Первые достоверно датированные письменные тексты, описывающие искусство танца манипури, относятся к началу 18 века. [21]
Средневековый период
[ редактировать ]Исторические тексты Манипура не сохранились до наших дней, а достоверные записи относятся к началу 18 века. [28] Теории о древности танца Манипури Раас Лила основаны на устных традициях, археологических открытиях и упоминаниях о Манипуре в азиатских рукописях, дату которых можно лучше установить. [28]
Текст языке мейтей на Бамон Кхунток , что буквально означает «миграция брахманов», утверждает, что практики вайшнавизма были переняты королем Манипура в 15 веке нашей эры, прибывшим из Шанского королевства Понг . [29] Дальнейшие волны буддистов и индуистов прибыли из Ассама и Бенгалии после середины 16 века, во время индуистско-мусульманских войн Бенгальского султаната , и были встречены в Манипуре. В 1704 году король Мейтея Питамбар Чарайронгба ( Мейтей : Чарайронгба ) принял вайшнавизм и объявил его государственной религией. [29] В 1717 году король Мейтей Гариб Ниваз ( Мейтей : Памхейба ) обратился в религиозный вайшнавизм в стиле Чайтанья , в котором упор делался на пение, танцы и религиозные исполнительские искусства, сосредоточенные вокруг индуистского бога Кришны. [29] В 1734 году религиозная танцевальная драма, посвященная индуистскому богу Раме, расширила танцевальную традицию Манипури. [29]
Король Мейтей Раджарши Бхагьячандра ( Мейтей : Чинг-Танг Кхомба ) (годы правления 1759–1798 гг. Н. Э.) штата Манипур принял Гаудия-вайшнавизм (ориентированный на Кришну), [30] [31] задокументировал и систематизировал танцевальный стиль Манипури, положив начало золотой эре его развития и совершенствования. [32] Он составил три из пяти типов Раас Лилас : Маха Раас , Басанта Раас и Кунджа Раас , исполнявшиеся в храме Шри Шри Говиндаджи в Импхале во время его правления, а также танец Ачуба Бханги Паренг . Он разработал сложный костюм, известный как Кумил (цилиндрический длинный костюм с жесткой юбкой, украшенный мини-зеркалами, из-за которого танцор кажется парящим). [30] Ему также приписывают «Говинда Сангит Лила Виласа» , важный текст, подробно описывающий основы танца. [32] [30] Раджарши Бхагьячандре также приписывают начало публичных представлений танцев Раас Лила и Манипури в индуистских храмах. [30]
Король Мейтей Гамбхир Сингх ( Meitei : Chinglen Nongdrenkhomba ) (годы правления 1825–1834 гг. н. э.) составил два паренга типа тандава , Гошта Бханги Паренг и Гошта Вриндабан Паренг . Король Чандракирти Сингх (годы правления 1849–1886 гг. н.э.), одаренный барабанщик, сочинил по крайней мере 64 пунг-чолома (танца с барабанами) и два паренга типа ласья , Вриндабан Бханги Паренг и Хрумба Бханги Паренг . [30] состав Нитья Рааса . Этим царям также приписывают [33]
Период британского правления
[ редактировать ]В 1891 году британское колониальное правительство присоединило Манипур к своей Империи, ознаменовав конец золотой эры творческой систематизации и расширения танца Манипури. [34] После этого танец Манипури Раас Лила высмеивался как аморальный, невежественный и старомодный, как и все другие классические индуистские исполнительские искусства. [34] Танец и артисты сохранились только в храмах, таких как Импхале в храм Шри Говиндаджи . оказали сопротивление культурной дискриминации, и танец был возрожден Активисты и ученые движения за независимость Индии . [34]
современная эпоха
[ редактировать ]Классический танцевальный жанр Манипури Раас Лила получил вторую жизнь благодаря усилиям лауреата Нобелевской премии Рабиндраната Тагора . [35] [36] В 1919 году он был впечатлен, увидев танцевальную композицию Гоштха Лилы в Силхете (на территории современной Бангладеш ). Он пригласил Гуру Будхимантру Сингха, который обучался танцу Манипури Раас Лила , в качестве преподавателя в индийский культурно-учебный центр Шантиникетан . [34] В 1926 году к факультету присоединился Гуру Наба Кумар, чтобы преподавать Раас Лилу . Другие знаменитые гуру, Сенарик Сингх Раджкумар, Нилешвар Мукерджи и Атомба Сингх, также были приглашены преподавать там и помогали Тагору с хореографией нескольких его танцевальных драм. [37]
Статус и значение
[ редактировать ]В индуистском мире
[ редактировать ]Классическая танцевальная форма Манипури, которая является шедевром индуистского короля Мейтей Чинг Тханг Кхомба ( Мейтей означает « Раджарши Бхагьячандра ») исторического королевства Манипур . [4] [5] [6] рассматривается как высшее духовное выражение поклонения индуистскому божеству Кришне . [11]
В Индии
[ редактировать ]Уроженец цивилизации Мейтей в Манипуре, Индия . [38] Оказывая значительное культурное влияние на различные цивилизации Индийского субконтинента , классический танец Манипури признан Академией Сангит Натак Министерства культуры правительства Индии как одна из немногих основных форм классического танца Республики Индия . [38] В то же время он ежегодно удостаивается премии Сангит Натак Академи за Манипури . [39]
В Бангладеш
[ редактировать ]Согласно Banglapedia , национальной энциклопедии Бангладеш , важность классического танца Манипури в цивилизации Мэйтей описывается следующим образом: [40]
«Танцы и музыка играют жизненно важную роль в жизни жителей Манипури . Самая процветающая ветвь культуры Манипури — танец. Синоним Манипури танца — джагой , и в этом танце движения тела создают либо круг, либо эллипс. Танец Раса – лучшее произведение культуры Манипури. Махарадж Бхагьячандра ввел ее в жизнь, и впервые она была исполнена в Манипуре в 1779 году в полнолуние Картика ».
Репертуар
[ редактировать ]Чали или Чари — основное танцевальное движение в танцах Манипури Раас . [41] Репертуар и основная пьеса зависят от сезона. Танцы отмечаются в ночи полнолуния: три раза осенью (с августа по ноябрь) и еще раз весной (март или апрель). [41] Басанта Раас приурочен к индуистскому празднику красок под названием Холи , а другие приурочены к праздникам после сбора урожая Дивали и другим. Пьесы и песни, исполняемые во время танцевального представления, сосредоточены вокруг любви и игр между Радхой и Кришной в присутствии гопи по имени Лалита, Вишакха, Читра, Чампаклата, Тунгавидья, Индурекха, Рангадеви и Судеви. [42] Для каждой гопи существует своя композиция и последовательность танцев, а слова имеют два слоя значений: один буквальный, а другой духовный. Самая длинная часть пьесы посвящена Радхе и Кришне. [41] Танцор, играющий Кришну, выражает эмоции, в то время как язык тела и жесты рук гопи отображают такие чувства, как тоска, уныние или радость. [43]
Ритмическая форма изображения абхиная [актёрской игры] состоит в том, чтобы показать аштанайику [восемь оттенков героини] в каждой найике , которые окрашены сценами сезона, в которых «абхисарика» выражает свою любовь к Кришне; так что куаша-абхисарика, танцующий туманной зимой, сильно отличается от варша-абхисарики , которая сталкивается с грозовым проливным дождем. [44]
В других пьесах танцоры Манипури более энергичны и акробатичны, а их костюмы адаптируются к потребностям танца. Десятки мальчиков синхронно танцуют Гопа Рас , выполняя повседневные дела, например, кормление коров. В Уддхата Аканбе , утверждает Рагини Деви, танец полон энергии (прыжки, приседания, вращения), энергии и элегантности. [41]
Костюмы
[ редактировать ]Классический танец Манипури отличается уникальными костюмами. Женские персонажи одеты в кукольные костюмы Потлои . [45] Блестящий дизайн Потлоя был задуман во сне королем-вайшнавом Мейтеем Раджарши Бхагьячандрой, в котором он увидел свою дочь, танцующую в Потлое. Женские костюмы Potloi созданы таким образом, чтобы не вызывать у зрителей каких-либо нездоровых раздражителей.
Женская одежда
[ редактировать ]Кумин — это искусно украшенная длинная юбка бочкообразной формы, закреплённая внизу и близко к верху. Украшения на бочке включают золотую и серебряную вышивку, небольшие кусочки зеркал, а также отпечатки лотоса, орхидеи Кваклей и других предметов природы. [45]
Танцоры не носят колокольчики на лодыжках, но носят браслеты и украшения для ног. Артисты танца манипури носят ожерелья колу на шее и украшают лицо, спину, талию, руки и ноги круглыми ювелирными украшениями или цветочными гирляндами, гармонирующими с симметрией платья. [46] Лицо украшено священной гаудия-вайшнавской тилакой на лбу и точками гопи из сандалового дерева над бровями. По словам Реджинальда Мэсси, благодаря симметричному полупрозрачному платью « танцоры плывут по сцене, как будто из другого мира» . [47]
Кокнам (марлевая накидка с тиснением серебряного зари), Коктомби (шапка, закрывающая голову) и Мейхумби (прозрачная тонкая вуаль), накинутая на голову, чтобы символически обозначить неуловимость.
Мужская одежда
[ редактировать ]Мужчины носят Лейттренг (Кадженглей) (золотой головной убор вокруг головы) и Чура (сделанный из павлиньих перьев, завязанный на макушке).
Персонажи мужского пола одеваются в дхоти (также называемое дхотра или дхора ) – яркую ткань, сложенную в складки, обернутую и завязанную на талии и обеспечивающую полную свободу движений ногам. Танцоры носят ярко-желто-оранжевое дхоти, играя Кришну, и зелено-синее дхоти, играя Баларам. Голову танцора, изображающего Кришну, украшает корона, украшенная павлиньим пером.
Танцоры Пунг Чолом носят белое дхоти, закрывающее нижнюю часть тела от талии, и белоснежный тюрбан на голове. Аккуратно сложенная шаль украшает их левое плечо, а ремень барабана ниспадает на правое плечо.
Костюмированная традиция танца Манипури прославляет более древние художественные местные традиции, слитые с духовными темами према - бхавы Радхи-Кришны, обнаруженными в десятой книге « Бхагавата-пураны» . [45] [48]
Однако танцоры хуен-ланглона обычно носят костюмы воинов Манипури. Костюм варьируется в зависимости от пола.
Музыка и инструменты
[ редактировать ]Музыкальное сопровождение танца Манипури осуществляется на ударном инструменте Пунг (барабан-бочонок). [49] ), певец, маленькие караталы ( цимбалы ), сембонг , фисгармония и духовой инструмент, например, флейта . [50]
Барабанщики — артисты-мужчины, и, научившись играть на панге, студенты учатся танцевать с ним во время игры на барабанах. По словам Мэсси, этот танец отмечается тем, что танцор носит белые тюрбаны, белые дхоти (для индуистских дураков) или курты (для мусульманских дураков), сложенную шаль на левом плече и ремень для барабана на правом плече. [49] Он известен как Пунг Чолом , и танцор играет на барабане и выполняет танцевальные прыжки и другие движения. [49]
Другой танец, называемый Картал чолом , похож на Пунг чолом , но танцоры несут и танцуют в ритме, создаваемом тарелками. [51] Это групповой танец, в котором танцоры образуют круг, движутся в одном направлении, под музыку и танцуют в ритме. [52] Женщины тоже танцуют группами, как, например, в танце Манипури, называемом Мандилья чолом , и они обычно сопровождаются религиозными песнями и игрой на тарелках с яркими кистями и веревками, где одна сторона представляет Кришну, а другая Радху. [52] Танцы Шайва (тандава) поставлены как Дафф Чолом и Дхол Чолом . [52]
Песни в хуен ланглоне можно исполнять на любых инструментах Мэйтей, таких как пена , и они обычно звучат агрессивно, но не содержат слов.
Стили и категории
[ редактировать ]Традиционная Манипури Раас Лила исполняется в трёх стилях — Тал Расак , Данда Расак и Мандал Расак . [53] Тал Расак сопровождается аплодисментами, а Данда Расак исполняется синхронным ударом двух палочек, но танцоры позиционируют его по-разному, создавая геометрические узоры. [53] Гопи танцуют вокруг персонажа Кришны в центре. [53]
Танец Манипури делится на две категории: тандав (энергичный танец для танцора, играющего Кришну) и ласья (нежный танец) . [54] танец для танцоров, играющих Радху и Гопи). [55] [56]
Танцевальный стиль Манипури Раас Лила воплощает в себе мечтательные волнообразные движения, в которых одно движение растворяется в другом, как волны океана. В танце присутствуют округлые мягкие движения женщин и редкие быстрые движения мужских персонажей. [22] [23] В отличие от других форм классического танца Индии, артисты танца Манипури не носят колокольчики, а работа ног в стиле Манипури приглушенная и нежная. Сценические движения являются частью сложного движения всего тела. [22] [23]
Существует пять типов принятых Рас-Лил: Махары, Басантары, Кунджары, Нитьяры и Дибары. [57]
Махарас Лила является самой известной. Этот танец исполняется в месяц Картик (около ноября) в ночь полнолуния. [58] Это история печали гопи после ухода Кришны. Увидев разочарованных гопи, Кришна затем появляется снова и умножает себя, так что он танцует с каждой гопи. [59]
Басантарас празднуется в Чайтру (около апреля) в ночь полнолуния, приветствуя весенний сезон. [60] В это время также празднуется Холи, когда участники обливают друг друга цветной водой или порошком. [61] История Басантараса основана на «Гите Говинде» Джайдева и «Брахма Вавайрта Пуране». [62]
Кунджарас празднуется осенью в Ашвин (октябрь) в ночь полнолуния. [63]
Нитьярас празднуется в любую ночь в году, за исключением трех предыдущих ра (Махарас, Басантарас и Кунджара). [58] Это история о божественном союзе Радхи и Кришны после того, как Радха предалась Кришне. [61]
Дибарас празднуется в любое время года, за исключением периодов Махарас, Басантара и Кунджара. [60] Спектакль основан на главах Шри Кришнары - Сангит Самграха , Говинда Лиламритья, Шримад Бхагавата и Сангитамахава. [62]
Международное признание
[ редактировать ]В отношениях Армения-Индия
[ редактировать ]Классический танец манипури изображен на почтовой марке, выпущенной Арменией в 2018 году. [14] [64] где он упоминается как «Национальные танцы» (Индии и Армении соответственно) вместе с армянским Хов Арек в Армения-Индия . совместном выпуске почтовых марок [13] [14] [15]
На международных культурных мероприятиях
[ редактировать ]Классический танец Манипури признан и почитаем на многих международных площадках, включая, помимо прочего, Международный фестиваль классического танца Манипури . [65] [66] Международный день танца , [67] Международный танцевальный фестиваль-Силиконовая долина , [68] Самарпан , международный фестиваль классического танца Манипури , [69] Международный фестиваль индийского классического танца (INDICLAD) , [70] Международный фольклорный фестиваль , церемония открытия Азиатских игр , Сеул , 1986 г., а также V Международный театральный фестиваль , Лондон, 1989 г. [71]
См. также
[ редактировать ]- Искусство и культура Манипура
- Раджкумар Сингхаджит Сингх
- Даршана Джавери
- Манипури Санкиртана
- Классическое языковое движение Мэйтей
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Банерджи, Утпал Кумар (2006). Индийское исполнительское искусство: мозаика . Издательство Харман. ISBN 978-81-86622-75-9 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Поцелуи . ПН Сундаресан. 2006.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дерек, О'Брайен (2006). Путь знаний 7, 2/E . Пирсон Образовательная Индия. ISBN 978-81-7758-055-6 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Мейтей, Сандженбам Яипхаба; Чаудхури, Сарит К.; Арункумар, MC (25 ноября 2020 г.). Культурное наследие Манипура . Рутледж . п. 55. ИСБН 978-1-000-29629-7 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Куласрестха, Махендра (2006). Культура Индии . Лотос Пресс . п. 257. ИСБН 978-81-8382-013-4 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Баласубраманян, Г. Красивая жизнь: ценное образование и жизненные навыки . Pearson Education Индия . п. 30. ISBN 978-81-317-6644-6 .
- ^ «6 классических танцев Индии | Британика» . www.britanica.com . Проверено 12 ноября 2023 г.
- ^ Уильямс 2004 , стр. 83–84, другими основными классическими индийскими танцами являются: Бхаратанатьям, Катхак, Одисси, Катхакали, Кучипуди, Чау, Сатрия, Якшагана и Бхагавата Мела.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Танец | Министерство культуры, правительство Индии» . www.indiacultural.gov.in . Проверено 12 ноября 2023 г.
- ^ «Танец | Министерство культуры, правительство Индии» . www.indiacultural.gov.in . Проверено 9 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сарвал, Амит (15 мая 2022 г.). Небесные танцоры: танец манипури на австралийской сцене . Рутледж . п. 25. ISBN 978-1-000-62550-9 .
- ^ «Сангит Натак Академи Пураскар (Премия Академии)» . Сангит Натак Академи , Министерство культуры , Правительство Индии . Архивировано из оригинала 16 февраля 2012 года . Проверено 16 февраля 2012 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Две новые почтовые марки посвящены армянским и индийским национальным танцам» . panarmenian.net . Проверено 9 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с "Две новые почтовые марки, посвященные совместному выпуску Армения-Индия. Национальные танцы «Тема» .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Две новые почтовые марки посвящены армянским и индийским национальным танцам» . www.newsinfo.am . Проверено 9 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джеймс Г. Лохтефельд (2002). Иллюстрированная энциклопедия индуизма: AM . Издательская группа Розен. стр. 420–421. ISBN 978-0-8239-3179-8 .
- ^ Реджинальд Мэсси 2004 , с. 177.
- ^ Рагини Деви 1990 , стр. 175–180.
- ^ Сарью Доши 1989 , стр. xv – xviii.
- ^ Сарью Доши 1989 , стр. 10-11. ix–xii, 5–6.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Реджинальд Мэсси 2004 , с. 179.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Фарли П. Ричмонд, Дариус Л. Суонн и Филипп Б. Заррилли 1993 , стр. 174–175.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Рагини Деви 1990 , с. 176.
- ^ Сарью Доши 1989 , стр. 78–84.
- ^ Чоудхури, Тапати (2 января 2014 г.). «Жемчужина путешествия» . Индус .
- ^ https://www.esamskriti.com/essays/pdf/14-dec-manipuri-dance-a-journey.pdf [ пустой URL PDF ]
- ^ «Танец Манипури в исполнении Бхарата Натьяма, Одисси, Катхака» .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Реджинальд Мэсси 2004 , стр. 178–180.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д К. Айяппап Паниккар (1997). Средневековая индийская литература: Обзоры и избранные . Сахитья Академия. стр. 325–329. ISBN 978-81-260-0365-5 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Шована Нараян (2011). Настоящая книга индийского классического танца . Стерлинговые издательства. стр. 55–58. ISBN 978-81-207-9078-0 .
- ^ Реджинальд Мэсси 2004 , стр. 181–184.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Реджинальд Мэсси 2004 , стр. 184–186.
- ^ Сингха Р. и Мэсси Р. (1967) Индийские танцы, их история и рост , Фабер и Фабер, Лондон, стр. 175–77.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Реджинальд Мэсси 2004 , стр. 185–186.
- ^ Реджинальд Мэсси 2004 , стр. 186–187.
- ^ Наорем Санаджаоба (1988). Манипур, Прошлое и настоящее: наследие и испытания цивилизации . Публикации Миттала. п. 131. ИСБН 978-81-7099-853-2 .
- ^ Сингха, Р. и Мэсси Р. (1967) Индийские танцы, их история и рост , Фабер и Фабер, Лондон
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Танец | Министерство культуры, правительство Индии» . www.indiacultural.gov.in .
- ^ «Сангит Натак Академи Пураскар (Премия Академии)» . Сангит Натак Академи , Министерство культуры , Правительство Индии . Архивировано из оригинала 16 февраля 2012 года.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Манипури — Банглапедия» . ru.banglapedia.org . Бангладеш: Банглапедия . Проверено 10 декабря 2023 г.
... Танцы и музыка играют жизненно важную роль в жизни жителей Манипури. Самая процветающая ветвь культуры Манипури — танец. Синоним танца Манипури — джагой, и в этом танце движения тела создают либо круг, либо эллипс. Танец Раса – лучшее произведение культуры Манипури. Махарадж Бхагьячандра ввел ее в жизнь, и впервые она была исполнена в Манипуре в 1779 году в полнолуние Картика. ...
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Рагини Деви 1990 , стр. 177–179.
- ^ Рагини Деви 1990 , с. 179.
- ^ Шована Нараян (2011). Настоящая книга индийского классического танца . Стерлинговые издательства. стр. 58–59. ISBN 978-81-207-9078-0 .
- ^ Манипури Раас Лила
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Джамини Деви (2010). Культурная история Манипура: Сиджа Лайоиби и Махары . Публикации Миттала. стр. 61–69. ISBN 978-81-8324-342-1 .
- ^ Шована Нараян (2011). Настоящая книга индийского классического танца . Стерлинговые издательства. стр. 57–58. ISBN 978-81-207-9078-0 .
- ^ Реджинальд Мэсси 2004 , с. 184.
- ^ Питер Дж. Клаус; Сара Даймонд; Маргарет Энн Миллс (2003). Южноазиатский фольклор: Энциклопедия . Рутледж. п. 514. ИСБН 978-0-415-93919-5 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Реджинальд Мэсси 2004 , с. 198.
- ^ С. Праджнянананда (1981). Историческое исследование индийской музыки . Мунширам Манохарлал. п. 223. ИСБН 9788121501774 .
- ^ Реджинальд Мэсси 2004 , стр. 198–199.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Реджинальд Мэсси 2004 , с. 199.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Реджинальд Мэсси 2004 , с. 193.
- ^ Вималаканта Ройя Чаудхури (2000). Словарь классической музыки хиндустани Мотилал Банарсидасс. п. 80 . ISBN 978-81-208-1708-1 .
- ^ Реджинальд Мэсси 2004 , стр. 193–194.
- ^ Сарью Доши 1989 , стр. xvi–xviii, 44–45.
- ^ Манна, Субхенду (июль 2020 г.). «Появление гаудия-вайшнавизма в Манипуре и его влияние на Нат-санкиртану» .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кумар, Нирадж; Дрим, Джордж ван; Стобдан, Пхунчок (18 ноября 2020 г.). Гималайский мост . Рутледж. ISBN 978-1-000-21551-9 .
- ^ Деви, Элангбам Радхарани (июнь 2018 г.). «Махарас Лила из Манипура» . Спектр . 6 (1): 104–105.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кумар, Нирадж; Дрим, Джордж ван; Стобдан, Пхунчок (18 ноября 2020 г.). Гималайский мост . Рутледж. ISBN 978-1-000-21551-9 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мэсси, Реджинальд (2004). Танцы Индии: их история, техника и репертуар . Публикации Абхинава. п. 195. ИСБН 978-81-7017-434-9 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Деви, доктор Пухрамбам Лилабати (8 января 2019 г.). «Исследование деятельности Раас Лилы в Манипуре» (PDF) . Направления исследований . 6 (8): 27.
- ^ Кумар, Нирадж; Дрим, Джордж ван; Стобдан, Пхунчок (18 ноября 2020 г.). Гималайский мост . Рутледж. ISBN 978-1-000-21551-9 .
- ^ «Кабинет министров утвердил Меморандум о взаимопонимании между Индией и Арменией о совместном выпуске почтовых марок» . pib.gov.in. Проверено 9 декабря 2023 г.
- ^ «Движущиеся мифы» . www.telegraphindia.com . Проверено 9 декабря 2023 г.
- ^ «Международный фестиваль классического танца Манипури 20191015» . электронный pao.net . Проверено 9 декабря 2023 г.
- ^ «В Международный день танца взглянем на некоторые известные танцевальные формы Индии и их представителей» . Индийский экспресс . 29 апреля 2023 г. Проверено 9 декабря 2023 г.
- ^ Лесли (19 января 2014 г.). «Танец манипури на Международном танцевальном фестивале в Силиконовой долине, 2014 | Lively Foundation» . Проверено 9 декабря 2023 г.
- ^ «Международный танцевальный фестиваль сегодня» . www.thesangaiexpress.com . Проверено 9 декабря 2023 г.
- ^ «ИСККОН Манипур проведет международный танцевальный фестиваль» . Новости ИСККОН . 7 февраля 2010 г. Проверено 9 декабря 2023 г.
- ^ «Артист прошлых лет: Ахам Лакшми Деви» . mygov.in . Правительство Индии . Проверено 9 декабря 2023 г.
Библиография
[ редактировать ]- Сарью Доши (1989). Танцы Манипура: классическая традиция . Публикации Марга. ISBN 978-81-85026-09-1 .
- Манипури Р.К. Сингхаджита Сингха, серия «Танцы Индии» , «Древо мудрости», ISBN 81-86685-15-4 .
- Деви, Пухрамбам Лилабати (2014). Педагогические перспективы индийского классического танца: Манипури и Бхаратанатьям . Руби Пресс и компания. ISBN 978-9382395393 .
- Рагини Деви (1990). Танцевальные диалекты Индии Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0674-0 .
- Natalia Lidova (2014). Natyashastra . Oxford University Press. doi : 10.1093/obo/9780195399318-0071 .
- Наталья Лидова (1994). Драма и ритуал раннего индуизма . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-1234-5 .
- Уильямс, Дрид (2004). «В тени голливудского ориентализма: аутентичные ост-индийские танцы» (PDF) . Визуальная антропология . 17 (1). Рутледж: 69–98. дои : 10.1080/08949460490274013 . S2CID 29065670 . Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 года . Проверено 3 августа 2016 г.
- Тарла Мехта (1995). Производство санскритских пьес в Древней Индии . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-1057-0 .
- Реджинальд Мэсси (2004). Танцы Индии: их история, техника и репертуар . Публикации Абхинава. ISBN 978-81-7017-434-9 .
- Эмми Те Нидженхейс (1974). Индийская музыка: история и структура . БРИЛЛ Академик. ISBN 90-04-03978-3 .
- Капила Вацяян (2001). Бхарата, Натьяшастра . Сахитья Академия. ISBN 978-81-260-1220-6 .
- Капила Вацяян (1977). Классический индийский танец в литературе и искусстве . Академия Сангит Натак. OCLC 233639306 . , Оглавление
- Капила Вацяян (1974). Индийский классический танец . Академия Сангит Натак. ОСЛК 2238067 .
- Капила Вацяян (2008). Эстетические теории и формы в индийской традиции . Мунширам Манохарлал. ISBN 978-8187586357 . OCLC 286469807 .
- Капила Вацяян. Танец в индийской живописи . Публикации Абхинава. ISBN 978-81-7017-153-9 .
- Уоллес Дэйс (1963). «Понятие «Раса» в санскритской теории драмы». Учебно-театральный журнал . 15 (3): 249–254. дои : 10.2307/3204783 . JSTOR 3204783 .
- Фарли П. Ричмонд; Дариус Л. Суонн; Филип Б. Заррилли (1993). Индийский театр: традиции исполнения . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0981-9 .