Jump to content

Классицизм в культуре Мэйтей

(Перенаправлено из «Классицизм в танцах Мэйтей »)
Классицизм в культуре Мэйтей
(Классицизм в культуре Мэйтей)
Сверху по часовой стрелке: изображение Лая Хараобы . классического спектакля [ а ] в День Республики Индии , [ 1 ] Тойби классический танец Кхамба , [ а ] [ б ] Тханг -Та , классическое боевое искусство [ с ] древний на языке мейтей текст Нумит Каппа , армянская марка, иллюстрирующая классический танец Манипури как «национальный танец» Индии, [ д ] [ и ]
Культурное происхождение Моя культура
Связанные темы
Нематериальное культурное наследие цивилизации Мэйтей

Культурное наследие цивилизации Мэйтей включает классицизм в разнообразных традициях кино , танцев , языка , литературы , музыки , театра и т. д.

В танцах

[ редактировать ]

Шаги, походки и позы с использованием тханг ( Мэйтей означает «меч») и та ( Мейтей означает «копье») в традиционной форме танца и боевого искусства Мэйтей Тханг-Та составляют базовую основу классических хореографических шагов. Лай Хараоба , Манипури Раас Лила , Мэйтей Санкиртана и Пунг Чолом . [ 10 ]

, Классический танец Манипури также известный как Манипури Раас Лила ( Мэйтей : Ягуар Рас/Рас Ягуар , латинизировано: Джагой Раас/Раас Джагой [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] ), является джагоем и одной из основных форм индийской классической танцевальной драмы , происходящей из Канглейпака ( Мейтей означает « Манипур »). [ 14 ] Формально разработанный индуистским королем Мейтей Чинг Тханг Кхомба ( Мейтей означает « Раджарши Бхагьячандра ») Королевства Манипур в 18 веке нашей эры. [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] классический танец Манипури, который считается высшим духовным выражением поклонения индуистскому божеству Кришне , [ 18 ] распространился по Индийскому субконтиненту в последующие столетия. [ 19 ] Благодаря огромному влиянию на разнообразное культурное наследие по всей Индии, он признан Академией Сангит Натак Министерства культуры правительства Индии как одна из немногих основных форм классического танца Республики Индия . [ 20 ] удостаивается премии Сангит Натак Академи за Манипури . и каждый год [ 21 ]

Пунг Чолом и Мэйтей Ната Санкиртана — самые популярные танцевальные формы в Манипури . [ 22 ]

Ритуальные и театральные танцы Лай Хараоба в целом и одна из его основных форм, Кхамба Тойби Джагой ( Мэйтей для «танца Кхамба Тойби») в частности, также считаются классическими танцами. [ 23 ] Примечательно, что Лая Хараобы ( «Кхамба Тойби Джагой» « Мейтей» означает «танец Кхамба Тойби») является одним из культурных элементов, вдохновляющих развитие формы классической танцевальной драмы Манипури Раас Лила . [ 24 ]

В музыке

[ редактировать ]

Нат (сокращенная форма Мейтей Нат Санкиртан ) [ 25 ] это классическая форма музыки Манипура . Это продукт санскритизации традиционной культуры Мейтей с индуистской культурой брахманами . , имеющий 6 раг и 36 рагини [ 26 ]

В отличие от других форм индийской классической музыки , которые исполняются сидя, в Мейтей Ната-Санкиртане артисты играют на музыкальных инструментах, а также поют песни, одновременно выполняя тонкие движения тела и рук, основанные на форме Хутек. Аной ( Мэйтей означает «язык движений рук»), согласующийся с разными шагами, на основе Кхонгтанг Аной ( Мэйтей означает «язык шагов»). [ 27 ]

В языке и литературе

[ редактировать ]

«Начало этой древней литературы Манипури (как в случае с Невари ) может восходить к 1500 или даже 2000 годам позже». [ 28 ]

- Сунити Кумар Чаттерджи , Падмы Вибхушана . индийский ученый, лауреат премии

Язык мейтей ( Meitei : Мейтейлон / Митилон , романизированный: Meiteilon ), также известный как язык манипури ( Meitei : Манипури / মণিপুরী ) — классический язык тибето -бирманской ветви сино-тибетской языковой семьи, имеющий литературную традицию не менее 2000 лет. [ 29 ] Некоторые из ранних литературных произведений включают Угри (музыкальная композиция ок. I века н.э.), [ 30 ] Нумит Каппа (повествовательное произведение ок. I века н.э.), [ 31 ] Пуареитон Хунток (повествовательное произведение ок. III века н.э.), [ 32 ] Хенчо ( музыкальная композиция до VII века н.э.), [ 33 ] Надписи короля Хонгтекчи на медных пластинах VI-VII веков н.э. [ 34 ] Пантоиби Хонггул (повествовательное произведение ок. 8 века н.э.), [ 35 ] Лойюмпа Силиел (письменная конституция ок. 11-12 веков н.э., составленная в 429 году н.э.) и т. д. [ 36 ] Кроме того, язык мейтей наиболее известен своей классической ассоциацией с классическим танцем манипури и другим нематериальным культурным наследием цивилизации мейтей . [ 37 ]

Кхамба Тойби Шейренг ( Мейтей означает «Эпос о Хамбе и Тойби »), третья по длине индийская эпическая поэма , следующая за Махабхаратой и Рамаяной , является классической эпической поэмой Мэйтей , [ 38 ] 000 строк и считается национальным эпосом Манипури имеет 39 . [ 39 ] Классическая сказка Мэйтей о Хамбе и Тойби была ассамский переведена на язык как «Хамба Тойбир Садхуката» ассамским писателем и антропологом Раджаниканта Бордолоем (1869-1939). [ 40 ] [ 41 ]

Помимо « Кхамба Тойби» , другие известные древние повествовательные литературные произведения Мэйтей, которые считаются классикой, включают « Нунгпан Понпи Луваопа» , «Чинарол» и историю Петанги . [ 42 ]

Сказки Сандремби фольклора Мэйтей , считающиеся по высоте классическими, включают истории о и Кейсре , [ 43 ] Эмойну (Имоину) , [ 44 ] Хануба Хануби Паан Тааба , Пебет и Хоидонг Ламбоиба, Табатон и Кейбу Кейойба , Лай Хутшангби , Учек Лангмейдонг , Ээта Тхангмей и Тапта . [ 45 ]

С древних времен он постоянно использовался в качестве единственного «придворного языка» Дурбара (суда), а также всех других судов в Королевстве Манипур . [ 46 ] позже даже официально объявлен таковым в Законе о Конституции штата Манипур 1947 года , прежде чем Манипур стал территорией Республики Индия . [ 47 ]

Благодаря огромному литературному наследию древних и средневековых эпох, написанному традиционным письмом Мэйтей , [ 48 ] он был признан Академией Сахитья Министерства культуры правительства Индии как один из основных развитых языков Индии в 1972 году, и с тех пор он ежегодно удостаивался премии Академии Сахитья за Мейтей , премии перевода Академии Сахитья. для Мейтей , Юва Пураскар для Мейтей и премия Бал Сахитья Пураскар для Мейтей . [ 49 ] Позже он был снова признан правительством Индии в качестве официального зарегистрированного языка , включенного в восьмое приложение к Конституции Индии в 1992 году. [ 50 ] С 2013 года [ 51 ] Движение классического языка мейтей за официальное признание мейтей «классическим языком» широко распространено в Манипуре , Ассаме и Трипуре при поддержке правительства Манипура , нескольких организаций гражданского общества и различных языковых экспертов. [ 52 ]

В кинотеатрах и театрах

[ редактировать ]

Мировая Классика

[ редактировать ]

«Ишаноу» ( Meitei от « Избранный »), фильм 1990 года на индийском языке Meitei , был показан в секции «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале 1991 года . [ 53 ] и снова, после перерыва в 33 года, он был признан «Мировой классикой» на Каннском кинофестивале 2023 года . Примечательно, что это был единственный фильм из Индии, выбранный для участия в мероприятии в том году. [ 54 ] [ 55 ] [ 56 ]

Мэйтей в адаптации классических греко-римских пьес

[ редактировать ]

Многочисленные театральные пьесы, основанные на Антигоне , принцессе из древнегреческой мифологии , часто ставились и ставятся на языке мейтей в его собственной адаптации. [ 57 ] [ 58 ] [ 59 ] в Импхале . [ 60 ] «Малемнганби» — это мейтейская адаптация Софокла древнегреческой трагедии « Антигона» , переписанная Махонмани Монгсабой и поставленная Чанамом Ниллабира Мейтеем . [ 61 ] была показана пьеса «Лэнгшонней» по мотивам «Антигоны», адаптированная Ратаном Тиямом В 1985–86 годах в Импхале на язык мейтей . [ 62 ] [ 63 ] В некоторых источниках говорится, что он адаптировал «Антигону» (пьеса Софокла). [ 64 ] [ 65 ] а некоторые утверждают, что это было из «Антигоны» (пьеса Брехта) . [ 66 ] [ 67 ] [ 68 ]

Ходжанг Тарет» классическая пьеса на языке мейтей , основанная на Еврипида древнегреческой трагедии « « Финикийские женщины » . [ 69 ] Режиссер: Оазис Сугайджам, продюсер — Театр «Пуповина» в Импхале . [ 70 ] [ 71 ] [ 72 ] пьеса показывает моральную неопределенность соперничества между царскими братьями и сестрами, которое привело к разрушению древнего города Фивы в Греции . [ 73 ] [ 74 ] [ 75 ]

«Вакханки» (пьеса «Тиям») классическая пьеса на языке мейтей , основанная на одноименной древнегреческой трагедии , автором которой является Еврипид (480–406 гг. до н.э.), один из 3-х трагиков классических Афин . поставленный режиссером Таваи Тиямом, рассказывает историю царя Пенфея фиванского Спектакль «Мейтей» , и олимпийского бога Диониса . [ 76 ] [ 77 ]

Мэйтей в адаптации классических санскритских пьес

[ редактировать ]

Классические санскритские пьесы, такие как «Урубхангам» (первоначально автором которых был Бхаса во 2-3 веках н.э.), были воспроизведены в своей версии «Мейтей» Ратаном Тиямом , показанной в «Импхале» , [ 78 ] [ 79 ] Панаджи , [ 80 ] Эдинбург , [ 81 ] а также в Афинах . [ 82 ] Другая версия Meitei была снята Уттамкумаром Наоремом и показана в Какчинге . [ 83 ]

Среди других - «Шакунтала» (по мотивам Калидаса » « Абхигьянам Шакунталам ) режиссера Кшетри Джугиндро, показанная в Академии танца Джавахарлала Неру в Импхале . [ 84 ] Бхагватаджукиям (на основе «Бхагавададжжукам » Бодхаяны ) был поставлен в версии «Мейтей» под руководством Кшетри Джугиндро в рамках «Ансамбля Манипури», в частности, поставленного в Бхарат Ранг Махотсав 2023 года . [ 85 ] [ 86 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Ритуальные и театральные танцы Лай Хараоба в целом и одна из его основных форм, Кхамба Тойби Джагой ( Мэйтей для «танца Кхамба Тойби») в частности, также считаются классическими танцами. [ 2 ]
  2. Помимо классической формы танца Кхамба Тойби , история любви Кхамбы и Тойби сама по себе также считается классической в ​​своем роде. [ 3 ]
  3. ^ Традиционная форма танца и боевого искусства Мэйтей Тханг-Та обеспечивает базовую основу для классических хореографических шагов Лая Хараобы , Манипури Раас Лилы , Мэйтей Санкиртаны и Пунг Чолома. [ 4 ]
  4. ^ Танцевальная форма манипури, наряду с армянским хов арек , упоминается как «национальные танцы» (соответственно Индии и Армении) во время совместного выпуска почтовых марок Армения-Индия. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
  5. ^ Это высшее духовное выражение поклонения индуистскому божеству Кришне . [ 8 ] а также нематериальное культурное наследие цивилизации Мэйтей . [ 9 ]
  1. ^ Газета «Полуостров» (26 января 2017 г.). «Разнообразная индийская культура, отраженная в картинах Дня Республики» . m.thepeninsulaqatar.com . Проверено 22 декабря 2023 г. Один из старейших ритуальных театров мира, Лай Хараоба, был воссоздан общиной Мейтей в Манипуре, которая практикует его, с копиями божеств, тщательно продуманными традиционными атрибутами и живыми танцами преданных.
    «Парад в честь Дня Республики: в каких штатах были лучшие картины, а в каких — самые странные?» . Первый пост . 26 января 2017 г. Проверено 22 декабря 2023 г. Манипур: Основное внимание уделялось древней театральной традиции Манипура – ​​Лай Хараоба. Бюро информации для прессы сообщило, что картина является попыткой воссоздать атмосферу этой «причудливой» и богатой культурной традиции с помощью копий местных божеств и танца преданных и жрицы. Эту древнюю традицию, сохраняемую Мейтеями, следует внимательно следить за ее трансцендентной чертой.
    «Парад в честь Дня Республики: цвета Восточной Индии оживают в Раджпате» . Индия сегодня . Проверено 22 декабря 2023 г. В своей картине Манипур продемонстрировал знаменитые праздники Лай Хараоба - древнюю традицию Манипури, характеризующуюся поклонением традиционным божествам. По мнению сообщества Мэйтей, каждый год с наступлением лета их Боги посещают землю для мира и процветания всех людей. Таким образом, люди на земле отмечают это событие с радостью и танцем!
    «Семнадцать штатов и шесть центральных министерств продемонстрируют свои картины на параде в честь Дня Республики – 2017» . pib.gov.in. Бюро информации для прессы (PIB), Министерство информации и радиовещания (Индия) . Проверено 22 декабря 2023 г. Лай Хараоба — один из старейших ритуальных театров мира, ревностно сохраняемый общиной Мейтей в Манипуре с величайшим трепетом и святостью. Все сообщество участвует в нем с полной преданностью. Лай Хараоба, что переводится как «Счастье богов», празднуется, когда поклоняются местным божествам, чтобы принести процветание и благополучие земле и ее жителям. Этих божеств называют Умаг Лаис или Сильванские боги, поскольку их обители расположены в лесистой местности. Священные церемонии проводятся Майбис или жрицами, владеющими танцами и священными ритуалами. Простые люди также танцуют как акт поклонения под аккомпанемент традиционных струнных инструментов (пена) и барабанов (ланденг панг). Картина Манипура представляет собой попытку воссоздать атмосферу этой причудливой и богатой культурной традиции с помощью точных копий божеств, сложной традиционной атрибутики и живых танцев преданных, а также Майби (жрицы), исполняющей священный танец, чтобы пробудить Бога от его сон. {{cite web}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  2. ^ Путь, том 41 . Том. 41. Мичиганский университет ; Фонд Марг (Мумбаи, Индия), Группа исследований современной архитектуры, Группа исследований современных художников и архитекторов, Национальный центр исполнительских искусств (Индия). 1988. стр. XV. Прежде всего, это сохранившиеся ритуальные танцы, вошедшие в репертуар. К ним можно отнести Лай-хараоба и Кхамба Тойби. Их историческая и мифическая тема делает их такими же классическими, как и любой из более поздних вайшнавских танцев. {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
    Доши, Сарью (1989). Танцы Манипура: классическая традиция . Мичиганский университет . Публикации Марга. стр. XIX. ISBN  978-81-85026-09-1 . Прежде всего, это сохранившиеся ритуальные танцы, вошедшие в репертуар. К ним можно отнести Лай-хараоба и Кхамба Тойби. Их историческая и мифическая тема делает их такими же классическими, как и любой из более поздних вайшнавских танцев. В них есть элемент абхиная (театрального представления)...
    Книга Д. М. Сильвейры об Индии . Мичиганский университет . Классические издательства. 1994. с. 230. ИСБН  978-81-900218-2-1 . ...Лай Хараоба - это ритуальный народно-классический танец Манипура, рассказывающий историю творения согласно манипури. Кхамба Тойби — популярный танец Манипури, рассказывающий историю принцессы Тойби и бедного мальчика Кхамбы... {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
    Марг . Том. 41. Университет штата Пенсильвания ; Национальный центр исполнительских искусств (Индия) . п. 109. Прежде всего, это сохранившиеся ритуальные танцы, вошедшие в репертуар. К ним можно отнести Лай-хараоба и Кхамба Тойби. Их историческая и мифическая тема делает их такими же классическими, как и любой из более поздних вайшнавских танцев. В них есть элемент театрального представления абхиная)... {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
    Хурайджам, Бобо (13 марта 2011 г.). «Три ура – ​​КанглаОнлайн» . Проверено 13 ноября 2023 г. ... Не будет ли это все равно, что просить хип-хоп танец из классического выступления Кхамба-Тойби джагой, если мы ожидаем уличной агрессии со стороны наших учителей? ...
  3. ^ КанглаОнлайн (4 апреля 2011 г.). «Великий процесс примирения Мэйтей: возвращение к классическому фольклору в «Эмоину Чакхонг Нгахонгби» покойного Шри Нингомабама Ангутона Митей - KanglaOnline» . ... Фольклор праздника Эмойну из рассказа «Вашак Нгакпа», что означает «Выполнение обещания», написанного покойным Шри Нингомбамом Ангутоном Митеем, и классическая история любви «Хамба-Тойби» являются классическими примерами успешного процесса примирения старых фракций Мэйтей. ..
    Дели, Всеиндийское радио (AIR), Нью (17 марта 1968 г.). «Некоторые классики Манипура» . АКАШВАНИ: Том. XXXIII, № 12 (17 МАРТА 1968 г.) . Индия: Всеиндийское радио (AIR), Нью-Дели. стр. 7, 8. {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
    Бонд, Раскин (14 октября 2000 г.). «История Хамбы и Тойби» . Книга классических индийских любовных историй и стихов «Пингвин» . Пингвин Великобритания . стр. 3, 4. ISBN  978-93-5118-814-8 .
  4. ^ Дзювичю, Липокмар; Баруа, Манджит (13 ноября 2017 г.). Современные практики в Северо-Восточной Индии: история, культура, репрезентация . Тейлор и Фрэнсис . п. 373. ИСБН  978-1-351-27134-9 .
  5. ^ «Две новые почтовые марки посвящены армянским и индийским национальным танцам» . panarmenian.net .
  6. ^ "Две новые почтовые марки, посвященные совместному выпуску Армения-Индия. Тема «Национальные танцы | Лрагир» .
  7. ^ «Две новые почтовые марки посвящены армянским и индийским национальным танцам» . www.newsinfo.am .
  8. ^ Сарвал, Амит (15 мая 2022 г.). Небесные танцоры: танец манипури на австралийской сцене . Рутледж . п. 25. ISBN  978-1-000-62550-9 .
  9. ^ «Танец | Министерство культуры, правительство Индии» . www.indiacultural.gov.in .
  10. ^ Дзювичю, Липокмар; Баруа, Манджит (13 ноября 2017 г.). Современные практики в Северо-Восточной Индии: история, культура, репрезентация . Тейлор и Фрэнсис . п. 373. ИСБН  978-1-351-27134-9 .
  11. ^ Банерджи, Утпал Кумар (2006). Индийское исполнительское искусство: мозаика . Издательство Харман. ISBN  978-81-86622-75-9 .
  12. ^ Поцелуи . ПН Сундаресан. 2006.
  13. ^ Дерек, О'Брайен (2006). Путь знаний 7, 2/E . Пирсон Образовательная Индия. ISBN  978-81-7758-055-6 .
  14. ^ «6 классических танцев Индии | Британика» . www.britanica.com . Проверено 12 ноября 2023 г.
  15. ^ Мейтей, Сандженбам Яипхаба; Чаудхури, Сарит К.; Арункумар, MC (25 ноября 2020 г.). Культурное наследие Манипура Рутледж . п. 55. ИСБН  978-1-000-29629-7 .
  16. ^ Куласрестха, Махендра (2006). Культура Индии . Лотос Пресс . п. 257. ИСБН  978-81-8382-013-4 .
  17. ^ Баласубраманян, Г. Красивая жизнь: ценное образование и жизненные навыки . Pearson Education Индия . п. 30. ISBN  978-81-317-6644-6 .
  18. ^ Сарвал, Амит (15 мая 2022 г.). Небесные танцоры: танец манипури на австралийской сцене . Рутледж . п. 25. ISBN  978-1-000-62550-9 .
  19. ^ «Манипури | История, характеристики и факты | Британника» . www.britanica.com . Проверено 12 ноября 2023 г.
  20. ^ «Танец | Министерство культуры, правительство Индии» . www.indiacultural.gov.in . Проверено 12 ноября 2023 г.
  21. ^ «Сангит Натак Академи Пураскар (Премия Академии)» . Сангит Натак Академи , Министерство культуры , Правительство Индии . Архивировано из оригинала 16 февраля 2012 г. Проверено 16 февраля 2012 г.
  22. ^ Дзювичю, Липокмар; Баруа, Манджит (13 ноября 2017 г.). Современные практики в Северо-Восточной Индии: история, культура, репрезентация . Тейлор и Фрэнсис . п. 373. ИСБН  978-1-351-27134-9 .
  23. ^ Путь, том 41 . Том. 41. Мичиганский университет ; Фонд Марг (Мумбаи, Индия), Группа исследований современной архитектуры, Группа исследований современных художников и архитекторов, Национальный центр исполнительских искусств (Индия). 1988. стр. XV. Прежде всего, это сохранившиеся ритуальные танцы, вошедшие в репертуар. К ним можно отнести Лай-хараоба и Кхамба Тойби. Их историческая и мифическая тема делает их такими же классическими, как и любой из более поздних вайшнавских танцев. {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
    Доши, Сарью (1989). Танцы Манипура: классическая традиция . Мичиганский университет . Публикации Марга. стр. XIX. ISBN  978-81-85026-09-1 . Прежде всего, это сохранившиеся ритуальные танцы, вошедшие в репертуар. К ним можно отнести Лай-хараоба и Кхамба Тойби. Их историческая и мифическая тема делает их такими же классическими, как и любой из более поздних вайшнавских танцев. В них есть элемент абхиная (театрального представления)...
    Книга Д. М. Сильвейры об Индии . Мичиганский университет . Классические издательства. 1994. с. 230. ИСБН  978-81-900218-2-1 . ...Лай Хараоба - это ритуальный народно-классический танец Манипура, рассказывающий историю творения согласно манипури. Кхамба Тойби — популярный танец Манипури, рассказывающий историю принцессы Тойби и бедного мальчика Кхамбы... {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
    Марг . Том. 41. Университет штата Пенсильвания ; Национальный центр исполнительских искусств (Индия) . п. 109. Прежде всего, это сохранившиеся ритуальные танцы, вошедшие в репертуар. К ним можно отнести Лай-хараоба и Кхамба Тойби. Их историческая и мифическая тема делает их такими же классическими, как и любой из более поздних вайшнавских танцев. В них есть элемент театрального представления абхиная)... {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
    Хурайджам, Бобо (13 марта 2011 г.). «Три ура – ​​КанглаОнлайн» . Проверено 13 ноября 2023 г. ... Не будет ли это все равно, что просить хип-хоп танец из классического выступления Кхамба-Тойби джагой, если мы ожидаем уличной агрессии со стороны наших учителей? ...
  24. ^ Танцы Индии . Har-Anand Publications Pvt. Ограничено. 2010. с. 19. ISBN  978-81-241-1337-0 . ...Танцы Раса Лила Шивы и Парвати, Радхи и Кришны, а также местных божеств Кхамбы и Тойби составляют основу танца Манипури...
  25. ^ Санаджаоба, Наорем (1988). Манипур, Прошлое и настоящее: наследие и испытания цивилизации . Публикации Миттала. п. 293. ИСБН  978-81-7099-853-2 .
  26. ^ Сингх, врач общей практики (2009). Исторические исследования некоторых аспектов культуры и цивилизации Северо-Восточной Индии . ГПХ. п. 51. ИСБН  978-81-212-1012-6 .
  27. ^ Дзювичю, Липокмар; Баруа, Манджит (13 ноября 2017 г.). Современные практики в Северо-Восточной Индии: история, культура, репрезентация . Тейлор и Фрэнсис . п. 361. ИСБН  978-1-351-27134-9 .
  28. ^ Индийская литература - Том 14 - страница 20 (изд. Том 14 - страница 20). Сахитья Академия . 1971. с. 20. Начало этой древней литературы Манипури (как в случае с Невари) может восходить к 1500 или даже 2000 годам позже.
    Симха, Нитхаухомджама Келачандра (1975). Язык манипури: статус и важность (на английском языке и манипури). Н. Томби Радж Сингх. п. 34. Начало этой древней литературы Манипури (как в случае с Невари) может восходить к 1500 годам или даже к 2000 годам...
    Санаджаоба, Наорем (1988). Манипур, Прошлое и настоящее: наследие и испытания цивилизации . Публикации Миттала. п. 290. ИСБН  978-81-7099-853-2 .
  29. ^ « Язык Манипур, принадлежащий Тибето-Бирме, приблизился к критериям классического языка » . 21 февраля 2018 г.
    «Манипури — классический язык» .
  30. ^ Айяппаппаниккар (1997). Средневековая индийская литература: Обзоры и избранные . Сахитья Академия . п. 326. ИСБН  978-81-260-0365-5 .
    Сингх, Кхельчандра Нинтхукхонгджам . «Угри» . История литературы старого Манипури (в Манипури). Университета Манипура Библиотека ; Библиотеки Северо-Восточных штатов. Индия: Цифровая библиотека Индии ; Интернет-архив . стр. 81, 82, 83.
    Сингх, Ч. Манихар (1996). «Ранний период (обрядовые песни): Угри». История литературы Манипури (на английском языке и манипури). Индия: Сахитья Академи . стр. 13, 14. ISBN  978-81-260-0086-9 . Опять же, из числа упомянутых выше песен «Угри» и «Кенчо», ввиду их более архаичного стиля и гораздо более продвинутых исторических аллюзий, можно считать более ранними, чем остальные. ... «Угри» упоминается как пение на коронации Нонгда Лайрена Пакхангбы, которая состоялась в 33 году нашей эры ...
    Айяппаппаниккар (1997). Средневековая индийская литература: Обзоры и избранные . Сахитья Академия . п. 329. ИСБН  978-81-260-0365-5 .
  31. ^ Воутерс, Джелле Дж. П.; Субба, Танк Б. (30 сентября 2022 г.). The Routledge Companion в Северо-Восточной Индии . Тейлор и Фрэнсис . п. 473. ИСБН  978-1-000-63699-4 . ... Нумит Каппа, текст Мэйтей I века нашей эры, особенно актуален и проницателен в изучении этой своеобразной взаимосвязи между властью и насилием. Текст читается как заклинание во время чупсабы, очищающего ритуала от «насильственной» смерти...
    «Стрельба по солнцу: исследование смерти и протестов в Манипуре» . Экономический и политический еженедельник . 44 (40). Остин, США . 3 октября 2009 г. – через Техасский университет . ... Нумит Каппа приводит одну из таких версий. Считающееся одним из самых ранних известных литературных произведений, написанных письмом Мэйтей, оно датируется первым веком нашей эры...
    Сингх, Кхельчандра Нинтхукхонгджам . «Нумит Каппа» . История литературы старого Манипури (в Манипури). Университета Манипура Библиотека ; Библиотеки Северо-Восточных штатов. Индия: Цифровая библиотека Индии ; Интернет-архив . стр. 95, 96.
    Кшетримаюм, Джогендро (2009). «Стрельба по солнцу: исследование смерти и протестов в Манипуре» . Экономический и политический еженедельник . 44 (40): 48–54. ISSN   0012-9976 . JSTOR   25663656 .
  32. ^ Сингх, Кхельчандра Нинтхукхонгджам . «Пуарейтон Кхунтокпа» . История литературы старого Манипури (на английском языке и манипури). Университета Манипура Библиотека , Импхал. Индия: Цифровая библиотека Индии . стр. 121, 122. «Пуарейтон Кхунтокпа» является наиболее заметной из всех рукописей, существовавших до Гарибниваза. С лингвистической точки зрения она, похоже, написана гораздо раньше, чем любая из книг, попавших в наше рецензирование. Косвенные и другие случайные свидетельства подтверждают, что книга могла быть написана в третьем веке нашей эры. В ней описывается колонизация долины группой людей из страны Смерти под предводительством Пуарейтона. Сначала они основали свою колонию недалеко от холма Лангол; вероятно, обширная территория между холмами Кубру и холмами Лангол была их королевством. --Отчет об археологических исследованиях в Манипуре, Бюллетень № 1, автор: У. Юмджао Сингх, стр. 18-19.
    Бхаттачарья, Харидас (1953). Культурное наследие Индии: языки и литература . Мичиганский университет . Индия: Миссия Рамакришны, Институт культуры . п. 663. ... Начало этой литературы Древнего Манипури может восходить к 1500 или даже 2000 годам позже. ... «Пойрейтон Кхунток», прозаическое произведение, описывающее поселение некоторых племен мейтей, является старейшим произведением в Манипури, восходящим к третьему веку нашей эры...
  33. ^ Сингх, Кхельчандра Нинтхукхонгджам . «Хенчо» . История литературы старого Манипури (в Манипури). Университета Манипура Библиотека ; Библиотеки Северо-Восточных штатов. Индия: Цифровая библиотека Индии ; Интернет-архив . стр. 97, 98.
    Айяппаппаниккар (1997). Средневековая индийская литература: Обзоры и избранные . Сахитья Академия . п. 330. ИСБН  978-81-260-0365-5 .
    Сингх, Ч. Манихар (1996). «Ранний период (обрядовые песни)». История литературы Манипури (на английском языке и манипури). Индия: Сахитья Академи . стр. 14, 15. ISBN  978-81-260-0086-9 . ... «Кэнчо» совершенно неясен и совершенно непонятен нынешнему поколению, хотя он составляет неотъемлемый элемент повседневной жизни фестиваля. ...
  34. ^ «Язык и письменность манипури - Л. Бирмангал Сингх | Веб-журнал Apanpath» (на бенгали). 16 сентября 2021 г.
    Деви, Юмлембам Гопи (16 июня 2019 г.). Немного о культуре Манипури . ЛП. п. 25. ISBN  978-0-359-72919-7 .
    Паникер, К. Айяппа (1997). Средневековая индийская литература: Обзоры и подборки (ассамский-догри) . Сахитья Академия . п. 325. ИСБН  978-81-260-0365-5 .
    Сен, Сипра (1992). Племена и касты Манипура: описание и избранная библиография . Публикации Миттала. п. 28. ISBN  978-81-7099-310-0 .
  35. ^ Деви, доктор Юмлембам Гопи (16 июня 2019 г.). Немного о культуре Манипури . ЛП. п. 119. ИСБН  978-0-359-72919-7 . ... текст Пантоиби Хонгул, как принято считать, был написан Акойджамом Томбоем во время правления короля Хонгтекча Йоиремба (763 г. н. э.) ...
    Мукерджи, Суджит (1998). Словарь индийской литературы: начало 1850 г. Ориент Блэксван . п. 280. ИСБН  978-81-250-1453-9 . Пантоиби хонгул (? C; Манипури): прозаическое повествование, оригинал которого, как полагают, был написан на древнем языке мейтей в первой половине 8-го века нашей эры...
    «Отношения между Тханг-Та и Мэйтей Пунгом, поддерживаемые нашим Древним…» (PDF) . ccrtindia.gov.in . Министерство культуры, правительство Индии . Центр культурных ресурсов и обучения . п. 4. {{cite web}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  36. ^ Санаджаоба, Наорем (1993). Манипур: Трактат и документы . Публикации Миттала. п. 2. ISBN  978-81-7099-399-5 . Манипур, известный как «Митей Лейпак» или «Канглейпак» в рукописях Митей двухтысячелетней давности, пережил ту или иную форму конституционного правления в соответствии с протоконституцией 429 года нашей эры, которая была сокращена до окончательного формата в 1110 году нашей эры. Конституция под названием «Лойямба Шинен» во время режима короля Лоюмбы.
    Сингх, Кхельчандра Нинтхукхонгджам . «Лойюмба Шиньен - Ваайен Патхаап» . История литературы старого Манипури (в Манипури). Университета Манипура Библиотека ; Библиотеки Северо-Восточных штатов. Индия: Цифровая библиотека Индии ; Интернет-архив . п. 142.
    Санаджаоба, Наорем (1991). Закон и общество: Стратегия общественного выбора, 2001 . Публикации Миттала. п. 304. ИСБН  978-81-7099-271-4 . Конституционализм развился с принятием прототипа конституции в 429 году нашей эры, которая окончательно была преобразована в письменную конституцию в 1110 году нашей эры, названную «Лоюмба Шиньен», пока она не была заменена Законом о Конституции штата Манипур 1947 года, который действовал до слияния Манипура с Индия, 15 октября 1949 года.
  37. ^ Мунси, Урмимала Саркар; Берридж, Стефани (2012). Пересекая традиции: прославляя танец в Индии . ru: Рутледж , Тейлор и Фрэнсис . п. 35. ISBN  978-1-136-70378-2 . ... Это означает владение санскритом, тамильским, телугу, ория, мейтей, персидским или арабским языком. ...
  38. ^ КанглаОнлайн (4 апреля 2011 г.). «Великий процесс примирения Мэйтей: возвращение к классическому фольклору в «Эмоину Чакхонг Нгахонгби» покойного Шри Нингомабама Ангутона Митей - KanglaOnline» . Проверено 12 ноября 2023 г. ... Фольклор праздника Эмойну из рассказа «Вашак Нгакпа», что означает «Выполнение обещания», написанного покойным Шри Нингомбамом Ангутоном Митеем, и классическая история любви «Хамба-Тойби» являются классическими примерами успешного процесса примирения старых фракций Мэйтей. ..
    Дели, Всеиндийское радио (AIR), Нью (17 марта 1968 г.). «Некоторые классики Манипура» . АКАШВАНИ: Том. XXXIII, № 12 (17 МАРТА 1968 г.) . Индия: Всеиндийское радио (AIR), Нью-Дели. стр. 7, 8. {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
    Бонд, Раскин (14 октября 2000 г.). «История Хамбы и Тойби» . Книга классических индийских любовных историй и стихов «Пингвин» . Пингвин Великобритания . стр. 3, 4. ISBN  978-93-5118-814-8 .
  39. ^ Джордж, К.М. (1992). Современная индийская литература, антология: обзоры и стихи . Индия: Сахитья Академи . п. 258. ИСБН  978-81-7201-324-0 . «Кхамба Тойби Шейренг» Х. Ангангала Сингха (Поэма о Кхамба Тойби, 1940) - это национальный эпос манипури, основанный на истории Кхамбы и Тойби из Мойранга. Поэт сочиняет весь эпос в стиле народных баллад Пена Сайсак в исполнении популярных в Манипуре менестрелей или бардов.
    Датта, Амареш (1988). Энциклопедия индийской литературы: от Девраджа до Джьоти . Индия: Сахитья Академи . п. 1186. ИСБН  978-81-260-1194-0 .
    Дас, Сисир Кумар (2005). История индийской литературы: 1911–1956, борьба за свободу: триумф и трагедия . Сахитья Академия . п. 190. ИСБН  978-81-7201-798-9 . Его эпос «Сингел Инду» был опубликован в 1938 году, за которым последовал его выдающийся опус «Хамба Тойби Шейренг» (1940), стихотворение из 39 000 строк, считающееся «национальным» эпосом манипури, написанное в стиле народных баллад Пена Сайсак.
  40. ^ Долби, Эндрю (28 октября 2015 г.). Словарь языков: исчерпывающий справочник по более чем 400 языкам . Издательство Блумсбери. п. 399. ИСБН  978-1-4081-0214-5 .
  41. ^ Бардолой Нирмалпрабхья (1995). Раджани Канта Бардолой . Интернет-архив ; Цифровая библиотека Индии . Индия: Сахитья Академи . п. 14.
  42. ^ Дели, Всеиндийское радио (AIR), Нью (17 марта 1968 г.). «Некоторые классики Манипура» . АКАШВАНИ: Том. XXXIII, № 12 (17 МАРТА 1968 г.) . Индия: Всеиндийское радио (AIR), Нью-Дели. стр. 7, 8. {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  43. ^ КанглаОнлайн (07.01.2013). «Манипурская феерия моды – KanglaOnline» . Проверено 12 ноября 2023 г. ... Грандиозный финал ознаменовался его помпезным шоу под названием «Сандремби и Кейсра», которое он заимствовал из классического фольклора Манипури «Сандремби и Кейсра». ...
  44. ^ КанглаОнлайн (4 апреля 2011 г.). «Великий процесс примирения Мэйтей: возвращение к классическому фольклору в «Эмоину Чакхонг Нгахонгби» покойного Шри Нингомабама Ангутона Митей - KanglaOnline» . Проверено 12 ноября 2023 г. ... Фольклор праздника Эмойну из рассказа «Вашак Нгакпа», что означает «Выполнение обещания», написанного покойным Шри Нингомбамом Ангутоном Митеем, и классическая история любви «Хамба-Тойби» являются классическими примерами успешного процесса примирения старых фракций Мэйтей. ..
  45. ^ Мейтей, Сандженбам Яипхаба; Чаудхури, Сарит К.; Арункумар, MC (25 ноября 2020 г.). Культурное наследие Манипура Рутледж . п. 342. ИСБН  978-1-000-29629-7 . ... Эти сказки стали популярными как «гриб-вари», что означает «вари». Хануба Хануби Паан Тааба, Пебет Амасунг Хойдонг Ламбойба, Табатон амашунг Кабуикеойба, Лай Кутшангби, Учек Лангмейдонг; Ита Тхангмей, Тапта и т. д. являются классическими примерами этих народных сказок, которые могут быть интересны каждому ребенку Мейтей (Singha 2012). ...
  46. ^ Санаджаоба, Наорем (1988). Манипур, Прошлое и настоящее: наследие и испытания цивилизации . Публикации Миттала. п. 290. ИСБН  978-81-7099-853-2 .
    Моханти, ПК (2006). Энциклопедия зарегистрированных племен Индии: в пяти томах . Издательство Гян. п. 149. ИСБН  978-81-8205-052-5 .
  47. ^ Чишти, SMAW (2005). Политическое развитие в Манипуре, 1919-1949 гг . Издательство Гян. п. 282. ИСБН  978-81-7835-424-8 .
    Шарма, Суреш К. (2006). Документы по Северо-Восточной Индии: Манипур . Публикации Миттала. п. 168. ИСБН  978-81-8324-092-5 .
    Тарапот, Панджубам (2003). Кровоточащий Манипур . Публикации Хар-Ананда. п. 309. ИСБН  978-81-241-0902-1 .
    Санаджаоба, Наорем (1993). Манипур: Трактат и документы . Публикации Миттала. п. 369. ИСБН  978-81-7099-399-5 .
    Санаджаоба, Наорем (1993). Манипур: Трактат и документы . Публикации Миттала. п. 255. ИСБН  978-81-7099-399-5 .
  48. ^ Санаджаоба, Наорем (1988). Манипур, Прошлое и настоящее: наследие и испытания цивилизации . Публикации Миттала. п. 290. ИСБН  978-81-7099-853-2 .
  49. ^ Хаджаримаюм Субадани Деви. «Заимствования в Манипури и их влияние» (PDF) . www.sealang.net . В 1972 году Сахитья Академия, высшая организация языка и литературы Индии, признала Манипури (Manipuri Sahitya Parisad. 1986:82).
    «Доктор Токчом Ибоханби — первый писатель Манипури, получивший награду Академии: 24 февраля 22 ~ E-Pao! Заголовки» . электронный pao.net .
  50. ^ «Закон о Конституции (семьдесят первая поправка) 1992 года | Национальный портал Индии» . www.india.gov.in .
    «Язык манипури в 8-м приложении Джита Акойджама» .
    «Языки, включенные в восьмой список Конституции Индии | Департамент официального языка | Министерство внутренних дел | Правительство Индии» . rajbhasha.gov.in .
  51. ^ «Манипур предпринимает шаги, чтобы возобновить усилия по включению манипури в число классических языков Индии» . Импхал Фри Пресс . Движение за признание манипури классическим языком началось в 2013 году, однако в последующих действиях наблюдался пробел.
  52. ^ МАНС (20 августа 2016 г.). «Требуется статус классического языка для Манипури» . Бизнес-стандарт Индии .
    «Требуется статус классического языка для Манипури» . МорунгЭкспресс .
  53. ^ «Каннский фестиваль: Избранный» . фестиваль-канны.com .
  54. ^ «Художественный фильм Манипури «ИСАНУ» признан мировой классикой» . Экономические времена . 06.05.2023. ISSN   0013-0389 .
  55. ^ «ИШАНУ Арибама Сьяма Шармы признана мировой классикой» . Импхал Фри Пресс .
  56. ^ «Фильм Манипури «Ишаноу» стал единственным отреставрированным фильмом Индии, который будет показан в Каннах в 2023 году» . Перспективы Индии .
  57. ^ «Борьба за региональную автономию через региональную культуру: Антигона в Манипуре, Северо-Восточная Индия» . Academic.oup.com . Издательство Оксфордского университета . Проверено 12 ноября 2023 г.
  58. ^ Ми, Эрин (01 июня 2010 г.). «Глава 7: Классика, культурная политика и роль Антигоны в Манипуре, Северо-Восточная Индия» . Вестник Института классических исследований . 53 (Дополнение_108): 131–142. дои : 10.1111/j.2041-5370.2010.tb00032.x . ISSN   0076-0730 .
  59. ^ Холл, Эдит; Васуния, Фирозе; Олстон, Ричард; Риддифорд, Александр; Торн, Джеймс; Робертс, Дебора; Ми, Эрин; Макконнелл, Жюстин (2010). «Индия, Греция и Рим, 1757–2007 годы» . Вестник Института классических исследований. Приложение (108): iii–180. ISSN   2398-3264 . JSTOR   44216106 . ...Выступление Мейтея в «Антигоне» следует рассматривать как противопоставление как британскому, так и бенгальско-индийскому влиянию...
  60. ^ Ми, Эрин Б.; Фоли, Хелен П. (16 июня 2011 г.). Антигона на современной мировой арене . Издательство Оксфордского университета . п. 108. ИСБН  978-0-19-161811-6 .
  61. ^ «МАЛМАНГАНБИ – 20-й Бхарат Ранг Махотсав 2019» . Проверено 12 ноября 2023 г.
  62. ^ «Приложение | Антигона на современной мировой сцене» . Academic.oup.com . Издательство Оксфордского университета . Проверено 13 ноября 2023 г.
  63. ^ «Борьба за региональную автономию через региональную культуру: Антигона в Манипуре, Северо-Восточная Индия» . Academic.oup.com . Издательство Оксфордского университета . Проверено 13 ноября 2023 г.
  64. ^ «Ратан Тиям осветит социальные проблемы: 1 мая 11 года» . Проверено 13 ноября 2023 г. Среди его шедевров особое место занимает «Антигона» Софокла в адаптации «Лэнгшонней» и «Чакравьюха».
  65. ^ ПУБЛИЧНО (22 декабря 2013 г.). «Индии нужно больше региональных театральных школ: председатель NSD Ратан Тиям» . Шиллонг Таймс . Проверено 13 ноября 2023 г. ..."Ленгшонней" (адаптация "Антигоны" Софокла),...
  66. ^ «Ратан Тиям — новый председатель НРД» . ... и «Лэнгшонней» (адаптация «Антигоны» Бертольта Брехта) - одни из его популярных пьес...
  67. ^ « В Индии многим талантливым актерам некуда идти » . www.telegraphindia.com . Проверено 13 ноября 2023 г. ...К числу его лучших постановок в Манипури относятся «Чакравьюха», «Ленгшонней» (адаптация «Антигоны» Бертольта Брехта) и «Ритусамхарам» (по произведению Калидасы)...
  68. ^ «Ратан Тиям — новый председатель НРД» . 20 августа 2013 г. Проверено 13 ноября 2023 г. ..."Ленгшонней" (адаптация "Антигоны" Бертольта Брехта) - одни из его популярных пьес...
  69. ^ «На этом этапе | 2018: Оглядываясь назад» . Индийский экспресс . 25 декабря 2018 г.
  70. ^ «Ходжанг Тарет — выдающиеся достижения Махиндры в области театральной премии» . Ходжанг Тарет — Махиндра за выдающиеся достижения в области театральной премии .
  71. ^ «ЧЕГО ОЖИДАТЬ ОТ 10 МЕТА-ПЬЮТ? - Фестиваль художественной культуры» . 21 марта 2018 г.
  72. ^ «Ходжанг Тарет - Ожившая греческая трагедия - Махиндра за выдающиеся достижения в области театральной премии» . Ходжанг Тарет - Греческая трагедия, воплощенная в жизнь - Махиндра за выдающиеся достижения в театральной премии .
  73. ^ «Ходжанг Тарет — выдающиеся достижения Махиндры в области театральной премии» . Ходжанг Тарет — Махиндра за выдающиеся достижения в области театральной премии .
  74. ^ «ЧЕГО ОЖИДАТЬ ОТ 10 МЕТА-ПЬЮТ? - Фестиваль художественной культуры» . 21 марта 2018 г.
  75. ^ «Ходжанг Тарет - Ожившая греческая трагедия - Махиндра за выдающиеся достижения в области театральной премии» . Ходжанг Тарет - Греческая трагедия, воплощенная в жизнь - Махиндра за выдающиеся достижения в театральной премии .
  76. ^ «Откройте для себя богатство северо-востока в NSD» . Индостан Таймс . 25 августа 2015 г.
  77. ^ Уильямгурумаюм (24 августа 2015 г.). «Вакханки откроют фестиваль NE Play» . Импхал Таймс
  78. ^ «Возвращение к Урубхангаму Ратана Тияма - свобода и свобода воображения с доктором Сунилом Котари» . narthaki.com . Проверено 21 декабря 2023 г.
  79. ^ «Урубхангам - Журнал Рупката по междисциплинарным гуманитарным исследованиям» . rupkatha.com . Проверено 21 декабря 2023 г.
  80. ^ « Шастрия Натья Махотсав — букет классических индийских пьес» . 24 марта 2017 г. Проверено 21 декабря 2023 г.
  81. ^ ДХНС. «Путешествие на центральную сцену» . Декан Вестник . Проверено 21 декабря 2023 г.
  82. ^ «Как Ратан Тиям вывел Манипур на мировую арену» . Индийский экспресс . 01.03.2020 . Проверено 21 декабря 2023 г.
  83. ^ « Постановка «Урубхангама»» . Проверено 21 декабря 2023 г.
  84. ^ «Сага о Шакунтале в красках Манипура — эпос Калидаса на сцене Импхал» . www.telegraphindia.com . Проверено 21 декабря 2023 г.
  85. ^ «БХАГВАТАДЖУКИЯМ – 22-й Бхарат Ранг Махотсав 2023 года» . Бхарат Ранг Махотсав . драмы Национальная школа Министерства культуры (Индия) . Проверено 21 декабря 2023 г.
  86. ^ «Интригующие спектакли, поставленные в четвертый день Бхарат Ранг Махотсав 2023» . Таймс оф Индия . 20 февраля 2023 г. ISSN   0971-8257 . Проверено 21 декабря 2023 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c1a98c0be3209cd22c270686e7756396__1709922300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c1/96/c1a98c0be3209cd22c270686e7756396.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Classicism in Meitei culture - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)